Помогают ли мощи святых. Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей? Критика почитания мощей

Помогают ли мощи святых. Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей? Критика почитания мощей

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?
На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.
Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.
Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле
Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает, это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.
Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая
Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того, все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?


Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. - Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.
Кроме того, может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.
Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство - признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.
Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.
Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем. Своими целительскими свойствами славятся святые источники в Краснодарском крае.

Не зря на Руси говорят: «Свято место пусто не бывает!» В каждой области РФ — и в Свердловской, и в Новгородской, и в Ярославской, и в Тверской, и в Ростовской, и в Саратовской… и еще много где, есть свои действующие намоленные святые места — храмы и монастыри, которые можно посетить. Православным людям есть куда обратиться в час невзгод — немало на карте нашей страны найдется мест, где можно помолиться, побывать на экскурсии, а то и пожить в качестве трудника или паломника, если в монастыре принимают с проживанием. А иногда Божью благодать можно обрести не в огромном храме, а в маленькой часовне, как в той, что на Смоленском кладбище с Спб, там покоятся мощи и находится икона Святой Ксении Петербургской. О святых местах родного края очень интересно рассказывают с 2018 года Антон и Вика Макарские в познавательном телепроекте «Святыни России».

Вконтакте

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе св Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие забеременеть и иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы


Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

Сказано: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все ». Также видно, что тело святого оказалось подвержено тлению - земли предадеся , а оставшиеся кости именуются святыми мощами, но при этом сообщается, что мощи его целы все .

Нетленность мощей

Во все времена христианами благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые также именовались святыми мощами. Так Иероним Блаженный писал что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла - в виде костей. Особенно это касается останков древних святых в большинстве своем принявших мученическую смерть, часто состоящую в сожжении и растерзании зверями . Хотя, как отмечает профессор Е. Е. Голубинский , составители житий святых об обретении их мощей позволяли себе свободу в показаниях относительно состояния мощей.

Исследователи отмечают, что «…на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи» ).

Факт нетления мощей стал оказывать влияние на решение вопроса о канонизации святых в относительно позднюю эпоху, особенно в Русской церкви. Профессор И. В. Попов так пишет о нетлении мощей:

И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью . Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти . Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным , мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека , тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих.

Во время процесса канонизации даже при обнаружении нетленного тела большее внимание придаётся факту наличия чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается.

Если мощи какого-либо святого не подверглись гниению и тлению , это воспринимается как особое чудо и способствует росту почитания данного святого (о нетлении мощей святых бывают отдельные упоминания в их акафистах). Для поддержания внешнего вида мощей могут использоваться различные средства (например, воскомастика - специальный состав, которым покрываются мощи, а особенно их частицы при положении в мощевиках ; при освящении храмов мощи помазывают миром ; ранее в России существовал обычай омовения мощей), что расценивается критиками почитания мощей как мошенничество.

Почитание

Мощи в Ветхом Завете

И взглянул Иосия и увидел могилы, которые были там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии. И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его . И сохранили кости его и кости пророка , который приходил из Самарии.

История почитания мощей

Процессия с мощами святого Доната

Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мёртвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников , а места погребения их становились святилищами , где отправлялось христианское богослужение: «Проводя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа ». Многие истории о выкупе останков святых попали в их жития. Например, в житии святого Вонифатия рассказывается, что он был направлен праведной Аглаидой на Восток с целью выкупить и привести в Рим останки мучеников, но пострадал сам и его тело было выкуплено его спутниками за 500 золотых монет.

Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В. И. Петренко. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви » о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа » и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни ». Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Однако в конце III - начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам. Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор ( -419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей » и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических » должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием ». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания ».

Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)

Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум , миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. . Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона , почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.

Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка , хранящиеся в Венеции , были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Аналогичны истории с перенесением мощей святителя Николая из города Миры в Бари в 1087 году (в честь перенесения Русской православной церковью установлено празднование 22 мая (9 мая по старому стилю)) и святителя Спиридона из Константинополя на остров Корфу в 1456 году . Перенесение мощей, как и любых реликвий, в христианском мировоззрении имеет важное сакральное значение - оно знаменует распространение святости и тем самым повышает статус храма , в котором находятся реликвии.

В эпоху средних веков и нового времени местонахождение особо чтимых мощей было особенно важным для распределения числа пилигримов , пересекавших Европу из края в край с целью поклонения святыням. Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского континента катился по дороге святого Иакова , которая вела в Сантьяго-де-Компостела , где упокоился апостол . Сегодня эта дорога и построенные вдоль нее соборы вошла в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .

Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги , которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром . Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба , в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.

Святые отцы о почитании мощей

Литургическое значение мощей

Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю », литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором , определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Также Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было: «да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою ».

Формы хранения мощей

Рака святой Бригитты Шведской

«Под спудом» - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.

Мощи помещались и в мелкие предметы декоративно-прикладного искусства: например, у некоторых архиереев в панагию , крест или перстень вложена частица мощей того или иного святого. Святые реликвии усиливали в глазах средневековых людей эффективность оружия. К примеру, рукоять Дюрандали - меча эпического героя Роланда , также была мощехранилищем. Она вмещала, как гласит «Песнь о Роланде », кровь святого Василия, нетленный зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского , божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии . После того как рыцарь погиб, его сюзерен бросил лезвие меча в реку, чтобы оно не досталось больше никому, а вот рукоять забрал с собой.

Благочестивое отношение к мощам выразилось в сугубо русской традиции их ежегодного омовения после часов Великой Пятницы . В соборах Московского Кремля этот чин продолжал совершаться вплоть до революции 1917 года . Чин омовения мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре мощи; освящалась вода и ею омывались мощи. После окончании обряда воду, оставшуюся от омовения мощей, как великую святыню раздавали священнослужителям и знатным лицам, а верующие, присутствующие в храме, окроплялись ею.

Разделение мощей

По учению церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и целые мощи. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии . Практика отделения от мощей частиц была уже развитой к V веку .

Иоанн Златоуст так писал о разделении мощей на части:

Частица мощей святой Пусинны

Тем не менее, разделение мощей привело к появлению большого числа фальсифицированных реликвий. Например, десницу Иоанна Крестителя показывают сразу в Черногории , Турции и коптском монастыре святого Макария.

В западной церкви восточный обычай разделения мощей не был распространён до VIII века . Причиной его внедрения в церковную жизнь стало ограждение мощей от разграбления варварами. Так в Риме впервые гробы с мощами мучеников были открыты и мощи внесены внутрь городских стен в 537 году при осаде города Витигесом .

Стоит отметить, что с обычаем разделения мощей были согласны не все священнослужители: после смерти св. Франциска Ассизского его ближайшие последователи и друзья францисканцы похоронили его в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи , замуровав вход, чтобы воспрепятствовать разделению тела своего друга и распространению его останков по Европе. Эта крипта была обнаружена только 400 лет спустя, в 1818 году .

Критика почитания мощей

Почитание мощей среди христиан отрицается протестантами , толстовцами , а также исчезнувшей сектой богомилов .

В Россию значительное число мощей было привезено греческим духовенством в XVII в. В их числе были и подделки . В Русской церкви факт тленности мощей был использован как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской в 1677 году : при осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны тлению. Однако несмотря на это её почитание как святой было восстановлено в 1909 году .

Существует точка зрения (свойственная, в частности, сторонникам материализма), что сведения о чудесах, совершенных мощами, которые могли быть ложными, или какие-либо сообщения об исцелениях и т. п., следует рассматривать в том же русле критики, что и всю концепцию религиозного культа.

