Правильное мировоззрение. Мировоззрение человека. Основа и принципы мировоззрения. Младший школьный возраст

Правильное мировоззрение. Мировоззрение человека. Основа и принципы мировоззрения. Младший школьный возраст

Что такое мировоззрение, и почему так важно его совершенствовать

За многими с виду привычными и повседневными словами порой прячутся такие смыслы, которые большинством из нас перестали восприниматься в полном объёме. Любовь, Совесть, Истина, Свобода — за каждым из них у отдельно взятых людей стоит, как правило, своё, зачастую урезанное понимание, а всякие беседы об этом уже философские категории. Но мне бы хотелось заострить внимание на таком понятии, как Мировоззрение. Что это вообще такое, почему формирование правильного мировоззрения так важно для человека и как узнать, что является правильным, а что нет.

Наш мир — объективен. Это значит, что его существование не обусловлено нашими о нём представлениями и знаниями. Вне зависимости от того, появились бы вы на свет или нет, кардинально ничего бы не изменилось, законы физики, математики и природы в целом работали бы абсолютно одинаково. В масштабах вселенной наличие вида человек разумный на планете Земля так же кардинально ничего не меняет, существование звёзд, планет и галактик не наших рук дело и повлиять хоть сколь-нибудь значимо на существование звёздных систем мы не в состоянии. Мы можем лишь изучать эти явления настолько, насколько нам позволяет уровень развития цивилизации. Другими словами — наш мир наделён всей полнотой знаний о самом себе, он объективен и самодостаточен, он именно такой, каким является вне зависимости от наших представлений о нём и никакой другой.

Мировоззрение каждого человека строится из всей совокупности его знаний и представлений об окружающей реальности. Любые факты, теории, законы, алгоритмы, программы, отрасли деятельности и науки, с которыми мы сталкиваемся — это кирпичики, формирующие наши представления о реальности, которая объективна по своей сути. Т.е. мировоззрение — это всего лишь проекция, некий образ объективно существующей реальности в наших головах. Для формирования представлений о мире нам даны пять чувств с определёнными ограниченными спектрами восприятия, а так же разум, который позволяет нам выходить за пределы этих спектров в познании. Сегодня никто не оспаривает существование радиоволн, инфракрасного излучения, радиации, хотя наши чувства не способны их воспринимать. Это результат работы человеческого разума, создавшего вспомогательные приборы и устройства для измерения и использования невоспринимаемых нами, но объективно существующих явлений.

Вопрос правильности мировоззрения состоит в том, насколько соотносится лично ваше представление о мире с тем, каковым он является на самом деле. Это обуславливает качество жизни в целом, независимо от того, задаётесь вы такими вопросами или нет. Критерием же правильности является практика жизни. Многие не желают задумываться о вещах глобальной значимости и охватывать в измышлениях большие категории, но это не значит, что процессы, происходящие в этих категориях не оказывают влияние на конкретно их существование. Во-первых всё взаимосвязано, мир един и целостен. Во-вторых, как говорится, чем больше ложь, тем охотнее в неё верят. Очень часто из-за нежелания подняться выше в своём понимании и посмотреть на проблему/предмет спора/явление с высоты птичьего полёта люди бывают не способны увидеть всей полноты картины, предвидеть последствий своих действий и становятся жертвой масштабного надувательства или просто соучастником неправедного дела в обход собственного сознания.

Какие функции несёт осмысленное формирование мировоззрения. Простой пример. Вы устраиваетесь на новую работу. Для вас там всё новое, вы пока ещё ни с кем не познакомились, вы не знаете, как там всё устроено и заведено, словом ещё не влились в коллектив. По мере пребывания на своём рабочем месте, вы будете всё больше узнавать о структуре компании, о коллективе и взаимоотношениях в нём, построите свои собственные, выработаете какие-то автоматизмы, алгоритмы взаимодействия с сотрудниками и с предметом собственного труда и т.д. и т.п. Чем более детализованнее будет становиться ваше представление о новой работе, тем более эффективно вы начнёте выполнять свои задачи. Большее понимание среды обуславливает бОльшие возможности в принятии собственных решений, даёт способность реагировать на внештатные ситуации и оценивать свои действия и возможности наперёд предвосхищая последствия. Иначе говоря, в целом понимание среды повышает эффективность вашего труда на рабочем месте.

Аналогичный процесс, но длиною в жизнь, можно назвать мировоззренческим становлением. Отличается он от адаптации на новом рабочем месте исключительно своим масштабом и длительностью. Каждый человек способен распознать процесс, периодичностью в один час, день, неделю, месяц. Изменения в рамках подобных процессов происходят быстро, по отношению к длительности жизни человека, и потому видны и осмысляемы. Такие процессы называются высокочастотными. Гораздо сложнее объять и осмыслить так называемые низкочастотные процессы, которые длятся десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. По отношению к человеческой жизни, процесс становления мировоззрения — низкочастотный, потому многими не осмысляется, как важный, а иногда и вообще как существующий.

