Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета. Платон каратаев Платон каратаев характеристика героя война и мир

Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета. Платон каратаев Платон каратаев характеристика героя война и мир

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» это иллюстрация жизни русского общества в мирное и военное время первой четверти XIX века. В романе задействовано множество героев, одни из которых являются главными, а другие второстепенными, но не менее яркими. Одним таким ярким персонажем является солдат Платон Каратаев. В данной статье рассматривается образ и характеристика Платона Каратаева.

Внешний вид Платона Каратаева

Солдат Платон Каратаев – уже немолодой мужчина. Его возраст примерно 50 лет, хотя он и сам не помнит, когда точно родился. Он одет в солдатскую шинель, портки и несвежую рубашку. Первое, что заметил Пьер Безухов, познакомившись с ним в плену, запах пота, который усиливался при каждом его движении. Однако Каратаев оказался чудесным человеком, оказавшим огромное положительное влияние на Пьера Безухова.

Платон был невысокого роста, обладал круглыми плечами и такими же круглыми руками. Казалось своими ручищами он мог обнять весь мир. Весь его внешний вид говорил, что это добрый и чувствующий человек. Его большие карие глаза излучали теплый свет, а лицо, на котором уже было достаточно много морщин, выглядело юным и свежим.

Характеристика Платона Каратаева

Платон Каратаев – самый необычный солдат, который встречался на пути у Пьера Безухова. В нем не было ни капли жестокости, которая обычно присуща военным людям. Этот человек любил весь мир и никого не осуждал. Оказавшись в плену с Пьером, он утешает его и возрождает Безухова, дарит ему надежду на светлое будущее. Пьер, разочаровавшись в войне и в людях находит в Платоне человека, которому можно довериться, несмотря на то, что тот являлся простым солдатом.

Платон Каратаев является очень религиозным человеком. Он готов самоотверженно принимать все тяготы судьбы, не обвиняя никого в своих неудачах. Этот человек твердо уверен, что если быть покорным и не озлобляться, то обязательно справедливость восторжествует. Герой ласков со всеми: Пьером, другими пленными, французами и даже с бездомной собакой. Это открывает в нем читателю широкую душу и доброе сердце этого персонажа.

Биография и кончина Платона Каратаева

Герой родился в крестьянской обеспеченной семье. Он всегда любил свою Родину и свою семью. Как-то он забрел в соседские владения в поисках дров, за что и был признан вором и преступником. За этот поступок ему пришлось дорого поплатиться – пойти на службу. Изначально служить должен был идти его младший брат, но так как туда отправился Платон, младший освобождался от этой повинности. Каратаев со смирением принимает эту новость, находя в ней и положительные моменты: у его младшего брата на тот момент было уже пять детей, а у Платона не было никого кроме жены (у него была дочь, но, к сожалению, она умерла).

«Война и мир» оказываются люди. Через героев автор транслирует собственные мысли и идеалы, стремясь донести до читателя вечные истины, на которых построена его философия. Образ Платона Каратаева возник в произведении неслучайно. В высказываниях героя заключаются невероятная мудрость и принципы, провозглашаемые автором.

История создания персонажа

Платон Каратаев – русский солдат из Апшеронского полка, с которым провел месяц в плену. Герой остался в памяти дворянина сильным впечатлением от этого периода жизни. Платон – собирательный образ русского мужика, отражающий философию народа. Толстой вводит персонажа в непривычные для него условия, в которых ярко видна духовность человека. Имя героя означает «мощный, сильный», и таким видит писатель русский народ.

Солдат преисполнен любви к окружающим вне зависимости от тягот войны. В отличие от , он не вымещает злость на ближних и жалеет людей. Платон не обходит вниманием даже бездомную собаку. Словами он облегчает людям души. Его сочувствие и доброжелательность становятся лекарством. Платон оказался средоточием гармонии и подчинения божественной воле. Он верен христианским идеалам и не разделяет пессимизма Безухова.

Роль героя в произведении велика. Хотя Платон и стал персонажем короткого действия, он поселяет в душе Пьера осознание смысла жизни и веру в Бога.

Биография Патона Каратаева

Персонаж фигурирует в нескольких главах романа, но оставляет неизгладимое впечатление у главного героя произведения. Благодаря ему судьба Безухова меняется. Читатель встречается с Каратаевым, когда герой находится в сложных жизненных условиях. Крестьянину 50 лет. Он выходец из простых неграмотных крестьян, поэтому свой точный возраст мужчина не знает. Мудрость персонажа, его теории о счастье, мировоззрение и жизненная позиция основываются исключительно на опыте прожитых лет. Несмотря на это, он демонстрирует ум, превосходящий ум любого мещанина.


