Праведный иаков боровичский новгородский чудотворец. Мощи святых. В изложении святителя Димитрия Ростовского

Праведный иаков боровичский новгородский чудотворец. Мощи святых. В изложении святителя Димитрия Ростовского

Иаков Боровичский, праведный. Слово о его Святых Мощах

Особой святыней Иверской обители были мощи святого праведного Иакова Боровичского. Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития.

Явление мощей

Мощи святого праведного Иакова Боровичского явились при селении Боровичи во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда «настало время прославиться святому».

Было половодье. Шумела на Боровицких порогах Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга, льдины. И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь на встречу течению, уткнулась в берег, саженей на сто выше Свято-Духова монастыря. Густой туман поднимался от льдины, а когда он рассеялся, увидели жители темную, словно опаленную огнем, сосновую колоду. Это был открытый гроб с телом нетленного отрока.

Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит о том, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради и был убит громом. Нет сомнения, что предание это возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, а оттолкнули льдину прочь, на середину реки. Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и тогда ее снова вытолкнули на речную стремнину. И в третий раз вернулась льдина. На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.

– Отчего, будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам, христианина? – спросил он. – Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я – Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

Хотя смиренный и кроткий отрок, и не снискал при жизни славы у своих односельчан и был гоним по смерти ими, боровичане первыми явятся вскоре к нему с молитвами. Осознав увиденное в сонных явлениях, народ боровичский поспешил на берег Мсты, благоговейно изъял из воды колоду с мощами и устроил погребение в небольшой часовенке. Многие годы останки блаженного Иакова нетленно почивали под спудом, источая благодатные исцеления.

Открытие мощей

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, о чем жители Боровичей в 1544 году довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание в том, чтобы мощи сего нового Чудотворца, были освидетельствованы и открыты.

Владыка Новгородский назначил комиссию, состоявшую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора священника Василия, Софийского дьякона Патрикея. Комиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова, затем приступила к сбору сведений о его жизни через расспросы священников, старост, волостных людей. Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, комиссия проверила шесть случаев чудесных исцелений, незадолго до того совершившихся. Комиссия составила особый акт, который был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию, а затем митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию. Грамотою 1545 года он предписал открыть мощи св. Иакова Праведного Боровичского чудотворца, ежегодно праздновать память его в 23-й день месяца октября, вместе с памятью апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий.

23 октября 1545 года было совершено торжественное открытие нетленных мощей Иакова Боровичского и перенесение их в Свято-Духовский храм с переложением в новую раку. На том месте, куда прибыли мощи св. Иакова, вскоре открылся целебный источник и устроена была деревянная церковь.

Перенесение святых мощей Иакова Праведного

Но как бы в наказание за неверие и малодушие боровичских жителей, оказанное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие Драгоценное сокровище навсегда оставалось с ними. Святейший патриарх Никон, узнал о чудесах, свершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, но, получив сведения о том, что они находятся в Боровичах в большом небрежении пожелал перенести св. мощи в новосозидавшуюся тогда Иверскую обитель . Перенесение это совершилось в феврале 1654 года.

Накануне переложения мощей в новую серебряную раку, патриарху Никону было сонное видение, о котором он и рассказал прибывшим вместе с ним в Иверский монастырь духовным лицам: «Увидел я великий свет на том месте, где строится обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущаго некия рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, 26 февраля 1654 года, в третью субботу Великого поста, после литургии и молебна приступили к переложению мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную. Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки угодника Божия благословляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки праведного Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне. Бывшие же при этом митрополит и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки праведного Иакова своими руками слагаешь на святые перси его». Обрядив честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и покрыли драгоценными покровами, воздав им достойное поклонение.

В первой половине XIX века графиня А. Орлова-Чесменская принесла в дар Иверскому монастырю серебряную крышу для раки Иакова Боровичского. Размеры крыши XIX века соответствовали размерам раки изготовленной по заказу патриарха Никона в XVII веке и составляли 43 х 16 вершков (189,2 х 70,4 сантиметров).

21 мая 1858 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а старинная была использована на изготовление риз для икон. Но крыша раки, подаренная А. Орловой-Чесменской, была сохранена и в 1918–1930 годах экспонировалась в Никоновском музее, устроенном в Иверском монастыре.

В 1858 году перед новой ракой была зажжена неугасимая серебряная лампада с елеем в дар святому Иакову от жителей Валдая.

Новая серебряная чеканная рака, как и прежняя, находилась в Успенском соборе, Иверского монастыря , за левым клиросом, между двумя столбами под резным позолоченном балдахином, на возвышении. В ней почивают открытыми мощи праведного Иакова Боровичского . На верхней части раки рельефно изображен лежащий святой Иаков. С боков представлены рельефно: собрание народа, смотрящего на явление святых мощей на льдине в водах бурной реки Мсты и перенесение св. мощей в Боровичскую церковь Святаго Духа. В ногах, изображение явления Иакова старейшим боровичским поселянам. В голове изображен древний тропарь святому: «Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление притекающим к тебе, премудре Иакове: темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, веселяще вкупе души и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость! Слава Венчавшему тя! Слава Действующему тобою всем исцеления!»

На нижнем карнизе раки находилась следующая надпись: «В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородскаго и Санкт-Петербургского устроися сия рака для честных мощей святого праведного Иакова Боровичскаго, нетленно почивающих в Валдайском Иверском монастыре, при настоятеле архимандрите Лаврентии и при наместнике отце Димитрии с братиею, усердием доброхотных жертвователей в 1858 году устроена Санкт-Петербуржским мастером Федором Андреевым Верховцевым. 84 пробы весу серебра 149 фунтов 5 золотников».

Иаков Боровичский - святой покровитель Боровичей August 4th, 2014

У Боровичей есть свой небесный покровитель - святой Иаков Боровичский. По мнению историка и краеведа Андрея Петровича Полевикова, Яков один из самых таинственных святых на Руси.
Особый интерес представляет предание об обретении мощей святого Якова.

Предание дошло до нас в виде рукописи XVI века, сохранившейся в Троице-Сергиевой Лавре. 11 апреля 1452 года, в праздник Пасхи, селяне увидели плывущую против течения реки Мсты льдину, от которой валил густой пар. Льдина пристала к берегу, вблизи от Свято-Духова монастыря. На льдине люди увидели лежащее в гробу тело юноши.


Испугавшись, селяне оттолкнули льдину шестами, однако она снова пристала к берегу в том же месте. И так повторялось трижды: люди отталкивали льдину с лежащим телом, надеясь, что река унесет вниз льдину со своей скорбной ношей, но тело отрока каждый раз возвращалось к людям.

Наконец, в одну из ночей, сразу нескольким знатным селянам явился во сне отрок, сказавший им следующее: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти».