В рамках планеты, система управления обществом в целом поддерживает алгоритм разобщения всех со всеми. Иногда это называют принципом «разделяй и властвуй». Образовательная система «для всех» не учит нас воспринимать мир единым и целым, а реализует прямо противоположные цели — не дать сформировать единую картину мира. Все предметы и науки изучаются оторванными друг от друга, а разрозненные факты и даты образуют в голове такую бесформенную кашу, что мир нам представляется одной большой лотереей, где всё случайно и непредсказуемо, а цивилизация развивается спонтанно и хаотично, сама собой. В быту мировоззрение, сформированное подобным образом называется «калейдоскопичным» и является абсолютно не состоятельным для полноценной и осознанной жизни в обществе в виду неспособности обладателями такого мировоззрения видеть дальше своего носа. Управление долговременными низкочастотными процессами для них недоступно, т.к. в таком представлении о мире отсутствуют всякие взаимосвязи и закономерности, на основании которых можно было бы вести подобную деятельность.

Альтернативой такому воззрению является «мозаичная» модель миропонимания. Осознание целости и неделимости окружающей нас действительности, где всё обусловлено всем, где каждый процесс является результатом одних и причиной других явлений и действий. Где любая случайность, как правило оказывается непознанной закономерностью. Где кубики, из которых строится наше представление о действительности, образуют единую картину и даже если в какой-то области кубиков-знаний не хватает, то это не меняет картины в целом, а наличие недостающих кубиков сделает уже существующую картину более детализированной.

В этой модели есть так же очень важный нюанс. Мы с вами всего лишь одна из многочисленных форм жизни. Нас уже семь миллиардов, и мы неотъемлемая часть этого единого и целостного мира. Мозаика мировосприятия по определению не может строиться от собственного «Я», поскольку это создаёт противоречие с единством всего и вся, при таком понимании на Земле было бы семь миллиардов разных мозаик, но по факту мы все лишь разноцветные стёклышки одного большого витража. Мы можем только догадываться, что или кто является венцом всего существующего, некая наивысшая форма сознания, от которой по иерархии вниз распространяются все формы жизни во вселенной. Глупо считать, что человек является таковым хотя бы потому, что мы ограничены пятью чувствами, что мы никогда не узнаем, сколько объективно существует на свете явлений, недоступных нашему пониманию.

Невозможно переоценить важность крепости и стройности мировоззрения для человека. Чем больше мы стремимся познавать и узнавать о нашей действительности, чем больше общего наша картина мира имеет с объективной реальностью, тем меньше проблем и противоречий будет поджидать нас на жизненном пути. Образ бытия, как проекция объективной картины мира на плоскость сознания, подразумевает собой плоскую картину. Для более полного представления этой многомерной картины мира следует менять точку зрения, исходные позиции. Если все наши знания не рассыпаны как попало, а взаимосвязаны и упорядочены в единое целое, то при взгляде, скажем, с иных масштабов восприятия, вместо того, чтобы рассыпаться на мелкие составляющие, она только приобретёт новые детали, станет объёмной, интерактивной.

К примеру, мы можем освободиться от многих глобальных капканов и заманух наподобие алкоголя и табака просто взглянув на явление с разных мировоззренческих позиций. Всем доподлинно известно, что это вредно. Но не все осознают, что это яд и уж совсем немногие распознают их, как оружие геноцида, целенаправленно внедрённое в общество циничными владыками мира сего по принципу «разделяй и властвуй» для подрыва генофонда и блокирования личностного потенциала развития каждого из нас, выкашивающее сотни тысяч наших сограждан ежегодно. Три взгляда на явление, вред — яд — оружие геноцида, являются различными по масштабам, но только осознание последнего самого объемлющего по сути взгляда, даёт наиболее полное понимание сути данного явления и целей, которые оно осуществляет. Это лишь один пример. Чем осознаннее и осмысленнее человек подходит к пониманию окружающего мира, тем сложнее становится его обмануть не только по мелочи, но и по крупному.

В век интернета возможности самообразования по истине безграничны. В отличие от телеканалов и газет, где информация проходит массу фильтров, прежде чем попасть на экран или разворот, интернет не имеет главного редактора и информацию можно получать из первых уст. Мы больше не жрём, что дадут, мы свободны выбирать. Учитесь и развивайтесь!

Тематическое видео: Концепция «Россия — 500 миллионов» Значение мировоззрения.

Длительность записи: 10 минут

Каждый искатель или человек всерьез занимающийся самоисследование так или иначе сталкивается с вопросом мировоззрения. Что это, зачем оно и что с ним делать? Эти вопросы возникают в том или ином объеме и комбинациях неизбежно.

Попробуем с этим разобраться. И так вопрос первый – что такое мировоззрение? Мировоззрение это знания или набор знаний о себе, мире и реальности которые структурированы (или не структурированы) определенным образом.

На что влияет этот набор знаний? Он влияет на то как мы видим себя, мир и реальность и соответственно как мы поступаем и реагируем на то, что с нами, внутри нас и вокруг нас происходит. В случае набора знаний мы говорим о мировоззрении, в случае наших взглядов которые из мировозpрения вытекают – о мировосприятии и в случае связанного с этим ощущения – миро- и самоощущении.


Как я уже говорил ранее человеческий опыт связан с который состоит из трех основных блоков – различения, переживания и интерпретации. Как мы себя осознаем, так и переживаем, а как переживаем так и интерпретируем (описываем и объясняем) этот опыт себе и другим соответственно.

Мировоззрение относится большей частью к области работы ума (точнее интеллекта) и соответственно включает информацию из блоков различения и интерпретации позволяя нам опираясь на эту информацию переживать себя и мир в различных ситуациях именно так как мы это и делам.