Постоянно сталкивавшийся с трудностями и проблемами, Платон Каратаев имеет больший опыт, чем Пьер, и этим покоряет того. Он живет в мире утопии, распространяя доброту и душевность на всякого рядом с собой. Его внешность располагает, а оптимизм вызывает улыбку. Невысокий мужчина с яркой улыбкой, гибкий и аккуратный, едва ли напоминает крестьянина.

Характеристика героя дополнена его историей. О юных годах почти ничего неизвестно, так как становление героя мало интересует автора. Каратаев представлен цельной личностью. Мужчина был женат, имел дочь, но девочка умерла, когда он ушел на службу. Других фактов о его семье не дается, хотя ясно, что она не бедствовала. Случайно пойманный на вырубке чужого леса, Платон попал в солдатские ряды и переживает о том, что находится вдалеке от дома.


Благодаря хорошему отношению к окружающим, крестьянин находит со всеми общий язык. Неизвестно, всегда ли он был таким или жизненные трудности повлияли на его духовный склад. Возможно, смерть дочери или заточение в плену стали переломными моментами, открывшими ему взгляд на истину.

«Война и мир»

Встреча Платона Каратаева и Пьера Безухова происходит в бараке для пленных. Будучи в шоковом состоянии от расстрела людей, Безухов теряет веру в человечество. В бараке Платон и Пьер сидят рядом. Простой крестьянин и аристократ оказались в одинаковых условиях Платон заметил подавленное состояние Пьера и поддерживал аристократа. Он делился печеной картошкой и давал советы, которые Безухов часто вспоминал впоследствии.


Каратаев убеждал графа, что главной целью остается стремление выжить и выстоять. Этому мужик научил Безухова, способствуя внутреннему перерождению героя. Солдат ежедневно влиял на личностную трансформацию Пьера каждым поступком, добрым словом или даже мимолетной лаской, подаренной бездомной собаке.

В ужасных условиях плена здоровье Каратаева пошатнулось. Проведя долгое время в больнице с сильной простудой, мужчина не успел от нее оправиться. В плену организм ослаб и недуг вернулся. Незаинтересованные в лечении пленных французы не обратили внимания на состояние Платона. Мужчину лихорадило. Французы застрелили его перед уходом из лагеря.

Смерть героя была предсказуема и оправданна: оказав влияние на сознание главного героя, персонаж выполнил свое предназначение и покинул сюжетную канву романа.


  • Характеристика Платона Каратаева часто сравнивается с описанием образа Тихона Щербатого. Персонажи имели схожие черты, но отличались образом мыслей. Щербатый не проявлял той душевности, которой славился Каратаев, поэтому симпатии автора на стороне последнего. Гуманист Толстой, описывая историю персонажа, транслировал через него свои убеждения.
  • Война для автора – это страшное свершение, проявление жестокости и бездушия. Проповедуя любовь, веру в людей, нравственность и милосердие, он не находил войне оправданий. Рисуя картины сражения при Бородино, смерть подростка Пети и , Толстой вызывает сострадание и сочувствие в душах читателей. Платон Каратаев – образ, олицетворяющий философию Толстого.

Роман "Война и мир"
  • «Война и мир» часто становится литературной основой для фильмов. В немых картинах Петра Чардынина 1913 и 1915 годов персонаж отсутствует. Яков Протазанов тоже не уделил ему внимания в своей ленте. Джон Миллс изобразил в кадре русского крестьянина в ленте 1956 года, снятой Кингом Видором. Михаил Храбров сыграл Каратаева в картине в 1967 году. Гарри Лок изобразил героя в телесериале Джона Дейвиса в 1972, а воплотил Каратаева в ленте Роберта Дорнхельма в 2007 году. Актер Эдриан Роулинз сыграл крестьянина в телесериале 2016 года, снятом Томом Харпрером.

Цитаты

В уста Платона Каратаева Толстой вложил присказки и поговорки. Речь мужчины транслирует народную мудрость простыми словами.

«Страдаешь час, а живешь всю жизнь. Все когда-то заканчивается»

Такое напутствие давал русский солдат, ожидая лучшей судьбы и надеясь на божественное проведение. Он искренне верил, что испытываемые им тяготы даются свыше, что Бог не пошлет больше, чем Платон сможет вынести.