Тело отрока Якова, явившего свое имя во сне, было торжественно погребено на берегу в деревянном срубе, имевшем вид часовни. На месте погребения благочестивого юноши начались чудесные исцеления: к могиле потянулись паломники. В царствование Иоанна IV Грозного боровичский чудотворец был причислен к лику святых.

При изъятии гроба (патриарх Никон решил перенести мощи святого в Иверский монастырь) из земли забил родник. В настоящее время на месте погребения Якова Боровичского находится небольшая каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Умиление».

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Нам совершенно неизвестны ни место рождения сего блаженного и праведного Иакова, ни имена его родителей 1 , - все сие скрыто от нас Божиим изволением, чтобы мы знали, что Божии святые ищут не земного, но небесного отечества, не земным своим родом хвалятся, но возвышаются своим сопребыванием с небесными ликами, - не телесным, но духовным своим Отцом, Вездесущим Богом, величаются. Мы знаем, что сей досточудный чудотворец, хотя и имел плотское рождение, но жизнь вел духовную, пламенея сердцем своим к Богу и усердно работая Господу; хотя и он был в вещественном теле, однако своим невещественным умом беседовал и вместе жил со святыми ангелами; телом он обитал на земле, но умом своим, просвещенным Боговедением, он предстоял Богу, живущему на небесах; во всем постоянно он являл себя верным рабом Божиим, показывая пример терпения, смиренно перенося нужды, труды, непрестанно подвизаясь в бдении и посте. Когда окончилось странствование блаженного в сей временной, исполненной скорбей, жизни, его праведная душа, украшенная, как невеста, добродетелями, введена была ангелами Божиими в чертог Спасов, а честное тело его по христианскому обряду было положено в раку.

В области великого Новгорода протекает река Мста 2 , на которой находилось тогда селение Боровичи 3 . Когда настало время прославиться святому, рака, в которой почивали мощи сего угодника, плывя, повелением Божиим, на льдине против течения вышеназванной реки - это было во вторник светлой недели - пристала около бурного и шумного порога Боровицкого 4 к берегу недалеко от селения Боровичей. Жители этого селения, усомнившись, не приняли святых мощей великого угодника Божия, и крючьями, прикрепленными к веревкам, оттащили на середину реки. Но чудотворные мощи не оставили людей, оставивших их: снова они возвращаются к ним и снова пристают к тому самому месту, откуда их оттолкнули; но и тогда живущие там люди не могли заметить дивного чуда, что рака с мощами плыла против течения: они вторично ее отгоняют, и снова лишают себя Богоданного сокровища, отведя мощи обратно; не по злобе они то делали, но по невежеству, так как были грубы и непросвещены учением, поэтому и поступок этот был им прощен. Святые мощи в третий раз приплыли к берегу в том же самом месте. Тогда сам блаженный чудотворец явился во сне честным и благоговейным мужам и сказал:

Зачем вы, верные служители Христовы, не принимаете меня? ведь я такой же христианин, как и вы; подобно вам, и я благочестно веровал во Христа во время моей земной жизни. Если вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я - Иаков, получивший имя сие в честь Иакова, брата Господня.

Мужи сии, пробудившись от сна, почувствовали в сердце своем необычайную радость от слов святого и рассказали всем о видении. И вот все жители того селения поспешно отправились на то место, откуда они дерзновенно оттолкнули святые мощи праведного Иакова и старались увидеть их; найдя их, они возвеселились, благоговейно вынесли их из воды, с честью положили на берегу в той же самой раке, а кругом обнесли деревянным срубом.

Преблагой Бог, прославляя Своего угодника, даровал святым мощам его силу творить дивные чудеса и исцелять различные недуги; видя сие, люди воздавали великое благодарение Всемилостивому Богу, Который ниспослал им такого безмездного врача; прославляли и преподобного чудотворца, исцеляющего всякую болезнь. Желая положить мощи его на более лучшем месте, они отправились к архиепископу великого Новгорода, преосвященному Феодосию, и с умилением рассказали ему о всех чудесах, бывших от раки преподобного; Феодосий в послании к первопрестольному архиерею всей России, митрополиту Макарию, описал все чудеса, о которых он слышал; получив от него в скором времени доброе наставление, Феодосий со тщанием стал расспрашивать о чудесах святого у лиц, которые получили исцеления от своих недугов. Убедившись, что все, сообщенное ему, было действительно истинно и неложно, архиепископ Феодосий послал Константина, игумена монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вместе с священниками и диаконами в Боровицкое селение. Отсюда честные и чудотворные мощи святого праведного Иакова были с честью перенесены в новую церковь Сошествия Святого и Животворящего Духа; здесь они и были положены у южных врат церковных в 23 день месяца октября 1545-го года. В сей день и положено было праздновать ежегодно память сего блаженного чудотворца, во славу во Святых прославляемому Христу Богу во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Божественною благодатию просветився, / и по смерти даруеши исцеление / притекающим к тебе, премудре Иакове: / темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, / веселяще вкупе души и телеса. / Тем вси вопием: / слава Давшему ти крепость! / Слава Венчавшему тя! / Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак, глас 8:

Верою и любовию твое честное пренесение празднующих, блаженне, сохрани и соблюди от свякия злобы, и соблазна змиина: имаши бо дерзновение ко владыце всех Христу Богу. Егоже моли спасти императора православнаго, и люди молящыя тя, да вси вопием ти: радуйся отче Иакове, всея российския земли удобрение.

________________________________________________________________________

1 Есть известия только о том, что блаженный Иаков был простой, но усердный делу, судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же - убитый громом, около 1540 г.

2 Мста - река, вытекает из озера Мстина, в Тверской губ.; впадает в озеро Ильмень, в Новгородской губ.; длина ее 412 верст.

3 В 1770 году село Боровичи переименовано в город.

4 Порогами называется группа скал, преграждающих течение реки и образующих ряд невысоких водопадов или водоворотов.

