Опыт работы высказывание о технологии ситуация петерсон. Конспект образовательной деятельности детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон. Тема: Зимние развлечения. план-конспект занятия (класс) на тему. ӀѴ. Открытие

Опыт работы высказывание о технологии ситуация петерсон. Конспект образовательной деятельности детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон. Тема: Зимние развлечения. план-конспект занятия (класс) на тему. ӀѴ. Открытие

Авторы: Кабина Ирина Васильевна, Волкова Лариса Анатольевна
Должность: методист, воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Сызрань Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон на тему: "Транспорт"
Дата публикации: 06.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект образовательной деятельности

детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии

ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон

на тему: «Транспорт».

методист СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Кабина Ирина Васильевна

воспитатель СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Волкова Лариса Александровна

Цель:

Познакомить детей с машинами специального назначения («пожарная

машина», «полиция», «скорая помощь»):

специальные машины спешат на

помощь, это нужные, полезные машины.

Материал:

Технические средства: мультимедийный проектор, экран, ЭМП «Транспорт»,

видео «Автомобили специального назначения»;

разрезные

картинки

«Транспорт»,

предложений,

атрибуты

«Шоферы», «Компьютер».

Дидактические пособия: карточка – схема с разным количеством кружков,игра

«Сложи картинку», игра «Компьютер», игра «Шофёры».

Игрушки: микрофон, мяч.

Ход образовательной ситуации:

Ӏ. Введение в ситуацию

1.«Сюрпризный момент»

Дидактические задачи:

мотивировать

включение

деятельность.

Воспитатель и методист собирают детей около экрана.

Воспитатель :

Ребята, сегодня

нам пришло видеообращение от

Незнайки,

посмотрите на экран. (Незнайка появляется на слайде).

Аудиозапись: Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка, я живу в цветочном

отправился

путешествовать

воздушном

случилась беда, началась гроза и произошла катастрофа, так я оказался на

необитаемом острове. Помогите мне вернуться домой, у меня есть карта, но я

не могу по ней ориентироваться.

Методист: Ребята, поможем Незнайке? (да). Дорога длинная. По пути мы

будем делать остановки, и выполнять различные задания. Ну, что, ребята, в

добрый путь!

ӀӀ. Актуализация знаний

1. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать слова антонимы.

Воспитатель: аперед путешествием поиграем в игру с мячом «Скажи

наоборот»

Приехал – уехал;

Приплыл – уплыл;

Прикатился – укатился;

Взлетел – приземлился;

Большой – маленький;

Тяжелый – легкий;

Быстрый – медленный;

Новый – старый;

Далеко – близко;

Высоко – низко (дети садятся на стулья)

- Посмотрите на карту. Первый участок пути проходит по воде. На каком

транспорте можно плыть по воде? (катер, пароход, корабль, лодка). Как

можно назвать этот транспорт одним словом? (водный). Отгадайте, на каком

водном транспорте Незнайка отправится в путь:

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей (катер).

Дети садятся на стулья.

2.Игра «Посчитай»

Дидактическая задача: упражнять в согласование числительных с

существительными.

- Первая станция называется «Посчитай». Посмотрите на карточку и

посчитайте транспорт, следите за окончаниями.

- наследующем участке пути горы, болота, по земле никак не проехать. На

каком транспорте будет двигаться Незнайка? (самолет, вертолет, воздушный

шар). Как можно назвать этот транспорт одним словом? (воздушный).

Правильно, воздушный. Отгадайте, на каком именно:

Очень, длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревёт

Пассажиров он везёт (самолет)

Ребята, какие части можно выделить у самолета? (крылья, корпус,

иллюминаторы, хвост, шасси, салон).

4. Игра «Из чего – какой?»

Дидактическая задача: образование относительных прилагательных.

Ребята, крылья у самолёта из металла, значит они какие? – металлические

Все приборы в салоне из пластмассы, значит какие?– …

Иллюминаторы из стекла – …

Шасси из резины – …

Сиденье, обшитое кожей – …

Корпус из металла – …

Молодцы. Все справились с заданием!

