Презентация к уроку "зона степей" с методической разработкой урока. Презентация на тему "зона степей" Природные зоны степей

Презентация к уроку

Урок окружающего мира. 4 класс.

Тема: Зона степей.

Цель: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей, развивать умения работать с картой, мышление, связную речь. учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников, прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности,

метапредметные:

регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, планировать для ее решения необходимые действия в сотрудничестве с учителем,

коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить связное высказывание,

познавательные: находить необходимую информацию, используя различные источники, анализировать, сравнивать и обобщать.

Предметные результаты: получат возможность научиться работать с учебником, картой, разными источниками информации.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, карта природных зон, презентация (ИКТ), толковый словарь, атлас – определитель.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний.

С какими природными зонами мы познакомились? Покажите на карте каждую природную зону.

Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?

Выполним тестовую работу.

1.Найди ошибочное высказывание.

    Лес – дом для растений, животных, грибов.

    Лес – источник древесины.

    Лес – место для захоронения отходов человеческой деятельности.

2.Укажи, за что лес называют «легкими планеты».

    За защиту водоемов

    За охрану почвы

    За очистку воздуха

3.Для чего вдоль дорог сажают деревья?

    Чтобы водитель не сбился с пути

    Чтобы очищать воздух вдоль дорог

    Чтобы вдоль дорог было красиво

    Чтобы вдоль дорог можно было собирать грибы

4.В тайге растут

    Пихты, ели, лиственницы

    Дубы, сосны, ели,

    Березы, липы, лиственницы

5.В Красную книгу России занесены животные леса

    Морж, розовая чайка, овцебык

    Стерх, кречет, сокол- сапсан

    Зубр, амурский тигр, жук-олень

6. Широколиственные леса представлены растениями

    Пихта, кедровая сосна, ель

    Дуб, клен, ясень, вяз

7.Какой заповедник находится в лесной зоне?

    Таймырский

    Приокско –Террасный

    Дальневосточный

8.Запиши значение леса в жизни человека, продолжив предложения

Дом для _______________________________________________________

Защитник ____________________________________________________

Место для _____________________________________________________

Источник _____________________________________________________

9.Выбери верные утверждения.

Экологические проблемы леса:

    Неумеренная охота, браконьерство, вырубка,

    Неблагоприятные погодные условия

    Лесные пожары

10.В какую погоду нельзя разводить костер

  • В холодную

Работа в парах. Взаимопроверка, взаимооценивание. (8 вопрос -2б. за правильный ответ, 1 –допущена ошибка)

А теперь сверьтесь с ответами. Правильно ли вы оценили? (11 б. -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, более -2).

Посмотрите на карту. Какая природная зона находится южнее зоны лесов? (лесостепи, степь. Правильно. Покажите на карте.

Выведение темы урока и целеполагание.

Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (Зона степей). Какие цели перед собой поставим, чтобы изучить новую природную зону? (определим на карте место расположения природной зоны, изучим климат, растительный и животный мир, узнаем экологические проблемы).

    Изучение нового материала.

Как мы уже сказали степная зона находится южнее лесной. Повлияет ли это на климат? Каким образом? (предположения детей).

Южнее лесных зон тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям расти трудно. Поэтому леса все чаще чередуются с безлесными участками, а затем и совсем исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а затем – зоной степей. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето теплое, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи, которые могут переходить в пыльные бури. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая напоить почву, испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

Физминутка.

А вот каким образом климат повлияет на растительный и животный мир вы исследуете самостоятельно. Разобьемся на группы: группа биологов, группа зоологов, группа экологов.

Группа биологов будет изучать растительный мир по плану (дается карточка):

Рассмотрим разнообразие растительного мира,

Приспособления растений к жизни в степи

Группа зоологов будет изучать животный мир по плану (дается карточка):

Рассмотрим разнообразие животного мира,

Приспособления животных к жизни в степи

Группа экологов определяет:

Как человек использует степи.

Экологические проблемы этой зоны.

Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?

Все группы используют для нахождения информации учебник, атласы – определители.

Выступление биологов.

Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но травянистых растений много. Они хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и засыхает их надземная часть. В луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. На смену тюльпанам и ирисам приходят злаковые растения (типчак, ковыль).

Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

Выступление зоологов.

В степях живут насекомые (кобылки, кузнечики), птицы (степной жаворонок, серая куропатка, журавль –красавка, дрофа), много грызунов (суслики, хомяки). От жары и хищников они могут спрятаться только в норах, т.к. нет деревьев. Грызунами питаются хищные птицы, звери. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, в ковре из травы.

Живут интересные пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

Окраска земли или растительности животным степи помогает прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно.

Выступление экологов.

В степях плодородные почвы - чернозем, поэтому их распахивают под посевы. Это главная экологическая проблема. На нераспаханных участках пасут скот. Иногда на одних и тех же участках пасут длительное время, происходит перевыпас. Это следующая экологическая проблема, т.к. разрушается почва, многие растения исчезают, страдают дикие животные.

Люди занимаются охотой в степной зоне. Сейчас существует запрет на охоту на редких животных, но этот запрет нарушается браконьерами. Браконьерство –следующая экологическая проблема.

Мир степей удивителен и богат. Поэтому его надо сохранить как и все другое на нашей планете для потомков. Необходимо по-умному распахивать степи под сельскохозяйственные угодья, планово вести выпас скота. Чтобы спасти журавля –красавку, их стали разводить в питомниках. На некоторых участках степей созданы заповедники. Например Ростовский, Оренбургский, Даурский.

А в какой зоне мы с вами живем? (в степной). Есть ли у нас заповедники в степной зоне? (Опукский заповедник)

V. Подведение итога урока.

С какой природной зоной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте.

Влияет ли климат на живую природу? Как?

Восстановите цепи питания (у доски 2 ученика)

…..- кобылка – степной жаворонок - ………

Типчак - ………- степная гадюка - ………

Составьте свою цепь питания (у доски желающие)

С каким настроением вы работали на уроке? (сигнальные карточки)

Домашнее задание. 1. Для всех - Стр. 110-117, пересказывать.

2.На выбор:

Нарисовать рисунок любого растения или животного, обитающего в степи,

Подготовить о любом растении или животном свое сообщение,

Подготовить сообщение, презентацию об Опукском заповеднике.

Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.

Общая характеристика степи

Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.

Природные зоны степей

Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь - это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.

Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.

Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.

Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.

Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников - лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.

Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Виды степей

Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.

. Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.

. Луговые , или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.

. Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.

. Пустынные , или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.

Климат степей

Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.

В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.

В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.

На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.

В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.

Окружающий мир в 4 классе УМК « Перспективная начальная школа»

Тема: Зона степей. Степь и человек.

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Придётся всем думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я Вас четвёртый год уж учу.
И знаю, что каждого ждёт свой успех,
А я, как всегда, болею за всех!

2. Актуализация знаний.
Работа по рядам
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 ряд: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

3. Погружение в проблему.
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
Чтение стихов учащимися
На все стороны путь
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор.

Это степная зона России

4. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.

5. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах
.

6. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы.
степь
1) климат
2) растительный мир

3) животный мир
4) занятия населения
5) экологические проблемы

Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – географы, 2 команда – биологи, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны?
Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).
Работа с учебником стр.95- 103 .
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.
(команды готовятся)
7. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте? Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги - не растут деревья
(учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов

(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

8. Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело
- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?(земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище - юрта.

