Политическое развитие в начале 20 века всеобщая. Общественно-политическое развитие России в начале XX века. Оценки, данные Николаю его современниками

Политическое развитие в начале 20 века всеобщая. Общественно-политическое развитие России в начале XX века. Оценки, данные
Николаю его современниками

Общественно-политические движения второй половины ХIХ века
Общественно-политическая жизнь пореформенной России отмечена важным процессом - сменой поколений оппозиционеров от либералов до крайних радикалов.
Незавершенность реформ со стороны власти вызывала общее недовольство в либеральном лагере, а противоречивость российской пореформенной действительности, пагубные последствия сохранения самодержавия стимулировали развитие революционного движения в России.
В 60-80-е годы ХIХ в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И Герценом и Н.Г. Чернышевским. Согласно их взглядам Россия могла перейти к социализму посредством крестьянской общины. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П. Ткачева.
Идеология народничества оказала непосредственное влияние на тактику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое хождение в народ для пропаганды социалистических идей. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля», которая затем распадается на две организации. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены.
Во второй половине ХIХ века в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления (И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин). Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е годы предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму - наиболее радикальной западной идеологии.
Создание в 1883 г. группы «Освобождение труда» ознаменовало поворот части русской интеллигенции к социал-демократическим учениям. В дальнейшем «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 г.) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) выдвинул идею непримиримой классовой борьбы, социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Как видно, в русском обществе конца ХIХ в. происходит радикализация взглядов, настроений. Защитников буржуазного строя и связанного с ним процесса модернизации в России было очень мало. И это неудивительно: буржуазия, которая в Западной Европе играла роль главной ударной силы, в нашей стране безмолвствовала; до 1905 г. она не имела даже своей партии. На пороге буржуазных революций в России складывалась совершенно уникальная расстановка сил: радикальным силам, выступавшим с лозунгом уравнительности, практически не была противопоставлена сила, отстаивавшая буржуазный строй.

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

История. 9 класс

Тема 1. Россия в 1900–1916 гг.

Урок 3. Политическое развитие: новые веяния и старые подходы

Кобба Д.В., к.и.н., учитель истории ГОУ «Гимназия №1579»

07.07.2010

Политические движения - группа освобождение труда земля и воля, представители народничества, союз борьбы за освобождение рабочего класса

Тема нашего сегодняшнего урока «Политическое развитие России в начале XX века», организация земля и воля, русские либералы, направления народничества 19 века, течения народничества и политика пореформенной России. 20 октября 1894 года умирает император Александр III. На престол восходит его сын Николай, с чьим приходом многие в России связывали возвращение к либеральным реформам, начатым императором Александром II. Но Николай II не оправдал надежд. Будучи человеком по натуре мягким и поддающимся влиянию, он практически все время своего царствования балансировал между различными политическими группировками, в том числе в своем окружении. В качестве примера мы можем привести хотя бы противостояние между министром финансов Витте и министром внутренних дел Плеве. Первый полагал, что России прежде всего необходимо решить экономические проблемы и провести глубокую модернизацию и индустриализацию экономики. Он считал это политической задачей, потому что, выведя Россию на уровень экономически развитых держав, мы решим и социальные, и политические проблемы. Второй считал Россию уникальной, социальной, экономической и бытовой организацией, вмешательство в культуру которой приведет к разрушению всей системы, а следовательно, любые либеральные, западнические веяния, а уж тем более революционная зараза должна была пресекаться на корню.

Была еще и третья точка зрения, которую предлагал начальник Московского охранного отделения полковник Зубатов при поддержке дяди Николая II, великого князя Сергея Александровича, губернатора Москвы. Зубатов предлагал консолидировать и возглавить рабочее движение. Он считал, что именно союз рабочих и широких слоев народных масс представляет наибольшую угрозу для империи. Для нейтрализации этой угрозы Зубатов предлагал создать широкую сеть рабочих организаций, которую бы возглавили подконтрольные охранке люди. Такая политика получила название «зубатовский социализм».

Однако все эти действия и споры внутри высших эшелонов политической власти России происходили на фоне активного формирования подпольных, радикальных, политических организаций. Назовем некоторые из них. В марте 1898 года в Минске состоялся IСъезд российской социал-демократической рабочей партии, в нем приняли участие всего 9 человек, причем 8 участников были вскоре арестованы. Но в 1903 году в Брюсселе, а потом и в Лондоне, состоялся IICъезд РСДРП, на котором была уже принята программа партии и устав. Правда, на этом же съезде произошел и раскол в партии, поскольку РСДРП фактически сразу разбился на две основные фракции – большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Мартовым. Спор между большевиками и меньшевиками носил принципиальный характер. Дело в том, что Ленин считал, что РСДРП должна стать боевой силой революции. Партия должна быть очень жестко контролируема Центральным комитетом и членство в ней должно быть ограниченным. В то время как Мартов и, соответственно, меньшевики полагали, что партия должна быть более либеральной, она должна быть открыта для широких слоев населения, и самое главное – Мартов считал, что часть буржуазии можно считать союзниками по отношению к рабочему классу, в то время как крестьянство считал реакционным.