Динамическая пауза «Самолет»

Полетели, полетели (стойка ноги врозь)

Вперед руками завертели (вращение руками перед грудью)

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет (развести горизонтально руки в стороны)

Правое крыло вперед (поворот туловища вправо с заведением правой руки

Левое крыло вперед (поворот туловища влево с заведением левой руки

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет

Замечательный пилот

В путь отправил самолет (произвольный бег с расставленными в стороны

руками) (дети сами садятся на стулья)

III. Затруднение в игровой ситуации

Методист: Следующий участок проходит по равнине. Подумайте, на чем

можно ездить по земле, по дороге? (машина, автобус, мотоцикл, поезд…)

Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (наземный)

Отгадайте, на чём отправится Незнайка:

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином... (автобус)

2. «Шофёры»

Дидактическая задача: Закреплять знания о ПДД

Методист: Поиграем

Выходите

выбирайте

транспорт по душе и в путь. Будьте внимательны. На красный свет тормозите.

Не создавайте на дороге аварийную ситуацию. Ой, что случилось? Автобус

не пропустил пожарную машину. А там гудит скорая. Как нам быть? Как им

помочь? Вы хотите узнать?

ӀѴ. Открытие нового знания

1. Рассказ о специальных машинах.

Дидактическая задача: Дать знания о специальном транспорте: пожарная

машина, «скорая помощь», полицейская, аварийная. Специальные машины

спешат на помощь, это нужные, полезные машины. Специальные машины

на дорогах необходимо пропускать всем машинам и пешеходам.

Дети подходят к мольбертам с картинами со специальными машинами.

Методист: Посмотрите видео, которое прислали Смешарики (показ видео

«Автомобили специального назначения»)

Какие машины могут ехать на красный свет светофора.

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на

Перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как

они называются..(специальные машины)

2. Игра «Сложи картинку»

Дидактическая

упражнять

собирать

транспорт

отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом

реального предмета.

Предложить сложить картинку специальной машины из частей. Для работы

разделится на пары.

IV. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Компьютер».

Дидактическая задача: закреплять представление детей о видах

транспорта, умение обозначать вид транспорта символом.

Методист:

Поиграем

«Компьютер»?

Условимся,

наземный,

воздушный

транспорт

обозначим

символами (показываю

таблички с символами). Работать будете в парах. Договоритесь, кто с кем

выполнять

Откройте

компьютер.

Посмотрите

Обозначьте на белом листе символом, какой у вас вид транспорта (Дети

выполняют задание).

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если

кто-то выполнил неверно, исправьте ошибку, помогите своему товарищу.

Опустите экраны на место. Договоритесь, кто из вас расскажет, у кого

какой транспорт, к какому виду он относится. Молодцы!

2. Продолжи предложение «Кто, чем управляет?»

Дидактическая

закреплять

употреблять

существительное в форме творительного падежа.

Методист:

следующее

необходимо

продолжить

предложение. Будьте внимательны! Автобусом управляет …(водитель)

Вертолётом управляет …(вертолётчик)

Поездом управляет …(машинист)

Самолётом управляет … (лётчик)

Грузовиком управляет …(шофёр)

Мотоциклом управляет … (мотоциклист)

Кораблём управляет …(капитан)

Велосипедом управляет …(велосипедист)

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и

создать ситуацию успеха.

Воспитатель и учитель –логопед берут в руки микрофоны. Дети подходят к

Воспитатель: Ребята, я и Ирина Васильевна корреспонденты и мы хотим у

вас взять интервью для нашего дошкольного канала.

Методист: Вы, ребята молодцы помогли Незнайке. А что же произошло?

(Незнайка попал в беду, он не мог найти дорогу домой. Вы ему помогли

Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Старший воспитатель

МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Елена Анатольевна Тимофеева.

Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».

Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология (в отличие, например, от технологии изготовления автомобиля) должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.

С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.

Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.

Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».

Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию , и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.

Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.

Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.

Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.

Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.

В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!

