Макарий калязинский житие. Обретение святых мощей преподобного макария калязинского. Имя преподобного Макария Калязинского неразрывно связано с городом Калягиным, где «утонувшая колокольня». Однако земная жизнь святого, равно как и его подвижнический пут

Макарий калязинский житие. Обретение святых мощей преподобного макария калязинского. Имя преподобного Макария Калязинского
 неразрывно связано с городом Калягиным, где «утонувшая колокольня». Однако земная жизнь святого, равно как и его подвижнический пут

Все важнейшие события в истории верхневолжского города Калязина, составляющие его известность и славу, связаны с именем преподобного Макария Калязинского, чудотворца, основателя Троицкого Калязинского монастыря в XV веке. 8 июня – День обретения мощей великого угодника Божиего.

Родился преподобный Макарий в 1400 г. в селе Гриткове (ныне Кожино), где был наречен при святом крещении Матвеем его родителями Василием и Ириной. С детских лет Матвей, удаляясь от забав, усердно предавался чтению Священного Писания. Слова Христовы заложили в нем горячее желание отрешиться от мирской суеты и всецело посвятить себя служению Богу.

Когда Матвей достиг зрелого возраста, родители, видя, что их сын все время проводит за чтением священных книг, а о женитьбе и не помышляет, настойчиво потребовали от него вступления в брак. Не смея огорчать своих родителей и полагаясь на волю Господню, Матвей сочетался с благочестивой девицей Еленой Яхонтовой. С молодой женой Матвей заключил условие, что тот из них, кто переживет другого, не вступит во второй брак, а примет монашество. Через три года преставились его родители, а затем скончалась и молодая супруга.

По воле Божией лишившийся супруги Матвей без промедления покинул мир и принял иноческое пострижение с именем Макарий в Николаевском Клобуковом монастыре, расположенном на берегу реки Кашинки при впадении в нее речки Вонжи. Монастырь называется Николаевским – по имени его первого деревянного храма, построенного в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Ныне Свято-Николаевский Клобуков монастырь – женская обитель. Из старинных монастырских строений за последние годы удалось восстановить надвратную Покровскую церковь, Алексиевскую церковь и примыкающую к ней часовню. В этой часовне благоговейно сохраняется деревянная келья преподобного Макария Калязинского.

Молодой монах с ревностию исполнял все послушания, пребывая непрестанно в молитве и бдении, и вскоре явил такие добродетели, что стал служить примером для братии. Игумен монастыря, видя стремление кроткого инока к уединенной молитве, благословил его удалиться в пустынное место для новой подвижнической жизни.

Поселился Макарий в 18 верстах от Кашина в дремучем лесу меж двух озер близ Волги. Вскоре его пустынножительство разделили и другие иноки. Преподобный Макарий со сподвижниками соорудили деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Постепенно к 1434 г. образовалась обитель. Настоятелем, по усмотрению Божию, был избран братией сам основатель его, Макарий. А епископ Тверской Моисей к великому утешению монахов дал ему еще сан священства.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге. Он со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга помрачился гневом из-за того, что к обители может отойти часть его земли, и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного. Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен. Доброта и кротость преподобного Макария вызвали в Коляге желание самому стать монахом и все земли свои передать монастырю. С момента чудесного превращения из спесивого боярина в смиренного инока новооснованный монастырь стал называться Калязинским.

Троицкий Калязинский монастырь быстро прославился своим благочестием. Великий старец Митрофан Бывальцев, который пришел тогда со Святой Горы Афонской, прожив на Святой Горе девять лет, оставил о Калязинском монастыре такие слова:

«Напрасно я трудился и без успеха совершил такой дальний путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе».

В Калязинский монастырь приходил для ознакомления с его жизнью и знаменитый подвижник преподобный Иосиф Волоколамский.

Прославленный путешественник, тверской купец Афанасий Никитин, который первым из русских побывал в далекой Индии, прежде чем отправиться в столь далекое и опасное странствие, прибыл в Калязинский монастырь и у самого преподобного Макария просил благословление и святых молитв.

Немало воспитал преподобный Макарий на примере своей святой жизни стойких воинов Христовых. Некоторые из его учеников сами стали основателями монастырей. Преподобный Ефрем Перекомский основал обитель близ Новгорода, а преподобный Паисий, родной племянник преподобного Макария, устроил обитель Покрова Пресвятой Богородицы около Углича. Преподобный Макарий достиг такой степени духовного совершенства, что удостоился особой благодати Божией. По его молитвам верующие избавлялись от различных недугов, отрешались от преступных дел лихие люди.

Непрестанно служа ближним, пребывая во всегдашней молитве и посте, достиг преподобный Макарий глубокой старости. Преставился он на 83 году жизни 17/30 марта 1483 г.

Через 38 лет, когда обветшал деревянный храм, построенный самим преподобным, Господь послал дмитровского купца Михаила Воронкова, тщанием которого был воссоздан новый каменный храм. При копании рвов под фундамент нового храма был обнаружен совершенно новый гроб, из которого исходило сильное благоухание, а в нем – нетленное тело основателя монастыря. Это радостное событие произошло 26 мая/8 июня 1521 г., с тех пор от святых мощей многие начали получать исцеление.

Об обретении нетленных и чудотворных мощей преподобного Макария игумен монастыря Иоасаф известил дмитровского князя Юрия Ивановича. В скором времени об этом радостном событии узнал и великий князь московский Василий Иванович ІV. По указу великого князя и митрополита посланный в Калязинский монастырь архимандрит московского Чудова монастыря Иона после подробного исследования всего происходящего вокруг новоявленной святыни подтвердил нетленность мощей. Вскоре нетленные мощи были установлены в Троицком храме и составлена рукописная служба.

В 1547 г. Московский Собор постановил праздновать дни памяти Калязинского чудотворца повсеместно во всех городах и церквах России.

День обретения святых мощей преподобного Макария отмечался в Калязине с особым торжеством. Крестные ходы со всех церквей города с крестами и хоругвями приходили в монастырь, где раку с мощами по окончании литургии обносили вокруг Троицкого собора с колокольным звоном при многочисленном стечении народа.

Среди богомольцев в Калязинском монастыре бывали великие князья и цари российские, которые оказывали особую рачительность о нуждах монастыря.