IV. О чудесах от св. мощей Иакова Праведного 16.
Самое явление честных мощей его, при бреге Мстинском в Боровичах, есть уже подлинное чудо. Обстоятельства, сопровождавшие сие явление, поистине изумительны. Нетленные мощи, возлежа в открытой колоде, без всякого укрепления, в целости приплыли на скользкой льдине к Боровичскому берегу, вверх по реке, против сильного напора весенних вод и быстрины порогов; колода была охвачена точно небесным огнем и как будто дымилась 18, неразумные усилия Боровичан, троекратно отталкивавших честное тело верного раба Христова оказались тщетны. Все это, вместе взятое, в связи с таинственным видением во сне и с нетлением св. мощей, в выс­шей степени знаменательно, сверхъестественно, чу­десно.
За все время, от явления мощей Иакова Праведного в 1452 г. и до открытия их в 1545 г., сохранились точные, хотя самые краткие, сведения только о следующих шести чудесных исцелениях, которые совершились на месте погребения нетленных останков угодника Божия, и ко­торые проверены нарочитою следственною коммиссиею и записаны ее в своем акте: 1) Накануне освящения новой Свято-Духовской церкви в Боровичском монастыре получила исцеление боярыня Ульяна, жена Рудного-Талызина, страдавшая семь лет ужасною головною болезнию, вследствие которой из ушей у нее постоянно шел гной, а лице и глаза постоянно пухли. 2) В самый день освящения монастырской цер­кви получила исцеление дочь крестьянина Тимохи Жданского с деревни Подола, девица Василиса, совершенно не видевшая правым глазом.
3) Вышеупомянутаго Рудного дворовый человек Иосиф Каратаев Гришица исцелился от падучей болезни.

4) Боровичская обывательница Анна Борисова, жена Горбатова исцелилась от глазной болезни, которою страдала три года.
5) Боровичская обывательница Ирина Вершина исцелилась от беснования. 6) Некая Домна Гаврилова, жена Моисеева, страдавшая тем же недугом беснования в течение двух лет, тоже совершенно исцелилась.
За время с открытия св. мощей в 1545 г. и до перенесения их из Боровичей в Валдай в 1654 г. достоверно известны также шесть чудес­ных исцелений. Они суть следующие:

1) Одна благочестивая женщина, именем Дария, долгое время страдала тяжкой головной болезнию и от оной совершенно лишилась зрения; но с верою притекши к честной раке чудотворных мощей угодника Божия Иакова и воздавши им должное поклонение, немедленно получила исцеление от своей головной болезни и от слепоты и возвратилась домой уже совершенно здоровою, славя Бога и Его Великого чудотворца, Иакова Праведного.
2) Подобным же образом получила исцеление мощей сего угодника Божия одна девица, по имени Иустина, долго страдавшая слепотою левого своего глаза. 3) Одна женщина, по имени Мария получила, молитве при мощах св. Иакова, исцеление от глазной болезни, которою сильно страдала. 4) Одна женщина, по имени Евфимия, совершенно слепая, стала ясно видеть, также после усердной молитвы пред ракою св. мощей. 5) Некогда пришла к мощам Иакова Праведного одна женщина, с давнего времени страдавшая кровотечением, и лишь только, сотворивши троекратное поклонение, коснулась честной раки св. угодника, течение крови ее немедленно остановилось, и она, благоговейно облобызав нетленные мощи, здравою отошла в дом свой 19. 6) Один священник три года страдал головными болями, до того сильными, что на одно ухо оглох. Не задолго до перенесения св. мощей Иакова Праведного в Иверский монастырь, этот священник изнемогая от своей болезни, случайно заснул, вдруг видит во сне, что к нему кто-то подошел и, называя себя Иаковом Боровичским, спрашивает о болезни, священник рассказал свою болезнь; тогда сей самый Иаков прикоснув­шись к голове больного, ткнул пальцем в ухо и, сказав, что оно скоро уже отходит отсюда, сделался невидим. Проснувшись, священник, действительно, никакой боли в голове не ощущал и, дотронувшись до уха, в которое ткнул пальцем явившийся, заметил, что из него вышло очень много гною. А вслед за сим совершилось и самое отшествие (перенесение) из Боровичей угодника Божия.
Наконец, одно чудесное исцеление соверши­лось уже во время перенесения святых мощей угодника Божия в Иверский монастырь. «После того, как преосвященный митрополит Макарий встретил нетленные мощи св. Иакова в селе Едрове, – повествует патриарх Никон, – и я, спустя три-четыре часа, прибыл в то же село. Когда остановились мы и пили часы по уставу, около седьмого часа дня пришла одна женщина с дочерию, девицею Мариею, объявляя, что эта дочь ее, шесть лет страдавшая слепотою, вне­запно прозрела, во время шествия мощей святого чудотворца. Я всячески испытывал исцеленную, показывая ей источники на своей мантии 20 и спрашивая ее о цвете их; но она, при всех моих испытаниях, отвечала удовлетворительно, совершенно ясно различая цветы источников. Тогда мы в радости душевной воздали хвалу Богу, творящему дивная чудеса во святых Своих». За всем тем, самое прибытие честных мо­щей в Иверский монастырь ознаменовано было некоторыми особенными, чудными явлениями. В ночь накануне прибытия, виден был необыкновенный свет над монастырем, в виде огненного столпа, ярко освещавший монастырскую окрестность на довольно значительное пространство. Подобный же свет виден был и в следующую затем ночь, уже по прибытии св. мощей на место, с тою впрочем разницею, что источником сего света был не один огненный столп, а четыре: един от них велик зело огнен, тии же три менши . Об этих чрезвычайных явлениях, как об особенных знамениях милости Божией, свидетельствует «немолчный проповедник чудес» и от угодника Божия, патриарх Никон, кото­рому, – как сказано выше, – самому в сонном видении, также в ночь по прибытии в Иверскую обитель, св. мощи Праведного Иакова явлены были среди дивного света 21.
Но этими немногими сказаниями о чудесах св. Иакова Праведного последние не исчерпываются совершенно. Нет сомнения, что от нетленных мощей сего св. угодника Божия, истекало множество и других чудесных знамений, особенно во времена, предшествовавшие открытию мощей и непосредственно за сим следовавшие. Так, в 1572 г., когда шла широкая молва о чудесах Иакова Праведного, Новгородский архиепископ Леонид, послал в Боровичи благочестивого иеромонаха Новгородского Розважского монастыря Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с Торговой стороны дьякона Семена и боярского сына Шестака, чтобы они, свидетельствовали мощи сего чудотворца, обстоятельно проверили рассказы о чудесах. Посланные исполнив поручение, донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова Боровичского, действительно, совершается очень много 22. Но с течением времени, если не все, то боль­шая часть таковых знамений и чудес, исчезли из памяти людей за простотою древних жите­лей Боровичских, не сумевших сохранить письменные сказания о них 23. Кроме того, некоторые чудесные знамения от св. мощей угодника Божия могли быть затаены, по малодушию, сомнению, недомыслию и другим сокровенным причинам, в душах тех, кого Господь, по благоизволению Своему, избрал в причастники струящейся от сего нетленного источника бла­годати.