Этап 1. «Введение в ситуацию»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:

Взрослая цель

Детская цель

ОС «Поможем маме-кошке»

Научить делать кошку с помошью оригами

Помочь маме кошке найти котят

ОС «Путешествие в страну музыки»

Знакомство с музыкальным знаком «пауза»

Спасти музыкальные инструменты

ОС «Загадочная посылка»

Знакомство со звуками В, Вь и буквой В

Открыть посылку

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.

Этап 2. « Актуализация».

На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Этап 3. « Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка» .

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.

Этап 6. «Осмысление (итог)».

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избекгать.Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

В нашем учреждении мы применяем данную технологию в образовательных ситуациях открытия новых знаний. Работаем с данной технологией с сентября 2016 года.

Проводя наблюдение образовательного процесса, мы увидели, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель. Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Педагогический коллектив пришёл к выводу, что необходимо найти такую технологию, которая будет работать на решение данных проблем.

  1. Педагогический час «Деятельностный подход в работе с дошкольниками». На данном мероприятии были освещены основные позиции деятельностного подхода в образовании, дана структура образовательной деятельности.
  2. Семинар-практикум «Проектирование образовательной деятельности, способствующей личностному развитию воспитанников». Воспитателями и специалистами были освоены способы проектирования образовательной деятельности.
  3. Семинар «Технология «Ситуация» - технология деятельностного типа». На мероприятии были озвучены этапы структуры технологии «Ситуация», проанализированы несколько готовых ситуаций.
  4. Просмотр примеров образовательной деятельности, организованной по технологии «ситуация», подготовленных творческой группой педагогов.
  5. Практикум «Конструирование образовательных ситуаций». В ходе деловой игры воспитателями и специалистами были разработаны «Ситуации» по различным направлениям развития.
  6. Открытые просмотры образовательной деятельности всех педагогов учреждения, посредством взаимопосещения, с последующим обсуждением с точки зрения применения технологии «Ситуация».
  7. Создание банка видеоматериалов для использования в работе «Школы начинающего воспитателя», для демонстрации опыта на городских мероприятиях.

Примеры разработанных в учреждении ситуаций с затруднениями.

Ситуация 1. Открытка для мишки. Цель: познакомить с новой техникой изобразительного творчества «граттаж». По ситуации необходимо нарисовать для бурого медведя изображение северного сияния. В группе в уголке творчества нет обычных материалов для рисования, аппликации и т.д. Дети находят специально приготовленные листы бумаги и палочки-зубочистки. Исследуя предметы, дети пытаются найти новый способ изображения. Воспитатель по просьбе детей рассказывает о новой технике.

Ситуация 2. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления «кота» в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике «оригами». Кошка «рассказывает», что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку. Обращаются к воспитателю за помощью.

Ситуация 3. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом «рубелем». Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы ее продолжить, необходимо получить новые знания о новой предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию. На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Наблюдая образовательный процесс, мы видим сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
  3. Официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», раздел «Воспитателям» https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» Тимофеева Елена Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска Белетей Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Некоторые факты Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 90-х гг. XX века. Технология «Ситуация» – это адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования Программа дошкольного образования «Мир открытий»

С–6 Словарь С.И. Ожегова: Технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Педагогическая технология – научное описание способа достижения педагогического результата, то есть совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижение поставленной педагогом цели.

Ж.-Ж. Руссо Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» Жан-Жак Руссо

Структура технологии деятельностного метода «Ситуация» Образовательная ситуация «открытия» нового знания (ОНЗ) 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация знаний и умений. 3) Затруднение в ситуации: 4) «Открытие» нового знания: 5) Включение нового знания в систему знаний. 6) Осмысление.

Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»).

