Немецкие фильмы времен третьего рейха. Феномен пропаганды в кинематографе третьего рейха. Закон о создании временной кинопалаты

Немецкие фильмы времен третьего рейха. Феномен пропаганды в кинематографе третьего рейха. Закон о создании временной кинопалаты

После мимолётного перерыва вновь перейдём к разбору печально статьи столь же печально известного «историка» (слово сие заключено в кавычки не из-за личной неприязни к Родионову, но из-за уважения к исторической науке, которую я люблю всем сердцем, уважаю, и в отличие от всевозможных краснознамённых товарищей, называющих себя историками, призываю хранить её подальше от чьих-либо идеологических пристрастий, даже от моих собственных) Родионова и поглядим на то, какие «непрошибаемые» аргументы преподносят нам комиссары от истории.

В данный момент нам крайне интересен следующий отрывок:

Да, конечно же, как полемист тов. Родионов не мог обойти очень больную тему для советских пропагандистов, а именно русскую тему в кинематографе Третьего Рейха . Благо, наличие фильмов с определённой «русской» тематикой факт довольно известные, тем более в наших правых кругах. Действительно, как могут спесивые нацистские режиссёры (а в национал-социалистической Германии, кино, также как и в Совдепии считалось «важнейшим из искусств», и это касалось не только официозных лент по типу «Триумфа воли», но и «рядовых» кинокартин, призванных также нести некую идейную нагрузку, или по крайней мере хотя бы оказывать на германское население благотворное влияние) проявлять сочуствие к "унтерменшам"?

Из процитированного же выше отрывка «труда» Родионова, прекрасно явствует такой вывод: домысел - это первооснова советской пропагандистской «истории».

Во-первых, Родионов очень невнимательно смотрел выходные данные нацистских фильмов с «русской темой». Первые из них появились, вовсе не в период 1939-1941, а значительно раньше. А некоторые фильмы, где русские представлены в сугубо положительном ракурсе, снимались даже ПОСЛЕ 1941-го.

Во-вторых, мягко говоря, не совсем ясно каким образом «прорусские» фильмы, вышедшие в кинопрокат в 1939-1941 связаны с советско-германским сотрудничеством (я опять-таки хотел заключить слово «сотрудничество» в кавычки, ибо поистине нелегко назвать «сотрудничеством» кратковременное затишье в ожесточенной международной идеологической борьбе между национал-социалистической Германией и большевицкой Совдепией). Мало того, что здесь Родионов опять подсовывает нам свои личные, никому неинтересные и недоказуемые домыслы (как обосновать, что эти фильмы заставляли снимать в порядке улучшения отношений с СССР?), но и ещё плюс ко всему выдаёт желаемое за действительное. Ведь только задумайтесь, какая связь существует между Совдепией, её подчёркнутой безнациональной культурой и великим русским композитором Чайковским, про жизнь которого немцы сняли фильм? Ни для кого, кроме тов. Родионова, не является секрётом, что до самого начала войны русская культура в Совдепии подвергалась не просто гонения, но изощрённым издевательствам (лишь с началом советско-германской войны советское руководство более чем лицемерно возопило о «Руси», за что была высмеяна как германской так и русской эмигрантской прессой).

А вот это стихотворение советского поэта Джека Альтаузена (известного многим по школе стишка “Родина смотрела на меня”, завершающегося трогательным стоками: Я шел в атаку, твердо шел туда,/Где непрерывно выстрелы звучали,/Чтоб на земле фашисты никогда/С игрушками детей не разлучали), написанное в 1936-ом году, я предлагаю тов. Родионову сделать эпиграфом к статье, которую он вряд ли когда-нибудь напишет. Статья должна называться «Идеологические истоки дискриминации русских в СССР» и иметь под собой уже реальные основания.

"Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
Случайно им мы не свернули шею
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Россию!
А может, лучше было не спасать?"

И никому не могло прийти в голову как либо отождествлять наследие Чайковского или Пушкина, или какого-нибудь русского писателя с интернациональным «пролеткультом» СССР. Если связь и есть, то только антигонистическая. В порядке налаживания отношений между Германией и СССР, гораздо логичней было снять фильм о совместной борьбе НКВД и Гестапо против шпионов «плутократических» держав (например, «панской Польши»), в которой бы безо всяких полунамёков по-настоящему раскрывалась тема советско-германского союза. Попытка же увязать фильм о Чайковском с Совдепией, выглядит абсурдно.

В-третьих, немецкие режиссёры снимали фильмы не только о жизни русских гениев (Чайковского), но и фильмы о русских белоэмигрантах. А это уже никак нельзя списать на стремление угодить СССР. Скорее если уж чем и можно разозлить большевиков, то только демонстрацией уважения к русским людям, вынужденным после войны с советами переехать заграницу.

Так что желание тов. Родионова и прочих товарищей замолчать или тем или иным образом обесценить тот факт, что в нацистском киноискусстве, чьи шедевры показывались на всей территории Рейха, представителей русской нации изображали исключительно в позитивном свете, вполне понятно.

Причём «русская тема» в немецком кино варьировалась от откровенно антисоветских фильмов, где русские были представлены как передовые борцы с большевизмом и его первые жертвы, до сентиментальных картин. И нигде вы не отыщите даже намёка на «русофобию».

Чтобы не выглядеть голословным, приведу рецензию один из крупнейших киножурналов Третьего Рейха «Filmwelt», в номере от 22.08.1937, о фильме «С полуночи» („Ab Mitternacht"; в роли Елены – Гина Фалькенберг, в роли Петрова – Петер Фосс, в роли Фёдора - Рене Дельтген, в роли Веры – Марина Шуберт, в роли Вронского – Александр Энгель, в роли Шувалова – Николай Колин), снятом в 1937/1938 году (когда о «германо-советском сближении», на которое так уповает тов. Родионов не могло идти и речи).

«С полночи». Фильм повествует о трагической судьбе русской эмигрантки в Париже , которая приносит себя в жертву ради её смертельно больного мужа, чтобы дать шанс его новым корабельным чертежам. После жизни с изобилием мучений и забот, судьба этой прекрасной и несчастной женщины, казалось бы, меняется. Богатый соотечественник начинает ухаживать за ней и поворачивает её жизнь в лучшую сторону. И всё же роковая цепь ошибок, недоразумений и лжи снова разделяет этих двух людей, и женщина вновь вынуждена бороться за хлеб насущный.

«С полуночи»

У иного читателя возникнет вопрос: какой в целом был образ у славян в кинолентах Третьего Рейха? Неужели "грязных, скотских, полумонголоидных унтерменшей"? В том же «Filmwelt», от 22.08.1937, содержалась статья о германской актрисе Анне Даманн, сыгравшей славянку в романтическом фильме «Дорога на Тильзит» („Reise nach Tilsit"). По мнению тов. Родионова славяне в Третьем Рейхе «дискриминировались», что ж, посмотрим теперь в каком тоне говорится о славянской героине в данной рецензии:

«В своей первой роли (в «Дороге на Тильзит») она играет славянку , точно такую же какой эта стройная женщина выглядит и в жизни. В тёмных, живых глазах, тонко вырезанном лице, по странному привлекательно отражается страстная терпкость и женственная грация. Личная встреча с ней приводит в неожиданность, ибо Анна Даман – природная, коренная гамбурженка…

Теперь это олицетворение женщины, которая из своей славянской родины на праздничные недели попадает на море к рыбакам, влюбившись в одного из этих мужчин, любит его со всей искренностью и правдивостью и испытывает ответную любовь, будучи в состоянии обрести счастье, если бы только этот мужчина не состоял в браке и не был уже скреплён узами с другой. Не столько внешней супружеской связью, но привязан сердцем, которое так же глубоко расположено к другой женщиной. Эти две женщины, пожалуй, воплощают два разных мира, но режиссёр Гарлан избегает дешёвого средства , превращающего «чужестранную, прекрасную женщину со славянским обаянием» в вампира, которая обманывает мужчину, опьяняя его, чтобы он, будучи уже почти потерянным, был спасён верностью и непоколебимой привязанность своей маленькой, белокурой, домашней жены. Это было бы слишком неоригинально. Гарлан помещает мужчину во много более жестокую борьбу между двумя женщинами, которых он любит, ценит и не хочет потерять. И всё-таки он знает, что должен будет пожертвовать одной ради другой.»

Комментарии, как говорится, излишни! Прекрасно видно, что режиссёр-немец не только смог представить славянку в виде очень обаятельной женщины, но и избежал противопоставления «германский мир - славянский мир», о чём журнал даже соизволил упомянуть. Вот такой он «германский шовинизм» в нацистской культуре!