В 1902 году разрозненные социалистические ячейки, считавшие себя продолжателями разгромленной партии «Народная воля», создали подпольную организацию, партию социалистов-революционеров. Ее лидером становится Чернов, под руководством которого в 1906 году была принята программа и устав партии. Согласно этому документу партия социалистов-революционеров должна была стать ударной силой революции. По мнению социалистов-революционеров, и российское крестьянство, и рабочие, и интеллигенция представляли из себя рабочий класс, а следовательно, они были антагонистичны буржуазии и российскому дворянству.

В 1904 году был убит министр внутренних дел Плеве, на его место был назначен более либеральный человек – Святополк Мирской. Святополк Мирской вскоре подает записку на имя царя, в которой предлагает провести серьезные реформы государственного управления. В частности, Мирской предлагает расширить полномочия земств и ввести земских представителей в состав Государственного совета. Но царь не прореагировал должным образом на эти предложения, посчитал за лучшее отвлечь общество победоносной войной.

Таким образом, Российское общество в начале XX века в политическом смысле развивалось как бы в двух направлениях. С одной стороны это была гласная политика, связанная с деятельностью высших кругов государственной власти России. С другой стороны – это подпольная, тайная политика, связанная с деятельностью незаконных политических партий, таких как РСДРП и эсеров.

Поварницына Е.С. – МАОУ «Лицей №2» г. Перми

Политическое развитие России в начале хх века (до революции 1905-1907 гг.)

  1. Государственное устройство. Характеристика самодержавия.

Среди европейских государств Россия занимала особое место, так как сохраняла самодержавную форму правления. Причем его незыблемость неоднократно подтверждалась властью: Манифестом 1892 года и публичным выступлением Николая II 17 января 1895 года по случаю бракосочетания. Такая форма правления даже ставилась в заслугу, как особенность развития страны. Эволюция самодержавия исключалась, поскольку имела двойственное происхождение: от Бога и от византийских императоров. Все это закреплялось гимном «Боже, царя храни!» и двуглавым орлом на гербе.

В обязанности царя входило: неукоснительно соблюдать закона о престолонаследии и исповедование православия. Ответственнен государь был только перед Богом и собственной совестью.

После трагедии 1881 года происходит резкое изменение мифа о царе. От богоизбранности образа переходят к единению царя со своим народом. Николай пытался выглядеть в глазах подданных как примерный семьянин, смиренный богомолец и неприхотливый солдат. Но новая харизма не состоялась: царь имел странноватую жену, увлекался теннисом и автомобилями.

Оценки, данные Николаю его современниками:

А.П.Чехов: «Он просто обыкновенный гвардейский офицер».

С.Ю.Витте: «Отличительная черта Николая заключается в том, что он человек очень добрый и чрезвычайно воспитанный, я в своей жизни не встречал человека более воспитанного».

Ф.Кони: «Умеет хорошо говорить. Его речи интересны, но часто в печати урезаны до неузнаваемости. Единственная его беда и недостаток – у него нет сердца». Когда по улице развозили жертвы Ходынки, он отправился на бал во французское посольство, а 9 января сбежал в Царское село.

П.А. Столыпин: «Да рассердитесь же хоть раз, ваше величество»! Казалось его невозможно вывести из безмятежного, спокойного состояния.

Скорее всего, причина такой реакции на события и восприятие жизни в фатализме царя. Известно, что в особом ларце в Гатчине хранилось предсказание дому Романовых, сделанное вдовой Павла 1 и завещанное для прочтения 12 марта 1901 года. Николай в назначенное время вместе с женой вскрыл ларец. Что было там написано, история умалчивает, но все последующее время царь жил под давлением прочитанного. Второе обстоятельство можно считать подтверждением печального предсказания – это болезнь наследника трона Алексея. Наконец, прозвище «Кровавый», данное Николаю в первые годы царствования тоже станет пророчеством. Оно означало жертвы коронации на Ходынском поле, погибших во время расстрела праздничного шествия 9 января 1905 года и тех, кто не вернулся с русско-японской и мировой войн.

II. Государственное устройство империи.

С XYIII века формировалась система власти, небольшим изменениям она подверглась Александром II. Россия – страна чиновников. Огромные размеры ее требовали разрастания бюрократии. Но и расходы на ее содержание тоже велики - 14% от национального бюджета (Англия – 3%, Германия – 7%).

Законосовещательным органом власти оставался Государственный Совет , члены которого назначались императором и практически были несменяемы. Николай советовался с ними, но окончательное решение принимал лично.

Сенат состоял из департаментов, выполнял функции контроля, проверяя реализацию указов на местах. Так же оставался высшей судебной инстанцией, куда посылались аппиляции. Сенаторы назначались императором пожизненно. Они обнародовали законы, следили за их выполнением.