Введение в ситуацию Взрослая цель Детская цель ОС «Поможем маме-кошке» Научить делать кошку с помошью оригами Помочь маме кошке найти котят ОС «Путешествие в страну музыки» Знакомство с музыкальным знаком «пауза» Спасти музыкальные инструменты ОС «Загадочная посылка» Знакомство со звуками В, Вь и буквой В Открыть посылку

Актуализация знаний и умений Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения и выявление его причины. Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки: «Ошибаться – не страшно» «Каждый имеет право на ошибку» «Я имею право чего-то не знать, не уметь» «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» «В затруднении содержится возможность» «Я могу!» «Я умею!» «Я хороший, умный, сильный!!!» «Я заслуживаю уважения!» «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

«Открытие» нового знания Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Фиксация нового знания в речи и знаково. Создание ситуации успеха.

Включение нового знания в систему знаний Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства. Самостоятельная проверка по эталону (образцу). Индивидуальные затруднения в играх. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Ситуация успеха в совместной деятельности.

Осмысление Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности … Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения… Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать… Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать… Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!

Спасибо за внимание. Удачи в профессиональной деятельности!


Для реализации современных требований общества к образованию педагогами используется новая авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем. Этот новый педагогический инструментарий дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС. В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности – Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я. Гальперин). Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться. С другой стороны, ТДМ обеспечивает преемственность с традиционной школой.

Приведем в качестве примера структуру уроков открытия нового знания (ОНЗ) и опорную схему, которая помогает учителям соотнести между собой различные типы уроков и выявить их общую методологическую основу – схему рефлексивной самоорганизации:

1) Мотивация к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Анализ технологических требований к каждому этапу уроков ОНЗ показывает, что учащиеся имеют возможность на этапах:

(1) – тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;

(2) – выполнять пробное учебное действие, фиксировать свое затруднение;

(3) – выявлять и формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;

(4) – учитывать разные мнения, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации, планировать;

(5) – работать по плану, выдвигать гипотезы, самостоятельно строить способы решения проблем, искать информацию, извлекать из текстов нужную информацию, моделировать, учитывать разные мнения и согласовывать общую позицию;

(6, 8) – использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму;

(7) – выполнять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;

(9) – выполнять рефлексию деятельности, осуществлять самооценку ее результатов.

Кроме того, в ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их.

После того как на уроке ОНЗ новое знание (понятие, способ действия) «открыто» учащимися, возникают вопросы: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учеником? Как организовать эту работу с пользой для развития личности учащегося? Можно ли достичь этих целей путем формального выполнения энного количества заданий нового типа?» Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы. Поэтому важно процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания также строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. При этом на уроках, которые традиционно назывались уроками повторения и закрепления, будут отрабатываться не только предметные умения и навыки, но и одновременно формироваться УУД. Такие уроки в ДСДМ получили название уроков рефлексии.

Помимо уроков ОНЗ и рефлексии в дидактической системе деятельностного метода выделено еще два типа уроков деятельностной направленности.

· уроки развивающего контроля;

· уроки построения системы знаний.

На уроках развивающего контроля учащиеся участвуют в процессе проверки усвоения изученных знаний, контролируют себя и выполняют самооценку. На уроках построения системы знаний – строят маршрут изучения курса, делают обобщения, систематизируют изученные знания, определяют область их применения и намечают пути дальнейшего развития.

Таким образом, ТДМ позволяет педагогу проводить уроки так, что дети сами выполняют полный комплекс УУД, составляющих умение учиться (на дошкольной ступени для проведения занятий используется модификация ТДМ –

Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я. Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым.

Урок рефлексии (Р).

Деятельностная цель: формирование умения фиксировать свои затруднения в деятельности, выявлять их причины, строить и реализовывать проект выхода из затруднений (осуществлять контроль и коррекцию способа действия и его результата).

Урок развивающего контроля (РК).

Деятельностная цель: формирование умения осуществлять контрольную и оценочную функцию.

Урок построения системы знаний (ПСЗ).

Деятельностная цель: формирование умения обобщать и структурировать знания.

По материалам следующих источников:

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.

«Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятель-ностного метода обучения «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

Грушевская Л.А. Методические особенности подготовки и проведения уроков рефлексии при работе по курсу математики программы «Школа 2000…»// Сборник статей - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005.

