Онегин лишний человек. Евгений Онегин — лишний человек? Онегин человек

Онегин лишний человек. Евгений Онегин — лишний человек? Онегин человек

План

1. Онегин - лишний человек

2. Знакомство с Онегиным

3. Различия между Онегиным и жителями деревни

4. Онегин и любовь

5. Тяжелая судьба Онегина

Роман в стихах «Евгений Онегин », написанный А.С. Пушкиным - уникальное произведение, которое внесло большой вклад в развитие русской классической литературы. Поэт начал работу над ним в 1823 году, а закончил только спустя 8 лет — в 1831.

В романе поднимаются философские проблемы, одна из них — проблема «лишнего человека», в роли которого выступает главный герой. Персонаж Евгения Онегина олицетворяет всю русское дворянство XIX века.

Пушкин очень точно описал образ жизни и быт аристократичной, образованной и уже уставшей от жизни молодежи. Почему таких как Онегин принято считать «лишними людьми»? Давайте разберемся в этом вопросе на примере самого произведения.

Повествование в романе начинается со знакомства читателей с Онегиным. Со слов автора мы узнаем, что он родился в Петербурге, здесь же вырос и теперь в совершенстве владеет французским языком, хорошо танцует мазурку, знаком с правилами этикета («И кланялся непринужденно...»). Благодаря этим навыкам, он отлично освоился в высшем обществе («Свет решил, что он умен и очень мил...»), члены которого ничем не отличались от него самого. Вернее сказать, на первый взгляд, они ничем не отличались, но на самом деле между главным героем и средой, в которой он рос существует огромная пропасть. Здесь проявляется первая причина, по которой мы можем называть его «лишним» — молодым дворянам Петербурга нравится такая светская жизнь, а Онегина она раздражала. Именно поэтому он так быстро решился на переезд в деревню.

Онегин переехал в провинцию, но в душе остался городским дворянином. Смена обстановки не избавила его от хандры, но, к тому же, еще сильнее подчеркнула его непохожесть на окружающих. В деревне Онегин сталкивается с открытыми, чувственными и пылкими людьми, такими как Татьяна и Ольга Ларины и Владимир Ленский. Хоть последний и не рос в деревенской среде, а обучался за границей, он смог сохранить любовь и интерес к жизни. А самое главное, Ленский до самого конца остается искренним, в отличие от Онегина, скрывающего настоящие чувства под масками безразличия и нахальства. Лицемерие свойственно высшему свету Петербурга, но никак не глухой деревушке.

Разница между жителями деревни, «прелестного уголка», по словам Евгения, и самим Онегиным раскрывается еще и в его неумении любить. В эпизодах встречи главного героя с Татьяной Лариной видно, насколько он неготов к таким высоким чувствам. Хорошо, что он честно признался Татьяне, видя её искренность и любовь. Онегин боится потерять свою свободу, он не готов к серьезным отношениям, а свои страхи умело маскирует с помощью грубости, холодности и пренебрежения к эмоциям других. В итоге жизнь Онегина превращается в череду трагедий — убийство друга, потеря любимой женщины. Любовь для него — недоступная роскошь. Только потом уже, встретив Татьяну, он сам без памяти влюбился, но она уже замужем.

Таким образом, Евгений Онегин со своим тяжелым характером, эгоизмом и нежеланием меняться не вписывается ни в дворянскую жизнь, ни в провинциальную. Он, как принято говорить «лишний» и там, и здесь. Причем, это не приносит ему пользы или удовольствия — Евгений Онегин обречен на вечные страдания.

С появлением новаторского романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русскую литературу вошел и новый литературный тип – «лишний человек». Он еще известен как «байронический герой», так как был популяризован английским поэтом Джорджем Байроном. «Лишним человеком» называли литературного героя, принадлежащего высшему сословию, который, имея способности и перспективы, не может реализовать себя, найти свое место в жизни.