Особенное внимание стоит уделить, кинофильмам, наиболее ярко запечатлевшим Россию для немецких (и не только немецких, эти фильмы показывались по всей Европе) зрителей. Самым мощным из них, конечно же, является мелодрама Карла Антона «Броненосец Севастополь. Белые рабы» («Panzerkreuzer "Sebastopol". Weisse sklaven»; иногда встречается как «Rote Bestien» - «Красные звери»), 1937 года. Само его существование уже уличает «комиссаров от истории» во лжи насчёт «русских унтерменшей», ибо более прорусского фильма, вышедшего в 20-30 годы, Европа (не говоря уже об интернациональной Совдепии, где всё национальное огульно хаялось) просто не видела.

«Броненосец Севастополь. Белые рабы» Название фильма противопоставляется эйзенштейновскому «шедевру» советской пропаганды «Броненосец Потёмкин».

События фильма относятся к периоду большевистской революции и начала гражданской войны в России. Главный герой фильма – русский офицер, граф Константин Волков (Карл Джон) служит на броненосце черноморского флота «Севастополь», который становится на рейд одноименного порта. Константин уже собирается встретиться со своей невестой – дочерью губернатора Марией (Камилла Хорн). Но на броненосце вспыхивает мятеж (прямо во время исполнения флотским оркестром «Боже, царя храни»), подготовленный большевистским подпольем во главе с влиятельным камердинером губернатора Борисом Волынским (Вернер Хинц). Большевики убивают почти всех офицеров на корабле, берут массу заложников, в том числе невесту Константина, и начинают террор против гражданского населения. Пьяная большевистская портовая шваль бросает в костёр православные иконы, убивает священников, насилует женщин (всё это можно наблюдать на привидённых ниже отрывках из фильма). Город усеивается виселицами. Местом сосредоточения большевиков становится какой-то портовой кабак, где на протяжении всего фильма они только и делают, что жрут водку и поют марсельезу. Однако Константину удаётся сколотить добровольческий отряд из не поддавшихся красной пропаганде моряков, а также наладить раздачу продуктов голодному, ограбленному до нитки населению (один старик не мог взять себе еду, так как большевики отрубили ему обе руки). Обманутый Волынским старый губернатор, увидев, как тот насилует его дочь, застреливает его, но умирает сам от сердечного приступа. В город входит белый добровольческий отряд, разоружает мятежников и освобождает пленных. Далее броненосец, до конца забитый беженцами, уплывает из ввергнутого в хаос города, предварительно подвергнув большевистские позиции обстрелу. В заключительных кадрах Константин произносит фразу «Эта беда касается не только России. Враги цивилизации должны быть уничтожены. Борьба продолжается!». Завершается фильм предостерегающими словами одного из добровольцев «Народы пока не замечают этой опасности…».


Итальянская афиша "ГПУ".

Хорошо показано противостояние русских и совков и в знаменитом антисоветском «боевике» Карла Риттера «ГПУ» («GPU», в английском варианте называется «Red terror»; хотя к тому времени ГПУ было уже переименовано в НКВД, но режиссёр сознательно не стал нарушать сложившегося «брэнда»), 1942 года. В центре весьма запутанного сюжета данного фильма лежит история русской скрипачки Ольги Фёдоровны (Лаура Солари), чья семья была расстреляна большевиками в 1917-ом. Она устраивается на работу в большевистское ГПУ, для того, чтобы на своих «благотворительных» концертах по всей Европе также вести пропаганду мировой революции и феминизма. Однако всё это она делает с целью отомстить убийце своей семьи, ГПУ-шнику Николаю Бокше (Эндрюс Энгельманн).

Для того, чтобы по заданию Москвы ликвидировать живущего в Ковно армянского эмигранта Арамяна, Бокша подсовывает ничего не подозревающему латышскому студенту Петеру Асмусу, подрабатывающему почтальоном, посылку с бомбой. Придя на квартиру к Арамяну, Асмус начинает заигрывать с его секретаршей – русской девушкой, беженкой из Самарканда - Ириной (Марина фон Дитмар). Когда в результате взрыва Арамян погибает, полиция задерживает ошеломлённого Асмуса как террориста, и Ирину за подозрение в большевистском шпионаже, а затем они попадают уже в руки ГПУ. Но Ольга помогает им бежать в Роттердам, однако и там их перехватывает ГПУ.

Одновременно, Москве становится известно, что Бокша хочет порвать с ГПУ и поселиться под старость лет на вилле в Бретани, которую он приобрёл за время своей террористической деятельности в Европе. Теперь Ольге получает возможность рассчитаться с убийцей своих родителей. Убив Бокшу, Ольга объясняет своему начальнику, что причиной её работы на ГПУ являлась исключительно стремление отомстить, и требует теперь немедленно уволить её, так как её цель выполнена. Получив отказ, она застреливается.

Ирина и Петер содержатся в пыточных казематах, расположенном в подвале советского консульства Роттердама. Тем временем германская армия переходит границу Нидерландов. Советское консульство в числе первых объектов подвергается бомбардировке. При эвакуации, чекисты в спешке начинают ликвидировать всех заключённых без разбору. Но они не успевают довершить начатое. Петер убивает пытавшегося застрелить его чекиста, и освобождает Ирину. Вдвоём они выходят из тёмных казематов на залитую солнечным светом улицу (контраст: большевизм – тьма, национал-социализм – свет) и счастливые идут навстречу освободительным германским танкам; в общем классический happy end. Можно сказать, что весь смысл фильма заключён в концовке - доблестный Вермахт несёт спасение от большевизма даже за пределами самого СССР.

Этот пост был бы не полным, если бы мы не упомянули не только фильмы с «русской тематикой», но и фильмы с ярко выраженной «польской» тематикой, всё-таки по трактовке товарищей, поляки также причислялись национал-социалистами к «низшей азиатской расе».

Так, хорошо известен фильм 1937 года «Варшавская цитадель» („Die Warschauer Zitadelle", режиссёр Фриц Петер Бух), снятый по драме польской писательницы Габриэлы Запольской «Белый орёл» и посвящённый борьбе польских патриотов за независимость от России.

«Варшавская цитадель » в «Illustrierer Film-Kurier»

Жизнь же польской аристократии времён Российской Империи отображена в фильме «Маня Валевская. Петербуржский романс» («Manja Valewska / Petersburger romanze»).

«Маня Валевская» в «Illustrierer Film-Kurier»

Хотелось бы вопросить читателя, ну неужели злобные фашистские режиссёры искренне считали всех этих русских молодых людей из «Белых рабов», «ГПУ», «С полуночи» и т.д. сплошь ущербными недочеловеками? А ведь кино, тем более кино такого идеократического государства как Третий Рейх, немало способствует в формировании общественного мнения в отношении тех или иных народов. Нельзя забывать, что благодаря «Белым рабам», миллионы людей в Европе узнали, что такое большевизм, и кто первым вступил с ним в неравную борьбу. К тому же, обратите внимание на то, актёры и актрисы какой внешности играют «русские» роли. Вы увидите в основном классических представителей нордической расы (Карл Джон, Камилла Хорн, Лаура Солари). Что до чекистов, как в "ГПУ", то здесь стоит согласиться, в большинстве случаев они изображались представителями монголоидной расы с выбритыми черепами и кретинскими физиономиями.


Подобные документы

    Общая характеристика деятельности библиотеки. Проблематика пропаганды музыкального искусства. Мероприятия библиотеки в вопросах пропаганды музыкального искусства. Взаимоиспользование фондов музыкальной литературы и нотных изданий библиотечных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Искусство тоталитаризма Германии. Художественное наследие немецкого скульптора Арно Брекера. Пластическое искусство ХХ века и его особенности. Изображение обнаженного мужского и женского тела в скульптуре. Произведения, созданные в период Третьего рейха.

    реферат , добавлен 04.03.2013

    Кино завоевывает мир. Становление русского кино. Становление советского кино. Советское кино 30-х годов. Кино и Великая Отечественная война. Необычный, завораживающим мир кинематографа для многих зрителей.

    реферат , добавлен 17.09.2007

    Рождение кинематографа и его влияние на культуру и искусство. Характеристика эпохи немого и звукового кино. Технические особенности кинематографа. Понятие "цифровой кинематограф". Выразительные средства и жанры кино. Семиотический анализ фильма "Матрица".

    лекция , добавлен 23.04.2010

    Кино как одно из самых молодых и массовых искусств. Основные направления в кинематографе позднего советского периода, появление новых возможностей и тем. Пример фильмов нового поколения и молодых актеров. Новый взгляд на историю Российского государства.

    презентация , добавлен 18.05.2013

    Становление национального кино в его связи с многовековыми духовными и художественными традициями якутского народа. Первые шаги в якутском кинематографе, культура и мировоззрение народа Саха в якутских кинофильмах. Позиции современного кино в Якутии.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Развитие кино в СССР: история становления, государственное регулирование, особенности; знаменитые фильмы и персоны немого кинематографа. Появление звукового кино, совершенствование искусства монтажа и звукозаписи. Первые художественные звуковые фильмы.