«Не нашим умом, а Божьим судом»

Поговаривал он, не сетуя на горести и неурядицы. Всепоглощающее упование на Бога освобождало мужчину от злобы и негатива.

Каратаев понимал, что от нытья и пессимизма не будет прока. Они ведут лишь к деградации. Не намереваясь жалеть себя, он поддерживал окружающих:

«На болезнь плакаться - Бог смерти не даст».

Веря в непредсказуемость судьбы, герой давал завет:

«От сумы и от тюрьмы никогда не отказывайся».

Сложная и полная лишений крестьянская жизнь по душе Каратаеву. Он тосковал по деревне, где спорилось любое дело, и по семье. Счастье состояло для него из простых мелочей, а большие надежды он не воспринимал всерьез:

«Счастье, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету»

Роман “Война и мир” – несомненно одно из самых многозвучных, многокрасочных произведений. Свободно сочетая, “сопрягая” в себе изображение событий мировой истории и тонких, скрытых, противоречивых душевных движений, “Война и мир” полемически противостоит всякой классификации и схематизации. Живая диалектика вечно движущейся, многосложной, неостановимой жизни, великолепно схваченная Толстым и составляющая душу его романа, требует от исследователя особой осторожности и такта.
Вопрос о Каратаеве – это одновременно и простой и сложный вопрос. Простой по существу, по ясности образа, по ясности авторской идеи, наконец, по незначительности его места в романе. Сложный – в силу того невероятного идеологического нагромождения, которым сопровождался разбор этого образа на протяжении всей девяностолетней критики “Войны и мира”. Образ Каратаева был преувеличен критикой в связи с некоторыми течениями народничества, почвенничества и др., зарождавшимися в годы появления “Войны и мира”. Образ Каратаева был преувеличен критикой в связи с толстовщиной и сопровождавшей ее полемикой в последние годы жизни Толстого. И когда литературоведы последнего времени вплоть до наших дней рассматривают этот образ, они фактически имеют в виду не столько текст самого романа, сколько те идеологические акценты, которые, каждый по своему, делали на нем Шелгунов, Страхов или Саводник.
Образ Каратаева олицетворяет в “Войне и мире” нераздельность частного существования каждого и жизни.
Толстой создает образ Платона Каратаева, охарактеризовав его внутренний облик особыми чертами крестьянского патриархального сознания.
В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева автор показывает две стороны крестьянского сознания и поведения – действенность и пассивность, борьбу и непротивление. Эти образы как бы взаимодополняют друг друга, позволяя Толстому всесторонне изобразить крестьянский мир. В романе предстает перед нами “убогая и обильная, забитая и всесильная” крестьянская Русь. Вместе с тем необходимо обратить внимание на авторскую оценку образа Каратаева, указать на то, что Толстой явно любуется своим героем, его кротостью и безропотностью. В этом сказались слабые стороны мировоззрения писателя. Но нельзя не согласиться с утверждением Сабурова, что “личные взгляды и настроения Толстого никогда не искажали в “Войне и мире” художественного изображения”.
Образом Платона Каратаева автором выражены черты деятельного, живого крестьянского характера. Изображая, как он разувался, “аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим, движениями”, как устраивался в своем углу, как он жил в первое время в плену, когда стоило ему “встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело”, – автор рисует привыкшего к труду и неутомимого человека, умевшего быть нужным и полезным всем. “Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни”. Каратаев был, судя по его рассказам, – “давнишним солдатом”, не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, течение которой “ни разу бит не был”. В Каратаеве есть и патриотическое чувство, которое он по-своему выражает: “Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае”, – говорит он, утешая Пьера. “Попав в плен и обросши бородою, он видимо отбросил от себя все напущенное на него чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему крестьянскому, народному складу”, и любил рассказывать преимущественно “из своих старых и видимо дорогих ему воспоминаний “христианского”, как он выговаривал, крестьянского быта”.
Облик Каратаева представляет особое выражение крестьянской сущности в авторской ее трактовке. Его внешний вид производит впечатление благообразного крепкого крестьянина: “приятная улыбка и большие карие, нежные глаза были круглые… зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда в он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы в ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости”.
Рисуя портрет Каратаева, “вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые, морщинки – мелкие, круглые. Пьер чувствовал что-то круглое даже в речи этого человека” Это “круглое” становится символом “каратаевщины”, символом внутренней гармонии всех сторон личности, ненарушимой примиренности с собой и со всем окружающим, автор подчеркивает во всем его внешнем облике “олицетворение всего русского, доброго и круглого” – как некоторого символа гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется, с точки зрения автора, бессознательная, “роевая” жизнь народа, как жизнь природы: он любил песни и “пел не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел так, как поют птицы”. “Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка”.
Внимание автора особенно привлечено к внутреннему, душевному состоянию Платона Каратаева, как бы независимому от внешних условий жизни; “он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами”…
Этому неизменному любовному отношению Каратаева к людям автор придавал особенный смысл и значение как известной этической норме. Образ Платона Каратаева, наиболее развернутый из народных образов, занимает особое место в художественной структуре романа. Он возник не сразу и появляется в поздних редакциях “Войны и мира”.
Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.
Возлагая на Каратаева особую нравственную задачу – внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви и человечности.
Для всех остальных пленных Каратаев “был самым обыкновенным солдатом”, над которым они слегка “добродушно трунили, посылали его за посылками” и звали Соколик или Платоша; он был для них простачком.