Вскрытие мощей в России

Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий (при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого). Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих, изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно (например, 29 марта 1922 года из Донского монастыря была разобрана и изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского ). Мощи, как артефакты , затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизма или местных краеведческих музеев. А мощи святителя Иоасафа Белгородского , изъятые в 1921 году , были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава, для ознакомления населения с феноменом тела, прекрасно сохранившегося с середины XVIII века , что объясняется действием климатических условий места его погребения. Только в период 1919-1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтожены или серьёзно пострадали.

Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:

Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова , который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты. Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке. К примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи, считающегося былинным Ильей Муромцем . Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост для Средневековья выше среднего. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность.

См. также

  • Почитание и канонизация преподобного Серафима Саровского

Сноски и источники

  1. Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
  2. Преподобный Иустин (Попович) . Святые мощи . // Портал Слово
  3. Мощи // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
  4. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
  5. Братья Стругацкие .
  6. Огарков В. В. Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность
  7. По отношению к останкам святых в богослужебных текстах слово мощи используется и без эпитетов честные или святые .
  8. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук . - СПб., 1836. - Т. IV. - С. 156
  9. Толстой Л. Н. Исследование догматического богословия (глава 17) // Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 23, произведения 1879-1884. - С. 60-303 .
  10. Голубинский Е. Е. Богословский вестник , 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 74
  11. Голубинский Е. Е. . - М., 1903. - С. 35
  12. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви . М., 1903. - С. 297-298
  13. Собрание русских летописей. - Т. VI. - С. 195
  14. Лисовой Н. Н. Мощи - от слова «мощь» // Нескучный сад, 30.10.2006. - №6 (23)
  15. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97
  16. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 95
  17. Илья Басин И. Миф мощей преподобного Серафима Саровского // Богословие. Культура. Образование. - М., 1997. - Т. 2. - Вып. 3. - С. 385
  18. Протоиерей Пётр Иванов (д.и.н. , в.н.с. )К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского // Московские епархиальные ведомости, 2003. - № 4-5
  19. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей . - Киев, 1913. - С. 272
  20. Мощи // В. М. Живов . Святость. Краткий словарь агиографических терминов
  21. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97-98
  22. Th. Ruinarti, monachi benedictini, Acta sanctorum sincera, 1, 48
  23. Житие святого Вонифатия
  24. Петренко В. И. Богословие икон. Протестантская точка зрения . - С-Пб., 2000. - C. 46 .
  25. Святоотеческая хрестоматия / Сост. протоиерей Николай Благоразумов. - М., 2001. - С. 58 .

В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей начала XX века умер 90 лет назад. Причем, по преданию, перед смертью завещал ученикам "навестить его могилу через 75 лет". После этого он погрузился в медитацию и умер, "уйдя в нирвану". Ламу похоронили в кедровом кубе в позе лотоса. И обнаружили абсолютно сохранным, вскрыв захоронение много лет спустя. В 2008 году его торжественно перенесли в храм Иволгинского дацана в Бурятии. С тех пор несколько раз в год все желающие могут поклониться нетленному телу своего духовного учителя.

У православных христиан и католиков тоже есть святые, тела которых годами, а то и столетиями не подвергаются разложению.
Когда в 1995 году президент Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь, его удивило отсутствие запаха тления в пещерах, где захоронены монахи. Говорят, он даже шепотом спросил архимандрита: "Откройте секрет — чем вы их мажете?"

Не все то свято, что нетленно

"У святого человека могут быть нетленные мощи. Это служит дополнительным стимулом к народному почитанию, уважению. Но нетленность тела — недостаточное условие для того, чтобы человека стала почитать православная церковь. Есть огромное количество свидетельств, не связанных со святостью, о телах, не разложившихся по физическим или каким-то таинственным причинам. Однако основной импульс к прославлению человека в лике святых — это, прежде всего, народное почитание", — подчеркивает ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" в сети "Елицы" иеромонах Макарий (Маркиш).