Синод руководил работой церкви, влияние которой в обществе оставалось огромным. Церковь оставалась крупным землевладельцем, содержала доходные дома, гостиницы, постоялые дворы. Общая численность православных церквей – 50 тысяч, монастырей – 923. Православие преобладало, но соблюдались все права мусульман, буддистов.

Исполнительная власть представлена министерствами . Их насчитывалось 9. Министры назначались царем и ему были подотчетны. Координацию действий осуществляли через Комитет министров.

На местах власть губернаторов , назначаемых императором. После трагических событий 1881 года у них оставалось право введения чрезвычайного положения, условия которого значительно расширяли их права.

Сохранялись земства , активность которых переросла в новую плоскость: тенденция к объединению, созданию земских организаций, обществ. Штат чиновничества в стране - 400 тысяч, их положение регламентировалось «Табели о рангах».

Учитывая, что подобная структура власти начала формироваться в XYIII веке, то естественно предположить о ее консервативности и необходимости обновлении. Даже среди приверженцев монархии стали появляться сторонники модернизации системы – Святополк-Мирский.

Начальник Особого отдела Департамента полиции Сергей Васильевич Зубатов - преданный монархист - имел свой план спасения самодержавия, суть которого заключалась в следующем:

    Держать под контролем действия буржуазии, чтобы они не провоцировали рабочих на стачки и не пытались претендовать на расширение своих экономических и политических прав. Не позволять ей идти на уступки в требованиях рабочих, т.к. это прерогатива Государя.

    Держать под контролем рабочее движение. Для чего нужно позволить им создавать различные организации. Легальность рабочих организаций облегчит власти контроль над ними, позволит внедрять в их ряды «своих» людей и направлять в нужное русло действия рабочих. Разрешить профсоюзы и экономические формы борьбы.

    Нейтрализовать интеллигенцию. Содействовать росту разногласий интеллигенции и пролетариев, что снизит эффективность революционной пропаганды.

В.И.Ленин назвал такую тактику «полицейским социализмом» . Он писал: «Обещание более или менее широких реформ, действительная готовность осуществить крохотную частицу обещанного требование за это отказаться от борьбы политической, - вот в чем суть зубатовщины».

Итогом деятельности С.В. Зубатова можно считать открытие «Московского общества взаимопомощи рабочих в механическом производстве», которое проводило свои собрания в Историческом музее, слушали лекции, чтение которых утверждалось обер-полицмейстером. С приходом на пост министра внутренних дел - Плеве, идеи Зубатова пресекаются, а затем его переводят в Москву.

Национальный вопрос в начале века.

Положение в национальном вопросе В.П. Булдаков называет «кризисом империи и революционным национализмом» (В.П. Булдаков. Кризис империи и революционный национализм начала XX века в России. //Вопросы истории 2000, №1,стр.29). Причины автор видит в следующем:

    рост народонаселения и общее омоложение национальных окраин вело к накоплению элементов юношеской деструктивности;

    неоправданный рост социальных ожиданий, вылившихся в ненависть к империи. Это особенно характерно для еврейской молодежи. Лишенная многих прав, она вынуждена была или утвердиться в качестве «гражданина мира» или доказать свою национальную исключительность.

Ограничения прав иудеев = евреев:

    С 1882г. черта оседлости;

    С 1886г. ограничения приема в вузы, с 1889г. – в адвакатуру;

    Регламентировалось участие в акционерных предприятиях, в некоторых регионах запрещалось покупать и арендовать земли;

    Запрещалось вносить иудеев, достигших потомственного дворянства в родословные книги.

В.П. Булдаков считает, что такие ограничения способны довести этнос до подобия социальной истерии. В результате из-за постоянной этноконфликтности, местные национальные партии возникли раньше общероссийских.


Политическое развитие страны в 1918 1922 гг.

После Октябрьского вооруженного восстания произошли изменения в положении всех социально-политических сил страны. Пролетариат стал господствующим классом. Изменился характер деятельности партии большевиков. Она стала правящей партией. Противостояние новой власти составили свергнутые классы и выразители их интересов – монархические, буржуазные и мелкобуржуазные партии, которые, предприняли активные действия, в т.ч. военные, для восстановления утраченного положения.

Нежелание большевиков делиться властью с другими политическими силами, их преобразования («военный коммунизм») вызвали недовольство большинства населения страны. Большевики противопоставили себя почти всем социальных слоям общества. Это явилось причиной гражданской войны 1918-1922 гг. В ходе войны сформировалось три политических лагеря: белые, красные и зеленые. Основу движения белых составили офицеры царской армии, их поддерживали: буржуазия, помещики, духовенство, кулачество, среднее крестьянство, казачество. Ядро красных составили большевики, их поддерживали: рабочие, беднейшее крестьянство.

Зеленые – это повстанческие движения в тылу красных и белых. Повстанцы выступали и против одних, и против других. Некоторые формирования зеленых помогали красным разбить армию белогвардейцев, а затем сами были уничтожены красными.

Своеобразие гражданской воины в России заключалось в тесном переплетении внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией. Как Германия, так и союзники по Антанте направили свои войска в Россию, стремясь предотвратить распространение большевизма с ее территории на другие страны.