Очень характерно для развития творческого пути Толстого, что он уже в конце 60-х годов воплотил свой человеческий идеал в образе патриархального крестьянина. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчетной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное выражение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.
Но, возвысив в этическом плане нравственный облик Каратаева, Толстой показал в “Войне и мире”, что жизненная сила русского народа заключалась не в Каратаевых, а в той действенности, которая характеризовала Тихонов Щербатых, солдат-партизан, уничтожавших и изгонявших врага с родной земли. Образ Платона Каратаева является одним из ярких примеров проникновения в художественную систему религиозно-этических воззрений автора и представляет одностороннее изображение характера русского патриархального крестьянина – его пассивности, долготерпения, религиозности, покорности. В одном из ранних рассказов (“Рубка леса”) Толстой писал о трех типах солдат: покорных, начальствующих и отчаянных. Уже тогда он видел как наиболее ему “симпатичный и большей частью соединенный с лучшими – христианскимй добродетелями: кротостью, набожностью, терпением… тип покорного вообще”. Платоны Каратаевы были, конечно, среди солдат и в период Отечественной войны 1812 года, и среди безвестных героев Севастопольской обороны, и среди крестьян.
Многие черты характера Каратаева – любовь к людям, к жизни, душевная мягкость, отзывчивость к человеческим страданиям, стремление помочь человеку в отчаянии, горе – являются ценными свойствами во взаимоотношениях людей. Но возведение Толстым Платона Каратаева в человеческий идеал, подчеркивание в нем пассивности, покорности судьбе, всепрощения и безотчетной любви ко всему как выражение этической формулы толстовства (мир внутри вас) имело глубоко реакционный характер.
Не случайно в “Эпилоге”, когда Наташа, вспоминая Платона Каратаева как человека, которого более всех уважал Пьер, спрашивает его, одобрил ли бы он теперь его деятельность, Пьер ответил, подумав:
“Нет, не одобрил бы… Что он одобрил бы, это нашу, семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью бы показал ему нас”.
Сущность Каратаева отрицает стремление в человеке к активной политической борьбе за свои права и независимость, и, следовательно, Толстой утверждает, что народному миропониманию чужды активные революционные методы борьбы за переустройство общества. Каратаев руководим отнюдь не расчетом, не разумом. Но в стихийных его побуждениях нет и ничего своего. Даже во внешности его снято все индивидуальное, а говорит он пословицами и поговорками, запечатлевшими в себе лишь общий опыт и общую мудрость. Нося определенное имя, имея свою биографию, Каратаев, однако, в полной мере свободен от собственных желаний, не существует для него ни личных привязанностей, ни хотя бы инстинкта охраны и спасения своей жизни. И Пьер не мучается его смертью, притом что свершается это насильственно и у Пьера почти что на глазах.
Каратаев не есть центральный образ русского мужика в “Войне и мире”, а одна из многих эпизодических фигур наряду с Данилой и Балагой, Карпом и Дроном, Тихоном и Маврой Кузьминичной, Ферапонтовым и Щербатым и проч. и проч., ничуть не более яркая, не более облюбованная автором, чем многие из них. Центральным образом русского народа в “Войне и мире” является коллективный образ, воплощенный во множестве персонажей, раскрывающих величественный и глубокий характер простого русского человека – крестьянина и солдата.
Толстой по собственному замыслу изображает Каратаева не как характерного представителя солдатской массы, а как явление своеобразное. Писатель сам подчеркивал, что речь Каратаева, которая придает ему особый облик, и по стилю и по содержанию резко отличалась от обычной солдатской речи (см. т. IV, ч. I, гл. XIII). Толстой и не думал выдавать его за распространенный тип русского солдата. Он именно не таков, как другие. Он выведен как фигура своеобразная, оригинальная, как один из многих психологических типов русского народа. Если мы не считаем искажением образа крестьянской массы появление у Тургенева наряду с Хорем, Ермолаем, Бирюком, Бурмистром и др. Касьяна с Красивой. Мечи и Лукерьи-Живые мощи, то почему Каратаев в ряду множества иных народных характеров должен вызвать особые нарекания на Толстого? То обстоятельство, что Толстой впоследствии возвел в догму непротивление злу насилием и придал ей в годы революционного подъема значение политического принципа, не может влиять на оценку образа Каратаева в контексте “Войны и мира”, где все строится на идее не противления злу.
Наделен Каратаев именем древнего философа Платона – так Толстой прямо указывает, что вот это-то и есть самый высокий “тип” пребывания человека среди людей, участия в движении времени истории.
Образ Каратаева вообще, пожалуй, наиболее непосредственно “сопрягает” в книге “картины жизни” с рассуждениями Толстого самого широкого охвата. Здесь открыто сходятся, взаимно “высвечивая” друг друга, искусство и философия истории. Философская мысль тут прямо внедряется в образ, “организует” его, образ же животворит собою, конкретизирует, заземляет ее построения, ищет им собственно человеческую оправданность и подтверждение.
Сам Толстой, говоря в одной из редакций эпилога “Войны и мира” о “большинстве… читателей”, “которые, дойдя до исторических и тем более философских рассуждений, скажут: “Ну, и опять. Вот скука-то”, – посмотрят, где кончаются рассуждения, и, перевернув страницы, будут продолжать дальше”, заключал: “Этот род читателей – самый дорогой мне читатель… от их суждений зависит успех книги, и их суждения безапелляционны… Это читатели художественные, те, суд которых дороже мне всех. Они между строками, не рассуждая, прочтут все то, что я писал в рассуждениях и чего бы и не писал, если бы все читатели были такие”. И сразу же, вроде бы вполне неожиданно продолжил: “…Если бы не было… рассуждений, не было бы и описаний”.
Так создатель “Войны и мира” объяснял, что ввести истинный взгляд на историю было его неизменной целью, о достижении которой он постоянно и всячески заботился, самое же существо этого взгляда предполагало прежде всего развертывание “описаний”. Историю ведь для Толстого сотворяла, придавая ей смысл и значение, вся жизнь всех людей. Но художник и словно бы не верил, что “описания” одни, без подпор, вполне могут выдержать чрезвычайнейшую нагрузку.