По его словам, из-за неправильного толкования нетленности останков на протяжении истории возникало много недоразумений. Так, в связи с народным почитанием преподобного Серафима Саровского в XIX веке была назначена комиссия для исследования возможности его канонизации. Однако при вскрытии захоронения обнаружилось, что его тело подверглось тлению. "Пошли разговоры, мол, раз тело истлело, то он не святой. Конечно, так думали безграмотные люди, но предубеждение закрепилось. И только личное участие императора Николая II помогло тому, что прославление Серафима Саровского в лике святых все же состоялось", — отмечает иеромонах Макарий.

Личность важнее тела

Пожалуй, самый известный христианский святой, мощи которого почитают во всем христианском мире, — Николай Чудотворец, умерший в IV веке. Однако увидеть их — в отличие от тела хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова — сегодня невозможно: они практически замурованы в крипте базилики Святого Николая в итальянском городе Бари.

А вот нетленные мощи его современника Спиридона Тримифунтского, хранящиеся на острове Керкира в Греции, открыты для паломников. Святой Спиридон, живший на Кипре, прославился своими добрыми делами: он кормил, одевал, давал приют бездомным и странникам. Умер святитель в преклонном возрасте во время молитвы.

"Важно понимать, что в христианстве есть понятие почитания именно личностей святых, а не предметов, не мощей. Останки служат лишь материальными носителями, представителями этих людей", — подчеркивает представитель Русской православной церкви.

Епископ Нектарий Эгинский, один из самых почитаемых греческих святых, умер в начале XX века, рассказывает отец Макарий. Его останки более 20 лет оставались сохранными, а потом очень быстро истлели в прах. Еще один известный святой XX века — Иоанн (Максимович), святитель Шанхайский и Сан-Францисский, умер в 1966 году. А в начале 90-х комиссия по его канонизации, вскрыв гробницу, документально засвидетельствовала нетленность его останков.

Чудо или химия?

В католической церкви нетленные мощи святых не редкость. Для католиков, как и для православных, нетленность тела символизирует победу жизни над смертью, но не является достаточным для канонизации признаком.

"Но существуют и некоторые недоразумения. На Западе есть довольно древняя традиция — делать восковые маски святых. Бывает, что тела истлели, но их заключили в восковую фигуру. Люди думают, что перед ними нетленные останки, но это не так. Таким образом, людей вводят в заблуждение из лучших побуждений", — предостерегает директор информационной службы католической епархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

По его словам, есть несколько католических святых, тела которых действительно не подверглись разложению. Например, святая Бернадетта Субиру, умершая в 1879 году в возрасте 35 лет. Католическая церковь признала подлинными уверения женщины, что ей являлась Дева Мария. За 11 лет до смерти Бернадетта поступила в монастырь сестер милосердия в Невере, ухаживала за больными и занималась рукоделием. Там сейчас и хранятся нетленные останки святой.

А святая Екатерина Лабуре, скончавшаяся в 1876 году, с детства мечтала уйти в монастырь. В 1830 году она поступила в обитель женской монашеской конгрегации "Дочери милосердия" и посвятила жизнь заботе о стариках. Сегодня ее нетленное тело покоится в Париже.

Однако священник Кирилл Горбунов заметил, что нетленными мощами могут считаться лишь тела, которые не подвергались бальзамированию после смерти. Хотя тело папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году, было забальзамировано для сохранности на время прощания, а сегодня все равно почитается как нетленные мощи. Впрочем, действие использовавшихся при бальзамировании препаратов давно закончилось, а покоящийся в ватиканском соборе святого Петра понтифик и сегодня кажется просто спящим.

Мо́щи (лат. reliquiae) - останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания в Православной и Католической церквях.

Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мертвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, в надежде на грядущее воскрешение верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание и сохранить в целости тела единоверцев, а места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение.

В конце III - начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам. Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор (393-419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей» и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических» должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания».

Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум, миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона, почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.

Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка, хранящиеся в Венеции, были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.

Поклонение мощам

В работе профессора МДА И.В. Попова «О почитании святых мощей», опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» (№1, 1997 г.) приводятся три причины, по которым православные должны почитать святые мощи.

