Применение компьютера в профессиональной деятельности человека. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Области применения компьютеров в современном мире

Применение компьютера в профессиональной деятельности человека. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Области
применения компьютеров в современном
мире

В настоящее время широкую огласку получила всемирная компьютерная сеть Internet - это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров. Зародышем ее была распределенная сеть ARPAnet, которая была создана по заказу Министерства обороны США для связи между собой компьютеров этого министерства.

Разработанные принципы организации сети оказались настолько удачными, что многие другие организации, особенно университеты и государственные учреждения, стали создавать собственные сети.

Простота использования этой службы привела к тому, что в Internet стал подключаться самый массовый пользователь - домохозяйки и бизнесмены, преподаватели и студенты и т.д.

Следующей сферой применения компьютеров стала промышленная индустрия. Создание высоконадежных систем управления позволило повсеместно автоматизировать процессы изготовления различных товаров, оборудования, линии сборки в автомобильной промышленности. Процессы автоматизации позволили сократить участие человека в процессе производства до минимума.

Одной из самых дорогих и трудоемких сфер использования компьютеров является военная сфера. Эта сфера, с самого начала создания компьютерных систем, шла несколько иным путем. В ней компьютер всегда выступал как оружие или, по крайней мере, как средство управления оружием. В результате этого появились системы управления и наведения ракетными комплексами, наземными и подводными видами оружия. Появились системы обнаружения, отслеживания и поражения вероятного противника.

В быту на основе компьютерных технологий появились так называемые вещи с ограниченным интеллектом. Таким интеллектом обладает почти вся бытовая аппаратура последнего поколения: стиральные машины, телевизоры, видеомагнитофоны, аудиоаппаратура, микроволновые печи и т.д.

В самих компьютерах произошли значительные изменения. Добавились различные устройства позволяющие слышать музыку, просматривать видеофильмы и т.д. Одним из последних достижений в бытовых персональных компьютерах стало создание звукового редактора текста. Если раньше текстов водился в основном с клавиатуры, то после массового выпуска этого редактора, текст можно будет вводить голосом.

Благодаря быстродействию компьютеров появились электронные переводчики, обладающие к тому же памятью на десятки тысяч слов и выражений. Такой переводчик в течение нескольких секунд может переводить тексты и выражения, облегчая общение между людьми говорящими на разных языках.

В сфере правоохранительных органов компьютер значительно облегчил идентификацию и поиск преступников. Если раньше идентификация преступника по отпечаткам пальцев занимала от нескольких часов до нескольких недель, то сейчас, благодаря компьютеризации и созданию базы данных, эта операция занимает всего несколько секунд или минут.

В киноиндустрии компьютер позволил создавать такие эффекты, о которых раньше и не задумывались.

В банковских и складских учетах применение компьютеров в проведении банковских операций - платежи, перевод денежных средств, оформление вкладов, платежи через информационные киоски по пластиковой карточке, снятие денежной наличности по пластиковой карточке в банкомате и т.д.

В архитектурной деятельности - проектирование новых зданий и сооружений, создание чертежей и трехмерных изображений, конструкций, разработка дизайна помещений, окружающего ландшафта, моделирование расстановки мебели.

Таким образом, можно с уверенностью сказать что компьютер, целиком и полностью затрагивает все аспекты жизни человека и является неотъемлемым участником в процессах развития различных сфер применения.

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

проектные и научно-исследовательские институты, производственные и промышленные предприятия, производящие или эксплуатирующие средства вычислительной техники.

вычислительные центры, лаборатории, отделы учреждений и организаций, создающие и использующие в профессиональной деятельности программные средства.

Профессиональные функции специалиста:

программировать с учетом ресурсов и возможностей средств вычислительной техники.

проводить отладку и экспериментальную проверку отдельных этапов работы.

осуществлять поиск и оптимальный выбор разработанных программных средств, необходимых для создания программного обеспечения.

разрабатывать и оформлять документацию на созданные программные средства.

участвовать в планировании деятельности подразделения.

составлять и оформлять деловую документацию.