Если мировоззрение осознано (отрефлексировано) и мы провели с ним соответствующую работу в этом отношении то мы переживаем себя и получаем соответствующий опыт тоже осознано. Если нет, то это происходит неосознанно т.е. автоматически.

Теперь рассмотрим как мы обнаруживаем своем мировоззрение и критерий его «правильности». Поскольку обычно мы его не осознаем и это нормально – так и должно быть, то мы его не замечаем, а обнаруживаем только в тех ситуациях когда сталкиваемся со «страданиями» и тем что «что-то пошло нет так». В таких ситуациях мы можем заинтересоваться (если есть навык такой интроспекции и соответствующее желание) и обнаружить, что некоторые наши убеждения коорые основаны на наших взглядах приводят к тому, что мы ведем себя так, что это приводит к ситуациям «страдания».

Из этого же легко обнаружить и основной критерий правильности мировоззрения – адекватность. Т.е. такое мировоззрение хорошее и адекватное которое приводит к минимуму страдания (по плану и в перспективе). Что это в реальности означает?

В реальности это означает, что в момент «контакта» или участия в ситуации или происходящем наш мировоззренческий конфликт с ней минимален. Т.е. мы воспринимаем (точнее и воспринимаем и интерпретируем) все именно так как оно есть, а соответственно это не вызывает в нас фрустрации, конфликта и других «негативных» реакций – какой бы с точки зрения «хорошести/плохости» ситуация не была.

Опираясь на изложенное в предыдущем абзаце мы можем прийти к офигенному и неожиданному выводу – лучше вообще не иметь мировоззрения. Потому, что в этом случае мы видим то, что есть – ни как это не интерпретируем и нам все равно и пофиг.

Да – так и есть. Это идеальный вариант, а значит и абстрактный. Но! почему это не подходит в реальных ситуациях и в реальной жизни. Точнее сначала посмотрим когда это подходит и когда надо к такому восприятию стремится по возможности. Это подходит когда мы вроде бы не заинтересованы в ситуации и происходящем и когда нам надо обеспечить с ней максимальный контакт, чтоб получить новый опыт, а не интерпретировать то, что есть в категориях старого. Это позволит свежо и всегда по новому смотреть на мир себя и возможно позволит нам заметить то, что мы не замечали раньше и пересмотреть то мировоззрение которое у нас есть.

А теперь посмотрим когда это вааще не подходит. Да почти всегда. Почему же? Потому, что основная цель мировоззрения выработать структуру взглядов которые позволят нам жить и действовать автоматически. Ведь именно такое реагирование нам и необходимо в 99% случаев жизни – когда у нас нет времени думать, анализировать и глубоко вникать. В такие моменты мы просто должны знать как действовать и все. Т.е. так или иначе мировоззрение к этому моменту должно быть сформировано и должно подсказать нам как нам поступить. И если оно «адекватно» т.е. правильное то с большой долей вероятности мы поступим так, что это не приведет к «страданиям», если же нет – то мы будем расстроенны рано или поздно.

На самом деле и первый вариант (восприятие ситуации когда мировоззрение отодвинуто в сторону не участвует в ее осознании и интерпретации) и второй (автоматическое восприятие и регагирование на основе уже существующего мировозpрения) могут гармонично взаимодействовать дополняя друг друга и занимая каждый свое место. Когда нам надо взглянуть на ситуацию «незашоренно» быть более открытыми, получить новый опыт, пересмотреть свои взгляды и т.п. мы используем первый, а когда нам необходимо быстрое и «правильно» реагирование основанное на адекватно выстроенном мировозpрении – второй.

Что ж надеюсь теперь все понятно почему важно иметь «адекватное» мировзрение и проводить соответствующую работу над ним и когда буде полезно отставить его в сторону и быть более открытым и восприимчивым к новому, что позволит более глубоко включиться в ситуацию и получить новые восприятия и переживания которые могу изменить нас.

А теперь вернем к вопросу, а как же нам построить это адекватное мировоззрение и что это означает по существу. Как я уже сказал - мировоззрение это набор знаний и как говорил ранее . Какой же это контекст? Вот он – для кого и в какой ситуации это знание истинно? Или другими словами – с какой точки зрения и в каком контексте это знание является правдивым. Т.е. вопрос адекватности знания опирается на два критерия – идентификации (восприятия и воспринимающего) и контекста (в котором это знание адекватно).

Посмотрим и на первое и на второе более внимательно. Когда-то я рассказывал, что (т.е. где-то в чем-то каждый из нас - легион) и является совокупной формой через которую выражают себя и проявляются многие силы. Если вкратце и для примера то человек это – потенциал проявления, космические силы, живое, биологический вид, социальная единица, часть культуры и душа. Все эти идентификации предусматриваю соответствующую точку зрения на реальность и мировосприятие, которые иногда могут взаимодействовать, а иногда и конфликтовать и это следует различать и учитывать. И естественно идентификации предусматривают цель которая в свою очередь предусматривает контекст ее реализации для данной идентификации.

Теперь о контексте. Наша жизнь есть множество (может даже и бесконечное) различных ситуаций взаимодействия которые так или иначе могут быть описаны соответствующими контекстами, которые могут образовывать, слои, пласты, ряды.. быть вложенными и т.п. и т.д. Что самое важное в этом так это уметь четко определять контекст ситуации (взаимодействия, явления) и отличать его от «другого» по определенным критериям и в определенных рамках. Почему это важно? – потому, что любое знание достоверно, правдиво и объективно только в своем контексте.

