Лекотека, как новая форма социализации, ранней помощи и образования детей с овз и детей-инвалидов. Российская лекотека Другие методы обследования

Лекотека, как новая форма социализации, ранней помощи и образования детей с овз и детей-инвалидов. Российская лекотека Другие методы обследования

Проектная деятельность.

Лекотека как модель службы ранней помощи для детей домов ребенка.

Во исполнение Указа Президента РФ от 01,0602012 г. №761 « О национальной стратегии действий и интересах детей на 2012 -2017 годы», решений Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ», в целях совершенствования качества психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в декабре 2012 года ГКУ СДР №19 принял участие в проекте «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».

«Российская Лекотека - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Имеются программы: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина - руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США), программа, получившее название "«Лекотека»" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Первая «Лекотека» была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская «Лекотека», ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году.

Российская «Лекотека» возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.

МГППУ написана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А.. Авторы программы «Лекотека» опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка, общение с близким взрослым; использование идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других.

На базе ГКУ СДР №19 с 01.12.2012 г. было организовано структурное подразделение «Лекотека», с целью осуществления деятельности, ориентированной на улучшение и повышение качества психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 1 мес. до 4 лет, с нарушениями развития, имеющими и не имеющими статус ребенка-инвалида, для расширения их возможностей обучения и социализации.

В рамках проекта группа специалистов (педагог-психолог, логопеды и воспитатели) прошла теоретическое и практическое обучение основным видам деятельности Службы ранней помощи в Российской Лекотеке.

В данном проекте были произведены модификация и адаптация Российской Лекотеки, как модели Службы ранней помощи для детей-сирот в доме ребенка. Для этого были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

Специалистами дома ребенка совместно со специалистами Центральной Российской Лекотеки была разработана и апробирована новая организационная модель Лекотеки, спроектирована образовательная программа, в соответствии с ФГТ, рассмотрена и утверждена форма документации, определен режим работы.

В рамках указанной деятельности были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

Цель структурного подразделения Лекотеки дома ребенка – это обеспечение психолого-педагогического и медико - социального сопровождения детей от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития и для полноценного развития личности ребенка и дальнейшей успешной социализации, формирование предпосылок учебной деятельности, поддержка развития личности детей, оставшихся без попечения родителей и оказание им психолого-педагогической помощи.

Психолого- педагогическое сопровождение детей осуществлялось на основе гибких индивидуальных маршрутов и личностно-ориентированных программ. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут предполагал постепенное включение воспитанника в коллектив сверстников с помощью сопровождающего взрослого. Исходя из индивидуальных особенностей детей, с различными нарушениями приходилось составлять перспективные индивидуальные планы (3-4 мес.) для каждого малыша.

Основной принцип работы с ребенком: следование за активностью ребенка, работа в «теме» малыша.

Принцип комплексного воздействия (интегративные занятия).

Принцип систематичности.

Принцип наглядности.

Принцип субъектно-ориентированного подхода.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип оптимистического подхода.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком.

Игра - основной метод Лекотеки. Равноправное партнерство специалистов и детей – главное условие эффективной работы. В организации «Лекотеки» предполагается использование игровых методов, арт-терапевтических, акустических техник, песочной терапии для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей, метод М.Монтессори, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; работа в сенсорной комнате.

В Лекотеке дома ребенка организовано правильное пространство, оборудованное игровыми пособиями, способствующими развитию у детей познавательной активности

и воображения, тактильной чувствительности, интереса к творчеству и движению. Имеется хранилище ля игрушек.

Деятельность специалистов Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:

  • поддержку усилий персонала дома ребенка по развитию личности ребенка;
  • налаживание эффективного общения ребенка со взрослым и другими детьми группы;
  • формирование предпосылок к обучению.

Также осуществлялся мониторинг достижения детей по усвоению индивидуальной программы. В процессе мониторинга исследовался уровень физического развития, уровень социализации, уровень развития коммуникативных способностей, развитие познавательной деятельности, мышления и игры.

В результате внедрения работы структурного подразделения Лекотека, специалистами было охвачено значительное число детей, нуждающихся в дополнительных занятиях, и оказана психолого-педагогическая помощь, групповому персоналу даны рекомендации по адаптации детей в группе, найдены и разработаны индивидуальные программы коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Лекотека для нашего дома ребенка является инновационной формой работы с детьми, она уже хорошо зарекомендовала себя как самый лучший и удобный вариант реальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.


Лекотека (от шведского слова leco - игрушка, с греческого theke – хранилище, собрание, коллекция) – это система психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями развития.

Для максимальной реализации потенциала, для формирования достойной жизненной перспективы каждого воспитанника дома ребенка, его образования, воспитания и социализации в Доме ребенка № 19 с декабря 2012 г. реализуется проект: «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».

Основная цель лекотеки - создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Задачи лекотеки:

1. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей.