К типичным чертам «лишнего человека» относятся душевная усталость, глубокий скептицизм, скука и общественная пассивность.

Таков и краткий портрет главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Но мы рассмотрим этот образ более подробно. Это молодой богатый дворянин, получивший имение в деревне в наследство от дяди. И хотя Евгений Онегин – уникальный для русской литературы персонаж, но для общества он совершенно обычный. Ведь Пушкин наделил его типичными для того времени чертами светского человека и молодого повесы. Евгений «острижен по последней моде, как денди лондонский одет», «он по-французски совершенно мог изъясняться и писал», «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно». Но автор показал его человеком со сложным, противоречивым характером, что тоже было свойственно для того времени. Онегин слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими. Он рано охладел к светским развлечениям, и его сковали скука, тоска, разочарованность в обществе, скепсис – в общем «хандра» - болезнь «лишних людей», болезнь целой эпохи.

Истоки этой проказы в большинстве случаев находятся в детстве. Маленький Евгений получил то же воспитание, что и другие дворянские мальчишки. Его воспитатель – француз «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой», поэтому Онегин получил поверхностное образование. Зато он блестяще знал светские манеры, умел танцевать, вести беседу, очаровывать дам, и был желанным гостем на званых вечерах и балах. Но их однообразие, натянутая вежливость стали скучны герою. И он стал чужд этому обществу.

Евгений меняет обстановку – перебирается в деревню, но и там живет затворником. Природа его не восхищает, труд и вовсе был ему противен, разговоры провинциального общества он также счел скучными и для себя совершенно непозновательными. Единственными, с кем он сошёлся, были молодой юноша из соседнего имения – Владимир Ленский и семья Лариных. С первым у Онегина сложились весьма странные отношения: будучи совершенно разными, «как лед и пламень», они находили общие темы для разговоров и проводили много времени вдвоем. Однако никакой привязанности к восторженно-мечтательному романтику Евгений не испытывал, он просто убивал скуку в разносторонних разговорах с ним, в колких шутках и спорах. Онегин не дорожил его дружбой и в итоге лишился единственного потенциального товарища.

С семьей Лариных, а точнее со старшей дочерью Татьяной, Евгения связали именно любовные чувства. Он сумел покорить сердце молчаливой, грустной девушки, но так как семейная жизнь герою представлялась сплошной скукой, обременительным союзом, Онегин отверг чувства Татьяны. Позже он осознает свою ошибку, объясняется, но и тогда остается совершенно одиноким.

Да, именно одиночество – печальный удел «лишнего человека». Этот тип литературного героя разочарован в ценностях мира, его не радуют ни богатство, ни развлечения, ни природа, ни искусство. Он недоволен окружающим обществом, не может найти себе места в нем, и потому обречен жить в скуке и хандре. И такова судьба Евгения Онегина. Он везде лишний, страдающий глубоко и искренне от своей ненужности. Онегин, действительно, первый «лишний человек» в русской литературе, но не первый в русском обществе.

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый, но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.

Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.

Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из , бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя.

Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет . Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.

Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.

Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить .

Не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.

Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.

Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.

У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.

Герой романа - молодой дворянин, сын разорившегося отца, получивший модное французское воспитание. Пушкин не без иронии описывает это воспитание: он подсмеивается над его поверхностью, над теми людьми, которые на первый план ставили внешний лоск, а не развитие ума и знаний в юноше.


С детства окруженный гувернерами-иностранцами, Онегин учился всему шутя, а потому немудрено, что, умея бойко говорить по-французски и легко танцевать мазурку, в науке он имел поверхностные знания.


Окончив свое более чем скудное образование, Онегин вступает в свет и предается всем его удовольствиям: ездит по утрам с визитами, обедает в лучших столичных ресторанах, посещает театры, преимущественно балет, балы, маскарады - словом ведет ту праздную жизнь, которую вела тогда вся светская молодежь. К чести Онегина надо, однако, сказать, что такое времяпровождение скоро ему опротивело.