Обобщим. Получается, что работа по построению адекватного мировозpрения это построение структуры (или прям гиперструктуры или даже супер-матрицы) в которой все знания занимают свое место в соответствии с идентификацией и контекстом в котором они были получены и для которых они соответственно «адекватны». Такое мировоззрение и в целом будет адекватным. Что конечно не означает, что не будет ситуаций когда оно может привести к конфликту и обнаружить свою неадекватность и тогда нам придется применить «план Б» и отложить свое мировоззрение и получить новый опыт и интегрировать его и пересмотреть еще раз свое мировоззрение.

Конечно кому-то вот так сходу может показаться что – «а зачем тогда.. если все время.. и всегда по новой?». А вот почему а) потому, что вариантов нет б) потому, что адекватное мировоззрение все же значительно минимизирует «страдания» в) оно же позволяет не путаться в знаниях и ситуациях, а всегда действовать наиболее адекватно.

Ну и… конечно можно всего этого и не делать. Потому, что это и без вас будет работать – ибо объективный процесс. Мы невежественны в отношении реальности и это факт – иначе не было бы и речи об самоисследовании и поиске и пути и значит так или иначе будете «страдать» и «учиться» - это неизбежно, просто если вы себе отдаете отчет в механизме происходящего, то можете делать все быстро, относительно безболезненно, по доброй воле и когда вам удобно, а в противном случае медленно, со «страданиями» и когда попало. Впрочем как и обычно возможны комбинации.

Да.. и еще один маленький но важный момент! Каким бы замечательным не было ваше мировозрение всегда стоит отдавать себе отчет, что это просто знание.. информация, а не реальность и не . Когда вы помните об этом, то они вам полезны и помогают, а если вдруг забудетесь и начнете думать, что вот так и есть на самом деле... то лучше не надо забывать. Потому, что знания не , мир и нас самих, а просто служат определенной цели. И ваше бытие и проявленность так же как и бытие и проявленность всего мира обуславливает появление этих знаний(т.е. является их причиной), а не знания обуславливают бытие.

Ну вот – теперь про мировоззрение вы знаете все.

Самое важное в жизни

Знаете, что есть самое важное для нас в нашей жизни? Мало кто отдает себе отчет в том, что это наше мировоззрение. Весь мир находится у нас в голове, поэтому наше мировоззрение - это наше всё. Лишить человека мировоззрения, значит, отобрать у него Вселенную. С потерей мировоззрения мы теряем все свои ценности. Удивительно: большинство людей почти не задумываются о качестве своего мировоззрения.

Жизнь подобна эскалатору, который едет нам навстречу, и если мы не идем вперед, то отбрасывает нас назад. Без движения нет развития . Бездельник тупеет и заплывает жиром, а тот, кто участвует в дебатах и баталиях, приобретает быстрый ум и проворное тело. Все наши достижения начинаются в голове, поэтому мировоззрение, как руководство к действию, определяет наше целенаправленное движение по жизни.

Окружающий мир расставил вокруг нас много ловушек (в этом можно легко убедиться, если, например, пробежаться по улице с закрытыми глазами - как говорится, до первого фонаря). Мы можем обходить препятствия окружающего мира только благодаря адекватному мировоззрению. Неадекватное же мировоззрение заставляет нас ошибаться - спотыкаться и разбивать лбы. Ошибки бывают, полезны (не случайно некоторые автотранспортные предприятия не принимают на работу водителей, которые ни разу не попадали в аварию) - "то, что не убивает меня, делает меня сильнее". То есть, ошибки необходимы и полезны не сами по себе, а потому, что позволяют нам учиться, т.е., расширять адекватное мировоззрение.

Мировоззрение - это вера

Мировоззрение (миросозерцание, миропонимание, мироощущение, кругозор) - это представление о мире, в котором мы живем. Это система убеждений о мире. Проще говоря, мировоззрение - это вера (не путать с более узким смыслом этого слова - религиозностью). Вера в то, что мир такой, каким нам кажется.

Иногда говорят: "без веры жить нельзя", имея в виду религиозную веру. Думаю, однако, что без религиозной веры прожить можно, что доказывают своим существованием атеисты. Но вот без веры, в смысле мировоззрения, жить действительно никак невозможно, т.к. все наши поступки начинаются в голове. В этом смысле все люди - верующие, ибо у всех есть мировоззрение. Неверие - не пустота, а тоже вера: атеисты, не верящие в бога, верят в то, что бога не существует. И сомнение - тоже вера. Пустотой в мировоззрении является не неверие, а незнание.


Мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно

Наша голова напичкана убеждениями о мире - информацией. Достоверной или ложной? Это очень важный вопрос, ответу на который стоит посвятить жизнь и написать книгу. В нашем мировоззрении полно всяких верований и наивно полагать, что все они верны: помимо знаний хватает и мусора - у каждого в голове свои тараканы.

Люди предубеждены в правильности своей веры, иначе ее у них просто не было бы. Поэтому они обычно не склонны ворошить свое мировоззрение. Жить с устоявшейся верой спокойней - не надо лишний раз напрягать мозги. Кроме того, приятней утонуть в пучине грез и сладкой лжи, чем плавать в холодном океане суровой правды. Человек, отказавшийся от своих привычных убеждений, чувствует себя потерянным и незащищенным, как рак-отшельник, утративший раковину. Порой, разубедить человека в его вере - значит, отнять у него святое или смысл жизни.