Сочинение по литературе на тему: Платон Каратаев в романе “Война и мир”

Другие сочинения:

  1. Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже – о войне 1812 Read More ......
  2. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. Он повествует о знаменательных событиях в истории страны, освещает важные периоды народной жизни, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Одна из главных тем произведения – Read More ......
  3. Образ Платона Каратаева – один из ключевых образов романа Толстого “Война и мир”, отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа. Этот герой показан в основном через восприятие Пьера Безухова, для которого стал “самым сильным и дорогим воспоминанием”. Он Read More ......
  4. Платон Каратаев Характеристика литературного героя Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный Read More ......
  5. Любимой мыслью Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” была “мысль народная”. На первый взгляд, отражение этой темы в романе кажется эпизодическим, так как из более чем пятисот семидесяти героев романа разработаны лишь десять образов представителей народа. Но Толстой Read More ......
  6. Платон Каратаев – воплощение всего русского, доброго и круглого, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности – всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: ” Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит Read More ......
  7. Духовную красоту “простого человека” я хочу показать на примере Платона Каратаева. После казни “поджигателей” у стен Новодевичьего монастыря в душе Пьера “как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу Read More ......
  8. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л. Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в Read More ......
Платон Каратаев в романе “Война и мир”

Герои, в которых происходит глубокая внутренняя работа, принадлежат к дворянскому сословию. Нравственный мир крестьянства — своего рода идеал для автора. Дворяне, по его мнению, могут лишь приближаться к нравственной цельности русского крестьянина. Однако Толстой не был «летописцем народной жизни» — он описывает народ всякий раз в каком-то определённом ракурсе, глазами того или иного героя. Вот и Платона Каратаева в романе «Война и мир» мы видим глазами Пьера Безухова.