Оксана Воронцова
Конспект занятия «Счет до трех» по технологии «Ситуация» Л Д. Петерсон в младшей группе

Тема: Счет до трех.

Цель

: Создать условия для повышения умственной активности детей в процессе усвоения элементарных математических представлений у детей второй младшейгруппы (возраст детей 3-4 года).

Задачи:

Образовательные

закреплять количественный счёт от 1-2;

научить детей считать до трех, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные к предметам, указывать на предметы по порядку, соотносить последнее числительное со всей перечисленной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе;

Развивающие

формировать опыт мыслительной активности детей на поиск способов решения поставленных задач;

способствовать развитию внимания, мышления и речи.

Воспитательные

воспитывать доброту, инициативность, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Материалы и оборудование:

костюм зайчихи, рисунок зайчихи с зайчатами (три зайчонка, плоские изображения - белочек (3, орех (3, девочек, мальчика, пирамидки, мяч, зайчат, мешочки, карточки-таблички, машинки (для подвижной игры «Автомобили и гаражи», пластилин, клей, кисточки, салфетки, альбомного листа, клеёнки, карандаши, готовые формы мешочков (для аппликации).

Предварительная работа - беседа: «Какие животные живут в лесу, их повадки».

Ход занятия:

1. Введение ситуацию

О. С. «Поможем маме зайчихе спасти зайчат».

Воспитатель сообщает детям, что к ним сегодня придут гости из леса и предлагает отгадать загадку:

Ребята, отгадайте, кто к нам сегодня придет в гости? (Читает загадку)

«Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами.»

Ответы детей: «Заяц».

Воспитатель хвалит детей:

Молодцы, отгадали!

Сообщает:

К нам сегодня придет мама зайчиха и ее детки - зайчата.

Вдруг в комнату вбегает мама зайчиха:

Ребята помогите, спасите моих маленьких зайчат, не послушались они меня и ушли гулять одни. Их поймал волк. Просит за одного зайчишку - один мешок орех. Я хотела белочек попросить, но считать не умею, сколько мешков им дать, чтобы они собрали в них орехи, а я бы отдала их волку, и тогда он вернет мне моих маленьких деток.

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, надо помочь маме зайчихе спасти зайчат? Вы хотите помочь? Сможете?

2. Актуализация знаний и умений

Воспитатель:

Мама зайчиха оставила нам рисунок своих деток, чтобы мы могли узнать, сколько зайчат украл волк и узнать, сколько мешков приготовить для белочек.

(На рисунке три зайчика)

Как узнать, сколько мешков орехов надо собрать белочкам?

Воспитатель:

Давайте посчитаем, сколько зайчат на картинке?

Сколько мешков надо дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи?

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель:

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Воспитатель:

Чему нам сегодня надо научиться?

Что нам нужно сделать, если не знаешь? Спросить у того кто знает.

Воспитатель:

(На фланелеграфе воспитатель размещает в один ряд три фигурки белочек)

Надо называть числа и показывать на предмет по порядку, дотрагиваясь до них рукой, вот так. Один, два, три – всего три белочки.

(Воспитатель делает рукой круговое движение)

(Поясняет воспитатель, повторяя обобщающий жест)

Ребята, белочки любят орехи. Давайте дадим белочкам по одному ореху.

(Во втором ряду, напротив каждой белочки, воспитатель выкладывает орех)

Пересчитывая вторую группу предметов (орехи, воспитатель дополнительно обращает внимание детей на то, что считать надо правой рукой слева на право.

Все дети вместе с воспитателем (хором) еще раз пересчитывают предметы на фланелеграфе.

Воспитатель:

Сколько белочек? Сколько орехов?

Физкультурная минутка: воспитатель предлагает детям встать и опустить руки в низ, левой рукой дотронуться до левого уха, правой рукой до правого уха, левой рукой до левого плеча, правой - до правого плеча, левой рукой - до левого колена, правой рукой - до правого колена.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Воспитатель предлагает детям:

Давайте поиграем в магазин. В магазин пришли дети купить себе игрушки. Две девочки (выставляет на верхний ряд две девочки) и один мальчик (выставляет мальчика).