оказывать консультативные услуги по вопросам применения компьютерной техники и программных средств.

обеспечивать необходимый уровень защиты информации.

обеспечить оперативное накопление и систематизацию показателей нормативного и справочного фонда и вносить необходимые изменения в рабочую документацию.

рассчитывать длительность производственного цикла, основные нормы труда и показатели использования производственных фондов.

выполнять в процессе эксплуатации вычислительной техники требования охраны труда, пожарной безопасности, обеспечивать выполнение требований энергосбережения.

Реферат

по дисциплине

«ИКТ в профессиональной деятельности»

Возможности использования персонального компьютера на уроках.

Выполнила:

Жамкина Ю.Н.

Омск – 2016

План.

Введение с.3

Глава 1. Персональный компьютер как средство обучения, воспитания и развития

1.1.Психологические особенности использования персонального компьютера в обучении с.5

1.2.Персональный компьютер как основное средство информационно-коммуникационных технологий в обучении с.8

1.3.Структура учебной деятельности при компьютерном обучении с.11

1.4.Методы организации обучения с применением персонального

компьютера с.13

1.5.Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером с.15

Глава 2. Формы использования персонального компьютера на уроках

2.1. Презентации с.16

2.2. Электронные учебники с.17

2.3. Дидактические материалы с.17

2.4. Учебные программы - тренажеры с.17

2.5. Системы виртуального эксперимента с.18

2.6. Программные системы контроля знаний с.18

2.7.Электронные учебники и учебные курсы с.18

2.8.Обучающие игры и развивающие программы с.19

Заключение с.20

Список литературы с.21

Введение.

Начало XXI в – это период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватившего все страны мира. Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от человека умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. требует коммуникационного взаимодействия и сотрудничества, толерантности.

Неограниченный доступ к информации существенно меняет возможности коммуникации, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции.

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов подразумевает компетентностный и системно - деятельностный подход в образовании. Переход от простой передачи знаний к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебной деятельности. Образовательные технологии, реализующие основные идеи системно - деятельностного подхода: информационные технологии, т ехнологии учебного исследования, технологии учебного проектирования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Инструментарием УУД являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Формирование ИКТ - компетентности учащихся требует от учителя педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ.

Применение ИКТ позволяет учителю и учащимся выстраивать индивидуальную и коллективную траекторию обучения.

«Компьютерные технологии можно трактовать в узком и широком смысле слова. Первое означает применение компьютера как средства обучения, второе – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе»

Огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе дидактический материал, несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения. Компьютер - это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов обучения, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.

Диапазон использования компьютера в обучении очень велик. Он используется как информационная система, помогающая решать конструкторские, технологические, экономические, экологические вопросы; как источник знаний; как инструмент поиска информации для разработки проектов; как средство управления технологическими машинами; для существенного расширения наглядности обучения; для объяснения материала; закрепления знаний; выполнения практических работ; оперативного контроля над усвоением учащимися знаний и умений; как объект изучения, а также для обучающих игр.

В настоящее время компьютерные игры применяются как инструмент диагностики и реабилитации детей с ОВЗ: в коррекции навыков устной и письменной речи, зрения, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.

В настоящее время при поступлении на работу требуется минимальный запас знаний и умений работы на персональном компьютере хотя бы на пользовательском уровне.

Рассмотрим возможности применения компьютера на уроке.

Глава 1. Персональный компьютер как средство обучения, воспитания и развития.

    1. Психологические особенности использования персонального компьютера в обучении.

Связь психологических исследований с разработками в области ИКТ возникла задолго до появления компьютеров. Формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса.

Позднее появились психологические разработки алгоритмического и программированного обучения. Основным теоретическим источником современного компьютерного или автоматизированного обучения следует считать программированное обучение. Идея программированного обучения принадлежит американскому профессору психологии Б.Ф.Скиннеру. Он впервые выступил с этой концепцией в 1954 году. При ее создании Б.Ф.Скиннер опирался на бихевеористскую психологию. Суть идеи программированного обучения заключалась в "призыве повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем".