Каратаев настолько глубоко врос в народную жизнь, что у него нет ни своих чувств, ни своих стремлений, ни своего языка. «Ложась спать, — говорил он, — положи, Господи, камушком, подними калачиком», а просыпаясь, повторял: «Лёг — свернулся, встал - встряхнулся». Он человек простой и правдивый, а главное — добрый. Доброта Каратаева — главное свойство его натуры: „Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю ласковую нежность к нему, ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним..." В этом не было даже намёка на эгоизм, а именно эта черта окружающих коробила Пьера. Жизнь Каратаева словно не имела значения сама по себе. Каратаев был частью народного целого. Страшная война бурлила вокруг. Каратаев попал в солдаты случайно, вместо брата, которого ему удалось спасти. Семьи быть уже не могло, имущества никогда и не было, но Платону Каратаеву ничего и не нужно. Он живет внутренним чувством смирения. Это смиренное восприятие собственной судьбы, полное с ней согласие и растрогало Пьера. В певучем голосе Каратаева было «такое выражение ласки и простоты, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слёзы».

Критики говорили о фатализме Каратаева и о его оптимизме. Оба эти качества носят национальный характер, лучшие представители народа, по Толстому, разделяют эти качества: прежде всего Кутузов, Багратион, офицеры из народа Тушин и Тимохин.

Знакомство с Каратаевым стало поворотным для Пьера. Он обретет уверенность в себе, которой ему не хватало прежде, ту самую уверенность, которая основывается на вере в бессмертие собственной души.

Великое мастерство Толстого сказалось ещё и в том, что в общем-то эпизодическое лицо (Платон Каратаев) становится самым важным для духовного становления одного из главных героев, образованного, требовательного к себе и весьма сложного человека. Автор словно приближает графа к мужицкой простоте, к евангельскому смирению, и в этом раскрывается сложность и противоречивость толстовского мировоззрения.

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Живым олицетворением русского народного характера является в романе простое солдат Платон Каратаев Наиболее характерными особенностями русского человека являются следующие черты: инстинкт общественности, умеренный фатализм, нашедший себе выражение в известной пословице: «чему быть, того не миновать», смирение, несколько чрезмерный оптимизм (знаменитое «авось»), простота, приподнятость как в процессе мышления, так и в области чувств и волевых действий, наконец, обуславливающая эту простоту правдивость, искренность, что Толстой называет «духом простоты и правды».
Эти особенности национального облика русского народа и были в высшей степени присущи Каратаеву. У Каратаева совершенно нет чувства личности, своей обособленности. Сознавая себя «частью целого», Каратаев ценил в других людях не их личность, а то общее, что принадлежит всем людям, то есть «образ Божий» — добрую и прекрасную человеческую душу. Поэтому Каратаев не имел особенной привязанности к кому-либо, он жил со всеми любовно, даже с врагами. Все миросозерцание Каратаева проникнуто глубокой верой в неизбежное торжество справедливости (оптимизм и фатализм). Эта мысль утешала Каратаева среди всех его житейских невзгод.
Счастье свое Каратаев полагал в удовлетворении естественных человеческих потребностей. Он всегда был за делом. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он никого не утруждал, так как эти разнообразные житейские знания позволяли ему добывать все необходимое. Эта простота потребностей и привычка к полезному труду давали ему независимость,обеспечивали счастье и здоровье. Ничто в мире не в состоянии было на рушить его счастья, потому что несчастье происходит от излишеств, которые были чужды Каратаеву. Кроме того, в Каратаеве воплотилось столь свойственное нашему народу увлечение, так сказать поэзией страдания, это своего рода умение радоваться доставшейся и на мою грешную долю чаше общего, неисчерпаемого и во веки вечные горя. Такое восторженное настроение слышится в рассказе Каратаева о невинно пострадавшем купце. «Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла на лице Каратаева … это-то смутно и радостно наполняло душу Пьера». Каратаев, по-видимому, счел бы себя «заедающим чужой век», если бы ему досталась какая-нибудь особенно счастливая, завидная для множества ему подобных доля.
Создание личности Каратаева, в котором удачно воплощены дух и характер русского народа, составляет величайшую заслугу Толстого. Известно, что наша литература очень долго занималась простым народом, много попыток было сделано, чтобы уловить его дух и силу. Все эти попытки превзойдены и навсегда заслонены созданием яркой фигуры Каратаева.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top