2. Подбор адекватных средств общения с ребенком.

3. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.

4. Подбор оптимальных способов обучения ребенка.

5. Проведение индивидуальных развивающих и психолого-коррекционных занятий согласно индивидуальному плану.

6. Формирование предпосылок для успешного устройства ребенка в семью.

Игровой сеанс - это основная форма работы педагога в лекотеке с ребенком. Игровой сеанс направлен на решение основных задач индивидуально- ориентированной программы.

Этапы внедрения проекта «Лекотека» в домах ребенка:

Подготовительный этап:

Знакомство сотрудников дома ребенка (педагогического и медицинского персонала) с проектом «Лекотека»;

Отбор и обучение специалистов дома ребенка по проекту «Лекотека»;

- подготовка оборудования и организация среды для реализации проекта «Лекотека».

Реализационный этап:

Отбор детей в целевую группу;

Разработка специалистами лекотеки индивидуально-ориентированных программ развития ребенка;

Проведение индивидуальных игровых сеансов с детьми;

Видеосъемка игровых сеансов с целью дальнейшей коррекции психолого-педагогического воздействия и др.

Результаты проектной деятельности:

Укрепление доверительных отношений со взрослым;

Пробуждение интереса к совместной деятельности;

Высокое эмоциональное вовлечение ребенка в общение со взрослым;

Возрастание речевой активности;

Активизация познавательного интереса;

Раскрытие эмоционального и интеллектуального потенциала;

Гармонично дополняет, углубляет и расширяет деятельность учреждения.

РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА

Исследования, проведённые Институтом коррекционной педагогики РАО, показали, что 90-ые гг. в России характеризуются переходом к новому периоду эволюции отношением государства к лицам с отклонениями в развитии, а система специального образования – переходом к качественно новому этапу развития в соответствии с новым пониманием обществом и государством прав детей, имеющих статус инвалидов.

Высокая эффективность психолого – медико – педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. В большинстве развитых стран абилитация выделилась из сферы медицина и перешла в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснением медицинских методов абилитации психолого – педагогическими.

В России отдельные методы абилитации уже внедряются в учреждения здравоохранения и образования в Санкт – Петербурге, Москве, Архангельске и некоторых других городах. Особое значение придаётся разработке и использованию оптимальных форм психолого – педагогической работы, одной из которых и является ЛЕКОТЕКА.

Её деятельность направлена на:

Создание благоприятных условий для развития ребенка;

Психологическую поддержку семьи малыша с нарушением развития;

Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольное образовательное учреждение, на помощь в адаптации в семье и в других социальных группах.

https://pandia.ru/text/78/220/images/image002_86.jpg" width="430" height="323 src=">

С ребенком проводятся индивидуальные игровые сеансы, имеющие временные рамки, но в целом структура игрового сеанса и его содержание могут меняться в зависимости от потребностей каждого ребенка.


Подгрупповое занятие. Группы формируются в зависимости от поставленных целей на занятия с психологом, дефектологом , логопедом , а также на музыкальные занятия.

https://pandia.ru/text/78/220/images/image005_99.gif" width="424" height="318">

https://pandia.ru/text/78/220/images/image007_89.gif" width="354" height="265">

В связи с огромным значением в развитии ребенка гармоничных детско-родительских отношений в лекотеке осуществляется консультирование родителей, а так же их психолого-педагогическое просвещение.

Правила приема детей в Лекотеку

Для приема детей в Лекотеку необходимо иметь заключение МППК (медико-психолого-педагогическая комиссия) по адресу: ул. Бульвар Маршала Рокоссовского, стр1, детский сад № 000, предварительно записавшись по телефону: 8-(499)

На МППК предоставляются следующие документы:

· Паспорт одного из родителей с регистрацией

· Свидетельство о рождении (копия и оригинал)

· Свидетельство об инвалидности, если оно оформлено (копия и оригинал)

· Справки из поликлиники:

1. Психоневролог или невропатолог

2. Логопед

3. ЛОР

4. Окулист

5. Стоматолог

Адрес нашей Лекотеки: ,

телефон: 8-(499), 8-(499)

почта: *****@***ru

ЗАЧИСЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЛЕКОТЕКУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – дети-инвалиды, принимаются в Лекотеку только с согласия родителей (законных представителей) на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии. МППК выдает родителям (законным представителям) путевку о направлении ребенка в основную группу структурного подразделения «Лекотека».

Если в период посещения ребенком основной группы структурного подразделения «Лекотека» выявляются противопоказания, то он направляется на внеочередное обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о переводе на пролонгированное консультирование или об отчислении.

