О семейном чтении. Читаем с детьми: традиции семейного чтения Что значит чтение для семье

О семейном чтении. Читаем с детьми: традиции семейного чтения Что значит чтение для семье

В вашей семье есть семейное чтение? Да, ответят многие, мы читаем ребёнку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книгу. Ребёнок взрослеет, и оказывается, что чтение вслух сродни застёгиванию пуговиц на рубашке: пока ребёнок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или застёгивания пуговиц), вы какое-то время контролируете его, а затем облегчённо вздыхаете и отпускаете ребёнка в «самостоятельную жизнь». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти»…»

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребёнок больше не нуждается в вашей помощи, или его и не было? Просто вы читали ребёнку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберёмся, в чём разница. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжают читать вслух своим детям?
Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин). Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества.
К древнейшим видам устного народного творчества относят заговоры, в которых переплетались сказки, реальность и мечты. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.
Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».
А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина.
Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать».
Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».
Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий и которая требует сознательных и немалых усилий?
Один из напрашивающихся ответов: дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребёнка к чтению. Но семейное чтение — это не только чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются лишь по мере взросления. Если для неспешного XIX века чтение вслух — естественное занятие, то сегодняшнему взрослому, живущему в постоянном цейтноте, выделить время на чтение вслух и собрать всю семью — весьма проблематично.
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности. Если продолжить аналогию с просмотром телевизионных программ, то можно смело утверждать, что телевизор не даёт нам возможности творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения. Да, программу для просмотра тоже, но, если сравнить — мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора не сопоставимы.
А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Они, в свою очередь, — не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
Почему ваш ребёнок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он ещё не осознаёт полезность чтения вслух для развития речи и совершенствования в родном языке, для развития эмоциональности и образного мышления. Просто он хочет, чтобы вы были рядом, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости, даже если ребёнку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно. И даже если это вовсе не ребёнок, а взрослый и успешный во всех отношениях супруг. Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.
А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением. Ребёнок-подросток, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить своё чадо к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?
В этом и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться. По сути — это ролевая игра, где каждому предоставляется возможность прожить какое-то время жизнью и мироощущением другого человека. Именно здесь и необходимо участие близкого взрослого человека в совместном поиске правильного вывода, решения. Более того, во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте.
И тут возникает проблема круга чтения. Если два-три десятилетия назад мы обсуждали с подростками произведения А. Гайдара, В. Железникова, Ю. Яковлева, Р. Погодина, Б. Васильева, В. Распутина, А. Алексина и др., то сегодня в ежедневно меняющемся мире актуальными становятся книги, написанные новыми авторами, поднимающими проблемы современных подростков, их взаимоотношений с родителями, с окружающим миром. Можно отметить как положительную тенденцию появление новых литературных произведений для подростков — Т. Воробей «Жирафа», «Журавль в небе», «Свидание вслепую»; Е. Мурашовой «Класс коррекции»; Е. Габовой «И отец мой и мама моя» и др., которые можно рекомендовать для семейного чтения и обсуждения.
А для тех родителей, которые ещё находятся в начале своего педагогического пути, спасителем и добрым другом станет книга Даниэля Пеннака «Как роман». Ни пересказывать, ни цитировать эту книгу невозможно — не остановишься. Автор напоминает нам о том, какими читателями были в юности мы сами; что испытывает ребёнок, впервые прочитавший слово, подробно и очень правильно показывает момент, когда книга становится для подростка наказанием. Вы невольно соглашаетесь и вдруг понимаете, чего нельзя делать, если хочешь, чтобы ребёнок любил читать. В третьей части мы находим описание того, как Пеннаку удалось приохотить к чтению целый класс подростков, отвергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух.
Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того, чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое помногу раз, молчать о прочитанном…
«Когда учитель достал из своего портфеля “Парфюмера” Зюскинда, они были в шоке, увидев перед собой айсберг! И вот он принимается читать, и они видят, как айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошёл, как не бывало.
Единственное условие этого примирения с чтением: ничего не требовать взамен. Совсем ничего. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания. Не добавлять ни слова к словам прочитанных страниц. Никаких оценок, никаких объяснений лексики, никаких анализов текста, никаких биографических данных… Настрого запретить себе “говорить вокруг да около”. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвётся и повлечёт за собой следующий».
www.niknas.narod.ru/tambovsp/ta/ta6/ta6-greben.htm‎

Что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?

Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
А что вы думаете по поводу семейного чтения? Нужна ли эта традиция в семье?
chitalochka-ru.ru/chteniye/semeynoe-chtenie.html

Семейное чтение. Зачем?

Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культа книги в семье уже нет и в странах Европы. Для решения этой проблемы в Европе создаются Фонды общественных инициатив «Германия читает вслух», «Польша читает вслух», в России эту роль взяли на себя библиотеки.

Мнение о семейном чтении и чтении вслух высказывает в своей статье «Семейное чтение. Зачем?» Степичева Т.В., преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: «В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти».

Семейное чтение - это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться - зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?

Один из напрашивающихся ответов - дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению.

А ведь само по себе чтение вслух - занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь - возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните - мировая художественная литература и программа передач на сегодня - возможности для выбора несопоставимы.

А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание - источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому - все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

Поэтому, безусловно, стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое.

Полную версию статьи читайте в Интернет, адрес:

http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/resurs.files/schoollibrary.ioso.ru/index6647.html?news_id=293

Как приучить ребенка к книге.

Уважаемые родители , сам ребенок не возьмет в руки книгу, ему нужна ваша помощь .

Именно родители решают, что, как и сколько они будут читать своим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чарскую и «Маленького лорда Фаунтлероя» - будет так, дадут «Черепашекниндзя»ирисованногоДиснея - будетиначе,просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты - получится что-тоеще.

Родительский опыт показывает, что самый простой и безотказный рецепт: каждый день читать ребенку вслух, даже когда он уже сам владеет грамотой. Причем делать это с удовольствием: ведь мы хотим привить больше, чем умение, больше, чем привычку, - любовь к чтению .

Приучайте ребенка бережноотноситься к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих книжек. Постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге

Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события - усложнение материала должно происходить постепенно:есливы видите,что предложеннаявами книга слишкомтрудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Пробудите у ребенка интерес к чтению.

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса - час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке. Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Дляэтого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что - нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым, кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются, и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Это дети с гипердинамическим синдромом, которым просто физически трудно концентрировать внимание на читаемом тексте, да и просто усидеть на месте для них трудно. Но и здесь проблема вполне решаемая. Родителям таких детей можно порекомендовать чтение коротких ритмичных стихов или коротких смешных рассказов. Читать таким детям нужно подчеркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребенка сидеть смирно во время чтения. Пусть он жестикулирует, вскакивает с места, пусть даже представляет в лицах прочитанное. Главное - хотя бы на короткое время, удержать его внимание.

Станьте для ребенка примером.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

1.Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгуичитайтееепонемногукаждыйвечер.Маленькомуребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу.

2. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.

Не давите на ребенка.

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию.

Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу.

Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух - по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника 10-15 минут.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи! Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то лучше, чем ничего. Коллекция ссылок:

Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

«Если в доме много книг , если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух , любовь к книге , интерес к печатному слову , конечно, у него возникнет, и будет расти».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаём себе вопрос : "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению , прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге . Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге , любовь к чтению книг . Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге , чтению , то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу .

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи . Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге , когда вокруг масса интересного , когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные , культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама» :

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье . Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания , родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение , к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения , когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших . Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения , хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение ) - источник формирования интереса к книге , одно из средств духовного обогащения семьи .

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье , об отношении к чтению родителей , об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась : " Воспитание у ребенка интереса и любви к книге ".

На первый вопрос : Есть ли у вас дома детская библиотека?

92,5% семей ответили , что имеют дома детскую библиотеку,

но есть и такие семьи , где нет детских книг -7 ,5%;

На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.

Часто ли Вы покупаете книги ребенку ?

Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;

Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;

На вопрос, как часто Вы читаете книги детям , 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;

5% читают крайне редко;

2,5% вообще не читают;

лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день .

На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77 ,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;

22,5% родителей по своей инициативе;

О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;

и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;

60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;

иногда рассказывают 15%;

совсем не рассказывают-17,5%;

Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.

На вопрос какова роль книги в развитии ребенка , многие родители ответили : развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей , из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка ,

и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения .

Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге . Это средство обогащения и детей , и их родителей знаниями о семье , чистоте отношений , послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи . Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи , кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов , в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем :

Совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос , стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями ;

После чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом ;

чтение сказок , включая сказки на духовно -нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении ; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес , и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи , появление второго ребёнка, семейный разлад и т . д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно ; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку "примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой :

Обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

Создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

Активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

Проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

Проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Время, отданное ритуалу семейного чтения , сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

В. А. Сухомлинский сказал : - «Чтение – это окошко , через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье . Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению , чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

«Вот я уже дорос до лета, я прожил дней - не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье – это приткнуться к маме и читать! «

«Почитаем перед сном! М. Яснов

«Значение совместного с детьми чтения»

В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.

Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.

  1. Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка.
  2. Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.
  3. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
  4. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
  5. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
  6. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  7. Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения

Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.

Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.

Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Сделать чтение вслух более интересным для вашего малыша помогут простые приёмы:

· Водите пальцем по читаемым строчкам

· Поручите ребёнку переворачивать страницы

· Повторяйте вместе некоторые слова и предложения

· Задавайте вопросы

· Рассматривайте иллюстрации

· Читайте «По ролям» с выражением, попросите ребёнка изображать голос и повадки персонажей.

· Оживляйте прочитанные истории, сочиняйте продолжение, инсценируйте.

Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.

«… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» - так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев – Лада.

У каждого человека, большого или маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, то создаете условия для доверительной беседы, доброго общения взрослых и детей.

Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.

Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Готовясь к вечернему чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.

Еще попробуйте вот это: читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение семейного досуга - как средства укрепления здоровья детей

Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям явл...

МОУ Платоновская средняя общеобразовательная школа

Семейное чтение - эффективное средство развития интереса ребёнка к чтению

Работу выполнила

Алпатова Ольга

Николаевна

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием,- самое творческое время развития речи ребенка...».

Ø Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Ø Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

Ø Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Ø Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Ø Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Ø Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Проблема работы : год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной?


Гипотеза: если возродить утраченную в большинстве семей учащихся традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.

Объектом исследования данной проблемы являются учащиеся МОУ Платоновской СОШ, жители села.

Предмет исследования – отношение к чтению вообще и к семейному чтению в частности.

Практическая направленность: материал исследования можно использовать учителям во время проведения родительских собраний, круглых столов , бесед с учащимися о пользе чтения.

Цель работы - определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению.

Задачи работы:

· выявить взаимосвязь между чтением и воспитанием ребёнка;

· определить роль традиций семейного чтения в развитии интереса ребёнка к чтению;

· определить формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса ребёнка к чтению.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ОДНА ИЗ САМЫХ СЕРЬЁЗНЫХ И АКТУАЛЬНЫХ В НАШЕЙ СТРАНЕ.

§ 1.1 Тенденция снижения интереса школьников к чтению.

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».

Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований , 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие - 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие - 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, читают познавательную литературу 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста - к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

Международное исследование PISA-2009 показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. Дети оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не сумели они найти в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызвал переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения - безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом - дело главным образом тех, кто составляет учебные программы , определяет критерии оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.

Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос « Что ты любишь делать в свободное время ?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. Но социология даёт нам такие цифры: 65 процентов родителей считают, что чтение – это процесс рациональный, и только 35 процентов - эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотеками и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей - читателей.


В развитых странах и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом « Нация в опасности - дети перестают читать!». «И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том, что и наша российская молодёжь в опасности, - считает депутат государственной Думы главный редактор журнала «русский дом» Александр Николаевич Хрутов. - Нужно изучать мировой опыт популяризации чтения. В некоторых западных странах давно осознали опасность нечтения для общества и приняли меры, иной раз очень эффективные. Например, сегодня во многих странах есть так называемые «книжные кафе», где можно не только купить книгу, но и просто почитать её, пока ждешь заказ. И такие формы ознакомления с книжными новинками получают все большую популярность, особенно у молодежи. Я считаю, что нам необходимо создавать национальную программу поддержки чтения в России, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию. Необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг , увеличить часы, отведенные на преподавание литературы в школе – сегодня в 7-8 классах только 2 часа в неделю».