Краткое житие праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

О про-ис-хож-де-нии бла-жен-но-го Иа-ко-ва, жиз-ни его и кон-чине его нет до-сто-вер-ных све-де-ний. По мест-но-му пре-да-нию, он в от-ро-че-стве при-нял на се-бя су-ро-вый по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди. По цер-ков-ным пес-но-пе-ни-ям, свя-той Иа-ков «от мла-ден-ства Бо-гу при-ле-пи-вся, То-го сто-пам по-сле-до-вал», по-бе-дил «плот-ския стра-сти воз-дер-жа-ни-ем», «бла-го-дать ду-хов-ную вос-при-ял», сво-им «же-сто-ким жи-ти-ем на зем-ли Ан-ге-лы уди-ви, де-мо-ны же устра-ши и че-ло-ве-ки про-све-ти» и «ныне на небе-сех пред-стоя всех Ца-рю Хри-сту».

Про-сла-вил Гос-подь свя-то-го по-движ-ни-ка по-сле кон-чи-ны. Однажды к се-ле-нию Бо-ро-ви-чи (в Нов-го-род-ской об-ла-сти) по ре-ке Мсте про-тив те-че-ния при-плы-ла боль-шая льди-на , на ко-то-рой сто-ял гроб (ду-бо-вая ко-ло-да) без крыш-ки, а в нем ле-жа-ло те-ло юно-ши. Бо-ясь от-вет-ствен-но-сти, кре-стьяне ше-ста-ми от-толк-ну-ли льди-ну к се-ре-дине ре-ки, но она воз-вра-ти-лась к бе-ре-гу. Так по-вто-ря-лось три-жды. Но-чью ста-рей-ши-нам се-ла явил-ся во сне юно-ша, ви-ден-ный ими на льдине, и ска-зал: «Я та-кой же хри-сти-а-нин, как и вы. Не го-ни-те ме-ня. Мое имя Иа-ков, я по-лу-чил имя в честь свя-то-го Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня».

Мо-щи свя-то-го от-ро-ка бы-ли сна-ча-ла по-ме-ще-ны в ча-совне, а в 1544 го-ду пе-ре-не-се-ны в Свя-то-ду-хов-ской храм. То-гда же бы-ло уста-нов-ле-но ему празд-но-ва-ние. Гос-подь, про-слав-ляя Сво-е-го угод-ни-ка, да-ро-вал мо-щам свя-то-го Иа-ко-ва це-ли-тель-ную си-лу. По-ли-е-лей-ное празд-но-ва-ние уста-нов-ле-но с 1572 го-да. В «Ико-но-пис-ном под-лин-ни-ке» о свя-том Иа-ко-ве ска-за-но: «По-до-би-ем млад, наг, пре-по-я-сан пла-том». В 1657 го-ду пат-ри-арх Ни-кон часть мо-щей свя-то-го пе-ре-вез на Вал-дай, в Ивер-скую оби-тель. Часть свя-тых мо-щей оста-лась в Ду-хо-вом Бо-ро-вич-ском мо-на-сты-ре (Нов-го-род-ской епар-хии), дру-гая хра-ни-лась в Ав-ра-ами-е-вом ски-те (быв-шей Фин-лянд-ской епар-хии). Па-мять пре-по-доб-но-го Иа-ко-ва со-вер-ша-ет-ся два ра-за в год: 22 мая/4 июня и в день пе-ре-не-се-ния чест-ных его мо-щей 23 ок-тяб-ря/5 но-яб-ря.

Полное житие праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

У мно-гих древ-них рус-ских го-ро-дов есть свой свя-той по-кро-ви-тель, имя ко-то-ро-го свя-за-но с чу-дес-ны-ми ис-це-ле-ни-я-ми и за-щи-той го-ро-да от вра-гов. По-кро-ви-те-лем города Бо-ро-ви-чи в Нов-го-род-ской об-ла-сти яв-ля-ет-ся св. прав. Иа-ков, Бо-ро-вич-ский чу-до-тво-рец.

Св. Иа-ков - об-ще-пра-во-слав-ный свя-той, 5 но-яб-ря, в празд-ник св. Иа-ко-ва, пра-во-слав-ные хри-сти-ане все-го ми-ра, воз-но-ся мо-лит-вы к это-му свя-то-му, ду-хов-но объ-еди-ня-ют-ся с ве-ру-ю-щи-ми на-ше-го го-ро-да.

Осо-бо по-кро-ви-тель-ству-ет св. Иа-ков Бо-ро-вич-ско-му краю и Ивер-ско-му Вал-дай-ско-му мо-на-сты-рю.

В ру-ко-пи-си XVI в., хра-ня-щей-ся в Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ре, из-ло-же-ны ска-за-ния об этом свя-том.

В 1452 г. 11 ап-ре-ля , во втор-ник по Па-схе, око-ло Свя-то-Ду-хо-ва мо-на-сты-ря про-изо-шло ве-ли-чай-шее со-бы-тие. Ве-сен-нее по-ло-во-дье; быст-ро-теч-ная ре-ка Мста шум-ным по-то-ком ка-ти-ла свои вол-ны через по-ро-ги; жи-ви-тель-ное теп-ло ве-сен-не-го солн-ца уни-что-жи-ло весь реч-ной лед. Неожи-дан-но по-яви-лась боль-шая льди-на, дви-гав-ша-я-ся про-тив стре-ми-тель-но-го те-че-ния ре-ки; гу-стой пар, как бы дым от пла-ме-ни, под-ни-мал-ся от нее. При-ста-ла она к пра-во-му бе-ре-гу, по-вы-ше мо-на-сты-ря са-же-ней на сто. Сви-де-те-ли се-го яв-ле-ния узре-ли на льдине до-воль-но по-тем-нев-шую и как буд-то опа-лен-ную ог-нем сос-но-вую ко-ло-ду, пред-став-ляв-шую со-бою ниж-нюю часть гро-ба без крыш-ки, а в ней ма-ло при-кры-тое те-ло неко-е-го от-ро-ка. Объ-ятые ужа-сом, непро-све-щен-ные и ма-ло-душ-ные бо-ро-ви-чане при-ня-ли при-плыв-шее те-ло за обык-но-вен-ный труп утоп-лен-ни-ка. Дабы из-бе-жать непри-ят-но-стей, уси-лен-но ста-ра-лись они осо-бо-го ро-да длин-ны-ми ше-ста-ми от-толк-нуть от бе-ре-га льди-ну с ее стран-ною но-шею. Од-на-ко льди-на не по-ви-но-ва-лась и сно-ва воз-вра-ти-лась к преж-не-му ме-сту. То-гда, об-мо-тав ко-ло-ду ве-рев-ка-ми, по-влек-ли ее вме-сте с льди-ной по те-че-нию ре-ки Мсты и та-ким об-ра-зом от-ве-ли вер-сты за две от мо-на-сты-ря. На рас-све-те сле-ду-ю-ще-го дня льди-на со сво-ею но-шею опять вер-ну-лась. По-вто-ри-лось это и в тре-тий раз.