Так, царь Иоанн Васильевич Грозный посетил Калязинский монастырь дважды: в 1544 и 1553 гг. и приписал к нему богатое село Городище со всеми деревнями и пустошами. В 1599 г. Борис Федорович Годунов, пребывая в монастыре с супругой и детьми, принес в дар преподобному Макарию богатую серебряную раку.

В начале XVІІ века, когда Русское государство было охвачено Великой смутой, Троицкий Калязин монастырь внес немалый вклад в освобождение страны от польско-литовских захватчиков и сохранению российской государственности. Калязинский монастырь стал в тот период главным военным лагерем русского войска. Первый отряд, который, прорвав кольцо осады, пришел на помощь Троице-Сергиевой Лавре в момент, когда силы ее защитников почти иссякли, был из обители преподобного Макария Калязинского.

Через год польский воевода пан Лисовский неожиданно напал на Троицкий Калязинский монастырь, поджег его стены и полностью разграбил. Небольшой гарнизон, возглавляемый воеводой Давидом Жеребцовым, игумен и братия монастыря пали в неравном бою. Серебряная рака с мощами преподобного Макария была рассечена палашами и вывезена неприятелем как военный трофей. Несмотря на столь страшные последствия нападения врага, выброшенные из раки святые мощи сохранились. Нашли и собрали их на пепелище оставшиеся в живых жители подмонастырской слободы и благодаря этому обитель к концу XVII века полностью оправилась.

Вокруг монастыря поднялись кирпичные крепостные 10-аршинные стены с восемью башнями. За ними были устроены оружейные и пороховые палаты. Над сооружением каменного Троицкого собора и других церквей монастыря трудились лучшие мастера.

Главным благодетелем обители выступил первый царь из рода Романовых Михаил Федорович, который проявлял заботу не только о сооружении храмов, но и вникал в каждодневные нужды монашествующих.

Постепенно возродилась и духовная жизнь. Патриарх Филарет, ставя в пример религиозное и нравственное воспитание насельников Калязинского монастыря, назвал его в грамоте, датированной 1626 г., «великою обителью».

Калязинский монастырь в 1654 г. во время свирепствовавшего в Москве морового поветрия принял под защиту своих стен царицу Марию Ильиничну, супругу царя Алексея Михайловича, со всем ее двором, и Патриарха Никона. Царица в память о своем пребывании в обители исходатайствовала Калязину монастырю степень архимандрии.

В монастыре сформировалось уникальное собрание книг и древних актов. Иноки обители отличались образованностью и многими знаниями.

В разное время царственные особы во время путешествий по Волге непременно останавливались в Калязинском монастыре для поклонения мощам его основателя. Обитель посетили императрица Екатерина ІІ в 1767 г., император Александр ІІ – в 1837 г., великий князь Владимир Александрович – в 1892 г.

Нетленные мощи преподобного Макария были помещены в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1700 г.

Охватившая Россию в начале XX века новая смута, разметавшая основы Русского государства, не обошла стороной и Калязинский монастырь. Одним из эпизодов масштабной богоборческой кампании по вскрытию мощей русских святых стал акт, произведенный Калязинской уездной ЧК 7 февраля 1919 г. по вскрытию раки с мощами преподобного Макария Калязинского.

Вскоре монастырь был закрыт, на его территории разместилась детская колония и школа коммунистической молодежи, а затем их сменил дом отдыха Московского электролампового завода. Тогда же в трапезной монастыря был организован и Калязинский краеведческий музей. Благодаря первому директору музея Ивану Федоровичу Никольскому, слывшему в Калязине чудаком и бессребреником, многие церковные предметы, потерявшие для советских граждан под влиянием антицерковной пропаганды всякую цену и даже подлежавшие уничтожению, нашли место в этом музее. Простая фелонь и деревянный напрестольный крест, по преданию принадлежавшие преподобному Макарию, а главное – его святые мощи, были перенесены И.Ф. Никольским в хранилище музея.

При утверждении в 1935 г. советским правительством планов по строительству каскада плотин на Волге Калязинский монастырь вошел в зону затопления Угличского водохранилища. Чтобы сохранить монастырь от подтопления, необходимо было провести лишь небольшую обваловку стен с западной стороны, что и предлагал И.Ф. Никольский. Но «Волгострой» НКВД СССР принял решение о полном сносе монастыря и использовании кирпича от разобранных монастырских строений на различные хозяйственные нужды.

Перед сносом монастыря небольшой группе архитекторов, художников-реставраторов и искусствоведов удалось провести в кратчайшие сроки сложную работу по обмеру монастырских строений и выполнению 200 чертежей, снятию и фиксации на другой основе более 100 фрагментов настенной живописи. В этой кропотливой работе участвовал 21 специалист. Фрагменты настенной живописи из монастыря вошли в число наиболее ценных материалов фондов ГНИМА А.В. Щусева и Государственного исторического музея.

К 1940 г. на месте монастыря образовался пустынный остров, покрытый обломками кирпича, мощи же преподобного Макария оказались на Заречной части города в Богоявленской церкви, помещение которой стало использоваться под краеведческий музей.

Минули десятилетия забвения памяти о великом угоднике Божием, когда о месте нахождения и состоянии мощей знал лишь директор краеведческого музея. С началом перестроечных процессов в России о святыне, хранящейся под спудом в Калязинском музее, заговорили вновь. В Калининский областной обком партии поступила просьба от верующих Калязинского района вернуть церкви не являющиеся музейным экспонатом мощи преподобного Макария. В ответ на это обращение была предпринята попытка местного руководства, разделяющего позиции воинствующего атеизма, в очередной раз лишить православный мир святых мощей преподобного Макария. Директору музея настойчиво предлагали избавиться от мощей, предав их огню. Однако твердость и благоразумие молодого директора музея А.В. Землякова не дало осуществиться этим намерениям.

В 1988 г. мощи преподобного Макария Калязинского были официально возвращены Русской Православной Церкви. По благословению митрополита Калининского и Кашинского Алексия рака с мощами была перенесена в Тверь и установлена в соборе Белой Троицы.