Для программированного обучения характерна такая организация обучения, в процессе которой осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства.

Разновидности программируемого обучения.

    Линейное программированное обучение ( Б.Ф. Скиннер), по мнению автора,

имеет следующие особенности:

    учебный материал разбивается на определенные взаимосвязанные дозы, которые последовательно предъявляются учащимся;

    вопросы не очень трудные, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

    учащиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию;

    учащиеся сразу же информируются о том, правильны или ошибочны их ответы;

    обучающиеся проходят по очереди все рамки программы в удобном для себя темпе;

    одна и та же мысль повторяется в различных вариантах и нескольких рамках программы, чтобы избежать механического запоминания.

    Разветвленное программированное обучение ( Норман А. Кроудер) основано

на выборе одного правильного ответа из нескольких данных. По мнению автора, это требует от учащихся больших умственных способностей, а ошибки - это возможность обнаружить недостатки в знаниях, выяснить, какие проблемы были уяснены недостаточно.

Постепенно линейное и разветвленное программированное обучение уступили место смешанным формам.

После внедрения компьютеров в практическую деятельность был осуществлен переход от теоретических к экспериментальным исследованиям.

Постепенно, в связи с бурным развитием техники, появились принципиальные отличия между программированным и компьютерным обучением. Компьютер существенным образом изменил управление учебной деятельностью.

Компьютер рассматривается в контексте информационных технологий обучения. “Компьютеризация воздействует на развитие не только познавательной, но и мотивационной, эмоциональной сферы личности, ее самосознания. Может ли компьютер способствовать развитию творческого мышления? Безусловно, да. Однако для этого нужно: а) ясно формулировать именно эту цель обучения с использованием компьютера; б) проверять, достигается ли эта цель; в) максимально использовать психологические знания о путях и методах достижения этой цели”

Однако, уже известно, что компьютеризация может привести к негативным последствиям именно в сфере реализации воспитывающей функции обучения (например, компьютерная наркомания).

В настоящее время одним из важных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании.

    1. Персональный компьютер как основное средство информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Средства обучения - разнообразные предметы, объекты, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения.

Клюева Н.В. указывает наиболее важные области применения ИКТ в образовании:

    управление образованием;

    информатика как цель обучения (подготовка специалистов в области ИКТ и пользователей - учителей и учащихся);

    к омпьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания.

Именно последнее, по мнению Клюевой, считается в настоящий момент наиболее важным и интенсивно развивающимся, так как ведется интенсивная работа по внедрению компьютеров в образование. «Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию)»

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер уникален по своим возможностям. Он находит применение на любом учебном предмете и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения, выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценивания знаний учеников. Компьютер, в отличие от учителя, «оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. … лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку».

Рассмотрим основные достоинства использования компьютера в обучении, которые выгодно отличают его от прежде известных обучающих машин и технических средств обучения:

    активно вовлекает учащихся в учебную деятельность;

    повышает интерес, мотивацию учеников к обучению , привлекательность обучения ;

    направляет действия учеников и сам управляется под их воздействием;

    способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности,

позволяет им увидеть результат своей деятельности;

    обладает огромными возможностями по визуализации и моделированию информации (хорошие графические, иллюстративные возможности);

    позволяет демонстрировать процессы различной природы, как статические, так и динамические , которые невозможно увидеть в реальных условиях (тем более в классе), н аглядно представить образ того, что не имеет наглядности на самом деле (например, эффекты теории относительности) ;

    позволяет сместить акценты от теоретических знаний к практическим;

    прост в управлении, имеет гибкие языки программирования;

    имеет интерактивный (диалоговый) режим работы (действие человека – реакция компьютера - действие человека - реакция компьютера), стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты;

    повышение информационной обеспеченности (с использованием ИКТ расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять доступ к различной информации, накопление, хранение, обмен и тиражирование ее);

    введение игровых компонентов;

    дает возможность повысить самостоятельность обучения (без непосредственного участия учителя, выполняя домашние задания);

    индивидуализирует обучение (выбор тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика , каждый ученик работает за своим компьютером, может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы).

