Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения. Проект на тему мир в зеркале искусства

 Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения. Проект на тему мир в зеркале искусства

Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.


СКАЧАТЬ 10 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ

- Учебно-тренировочные варианты
- Подготовка к выполнению заданий - Примеры рассуждений по теме №3 - Карточки собеседника-экзаменатора - Обобщённый план варианта устного собеседования.

Конспект урока по теме «Словари» .
Цели:
Образовательная : Знать: какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь: работать со словарями, использовать справочную ли­тературу, составлять словар­ную статью, составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом.
Развивающая: совершенствовать умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)
Воспитательная: воспитывать любовь к слову посредством изучения словарей.
План урока. I.Организационный момент.
Ребята сдают домашнюю работу. Раздают проверенные тетради.

Ребята, вам в детстве читали стихотворения Маршака? Например, Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь?, Жил человек рассеянный на улице Бассейной. (да, читали) Я хочу вам так же прочитать стихотворение Самуила Яковлевича, вы его послушаете и попытаетесь догадаться, какая же сегодня у нас будет тема урока.
С.Я.. Маршак. “Словарь”.
Усердно с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерц…

>>Мир в зеркале искусства

Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры , дворцы и храмы , приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.

Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке , архитектуре , живописи .

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре . А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.



Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?

Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?

Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения О чем нам «говорят» эти произведения?

Роль искусства в сближении народов Музей (греч. museion - храм, музей) - учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе. Национальная картинная галерея. Дрезден Эрмитаж. Санкт-Петербург Лувр. Париж

Художественно-творческое задание Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края. Прадо. Мадрид

Международные конкурсы, фестивали Эмблема театрального фестиваля «Золотая маска» Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Международный конкурс имени П. И. Чайковского Денис Мацуев (род. в 1975 г.), победитель конкурса в 1998 году Ван Клиберн (род. в 1934 г.), первый победитель конкурса им.Чайковского (1958 г.)

Детские конкурсы Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс хореографических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна»

Международные проекты «Три тенора»: итальянец Лучано Паваротти, испанцы - Пласидо Доминго и Хосе Каррерас « Il Divo » («Диво») интернациональный квартет поп-исполнителей с консерваторской подготовкой и оперными голосами

Творческое задание Как классическое и современное искусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...


Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятель­ности тем, что оно обращено к эмо­циональной сфере человека, которая является наиболее емкой характерис­тикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказы­вается самой доступной, демократич­ной и универсальной формой обще­ния людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои со­общения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульпту­ры, дворцы и храмы, приобщая совре­менных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропус­тили через свое сознание и свои чувс­тва.

Для того чтобы получать эстетичес­кое удовольствие от общения с этими художественными образами, необя зательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи Главное - при встрече с художес венным творениемсопережива Ведь произведение искусства достига ет своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души чело­века, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному. Общение с произведением искусст­ва дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпо­хи, оставившим след в мировой куль­туре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неорди­нарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка про­изведения позволит вступить в ин­формационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир ге­ниального художника, писателя, ком­позитора откроет свои секреты.


  • Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, ар­хитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху пере­носят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

  • Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства? Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информацион­ными?

  • Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?

Роль искусства в сближении народов

Наглядным подтверждением худо­жественного общения, интернацио­нальности языка искусства, который понятен без перевода, являютсямузеи, международные выставки изобрази­тельного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкаль­ные, артистов балета, театральные, джазовые),фестивали искусств.

Благодаря общению людей с вы­дающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диа­лог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерус­ской литературы,«культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и ос­таваться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержатель­ность».

Хранилищами художественных ше­девров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяков­ская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Пе­тербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Нацио­нальная картинная галерея (Дрезден,

Германия), Британский музей (Лондон, Анг­лия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться та­кими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Зо­лотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на осно­ве компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай- тек (англ. hightechnology, hightech, hi-tech). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитек­туре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направ­лениях художественного творчества.

В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скуль­птур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изоб­разил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.


  • Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учеб­нике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

  • Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

  • Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем го­роде, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения?
Художественно-творческое задание

Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.

Международные конкурсы, фестивали, проектыявляют­ся важным средством коммуникации. Концерты выдающих­ся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рок- ансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе вни­мание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. А слушательская аудитория охва­тывает практически все национальности и культуры мира. Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио, телевидению, Интернету. Все это на­глядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения пред­лагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, за­ключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка - своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жиз­неутверждающая сила словно убеждает всех людей, что под­линное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и наци­ональная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в облас­ти музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект - Международный телевизионный конкурс юных…


  • Послушайте произведения П. Чайковского в исполнении победителей конкурса. Определите их эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

  • Найдите информацию о конкурсах различ­ной тематической направленности. Рассмотрите эмблемы конкурсов. Какую символику они отра­жают?
Художественно-творческие задания

Подготовьте вопросы к одному из вообра­жаемых участников конкурса и возьмите у него интервью. Обратите внимание на коммуника­тивную функцию искусства, на то, что художес­твенный язык понятен всем без перевода.

… музыкантов «Щелкунчик». Это единс­твенный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям высту­пить перед многомиллионной аудито­рией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и при­знанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских между­народных конкурсов - фестиваль-кон­курс детского и юношеского творчес­тва «Открытая Европа», конкурс «Мо­лодой балет мира», конкурс хореогра­фических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, кон­курс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. - свиде­тельствует о большом внимании к вы­явлению творческих дарований моло­дежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира.

К такого рода проектам можно от­нести известные на весь мир выступ­ления трех великих теноров («Три те­нора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев - Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популяр­ной современной музыки.

Интересным явлением в мире сов­ременной эстрады стал вокальный квартет «IlDivo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди мо­лодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».


  • Послушайте музыкальные произведения в исполнении трех теноров (Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Какие чувства, эмоции, мысли вызывают у вас эти произведения?

  • Какую идею популяризируют исполнители разных стран? Как классическое и современное ис­кусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?

Искусство художественного перевода – искусство общения

Большим вкладом в распространение литера­турных памятников является деятельностьпе­реводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просве­щения». Вы, наверняка, читали известное сти­хотворение М. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»), слушали многочисленные романсы русских композиторов, созданных на этот поэ­тический текст. Но задумывались ли вы над тем, что это стихотворение - не плод творческого воображения русского поэта, а лишь гениаль­ный перевод стихотворения немецкого поэта XIX в. И.-В. Гёте?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Благодаря труду переводчиков, стихи, по­вести, романы русских писателей и поэтов - А. Пушкина и Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова, С. Есенина и В. Астафьева - читают за рубе­жом. А мы можем грустить и смеяться, сочувство­вать и негодовать, удивляться и восторгаться, лю­бить и ненавидеть, читая сочинения У. Шекспира и Мольера, Д. Лондона и А. Дюма, М. Твена и А. Конан Дойла.


  • Какую мысль хотел донести до читателя поэт в этом лирическом стихотворении-пейзаже? Какое эмоциональное состояние передает поэт читателям? Как состояние природы в этом стихотворении влияет на чувства и мысли человека?

  • Какие интонации голоса, динамику, темп нужно выбрать для выразительного чтения стихотворения? Попробуйте пластичными движениями рук передать образный строй сти­хотворения?

  • Послушайте два романса русских композиторов, сочинен­ных на это стихотворение, - А. Варламова и А. Рубинштейна. Найдите разницу в трактовке стихотворения композиторами.
Сравните язык стихотворения, живописного пейзажа, ро­мансов. Найдите сходство и различие в особенностях языка при передаче содержания этих произведений искусства.

Обратимся к любовной лирике английского поэта, драматурга, писателя эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564-1616) - Сонету № 90 в интерпретации двух разных перевод­чиков.

Уж если ты разлюбишь - так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром - утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда -

Твоей любви лишиться навсегда.