На рубеже XX–XXI веков в Калязине стали появляться публикации, видеофильмы, проводиться историко-краеведческие конференции, раскрывающие темы истории Калязинского монастыря и житие его основателя. Духовенство и прихожане Введенского храма Калязина, единственной церкви, оставленной в годы советской власти для нужд верующих, возобновили традицию совершения крестных ходов в день обретения святых мощей преподобного Макария.

Житель Калязина А.Н. Капитонов со своими товарищами соорудил на монастырских островах часовню в память об угоднике Божием. В 2008 г. на народные средства скульптором Е.А. Антоновым был изготовлен и установлен памятник преподобному Макарию Калязинскому в сохранившейся исторической части Калязина.

Митрополит Тверской и Кашинский Виктор, взявший на себя тяжелую ношу возглавления Большого Волжского крестного хода от истока Волги до Калязина с обязательным посещением мест, связанных с именем преподобного Макария Калязинского, оказал неоценимую молитвенную помощь в возрождении попранных святынь калязинской земли, восстановлении почитания ее небесного покровителя. Владыка Виктор, видя плоды многолетних забот протоиерея Леонида Береснева по восстановлению из руин Вознесенского храма на пожертвования жителей из Москвы и посильными трудами многих калязинцев, принял решение о переносе мощей небесного покровителя града Калязина в Вознесенскую церковь.

Святые мощи преподобного Макария Калязинского вернулись 14 июня 2012 г. на Калязинскую землю по водам великой русской реки с Большим волжским крестным ходом. Перенос мощей совпал с 465-летием прославления преподобного Макария Калязинского на Московском соборе.

Рака с мощами великого угодника Божиего была перенесена в Вознесенскую церковь и установлена под сень в левом приделе преподобного Макария Калязинского, где отныне и будет пребывать для поклонения калязинцев и паломников мощам святого.

Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.

Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.

Адреса потока онлайн-вещания:

Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.

Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:

Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?

Интернет СМИ www.сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Редакция не предоставляет справочной информации.

Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.

Все это происходит исключительно благодаря вам!

Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!


Ирина Зайцева, главный редактор

Время культуры

Пишите нам:

Общередакционный адрес:

Правовая информация

Редакция и издатель

© 2000-2015 сайт

Все права защищены

Интернет СМИ 102,3 FM сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Правила использования материалов

Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.

Пользователь Сети имеет права на

Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;

Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),

© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.

Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.

История

«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».

Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.


Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.

«Напрасно трудился я, и без успеха совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе», — таким был об этой знаменитой русской обители, лежащей на Волге в пределах Тверских, старца Митрофана (Бывальцева), подвизавшегося девять лет на Афоне. Благочиние и благолепие монастыря отмечал также и преподобный Иосиф Волоцкий, знаменитый проповедник и строгий игумен знаменитой обители на Волоке Ламском, известный борец с ересью жидовствующих. Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители — преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений.

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два — скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию, желая молиться вместе с преподобным в его келии. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного… Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.). Довольно быстро она приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей — и знатных, и простолюдинов, — просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Преставился игумен Калязинский 17 марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня. Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России. В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м — Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м — его отец, Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Тропарь, глас 8:

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 2:

Вышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении.

Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два — скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию, желая молиться вместе с преподобным в его келии. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного… Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.). Довольно быстро она приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей — и знатных, и простолюдинов, — просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Преставился игумен Калязинский 17 марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня. Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России. В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м — Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м — его отец, Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Вконтакте