Онегин, как сложная натура, стал искать серьезных занятий, принялся за чтение, но не подготовленный к упорному труду, не владевший даже элементарными знаниями, он ничего не извлек из чтения и бросил его. После этого Онегин разочаровывается: им всецело овладевают тоска и хандра. Это разочарование происходит в Онегине не только от влияния байронизма, который у тогдашней молодежи был в моде, но и от разлада между умом и чувством, так сказать, от душевного раздвоения.

В это время Онегин получает известие о смерти дяди и едет в деревню. Но и деревня не избавляет его от скуки и хандры: ее уединенные холмы и дубравы только на время оживляют его, а занятия сельским хозяйством ограничиваются тем, что он уничтожил барщину, заменив ее легким оброком.


В деревне Онегин знакомится с молодым соседом Ленским, человеком образованным, только что вернувшимся из-за границы. Ленский вводит Онегина в дом помещицы Лариной. Появление Онегина в семействе Лариных завязывает целую внутреннюю драму в душе старшей дочери Татьяны, которая влюбляется в Онегина и признается ему в любви. Письмо Татьяны трогает Онегина: оно напоминает ему лучшее из прошлой его жизни; тем не менее, считая себя разочарованным, Онегин находит нужным при свидании с Татьяной сознаться, что он человек отживший, которому все надоело.


Онегин - живой представитель старого великосветского общества с его обычаями, с его условными взглядами на приличие: вызванный на дуэль Ленским, он принимает вызов единственно из совершенно превратного понятия о благородстве и из боязни общественной молвы. Хотя Онегин и покинул свет, тем не менее, он не распростился с его закоренелыми привычками; где дело идет о чести, хотя и в ложном о ней понятии, он не в состоянии освободиться от оков приличий и мнений света: вот почему он дерется с Ленским.


После дуэли с Ленским Онегин начинает томиться, в его душе пробуждаются и чувство сожаления, и упреки совести. Пушкин не оправдывает Онегина в его поступке: описав мысли своего героя перед дуэлью, он иронически отзывается о господствовавших в обществе понятиях о чести и благородстве и тем самым как бы обвиняет и Онегина, как поклонника светских приличий. Из деревни Онегин отправляется путешествовать по России, но безо всякой определенной цели. Мучимый хандрою, он приезжает на кавказские воды; там им, здоровым и молодым, овладевает отчаяние:
Он мыслит, грустью отуманен:
Я не лежу в параличе?
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не чувствую в плече
Зачем не хилый я старик,
Хоть ревматизма?- ах, создатель!
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Зачем, как тульский заседатель.
Чего мне ждать? тоска, тоска!..


Вернувшись в столицу, Онегин снова встречается с Татьяной. Он поражен переменой, которая произошла в ней: перед ним светская дама, она держит себя свободно с ними вовсе не походит на деревенскую барышню, какою она была прежде. Удивление Онегина скоро переходит в любовь; он пишет Татьяне несколько писем, в которых изливает свои сердечные муки; наконец добивается свидания. Но все старания Онегина были тщетны: отвергнутый Татьяной, он вынужден расстаться с нею навсегда.


Онегин - это тип интеллигентного человека старого времени; умный, способный к деятельности, он лишен, однако, энергии и силы воли, необходимых для осмысленного и полезного общественного дела. Он недоволен окружающей его жизнью, но это недовольство не сознательное, а вызванное желанием подражать героям байроновских произведений, из которых молодежь, подобная Онегину, скудно образованная и хорошо обеспеченная, благодаря крепостному праву, брала готовые идеи о предрассудках, пустоте и лицемерии светского общества.

Онегин, как справедливо сказал Достоевский, это несчастный скиталец в родной земле, т. е. человек без почвы, который пассивно, без всякой борьбы, подчиняется западно-европейским влияниям, отрывается от своего народа и, убивая жизнь в бездеятельности, доходит, в конце концов, до совершенной нравственной растерянности.


Самое обсуждаемое
Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


top