    реферат , добавлен 05.04.2011

    История мирового кинематографа - уникального продукта современности. Искусство кино благодаря синтезу разнообразных элементов имеет самые широкие возможности воздействия: цвет, свет, звук и музыка кино, монтаж, драматургическая основа и создание сценария.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Обоснование необходимости совмещения игрового кино и анимации. Краткая история использования спецэффектов и элементов анимации в игровых лентах. Проблемы использования новейших технологий в современном кинематографе. Элементы анимации в иранском кино.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2010

    Культурное наследие киноискусства XX века. Первые шаги мирового кино. Образ природы в кино как символ высокой культуры человечества. Российское кино в переломные этапы отечественной истории. Возможности кино как явления культуры на рубеже XXI века.

© Copyright by Bogus?aw Drewniak

© Copyright for this edition wydawnictwo s?owo/obraz terytoria, Gda?sk 2011

© А. Суслов, перевод с польского, 2019

© ООО «Новое литературное обозрение», оформление, 2019

* * *

Вступительные замечания

После того как в Германии к власти пришли национал-социалисты, официальная культурная жизнь страны оказалась подчинена шовинистическим, захватническим и преступным целям гитлеризма. Все культурные начинания, которые им соответствовали, с большим усердием использовались в рамках созданной тогда системы пропаганды. Те же, которые им не соответствовали (а границы допустимого все время сужались), подавлялись. На вопрос, о каких целях идет речь, призвана ответить эта книга. Разумеется, ответить лишь частично, поскольку она касается только кино.

Использованный в названии термин «Третий рейх» (Das Dritte Reich) во многом определяет хронологические и территориальные рамки исследования. Как в литературе, так и в обычном словоупотреблении Третьим рейхом принято именовать немецкое государство, существовавшее с 1933-го по 1945 год, в состав которого поначалу входила территория постверсальской Германии, а начиная с 1938 года – еще и присоединенные территории. После присоединения Австрии (аншлюса) в ходу было название Великогерманский рейх (Grossdeutsches Reich). С 1939 года военные успехи Германии открывали путь к дальнейшим аннексиям, благодаря которым в распоряжении гитлеровского административного аппарата оказались огромные территории. Отчасти по этой причине наша работа охватывает не только пространство Третьего рейха в границах 1938 года (Altreich), но также аннексированные или оккупированные регионы.

Различные вопросы культурной жизни оккупированных государств – а, например, Польша не считалась оккупированной страной, поскольку, в соответствии с гитлеровской доктриной, перестала существовать после 1939 года – стали обсуждаться лишь тогда, когда они оказались организационно связаны с экспансией немецкого кино. А экспансия эта приобрела доселе невиданные масштабы.

Путь к научному изучению этой проблематики был долгим, а само исследование – весьма непростым делом. Для понимания закономерностей гитлеровской культурной политики необходимо было принимать во внимание общекультурный, политический и социальный контексты, а также использовать методы, выходящие за пределы традиционного инструментария историка.

По своему характеру книга представляет собой исследование, основанное на работе с источниками. Значительная часть сохранившихся документов оказалась в руках историка впервые. За несколько десятилетий нами были использованы многочисленные архивы, библиотеки и музеи – прежде всего Германии, но также Чехословакии, Швейцарии и, конечно, Польши. Важную роль в прояснении некоторых подробностей играли беседы и переписка с участниками событий, а также опубликованные источники, пресса, дневники и воспоминания (на достоверность содержащейся в них информации следует полагаться с большой осторожностью), а также всевозможные публикации довоенного, военного и послевоенного времени.

По мере возможности мы использовали и научную литературу по предмету исследования.

Кинематограф является предметом живого интереса исследователей – как средство массовой коммуникации, явление культуры и область художественного творчества. Естественно, что публикаций, прямо или косвенно пересекающихся с темой нашей книги, существует немало, так что при составлении библиографического списка для данной книги нам пришлось провести тщательный отбор, основанный не столько на оценке этих работ, сколько на степени их близости к теме и возможности показать через них современное состояние исследований. Решения эти были неизбежны, хотя и давались с трудом.

За основу рассмотрения мы по сути берем лишь один аспект, ибо цель нашей книги состоит в попытке выявить, как немецкий кинематограф функционировал в тоталитарной государственной системе. При этом оценка фильмов с точки зрения режиссерского и актерского ремесла или эстетической выразительности тоже имеет здесь место. Главную роль мы, разумеется, отводим источникам, а не личным наблюдениям.

Конечно, нельзя все, что происходило в немецком кино с 1933-го по 1945 год, оценивать лишь с точки зрения политики. История вносит коррективы в наши суждения и взгляды, а многие фильмы – особенно развлекательного характера, но не только – возвращаются на экраны кинотеатров и, прежде всего, демонстрируются по телевидению, даже за пределами немецкоязычных стран. Оторванные от гитлеровских реалий (ради этого часто «подправленные»), они напоминают публике о любимых актерах, а нередко и просто берут зрителей за душу. Спустя два года после окончания войны немцы, отвечая на вопрос, какие фильмы они хотят смотреть, чаще всего отдавали предпочтение немецким, а не зарубежным.

Наконец, эти фильмы являются важным историческим источником или, во всяком случае, могут им быть; к сожалению, данный источник используется преимущественно в кинопублицистике и – реже – в школьном либо университетском преподавании.

Я выражаю признательность издательству «Территория слова/образа» за инициативу, старания и труд, вложенные в издание моей книги. Сердечно благодарю за плодотворное сотрудничество доктора Люцину Роек, взявшую на себя редактирование этой монографии1
Из книги польского историка Богуслава Древняка «Театр и кино Третьего рейха: в системе гитлеровской пропаганды» (Teatr i film Trzeciej Rzeszy: W systemie hitlerowskiej propagandy. Gda?sk, 2011) переведена (с учетом профиля серии) только вторая часть, в которой речь идет о кинематографе. – Примеч. ред.

Кинематограф: организация производства, контроля и распространения

Надо покончить в кино с преобладанием театра. Театр говорит своим языком, кино – своим.

Из обращения Йозефа Геббельса к немецким кинематографистам

Подчинение кино гитлеровскому аппарату управления

Возглавив только что созданное Министерство народного просвещения и пропаганды, Геббельс уже через две недели собрал большое совещание представителей немецкого кинематографа. 28 марта 1933 года в банкетном зале гостиницы «Кайзерхоф», где еще недавно располагалась штаб-квартира национал-социалистов, готовившихся к захвату власти, собрались продюсеры, режиссеры, актеры и владельцы прокатных компаний. Министр пропаганды обратился к ним с длинной речью, призывая вывести немецкое кино из состояния анархии, повысить художественный уровень фильмов и теснее связать их с немецкими национальными интересами. Также он подчеркнул, что «кино – самое современное и эффективное орудие влияния на массы, поэтому власть не может оставить его без присмотра»2
Отчет о встрече был опубликован в газете «Лихтбильдбюне» («Lichtbildb?hne») 29 марта 1933 года.

В своем первом публичном выступлении перед деятелями кино в качестве министра (в котором прозвучали и такие слова, как «свобода искусства») Геббельс не стал прибегать к выраженной антисемитской риторике. Более того, он призвал немецких кинематографистов равняться на несколько известных картин, к числу которых отнес американскую «Анну Каренину» (1927) и советский «Броненосец „Потемкин“» (1926), хотя их создатели не являлись «арийцами». На фоне многочисленных антисемитских эксцессов, сопутствовавших приходу к власти Гитлера, такая речь могла показаться шокирующей. Однако со стороны министра, который только овладевал полем деятельности своего ведомства, это был хорошо продуманный шаг. Ведь с самого начала у Геббельса было много конкурентов и даже противников. К их числу принадлежали и прусский премьер Герман Геринг, и «уполномоченный фюрера по вопросам мировоззрения» Альфред Розенберг, и руководители других учреждений, а также местные власти, желавшие сохранить свои прежние полномочия. Однако Геббельс полагал, что кино должно стать такой областью искусства и таким орудием пропагандистского влияния, руководить которым он будет единолично. При этом он знал, сколь непросто обстоят дела в немецком кинематографе как с точки зрения отношений собственности, так и на уровне личных отношений и что подчинить кино ему будет легче, если на первых порах он займет более гибкую позицию. Полный успех ему должны были гарантировать постепенные организационные изменения и новые кадры в руководстве.