На-ко-нец, Гос-подь вра-зу-мил нера-зум-ных. Некий от-рок явил-ся во сне несколь-ким бо-лее бла-го-на-ме-рен-ным ста-рей-ши-нам бо-ро-вич-ским и ска-зал им: «Из-за че-го вы, пра-во-слав-ные хри-сти-ане, неми-ло-сти-во го-ни-те от се-бя по-доб-но-го вам хри-сти-а-ни-на? Из-за че-го про-ти-ви-тесь Гос-по-ду, на-пра-вив-ше-му к вам те-ло мое? Уже-ли из-за неве-де-ния име-ни мо-е-го? Так знай-те, что я на-зы-ва-юсь Иа-ков; со-имен-ник св. Иа-ко-ву, бра-ту Гос-под-ню по пло-ти». Вос-пря-ну-ли от сна про-сто-душ-ные и бо-го-бо-яз-нен-ные ста-рей-ши-ны, по-ве-да-ли друг дру-гу о див-ном сно-ви-де-нии и уми-ли-лись в серд-це сво-ем. Слух об этом быст-ро рас-про-стра-нил-ся. И по-ня-ли то-гда жи-те-ли бо-ро-вич-ские нера-зум-ное от-но-ше-ние к яв-лен-ным через при-плы-тие мо-щам от-ро-ка Бо-жия. Мно-го горь-ких слез про-ли-ли при этом; дре-ко-лье, ко-то-рым от-тал-ки-ва-ли мо-щи, со-жгли. Ста-рей-ши-ны, со-про-вож-да-е-мые тол-пою, по-спе-ши-ли на бе-рег ре-ки Мсты с твер-дым на-ме-ре-ни-ем немед-лен-но снять с льди-ны чест-ные мо-щи для упо-ко-е-ния оных здесь же, на бе-ре-гу. Был устро-ен де-ре-вян-ный сруб, имев-ший по-верх зем-ли вид неболь-шой ча-сов-ни. В те-че-ние 93-х лет по-сле при-плы-тия и по-сле-до-вав-ше-го за-тем по-гре-бе-ния нетлен-ные остан-ки св. Иа-ко-ва, по-чив-шие под спу-дом, неослаб-но ис-то-ча-ли бла-го-дат-ные ис-це-ле-ния для всех, с ве-рою при-те-кав-ших к нему.

По-сле мно-гих зна-ме-ний и чу-дес, со-вер-шив-ших-ся при гро-бе Иа-ко-ва Пра-вед-но-го, жи-те-ли на-ше-го края в 1544 г. осо-бою че-ло-бит-ною от ду-хо-вен-ства и ми-рян до-ве-ли о сем до све-де-ния Нов-го-род-ско-го ар-хи-епи-ско-па Фе-о-до-сия, вы-ра-зив ис-крен-нее же-ла-ние и усерд-ную прось-бу, чтобы чест-ные мо-щи се-го но-во-го чу-до-твор-ца, яко мно-го-цен-ное и бо-го-дан-ное со-кро-ви-ще, бы-ли от-кры-ты. Это ве-ли-кое тор-же-ство со-вер-ши-лось в 1545 г. 23 ок-тяб-ря, в день па-мя-ти апо-сто-ла Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня. На са-мом же ме-сте за-хо-ро-не-ния мо-щей св. Иа-ко-ва вско-ре по-сле то-го от-крыл-ся це-леб-ный ис-точ-ник. А бла-го-че-сти-вые окрест-ные жи-те-ли, рев-нуя о сла-ве име-ни Гос-по-да, див-но-го во свя-тых сво-их, устро-и-ли тут неболь-шую де-ре-вян-ную цер-ковь во имя ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Уми-ле-ния».

В дни бла-го-че-сти-вей-ше-го го-су-да-ря, ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча, свя-тей-ший Ни-кон, ве-ли-кий пат-ри-арх всей Ру-си, зная о чу-де-сах, со-вер-шав-ших-ся при мо-щах св. Иа-ко-ва Пра-вед-но-го, и в то же вре-мя по-лу-чив све-де-ния, что св. мо-щи на-хо-дят-ся в боль-шом небре-же-нии от скуд-но-сти Свя-то-Ду-хо-ва, возы-мел на-ме-ре-ние пе-ре-не-сти св. мо-щи в со-здан-ную то-гда на од-ном из ост-ро-вов Вал-дай-ско-го озе-ра оби-тель Ивер-скую. Пе-ре-не-се-ние это со-вер-ши-лось в 1654 г. 23 фев-ра-ля.

Кем имен-но был в крат-ковре-мен-ном жи-тии сво-ем на зем-ле бла-го-уго-див-ший Гос-по-ду от-рок, св. Иа-ков Пра-вед-ный, име-ну-е-мый Бо-ро-вич-ским чу-до-твор-цем, кто бы-ли его ро-ди-те-ли и от-ку-да нетлен-ные мо-щи его при-плы-ли к бо-ро-вич-ско-му бе-ре-гу? Об этом нет до-сто-вер-ных ска-за-ний, ни пись-мен-ных, ни уст-ных.

О чу-де-сах св. Иа-ко-ва рас-ска-зы-ва-ет-ся в кни-ге «Ска-за-ние о свя-том Иа-ко-ве пра-вед-ном, Бо-ро-вич-ском чу-до-твор-це», из-дан-ной в 1901 г. в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Со-хра-ни-лись вос-по-ми-на-ния бо-ро-ви-чан о том, что в на-ча-ле Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной вой-ны од-но-му глу-бо-ко ве-ру-ю-ще-му стар-цу во сне явил-ся св. Иа-ков и ска-зал: «Пусть ве-ру-ю-щие с мо-им об-ра-зом три-жды обой-дут го-род, и я спа-су град свой».

Дей-стви-тель-но, груп-па ве-ру-ю-щих три но-чи об-хо-ди-ла наш го-род с кре-стом, пе-ни-ем мо-литв, с ико-ной св. Иа-ко-ва и с ча-сти-цей его мо-щей. Этот крест-ный ход со-вер-шал-ся тай-но, но-чью, т.к. ве-ру-ю-щие опа-са-лись го-не-ния со сто-ро-ны без-бож-ных вла-стей. Вско-ре фронт по-до-шел к г. Бо-ро-ви-чи и на-хо-дил-ся все-го в 70 км от него, но го-род не по-стра-дал.

О чу-де-сах св. Иа-ко-ва су-ще-ству-ет мно-же-ство пре-да-ний. Ве-ру-ю-щие по-свя-ща-ют ему сти-хи.

В из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Точная дата события неизвестна. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апреля 1 , 23 октября 1542 г. 2 , или 23 октября 1544 г. Преставление блаженного Иакова связывают с 1452 г. 3 или с 1540 г. 4 Длительная традиция передачи предания о святом Иакове старожилами-«памятухами», существовавшая к середине XVI в. в Боровичах, позволяет отнести явление мощей святого к XV в.
1 РНБ. Погодинский список. № 629. Л. 172, XVII в.
2 Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 610.
3 РНБ. Археол. об-во. № 31. Л. 16 об., нач. XVIII в.
4 Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234.