Люди цепляются за свои воззрения, как правило, не потому, что они истинные, а потому, что они их собственные. Даже от ложных убеждений нелегко отказаться: "ты, конечно, прав, но я всё равно останусь при своем мнении", - нередко твердят упрямцы. Цепляясь за свои несостоятельные убеждения, они тем самым загоняют себя в сети невежества, и беда их в том, что при этом сами они не осознают, что уперлись в тупик.

Если же человек способен легко и без проволочек отрекаться от надуманных верований, значит, он чего-то стоит, ибо тогда у него появляется повод для совершенствования. Будьте готовы к революциям в своих мозгах . Проводить инвентаризацию своей веры так же полезно, как наводить порядок в доме, очищая его от пыли и грязи, ибо мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно.

"Тот, у кого мозги напичканы мусором, находится в
состоянии помешательства. А так как мусор в той
или иной мере присутствует в голове у каждого,
то все мы в разной степени помешанные"
Скилеф


Адекватное мировоззрение
- самый ценный капитал человека. Однако люди, как правило, не особо тщательно заботятся о содержании своих мозгов, поэтому живут не в реальном мире, а в мире своих иллюзий и фантасмагорий. Мало кто задумывается о структуре своего мировоззрения, хотя это важнейший вопрос.

Мировоззрение каждого человека отражает эволюцию человечества

Человечество взрослеет. С каждым поколением оно растет, накапливая знания о мире - нарабатывает культуру. По мере взросления человечества растет и мировоззрение каждого среднестатистического человека. Конечно, на мировоззрение людей, помимо мировой культуры, влияют и другие факторы: местные особенности ("менталитет"), персональные различия (темперамент, воспитание) и прочие. Поэтому мировоззрения разных людей в чем-то похожи, но есть в них и различия.

Вбирая знания о мире, оно тянется к Истине, как стебелёк к Солнцу. Мировоззрение людей во все времена соответствует настроению эпохи, в которой они живут. Сейчас люди уже не те, что были до Нашей Эры - то были дети, а сейчас подростки. И даже, несмотря на то, что у многих современных людей в головах присутствует дремучее средневековье - полно суеверий - тем не менее, их представление о мире во многом превосходит мировоззрение первобытных дикарей или древних египтян. И по сравнению со средневековыми учеными каждый современный оболтус - гений.


Пирамида адекватного мировоззрения

У каждого человека своё мировоззрение. Люди отличаются друг от друга не только физиономиями, но и содержанием мозгов. Но структура адекватного человеческого мировоззрения, его каркас, имеет одну и ту же многоэтажную форму для всех трезвомыслящих людей.

Наше мировоззрение - система убеждений о мире, в котором мы живем - представляет собой иерархическую структуру информации, похожую на многоуровневую пирамиду. На каждом уровне пирамиды мировоззрения располагаются убеждения, имеющие различную силу нашего доверия - от очевидных до сомнительных. Каждый следующий возвышающийся уровень убеждений опирается на предыдущие уровни - вырастает из них. В упрощенном виде пирамиду мировоззрения можно представить в виде трех уровней, базирующихся на фундаменте:

3

теории

2 - очевидная

информация из

опыта других людей

=================

1 -убеждения из нашего опыта

=======================

ФУНДАМЕНТ : Главная Аксиома Жизни

Пройдемся по этажам пирамиды снизу доверху:

Фундаментом пирамиды мировоззрения служит Главная Аксиома Жизни (ГАЖ) - вера в существование объективного мира вокруг нас, выраженная формулой:

Вселенная = "Я" + "не Я" .

Хоть и нельзя доказать или опровергнуть наличие мира вокруг нас, тем не менее, мы принимаем ГАЖ на веру и водружаем на нее все остальные убеждения пирамиды мировоззрения.

Первый уровень нашего мировоззрения содержит убеждения, полученные непосредственно из нашего личного опыта . Это основной и самый многочисленный уровень наших убеждений - на нем располагается огромное количество очевидных и простых знаний о мире. Данный уровень самый древний и во многом совпадает с представлениями о мире людей давних эпох. Он содержит самые необходимые для жизни знания и так же важен для человека, как умение ходить и размышлять.

Здесь находится понимание трех фундаментальных категорий бытия: материи, пространства и времени и их четвертой производной - движения . Также на этом уровне лежат примерно такие наши бесспорные убеждения: я - человек; вокруг меня существуют другие люди, животные, растения и т.д.; стол - твердый; стекло - прозрачное; огурцы съедобны; гвозди ржавеют; сосульки тают; птицы умеют летать; люди могут врать и ошибаться, но иногда говорят правду; гаишники иногда машут полосатыми палками и прочие .

Убеждения первого уровня пирамиды мировоззрения рождались в нашей голове из нашей практики с самого раннего детства, когда мы начинали познавать мир, причем, многие из них подтверждались практикой неоднократно. Поэтому они являются самыми твердыми. Мы практически никогда не ставим их под сомнение, ибо наши органы чувств - самые надежные источники информации в мире .

Благодаря убеждению, что другие люди подобны нам и могут говорить правду , из первого уровня мировоззрения вырастает второй.