Преподобный Макарий Колязинский 1 происходил от благородного рода тверских бояр Кожиных. Он родился в селе Грибкове, верстах в восьми от города Кашина 2 ; теперь это селение называется Кожино. Родители его, отец Василий Кожа, прославившийся военными подвигами при великом князе Василии Васильевиче Темном 3 , и мать Ирина, отличались благочестием и воспитывали детей своих в добрых нравах. До пострижения в монашество Макарий носил имя Матфея. На седьмом году родители отдали его в обучение грамоте; юному Матфею она далась скоро, и он скоро пристрастился к чтению. Читая Божественные книги, он вникал в их содержание и принимал к сердцу прочитанное. Родители видели это и радовались. Матфей удалялся от детских забав и, когда стал приходить в более совершенный возраст, начал думать о суете мирской жизни и помышлять об удалении от неё. Он постоянно помнил слова Спасителя: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), он хотел последовать сим словам. Родители его однако не желали, чтобы он принял монашество, хотя и видели, что желание его искренне. Они говорили ему, что и в миру можно спастись, напоминали слово святого Иоанна Златоуста «На возбраняющих брак», приводили библейские примеры и новозаветных святых, спасшихся в миру и живших брачною жизнью. Матфей как ни горячо желал удаления от мира, всё таки понимал силу родительских доводов и, как покорный сын, не хотел огорчать их; он сказал: «Да будет воля Господня, я не противлюсь вашему желанию».
Родители были рады такому решению сына; они сочетали его браком с девицей Еленой из семьи дворян Яхонтовых. Вступивши в брак, Матфей однако не переставал думать о том, чтобы со временем удалиться от мира. Проводя в супружестве благочестивую и чистую жизнь, он заключил с женою условие, что тот из них, кто переживет другого, не останется в миру, не вступит во второй брак, а примет монашество.
Через год после женитьбы Матфея умерли его родители, а потом еще через два года, по воле Божией, скончалась и его супруга Елена.
Теперь Матфей ничего другого не желал, как исполнить давнее свое намерение – покинуть мир и принять иноческое пострижение; ничто не мешало ему теперь осуществить свое желание. Немедленно он по заповеди Христовой, роздал свое имущество нищим и ушел в ближний монастырь Клобуковский 4 , подле города Кашина, и постригся в иночество с именем Макария.
С горячею ревностью стал он проходить монастырские послушания, повинуясь не только игумену, но даже самым младшим из братии со всяким смирением и кротостью. Неуклонно посещая храм Божий и неустанно трудясь в разных монастырских работах, он остальное время посвящал молитве и бдению, усердно читая жития святых и другие Божественные книги, стараясь подражать примерам прежних подвижников и сохраняя в сердце назидательные слова, почерпнутые из прочитанных книг. Подвиги молодого инока возбуждали удивление всей монастырской братии.
Немало лет поживши в Николаевском Клобуковском монастыре, Макарий стал помышлять об уединенной жизни. Укрепившись в сей мысли, он открыл ее игумену и стал просить его благословения. Игумен, видя искренность желания Макария, дал ему отеческое наставление и благословил на новый путь подвижнической жизни.
Макарий нашел для себя место, соответствовавшее его желаниям, не вдалеке от Кашина, в восемнадцати верстах, близ реки Волги, между двух небольших озер, в густом лесу. Здесь он поставил себе келлию и стал подвизаться в посте, молитве и бдении. Никто не мешал его уединенному подвигу. Дикие звери не нападали на него, а ласкались, и он делил с ними свою скудную пищу.
Но не долго Макарий подвизался в полном уединении. К нему скоро стали собираться другие подвижники и прежде всего пришли семь старцев из Клобуковского монастыря. Собралось немало иноков и из иных мест. Около келлии Макария возникли новые келлии и составилось пустынное братство.
Это новое братство нуждалось в храме Божием для общей молитвы и принятия Святых Таин. Преподобный Макарий со своими сподвижниками построил небольшую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с благословения тверского архипастыря.
Братия пустынная постоянно умножалась, и явилась неизбежная потребность иметь своего священника и вместе игумена. Сам Макарий по своему смирению не хотел принять сего звания, а предлагал его другим, хотя руководил всею подвижническою жизнью новой обители сам. Он ввёл строгий порядок монастырского общежития со строгим уставом. Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по келлиям, а только в общей трапезе.
Сам он показывал пример строгой жизни, трудолюбие и смирение. Со всеми он обращался просто и ласково. При встрече с каждым из своей братии, не взирая на возраст, он говорил «старчушко добрый» и называл по имени.
Устав монастырской жизни, введенный преподобным Макарием, был такой строгий, что не все могли соблюдать его так, как желал основатель обители. Один за другим смещены были два игумена за нарушение сего устава.
Братия умолили наконец Макария, чтобы он сам принял сан священства и власть игумена. После долгих отказов Макарий наконец согласился и в сопровождении нескольких иноков отправился в Тверь, где и поставлен был в игумена епископом Моисеем 5 . Невыразимо обрадована была братия, когда узнала, что преподобный Макарий возвращается в монастырь в сане игумена, и устроила ему торжественную радостную встречу.
Несмотря на принятие игуменского сана, Макарий по-прежнему вёл самый простой образ жизни, ходил в худых одеждах и показывал пример во всех монастырских трудах.
Основание Макарием новой обители хотя и в пустынном месте, в диком лесу, не всем однако было приятно. Владелец окрестных земель, некто Иван Коляга, с самого поселения Макария посмотрел на него не благосклонно; а когда устроена была церковь, увеличилось братство и Макарий стал игуменом, то нелюбовь эта превратилась в злобу и открытую вражду. Коляга боялся, что с возникновением обители так или иначе отойдут к ней его земли, и решился устранить Макария, хотя бы пришлось для сего прибегнуть и к убийству. Но по воле Божией, такой злой умысел не только не осуществился, но лишь послужил к пользе обители и славе преподобного Макария. Сначала постигла смерть семью Коляги, а потом и сам он впал в тяжкую болезнь. В таком несчастии он усмотрел наконец Божие наказание за сей тяжкий грех, за злой умысел против Макария, раскаялся и приказал нести себя к преподобному. У ног Макария он со слезами рассказал о своем замысле и просил прощения и молитв. Макарий, видя искреннее раскаяние своего врага, сказал: «Бог простит тебя» и долго поучал его, говоря о тленности земных сокровищ и о мирской суете. Кроткое поучение Макария так подействовало на Колягу, что он решился сам оставить мир, постригся у преподобного Макария и все земли свои отдал в пользу обители, которую с тех пор сам Макарий, ради смирения, стал именовать Колязино.
Слухи о строгой иноческой жизни Макария в новой обители, получившей от него строгий устав общежительных монастырей, стали распространяться не только в окрестностях, но и в местах отдаленных. К Макарию стали стекаться разные люди, жаждавшие спасения, миряне и иноки, из мест ближних и дальних.
Раз пришли к нему два юноши боярского рода, которых он давно знал. Принявши их в своей келлии, как обыкновенных путников, он стал расспрашивать, куда и зачем они идут. Путники ответили, что они возымели желание оставить мир и поселиться в какой-либо пустыне.