Геббельс на встрече с немецкими кинематографистами


В целях подчинения кинематографа Геббельс использовал прежде всего свои полномочия министра. Так, в Министерстве пропаганды был создан специальный департамент кино (Filmabteilung), ставший высшей государственной инстанцией, контролирующей кино Третьего рейха. Решения директора и сотрудников этого органа полностью зависели от указаний министра. Первым главой департамента кино стал д-р Эрнст Зеегер, специалист по киноцензуре. Через несколько лет его сменил Фриц Хипплер, начавший свою карьеру со скандально известного эпизода: именно он был главным исполнителем акции сожжения книг на берлинской площади Опернплац в мае 1933 года. Хипплер претендовал на роль не простого чиновника, а творца и даже теоретика вверенной ему области искусства. Как «творец» он запомнился своими агрессивно-антисемитскими фильмами; как теоретик – брошюрой, представлявшей собой некое подобие катехизиса кинематографиста. Этот «труд», «Размышления о киноискусстве» («Betrachtungen zum Filmschaffen»), сопровождавшийся предисловием и вступительным словом Эмиля Яннингса и профессора Карла Фрёлиха и выдержавший несколько изданий, для профессионалов был предметом хорошо или плохо скрываемых насмешек. В соответствии с доктриной Геббельса, Хипплер строго разделял драматургию театральной пьесы и драматургию кино (см. эпиграф). Незадолго до окончания войны он впал в немилость и на широкой публике появился уже на телевидении ФРГ3
Hippler F . Die Verstrickung. Einstellungen und R?ckblenden. D?sseldorf, 1981.

Для укрепления монопольной власти над кинематографией Третьего рейха Геббельс использовал свои полномочия шефа пропаганды в аппарате Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСНРП). Подчиненное ему Партийное управление пропаганды (Reichspropagandaleitung) имело собственный отдел кино. При этом вскоре было создано еще одно учреждение, игравшее едва ли не главную роль в «процессе объединения» немецкой кинематографии под руководством ее «заступника и покровителя» (Der Schirmherr des deutschen Films) Геббельса. Как и для других областей культурной жизни, для кино была создана «цеховая организация», в принудительном порядке объединявшая всех работников отрасли. Таким органом стала Имперская палата кинематографии (Reichsfilmkammer), входившая в состав учрежденной Геббельсом Имперской палаты культуры4
См.: Reichskulturkammergesetz vom 22 IX 1933 // Reichsgesetzblatt. 1933. T. 1. S. 659.

Созданная еще в июле 1933 года5
В борьбе за полную власть в сфере кино Геббельс действовал с заметной поспешностью. Еще до принятия закона об учреждении Имперской палаты культуры вышли закон и распорядительный акт о создании временной Имперской палаты кинематографии (Reichsgesetzblatt. 1933. T. 1. S. 483). С сентября 1933 года Имперская палата кинематографии существовала уже как постоянная организация в рамках Имперской палаты культуры, а изменениям подвергалось лишь ее внутреннее устройство.

И затем претерпевшая ряд изменений, она включала в себя ряд организационных структур, которые занимались решением большинства вопросов, связанных с функционированием всех сфер кинематографии. В Палату кинематографии были вынуждены войти продюсеры, режиссеры, актеры, прокатчики и представители других сфер. Сама возможность найти работу, связанную с кино, зависела от членства в этой организации. При этом в палату принимали, руководствуясь не только уровнем квалификации и профессиональной подготовки, но и критериями «расы» и национальности. С 1 июля 1933 года в кино было запрещено допускать тех, кто не являлся «арийцем», кто состоял в браке с евреем или еврейкой, а также иностранцев, не имевших немецкого паспорта. Впрочем, до начала войны эти предписания не всегда соблюдались. Геббельс оставлял за собой право выдавать специальные разрешения на работу в кино гражданам других стран или тем, кто подпадал под так называемый «арийский параграф». Бывало и так, что сам Гитлер приказывал «рассматривать как арийцев» тех или иных актеров еврейского происхождения.

Следующим этапом в процессе подчинения немецкого кинематографа гитлеровской администрации стал Закон о кино от 16 февраля 1934 года (Lichtspielgesetz), согласно которому с 1 марта того же года утрачивали силу прежние нормы законодательного регулирования сферы кино6
См.: Lichtspielgesetz. 1920. 1. Mai.

Содержание закона активно обсуждалось с Гитлером как рейхсканцлером.

Закон о кино вводил предварительную цензуру, а функции цензора возлагал на «государственного кинодраматурга» (Reichsfilmdramaturg). До начала съемок сценарий любого фильма следовало передавать на утверждение данному чиновнику. В январе 1934 года были введены изменения, и продюсеры могли, но уже не были обязаны отдавать сценарии на проверку. На первый взгляд, закон стал мягче, но по сути речь шла о снятии с Министерства пропаганды ответственности за художественный уровень фильмов. В то же время «государственный кинодраматург» мог приостанавливать производство любой картины, если сценарий вызывал какие-либо вопросы, а также инициировать проверки на стадии съемок и монтажа. Люди, выполнявшие эту не столько художественную, сколько политическую функцию, часто менялись. Первым был редактор берлинской газеты «Дер ангриф» Вилли Краузе. В марте 1936 года его сменил другой журналист по профессии, Ганс Юрген Неренц. Всего год спустя на место Неренца, ставшего директором создававшегося тогда берлинского телецентра, пришел Эвальд фон Демандовски. В кинематографических кругах ходили слухи, что Демандовски на короткой ноге с Геббельсом. Однако и он, имея за плечами лишь общую журналистскую подготовку, не справился с высокими требованиями и, с согласия Геббельса, перешел в киноконцерн «Тобис». Впрочем, ни для кого не являлось секретом, что высшей инстанцией в делах, связанных со сценариями, был не «государственный кинодраматург», а сам Геббельс, вникавший порой в мельчайшие детали текста, особенно когда фильм выполнял поставленную сверху пропагандистскую задачу.

Новый закон усиливал и карательную цензуру. Под ее действие подпадали все картины, в том числе короткометражные, предназначенные для демонстрации в публичных местах. Цензуру осуществлял особый контролирующий орган (Filmpr?fstelle), в состав которого входили назначенный Геббельсом сотрудник департамента кино Министерства пропаганды, обладавший правом решающего голоса, и еще четыре члена с правом совещательного голоса. Данный орган заменил собой два существовавших ранее учреждения по контролю кино, расположенные в Берлине и Мюнхене (Bayrische Lichtspielstelle). Кассационной инстанцией стала Filmoberpr?fstelle, руководителем которой де-юре был глава департамента кино Министерства пропаганды. Однако в большинстве случаев вопросы о допуске фильмов на экран решал сам Геббельс, который стремился знакомиться, пусть бегло, со всеми выходящими картинами.

В своей работе «Цензура. Запрещенные немецкие фильмы. 1933–1945»7
Wetzel K., Hagemann P. Zensur – Verbotene deutsche Film 1933–1945. Westberlin, 1978.

Крафт Ветцель и Петер Хагеман анализируют случаи отказов в выпуске фильмов в прокат. Под запретом, полным или частичным (как это было с немецким «Титаником»), оказалось 27 полнометражных художественных фильмов. Причины назывались разные, но стоит отметить, что ни одна из картин не была отвергнута по такому критерию, как нарушение нравственных устоев. Чаще всего проблема заключалась в связи между содержанием фильма и меняющимися обстоятельствами, или, иначе говоря, в большой и малой политике.

Список запрещенных картин, уже демонстрировавшихся ранее в кинотеатрах Германии, значительно вырос после начала войны по очевидной причине: их сюжеты не должны были противоречить текущей ситуации в политике и на фронте.

Закон о кино 1934 года наделял комитет киноцензуры (Filmpr?fstelle) правом на присвоение разрешенным к прокату отечественным или зарубежным фильмам специальных квалификационных оценок (Pr?dikat). Некоторые из них давали прокатчикам возможность получить налоговые льготы. Оценки, существовавшие еще со времен Веймарской республики, были сохранены8
«Lehr film», «K?nstlerisch» (c 1934 года «K?nstlerisch wertvoll»), «Volksbildend».

Но дополнены новыми, названия которых менялись несколько раз. Если не считать квалификационных оценок, действовавших до 1933 года, в Третьем рейхе применялись следующие:

«staatspolitisch wertvoll» (ценный в государственно-политическом отношении), 1933–1945;

«besonders wertvoll» (особо ценный), 1933–1934;

«staatspolitisch und k?nstlerisch besonders wertvoll» (особо ценный в государственно-политическом и художественном отношении), 1934–19429
В 1937 году было принято решение, согласно которому оценка «особо ценный в государственно-политическом и художественном отношении» стала даваться только фильмам, «которые в наивысшей степени удовлетворяли бы национал-социалистическому видению немецкого киноискусства» (V?lkischer Beobachter. 1937. 28. M?rz).

«jugendwert» (ценный для молодежи), 1938–1945;

«k?nstlerisch besonders wertvoll» (особо ценный в художественном отношении), 1939–1945;

«staatspolitisch besonders wertvoll» (особо ценный в государственно-политическом отношении), 1939–1945;

«volkstumlich wertvoll»10
Данная оценка, введенная указом от 1 апреля 1939 года, предназначалась для фильмов, которые хорошо передавали характер современной жизни, но по иным критериям не заслуживали более высокой оценки.

(ценный с точки зрения демонстрации национальных качеств), 1939–1945;

«anerkennungswert» (достойный одобрения), 1942–1945.