Второй уровень содержит очевидную информацию , подтвержденную опытом других людей. Например, некоторые люди, как мне кажется, знают из своего опыта, что в мировом океане живут киты; я же верю в эту информацию.

Если мы хотим иметь больше знаний о мире, то не можем опираться, лишь на свой опыт, но также должны доверять другим людям, у которых другой опыт и которые могут нам поведать о нем. Так распространяется культура в обществе. Обмениваясь опытом, люди обогащают мировоззрение друг друга. Именно в доверии другим людям состоит полезная функция образования, формирующего второй (а также третий) уровень нашего мировоззрения. В целях эффективного познания мира полезней прочитать книгу исследователя, который потратил свою жизнь на изучение некоторых явлений, чем самому всю жизнь изучать эти явления.

Второй уровень мировоззрения моложе первого и у людей стал активно формироваться с появлением речи, когда они научились обмениваться информацией более точно и тонко, нежели при помощи жестов и нечленораздельных криков. Затем он неоднократно убыстрял темпы роста в связи с появлением письменности, книгопечатания, средств массовой информации и прочих достижений.

На этом уровне нашего мировоззрения могут находиться примерно следующие убеждения: кобра ядовита; пингвины обитают в Антарктиде; на Северном Полюсе холодней, чем в Африке; Италия имеет форму сапога (космонавты не дадут соврать); Германия воевала с Советским Союзом; археологи находят в земле предметы, именуемые костями динозавров; железо при нагревании плавится, нефть добывают из недр Земли, бензин из нефти и т.д .

Информация, находящаяся на данном уровне, подтверждена многочисленными свидетельствами других людей, и для нас практически так же очевидна, как и факты первого уровня. Иногда мы сами убеждаемся в ней на практике, и тогда она переходит со второго уровня нашего мировоззрения на первый.

Однако сюда может затесаться и неочевидная информация: рассказы о снежном человеке, лох-несском динозавре, о привидениях или инопланетянах: "вдруг меня схватили пришельцы и затащили в НЛО". Данные свидетельства сомнительны, поскольку утверждаются лишь немногими "очевидцами", противоречат фундаментальным научным концепциям, а также подкрепляются убеждением, что другие люди могут врать и ошибаться .

Третий уровень - Теории . Это высший уровень нашего мировоззрения, т.к. теории - более сложные сооружения, включающие в себя кирпичики информации из предыдущих уровней. Как правило, чтобы открыть стоящую теорию, требуется ум гения, а чтобы ее развить - наблюдения, размышления и дискуссии исследователей разных поколений. Именно благодаря овладению достоверными теориями человек умеет конструировать ракеты, транслировать информацию в любую точку планеты, а также систематически увеличивает среднюю продолжительность своей жизни.

Здесь обычно располагаются: Теории: вероятностей, Относительности, Эволюции, Большого взрыва, глобального потепления, раздельного питания; постулат диетологии: чем больше жрешь и меньше двигаешься, тем, как правило, толще слой жировой клетчатки; религиозные убеждения, астрология, теория заговоров, вера в духов, оккультные учения, а также заезженные лозунги: "нервные клетки не восстанавливаются", "соль и сахар - белая смерть", "СПИД - чума XX века" и прочие - всё это здесь, на третьем уровне.

Следует заметить, что третий уровень - самый захламленный. Помимо верных концепций здесь много мусора - суеверий, предрассудков, недоказуемых доктрин и ошибочных гипотез, которые внедряются в мировоззрение людей ввиду их легковерия и недостатка знаний. Многие теории надуманы, непроверенны и не доказаны. Кроме того, часто люди склонны сами себе выдумывать нереальные убеждения, в которые им хочется верить. И они забывают, что недостоверные теории, хоть даже и очень красивые, не возносят человека, а сажают в лужу . Тараканы в голове в основном обитают на верхних этажах пирамиды мировоззрения.

Мы рассмотрели так называемые фактические мировоззренческие убеждения, т.е., отражающие объективный мир. Также в нашем мировоззрении присутствуют оценочные убеждения, которые пронизывают все уровни нашей пирамиды снизу доверху и отражают наше отношение к фактам окружающего мира. "Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами" (Скилеф ). Оценки делают мир цветным. Оценки субъективны.

Мы живем в бесцветном мире,
который раскрашиваем сами

Скилеф

Оценки

Знаете, почему люди любят, ненавидят, спорят между собой и в чем причина всех войн человечества? Как оказалось, всё дело в оценках.

Все человеческие радости, горести, разногласия и проблемы произрастают из оценок, находящихся в головах людей. Человек счастлив или несчастен не от самой жизни, а оттого, как он ее оценивает. Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям. Оценки делают бесцветный мир ярким, толкают людей на поступки и заставляют их делать выбор. А т.к. всю свою жизнь мы только тем и занимаемся, что постоянно делаем выбор, то наши оценки - источник жизненного движения.

Оценки присутствуют в нашем мировоззрении наряду с фактической информацией. Оценки (мнения, точки зрения, вкусы) - это убеждения, отражающие наше отношение к фактам. И если фактические убеждения нашего мировоззрения отражают объективный мир (например, понятие "слон"), то оценки существуют, лишь в голове (слон плохой).

Наши оценки исходят из глубины нашей личности - их порождают инстинкты, шлифуют эмоции и утверждает разум. Оценки формируются человеческими потребностями, поэтому характеризуются категориями: выгодно-невыгодно, польза-вред, нравится-не нравится. В общем, человеческие оценки обычно отражают интересы людей.