В 1918 г. происходит оформление белого движения. Осуществляются антибольшевистские выступления во многих городах центральной России. Но наиболее значительные военные действия происходят на Восточном фронте в Приуралье и Поволжье. В течение октября-ноября 1918 г. Красная Армия вытеснила белых за Урал. В кон. 1918-1919 гг. белое движение достигает максимального размаха, наблюдается некоторая координация их действий, расширяются масштабы интервенции. В ноябре 1918 г. А.В. Колчак начал наступление в Приуралье и дошел до Перми. В апреле 1919 г. Красная Армия остановила наступление армии А.В. Колчака, а летом вытеснила его в Сибирь. Там остатки армии А.В. Колчака были разбиты, а сам он взят в плен и в феврале 1920 г. расстрелян. В 1919 г. из Прибалтики на Петроград осуществляют два похода войска под руководством Н.Н. Юденича: в мае-июне и в октябре. Оба наступления Н.Н. Юденича закончились поражением. Наибольшего успеха добился А.И. Деникин. Он захватил Украину, затем Курск, Орел, Воронеж. В октябре 1919 г. Красная Армия перешла в наступление и разбила Добровольческую армию АИ. Деникина, ее остатки укрылись в Крыму. В 1920 г. главными событиями стали советско-польская война и борьба с П.Н. Врангелем, который возглавил остатки Добровольческой армии. Советско-польскую войну завершил мир, подписанный в Риге в марте 1921 г. В ноябре 1920 г. Красная Армия захватила Крым и разбила части П.Н. Врангеля. Основные военные действия Гражданской войны закончились, но отдельные очаги сопротивления советской власти оставались на окраинах России до конца 1922 г. В центре России, где, казалось, уже укрепилась Советская власть, в конце 1920 – начале 1921 годов происходят новые выступления. В них приняла участие уже бывшая опора большевиков: рабочие, матросы, крестьяне. Они требовали ликвидации диктата РКП (б), созыва Учредительного собрания, изгнания большевиков из Советов, отмены политики «военного коммунизма». Наиболее крупными явились восстания крестьян на Тамбовщине, Украине, Дону, Кубани, в Поволжье, Сибири, восстание моряков и красноармейцев в военно-морской крепости Кронштадт. Все выступления были подавлены частями Красной Армии и ВЧК.

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов свидетельствовали о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. В.И. Ленин приходит к выводу, что для того, чтобы удержаться у власти, нужно удовлетворить требования крестьянства, и с этой целью пересматривает внутриполитический курс. Решением X съезда РКП (б) в марте 1921 г. вводится НЭП – новая экономическая политика. Новой она была только лишь по отношению к «военному коммунизму». НЭП воссоздавал многоукладную экономику и возрождал товарно-денежные отношения. Введение НЭПа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог; разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства, разрешалась аренда земли; в промышленности и торговле частным лицам дозволялось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия; привлекался иностранный капитал; отменялась натуральная оплата труда и уравниловка, ликвидировались элементы бесплатности. Новые веяния во внутренней политике не изменили методы руководства страной.

К высшим органам власти относились Всероссийский съезд Советов (высший представительный орган), Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

К исключительной компетенции съезда Советов относились следующие вопросы: принятие и изменение Конституции; ратификация мирных договоров; установление, изменение границ республики; объявление войны и заключение мира; избрание ВЦИК и заслушивание отчетов о его деятельности. Предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК детально не разграничивались. ВЦИК мог самостоятельно решать все вопросы общегосударственного значения. ВЦИК считался высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК образовывал правительство – совет народных комиссаров (СНК).

Рабочими органами ВЦИК были Президиум, отделы и комиссии. Президиум осуществлял всю организационную работу по подготовке заседаний ВЦИК, должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК. СНК осуществлял общее управление делами государства. СНК выполнял сложные функции как высший орган управления, но и имел право принимать законодательные акты.

Особым органом управления народным хозяйством и государственными финансами был созданный при СНК Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

В решении государственных вопросов огромную роль играл партийный аппарат. Вторым звеном в политической системе был аппарат насилия – ВЧК (затем ОГПУ), он беспощадно боролся с инакомыслием. В это же время разворачивается внутрипартийная борьба за власть между Троцким, Сталиным, Каменевым, Зиновьевым, Бухариным и др.

Гражданская война на территории России заканчивается образованием СССР 30 декабря 1922 г. В него вошли РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

Политическое развитие СССР (1922-1991)

В 20-е – 30-е гг. в СССР сложилась политическая система, которую сейчас называют по-разному: «сталинский социализм», «казарменный социализм», «государственный капитализм», «реализованная утопия», «тоталитарная система», «азиатский (восточный) способ производства». Но как бы не называлась эта система, она была далека от обычного демократического государства и, тем более, от идеала, нарисованного утопистами социалистического или коммунистического плана. В стране отсутствовало разделение властей на независимые ветви – законодательную, исполнительную, судебную.