– Зная тебя с детства, – говорили они, – и помня твою прежнюю любовь и поучение от Божественного Писания и слыша теперь о твоем строгом иноческом житии, пришли просить тебя принять нас к себе на послушание.
Преподобный, желая испытать их, сказал:
– Человек я грешный, а потому и поселился в пустыне, чтобы молить Бога о прощении моих грехов, вы же возвратитесь к своим родителям, чтобы не огорчать их.
Но юноши пришли с решительным намерением остаться в монастыре под руководством славного, хотя и смиренного подвижника; они со слезами стали умолять его принять их в общину.
Видя в юношах искреннее и нелицемерное желание посвятить себя иночеству, Макарий принял их в свой монастырь и после достаточного искуса удостоил их пострижения в иночество.
Мудро правя всё умножавшимся братством, Макарий проводил время в посте, молитве, трудах и бдении. Он усердно читал Святое Евангелие и другие Божественные Писания и непрестанно поучал спасительному пути как братию, так и всех приходящих.
Очевидцем и свидетелем подвижнической жизни Макария и строгости его монастырского общежительного устава был знаменитый подвижник монашества того времени, святый преподобный Иосиф Волоколамский, вознамерившись основать новый монастырь по правилам строгого общежития, из Пафнутиева боровского монастыря он отправился путешествовать по северным русским обителям, чтобы видеть иноческую жизнь и изучать монастырские порядки и уставы. В этом странствии зашел он и в Макариев Колязин монастырь, видел преподобного Макария, беседовал с ним и оставил следующее повествование в своем «Сказании о святых отцах».
– Видел я, – говорит преподобный Иосиф, – и блаженного старца Макария, игумена, создателя монастыря Колязинского. Он поведал мне следующее: «Когда я пришел на это место, – сказал он, – со мной пришли семь старцев из монастыря Клобуковского; они были так совершенны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что вся братия приходила к ним принимать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили полезному; тех, которые проводили жизнь в добродетелях, они укрепляли, а которые уклонялись в бесчинство, тем воспрещали и возбраняли и не допускали поступать по своим волям».
Такое, по словам Макария (продолжает преподобный Иосиф), было тогда в монастыре благоговение и благочиние; всё делалось согласно отеческим и общежительным преданиям, так что дивился великий старец Митрофан Бывальцев. Он пришел тогда со Святой Горы Афонской, прожив на Святой Горе девять лет. Он говорил братии:
– Напрасно я трудился и без успеха совершил такой дальний путь в Святую Гору – мимо Колязинского монастыря: ибо можно спастись и в нем живущим; здесь всё делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе.
Из Колязинского монастыря, отличавшегося такою благочестивою жизнью, еще при жизни преподобного Макария вышло несколько основателей новых монастырей. Таков преподобный Ефрем Перекомский 6 , кашинский уроженец, основатель монастыря в Новгородской области на озере Ильмень; он начал свое подвижничество в Макариевой пустыне. Преподобный Паисий Угличский был родной племянник преподобного Макария, сын его родной сестры Ксении, бывшей в замужестве за Иваном Гавреневым, служилым дворянином Угличского удельного князя Андрея Васильевича Большого 7 , брата великого князя Иоанна Васильевича 8 . Он подвизался в Колязинском монастыре своего дяди, преподобного Макария, и оттуда вызван был Угличским князем Андреем Васильевичем и по его желанию основал Покровский монастырь 9 , в трех верстах от Углича, собрал не малую братию и ввел строгое общежитие, подавая братии пример в трудах, посте, молитве и бдении.
Благочестивая жизнь Макария была славна перед людьми и угодна Богу. Молитва его была чудодейственна. По силе сей молитвы Бог даровал многим утешение в скорбях и исцеления от недугов и болезней.
В Кашинском уезде было и теперь существует село Кесово, или Кесова Гора. Жил там некто Захарий; он долго болел, был расслабленный. Много он слышал о силе молитвы Макария перед Богом и стал просить близких, чтобы свезли его к преподобному игумену Колязинскому. Когда его привезли, то он горько плакал перед игуменом и умолял:
– Преподобный отче Макарий! Помоги мне, лежащему в расслаблении.
Преподобный отвечал:
– Принесли тебя, брат, искушать мою немощь: как ты просишь помощи от грешника, едва нечто малое стяжавшего себе для исправления!
Но расслабленный продолжал вопиять:
– Знаю, раб Божий, знаю, что молитва твоя перед Богом обо мне грешном и окаянном не останется тщетною!
Видя искреннюю и глубокую веру больного, Макарий сказал:
– Чадо! преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приведет его ко спасению чрез покаяние. Тебя постигло Божие посещение, и если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего.
Больной тогда со слезами исповедал пред Макарием свои грехи от дней юности, и преподобный, помолившись, преподал ему благословение, а с сим вместе возвратил здоровье больному. После он стал священником в своем селе и всю жизнь не забывал наставлений преподобного Макария.
Чрез некоторое время к преподобному привели юношу боярского рода, Василия Рясина, страдавшего беснованием. Преподобный, видя страдание больного и скорбь приведших его людей, пришел в умиление и стал служить молебен о его здравии. Когда после молитвы преподобный осенил больного крестным знамением, тот исцелился тотчас и обрадованный милостью Божиею не хотел уже возвращаться в родительский дом, а решился остаться в обители и принял иноческое пострижение от Макария.
Однажды воры захватили монастырских волов, которых братия употребляли для полевых работ. Только хищники хотели угнать свою добычу, как внезапно поражены были слепотою и долго блуждали по окрестностям монастыря. В конце концов они оказались опять у обители с похищенным. Преподобный Макарий, обозревая монастырское хозяйство, увидел похитителей и, как бы не зная, в чем дело, спросил, зачем они тут и как оказались у них волы. Преступники сознались в своем злом умысле и, повергшись к ногам его, просили прощения. Преподобный простил им грех, молитвою избавил от слепоты и запретил впредь покушаться на подобные злые дела.
Устроивши строгое монастырское общежитие и привлекши святостью своей жизни и неусыпными трудами многочисленную братию, преподобный Макарий еще при жизни своей успел создать обеспечение для материального существования братии. Он отдал в новооснованный монастырь свою родовую вотчину. Кроме упомянутого ранее соседнего землевладельца Ивана Коляги, были и другие постриженники Макария, которые записывали за его монастырем свои земельные владения и клали вклады вещами и деньгами. Слава подвигов Макария привлекала жертвы в монастырь с разных сторон, о чем свидетельствуют дошедшие до сего времени документы. Тверской князь Борис Александрович около 1461 г. приписал к Колязину монастырю Николаевский монастырь на Жазне с его землями; княгиня Феодосия Ивановна, дочь князя Ивана Борисовича, пожертвовала село Васильевское с деревнями Селищем и Спировым; Князь Александр Романович – село Константиновское с семью деревнями. Было много и других вкладов пустошами и населенными землями.