Молитвы

Тропарь праведному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу

Боже́ственною благода́тию просвети́вся,/ и по сме́рти да́руеши исцеле́ние/ притека́ющим к тебе́, прему́дре Иа́кове:/ те́мже и мы ны́не чтим честны́х моще́й пренесе́ние,/ веселя́ще вку́пе ду́ши и телеса́./ Тем вси вопие́м:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость!/ Сла́ва Венча́вшему тя!// Сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния!

Перевод: Просветившийся Божественной , ты и после смерти даруешь исцеление приходящим к тебе, премудрый Иаков, потому и мы сейчас почитаем драгоценных твоих перенесение, радующее одновременно души и тела. Потому все взываем: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Кондак праведному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу

Ве́рою и любо́вию/ твое́ честно́е пренесе́ние пра́зднующих, блаже́нне,/ сохрани́ и соблюди́ от вся́кия зло́бы и собла́зна змии́на,/ и́маши бо дерзнове́ние ко Влады́це всех, Христу́ Бо́гу./ Его́же моли́ спасти́ правосла́вныя лю́ди,/ моля́щия тя, да вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, о́тче Иа́кове,// всея́ Росси́йския земли́ удобре́ние.

Перевод: Всех, с верой и любовью празднующих перенесение почитаемых мощей твоих, сохрани и убереги от всякого зла и диавольского, ибо имеешь ко Владыке всех, Христу Богу. Его же моли спасти православных людей, молящих тебя, да все взываем к тебе: «Радуйся, отче Иаков, всей Российской земли украшение».

Ин кондак праведному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу

Я́ко звезда́ многосве́тлая, от́че, на восто́це возсия́,/ к за́паду прише́л еси́, блаже́нне, во твое́ принесе́ние,/ я́ко со́лнечная луча́, испуща́еши исцеле́ния притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ моли́ся Христу́ Бо́гу спасти́ правосла́вныя лю́ди, моля́щияся ти,/ да вси вопие́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре Иа́кове.

Перевод: Как яркая звезда, отче, воссиял на востоке и пришел ты на запад, блаженный, в твоем перенесении, как солнечные лучи испускаешь исцеления приходящим к раке с мощами твоими, молись Христу Богу спасти православных людей, молящихся тебе, да все взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый Иаков».

Молитва праведному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу

О, святы́й вели́кий пра́ведниче и пресла́вный чудотво́рче, богоблаже́нный уго́дниче Христо́в Иа́кове, ди́вно просла́вленный на Небеси́ и на земли́ да́нный нам от Го́спода целе́бниче и засту́пниче, к тебе́ припа́даем с ве́рою, любо́вию и благогове́нием, и мо́лимся от глубины́ души́: помози́ нам, зело́ прогне́вавшим Го́спода и Созда́теля на́шего, и испроси́ нам вся, я́же к житию́ вре́менному и спасе́нию ве́чному потре́бная: земли́ плодоно́сие, возду́хов благорастворе́ние, душ и теле́с здра́вие, в покая́нии и благоче́стии преспе́яние, ве́ры правосла́вныя укрепле́ние, суеве́рия посрамле́ние, неве́рия искорене́ние и вся́каго блага́го проше́ния на́шего ко Бо́гу исполне́ние. Услы́ши, уго́дниче Бо́жий, вся́ку ду́шу христиа́нскую, в ско́рби и обстоя́нии тя моли́твенно призыва́ющую, ускори́ на по́мощь, облегчи́ ско́рби, уврачу́й неду́ги и яви́ся ско́рый предста́тель тре́бующих твоего́ заступле́ния. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея не закосни́ приити́ на по́мощь нам и умоли́ Го́спода дарова́ти нам кончи́ну живота́ на́шего ми́рну, безмяте́жну, Святы́х Христо́вых Та́ин прича́стну и упова́ния испо́лнену, да с наде́ждою спасе́ния безбе́дно пре́йдем стра́шный путь возду́шных мыта́рств и непреткнове́нно дости́гнем вожделе́ннаго ца́рствия, е́же угото́вал Госпо́дь лю́бящим Его́. Ей, свя́тче Бо́жий! Услы́ши нас и не пре́зри моле́ния на́шего, но сотвори́ нас соуча́стники блаже́нства ве́чнаго, да вку́пе с тобо́ю спасе́нии милосе́рдием Христа́ Спаси́теля на́шего воспое́м и просла́вим Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист праведному Иакову, Боровичскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, дивно прославленный от Него святых мощей твоих явлением и множеством чудотворений, угодниче Божий Иакове праведный, о твоих источаемых нам благодеяниих благодарни суще, похвальное восписуем ти пение, и молимтися о еже от всяких бед свободитися нам твоими молитвами, радостно и умиленно тебе зовущым:

Икос 1

Ангелоподобное житие твое на земли являеши нам по смерти, богомудре Иакове, святых мощей твоих преславным прославлением, от нихже токи исцелений благодатных источаеши недужным. Темже Российская страна тобою красуется, стяжавши тя, богодарованного целебника, мы же с любовию ти зовем:
Радуйся, великий угодниче Божий, утаивый от нас Отечествие твое земное, да увериши, яко от Бога к нам послан еси.
Радуйся, равноангельный человече, облиставый нас божественною зареюпреславных твоих чудес.
Радуйся, небожителю, горе со ангелы обитаяй.
Радуйся, от небесных высот благосердием твоим к земнородным приникаяй.
Радуйся, в тайне Господеви поработавый в преподобии и правде.
Радуйся, явно и преславно от Господа прославленный нетлением и чудесы.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 2

Видя льдину, манием Божиим противу быстрин водных плывущую, и от нея дым кадильный горе возносящийся, недоумеваху людие веси Боровичския о необычнем сем явлении. Приставшей же льдине ко брегу речному, обретоша на ней на кладе древесней лежащыя, нетлением процветшыя святыя мощи твоя, смиренномудре Иакове. Темже и нас подвизаеши Прославльшему тя Господу пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум божественныя тайны неразумевающе, убояшася людие Боровичстии прияти тя незнаема и непогребенна, и вспять отринуша льдину с мощами твоими в быстрину речную. Оней же паки к ним трижды возвращшейся, представ святый Иаков в соннем видении старейшинам Боровичским, обличил еси их сице глаголя: «Что гоните мя христианина верна, именем тезоименита святому апостолу Иакову брату Божию суща»; о сем радующеся благодарим и зовем ти таковая:
Радуйся, незлобием твоим Христу Господу, от иудей гониму, подражавый.
Радуйся, простоту и неразумие отринувших тя не наказавый.
Радуйся, неведение их явлением твоим вразумивый.
Радуйся, веру твою во Христа ясно исповедавый.
Радуйся, имя твое святое от нас не скрывый.
Радуйся, благодать тебе от Господа дарованную чудесы преславными проявивый.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 3

Сила Божия славно прославися во святых мощех твоих, Иакове святе, к нимже притекающе, недужнии исцеление, слепии прозрение, немии ясноглаголание получаху, и здрави возвращахуся, прославляюще тя чудотворца милостиваго. Темже молим тя и нас, немощствующих грехи многими, посети благоутробне и умоли за нас Человеколюбца Бога, Емуже воспеваем: Аллилуиа.

