Краткая история Римской империи. Как жили в Древнем Риме? Жилища и повседневный быт древнего рима О бедных людях в древнем риме

Краткая история Римской империи. Как жили в Древнем Риме? Жилища и повседневный быт древнего рима О бедных людях в древнем риме

Те, кто хоть немного знаком с историей Древнего Рима знают, что римляне – это высоко цивилизованный народ, далеко не варварский, у них был высокий уровень культуры, и поэтому подробности их повседневной жизни могут быть очень интересными.

Жилища римлян

Большинство состоятельных граждан Рима жили в довольно просторных одноэтажных домах, который также включал и большой земельный участок. Мебели в доме было минимум – римляне любили пространство. Состоятельные граждане спали на кроватях, сидели на стульях или лавках, ели за небольшим столом. Личные вещи хранили в специальных сундуках.
Более бедные граждане спали преимущественно на полу, их дома были небольшими, с минимумом мебели. Справляя естественные нужды, ночной горшок выливали прямо на улицу города – можете представить, какая там стояла вонь.
Богатые римляне имели собственный санузел, баню.

Общественные постройки

В каждом римском городе были общественные туалеты, как для женщин, так и мужчин. Интересно, но общественные бани были общими. Вход в термальную баню чаще всего был бесплатным или стоил очень мало. Именно в банях все римляне приводили свое тело в порядок после трудного рабочего дня.
Каждый римлян также мог посетить библиотеку, театр, арену для боев гладиаторов, форум (место, где происходила вся торговая и политическая жизнь общества).

Питание

Ели римляне ранним утром, с первыми лучами солнца, после чего сразу же отправлялись работать. Завтрак обычного гражданина был довольно бедным, а вот богатые римляне могли позволить себе фрукты, мясо, вина.
Кстати, воду римляне пили редко – преимущество это было разбавленное с водой вино.
Ужин мог начинаться поздней ночью и продолжаться довольно долго, так как римляне имели обычай часто ходить в гости. За такой трапезой могли начаться очень долгие разговоры.

Одежда

Мужчины носили тогу – что-то вроде мужского платья, которое завязывали поясом. На ногах были надеты сандалии. Женщины носили тунику – та же тога, только несколько длиннее.

Рабы

Каждая римская семья имела право владеть собственными рабами, если этому позволял кошелек. Рабы выполняли всю грязную работу за своих господ – иногда абсолютно всю работу. Рабы не получали жалования, работали за еду, защиту и за крышу над головой.
Рабами могли быть не только военнопленные, но и римляне, которые залезли в большие долги, и таким образом отрабатывали долг.

Среди огромной массы римского населения, которую можно назвать третьим сословием, преобладающее большинство, без всякого сомнения, принадлежало пролетариату, вся жизнь которого концентрировалась вокруг «хлеба и зрелищ». Число пролетариата постоянно возрастало, вследствие прилива из провинций, который был вызван льготами этого положения. Но публично раздаваемого хлеба едва хватало для большинства мужского свободного населения, бедность и нужда царили поэтому в этом большом городе, в котором все отличилось чрезвычайной дороговизной.

«Для бедных, — говорит Мартиал, — презрение жизни в духе стоиков не являлось особенной заслугой. Их темные комнатки, к которым, были так низки, что нельзя было войти в них, не согнувшись. Их очаг был часто холоден, вся обстановка их состояла из кувшина с отломанной ручкой, матраса, клопа, кучки соломы и пустой кровати; их единственной защитой от холода была короткая тога, служившая им и днем и ночью; их пищей было кислое, как уксус, вино и черный хлеб».