Но преподобный Макарий заботился не столько о материальных благах обители, сколько о своем душевном спасении и об указании другим спасения пути примером и учительным словом; он поступал по евангельскому слову: «ищите прежде Царствия Божия и правды его, а прочее всё приложится вам» (Мф. 6:33). В такой жизни преподобный достиг глубокой старости. Несмотря на то, что телесные силы его слабели, он продолжал предаваться бдению и молитве; ноги его, как твердые столпы, стояли на молитве день и ночь. В 1483 году в марте месяце его постиг тяжкий недуг. Он почувствовал приближение своей кончины и стал безмолствовать. Потом призвал к себе братию и сказал:
«Возлюбленные отцы и чада! я, как и все земнородные, отхожу в путь отцов моих, а вас предаю Господу Богу, могущему наставить вас и дать вам наследие вечное. Всячески пекитесь о своем спасении, пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».
Благословив и облобызав братию, преподобный сподобился приобщиться святых таин и, сказав: «Слава Богу о всех, аминь», предал дух свой Господу.
Кончина преподобного Макария последовала 17 марта 1483 г., на восемьдесят первом году его жизни.
Оплаканный братиею, преподобный Макарий погребен был близ построенной им деревянной церкви. Над его могилой сооружена была деревянная часовня и украшена святыми иконами.
Подвиги преподобного при жизни создали почитателей основанного им монастыря и после его блаженной кончины. Пожертвования притекали непрестанно. Так в 1486 году князь тверской Михаил Борисович пожаловал монастырю село Андреевское на Борщине. Позже, в 1511 г., князь дмитровский Юрий Иванович числил за Калязинским монастырем несколько сел и деревень. Было много пожертвований и других менее знатных лиц.
Построенный преподобным Макарием деревянный храм Пресвятой Троицы постепенно стал приходить в ветхость. Почитатели обители и её основателя не замедлили придти на помощь в сей нужде.
В 1521 г. Дмитровский купец Михаил Боронков пожелал построить на месте старой деревянной церкви каменную. Боронков в детстве видал преподобного Макария, от своих родителей много слышал о его подвижнической благочестивой жизни и всю жизнь питал к обители благоговейное почтение. Колязинский монастырь находился в уделе Дмитровского князя Юрия Ивановича, родного брата великого князя Московского Василия Ивановича. С разрешения сего князя, также усердного почитателя памяти преподобного Макария и его обители, и по благословению Тверского и Кашинского епископа Нила 10 , Боронков приступил к исполнению своего намерения, при игумене Колязинского монастыря Иоасафе.
Тщательно была осмотрена местность для построения нового каменного храма, которому не вредила бы вода от озер. Остановились на более возвышенном месте с более твердым грунтом, саженях в десяти от старой деревянной церкви. После водоосвятного молебна игумен Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать ров для основания церкви. Стали копать. Место оказалось удобным, вода не выступала. При копании попадались кости прежде погребенных братий. Но вот на том месте, где был погребен преподобный основатель монастыря, нашли целый гроб, не подвергшийся тлению; от него исходило благоухание. Не смея тронуть его, рабочие тотчас известили игумена Иоасафа, который с умилением и слезами лобызал откопанный гроб, ни минуты не сомневаясь, что эта драгоценная находка есть гроб Макария. По его распоряжению ударили в колокол; собрались братия и множество окрестного народа. Сейчас же подле старой церкви устроили палатку и, благоговейно подняв гроб из земли, перенесли его туда и отслужили над ним панихиду. Затем вскрыли гроб: разнеслось из него еще большее благоухание и тело преподобного, лежавшее в земле тридцать восемь лет, оказалось нетленным, даже ризы не пострадали и светлы были седины старца. Это событие произошло 26 мая 1521 г. Народ с умилением прославлял Господа, дивно прославляющего избранных Своих. Многие недужные и немощные, с верою притекавшие к ново-обретенным мощам, получили исцеление.
Игумен и братия, обрадованные такой благодатью, поспешили известить об этом Дмитровского князя Юрия Ивановича. Посланный иеромонах устно известил обо всем князя. Обрадованный князь стал ждать письменного извещения от игумена о совершившихся от мощей чудодейственных исцелениях. Игумен Иоасаф позаботился о том, чтобы были записаны важнейшие чудеса от мощей с именами получивших исцеление и отправил эти записи к князю. Юрий Иванович немедленно отправился в Москву и известил обо всем, совершившемся в Колязине, брата своего, великого князя Василия Ивановича, равно как и митрополита Даниила 11 .
Великий князь и митрополит поручили князю Юрию Ивановичу представить в Москву самолично хоть некоторых, получивших исцеление от мощей преподобного. Представлены были многие и засвидетельствовали истину. Тогда великий князь и митрополит послали в Колязинский монастырь архимандрита московского Чудова монастыря Иону для исследования на месте относительно всего, касающего открывающихся мощей. Архимандрит Иона явился в Колязинский монастырь, убедился в нетлении мощей Макария и в их чудодейственной силе и засвидетельствовал о сем в Москве пред великим князем и митрополитом.
Тогда великий князь и митрополит созвали в Москве собор из епископов, архимандритов, игуменов и других духовных лиц. Собору доложены были все обстоятельства явления мощей преподобного Макария, рассмотрена его святая жизнь и чудотворение как при жизни, так и по смерти, от его мощей. Собор постановил причислить преподобного Макария Колязинского к лику святых и установил местное празднование ему в день кончины 17 марта и открытие мощей 26 мая.
Нетленные мощи преподобного Макария вскоре из временной палатки перенесены были в старую деревянную церковь, а потом переложены в новую дубовую раку и торжественно поставлены открыто на правой стороне новой каменной церкви, построенной купцом Боронковым.
В Колязинском монастыре на обретение мощей стали петь службу, составленную Феодосием Тверитянином. Простота жизни Макария смущала некоторых и при его жизни, и заставляла сомневаться в святости его даже после открытия его мощей. Так, уже спустя десять лет по открытии мощей Макария, вельможный инок, старец Вассиан Патрикеев с укоризной говорил о простоте жизни Макария и называл его «мужиком сельским». Но митрополит Даниил на соборе заметил Вассиану, что если захочешь судить святых, так осудишь многих и в числе пророков, и Апостолов, и архиереев, и праведных, и преподобных; для Бога в деле святости важно не телесное, наружное благородие, а духовное, внутреннее 12 . На московском церковном соборе 1647 г. установлено было «петь и праздновать повсюду» в числе других и преподобному Макарию Колязинскому, причем он помещен в числе «великих чудотворцев» 13 .
При открытии мощей преподобного Макария было записано иноками Колязинского монастыря четырнадцать чудес. Приведем некоторые из них.
В странноприимнице или Богадельне монастырской жил убогий человек, по имени Иоанн: у него иссохли ноги, как дерево, и скорчились; он целых двенадцать лет только ползал, опираясь руками на маленькую клюку. Увидев однажды, что у гроба преподобного священники служат молебствие, с трудом подполз к ним и просил помолиться о нем Господу и Его угоднику. Священники, окропив его святою водою и открыв раку, хотели приподнять страдальца, чтобы он мог приложиться к святым мощам, но в это самое время ноги его выпрямились, он встал сам и смог приложиться к святым мощам, к изумлению и ужасу всех. С тех пор он стал совсем здоров.