По конституции 1924 г. высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР), а между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат. Союзный Совет избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населения, а Совет Национальностей состоял из представителей союзных и автономных республик – по пять депутатов от каждой республики. К ведению ЦИК СССР были отнесены законотворческая деятельность, определение полномочий Президиума ЦИК СССР и СНК СССР. Президиум ЦИК как высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти СССР наделялся правом издавать законодательные акты, приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР.

Формируется тоталитарная система. Устанавливается жесткая централизация управления, власть сосредоточивается в руках одного человека, усиливается роль бюрократии, устанавливается всевластие партийного руководства, фактически уничтожаются основные права и свободы населения страны, общество фактически лишено всякой возможности влиять на формирование правящих кругов СССР и на выработку государственной политики. Была создана целая система принуждения и контроля – от партбюро до ГУЛАГа. Особое место в проведении репрессивной политики большевиков занимал ГУЛАГ, который включал более 50 лагерей и свыше 420 исправительных колоний для взрослых и 50 колоний для несовершеннолетних. Заинтересованность государственных структур в разрастании системы ГУЛАГа определялась тем, что заключенные, использовавшиеся на лесоповалах, строительстве каналов, заводов, железных дорог, обеспечивали дармовой труд (труд рабов), и чем масштабнее становились задачи социалистического строительства, тем больше заключенных требовалось для дешевого труда. Репрессии начались с уничтожения инакомыслящих, представителей других партий и непролетарских классов, затем затронули хозяйственных и партийных работников, командиров Красной Армии, непосредственных противников Сталина по партии. В итоге репрессивная машина перешла на простых граждан, которые, оклеветанные из зависти или злобы, по ложным доносам и обвинениям попали в число «контрреволюционеров», «вредителей», «врагов народа» и были приговорены к заключению в ГУЛАГ.

Государство по отношению к обществу стало относительно самостоятельным. Произошло тотальное огосударствление всех сторон жизни, государство являлось собственником средств производства, работодателем, ему принадлежала система распределения материальных благ, оно осуществляло контроль над личностью, имело духовные, идеологические функции. Все легальные связи в обществе носили вертикальный характер, т.е. осуществлялись исключительно через властные структуры. Независимые от власти экономические, политические, культурные связи были невозможны: они жестко пресекались, считались уголовным преступлением и незамедлительно карались.

По конституции 1936 г. система общесоюзных государственных органов была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей. Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат – союза советов и союза национальностей. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью. Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е. осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

СНК СССР – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР. СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан. СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР. В 1946 году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

В Советском Союзе не было частной собственности, деления общества на классы. Не было оформленных социально-классовых интересов и отражающих их политических программ. Утверждалось, что в СССР существовали два дружеских класса – рабочие и крестьяне. Однако это условное обозначение, т.к. по своему отношению к государственной собственности, роли и месте в политической системе страны они представляли однородную массу. В недифференцированном обществе место человека в социальной структуре было жестко закреплено. Выпадение из этой системы было равносильно смерти: человек как бы исключался из системы жизнеобеспечения. Образ жизни за пределами производства стал строиться на основе производственных задач и целиком им подчинялся. Четко было определено, что можно и что нельзя. Создавались не только бригады-коммуны, но и дома-коммуны, происходила коллективизация быта. Коммунистическая идеология пропагандировала, что на первом месте стоит общество, а человек – на втором, и все свои интересы он должен был подчинять интересам коллектива. Личность коммуниста была подчинена интересам партийной корпорации, и комитет партийного контроля, персональные комиссии следили за каждым шагом члена партии. Ведущим принципом построения общества был производственный коллективизм. Общество состояло из коллективов – производственных общин, среди которых выделяется четыре типа: духовно-идеологическая (партия, комсомол и т.д.), производственная (заводы, фабрики, НИИ и т.д.), территориально-производственная сельская община (колхоз), лагерная производственная община (ГУЛАГ).

Особое место в стране занимала номенклатура, через которую осуществлялась власть вождя. Номенклатура – это правящая элита. Она распоряжалась государственной собственностью, в том числе и жизнью людей. Она была всесильной, от нее зависело, какое место человек займет в социальной структуре, в государственной системе распределения. Партийно-государственный человек не имел ничего, кроме места в номенклатуре. Потеря этого места означала превращение его в обычного человека. Поэтому номенклатура строго следила за соблюдением правил игры: она всесильна, пока сохранялся установленный порядок вещей. Численность номенклатуры была различной в разные годы: от нескольких сот тысяч в 20-30-е гг. до нескольких миллионов (18-20 млн.) чел. во времена Л.И. Брежнева.