Икос 3

Имеюще помышления сумнительная о чуднем явлении мощей твоих святых, людие Боровичстии на брезе речнем положиша их на кладе древесней: обаче и время довольно лежавшым им тамо, неистлени явишася и чудесы о твоей святыни удостовериша, святче Божий, прославляемый от верных богомольцев пении сими:
Радуйся, юности преизящная похвало.
Радуйся, свято процветшая розго небеснаго вертограда Иисусова.
Радуйся, цвете нетления, облагоухавый Российскую страну вонею благоухания Христова.
Радуйся, крине чистоты, пренесенный от земли в рай превышний.
Радуйся, многоцелебный сосуде безмезднаго врачевания недугов человеческих.
Радуйся, чудес источниче, оросивый нас к плодоносию духовному.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 4

Буря недоумения смути святителя Новоградскаго Феодосиа о преславнем явлении мощей твоих, святе Иакове: темже возвестити о сем первосвятителю Московскому Макарию и благоверному царю Иоанну вскоре потщася. Тии же весть благую приемше, верою познаша тя чудотворца богодарованнаго, и со благодарным чувствием Прославльшему тя Христу Богу возгласиша: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии неисцельно болящии, яко источник целеб точит священная рака твоя, угодниче Божий Иакове, со тщанием устремишася к тебе и по вере своей приимаху исцеления своим недугом, немолчными усты возглашающе тебе сия песненная словеса:
Радуйся, скорый помощниче скорбящих и озлобленных.
Радуйся, добрый целебниче болезнми обремененных.
Радуйся, благий посетителю неисцельно страждущих.
Радуйся, скоропредстательный врачу отчаянно недугующих.
Радуйся, укрепление немощных и разслабленных.
Радуйся, утешение унывающих и безнадежных.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 5

Богосветлая лампада, елеем милости Божия исполненная и преизливающаяся являешися, святче Божий Иакове в посмертных деяниих твоих, многим бо с верою притекающих к мощем твоим, благодетельствовал еси чудесно, и безчисленных недужных уврачевал еси милостивно, подвизая нас гласы немолчными воспевати тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше велию благодать целебную, от Господа тебе дарованную посланнии от святителя Новоградскаго Феодосиа благоговейнии священницы принесоша цельбоподательныя мощи твоя в храм Божий, Иакове досточудне, да не сокрыт будет толикий светильник чудес, но на свещнице святолепнем Церкве Боровичския да светит всем, верою чтущым тя благохвалении сими:
Радуйся, добродетели твоя во глубине смирения твоего от нас сокрывый.
Радуйся, и мощем твоим святым вне храма Божия на долзе пребывати попустивый.
Радуйся, от брега речнаго, яко бисер многоценен в церковь Господню принесенный.
Радуйся, яко сокровище дражайшее, тамо пложенный.
Радуйся, смирение совершенное и нищету неложную по смерти засвидетельствовавый.
Радуйся, убожеством риз твоих нестяжание твое обличивый.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 6

Проповедник немолчный твоих чудес явися святейший патриарх Никон, иже устроив обитель преславну Богоматери, тамо святыя мощи твоя с благолепною честию священства принести потщася, идеже и ныне, яко крин благоуханен пребывают источающа исцеления благодатныя всем требующым, Богу же вопиющым: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко звезда путеводная, зарею чудес твоих, всех путеводящая к Небесному Отечествию, Иакове всеблаженне. Кто бо не умилится, видя, яко в юнем возрасте старцев добродетелию превозшел еси, и велий дар чудотворений праведно от Бога восприял еси; о сем дивимся и зовем ти во умилении душ и сердец:
Радуйся, избранниче Божий, непорочное житие на земли препроводивый.
Радуйся, любимиче Христов, кротостию и тихостию твоею блаженство кротких унаследовавый.
Радуйся, в мире скончавыйся и к премирным обителем райским возшедый.
Радуйся, со ангелы и всеми святыми тамо на веки водворивыйся.
Радуйся, гражданине всесветлаго града Иерусалима Горняго.
Радуйся, ангеле земный и человече небесный.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити истину Православия святыя Восточныя Церкве благодатным нетлением мощей святых Своих угодников, и чудесы от них истекающими, сию свидетельствует, во обличение иноверных и неверных, и во утверждение православных. Сие дивное смотрение Божие в преславнем явлении мощей твоих, Иакове праведный, разумеюще верою, приносим Царю Небесе и земли благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение благоволения Божия в стране Российстей видим в многочудеснем явлении святых мощей твоих, Иакове праведный, и с любовию притекающе к твоему молитвенному заступлению, яко богодарованному заступнику нашему, приносим ти сия похвалы:
Радуйся, чудесы твоими истины святыя православныя веры удостоверивый.
Радуйся, присущей святей Восточней Церкви благодати Святаго Духа проповедниче.
Радуйся, грядущаго воскресения мертвых светлый прообразе.
Радуйся, немерцающаго трисолнечнаго сияния светлейшее отображение.
Радуйся, вечныя безсмертныя о Христе жизни цельбоносныя проявление.
Радуйся, райскаго нескончаемаго блаженства всежелательный нам ходатаю.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 8

Странники и пришельцы суще в мире сем прелестнем, к тебе прибегаем Иакове святе: управи нас влающихся окормлением твоим к тихому пристанищу спасения, настави твоими молитвами на стезю покаяния, и заступи от всякаго диавольскаго искушения, да тобою вспомоществуеми, сподобимся улучити блаженство вечное, и со ангелы и всеми святыми Создателю нашему пети: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних, обаче и вышних духом не отступил еси, святе Иакове, егда живяше на земли. Ныне же пребываеши в вышних, предстоя со ангелы Престолу Господа Славы: обаче и нижних не отступаеши, молитвами благоспоспешествуя нам и чудесы посещая нас, поющих тебе таковая:
Радуйся, неленостный воли Божией исполнителю.
Радуйся, буйство Христово паче премудрости мирския вменивый.
Радуйся, во смирении глубоцем безвестно жизнь праведную скончавый.
Радуйся, ангелы от земли к обителем небесным на лоно Авраамле пренесенный.
Радуйся, лику святых Божиих Престолу предстоящих горе сопричтенный.
Радуйся, благоволением Божиим и долу на земли нетлением и чудесы прославленный.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 9