Выдающиеся картины могли претендовать на титул «Народный фильм», введенный в 1939 году. В этом случае выдавался перстень с надписью «Film der Nation». Кинематографисты называли эту награду «Pour le m?rite» немецкого кино, а удостоиться ее довелось лишь четырем фильмам.

Другим знаком положительного отношения со стороны нацистской администрации стала государственная премия, лауреат которой объявлялся 1 мая каждого года. Вместе с ней кинематографистам вручалась статуэтка из серебра и хрусталя, переходившая от одного лауреата к другому. Вся эта сложная система поощрений была призвана побудить работников кино к созданию таких картин, которые отвечали бы интересам национал-социалистической пропаганды.

Собственным инструментом надзора над кино обладала и НСНРП. С 1930 года в руководстве партийной пропаганды (Reichspropagandaleitung der NSDAP) существовал специальный отдел кино (Hauptamt Film), которому подчинялись региональные кинопредставительства НСНРП и соответствующие отделы многочисленных гитлеровских организаций. В задачи этой структуры входило проведение кинопоказов в населенных пунктах, не имевших постоянно действующих кинотеатров, организация сеансов для молодежной организации Гитлерюгенд и – в обязательном порядке – для учащихся школ, распространение и предоставление для демонстрации фильмов, снятых по заданию партии, а также обслуживание гитлеровских мероприятий по линии кино. Окружные отделения (Gaufilmstelle) имели филиалы в районах (Kreisfilmstelle) и отдельных местностях (Ortsfilmstelle).

Гитлеровская партия осуществляла также производство пропагандистских фильмов, в первую очередь предназначенных для так называемого обучения; этим в 1937–1943 годах занимались Немецкая компания по производству и прокату фильмов (Deutsche Filmherstellungs– und Verwertungsgesellschaft, сокращенно DFG ). В частности, расово-политическое управление НСНРП (Rassenpolitisches Amt der NSDAP) до начала войны выпустило пять фильмов, посвященных теме «чистоте расы».

Специальные отделы кино существовали и в руководстве таких организаций, как Гитлерюгенд и Германский трудовой фронт (Deutsche Arbeitsfront), заменявший профсоюзы. По заказу последнего было снято несколько пропагандистских фильмов, посвященных условиям труда и досуга немецких рабочих. Со временем Геббельс, стремясь к большей централизации, ликвидировал кинопроизводство в отдельных гитлеровских организациях.

Партийный и государственный аппараты надзора над кино не всегда работали слаженно. Однако столкновения их были несущественны и касались распределения полномочий на «низшем уровне» – высшей же инстанцией в обоих случаях был сам Геббельс11
Переписку, связанную с этими недоразумениями, см.: DZA-Potsdam. PROMI. № 162. F. 279 и след.

В этом огромном разветвленном аппарате (см. схему 1 в приложении) работали 25 тысяч штатных сотрудников. В их распоряжении было несколько сотен комплектов проекционного оборудования, 350 автомобилей, приспособленных для выездной работы, а также вагоны поездов, оснащенные киноаппаратурой. С марта 1938 года, после аннексии Германией новых территорий, аппарат продолжал расширяться.

Пропаганде немецких фильмов способствовала разветвленная сеть периодических изданий о кино, унаследованная гитлеровцами от Веймарской республики. Еще в 1933 году Геббельс принял меры, чтобы ответственные посты в редакциях заняли его люди. Редакторские коллективы получили четкие указания, о чем им следует писать и в какой форме. А в 1936 году в изданиях по кино, как и по другим видам искусства, была запрещена полемика. Печатать можно было лишь комментарии, лишенные критических замечаний (Kunstbetrachtung). За политическими деятелями право на критику сохранялось.

Среди журналов наиболее популярным и богато иллюстрированным был еженедельник «Фильмвельт» (его тираж в 1939 году составлял 165 тыс. экземпляров). Другим многотиражным еженедельником не столь высокого уровня был «Фильмвохе» (58 тыс. экземпляров в 1939 году). На массового читателя был ориентирован журнал «Фильм-иллюстрирте», а в Вене – «Майн фильм ин Вин», существовавший с 1926 года. Из изданий с меньшими тиражами, которые были адресованы специалистам, следует назвать прежде всего «Фильм-курир», старейшую в Германии ежедневную газету о кино «Лихтбильдбюне», еженедельник «Дер фильм», «Дойче фильмцайтунг», выходивший с 1939 года «Фильм-экспресс» и ежемесячник «Дер дойче фильм», считавшийся органом Имперской палаты кинематографии. Кроме того, специализированные издания выпускали и отделы кино различных организаций. Наконец, выпуском кинопериодики активно занимались гитлеровская партия и связанные с ней структуры.

Глава из книги А.В. Васильченко «Прожектор Доктор Геббельса. Кинематограф Третьего рейха», посвещенная историческому кинематографу Третьего рейха.

Глава 2. Великое прошлое + Великая иллюзия

Превратить национал-социализм вместе с партийными подразделениями, их символами (свастикой, штандартами и эмблемами) в особый культ было одной из важнейших задач документального кино первых лет существования Третьего рейха, Приверженцы новой политической религии должны были испытывать «повторяющееся переживание нового для них чувства сплоченности» (как писал Альфред Розенберг в своем «Мифе XX века»). Именно это чувство должно было стать базой пресловутого «народного сообщества». Немецкая кинопромышленность в те дни проявляла самый повышенный интерес к истории. Кинофильмы должны были способствовать возникновению у зрителей впечатления, что будто бы возвратились великие люди прошлого.

Из всех исторических персонажей, которые оказались включенными в состав национал-социалистического мифа, на первом месте располагался Фридрих II Прусский (1712-1786). Он был любимым героем для сценаристов Третьего рейха. Гитлер продемонстрировал публике свое особое отношение к Фридриху Великому еще на страницах написанной с тюрьме «Майн кампф». Гудериан, тогдашний шеф Верховного командования сухопутных войск сил Германии, вспоминал об одном совещании у Гитлера зимой 1944/45 года. «Гитлер указал на картину фон Графа, на которой был изображен прусский король, после чего произнес - "Этот портрет всегда вселяет в меня новые силы, когда тревожные сводки с фронтов начинают угнетать меня. Посмотрите на властный взор его голубых глаз, на этот огромный лоб. Вот это голова!" Затем мы начали беседу о государственном и полководческом таланте великого короля, которого Гитлер ставил выше всех и на которого он хотел бы походить. Но, к сожалению, его способности не соответствовали его желанию». Сразу же надо оговориться, что этот портрет был единственным украшением, в бункере Гитлера, который находился на глубине 16 метров под зданием имперской канцелярии.

В своем дневнике министр финансов Третьего рейха Шверин Крозигк описал эпизод, когда в начале апреля 1945 года Геббельс зачитывал Гитлеру отрывки из «Истории Фридриха Великого». Описание трудностей, с которыми в 1761-1762 годах столкнулся прусский монарх, должно было воодушевить фюрера После этого Геббельс как-то сказал Крозигку, что во время чтения видел на глазах Гитлера слезы. Главный догматик Третьего рейха Альфред Розенберг также видел в фигуре Фридриха II «символ всего самого героического». Впрочем, Фридрих Великий всегда был кумиром немецких националистов. Его культ стал формироваться сразу же после того, как Германия потерпела поражение в Первой мировой войне. Именно тогда возникла целая серия фильмов, которые были посвящены Фридриху Великому. Перечислим самые важные из них.

В 1922 году снимался фильм «Фри-дерикус Рекс», который год спустя вышел на экраны под названием «Судьба короля».Режиссером этого фильма был фон Ксерепи, а главные роли исполняли Отто Гебюр и Вернер Краусс. Несмотря на то, что фильм очень сильно критиковали в левой прессе, он пользовался немалым успехом в рабочих кварталах. Последующие части фильма («Сансуси» и «Поворот судьбя») получили в Веймарской республике оценку «народное кино». В 1925 году был снят фильм «Мельница Сансуси», режиссером которого выступил Зигфрид Филиппи. В главной роли опять снимался Отто Гебюр. Этот фильм примечателен хотя бы тем, что среди помощников оператора на съемках трудились Густав Уцики и Эдуард фон Борзоди, которым в будущем предстояло стать известными немецкими режиссерами.