Тоталитарная система существовала в СССР до сер. 50-х гг. После смерти Сталина она трансформируется в авторитарный режим, который приходится на середину 50-х – сер. 80-х гг. С приходом к власти в партии Н.С. Хрущева наступает период «оттепели»; она заключалась в либерализации общественной жизни (или иначе в десталинизации общества). Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву. Большое значение в либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (1956 г.), на закрытом заседании которого выступил. Н.С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых репрессиях невинных людей и о депортации целых народов (ингуши, чеченцы, калмыки, татары Крыма, немцы Поволжья и т.д.) в 30-е – 40-е гг. Началась реабилитация репрессированных. В числе реабилитированных лиц оказались многие крупные советские, государственные и военные работники (А. Бубнов, С. Косиор, П. Постышев, М. Тухачевский и др.). Осуществлялась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Новый Устав КПСС закрепил механизм обновления партийных кадров. В 1964 г. завершается период «оттепели» и преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым. Его преобразования явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Реформы не всегда были последовательны и продуманны. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта, хотя сумели разрушить тоталитарную систему и дать возможность сформироваться авторитарному, более мягкому режиму власти. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ проводимых Н.С. Хрущевым. К осени 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

С отставкой Н.С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева завершается процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились преобразования. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратилась критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Была ужесточена цензура. Ограничивался доступ к источникам информации. 70-е – нач. 80-х гг. в СССР являются периодом «застоя», для которого характерен умеренно-консервативный курс в политике и идеологии. По конституции 1977 г. система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Идейно-теоретической основой деятельности руководства страны была разработанная в кон. 60-х гг. концепция «развитого социализма», который трактовался как обязательный этап на пути к коммунизму. Коммунистическая перспектива не подвергалась сомнению, а существовавшие в обществе недостатки и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Для периода застоя характерно принятие правительством большого количества законов. Но между этими законами и реальной жизнью наблюдался существенный разрыв. В области теории социализма господствовал догматизм; идеологи вместо пропаганды идей коммунизма – осуществляют пропаганду достигнутого уровня социализма. В 70-х – нач. 80-х гг. интенсивно росла численность общественных организаций, но повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах продолжала оставаться под жестким партийным контролем. Начинается постепенное разложение партийно-государственного аппарата и его смыкание с теневой экономикой. В стране возникает оппозиционное движение, которое состояло из движения правозащитников и движения националистов в республиках СССР. Правозащитники (диссиденты) стремились к улучшению существующей системы (выступали за соблюдение прав человека в СССР), а позднее стали выступать за отказ от политической системы страны. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения в адрес руководителей страны, публикация литературных произведений, запрещенных в стране. Представители диссидентского движения подвергались преследованиям со стороны власти. Участники националистических движений выступали за сохранение национальной самобытности, национальных традиций, позднее – за выход своих народов из состава СССР.

Кардинальные перемены в политической системе СССР начинаются с приходом к руководству КПСС М.С. Горбачева. Он осуществляет «перестройку» (1985-1991 гг.), которая привела к демократизации страны. Политика «гласности» ввела свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Стали возникать общественные движения, которые позднее переросли в политические партии. Это послужило основой для формирования многопартийной системы в стране. Формированию многопартийности способствовала отмена в 1990 г. 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Начинается новый этап реабилитации репрессированных людей и целых народов в сталинское время. Радикально меняется отношение к религии и верующим людям. Создаются новые органы власти: пост президента, съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался постоянно действующий Верховный совет. Выборы стали проводиться на альтернативной основе.

«Перестройка» М.С. Горбачева привела к следующим результатам: произошел переход от авторитарной к демократической политической системе; завершился советский период в развитии России; в декабре 1991 г.произошел распад СССР – некогда огромного многонационального государства; возникло 15 самостоятельных республик, многие из которых развиваются по демократическому пути.



ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

После смерти в 1894 г. императора Александра III русский престол унаследовал его сын - Николай II. Его воцарение было встречено ожиданием либеральных реформ. Но император в первой же публичной речи выказал себя сторонником незыблемости самодержавия. Главными принципами его правления были сохранение самодержавного порядка. Понадобились революционные потрясения 1905 г., чтобы Николай II сделал первый шаг в сторону представительной монархии.

В начале XX в. власть императора была самодержавной и неограниченной. В управлении страной он опирался на централизованный бюрократический аппарат, назначения на ключевые должности в котором производились лично самодержцем. Для определения политических ориентиров император выслушивал мнения членов Государственного совета - совещательного органа. Роль верховного суда играл Сенат. Вопросы повседневного управления решались правительством (Кабинет министров), глава которого назначался государем и был ему подотчетен. Главные посты в государственном аппарате занимали представители господствующего сословия. В губерниях параллельно с губернаторами и земскими начальниками, которых тоже назначал царь, существовали дворянские собрания, городские думы и земства - выборные органы местного самоуправления. За годы правления Александра III компетенция этих органов была резко сужена. Вокруг земств группировались представители либеральных течений, которые в своих прошениях на высочайшее имя высказывались за введение в России основных демократических свобод, отделение церкви от государства, создание выборных представительных органов на всех уровнях управленческого аппарата, расширение прав национальностей. Все эти прошения Николай II оставлял без внимания. Либералы выступали за демократические перемены путем реформ сверху, без бунтов и потрясений. В январе 1904 г. они объединились в «Союз освобождения».