Как правило, оценки измеряются шкалой "хорошо-плохо". Скажем, если сотрудник требует повышения зарплаты, значит, он считает, что это хорошо; начальник же обычно против, т.к. для него эти лишние траты - плохо.

Оценки характеризуются категориями "добро" и "зло" (например, герой, злодей). Либо отражают относительные величины (большой, сильный, много, быстро, горячо). В речи оценки часто выражаются именами прилагательными: красивый, убогий, чудесный, обычный, приятный, вульгарный, замечательный, представительный и т.д. Такие понятия, как: праведник, грешник, молодец, дурень, подвиг, разврат - выражают оценки. Фактическая информация тоже может принимать оценочные оттенки: приперся (всё-таки пришел), свалил (наконец-то ушел), скочурился (слава Богу помер). Многие жаргонные термины (круто, стремно, кайф, отстой), ругательные слова (подлец, мерзавец, сволочь, дрянь) - оценки. И матерные слова, обычно, тоже выражают оценки (no comment).

Преступный произвол, справедливое возмездие, огромный вред, худшие опасения, наилучшее благоприятствование - оценки. Понятия: добро, зло, справедливость, великодушие - оценочные понятия. Разные жизненные принципы, моральные устои, заповеди и кодексы чести - всё это оценочные системы, которые субъективны и могут отличаться как у отдельных людей, так и у целых народов. Например, в нашем обществе принято считать, что убивать - плохо, а некоторые туземцы с Андаманских островов считают, что съесть своего врага - здорово.

Оценки находятся в голове человека, а не за ее пределами. Оценки у каждого свои, совпадают у единомышленников и отличаются у оппозиционеров.

Против фактов, как говорится, не попрешь, а вот по поводу оценок люди готовы спорить всю свою жизнь, чем они и любят заниматься. Когда люди противопоставляют свои личные оценки друг другу, тогда начинаются конфликты - споры, скандалы, драки и войны. Ведь, то, что выгодно одному, может вредить другому.

«Мировоззрение - совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующих видение мира в целом и место человека в этом мире. Одна из основных категорий философии познания, человека, религии и быта».

Вот какую сложную задачу я поставил перед собой, когда решился рассказать о своём мировоззрении. В целом это практически невозможно. Между тем, только правильное мировоззрение является залогом счастливой жизни. По древнему принципу, для начала я изложу своё миропонимание в сильно упрощённом виде, затем подробнее, и, в конце концов, остановлюсь на каждом вопросе отдельно.

Мне под 50. Поисками максимально правильного мировоззрения я занимаюсь более 20 лет. Моя жизнь, образование (биофизик, кандидат наук) и умственные способности позволили мне сравнительно легко отделять физиологическое от духовного, но не позволили составить конкретную картину мира. Моё представление о нём всё время оттачивается под воздействием фактов и уважаемых мною иных мировоззрений. Я опишу устройство Мира, каким оно представляется именно мне и именно сейчас, постаравшись максимально абстрагироваться от изложения не моего мировоззрения. То, что мне очень трудно отделить от своего по причинам уже изложено в “Кибалионе“ и "Апокрифе Иоанна" .

Если отбросить естественное наличие внешнего влияния, то моё мировоззрение основано на тех фактах, и на множестве проверочных опытов, о которых у меня не было возможности писать. Опыты, на мой взгляд, были вполне научны, поскольку изначально выдвигалось конкретное предположение (гипотеза), которое подтверждалось или опровергалось экспериментом. Все полученные мною результаты я могу объяснить только, если человек живёт в мире, в котором должны быть истинны следующие утверждения:

1. Человек – это прежде всего душа.
2. Тело – это временная физическая оболочка человека.
3. Все люди хорошие.
4. Интеллект не может понимать духовное.
5. Человек живёт много раз.
6. Основная наша жизнь проходит в духовном мире.
7. Земная жизнь – это наказание.
8. Жизнь на Земле в виде человека – это большой успех.
9. Судьба существует.
10. Смерти нет.
11. Сатана – князь мира сего.
12. Земля – это Ад.
13. Бог есть Любовь, Истина и Свет.
14. Бог - вне времени.
15. Духовное постоянно влияет на материальное.
16. Верны все семь герметических принципов .

Я понимаю, что не все читающие согласятся, что на основе изложенного мною ранее можно делать подобные глобальные выводы, это, прежде всего, результат разницы в доверии к изложенному и незнания не изложенного. В целом не изложенного оказалось гораздо больше. К сожалению, я не поэт, чтоб передать все оттенки моих ощущений. Кроме того, вербализированное духовное есть полправды (которая хуже лжи), а в неизречённом виде всё пережитое всё ещё в моей голове, если душа располагается именно там. Таким образом, я предлагаю вам очень неточное мировоззрение, но зато в терминах понятных мышлению.

Жизненный путь человека основан на его мировоззрении.
Еще с детских лет закладывается его мироощущение и миропонимание, на основе которых в процессе жизни и формируется соответствующее мировоззрение.
Человек учится, работает и каким-то образом проявляется в социуме современного общества. И все же во Вселенной существует определенная система понятий и законов, которая помогает сформировать правильное мировоззрение, которое может принести лучшее качество жизни и удовлетворенность своим проживанием.