В нашей школе ежегодно с целью популяризации чтения библиотекарем при поддержке учителей – филологов и классных руководителей проводится Неделя детской книги. В рамках недели в 2010 году состоялась читательская конференция, на которой ученики школы презентовали свои любимые произведения. Дети принимали участие в инсценировке любимых произведений. Но этого недостаточно. Необходимо возродить добрую и старую традицию семейных чтений. Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье.

На сегодняшний день в читающей России можно заметить некий парадокс. Возникают крупные издательства, появляются молодые писатели, постоянно выходят новые книги. Но читают люди меньше, чем, скажем, двадцать лет назад. С ускорением темпа жизни многие просто не имеют времени для чтения. Даже образованные люди признаются, что последний раз читали книги в институтские годы, а если и обращаются к печатному слову, то это газеты, журналы или кулинарные рецепты. Другие же читают постоянно, только это литература для отдыха, над которой не нужно думать и можно «пробегать глазами» во время обеденного перерыва или поездки в метро. С другой стороны, даже наличие свободного времени не всегда направляет человека к литературе. Сейчас гораздо больше возможностей разнообразить свой досуг, чем в восьмидесятые годы. И человек выбирает реальный отдых, а не погружение в вымысел автора.

На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать, а значит и не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

В семьях, где есть традиции чтения, дети читают по-другому. Но современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически. Поэтому перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств.

§ 1.2 История развития традиций семейного чтения в нашей стране.

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно развитие в нашей стране традиций семейного чтения имеет удивительную историю.

На Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности.

Повторная проверка техники чтения, проходившая в сентябре 2010 -2011 учебного года, показала, что уже 52 % из 118 учащихся не укладывались в норму.

Проведя сравнительный анализ (прил. 6), полученный по итогам проверки техники чтения, мы пришли к выводу о необходимости привлечения родителей к решению данной проблемы. Только возрождение традиций семейного чтения поможет её решить в полной мере.

Также нами было проведено анкетирование среди учащихся. Выборочная совокупность составила 105 учащихся с 5 по11 класс.

По данным анкеты для детей (прилож. 5) мы получили следующие результаты:

2) Читателями библиотеки с 5 до 8 лет стали 32% опрошенных; с 8 до 12 лет 68%;

Баринова Ольга, 11 класс.

Мы убедились в том, что все эти ученики читали и читают в норме или намного выше неё. Также каждый ребенок подтвердил, что у них в семье есть домашняя библиотека, а среди домочадцев кто-то является заядлым читателем, приобщившим ребенка к чтению.

К числу значимых результатов исследовательской части нашей работы мы можем отнести следующее:

Ø традиции семейного чтения являются важнейшим фактором коррекции техники чтения учащихся;

Ø одной из наиболее эффективных форм развития интереса ребёнка к чтению является семейное чтение.

Таким образом, гипотеза моей работы получила подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических и исследовательских работ, посвященных проблеме снижения интереса учащихся к чтению, показывает, что данная проблема относится к числу наиболее актуальных в образовании.


Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Но очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаи­моотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочте­ний перед познавательными. Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%.

Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Современное российское общество безусловно признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреж­дения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец – семья. Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и самое главное самих родителей.

Настоящим ценителем чтения ребенок вырастет в среде, где:

Ø Читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребенку, рассказывают о том, что читают;

Ø Книги для ребенка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью, и становятся собственностью ребенка;

Ø У ребенка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антипова читающего ребенка в русской литературе ХХ века // Школьная библиотекака№ 1. - С.19-23.

2. Голубева семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002

3. Гришина в современной семье по итогам библиотечного мониторинга. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2006

4. Громова берутся нечитающие взрослые. // Библиотека в школе№ 1. - С. 2-9.

5. Движение "Молодая Россия читает". / Гл. ред. . - М.: Школьная библиотека, 20с.

6. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,20с. –

7. Джимайтис, она, «золотая полка»?: проблемы детского чтения. Результаты исследования // Библиотека№ 2. - С. 9-11.

8. , Работкина живого интереса // Директор школы С. 38

9. Кабачек, О. Л. Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению // Вестник БАЕ№ 4. - С. 56-59.

10. Карпова, чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека№ 5. - С. 53-57.