Итак, по мнению профессора «останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам». Правда, в этом отношении, житии некоторых святых не всегда являются хорошим примером. Скажем, жизнь св. Александра Невского вовсе не кажется слишком уж праведной и достойной подражания. То же самое можно сказать и о ряде других «святых»: преподобный Иосиф Волоцкий, например, призывал в свое время к жесточайшим казням еретиков, которые отошли от «истинно правильного» учения православной веры.

Во-вторых, как пишет И.В. Попов: «Наряду с нравственно-назидательным почитанием мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое». Также он утверждает, что мощи святых являются «залогом» участия «небожителей» в молитвах, поскольку «в молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей» (со ссылкой на слова одного из отцов церкви Оригена). Таким образом, именно поэтому «древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию (Причастие) на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства». А, когда гонения на христиан чудесным образом ослабевали, верующие поскорее стремились воздвигнуть на месте погребения праведника усыпальницу. По правилам VII Вселенского собора (787 год) строить церкви без «полагания мощей» было запрещено. Нарушителей же предписывалось отлучать от церкви. Правило это неизменно соблюдается в православных храмах, кстати, и по сей день. Частицы мощей зашивают в специальный шелковый или льняной плат, покрывающий престол.

В-третьих, согласно богословской интерпретации необходимости поклонения мощам, еще одним основанием «служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил».

Святые отцы о мощах

Антоний Новгородец: «...Есть монастырь святого пророка Илии и в нем церковь, и в ней мощей святых множество, и на праздник по всей церкви поставляют столы и на них возлагают мощи святых».

Кирилл Иерусалимский: «Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников, когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям».

Иоанн Златоуст: «Бог для того и даровал нам останки святых, дабы руководить нас к подобной ревности, дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отовсюду нас окружающих».

Святой Иоанн Дамаскин: «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное... Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою».

Ефрем Сирин: «Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса».

Исидор Пелусиот: «Если тебе неприятно, что мы почитаем прах тел мученических, спроси тех, которые от них прияли здравие, и познай, сколько болезней они уврачевали».

Иоанн Златоуст: «Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отвсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда».

Иоанн Златоуст: «Тела святых ограждают город лучше всякой твердыни и, подобно высоким скалам, зримым отовсюду, не только отражают нападения видимых врагов, но и все козни и наветы демонов разрушают столь же легко, как сильный муж разрушает забавы детей. Подлинно все человеческие средства, употребляемые для охранения жителей, как то: стены, рвы, оружия, война и прочее, враг может преодолеть другими, еще сильнейшими средствами. Но если город защищен телами святых, то, сколько бы ни ухитрялись неприятели, не могут противопоставить им ничего равносильного».

Иоанн Златоуст: «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища, и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Наглядные примеры

Голова Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), отсечённая по приказу Ирода Антипы из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Одна из наиболее почитаемых святынь христианского мира. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Праздник отмечается 29 августа (11 сентября). В честь обретения этой части мощей установлены православные праздники обретения головы Иоанна Предтечи. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 24 февраля (8 марта). 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение головы.




Родился Святитель Спиридон на острове Кипр в деревне Аския. Как свидетельствуют жития, с детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду - в кротости, Иакову - в сердечной доброте, Аврааму - в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники - пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого (324-337) и его сына Констанция (337-361), святой Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. В его лице паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

По церковному преданию, святитель Спиридон совершил множество чудес. Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй». Святитель исцелил тяжёлобольного императора Констанция; оживил свою умершую дочь Ирину для того, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение одной знатной дамой, после чего душа Ирины снова покинула тело.

В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году - на остров Корфу в Ионическом море (греч. название острова - Керкира). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени. Десная (правая) рука некоторое время находилась в Риме. В 1984 году десница была возвращена из Рима на Корфу и в настоящее время хранится в серебряном ковчежце вместе с остальными мощами. Нетленные мощи дважды в день открывают для обозрения верующим. Существует поверие, что святитель Спиридон ходит по миру и помогает людям, при этом его башмачки «изнашиваются». Раз в год мощи переобувают, а башмачки дарят. Один из башмачков принесен в дар московскому Даниловому монастырю. Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.