В 1927 году на экраны вышел двухсерийный фильм Герхардта Лампрехта «Старый Фриц», в котором Отто Гебюр опять же играл главную роль. Его первая часть («Мир») была оценена как «высокохудожественная» и даже получила статус «воспитательного фильма». Год спустя был снят фильм «Ватерлоо». В качестве его режиссера выступил Карл Грюне, который после 1923 года специализировался исключительно на исторических фильмах. На этот раз роль короля исполнял Чарльз Ванель. В этом фильме Отто Гебюр сыграл маршала Блюхера. К тому моменту актер был настолько популярным, что во многих берлинских ресторанах появилось новое блюдо, которое назвалось «филе а-ля Отто Гебюр». В 1930 году Гебюр вновь сыграл Фридриха Великого. Это произошло в ленте Густава У цики «Концерт для флейты в Сансуси». Поначалу фильм было решено снять с проката, так как против его показа протестовали левые партии, однако в 1931 году он собрал очень приличную кассу, став одним из трех успешных фильмов сезона. В 1945 году оккупационные власти запретили показ этой кинокартины на территории Германии. В этом фильме Фридрих представал не только как ревнитель морали (он запрещает невесте солдата расторгать свой брак), но и как хитрый политик. В то время как Англия, Франция и Россия планируют напасть на Пруссию, король тайком проводит мобилизацию. Одновременно с этим он дает концерт в своем дворце, на котором присутствуют дипломаты трех стран, замысливших агрессию, но при этом они даже не догадываются, что король-композитор на самом деле вовсю готовится к войне, а не полностью посвятил себя музыке.

В 1932 году на экраны выходит «Танцовщица Сансуси», режиссером фильма являлся Фридрих Цельник. Для съемок в главных ролях были задействованы Отто Гебюр и Лил Даговер. В этой киноленте король предстает в качестве великодушного и щедрого монарха. Он приказывает все деньги, предусмотренные для празднования военной победы, раздать жертвам войны. Кроме этого, он помогает двум влюбленным. В том же самом году был снят фильм «Тренк», во время съемок в качестве сорежиссеров выступили Хайнц Пауль и Эрнст Нойбах. В ленте рассказывалось о любовной истории между сестрой Фридриха II и его адъютантом Тренком Несмотря на то что монарх появляется в кадре только однажды (в фильме его играл даже не Отто Гебюр), тем не менее он постоянно находится в центре действия. Так, в одной из сцен зритель может слышать, как Вольтер объясняет монарху, что хорошие граждане гораздо лучше хороших законов. Фильм заканчивается фразой, которую Тренк оставил в своих мемуарах: «В духе короля Пруссии Фридриха воплотилась вся моя жизнь».

В 1933 году, буквально пару дней после того, как Гитлер пришел к власти, состоялась премьера фильма Карла Фройлиха «Лейтенский хорал». В съемках молодому режиссеру помогал фон Ксерепи, который был в свою бытность режиссером «Фридерикуса Рекса». Кроме Отто Гебюра, в кадре появляется в качестве актера Файт Харлан, которому позже было суждено стать великим режиссером. В фильме Фридрих Великий предстает перед зрителем гением, чьи масштабы едва ли могут быть понятны современникам. Он отказывается прислушиваться к советам бывалых генералов, идет в битву и одерживает верх. Один из современников писал: «Несмотря на то, что события, показанные в фильме, происходили более 175 лет назад, они нисколько не утратили свою актуальность. Человек, который заботится обо всех, который не позволяет себе отдохнуть, подбодряет колеблющихся, направляет вперед самых мужественных, - в наше время, когда крепнет вера в фюрера, это самая востребованная тема». К тому моменту в роли Фридриха Великого режиссеры могли видеть только Отто Гебюра, который в каждом фильме показывал «нового» монарха: то приветливого, то непреклонного, то фамильярного, то нелюдимого. Этот фильм был наполнен штампами и стереотипами. Австрийцы в нем были показаны как любители музыки, более напоминающие беззаботных и изнеженных статистов из Венской оперы, французы предпочитали постоянно интриговать и вести заумные беседы. В то же самое время внешняя бедность Пруссии контрастировала с показной роскошью ее врагов. При этом сами пруссаки придерживаются формул, которые, казалось, были позаимствованы из «Майн кампф». Это такие фразы, как «авторитет вождя», «значение личности» и тд.

По большому счету, когда был создан Третий рейх, то культ Фридриха Великого уже сформировался в Германии. Более того, в национал-социалистической Германии было снято всего лишь три ленты про прусского монарха Первой из них является лента Ганса Штайнхоффа (режиссера «Гитлерюнге Квекса») «Старый и молодой король». Ее съемки начались в 1935 году. Между «Гитлерюнге Квексом» и «Старым и молодым королем» Штайнхофф успел снять еще четыре ничем по большому счету не примечательные ленты, в том числе шпионский фильм «Остров» и комедии «Радуюсь вашей жизни» и «Птица-приманка».

Фильм «Старый и молодой король» имел подзаголовок: «Юность Фридриха Великого». Это была очень длинная лента - более двух часов по продолжительности. Сценарий к фильму был написан бывшей женой и помощницей Фрица Ланга Tea фон Гарбоу. Роль короля Фридриха Вильгельма I была поручена культовому актеру тех времен Эмилю Яннингсу. Молодой актер Вернер Хинц, которого в последующие года ожидала немалая известность, сыграл его сына, коему предстояло войти в историю под именем Фридриха Великого. Фильм был основан на исторических событиях. Солдатский король, которого волновали только деньги и войны, заботится о том, чтобы передать трон своему наследнику, которого волнуют лишь книги и музыка. На казарменном дворе Фридрих Вильгельм отчитывает своего сына, облаченного в форму прусского капитана. Монарха не устраивает образ жизни, который ведет наследник. Молодой Фридрих вместе со своим приятелем лейтенантом Катте планирует бегство из дворца. Узнав о замыслах молодых людей, отец сажает сына под домашний арест. Ему запрещено не только читать французские книги, но даже играть на флейте. Когда наследник намеревается повторно бежать, то его направляют в крепость, а его приятеля Катте казнят. Фридрих уступает своему отцу - он просит у него прощения, только после этого его освобождают из крепости. На самом деле примирение является уловкой. Настоящее примирение произойдет только у смертного одра Фридриха Вильгельма.

фильм «Старый и молодой король» получил оценки «высокохудожественный», «государственно-политически ценный», «народно-воспитательный» отнюдь не случайно. Этот фильм был призывом к полному подчинению, абсолютному послушанию главе государства Этот образ проецируется на молодого Фридриха, а не на короля Фридриха Вильгельма. Не случайно в фильме он показан как солдатский король. Он большой любитель выпить и поесть, кроме этого много курит. Из-за этих привычек монарх не просто тучен, а откровенно толст. Кроме этого, Фридрих Вильгельм показан в фильме как жестокой и жадный человек. В некоторых сценах показано, как он торгуется из-за жаркого из баранины, а также собирает огарки свечей, чтобы сэкономить на освещении.

Кроме этого, отец-монарх избивает своего сына, постоянно отвешивает ему пощечины, сжигает его книги, ломает его флейту. Он даже принуждает несчастного Фридриха смотреть на казнь своего приятеля. Зритель может догадаться, что в юном Фридрихе зреет недовольство своим отцом, но все-таки он благодарит Фридриха Вильгельма, когда тот умирает. Диалог в этой сцене был весьма показательным.

Король: Возможно, я был слишком строг с тобой?
Наследный принц Успокойся, ты был прав!
Король: Это была моя любовь!
Наследный принц: Я отдал тебе все мое сердце
Король: Я знал это. Ты - мой сын и передаю тебе в руки мою страну, молодой король!
Наследный принц: Не говори больше ничего, отец!
Король: Генералы! Это - ваш король! Сделай Пруссию великой!

Некоторые эпизоды фильма проникнуты осмыслением монаршего долга, который больше напоминает национализм и почитание армии («Пруссия - это моя Вселенная»). Когда отец лейтенанта Катте просит о помиловании своего сына, то старый король прикрикивает: «Лучше лейтенант Катте умрет, чем будет заботиться о сохранении мира». Отец лейтенанта смиряется с волей монарха: «Я буду считать, что идет война и что мой сын погиб на поле брани». - «Мои восторги, господин Катте», - отвечает Фридрих Вильгельм.

Фильм заканчивается тем, что камера берет крупным планом лицо молодого короля Фридриха. Перед зрителем он предстает неким подобием нового Зигфрида, с волевым выражением лица, с ясным, целеустремленным взглядом. Это тип мужчины, для которого жизненные блага не столь важны, а его противники - изнеженные французы, являются толпой «дегенератов». Уже после войны немецкая кинокритика писала, что фильм «о двух королях» был полностью проникнут национал-социалистической идеологией. В частности, писалось: «Авторитет популярного в Германии короля Фридриха использовался, чтобы унижать стран-соседей. Об их хитрости: "ночной воздух отдает коварством, если он прибыл со стороны Франции". Французские романы: "Чтение для проституток". Англия: "Она теряет время, лишь громогласно потрясая воздух". Досталось даже древним римлянам: "Что могут знать о Восточной Пруссии Тацит и Тит Ливии?"" Зрителя ориентируют на непреклонные решения Гитлера: "Страна распадается, если в ней нет сильной юли". Фильм преподносит Гитлера как; верховного правителя и даже с исторической точки зрения оправдывает подавление так называемого "путча Рема". Солдатский король заточает лейтенанта Катте в крепость, а затем приказывает обезглавить его. Это является воспеванием произвола, террора и даже намекает на создание концентрационных лагерей. Сам же солдатский король произносит: "Моя воля - это закон. Тот, кто не подчиняется ей, должен быть уничтожен". Фильм использует исторические события для политической пропаганды, в нем даже наличествует книгосожжение. Тот же, кто сомневался в оправданности данных действий в фильме, получал ответ: "Эти дела слишком велики, чтобы их были в состоянии постичь слабые духом"».