Почему? (Там плодородные земли)
- Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

А в какой зоне мы с вами живём? (чтение стихотворения)
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

9. Работа в тетради с печатной основой.
- Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради.Откройте стр.32 и найдите задание 52, выполните его. Кому нужна помощь, я подойду.
Задания для тех, кто быстрее справится. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.
Растения хомяки степная гадюка
Растения насекомые серая куропатка степной орёл
Проверка.
10. Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней!
Ухватил за хвост, но, ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)
11. Выставление оценок.
12. Задание на дом

Подготовить доклады о растениях и животных степи

Выполнил:

Ученик 8 «Б» класса

Горланов Владислав

Слайд 2

Степи России

Степи - это безлесные пространства, они располагаются южнее зоны лесов в Европейской части России, на юге Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Слайд 3

Степи находятся южнее зоны лесов, тепла там вполне хватает. Но дождей выпадает недостаточно. Даже если их много, значительная часть их испаряется, деревьям достается мало. Деревья не растут в степях потому, что там сухо.

Слайд 4

Протяжённость степи с севера на юг в Европейской России - около 200 км. Климатические условия изменяются при движении с запада на восток; сибирские степи отличаются сухостью, суровой зимой и большой контрастностью температур сравнительно с европейскими.

Слайд 5

Увлажнение недостаточное и неустойчивое. Представители степной фауны отличаются приспособленностью к засушливому климату.

Слайд 7

Растения

Цветут красные маки, темно-малиновые пионы, розовый, белый и красный клевер, сине-фиолетовый шалфей, голубые фиалки, желтые тюльпаны, белые крокусы.

Весной степь напоминает красочный ковер.

Слайд 8

  • Почва очень плодородная. В результате деятельности мелких грызунов, насекомых, червей, образуется плодородный слой – перегной.
  • В южной степи царство ковылей. Они приспособлены к условиям засухи.
  • Долины рек, склоны и дно оврагов в этой природной зоне покрыты луговыми травами.
  • Слайд 9

    Животный мир

    • В зоне степей преобладают грызуны: хомяки, суслики, мыши полевки, питающиеся зерном.
    • Живут они в норках прячась от хищников: волков, лисиц, ласок, степных хорьков.
  • Слайд 10

    • В степи встречаются дрофы, куланы.
    • Дрофы занесены в Красную книгу.
    • Грызунов выслеживают хищные птицы – степные орлы и ястребы.
    • В степной траве устраивают гнезда перепела, куропатки, жаворонки.

    Животный мир

    Слайд 13

    • Чтобы уберечь посевы от сильных ветров, люди сажают в степях защитные лесополосы.
    • На поливных землях зреют арбузы, дыни, тыквы.
    • В садах собирают богатые урожаи яблок, груш, слив, черешни, абрикосов.

    1.Создать образ у учащихся о природной зоне степей, через особенности географического положения родного края. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 1.Создать образ у учащихся о природной зоне степей, через особенности географического положения родного края. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 2.Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы 2.Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы 3. Через форму урока содействовать умению работать в коллективе. 3. Через форму урока содействовать умению работать в коллективе.


    Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Как живет человек? Что бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на карту. Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Как живет человек? Что бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на карту.



    Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно- Сибирской равнине. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно- Сибирской равнине.


    Климат степей. 1. Расположение солнца на небе. 2.Расстояние от Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Очень красива степь весной. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Очень красива степь весной.






















    Какие животные живут рядом с насекомыми? Какие животные живут рядом с насекомыми? Где гнездятся птицы? Где гнездятся птицы? Каких размеров животные степи? Где живут. Каких размеров животные степи? Где живут. Есть ли в степи хищники. Есть ли в степи хищники. Что особенного в окрасе животных степей Что особенного в окрасе животных степей





















    31 4. Рефлексия. Условные обозначения +,- Выслушав утверждения ответе на них знаками + если согласны и - если нет. 1.Зона степей протянулась с запада на восток России. 2. В степи холодное лето и жаркая зима. 3. В степи зимой полярная ночь, летом - полярный день 4.Растения степи только травянистые. 5. У растений степи корень представлен корнями- луковицами, длинным корневищем, корнями пучками. 6.Окраска животных степей яркая, броская, заметная издали. 7. Жаворонок степная птица. 8. В Красную книгу занесены: степной орел, дрофа, кузнечик. 9. В степи нет экологических проблем.


    34


  • Самое обсуждаемое
    Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
    2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
    Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


    top