Кроме хлеба, пищей низших классов были овощи, главным образом, бобы и репа (составлявшие «обед ремесленников»), чечевица, лук, чеснок, горох и дешевая рыба; сваренная с луком баранья или копченая свиная голова считалась роскошным обедом. Первого июля (последний срок для перемены квартиры) часто можно было видеть, как бедные семьи, которых домохозяин выгнал, отобрав у них лучшие вещи, за то, что они два года не платили за квартиру, с остатком своего имущества переходили через улицу, как это описывается у того же поэта, который называет это зрелище «позором 1-го июля». Поэт спрашивает, зачем эти люди ищут себе квартиру, когда они даром могут прожить «на мосту». Мосты, ступени, пороги зданий и склоны холмов служили (как и теперь в Риме) постоянным местопребыванием нищих. Находясь там и на других оживленных местах, главным образом, на форумах, они старались вызвать в прохожих сострадание своим несчастным видом, своими лохмотьями и наготой, своими недугами и убожеством (например, слепые, ведомые собакой); хриплым голосом и нараспев повторяли они один за другим свою несмолкаемую просьбу о подаче милостыни. В ненастные декабрьские ночи их убежищем служил, может быть, открытый подвал, их единственным спутником была собака, их пищей «собачий хлеб» (хлеб из отрубей), все имущество их состояло из посоха, одеяла или циновки и сумы, а избавлением их была смерть в пустынном углу.

Но, несмотря на все это, и среди низших классов встречались порою достаток и богатство, вызванные отчасти неожиданной переменой судьбы, которая чаще всего была благосклонна к рабам. Плиний рассказывает о Клесиппе, горбатом и вообще некрасивом рабе, изучавшем валяльное ремесло, который во время одного аукциона был куплен некоей Геганией в придачу к коринфскому канделябру. Он стал любовником своей госпожи и ее наследником. Став богатым человеком, он чтил вместо богов канделябр, благодаря которому он возвысился и разбогател. Подобные случаи бывали, по всей вероятности, довольно часты в императорскую эпоху.

Богатство Филосторга, бывшего любимца (Лициния) Суры (могущественного друга Траяна), приводило в негодование одного друга философа Эпиктета, который, однако, ответил ему, что он не имеет никакого права жаловаться на судьбу, так как сам не пожелал бы купить себе самое блестящее положение тою ценой, какою купил себе его Филосторг. Ювеналу пришлось дожить до того, что цирюльник, под бритвой которого шумела когда-то его борода, купил себе много вилл, и состоянием своим мог бы потягаться со всею аристократией. Мартиалу пришлось видеть, как один вольноотпущенник-сапожник, привыкший разрывать старые шкуры зубами, стал вести роскошный образ жизни в Пренестинском поместье своего бывшего господина.

Люди, которые некогда в качестве трубачей, во время борьбы гладиаторов, перебирались из города в город, с течением времени становились настолько богатыми, что сами устраивали гладиаторские игры; один бывший сапожник при Домитиане устроил подобные состязания в Болонье, а бывший валяльщик — в Модене, где это ремесло, находящееся в связи с производством шерсти, по всей вероятности, в это время процветало. Хотя подобные случаи счастья и были довольно редки, но совершенно обыденным делом было, что мелочные торговцы, торговавшие грязным товаром, и устроители аукционов зарабатывали больше, чем адвокаты. Ежегодный доход в 24 000 сестерциев давал одному лицу полную возможность вести в Риме скромный образ жизни. Невол у Ювенала желает себе только 20 000 сестерциев, а кроме того, еще немного серебряной посуды, которая может быть не особенно искусной работы, но не должна быть слишком мелкой и простой, двух сильных рабов из Мэзии, которые смогут очистить ему место в цирке, и двух опытных ремесленников, которые своей работой будут приносить ему доход. Этого ему будет достаточно, если он уж должен оставаться бедняком.

Обычно Древний Рим у обывателей ассоциируется с известными мифами и античной архитектурой. Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха. Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

1. Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

2. Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке, которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

3. Взрывы метана

Каждый раз, когда человек заходил в римский туалет, он рисковал умереть. Первая проблема заключалась в том, что существа, живущие в канализационной системе часто выползали наружу и кусали людей в то время, как те справляли свои потребности. Еще более худшая проблема заключалась в накоплении метана, который иногда скапливался в таких количествах, что воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасными, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых. Стены многих туалетов были испещрены магическими заклинаниями, предназначенными, чтобы отпугивать демонов. Также в в некоторых туалетах стояли статуи богини удачи Фортуны, которой при входе внутрь молились люди.