Диакон Колязинского монастыря, по имени Андрей, долго страдавший от сильнейшей боли в костях, принесен был к мощам преподобного, и когда с верою приложился к ним, немедленно получил исцеление.
И другие лица получили исцеление от различных болезней: два монастырских крестьянина от умопомрачения; у одного странника, имевшего на правой руке три пальца пригнутыми и приросшие к ладони, скорченная рука разогнулась, когда он с молитвой прикоснулся ко гробу чудотворца. Одна женщина страдала опухолью, отеком всего тела, другая продолжительною глухотою и обе получили исцеление после усердной молитвы угоднику Божию. Некто юноша Григорий, неподвижно лежавший десять лет в расслаблении, был принесен на одре и положен при гробе преподобного; с умилением он смотрел на раку, плакал и молился об исцелении. Мало-помалу он стал чувствовать, что его ноги и руки начинают двигаться; собравшись с силами он встал с одра, чтобы припасть к святым мощам. Принесшие больного вместе с исцелившимся прославили Бога и Его угодника.
Однажды пришел в обитель некий человек, по имени Лаврентий, и рассказывал, что он два года страдал болезнью в ноге, а, когда дал обещание постричься в Колязином монастыре, то получил исцеление. Когда он шел в монастырь, то на него напали разбойники; израненный, он повернул в Москву. Здесь постигла его слепота. В недоумении и отчаянии он вспомнил о своем обещании постричься в обители Макария и – прозрел. Теперь он пришел в монастырь исполнить свое обещание.
Один знатный человек боярского рода, по имени Иоанн, пришел в Колязин монастырь и был встречен игуменом с подобающею честью. При возвращении домой игумен благословил богомольца иконою преподобного Макария. Боярин дома много рассказывал о чудесах преподобного. В числе его людей был расслабленный, Феодор по имени, шесть лет лежавший в постели без движения. Благочестивый господин его принес к нему икону преподобного и велел служить молебен с водосвятием. Когда больного окропили святою водою, он встал с постели здоровым к удивлению и утешению всех окружающих.
Некто Онуфрий, бесноватый, привезенный с трудом из Новгорода, никак не хотел приблизиться к раке чудотворца и произносил хульные речи, так что его родственники хотели уже везти его обратно и некоторые дерзнули даже укорять преподобного, что он не может исцелить больного. Напоследок однако они решились силою подвести его к чудотворной раке. Как только бесноватый коснулся раки, то с воплем упал на землю с пеною у рта; присутствовавшие думали, что он уже умирает, и окропили его святою водою. Но страдалец внезапно очнулся и стал с полным сознанием спрашивать, где он находится. Получив ответ, он благоговейно облобызал мощи преподобного, вознес благодарственную горячую молитву и, подав милостыню в обители, здоровым возвратился на родину.
Особенно много исцелений получили больные из соседних городов, где слава Макария распространялась как при жизни его, так и по смерти. Так получили исцеление Кашинские жители: инок Варсонофий, бывший архимандрит монастыря Димитриевского 14 , а теперь оставшийся до конца жизни в Колязинском монастыре; Кашинская инокиня Мария, долго страдавшая ногами; дьячёк обители Макариевой, по имени Тимофей, заболевший расслаблением в городе Дмитрове, и наконец другой инок по имени Симеон, внезапно заболевший на Волге тяжкою болезнью.
Предсмертные слова преподобного Макария оправдались: оставленная им обитель не оскудела, а распространилась: ее посещали Московские цари и делали в нее богатые вклады. Так в 1553 г. царь Иван Васильевич Грозный посетил обитель и пожаловал ей село Городище со всеми пустошами и 28 деревнями. В 1599 г. приезжал в Колязинский монастырь царь Борис Федорович Годунов с супругой и детьми, чтобы помолиться и испросить благословение угодника Божие на предполагавшийся брак царевны Ксении с датским принцем Иоанном. Посетители принесли в дар преподобному Макарию великолепную серебряную раку, в которую в их присутствии переложены были мощи угодника.
В смутное время самозванцев и царя Василия Ивановича Шуйского Колязин монастырь сделался средоточием важных событий и испытал великие бедствия. В 1609 г. находилась в монастыре главная квартира знаменитого вождя русских войск князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, который 14 августа нанес здесь жестокое поражение Яну Сапеге с другими польскими вождями и русскими ворами или изменниками. Но в 1610 г. монастырь постигло тяжкое бедствие; князя Скопина-Шуйского не было уже там, но часть войска еще оставалась. Один из польских вождей, смелый и алчный грабитель Лисовский, отовсюду отрезанный, решился силою пробиться к польской границе из Суздаля. Переправившись через Волгу, он неожиданно напал на Колязин монастырь. Находившийся там воевода Жеребцов отчаянно защищался и делал вылазки из монастыря, но неприятелям удалось поджечь деревянные стены монастыря, причем загорелись и другие здания. Жеребцов вынужден был сдаться. Враги перебили монахов и других находившихся в монастыре людей, не исключая и воеводы Жеребцова; монастырь был разграблен; мощи преподобного Макария были изринуты из раки, а самая рака, дар Годунова, была рассечена на три части и увезена неприятелями.
Не легко было монастырю оправиться после такого страшного разгрома. Но усердие богомольцев, возросшее вследствие важных заслуг монастыря при Скопине-Шуйском и скорби о несчастном бедствии обители, равно как и старание настоятелей дали возможность в скорое время все привести в порядок, возобновить попорченное и приступить даже к сооружению новых храмов и других зданий.
В 1619 г. царь Михаил Федорович посетил Колязинский монастырь и с теплою молитвою и благоговением прикладывался к чудотворным мощам преподобного Макария. Царь тогда пожертвовал в монастырь колокол, а после, в 1635 г., тот же царь пожертвовал другой большой колокол по отце своем, патриархе Филарете Никитиче. В 1648 г. построена была каменная стена вокруг всего монастыря. В 1654 г., когда в Москве свирепствовало моровое поветрие, супруга царя Алексея Михайловича Мария Ильинична с детьми и всем двором нашли убежище в Колязине монастыре; с нею был там и патриарх Никон; царица с двором помещалась в построенном в 1641 г. братском корпусе, с того времени получившем название царского, а патриарх Никон в настоятельском, получившем с тех пор название патриаршего. Царица Мария в следующем, 1655 г., в память своего пребывания в Колязином монастыре исходатайствовала ему степень архимандрии.
Как в семнадцатом столетии, так и позже сооружались в монастыре новые храмы – и перестраивались прежние, перестраивались и возобновлялись вновь и прочие здания. Всегда, как и теперь, монастырь посещался и посещается богомольцами, особенно из окрестных уездов тверской и ярославской губерний, а также из губерний владимирской и московской. Особенно много стекается богомольцев к 17 марта и 26 мая – дню обретения мощей преподобного; в этот день рака со святыми мощами преподобного Макария обносится вокруг главного монастырского храма Пресвятой Троицы, в котором она и находится всегда, в арке в приделе Нерукотворенного образа Спасителя 15 .
В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, по описи владений Колязина монастыря числилось за ним 2803 крестьянских двора с 12 000 человек мужского пола. Монастырь отнесен к числу первоклассных.