На рубеже XIX-XX вв. началось формирование революционных партий. Наследие народников приняла образовавшаяся в 1902 г. партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры делали ставку на крестьянскую революцию, взяли на вооружение основные тезисы программы народников и методы их борьбы. Среди этих методов важное место занимал политический террор. Боевая организация эсеров в начале века провела ряд террористических актов против представителей царской администрации. Сильное воздействие на публику произвело убийство в июле 1904 г. террористом Е.С. Созоновым министра внутренних дел В.К. Плеве.

В 1903 г., приняв на II съезде программу и устав, окончательно оформилась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Уже на съезде произошел раскол среди российских социал-демократов на меньшевиков, во главе с Г.В. Плехановым и Ю.О. Мартовым, и большевиков лидером которых стал В.И. Ульянов (Ленин). Свои названия обе фракции получили после выборов на съезде центральных руководящих партийных органов, где сторонники Ленина получили большинство. Идеологией социал-демократов был марксизм, партия делала ставку на рабочий класс, который на рубеже веков начал проявлять революционную активность.

Как уже отмечалось, методы противодействия самодержавию у либералов и у революционеров были различными. Либералы подталкивали императора и правительство на путь демократических реформ, формируя общественное мнение и доводя его до высочайшей власти. Революционеры, кроме организации террористических актов, создавали пропагандистские кружки в рабочей среде, распространяли нелегальную литературу, инициировали стачечное движение.

Политические партии России в начале XX в.

Социалистические

Либеральные

Монархические

Социальный состав

Рев.интеллигенция, рабочие, городские средние слои, крестьяне

Либеральная интеллигенция, городские средние слои, буржуазия, часть помещиков

Помещики, духовенство, часть крупной буржуазии и городских средних слоев, крестьяне

Программные цели

Уничтожение частной собственности и царского самодержавия

Создание рыночной экономики, построение правового государства, гражданского общества

Сохранение традиционных основ эконом. и политической жизни, отчасти - возврат к дореформенной ситуации

Полит. требова-ния

Установление республики, предоставление граждан. прав и свобод

Ограничение монархии, предоставление демократ. прав и свобод

Сохранение и укрепление самодержавия

Революционная (включая вооруженное восстание)

Парламентская борьба

Борьба с либералами и рев-ми всеми методами

В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход Царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование.

Статья 1 основных законов государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти Не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее собственную независимость от каких-либо иных государственных учреждений, например парламента. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освещение: монарх считался «помазанником Божьим». Право издавать законы принадлежало только монарху.

Монархия в России считалась наследственной, по началу первородства с предпочтением мужского пола женскому (по Указу императора Павла I).

Для большинства подданных самодержавная власть представлялась привычной и стабильной формой правления. Такое отношение к монархии укоренилось среди православной части населения еще и потому, что царь являлся и главой Русской православной церкви, непосредственно назначавшей высших церковных иерархов.

В структуре монархического правления центральную роль играла императорская фамилия. Все члены императорской фамилии обязаны были быть православными. Поэтому немецкие и датские принцессы, выходя замуж за мужчин из дома Романовых, принимали православие. Принадлежность к императорскому дому следовала только по мужской линии. Женщины, входившие в состав императорской фамилии, не могли передавать свои права мужьям и детям.

После смерти в 1894 г. императора Александра III на престол взошел его сын Николай II (1894-1917). Либерально настроенная часть общества надеялась, что молодой император откажется от жесткого консервативного курса своего отца и пойдет по пути политической модернизации страны. Но надежды эти не оправдались.

В критические периоды истории особенно важной выступает личность властителя, что печально сказалось на судьбах России. Николай II оказался на троне явно не ко времени. По мнению В.Е. Шамбарова, хороший и отзывчивый человек, тихий, интеллигентный и легкоранимый - это был чеховский, а не державный типаж, не обладавший ни энергией Петра, ни мудростью Екатерины II, ни гибкостью Александра I, ни твердостью Николая I. С одной стороны, был не по возрасту и не по положению доверчив, порой наивен, чем и пользовались весьма успешно все интриганы. С другой - патологически сторонился всякой грязи и скандалов, что обеспечивало тем же интриганам безнаказанность. Значительное влияние на взгляды царя оказал его учитель К. П. Победоносцев, бывший профессор Московского университета, обер-прокурор Синода, который был блестяще образован, но придерживался крайне консервативных взглядов. Он убедил Николая в том, что неограниченная монархия есть единственно возможный тип политического устройства России.

Искренней привязанностью последнего российского императора была его семья. В 1894 г. Николай женился на Александре Федоровне (Алисе - принцессе Гессен-Дармштадской). Отличный семьянин, Николай II уделял много времени и внимания детям - четырем дочкам и сыну. Самодержавную власть Николай II считал делом семейным и был искренне убежден, что должен передать ее своему сыну.