4.Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

5. Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились источником афродизиаков. В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

6. Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы. Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.

К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на... тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

7. Пенисы "на удачу"

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли "предотвратить вред", который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы "на удачу" рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

8. Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц. Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, "повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук". Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

9. Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто "не лезло больше", а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не "заморачивались" и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

10. Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот "продукт".

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Ранним утром на рассвете в римских домах раздавались первые звуки нового дня. Рабы натирали мраморные полы пчелиным воском, гремели посудой в столовой, зажигали огонь в печи, открывали ставни и готовили детали дневного туалета господ. Все римские дома были счастливы по-разному, в зависимости от достатка хозяев. Сами хозяева тоже просыпались рано, за вычетом тех случаев, когда вечеринки переходили в ночные гуляния с друзьями.

Римляне торопились на работу. Правда, работали они до полудня и день через два, поскольку праздники в Древнем Риме преобладали над буднями, а в будние дни после обеда римляне сами себе устраивали праздники. Как?

Принцип удовольствия 2000 лет назад

В отличие от принципа лишения и страдания, узаконенного несколько веков позже Церковью, язычники древнего Рима следовали принципу удовольствия. Они открыли его задолго до теории Фрейда. Если не было бога, который мог бы стать покровителем удовольствия во всех его формах, римляне его заимствовали или придумывали сами. Они торопились жить. Этот врожденный импульс был созидающим и разрушительным для тех времен, но никто об этом особенно не задумывался.

Ритуал утреннего обмывания совершался над тазом или бронзовой миской, но без мыла - римляне не знали его. Вместо этого использовали пепел бука, измельченную глину и щелок либо бобовую муку. Для гладкости кожу потом смягчали масляным бальзамом. Вытирались льняным полотенцем. Мужчины брились ежедневно, пожилые, как ни странно, не стеснялись красить волосы в черный цвет, а лысые не пренебрегали париками. Рабы и рабыни отвечали за то, чтобы мужчины были гладко выбриты, накрахмалены и одеты в чистую тогу, а женщины - причесаны по моде, гримированы и одеты лучшим образом. У зажиточных римлян были рабы-парикмахеры (тонзоры) и ornatrices для матрон. Волосы закручивали горячим железным стержнем - аналогом бигудей.

Первый завтрак римляне делали наспех, очень часто - по дороге на работу, прикупив в одной из многочисленных лавок холодные или теплые закуски. Женщины после этого либо приступали к домашним заботам, либо навещали подруг и родственников. Работающих женщин в Древнем Риме было немного и заняты они были в основном в ремесленных мастерских.

Римский форум 2000 лет назад - место встречи изменить было нельзя

поначалу являлись местами оживленной торговли или, попросту говоря, обыкновенными рынками. В имперский период они превратились в притягательные центры для римлян. Воздвигались базилики и появлялись сенатские курии. Здесь проходили торжественные шествования завоевателей и демонстрации награбленного на покоренных территориях. Самые последние события можно было узнать только на форумах. Бывшие рынки постепенно превращались в ярмарки, а затем - в культурные и политические центры города.

Простые римляне, жившие в многоэтажных инсулах , часто в - комнатушках без санитарных помещений и воды, с удовольствием устремлялись по утрам к форумам: это был способ приобщиться к благу и почувствовать себя жителем великой империи. Здесь было позволено словоблудие и ораторство в неограниченных количествах и для всех. Любой мог обратиться к толпе с импровизированной трибуны и толкнуть речь на любую тему, кроме тех, которые подвергали сомнению величие империи и статус существующей власти.