Крестный ход с мощами святого Спиридона Тримифунтского (г. Керкира, о. Корфу)

В дни праздников мощи Святителя вынимают из серебряной раки и полагают в иной саркофаг, где они стоят вертикально, а когда вновь возвращают в раку, они принимают прежнее положение. Саркофаг с мощами Святого на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство всех чинов, хор, военные духовые оркестры, свещеносцы в парадных одеяниях, с толстыми свечами диаметром более 15 сантиметров. Их несут в специальных портупеях, перекинутых через плечо. Над городом плывет колокольный звон, звучат марши духовых оркестров, церковные песнопения. По обеим сторонам улицы стоит плотными рядами народ. На пути следования бывают остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя Спиридона в ковчеге пронесли над ними.




Родилась Екатерина в Александрии в 287 году. Приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века за неделание отказаться от христианства.

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название - монастырь Святой Екатерины.

В алтаре монастырского кафоликона, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

В Германии хранятся две частицы мощей великомученицы Екатерины: в церковном музее г. Фульда (часовня 14 святых помощников) и в Немецком музее холодного оружия г. Золинген (Грефрат). В Золингене рядом с частицей мощей помещена колба с миром от этой частицы мощей.



Родом из Марселя (по другой версии - из Добруджи), он прибыл в Палестину и в Вифлеемском монастыре принял монашество. С 390 около десяти лет провёл в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Около 400 прибыл в Константинополь и святителем Иоанном Златоустом был посвящён в диаконы. В 405 отправлен Константинопольской Церковью в Рим искать защиты для святителя Иоанна Златоуста. Затем поселился в Марселе. Был рукоположён во пресвитера. Основал в Марселе два монастыря - мужской и женский, по типу египетских монастырей.


Григорий Нисский (греч. Γρηγόριος Νύσσης, лат. Gregorius Nyssenus; ок. 335 - после 394) - богослов, епископ Ниссы и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Сестрой Григория была преподобная Макрина. Григорий Нисский почитается Православной церковью в лике святителей (память 10 января по юлианскому календарю) и Римской католической церковью (память 9 марта). Последним известием о жизни Григория было его участие в Константинопольском соборе (394 г.). Откуда взялась челюсть святого – загадка.


Святой Вацлав (907 – 935 или 936) – чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными (под именем Вячеслава), патрон Чехии. Правил с 924 по 935 или 936 г. Сын князя Вратислава и язычницы Драгомиры. В 13 лет оставшись без отца, Вацлав был воспитан своей бабушкой (матерью отца), св. Людмилой, в христианской вере. Из святых мощей сохранился череп князя, который до сих является особо популярной реликвией не только в Чехии.




Пришел в монастырь при игумене Пимене (1132-1141) уже немолодым человеком. Вместе с прп. Никодимом 30 лет исполняли свое послушание - пекли просфоры, сопровождая свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов. Еще при жизни преподобный Спиридон был прославляем от Бога чудесами. Известен случай, когда он потушил мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой. Мощи его находятся в Антониевой пещере.


Екатерина Болонская (1413-1463) – в 13 лет стала членом общины женщин-терциарок ордена св. Франциска в Ферраре. Ей поручили работать в пекарне, спустя годы ей поручили сперва руководить духовной жизнью послушниц, а затем и организацией нового монастыря с особо суровым уставом в Болонье. Прославилась среди монахинь многочисленными видениями (особенно одним, когда в Рождество ей явилась богородица и положила на руки спеленутого младенца). В часовне монастыря по сей день хранятся ее нетленные останки (тело в богатом облачении было не положено в гроб, а посажено в кресло и помещено в стеклянный саркофаг). Признана святой в 1492 г.