Более глубокий учет индивидуальных особенностей учащихся может осуществлять компьютерная программа (педагогическое программное средство - ППС), с помощью которой ведется обучение.

ИКТ привносят изменения в учебную деятельность: осуществляется переход от репродуктивного обучения к креативной модели обучения. Это переход от «передачи» готовых знаний к моделированию жизненной ситуации (проблемы) или процесса, когда с помощью нового технологического и технического обеспечения, учащиеся под руководством учителя применяют свои знания, проявляют творческие способности при анализе ситуации и выработке решения проблемы).

Применение информационных технологий может осуществляться во всех составляющих учебной деятельности:

    уроки;

    внеурочная деятельность;

    элективные курсы;

    домашняя работа;

    дистанционное обучение;

    олимпиады, конкурсы для учащихся и учителей.

При этом всегда необходимо помнить - суть компьютеризации учебной деятельности состоит не только в применении компьютера в той или иной ситуации.

    1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении.

К компьютерным урокам относятся уроки, на которых полностью или частично освоение темы учащимися осуществляется посредством применения компьютера. Главной особенностью таких уроков является переопределение потоков информации - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения.

Можно использовать компьютер на традиционных и нетрадиционных уроках, различных по содержанию и организации.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования компьютера (по Козленко А. Г.):

    компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе и проектор;

    компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

    компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютер на уроках используется с разными целями и выполняет разные функции: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения.

Компьютер может быть использован на любом этапе урока, как в групповом, так и в индивидуальном режиме :

    самостоятельное обучение с помощью учителя - консультанта;

    фрагментарное, выборочное использование на уроке;

    выполнение самостоятельных работ;

    творческая проектная работа учащихся;

    использование компьютера для вычислений, построения графиков;

    использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы.

Выделяются основные задачи, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

    дидактическая (учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и т.д.);

    методическая (методы организации обучения с использованием компьютера в данной теме, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели);

    организационная (выработка и закрепление у учащихся навыков работы с учебной программой, исключение перегрузок учащихся и нерациональную трату учебного времени).

Решить организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учащихся. Эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение видов работы в подгруппах и ряда других мер.

Факторы, влияющие на структуру урока:

    цель урока и определяемый ею тип урока;

    численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

Возможны следующие схемы проведения урока с использованием компьютера:

    посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (если учащихся больше, чем компьютеров;

    парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре (при этом количество учащихся не более чем в два раза может превышать количество компьютеров);

    каждый учащийся за индивидуальным компьютером;

    индивидуальная работа учащегося дома (над индивидуальным проектом);

    зачетная работа.

    1. Методы организации обучения с применением персонального компьютера.

Урок с применением компьютера имеет особые цели, формы и методы.

В обучении применяются следующие методы:

    объяснительно – иллюстративный;

    репродуктивный;

    проблемный;

    исследовательский. [ 8 ]

Первые два метода предполагают усвоение учащимися знаний, которые сообщаются учителем или компьютером, и организацию деятельности учащихся по воспроизведению изученного и применению полученных знаний в сходных ситуациях. Сочетание данных методов с применением компьютера позволяют улучшить качество обучения, но радикально не изменяет.

При проблемном методе обучения главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. Компьютер используется для постановки и поиска способов разрешения проблемы. В процессе обучения предполагается решение разных задач на основе полученных знаний, а также поиск и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. Важное место в данном случае отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу и передаче информации.

Применение исследовательского метода, метода проектов предполагает самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность учащихся. А применение компьютера расширяет возможности доступа к различной информации, проведения исследований, экспериментов, наблюдений и измерений, литературных изысканий , дает возможность воздействия на объект исследования - моделировать, составлять отчет, представлять результаты наблюдений и измерений, обмениваться сообщениями по электронной почте с классами в других городах и даже странах, параллельно выполняющими такой же проект, способствует формированию информационной культуры учащихся.