По мнению исследователей (И.В. Волков, М.М. Горинов, А.А. Горский, Н.И. Зуев)

Николай II проявлял полное равнодушие ко всему, что выходило за рамки придворной жизни и семейных отношений, что ярко проявилось в случае с Ходынской трагедией («Ходынка»). В день коронации императора в Москве 18 мая 1896 г. в давке на Ходынском поле погибло около полутора тысяч человек. Николай II не только не отменил празднование и не объявил траур, но даже принял участие в придворных увеселительных мероприятиях в тот же вечер, а по окончании торжеств выразил благодарность за их «образцовую подготовку и проведение» генерал-губернатору Москвы - своему дяде великому князю Сергею Александровичу.

Для Николая II было весьма характерно назначать на ответственные посты своих родственников - великих князей Романовых, независимо от их личных качеств и способностей. В результате в самое сложное для страны время - годы кризиса и войны - на ключевых должностях оказались люди не только бездушные, но и неподконтрольные.

Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны. Нередко их действия противоречили интересам иных групп в царском окружении. Вот почему влияние членов императорской фамилии на царя постоянно подвергалось критике, вызывало недовольство. Политическая формула «добрый царь -плохое окружение» получала все большее распространение в различных слоях общества.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Но наиболее разрушительной оказалась деятельность «святого старца» Григория Распутина (Г.Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II.

Известный французский исследователь Анри Труайа считал Распутина личностью неоднозначной, могучей и таинственной. Родившись в глухом Уральском селе Покровское, Григорий Распутин в молодости производил впечатление полуграмотного парня, падкого на выпивку, но увлеченного таинством веры в Бога. Одаренный исключительным магнетизмом, он втирается в доверие к православному духовенству. Церковь находит в нем пример Простой и святой народной мудрости и помогает проникнуть в избранные круги Санкт-Петербурга.

В короткий срок Распутин собирает около себя круг последовательниц, вдохновенный и порочный одновременно, он становится близким другом Императорской семьи. Царица, с ослабленной нервной системой, маленьким сыном, страдающим гемофилией, очень быстро поверила, что только молитвами «святого человека» можно спасти наследника трона и вместе с ним весь народ.

Государственное управление России в начале XX века

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету , созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод . Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие - внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный и 1857 г.) Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала все давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством . К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных . Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон . Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи всостояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.

Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия . К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление . Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан («городские обыватели»). В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.

Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

Национальная политика

Многонациональный состав государства служил основой обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения и др.). Хищническая эксплуатация окраин, бедность и бесправие живущих там народов вызывали массовую эмиграцию из России и развитие национального движения.

В целом для внутриполитической системы России в начале XX в. было характерно переплетение сословных классовых и национальных противоречий, которое вызывало острую социально-политическую напряженность в стране и послужило причиной революционных взрывов в 1905-1907 и 1917 гг.

К примеру, 1899 г. были ограничены права финского сейма. В 1901 г. правительство расформировало национальные воинские части. Делопроизводство в государственных учреждениях Финляндии переводилось на русский язык. Сейм отказался одобрить эти законы, финские чиновники объявили бойкот их выполнению. В 1903 г. генерал-губернатору Финляндии были переданы чрезвычайные полномочия.

Неспокойно было и на Кавказе. В 1903 г. произошли волнения среди армянского населения. Они были спровоцированы указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей, который был воспринят как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции.

Национальный гнет испытывало и еврейское население. Черта оседлости сохранялась. Еврейская молодежь, не имея доступа к государственной службе, пополняла ряды революционных организаций, нередко занимала в них руководящие посты (забежать на 1917 год, важнейшие руководящие посты, пример «Московской саги» (Розенблюм)). В стране усилились антиеврейские настроения. Первый крупный еврейский погром произошел в апреле 1903 г. в Кишиневе. Пострадало около пятисот человек, были разгромлены сотни жилых домов и магазинов. Власть ответила вялыми судебными процессами и Указом об открытии для поселения евреев еще около 150 городов и местечек. Предложения об уравнении в правах еврейского населения Николай II отвергал.

Борьба консервативных и либеральных сил. Личности Витте, Плеве и Святополка-Мирского

Перед правительством встала задача: или сохранение существующего строя репрессивными методами, или его модернизация. В высших правительственных кругах не было единства в решении этой проблемы. Либералы (министр финансов С. Ю. Витте, министр внутренних дел П. Д. Святополк-Мирский) считали необходимым провести экономические, политические и социальные реформы, чтобы привести государственное устройство России в соответствие с потребностями развивающегося индустриального общества. Консерваторы (обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, председатель Комитета министров И. Н. Дурново, министры внутренних дел Д. С. Сипягин и В. К. Плеве) не признавали совершившихся в экономической жизни страны перемен, требовали расправы с революционерами и оппозиционерами, стремились усилить идеологический нажим на общественное сознание в духе теории «официальной народности». Выбор правительственного курса целиком и полностью зависел от самодержца. Он был склонен к принятию решений, направленных на консервацию существовавших порядков, и лишь в крайних обстоятельствах (революционного натиска в октябре 1905 г., Февральской революции 1917 г.) вынужден был согласиться на изменение государственного устройства.


Самое обсуждаемое
Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


top