11. Научно-методическая деятельность региональных детских библиотек в поддержку чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003

12. Полякова как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. // Школьная библиотека

13. Программы семейного чтения. // Деятельность центральных региональных детских библиотек РФ в поддержку чтения: информационный обзор. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2005

14. Родительское собрание по детскому чтению: метод. Пособие / / сост. . - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 20с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).

15. Россинская, ребенка с книгой: к вопросу о сниже­нии интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности. // Библиотечн. дело№ 15. - С. 35-36.

16. Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки...: семейное чтение как духовное развитие ребенка. // Библиополе№ 11. - С. 32-35.

17. Сокольская, чтение: научно-практическое пособие // . - М.: Либерия Бибинформ,20с. - (Библи­отекарь и время. XXI век, Вып. № 54).

19. Степичева, чтение. Зачем? // Школьная библиотека№ 4. - С. 87-92.

21. , Килимник портрет современного подростка. Первые итоги регионального исследования. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003

22. Исследование в области семейного чтения: международ­ная перспектива // Школьная библиотека№ 7. - С. 28-31.

23. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека№ 9. - С.

24. Худякова тайны. Как вырастить читающего ребе­нка. // Библиотечн. дело№ 7. - С. 33-35.

25. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. - С. 38.

26. Чуппуева, Л. В. «Читаем вслух» // Новая библиотека№ 7. - С. 21-22.

27. Юный читатель и книжная культура России. / Сб. статей. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003.

29. http://forum. *****/

30. http://www. *****/

31. http://www. *****/

32. http://www. *****/

33. http://library-gaidara. *****/

34. http://www. *****/

35. http://odb. *****/

36. http://www. *****/

37. http://www. kos/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

с 1 по 4 класс:

1. «Ангел»

2. «Каос и Бьёрнар», «Олауг и Пончик»

3. «Птенчик короткие крылышки»

4. «Город мастеров или сказка о двух горбунах»

5. «Цветик-семицветик»

6. Мамин- «Серая шейка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Предлагаемый список литературы для учащихся

1. «Лебединое озеро»

2. «Таинственный сад»

3. «Ещё немного времени»

4. «Болтушка»

5. «Джинни и её дракончик»

6. «Дом отважных трусишек»

7. «Самолёт по имени Серёжа»

8. «За бродячим подсолнухом» (том 1)

9. «За бродячим подсолнухом» (том 2)

10. «Что Кейти делала. Что Кейти делала в школе. Что Кейти делала потом»

11. «Неуклюжая Анна»

12. «Изумрудная рыбка»

13. «Полианна»

14. «Возвращение Полианна»

15. «Пусть шарик летит»

16. «Питер Брейн и его друзья»

17. «Синий дождь»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Предлагаемый список литературы для учащихся

с 8 по 11 класс:

1. «Раздел имущества»

2. «Жизнь Эрнста Шаталова»

3. «Хрупкая веточка»

4. « Буллимар»

5. «Риестофер Юсеф»

6. «Барраяр»

7. «Белым по чёрному»

8. «Вижу солнце»

9. «Слепой музыкант»

10. «Костя +Ника»

11. «Класс коррекции»

12. «Как закалялась сталь»

13. «Повесть о настоящем человеке»

14. В. «Там, где лес не растёт»

15. «Паренёк в пузыре»

16. «Всем смертям назло»

17. «Загадочное ночное убийство собаки»

18. «Принцы в изгнании»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Памятка для родителей о чтении в семье

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ø Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.

Ø Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.

Ø Читайте вместе вслух.

Ø Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.

Ø Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой:

Знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт;

Прививайте детям навыки работы с книгой.

Ø Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях.

Ø Специалисты библиотеки окажут квалифицированную помощь в подборке литературы, которая поможет в воспитании Ваших детей.

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

ЧТЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ .

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета для учащихся «Хороший ли я читатель?»

2. В каком возрасте ты стал читателем библиотеки?

3. Книгами из каких библиотек ты пользуешься?

4. Сколько приблизительно книг ты прочитываешь за год?

6. Вёл ли ты когда-нибудь читательский дневник?

7. Как бы ты охарактеризовал себя как читатель?

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Сравнительный анализ проверки техники чтения


Самое обсуждаемое
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?
Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях
Главные герои произведения маугли Главные герои произведения маугли


top