Сколько детей пришло в магазин? Давайте посчитаем (вызывает кого-нибудь из детей).

Девочки купили себе по одной пирамидке (кто-нибудь из детей выставляет напротив девочки пирамидки, а мальчик купил один мяч (кто-нибудь выставляет мяч).

Сколько игрушек купили ребята в магазине? (кто-нибудь из детей считает игрушки слева направо).

Подвижная игра «Автомобили и гаражи». В разных местах комнаты заранее прикреплены карточки – таблички (номера гаражей). На карточках нарисованы треугольники (1, 2, 3 шт.) Воспитатель раздает детям по 1 карточке, на которых кружки в количестве 1, 2, 3 шт.

Педагог объясняет задание:

Мы поиграем в игру «Автомобили и гаражи». Я построила гаражи. На каждый гараж прикрепила номер. Когда я скажу: «Машины едут!» - вы будете ездить по всей комнате. Я скажу: «Машины в гараж!» - всем надо ехать в свой гараж, на номере которого столько же треугольников, сколько кружков на номере твоей машины. «Сколько кружков на номере твоей машины? К какому гаражу ты поедешь?» - спрашивает педагог детей. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети обмениваются карточками.

Воспитатель:

Ребята, а вы помните, о чем нас просила мама зайчиха?

Что волк попросил у мамы зайчихи за одного зайца? (Один мешок орехов)

Сколько мешков надо дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи для волка и он отпустил всех зайчат?» (Дети отвечают на вопросы воспитателя).

Детям предлагается на фланелеграфе напротив зайчат выложить мешочки для орехов и посчитать, сколько надо мешков дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи для волка.

Давайте посчитаем, сколько мешочков?

Ребятам предлагается сделать три мешочки из разных материалов, чтобы дать их белочкам, в которые они соберут орехи для волка. Дети сами выбирают, из чего они сделают мешочки.

(Из пластилина, раскрасить,сделать аппликацию, нарисовать.)

После выполнения задания, воспитатель хвалит ребят за сделанные мешочки, и предлагает выбрать три самых лучших мешочка.

Снова заходит мама зайчиха, спрашивает:

Вы, ребята, посчитали, сколько украл волк зайчат? Сколько мешков с орехами надо отдать волку, которые соберут белочки?

(Дети отвечают, что три зайца украл волк, три мешочка надо отдать)

Зайчиха забирает мешочки, благодарит ребят и уходит.

6. Осмысление (итог)

Ребята, кому мы сегодня помогали спастись от волка?

Как мы узнали, сколько зайчат украл волк?

Вам было трудно? Почему?

Что вам сегодня понравилось делать?

Литература

1. Математика в детском саду [Текст]: пособие для воспитанников / под ред. Л. С. Метлина, М., «Просвещение», 1977.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад «Улыбка»

(МДОУ Батаминский д/с «Улыбка»).

Конспект занятия

для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Счет до трех»

(по технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон)

Выполнил:

воспитатель МДОУ

Батаминский д/с «Улыбка»

Воронцова

Оксана Геннадьевна




Цели образования: 1 поколение 1998 г. 1 поколение 1998 г. Усвоение знаний, умений, навыков Последующие поколения Последующие поколения Личность воспитанника, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Личность воспитанника, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Базируется на деятельностном подходе 3






ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА система дидактических принципов; система дидактических принципов; образовательные ситуации разного типа: образовательные ситуации разного типа: целостная структура образовательной ситуации «Открытие» новых знаний. 6






Технология «Ситуация»(Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова) 1 этап: Введение в ситуацию (создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность). 2 этап: Актуализация (в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания). 3 этап: Затруднение в ситуации (моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности). 4 этап: Открытие детьми нового знания (способа действий) (воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера). 5 этап: Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка (воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее). 6 этап: Осмысление (итог). 9


«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.» Леонтьев А.А. 10


Самое обсуждаемое
Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


top