Что формирует Мировоззрение человека
Что формирует мировоззрение человека? Поскольку человеку приходится жить в материальном мире, то и его мировоззрение формируется на материальной основе, другими словами это материалистическое мировоззрение.

Однако такое мировоззрение, основанное на материальной стороне жизни, часто рушится, и оно не является стабильным.

Этот мир непостоянен и часто приносит много страданий человеку. Существует много болезней, некоторые со смертельным исходом. Или же происходит крах финансовой системы, потеря жилья, работы или своих близких.

Многие желания человека вообще не исполняются, и все это приносит страдания. Получается парадоксальная вещь, когда человек вроде бы рождается для счастья в этом материальном мире, но именно материальное и заставляет его страдать.

Вот здесь тяжелая жизненная ситуация, страдания, стрессы, невзгоды, потери, болезни и заставляют человека менять его мировоззрение, поскольку материальное неустойчиво и является страданием. Тогда идут поиски чего-то большего, более глубокого и более устойчивого.
Человек начинает интересоваться своим духовным развитием, обращаясь к своей Душе и устремляясь к Богу. Все это формирует мировоззрение человека, а в ряде случаев меняет его.

Смена мировоззрения не означает полный отказ от материального , потому что мало кто может стать отшельником. Дело не в отказе, а в гармоничном сочетании материального и духовного.

Слово «духовное» означает Дух, Душа или Бог. И потому духовное развитие означает проживание в Законах Бога или заповедях и проживание своей жизни в Любви к окружающему миру и самому себе. Таким образом формируется правильное мировоззрение.

Принципы Мировоззрения человека
Каковы же основные принципы мировоззрения человека? Существует такое понятие как Законы Бога и если мысли, слова и действия человека идут в нарушении Законов Абсолюта, то такие ситуации несут вред себе и окружающим, несут разрушение, а не созидание.


Все, что построено на злобе, на ревности, на жадности, на зависти и мести – разрушает Душу человека и делает его несчастным
. И это указывает на материальное мировоззрение человека, где сильно проявлен дуализм, недовольство и неприятие окружающего мира, когда существует борьба с окружающим миром и желание иметь все больше и больше.
Это гонка и суета в никуда, когда идут потери и проявляются различные болезни.

Нужно понять и основывать свое мировоззрение на том, что в этой жизни тело и личность принадлежат Душе, которая создала их для своих целей, для своей задачи духовного развития.

Имя человека, его фамилия, место проживания и род деятельности - все это принадлежит Душе. И основная сложность в том, чтобы личность человека служила Душе, а не эго. Потому что задачи Души на эту реинкарнацию – это жизнь по Законам Бога и на Любви к окружающим.

И соответственно личность тоже должна жить по таким Законам Творца, и таким образом, будут выполняться задачи на эту жизнь, и будет идти духовное развитие. И тогда жизнь такого человека гармонична, у него будет материальный достаток, будет здоровье и будет умиротворение и спокойствие в Душе. В этом и заключаются главные принципы мировоззрения человека.

Мировоззрение Космоса и Вселенной
Все Мироздание основывается на определенных законах, Законах Бога и Души. И все что создано во Вселенных, создано для счастья, самопознания и эволюции. Все это закладывает и основу мировоззрения человека.

Когда живые существа Космоса следуют Законам Творца, живут на любви к окружающему миру, то они быстро эволюционируют и практически не испытывают страданий. Поскольку каждая личность создана Душой и Богом, то она в ответе за свою жизнь и окружающий мир. Поэтому и основные принципы мировоззрения человека должны основываться на этом.

Чем больше человек отдает окружающему миру, тем больше он развивается духовно. Люди любят маленьких детей, потому что они несут в мир Свет, безусловную Любовь и очень много отдают в этот мир. Взрослые люди замыкаются на себе, на своем эго и мало отдают миру.

Что такое эго, эгоизм человека – это разделение с Душой , это одиночество, когда человек ощущает себя отдельной личностью, личностью отдельной от Души, от Бога, от Любви.

Чтобы начать жизнь целостную, необходимо признать свою Душу и устремиться к Богу, тогда личность начнет делать благо окружающим и благо именно бескорыстное. Вот есть такое слово благотворительность.

Почему нужно творить благо? А потому что есть потребность Души и это есть предназначение человека в его жизни – творить благо и уменьшать свои негативные качества . И это есть путь к Свету, путь к Богу и это путь эволюции и счастья. Это ведет к развитию человека, развитию духовности, развитию мировоззрения.
Когда человек делает благо, его Душа удовлетворена, и личность также будет спокойна и счастлива. В этом состоит целостность человека. Все страдания человека от его эгоизма и оторванности от своей Души.

Когда человек творит благо, его эгоизм разрушается, его одиночество разрушается, и его страдания разрушаются, да и откуда быть страданиям, если Душа наполняется Светом, удовлетворением и счастьем.

Жизнь на эгоизме – это потери, а жизнь в единстве со своей Душой - это приобретение. Таков золотой закон Восхождения, существующий во Вселенной. Правильное мировоззрение человека соответствует этому закону.

Заключение
Мировоззрение человека, его основа и принципы закладываются с детских лет. Мировоззрение человека должно служить его духовному развитию и развитию личности. И подлинное мировоззрение соотносится с Законами Творца, с проявлением любви в окружающий мир и это именно то, что лежит в основе всех Душ, и это то, что их объединяет.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top