Итак, компьютер является средством повышения эффективности учебной деятельности. Однако, использование компьютера без учета особенностей психических процессов, несоблюдение режима работы за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье учащихся и учебную деятельнось в целом. « Компьютер может быть как средством более полного освоения мира, так и средством ухода от него».

    1. Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.

Длительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать:

    для учащихся в I - IV классах - 15 мин;

    для учащихся в V - VII классах - 20 мин;

    для учащихся в VIII - IX классах - 25 мин;

    для учащихся в X - XI классах на первом уроке 30 мин, на втором - 20 мин.

Оптимальное количество уроков с использованием компьютера в течение дня:

    для учащихся в I - IV классов составляет 1 урок;

    для учащихся в V - VIII классах - 2 урока;

    для учащихся в IX - XI классах - 3 урока.

В течение недели количество уроков с использованием ЭОР в младших классах не должно превышать 3 - 4, в старших - 4 - 6 уроков.

Время проведения компьютерных игр не должно превышать:

    10 мин для учащихся II - V классов;

    15 мин для учащихся VI - XI классов.

Уроки, независимо от возраста учащихся, должны проводиться в присутствии учмтеля.

Допустимая продолжительность видео, аудиовизуальных и интерактивных ЭОР:

    для учащихся I - II классов составляет 7 - 15 мин;

    для учащихся в III - IV классах - 15 - 20 мин,

    для учащихся в V - XI классах - 20 - 25 мин.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием средств мультимедиа не шли один за другим.

Большое внимание уделяется правильной установке в кабинете мультимедийного проектора и экрана.

Глава 2. Формы использования персонального компьютера на уроках.

Выделяются три основные формы использования компьютера в обучении:

    компьютер как тренажер;

    компьютер как репетитор;

    компьютер как устройство, моделирующее ситуации.

Необходимо применение разнообразных форм учебной деятельности: фронтальная, групповая или парная работа учащихся по овладению конкретными учебными умениями, проблемные ситуации, дидактические, ролевые игры, консультационная работа, разнообразные интересные устные и письменные задания.

Компьютер не должен становиться самоцелью, а быть очень эффективным средством повышения качества учебной деятельности.

Выделяются восемь типов компьютерных средств, используемых на уроках на основании их функционального назначения (по Дворецкой А.В.):

    1. Презентации.

Это электронные диафильмы, включающие в себя, в зависимости от целей и содержания урока, анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программы Power Point или Open Impress. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Можно выделить четыре основных цели презентации:

    создать мотивацию – обеспечить стимул, который придаст такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтоучащиеся захотят действовать.

    сообщить информацию - дать ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты;

    научить - связать знания или информацию с имеющимся опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие;

    развлечь - создать у учащихся позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние;

Большинство презентаций могут преследовать сразу несколько целей или даже все.

Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в системе взаимодействия учителя и учащегося.

    1. Электронные энциклопедии.

Электронные энциклопедии являются аналогами обычных «бумажных» энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. Однако, они обладают дополнительными возможностями:

    имеют удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

    удобную систему навигации на основе гиперссылок;

    возможность включать в себя аудио - и видеофрагменты.

    1. Дидактические материалы .

Э то сборники задач, диктантов, упражнений, примерных рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

    1. Учебные программы, тренажеры.

Они выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Учебная программа - это не книжка на экране. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна моделировать учебную ситуацию, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа представляет материал в естественном виде. Идеальной программой является та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Перед использованием любой компьютерной программы учитель должен изучить ее, учитывая следующие аспекты:

    психологический (как повлияет данная программа на мотивациюучащегося, его познавательный интерес, на его отношение к предмету, на желание работать с техникой);

    педагогический (отвечает ли данная программа общей направленности школьного предмета и способствует ли выработке у учащегося правильных представлений об окружающем мире, не противоречит ли она нравственным нормам);

    методический (правильно ли в данной программе подается материал, оправдан ли выбор предлагаемых заданий, будет ли она способствовать лучшему усвоению материала);

    Организационный (насколько рационально планируются уроки с использованием компьютера и информационных технологий, достаточно ли отводится времени на работу с компьютером для выполнения заданий, соблюдается ли гигиенические нормы).