Всяк возраст не неудобен благочестию бывает, аще осенит свыше благодать Божия, немощная врачующи и оскудевающая восполняющи: темже и тебе угодниче Божий, в юностнем возрасте толико укрепи, яко вся добродетели удобно совершил еси, и безплотным непорочностию и чистотою уподобился еси, и еще на земли в бреннем телеси, небесным нравом украшенный, сподобился еси достойно пети Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство мудрых мира сего недоумеет изъяснити тайну чуднаго нетления мощей святых Божиих: мы же, испытания чужди, верою несумненною залог безсмертия в сем видяще, с любовию припадаем ко святым и многоцелебным мощем твоим, святе Иакове, и яко вернаго раба Христова и чудотворца славнаго, венчаем тя благохвалении сими:
Радуйся, молитв благовонное кадило, благоухающее горе у Престола Божия.
Радуйся, крине благовонный, Церковь Российскую ароматы райскими усладивый.
Радуйся, бисере пресветлый, озаривший нас сиянием преславных чудес.
Радуйся, заре безсмертия, возсиявшая нам от гроба, являющаго нетленную жизнь.
Радуйся, мироположнице благодати, на всяк недуг душевный врачевание источающая.
Радуйся, подателю радования и утешения всяцей души скорбящей, с упованием и верою к тебе притекающей.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 10

Спасение и блаженство райское житием праведным унаследовав, святче Божий, ни в чемже лишен еси, но равный динарий с древними великими святыми от небеснаго Домовладыки прияв, моли прилежно о еже и нам немощным и грешным житие сие временное без порока прейти, и блаженство вечное улучити, и во Царствии Небеснем радостно пети Богу Спасителю грешных: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв твоих, угодниче Христов, огради нас от всякаго душевреднаго искушения диавольскаго, яко тебе дарова нам Преблагий Бог покров и защиту душам и телесем нашым. Тебе убо прославляем и просим: помози нам во всяцей скорби и обстоянии, сице тебе вопиющым:
Радуйся, Церкве торжествующия на небеси изрядное украшение.
Радуйся, Церкве воинствующия на земли крепкое вспоможение.
Радуйся, целомудрия и чистоты зерцало светлейшее.
Радуйся, кротости и нищеты духовныя образе совершеннейший.
Радуйся, смирения любителю.
Радуйся, в жизни и по смерти образ смиренномудрия показавый.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 11

Пение умиленное, от любве и усердия в похвалу тебе от нас возносимое, приими благоутробне, святче Божий Иакове, воззри не на нас недостойных, но на усердное произволение наше, и подражая милосердию Христа Спасителя нашего, приклонися к нам милостивно, и в покаянии преуспети сподоби, да твоими молитвами всегда поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлую память твою, яко торжество веры и благочестия светле совершает святая Христова Церковь, угодниче Божий и чудотворче Иакове, созывающи верныя чада своя на похвалу праведнаго жития твоего и прславных чудес твоих. Приими убо, ублажаемый избранниче Христов, гласы хвалебныя, тебе радостно от нас возносимыя сице:
Радуйся, ангелов подобниче и человеков заступниче.
Радуйся, святых сожителю присный Богу.
Радуйся, яко предстоиши Божию Престолу во свете немерцающия славы.
Радуйся, венценосче, увенчанный от руки Вседержителя.
Радуйся, ризою нетления облеченный и даром чудес обогащенный.
Радуйся, молитвенниче неусыпаяй и предстателю богоприятный.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 12

Благодать целебную приял еси от Всещедраго Бога, Иакове святе, еюже недуги и язи человеческия врачуеши преславно, не мзды от нас ко уврачеванию требуя, но веры несумненныя ожидая. Темже, ведуще тя врача благоискусна и целебника немздоприимна, к тебе прибегаем и по прошению дарованная благодеяния приемлем, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многочудесное прославление святых мощей твоих, исповедуем неисчетная твоя благодеяния, явленная и присноявляемая тобою всем с верою и любовию к тебе притекающым, Иакове досточудне, ихже и нас не лиши смиренных, упование на тя возложивших, и тако к тебе от глубины души впиющих:
Радуйся, Святыя Живоначальныя Троицы благоволением горе осененный.
Радуйся, ангельским светозарным силам сопричтенный.
Радуйся, вечнаго ликования святых, во гласе радования блаженный сопричастниче.
Радуйся, блаженства неизглаголаннаго, праведным от века уготованнаго сонаследниче.
Радуйся, Духа Святаго обителе, чистотою благоукрашенная.
Радуйся, душ и телес наших целебниче премилостивый.
Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный.

Кондак 13

О, чудотворче предивный и премилостивый, Иакове преблаженне! Малое сие моление наше милостивно приим, данною ти от Господа благодатию уврачуй немощи душ и телес наших: молитвами же твоими изми нас геенския муки, и сподоби с тобою и всеми святыми в райских селениих, пети Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва праведному Иакову, Боровичскому чудотворцу

О, святый великий праведниче и преславный чудотворче, богоблаженный угодниче Христов Иакове, дивно прославленный на Небеси и на земли данный нам от Господа целебниче и заступниче, к тебе припадаем с верою, любовию и благоговением и молимся от глубины души: помози нам, зело прогневавшим Господа и Создателя нашего, и испроси нам вся яже к житию временному и спасению вечному потребная; земли плодоносие, воздухов благорастворение, душ и телес здравие, в покаянии и благочестии преспеяние, веры православныя укрепление, суеверия посрамление, неверия искоренение, и всякаго благаго прошения нашего ко Господу исполнение. Испроси у Господа: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Услыши, угодниче Божий, всяку душу христианскую, в скорби и обстоянии тя молитвенно призывающую, ускори на помощь, облегчи скорби, уврачуй недуги и явися скорый предстатель требующих твоего заступления. Наипаче же в час кончины нашея не закосни приити на помощь нам и умоли Господа даровати нам кончину живота нашего мирну, безмятежну, святых Христовых Таин причастну и упования исполнену да с надеждою спасения безбедно прейдем страшный путь воздушных мытарств, и непреткновенно достигнем вожделеннаго онаго Царствия, еже уготовал Господь любящым Его. Ей, святче Божий! Услыши нас и не презри моления нашего, но сотвори нас соучастники быти блаженства вечнаго, да вкупе с тобою спасеннии милосердием Христа Спасителя нашего воспоем и прославим Его со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.


Самое обсуждаемое
Разработка урока Разработка урока "История создания и жанр романа М
Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика) Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика)
Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии


top