Таких форумов в Риме в имперский период было не менее одиннадцати. И хлеб, и зрелища - все можно было дать и получить здесь жителю древнего города в ритме стремительно меняющегося ежедневия. Здесь заключались торговые соглашения, устанавливались цены на ходовые и неходовые товары, а великолепие колоннад и раскрашенных статуй исполняло гордостью и эстетическим удовлетворением сердца жителей и гостей Рима. После работы (примерно к часу дня) римляне, умывшись и переодевшись, стекались к площадям в надежде получить шанс, выгодное предложение или купить по лучшей цене заморский товар первого качества.

Полезно :

Римские купания 2000 лет назад

Древние римляне считали, что истина в воде. Они даже поклонялись богине Veritas, дочери Сатурна, которая, как считалось, жила в глубинах колодцев. Однако римские императоры с помощью многотысячной армии рабов и знатных мастеров позволили жителям древнего мегаполиса буквально купаться в истинной влаге блаженства. Были построены акведуки и термы, которые полностью изменили представление римлян о свойствах воды и ее политической значимости.

Знаменитые термы императоров стали средоточием новой культуры и образа жизни в Древнем Риме. Термы Диоклетиана и Каракаллы ежедневно посещали тысячи римлян от мала до велика. Библиотеки, площадки для игры, оздоровительные процедуры по примеру древних этрусков чередовались с отдыхом и солнечными процедурами, а "в кулуарах" терм или напрямую в бассейнах решались судьбы республики.

Термы в послеобеденное время стали альтернативой форумам и циркам. Особенно после величайшего решения Агриппы сделать их бесплатными для всех. Можно было увидеть мимов, плясунов, продавцов цветов и амулетов, можно было вдоволь поесть-попить, можно было сделать ставки на гладиаторов, закрутить любовную интригу или просто выбрать одну из жриц любви. Можно было заняться спортом или почитать древние рукописи.

Изощренный механизм водных процедур в наши дни по соображениям экономии сохранился лишь частично. Между тем, в римских термах были свои правила наслаждения водой. Сначала посетители входили в тиепидариум - просторный бассейн со слегка подогретой водой, в котором они пребывали около часа. Затем наступала очередь кальдариума : здесь воду разогревали до температуры прим. 40° C. Наконец, купальщик выбирал лаконикум (laconicum) - бассейн с горячей водой в помещении с разогретым воздухом (прообраз сауны). Для финальной закалки служил тонизирующий фригидариум с холодной водой.

Колизей и цирки 2000 лет назад

Все новое - это хорошо забытое старое. За две тысячи лет до появления современного бокса, борьбы, фехтования, скачек и даже футбола римская цивилизация наслаждалась противоборством мужской силы в самом грубом виде на многочисленных аренах и стадионах. Вид и запах крови будоражил и опьянял многотысячные толпы зрителей , а гладиаторы-победители становились кумирами. Вопреки распространенному мнению, смерть гладиатора на арене Колизея была не частым явлением. Римляне были по-своему милосердны, но вместе с тем практичны: покупка и обучение гладиатора стоили немалых денег.

Римские обыватели, к сожалению, не испытывали такого же чувства сострадания к диким зверям, которые включались в спектакли Колизея. По свидетельству современников известно, что не менее 5.000 хищных зверей было убито за 100 дней праздника в честь открытия Колизея.

Большой Цирк , или Чирко Массимо, который мог вместить до 300 тысяч зрителей, сотрясал возгласами и ревом восторженной публики римское небо почти ежедневно. Если верить легенде, то похищение сабинянок и последующее столкновение латинов и сабинян, которое чудом закончилось крепким союзом двух племен, произошло как раз после одного из конных состязаний на арене Большого Цирка.

А ведь это было лишь малой частью индустрии развлечений в Древнем Риме. Существовали стадионы - сооружения с чисто спортивной направленностью, среди которых - известный стадион Домициана, точной копией которого является нынешняя жемчужина Рима - площадь Навона. Существовали цирки, в которых проводились сражения на воде и на кораблях в натуральную величину. Среди них - Наумахия Августа в районе нынешнего квартала Трастевере.