Родился Александр Свирский в приладожском селе Мандеры (Сермакса), на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в семье крестьян Стефана и Вассы, которые впоследствии также приняли монашеский постриг. Согласно житию, мать долго молила Бога о рождении ребёнка и родила сына после многих лет бесплодия.

В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.

Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вёл суровую жизнь.


Св. Винсент де Поль (1581-1660) родился в бедной крестьянской семье в одном из самых нищих регионов Франции. Занимался миссионерской подготовкой молодых священников, а также улучшением образования клира. Скончался в 1660 г. в Париже. Тело Винсента было обнаружено спустя 50 лет после его смерти «нетленным». В Париже хранится и «нетленное» сердце де Поля. Папа Бенедикт XIII провозгласил Винсента блаженным 13 августа 1729 г., а Климент XII канонизировал его 16 июня 1737 г.


Есть на острове Кефалон монастырь, называемый Новым Иерусалимом. Основан он был святым Герасимом Кефалонийским. Собственно, главной достопримечательностью монастыря и являются мощи его основателя, найденые, по преданию, в 1581 г. нетленными. Уже с детских лет жителей острова учат с особым почтением относиться к высохшей мумии с золотым крестом на шее, именуемой святым Герасимом…

Один раз в год, в день памяти святого Герасима, его мощи переносят из малой церкви в собор, где ставят вертикально во весь рост. Любой желающий может подойти к высокому стеклянному гробу, просунуть голову в небольшое отверстие и поцеловать «нетленные останки».

Процессия с мощами святого Герасима (документальная съёмка 1961 года)


Мария Бернарда, или как её называли, Бернадетта, была старшей из пяти детей семьи, выживших в детстве. Её отец был мельником, а мать прачкой. Семья была чрезвычайно бедной, девочка не получила никакого образования, в 12 лет она начала работать служанкой. 11 февраля 1858 года Бернадетта собирала дрова и кости для старьёвщицы неподалёку от Лурда, когда вдруг заметила, что находящийся рядом грот озарён светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещённом гроте Бернадетта увидела, как она говорила впоследствии «что-то белое, похожее на барышню».

В последующие несколько месяцев вплоть до 16 июля Бернадетта ещё 17 раз лицезрела видение в гроте. Во время одиннадцати явлений являвшаяся Бернадетте фигура не говорила ничего, потом она, по словам Бернадетты, призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на месте явлений часовню. В ответ на настойчивые просьбы девочки назвать своё имя «барышня», как её называла Бернадетта, ответила «Я - Непорочное Зачатие». Ответ привёл в недоумение местного священника, поскольку, как он полагал, неграмотная девочка с трудом знавшая даже основы веры, не могла знать о провозглашённом за четыре года до этого папой Пием IX Догмате о Непорочном зачатии Девы Марии.

По велению явившегося образа Бернадетта на глазах свидетелей ела траву и пила грязную воду в углу грота, как символ покаяния за обращение грешников. В углу грота впоследствии открылся мощный родник с чистой водой, который почитается в Католической церкви, как исцеляющий.

Тело святой Бернадетты эксгумировалось трижды. В первый раз это было сделано в 1909 году, останки найдены нетленными, что послужило дополнительным аргументом для канонизации. Второй раз тело было эксгумировано в 1919, а третий в 1925 году, после чего её мощи были помещены в реликварий в капелле св. Бернадетты в Невере.


Родился Григорий Декаполит в городе Иринополь (исаврийская область Декаполь) в бедной семье. Мать отличалась особым благочестием, брат избрал монашескую жизнь. Получив начальное образование, стал разнорабочим. Родители попытались принудить юношу к женитьбе, однако тот бежал из дома. 14 лет прожил в монастыре. Всю свою последующую жизнь он провел в странствиях: был в Константинополе, Риме, Коринфе. Затем вернулся в Фессалонику, в монастырь святого Мины, где прожил три года. Активно противостоял иконоборчеству. Незадолго до кончины попросил, чтобы его перенесли на гору Олимп, где он и скончался.