    1. Системы виртуального эксперимента .

Это программные комплексы, позволяющие учащемуся проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное - они позволяют учащемуся проводить такие эксперименты, которые были бы невозможны в реальных условиях класса по соображениям безопасности, времени и т.п. Недостаток подобных программ - естественная ограниченность модели, за пределы которой, в рамках своего виртуального эксперимента. обучаемый не может выйти.

    1. Программные системы контроля знаний .

К ним относятся опросники и тесты. Они имеют как достоинства, так и недостатки. Достоинство - быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Недостаток - негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

    1. Электронные учебники и учебные курсы .

Объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

К примеру, учащийся сначала смотрит обучающую презентацию, затем, на основе знаний, полученных при просмотре презентации, выполняет виртуальный эксперимент (система виртуального эксперимента). На этом этапе урока учащийся может воспользоваться электронным справочником или энциклопедией, а в завершении учащийся отвечает на вопросы, решает несколько задач, выполняет упражнения (программные системы контроля знаний).

    1. Обучающие игры и развивающие программы .

Это интерактивные программы с игровым сценарием. В процессе игры учащиеся, выполняя разнообразные задания, развивают тонкие двигательные навыки, память, внимание, пространственное воображение, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре. В психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна: она формирует определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных психических качеств и т.д.

На современном этапе глобальной компьютеризации учителя стоят перед необходимостью освоения новых компьютерных технологий обучения. Должны уметь осуществлять компьютерную поддержку на уроке, использовать мультимедиа, электронные учебники, применять Интернет-ресурсы, электронно - образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), пользоваться электронной почтой.

Заключение.

Компьютер в совокупности с программным обеспечением и другими средствами имеет широкие возможности применения на уроке. Он является незаменимым помощником учителю при подготовке и проведении уроков с использованием ЭОР, ЦОР, Интернет – ресурсов и других средств, для работы по самообразованию, повышению квалификации.

Однако, компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, их живого и эмоционального общения. Иначе образование утратит гуманитарный аспект. Компьютер должен содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний.

Таким образом, применение компьютера предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, освобождающей значительную часть его времени для общения.

Список литературы.

    Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

    Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.

    Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. Изд-во Московского университета, 1969. ─ 134 с.

    Тихомиров О.К. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения // Вопросы психологии. 1986, №5.

Сложно представить современный мир без информационных технологий. Они используются практически во всех сферах в виде специализированного оборудования, программного обеспечения, игровых проектов и т.п. Практически все профессии связаны с компьютером в большей или меньшей степени.

В частных и государственных организациях компьютеры уже стали неотъемлемой частью трудового процесса, за счет чего удалось ускорить взаимодействие сотрудников, уменьшить бюрократию. По этой причине информационные технологии так популярны среди работодателей.

Профессии, связанные с компьютером, могут заинтересовать еще и потому, что являются перспективными и прибыльными. Все сферы деятельности, в которых задействованы так или иначе информационные технологии, перечислять не стоит, так как их очень много. В данном обзоре будут рассмотрены некоторые профессии, связанные с компьютером.

Программирование в сети

С каждым годом образовательные учреждения покидает огромное число web-программистов. Однако спрос на квалифицированных работников не только не уменьшается, но и увеличивается. Но этим характеризуются многие профессии, связанные с компьютером.

Чтобы работать в данной сфере, необходимо уметь создавать интернет-проекты, внедрять, оптимизировать коды, разрабатывать скрипты, заниматься написанием разнообразных интерфейсов и понимать, что представляют собой базы данных.

Следует сразу отметить, что для освоения данной профессии вовсе не обязательно получать соответствующее образование. Развить навык можно и за счет самообучения. Благо, учебные материалы находятся в открытом доступе. Главное, чтобы было желание развиваться в этой сфере деятельности. В данной профессии ценятся знания и навыки, диплом же не играет особой роли.