В настоящий момент данная послевоенная критика фильма «Старый и молодой король» кажется несколько утрированной и даже искажающей действительность. Изображение солдатского короля в его повседневной жизни (как отца и главы семейства) должно было побудить зрителя все-таки к концу фильма проникнуться симпатией к Фридриху Вильгельму. Он должен был заслужить уважение публики, даже несмотря на свою грубость и допущенные ошибки. Возможно, именно по этой причине на исполнение роли монарха-отца был приглашен актер Эмиль Яннингс Он как нельзя лучше мог изобразить противоречивые, но в итоге все-таки «положительные» образы. В итоге разве не суровое воспитание отца (старого короля) смогло превратить мечтательного юношу в одного из самых известных правителей Германии, Фридриха Великого?

Кроме этого, надо отметить, что фильм был не лишен внутреннего юмора. Под барабанный бой королевская семья выходит в столовую, а «старый король» шествует перед своими родственниками и членами семьи, будто бы принимает фронт. Несколько позже, когда королева собирается пить горячий шоколад, ее ушей достигает крик: «Мы все еще живем в Пруссии!!!» После этого камера показывает стол, на котором видны следы прошедшей с участием короля оргии. Повсюду раскиданы курительные трубки, перевернутые тарелки, многочисленные бокалы и пивные кружки. В итоге фильму нельзя давать однозначную оценку, так как он сам по себе не является цельным, монолитным произведением. Есть ощущение, что привыкшего к размаху Штайнхоффа несколько раз одергивали из министерства пропаганды. Сам по себе «Старый и молодой король» был студийной лентой, снятой исключительно в павильонах киностудии. Некоторые актеры переигрывали, хотя не исключено, что это было пожеланием режиссера. Грандиозной являлась сцена казни. Отчаянные просьбы приговоренного к смерти лейтенанта, безысходность, охватившая принца, и в то же самое время полная расслабленность и безразличие героя Эмиля Яннингса. Зрителям могло даже показаться, что в этой сцене он играл сам себя. В этом фильме актер напоминал Жана Габена в 60-е годы. Несмотря на послевоенные обвинения в национализме и даже шовинизме, фильм «Старый и молодой король» с большим успехом шел в кинотеатрах Европы и США, в 30-е годы его не думал никто ни в чем обвинять. Кроме этого, именно после этой ленты верхушка рейха (Гитлер, Геббельс и Геринг) стала благоволить к Эмилю Ян-нингсу. Ему даже предлагалось возглавить немецкий кинематограф, на что артист ответил вежливым отказом.

Почти сразу же после этого фильма Иоханнес Мейер снимает фильм «Фри-дерикус» (1936 год). Это была рке третья по счету экранизация романа Вальтера фон Моло о временах Семилетней войны. Ранее та же самая книга служила основой для фильмов «Фридерикус Рекс» и «Лейтенский хорал». В фильме привычную для себе роль вновь играл Огто Гебюр. Его партнершей по фильму вновь стала Лил Даговер. Некоторые немецкие исследователи пытались доказать (например, Кракауэр), что фильмы о Фридрихе Великом предвосхитили экспансионистскую политику Гитлера В качестве примера приводились первые слова, которыми начиналась лента «Фридерикус»: «Окруженная великими европейскими державами восходящая Пруссия десятки лет боролась за свое право на жизнь». Собственно, этой фразы явно недостаточно для подобных обвинений. Сам же фильм рассказывал о начале Семилетней войны, когда Фридрих Великий оказался в очень сложной ситуации. Однако лента заканчивается его триумфальным вступлением в Париж.

Третий фильм про Фридриха II снял один из самых известных режиссеров Тре тьего рейха - Файт Харлан. Сам Харлан родился в 1899 году в пригороде Берлина Шарлоттенбурге. Он дебютировал в 16 лет в качестве театрального актера. После этого к нему стали поступать предложения сняться в кино. К 1942 году, когда на экраны вышел фильм «Великий король», на его счету как режиссера было рке 16 кинолент. Сам фильм «Великий король», который длился более двух часов, был несколько затянут. Несмотря на прошлые успехи, Харлану, так же, как и режиссеру Либенайнеру (фильмы «Бисмарк» и «Отставка»), не очень удалось отобразить великого исторического деятеля. И это невзирая на то, что в распоряжении Харлана были все необходимые средства. Он вспоминал: «Для фильма "Великий король" мне предоставлялось все, что я считал нужным. Я получил 5 тысяч лошадей, когда нуждался в них. В любой из сцен я мог задействовать настоящих солдат. Я не нуждался в деньгах. Генерал СС Далюге был готов предоставить мне в распоряжение всю берлинскую полицию».

Фильм Харлана даже больше, чем ленты Лени Рифеншталь, определялся массовыми сценами, натурными съемками, толпами статистов. Это был своего рода кинематографический театр. Но Харлану, некогда постановщику хороших театральных постановок, не удалось справиться с поставленными задачами. Он мог работать только в интерьерах. Не был убедительным и образ, который в фильме сыграла супруга режиссера актриса Кристина Зёдербаум (более подробно о ней в одной из последующих глав). Супруг явно привлек актрису к съемкам только для того, чтобы дать ей роль. В итоге в фильме Кристина Зёдербаум выглядит каким-то кусочком интерьера, сентиментальной декорацией. Харлан пытался оправдать свое решение. Он вспоминал: «Как-то Геббельс спросил меня очень сурово: "Почему вы нуждаетесь в любовной истории?" Я попытался доказать ему, что ни Шиллер, ни Гете, ни даже древние греки не могли создавать исторические произведения, не позволив себе вознести несколько славословий в адрес Эроса... Для Кристины подобрали моего сотрудника Альфреда Брауна, а я придумал забавную историю, в которой дочь мельника не узнала короля. Правда ей открылась только позже. По сюжету мы сочетали браком дочь мельника и молодого вахмистра».

Вахмистр Пауль Тресков (Густав Фройлих), о котором упоминал Харлан, решил исход битвы при Торгау. В ней пруссаки одержали верх. Но в то же самое время вахмистр повел войска в атаку самовольно. Король производит его в офицеры, но одновременно с этим наказывает, так как молодой человек осмелился действовать без соответствующего приказа командира.

Из всех фильмов Файта Харлана «Великий король» является, пожалуй, самым анекдотичным, хотя режиссер планировал сделать картину символичной. Харлан вспоминал: «Я пробовал придать образу короля черты действительного исторического персонажа. Я отказался от героической позы. Я хотел увидеть рассерженное лицо мужчины после проигранной битвы, в которой он планировал одержать победу». В пользу режиссера может говорить тот факт, что, действительно, в фильме перед зрителем предстает победоносный монарх на склоне лет.

3 марта 1942 года, когда состоялась премьера фильма, СССР и США уже находились в состоянии войны с Германией. До этого момента немецкие войска фактически не знали поражений. Фильм из исторической саги мог превратиться в политическую агитку. В те дни Геббельс записал в своем дневнике: «Мы живем во время, когда нам как никогда необходим дух Фридриха Великого. Напряжением последних сил мы должны справиться с трудностями, которые обрушились на нас Если мы окажемся сильнее их, то они укрепят наше национальное единство. Еще раз подтверждаются слова Ницше: то, что не убивает нас, делает нас сильнее». В том же самом году в радиообра-щении, которое было приурочено ко дню рождения Гитлера, он произнес следующие слова: «В этом фильме была предпринята попытка показать неповторимый облик великого прусского короля. Этот фильм не пытается ниспровергнуть его с постамента истории, не пытается показать монарха как героя анекдотов. В ленте он показан как реальный исторический персонаж, как человек, который жили действовал в свое время. Здесь придается значение не традиционному историческому описанию, а изображению человеческой сущности политического и военного гения, который ценен для нас сегоддя, так как он смог преодолеть свои поражения, что стало для него очередной победой. Великий прусский король предстает перед нами как сражающийся титан, обреченный на семь лет страданий». Но при этом министерство пропаганды запретило газетам и журналам делать намеки, сравнивая Гитлера и образ из фильма «Великий король».

Но подобных аналогий все-таки избежать не удалось. Как результат, канцелярия Гитлера протестовала против показа этого фильма. Дело в том, что по его сюжету Фридрих Великий был предан и брошен на произвол судьбы своими генералами. После поражения прусских войск под Кунерсдорфом, немецкие генералы готовы заключить любой, даже самый позорный мир. Однако ФрИдрих II воспротивился их решению и все-таки выиграл войну. Этот эпизод был слишком приметным. В сводках СД, которые поступали в министерство пропаганды, говорилось: «Многие зрители видели в этих исторических событиях отражение настоящего времени. Многие из них сравнивали фюрера с королем, при этом они вспоминали, что в киножурнале, который предшествовал показу фильма, фюрера показывали в его ставке». Судя по всему, Гитлер оказался польщен подобным сравнением, так как оставил копию фильма себе в личное пользование, а еще одну копию послал в подарок Муссолини.