Конец дня и ужин в Риме 2000 лет назад

Утомленные солнцем и празднованиями римляне перед сном забегали в таверны (аналог нынешнего фастфуда - быстрого питания) либо торопились домой, где их ждал подогретый рабами ужин. Ужинали нередко в присутствии рабов, кучкующихся в углу трапезарии. Если принимали гостей, по всем правилам ужин становился понятием растяжимым. Забота рабов состояла в том, чтобы проводить довольных гостей, осветить дорогу факелом или запрячься лично в повозку.

После ужина супруги удалялись в свои покои. В римских семьях, если была такая возможность, супруги спали отдельно и лишь по мере надобности ночевали в спальне с широкой кроватью. Это одна из загадок Вечного города. Но ведь утро вечера мудренее.

семья играла очень важную роль. Когда в семье рождался ребенок это всегда был большой праздник, однако лишь только в том случае если отец ребенка брал его на руки. В противном случае ребенка просто выбрасывали на улицу. Также выбрасывали на улицу слабых и уродливых детей .

В бедных семьях иногда отказывались и от здоровых детей. В этом случае их клали в корзины и приносили на рынок.

Традиции в семьях древних римлян

Отец в Древнем Риме был главой семейства и обладал исключительной властью над своими родными. Он умел право даже казнить собственноручно по своему усмотрению провинившихся членов семьи. Только с приходом в Рим христианства выбрасывание детей стало считаться в городе преступлением, а казнь взрослых детей убийством.

Воспитание детей

Когда мальчику в Древнем Риме исполнялось семь лет, то он начинал под руководством своего отца постигать различные науки. Мальчиков обучали владеть оружием, ездить верхом, их также закаляли и приучали терпеть боль. В богатых и состоятельных семьях римлян мальчики также обучались грамоте. Девочки же продолжали оставаться с матерями.

По достижении определенного возраста мальчики в Древнем Риме получали взрослую тогу и их отдавали на обучение государственному чиновнику. В Древнем Риме такое образование называлось начальной школой Римского Форума . После этого уже юноши проходили военную подготовку на Марсово м поле в Риме и отправлялись в обязательном порядке на службу в армию.

Дети ремесленников росли в тесных инсулах. В отличие от детей аристократических семей они получали образование лишь только в начальных классах. Такое обучение начиналось с семилетнего возраста и продолжалось пять лет. Обучение в Риме допускало постоянные побои учеников. Летние каникулы были довольно таки продолжительными. В городе они длились до четырех месяцев, а в сельской местности до полугода.

Распорядок дня

Распорядок жизни древних римлян был один и тот же, как для простого римлянина, так и для сенатора. Вставали римляне с рассветом. Обувшись в свои сандалии, римлянин совершал свой туалет, умывая лицо и руки.

Завтрак римлянина состоял из куска хлеба, который был пропитан вином и посыпан солью. Иногда этот хлеб был намазан медом.

Все свои дела римлянин обычно завершал уже к полудню . После чего следовал второй завтрак , которые также был весьма скромным. Даже императоры не позволяли себе во время второго завтрака больших излишеств.

После второго завтрака наступал период полуденного отдыха . После этого римляне отправлялись в бани , для того чтобы пообщаться с друзьями, позаниматься в гимнастических залах и, конечно же, помыться.

Уже к вечеру вся семья римлян собиралась на ужин . Во время ужина, который, как правило, длился несколько часов, нравы римлян не были уже такими строгими. Часто ужинающих развлекали танцовщицы . За столом велся непринужденный разговор, и звучали шутки.

Кроме посещения терм у римлян были и другие развлечения. Они любили различные головоломки и загадки, играли в кости и в мяч .

После победоносных войн в Рим нескончаемым потоком начали прибывать военные трофеи и рабы . Как следствие многие знатные римляне завели себе рабов разных категорий. Среди обязательных категорий были – рабы привратники, рабы для переносок носилок, рабы сопровождающие господина в гости, раб повар.

Особо богатые римляне позволяли себе содержать у себя целые театры , где были рабы актеры и певцы. Обычно такие рабы стоили на невольничьем рынке самые большие деньги.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top