Епископ Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий или Кульчинский; 1680 или 1682, Черниговская губерния - 27 ноября 1731 под Иркутском) - епископ Православной Российской Церкви; с 15 января 1727 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него Иркутские епископы имели статус викариев Тобольской митрополии). Прославлен Российской Церковью в лике святых 1 декабря 1804 года





Родился около 1690 года в Малороссии. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710-1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов.

После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии (вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.

Тот привёз святого к себе на родину - в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп. Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой - Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.


Родился Силуан Афонский в семье крестьян Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Желал поступить в Киево-Печерскую Лавру, но родитель настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге. Приехал на Афон осенью 1892 года, где поступил в Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию, в 1911 - в схиму с именем Силуан. Послушания проходил на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике, в Экономии.


Архиепископ Иоанн (он же Михаил Борисович Максимович). Родился в 1896 г. в селе Адамовка Харьковской губернии. Епископ РПЦЗ, архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Скончался в Сиэтле 2 июля 1966 г. во время молитвы в своей келье. После его кончины многие верующие письменно подтвердили факты чудес, которые были совершены по молитве владыки Иоанна, в результате чего 2 июля 1994 г. был признан святым РПЦЗ. Останки архиепископа были выставлены для поклонения верующим.




Падре Пио, он же Франческо Форджионе, родился 25 мая 1887 года в простой крестьянской семье на юге Италии. В 1916 году он поселился в монастыре в Сан Джованни Ротондо, в котором прожил до самой своей смерти. Главным событием в его жизни стало создание в 1956 году большой больницы «Дома облегчения страдания». В 1968 году падре Пио скончался. Беатифицированный в 2002 году, Пио известен многими чудесами, которые он совершил при жизни, а также тем, что удостоился стигматов – ран на руках, которые напоминают раны распятого Иисуса.

Со дня его смерти прошло сорок лет, и, согласно установленной в таких случаях процедуре, святой должен быть эксгумирован, а его мощи – выставлены для поклонения верующим. Пий Петрельчинский, или падре Пио, один из самых почитаемых католических святых, был эксгумирован 3 марта. Эксгумация состоялась во время трехчасовой службы. Тело капуцинского монаха, умершего 40 лет назад в возрасте 81 года, было забальзамировано и с 24 апреля выставлено на всеобщее обозрение в прозрачном гробу. По заявлению церкви, тело святого, особенно руки, находится в хорошем состоянии.


Мироточивые главы - древняя и чтимая святыня лаврских пещер, о которой повествует Печерский Патерик: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром… Эти главы, вопреки естества источающие не простое миро, но исцеляющее, показывают святость и благодать, действующую в угодниках Божиих…».

В советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мироточить. Сотрудники атеистического музея обвинили «служителей культа» в фальсификации этого чуда. В 1988 году, когда монастырь был открыт, мироточение возобновилось.

Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: «Отец Наместник, виноват, не досмотрел!» - «Что такое?» - «Да, вот, - объясняет, - убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!» Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. «Пошли», - говорю. Захожу в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо - невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты - наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»




Иоанн-Хризостом Блашкевич, (в миру Василий Николаевич Блашкевич) (27 января 1915 года, Белый Тверская губерния - 3 октября 1981 года, Нидеральтайх, Германия) - выпускник Московского института иностранных языков (1936-1941), был сельским учителем в Смоленской области. Во время Второй мировой войны дезертировал, служил военным переводчиком у фашистов. В 1944 году в Польше принял католичество. В 1946 году поступил в монастырь бенедиктинцев Нидеральтайх, где в 1947 году принял монашеский постриг. В 1947-1951 годах получил философское и богословское образование в университете Пассау, в 1951 году - 1954 году учался в Руссикуме в Риме. В 1952 году рукоположен в сан диакона, в том же году в сан священника византийского обряда. Служил в Русском апостолате в Зарубежье, продолжающем традиции русского синодального обряда. С 1979 года - архимандрит.



Самое обсуждаемое
Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


top