В первых кадрах фильма утверждалось, что он был основан на исторических событиях. Поскольку съемки «Великого короля» начались в 1940 году, когда еще Германия не напала на СССР и позиционировала себя союзником Советской России, а премьера состоялась уже в 1942 году, когда вовсю шли бои на Восточном фронте, то Геббельс потребовал переделать несколько «неудобных» сцен. Харлан вспоминал об этих «неудобствах»: «Естественно, исключалось, что русский генерал Черничев (В действительности фамилия русского генерала была Чернышев.) был той фигурой, благодаря которой Фридрих Великий смог выиграть Семилетнюю войну». Файт Харлан хотел изложить в своем фильме академическую версию. Он заявил Геббельсу: «Во всех учебниках написано, что Фридрих не смог бы выиграть Семилетнюю войну, которая закончилась в 1762 году битвой при Швейднице, если бы генерал Черничев не прекратил наступление по приказу императрицы Екатерины II, тем самым не оказав помощь австрийцам». Геббельс стал яростно возражать: «Каждый нынешний школьник знает, что Черничев не стал вмешиваться в битву отнюдь не по приказу императрицы Екатерины, а из-за собственной трусости. А потому победа Фридриха Великого была исключительно результатом его стратегических талантов. Равно как и его способности держать удар. Именно это позволило ему выиграть последнюю битву. А потому школьники, которые будут учиться по вашим учебникам, должны видеть в Черничеве не друга и не героя, а всего лишь труса и предателя».

Кроме этого, из фильма оказалось изъято несколько исторических сцен. Например, вырезанным оказался эпизод, когда Фридрих Великий вытирает грязные от нюхательного табака пальцы о свой мундир, на котором висел орден «Черного орла». Кроме этого, были заново озвучены все сцены, в которых Фридрих говорил либо на французском языке, либо на берлинском диалекте. Геббельс полагал, что король должен был говорить на классическом немецком языке.

фильм «Великий король» можно назвать национал-социалистическим по своему стилю. Он начинался со звучания «Прусского парадного марша». В последних кадрах мелькают прусские орлы, звучит барабанная дробь, идет парад. Из церкви, куда удалился король, доносятся звуки «Германия, Германия превыше всего». Характерными являются и некоторые фразы и диалоги. Например: «Тот, кто сомневается в победе, является государственным изменником». Фридрих II в одной из сцен говорит о коменданте Бернбурге, который после поражения покончил с собой: «Он сбежал с поля битвы, а затем он скрылся от жизни». Когда королева узнает о победе Фридриха, она произносит: «Нет более мужественного сердца, чем у смелых пруссаков». В одной из сцен прусская армия кажется зрителям побежденной, но военные справляются со своими чувствами: «Мы бросимся в бой. Мы спасем Берлин или погибнем».

С некоторыми натяжками фильмом о Фридрихе II можно назвать киноленту Карла Риттера «Кадеты» (1942 год). Это была экранизация романа национал-революционера Эрнста фон Заломона. В фильме, собственно, ни разу не появляется фигура короля, но в нем рассказывается о Семилетней войне. На этот раз вниманию зрителя предлагаются события, когда русские и прусские войска ожесточенно сражались друг против друга. После разгрома прусских войск под Кунерсдорфом один из немецких капитанов обвиняет во всех бедах короля Фридриха, после чего переходит с вверенными ему кадетами в русский лагерь. Проходит время, и офицер начинает сожалеть о своем дезертирстве. Он убивает казачьего полковника, что дает прусским гусарам возможность снова захватить крепость. Сам по себе фильм был посвящен восхвалению храбрости молодых офицеров, которые, впрочем, не всегда идут по «правильному пути». Создатели фильма полагали, что боль и слава являются двумя факторами, которые могут сделать душу человека более благородной. Показательно, что в фильме Риттер отказался от героической риторики, отдав предпочтение простоте действий.

В настоящее время существует множество исследований, посвященных как теоретическим вопросам пропаганды в кино, так и конкретному анализу кинематографа периода нацизма. Так, например, одной из наиболее подробных теоретических работ, в которых говорится о вопросах связи кино с психологией масс, является работа


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19407. Элективный курс по МХК «Советский немой кинематограф» 34.57 KB
Рождение кино Зарождение кинематографа и отечественное немое кино конца XIX – начала XX века Отечественный кинематограф первых лет советской власти. Элективный курс по МХК Советский немой кинематограф Заключение Литература Введение Процесс возникновения киноискусства - процесс длительный и сложный. Говоря об этом особом кинематографическом выражении не следует забывать что специфика кино как и специфика каждого вида искусств не абсолютна. Так специфика киноискусства в ее широком значении и смысле шла от реальной...
11962. Новые кремнийорганические наноструктурированные люминофоры для пластмассовых сцинтилляторов третьего поколения 309.08 KB
Разработана методика получения и синтезирована библиотека новых высокоэффективных кремнийорганических наноструктурированных люминофоров. Для этого в качестве основных синтетических подходов использованы реакции металлорганического синтеза в условиях Сузуки и Кумады, а также прямого арилирования по С-Н связи
1515. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи ребенка третьего года жизни 1.15 MB
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей а следовательно и уровень семейного воспитания детей. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком уйдя при этом от скучных шаблонов. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае если они станут союзниками что...
9108. Определители второго и третьего порядков, их основные свойства. Миноры и алгебраические дополнения. Определитель n-го порядка 52.4 KB
Матрицей называется прямоугольная таблица чисел Обозначения: А – матрица элемент матрицы номер строки в которой стоит данный элемент номер соответствующего столбца; m – число строк матрицы n – число ее столбцов. Числа m и n называются размерностями матрицы. Число n в этом случае называют порядком квадратной матрицы. Матрицы одинаковой размерности называются равными если у них соответственно равны элементы стоящие на...
18352. МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ОСНОВА ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РАЗВИТИЯ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» 165.41 KB
Вопрос сотрудничества государственных органов с НПО в контексте модернизации политической системы страны. Мониторинг проблем и перспектив развития системы поддержки НПО государственными в Республике Казахстан. Рекомендации в вопросах совершенствования взаимодействия НПО и государственных органов как итог проведения социологического исследования...
8889. Понятие о логическом законе в традиционной и современной логике. Закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания 37.91 KB
Основные вопросы: Понятие о логическом законе в традиционной и современной логике. Закон тождества закон непротиворечия закон исключенного третьего закон достаточного основания. Ключевые термины и понятия ЗАКОН ТОЖДЕСТВА – закон логики выражающий определенность и ясность мышления можно сформулировать так: всякое понятие или суждение о предмете должно быть определенным однозначным тождественным самому себе на протяжении всего рассуждения. Из закона тождества вытекают следующие требования: в...
21628. Кетамин в ветеринарии как средство для наркоза 27.1 KB
Кетаминовая проблема в ветеринарии. Ketmini hydrochloridum NMD-антагонист связывающий при высокой концентрации также опиоидные ню- и сигма-рецепторы. NMD-антагонисты часто применяются для анестезии животных реже человека у которого они вызывают состояние так называемой диссоциативной анестезии. Исследования на грызунах показывают что NMD-антагонисты при чрезмерном использовании могут вызывать специфическое повреждение мозга так называемые...
18129. Творческие задания как средство развития воображения 91.06 KB
Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе однако аспект целенаправленного обеспечения творческими заданиями младших школьников в процессе обучения как средства развития воображения изучен еще не достаточно. На основании выделенных противоречий анализа философской психолого-педагогической литературы а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования заключающаяся в теоретическом...
13006. Программное средство «Учет техники на предприятии» 184.33 KB
Программное средство должно быть выполнено с использованием ООП, взаимодействовать с базой данных, реализовано под Windows. Отображение, бизнес логика и хранилище данных должны быть максимально независимы друг от друга для возможности расширения. Диаграмма классов реализации задачи, диаграмма взаимодействия Диаграмма классов реализации задачи, диаграмма взаимодействия разработать в Rational Rose или VS2012.
953. Наказание, как средство предупреждения агрессивного поведения 33.42 KB
Наказание как средство предупреждения агрессивного поведения. Наказание как форма предотвращения агрессии в системе уголовного права. Агрессивное поведение это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу не желающему подобного обращения пишут Р. Наказание –это метод педагогического воздействия которое должно предупреждать нежелательные поступки вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и...

Самое обсуждаемое
Доклад: Церковная музыка Доклад: Церковная музыка
Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин
Самые интересные мифические создания Самые интересные мифические создания


top