Тропарь преподобному Макарию, игум. Калязинскому, чудотворцу, глас 8

П лотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь преподобному Макарию Калязинскому, глас 2

Я ко древо насаждено при водах воздержания,/ струями слез твоих напаяемь,/ преподобне отче Макарие,/ сеяв бо со слезами, в радости жнеши добродетельный рукояти,/ тем Великий Мздодавец плоды трудов твоих прият/ и в житницах Небесных тя сокровище положи,/ но поминай чтущих любовию пресветлую память твою/ и моли Святую Троицу, преподобне Макарие,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобному Макарию Калязинскому, глас 8

С лез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Макарие отче наш, моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобному Макарию, игум. Калязинскому, чудотворцу, глас 2

В ышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.

Ин кондак преподобному Макарию Калязинскому, глас 8

Я ко финикc псаломский во удолиих постнических процвел еси,/ трудов своих поты, яко плоды духовными, возвеличил еси над всеми Бога,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих любовию святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Макарие, отче наш.

Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю. Не промолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствы, с безплотными лики, с Небесными Силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Примечания


Житие преподобного Макария Колязинского, составленное в 1546–1547 году по монастырским воспоминаниям и рассказам отчасти даже очевидцев жизни преп. Макария, равно как в по некоторым записям, встречается во многих рукописях начиная с 16-го столетия, но сполна в подлиннике не напечатано. Здесь в основу изложения положен текст сборника Синод. Библ. ЛЗ 555. В рукописи Свод. Библ. № 927, содержащей так называемый волоколамский патерик, находится рассказ о Макарии Колязинском Досифея Топоркова со слов преподобного Иосифа волоцкого; этот рассказ здесь принят во внимание, равно как и отзыв о Макарии в его монастыре в повести Иосифа волоцкого о русских подвижниках. – Много данных о преподобном Макарии и его монастыре содержится в подлинных документах, хранящихся в монастыре. См. книжки: «Описи древних грамот и др. документов, хранящихся в архиве первоклассного Троицкого Колязина мовастыря. Тверь 1891»; Кормовая книга Колязина монастыря» И. А. Иванова. - Тверь. 1892 г.; «Описание Троицкого Колязина мужского первоклассного монастыря Тверской Епархии», составленное Алексеем Лебедевым. - Ярославль, 1867.


1 Наименование Макария Колязинским произошло от наименования самого монастыря, о чем сказано ниже.


2 Кашин – уездный город Тверской губернии на левом берегу Волги в 12 верстах от нее, на реке Кашинке, и в 19 верстах от уездного же города Тверской губ. Колязина.


3 Василий Васильевич Темный княжил с 1425 г. по 1462 гг.


4 Клобуковский Николаевский монастырь подле города Кашина с 1764 г. – заштатный. В нем до настоящего времени сохраняется келлия преподобного Макария.


5 Епископ Моисей управлял тверской епархией с 1453 г. по 1459 гг.


6 Преподобный Ефрем Перекомский, уроженец города Кашина, начал подвизаться в Макариевом Калязинском монастыре, а пострижение принял в обители преподобного Саввы Вишерского. Удалившись в пустынное место на западный берег озера Ильменя, он положил начало обители в 25 верстах от Новгорода. Ныне заштатный Перекомский Николаевский монастырь. Память преп. Ефрема празднуется 10 мая.


7 Князь Андрей Васильевич большой был четвертый сын великого князя Московского Василия Василевича Темного и родной брат Московского великого князя Иоанна Васильевича III. Он получил в удел город Углич по духовному завещанию своего отца, скончавшегося в 1462 году. В 1492 г. князь Андрей был посажен в заточение в Переяславле-Залесском и скончался в 1494 году.


8 Великий князь Иоанн Васильевич III, сын Василия Васильевича Темного, правил русским государством с 1462 по 1505 гг.


9 Основанный преподобным Паисием Покровский монастырь находится в трех верстах от города Углича (Ярославской губернии), на левом берегу Волги, в настоящее время третьеклассный. Паисий основал монастырь по просьбе угличского князя Андрея Васильевича, у которого был восприемником детей Иоанна и Димитрия. Преподобный Паисий скончался в глубокой старости в 1606 году, июня 6, когда и празднуетоя его память.


10 Епископ Нил, грек, управлял тверскою епархиею с 1509 по 1521 гг.


11 Митрополит Даниил, ученик Иосифа волоколамского, хиротонисован из игумнов Иосифова монастыря в 1522 году; оставил кафедру в 1539 году.


12 Инок князь Вассиан Патрикеев был судим на соборе в 1531 г. и мнения свои о новых русских чудотворцах высказал здесь в прении с митрополитом Даниилом. «Прение» ж то см. в «Чтениях. Общ. Ист и Древн. Росс. при Моск. Унив.» за 1847 год; изложение в Истории Русской Церкви преосв. Макария, т. 6, стр. 200.


13 После открытия мощей в 1521 году было установлено местное празднование прп. Макарию, а на соборе 1547 г. – всецерковное, и он наименован «великим чудотворцем». См. Е.Е. Голубинский, История Канонизации святых в Русской Церкви, стр. 83 и 100.


14 Димитриевский или Дмитровский монастырь в городе Кашине на берегу реки Кашинки основан в пятнадцатом столетии; с 1764 г. доныне заштатный.

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top