В структурное подразделение «Лекотека» принимаются дети от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья:

· в основную группу зачисляются дети с выявленными нарушениями развития различной степени тяжести и сложности, в том числе дети-инвалиды, не посещающие государственные образовательные учреждения, с целью реализации индивидуально-ориентированного образовательного маршрута для ребенка и его семьи

· на пролонгированное консультирование могут быть приняты дети с выявленными нарушениями развития различной тяжести и сложности, в том числе дети-инвалиды, посещающие государственные образовательные учреждения, при отсутствии возможности получения ими психолого-педагогической помощи в учреждении и на основании решения окружного управления образования, а так же дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие возможности регулярно посещать Лекотеку по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам

Не подлежат приему в основную группу структурного подразделения Лекотека дети с крайне тяжелыми и прогрессирующими повреждениями центральной нервной системы (тяжелые случаи эпилептического синдрома с неподдающимися лечению частыми припадками, хронические энцефалиты, декомпенсированная гидроцефалия, генетические дегенеративные заболевания головного мозга.

Комиссию для лекотеки можно пройти тут: ул. Молдагуловой, д.20а, детский сад № 000

Где найти лекотеку

    Детский сад компенсирующего вида № 000. Открытое шоссеа, корп. 1. Тел.: (4, (4
    ГУ САО Лекотека психолго-медико-социального центра помощи детям. Ул. Часовая, д.5А +7(4, (4, *****@***ru, http://www. *****
    Лекотека на базе начальной школы – детского сада компенсирующего вида №1микрорайон).
    ВАО, Новогиреево, детский сад № 000, группа для детей с нарушениями в развитии, в т. ч. с ДЦП, ул. Молостовых,
    Коррекционный детский сад № 000 для детей с задержкой психического развития, Свободный проспект,. Директор,
    Детский сад компенсирующего вида № 000 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    Психолого-медико-социальный центр «Росток»,
    Детский сад компенсирующего вида № 000, ул. Хабаровская, д. 12, Зеленоград, корпус 1511.

Справки по
Контактный телефон: .

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 01.01.01 г. N 497

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 01.01.01 г. N 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования (приложение).
2. Начальникам окружных управлений образования рекомендовать руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, открыть лекотеки как структурные подразделения государственных образовательных учреждений.
3. Московскому городскому психолого-педагогическому университету () и государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (-Соколова) организовать курсы повышения квалификации для специалистов лекотек.
4. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (-Соколова) подготовить спецификацию по оснащению лекотек.
5. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (-Соколова) провести семинары для методистов окружных научно-методических центров, специалистов окружных управлений образования и заведующих дошкольными образовательными учреждениями «Организация функционирования лекотек».
6. Заместителю руководителя Департамента образования города Москвы ввести в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные штатные единицы для организации работы лекотек.
7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальников окружных управлений образования и начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы.

Руководитель Департамента

Приложение
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 01.01.01 г. N 497

Основные формы работы Лекотеки

Консультация (К)
Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Диагностический игровой сеанс (ДИС)
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету . Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.
Терапевтический игровой сеанс (ТИС)
Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

Гостевые визиты (ГВ)

Ребенок вместе со специалистом посещает группу с детьми из детского сада. Педагог способствует продуктивной коммуникации детей, выступая в роли тьютера. Если у ребенка есть большие трудности в коммуникации с детьми, страх перед большим количеством детей, или отказ от общения со сверстниками, то используется другой способ гостевых визитов, когда приглашаются в «Лекотеку» на игровой сеанс небольшая группа детей (2-3 человека) из детского сада на совместные занятия. Такая форма работы способствует контакту со сверстниками, формированию продуктивных взаимодействий, вызывает интерес к совместной и учебной деятельности.

Ø Диагностический сеанс с ребенком (продолжительностью в 1 час). В сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в Лекотеку и по 1 сеансу в середине и в конце учебного года. В ходе комплексного диагностического обследования составляется индивидуальный образовательный маршрут.

Ø Индивидуальный игровой сеанс . Во время игрового сеанса происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда - с участием родителей (1 час, 2-3 раза в неделю). Основной принцип работы с ребенком: следование за активностью ребенка, работа в «теме» малыша.

Ø Игровой сеанс для группы детей (2-4 чел., 1 час, 1-2 раза в неделю) Основные цели: содействие успешной социализации ребенка, способствование взаимодействию ребенка с другими детьми, родителями.

Ø Гостевой визит . В Лекотеку приглашается небольшая группа детей из детского сада для совместных занятий. Это способствует развитию контактов со сверстниками, вызывает интерес к совместной игровой и учебной деятельности (1-2 раза в неделю).

Ø Консультации . Консультации для родителей проводятся 2 раза в месяц. Во время консультаций реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Ø Выезды на дом. Осуществляются с согласия или по запросу родителей, с целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде.

Ø Организация совместных праздников.

Специалисты Лекотеки

Должность

Барменкова

Татьяна Дмитриевна

Руководитель Лекотеки

Линик

Анна Александровна

психолог

Антонова

Надежда Александровна

Логопед, дефектолог


Самое обсуждаемое
Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


top