Следует также отметить, что данная профессия требует постоянного развития навыков, изучения учебных материалов. Связано это с тем, что с появляются новые языки программирования или же совершенствуются уже имеющие. И без постоянного обучения специалист просто потеряет квалификацию.

Художники всемирной паутины

Профессии, связанные с компьютером и интернетом, можно включать в отдельные списки. Но стоит поговорить о WEB-дизайнерах. Чтобы стать высококвалифицированным специалистом в этой области, требуется иметь художественный вкус, отличаться креативностью. Не обойтись и без навыков программирования. Хоть в минимальном объеме, но они все же нужны. Специалист, работающий в данной сфере, занимается формированием страниц для интернет-проектов, их оформлением.

В основные обязанности входят:

  • работа над оформлением сайтов;
  • отрисовка макетов;
  • подборка форматов, цветов, размеров разнообразных компонентов сайтов;
  • разработка интерфейсов, логотипов, фирменного стиля.

О блестящем карьерном росте можно даже и не думать, так как в этой сфере деятельности его как такового не наблюдается. Однако всегда можно перейти в смежные профессии, связанные с компьютерами. Следует отметить, что данная специальность хорошо оплачивается и является достаточно перспективной.

ERP-консультант

Современное предпринимательское дело не обойдется без постоянного развития, без внедрения новейших систем управления, без повышения производительности. Вряд ли получится добиться больших высот за счет стандартной оптимизации бухгалтерского учета.

Чтобы бизнес развивался и приносил прибыль, не требуется забывать и про такие составляющие, как управление персоналом, финансовый отдел, поставки и сбыт. Держать во внимании требуется огромное число самых разных факторов и аспектов. В этом помогут системы, которые позволяют связывать воедино учет абсолютно всех процессов в компании. Именно они и называются ERP. А для работы с ними необходим квалицированный специалист.

В обязанности ERP-консультантов входит:

  • анализ особенностей бизнес-процессов;
  • поиск и устранение недостатков;
  • поиск возможностей для совершенствования предпринимательской деятельности;
  • создание моделей, которые помогут поднять бизнес на новую ступень;
  • разработка ТЗ;
  • внедрение новейших модулей в уже имеющиеся системы;
  • поддержка системы в работоспособном состоянии, обучение сотрудников.

Системный администратор

Профессии, связанные с информатикой и компьютером, достаточно разнообразны. Следует выделить такую должность во многих компаниях, как системный администратор.

Данный сотрудник должен обеспечивать работу компьютерного оборудования, сети и серверов. Также в его должностные обязанности входит предоставление и ограничение доступа к разнообразным ресурсам.

Очень сложно стать хорошим специалистом, если нет стрессоустойчивости, ведь придется ежедневно сталкиваться с разными ошибками, искать пути их устранения. Свою лепту вносит и рутинность данной работы. Из-за потери концентрации со временем может появится и апатия.

Также среди основных черт системного администратора следует выделить внимательность и терпение. Без всего этого добиться больших успехов в данной профессии чрезвычайно сложно.

Тестировщик

Тестирование ПО - достаточно важная задача, с которой справиться могут далеко не все. Тестировщики - специалисты, которые способны отыскать в программном обеспечении ошибку и исправить ее. Высококвалифицированные кадры требуются многим компаниям, основной специализацией которых является разработка программ, интернет-проектов, игр.

Карьерный рост в данной профессии возможен. Однако для этого придется изучать иностранные языки. Связанно данное обстоятельство с тем, что многие компании-разработчики ориентированы в первую очередь на западный сегмент.

Тестировщик обязан:

  • хорошо разбираться в операционных системах;
  • уметь моделировать поведение пользователей, чтобы выявить ошибки программного обеспечения;
  • составлять всю необходимую документацию.

Подобные виды профессий, связанных с компьютером, вызывают многочисленные споры. Некоторые специалисты считают, что тестировать слишком скучно и нудно. Но есть и те, кто способен отыскать творческие моменты даже в такой сфере деятельности.