Перевод С. Маршака

Что ж, ненавидь, коль хочешь! Но сейчас,

Сейчас, когда грозит мне злобой небо.

Согни меня, с судьбой объединяясь,

Но лишь бы твой удар последним не был.

Ах, если сердцем я осилю зло,

Ему немедля ты явись на смену.

Чтобы за бурной ночью не пришло

С дождями утро, - доверши измену.

И уходи! Но только не тогда,

Когда все беды наигрались мною.

Уйди сейчас, чтоб первая беда

Была страшней всех посланных судьбою

И после жесточайшей из утрат

Другие станут легче во сто крат.

Перевод А. Финкеля


  • Сравните содержание и эмоциональный строй двух переводов. Найдите в них общее и раз­личное. Какой из переводов понравился вам больше? Почему?

  • Послушайте две музыкальные версии Сонета № 90 - Д. Кабалевского и Б. Горбоноса (перевод С. Маршака). Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? В чем различие прочтения текста сонета композиторами и исполнителями?
Какую из исполнительских трактовок можно отнести к жанру серьезной музыки, какую - к легкой? Благодаря каким средствам музыкальной выразительности вы смогли определить при­надлежность этих сочинений к тому или иному жанру? В какой интерпретации вы услышали полное слияние слов и музыки?

Как происходит передача сообщения в искусстве?

Сегодня явления культуры рассматрива­ются кактексты. Давайте попробуем разо­браться, что это такое и какое отношение к этому имеет искусство.

Понятно, что произведения литерату­ры - это тексты, но могут ли быть текста­ми картины или музыкальные сочинения? Оказывается, да!

Творцы разных эпох, создавая свои про­изведения (музыкальные, живописные, ар­хитектурные и др.) передают определенные сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художествен­ных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к дейс­твительности, которая их окружала, и кото­рую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

Например, рассматривая известную кар­тину В. Тропинина «Гитарист», зритель как бы прочитывает ее содержание, проживает ту ситуацию, которая изображена на полот­не. Он видит музыканта-любителя, играюще­го на гитаре - инструменте, популярном для русского городского быта XIXв.

Для гитариста не важно, какое впечатле­ние он производит на своих слушателей, а заодно и на зрителей. Он небрежно, по-до­машнему одет. Скорее всего, он музицирует для себя или для близкого друга. Кажется, что звучит один из известных романсов или инструментальная пьеса того времени.

О, говори хоть ты со мной,

Подруга семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами солнце шевелит

Дразня ее язвительно.

Чего от сердца нужно ей?

Ведь знает без того она,

Что к ней тоскою долгих дней

Вся жизнь моя прикована.

А. Григорьев

Гитара- один из самых распростра­ненных в мире струнных музыкаль­ных инструментов. Она применяется и как сольный классический инстру­мент, и в качестве аккомпанирующе­го инструмента во многих музыкаль­ных стилях, например, таких, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и во многих формах поп-музыки. В XX в. была изобретена электричес­кая гитара, которая оказала опреде­ленное влияние на развитие массо­вой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество ориги­нальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи, и в поэзии.

Гитара

Начинается плач гитары.

Разбивается чаша утра.

Начинается плач гитары.

О, не жди от нее молчанья,

не проси у нее молчанья!

Неустанно гитара плачет,

как вода по каналам - плачет,

как ветра над снегами - плачет,

не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

Так плачет стрела без цели,

Так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала.

О, гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов!

Г. Лорка Перевод М. Цветаевой


  • Послушайте один из известных романсов XIX в. Какие мысли вызывают у вас художес­твенные образы, созданные два века назад? Созвучны ли они вашим чувствам и пережи­ваниям?

  • Чем различаются впечатления от разно­го рода информации: от сообщения в газете или журнале о состоявшемся концерте и от воспринятых вами произведений музыкально­го, изобразительного искусства, поэтического творчества?

  • Образ какого времени создают эти стихи и картины?

  • Музыка каких направлений, жанров со­звучна этим произведениям искусства?

Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top