Фотограф

Фотограф - профессия, с которой так или иначе связаны практически все, хоть и на любительском уровне. Конечно, чтобы сделать фотографию, требуется только фотоаппарат. Однако обработка и распечатка снимков невозможны без компьютеров.

Чтобы стать хорошим фотографом, не обязательно получать соответствующий диплом. Естественно, его наличие будет огромным плюсом, однако и без него репутация не пострадает. В связи с огромным количеством разнообразной аппаратуры число фотографов возросло многократно. Трудиться в данной сфере можно, как на любительском, так и на профессиональном уровне.

Мастера печатного слова

В современных условиях большую популярность стали набирать такие профессии, связанные с работой на компьютере, которые подразумевают набор текстов. Это может быть рерайт или копирайт. В первом случае речь идет о простом переписывании уже имеющихся статей, во втором - о создании оригинальных текстов, личных, что является более сложной задачей, так как требуются хорошие знания в той или иной области.

Естественно, с писательством данные профессии никак не связаны. Заработок копирайтера и рерайтера будет во многом зависеть от профессионализма. Сыграть определенную роль может и наличие портфолио. Чтобы добиться больших высот, придется приложить немало усилий.

Еще несколько сфер деятельностей

Список профессий, связанных с компьютером, достаточно велик. Некоторые были описаны подробно выше. Стоит привести в качестве примера еще несколько интересных сфер деятельности, где информационные технологии играют далеко не последнюю роль.

  1. IT-евангелист - сфера деятельности, которая тесно связана с продвижением программных продуктов.
  2. Гейм-дизайнер - специалист, работающий над созданием игровых проектов. Он отвечает в первую очередь за оформление, креатив.
  3. Киберспортсмен - человек, участвующий в компьютерных играх на профессиональном уровне.
  4. Модератор форума - специалист, который следит за работой форумов, общается с пользователями. Он должен контролировать соблюдение правил и рекомендаций на определенном интернет-ресурсе.
  5. Программист - специалист, который занимается написанием компьютерных программ.

Заключение

С каждым днем появляются новые профессии, связанные с компьютерами. Выше были перечислены только основные, востребованные сегодня. Однако нет никаких сомнений в том, что с каждым днем будут появляться все новые и новые сферы деятельности, в которых будут использоваться информационные технологии. Надеемся, что данный обзор ответил на вопрос о том, какие профессии связаны с компьютером.

Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь человека.

Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Области применения ЭВМ непрерывно расширяются.





Банковские операции с использованием вычислительной техники
Компьютеры в сельском хозяйстве
Компьютер в медицине
Компьютер и инвалиды
Компьютер в сфере образования
Компьютеры на страже закона
Компьютеры в искусстве
Компьютеры дома
Компьютеры как средство общения людей Об информации, информатизации и защите информации

ЭВМ в магазинах самообслуживания

Представьте себе, что идёт 1979 год и вы. Вы работаете неполный рабочий день в качестве кассира в большом универмаге. Когда покупатели выкладывают отобранные ими покупки на прилавок, вы должны прочесть цену каждой покупки и ввести её в кассовый аппарат. Бывает, что на каком-то изделии цена не обозначена, и тогда вам приходится спрашивать её у контролёра. Это, конечно, замедляет процесс расчётов покупателями… А теперь вернёмся в наши дни. Вы по-прежнему работаете кассиров и в том же самом универмаге. Но как много здесь изменилось. Когда теперь покупатели выкладывают свои покупки на прилавок, вы пропускаете каждую из них через оптическое сканирующее устройство, которое считывает универсальный код, нанесённый на покупку. Универсальный код – это серия точек и цифр, по которым компьютер определяет, какое изделие покупателя; цена этого изделия хранится в памяти компьютера и высвечивается на маленьком экране, чтобы покупатель мог видеть стоимость своей покупки. Как только все отобранные товары прошли через оптическое сканирующее устройство, компьютер немедленно выдаёт общую стоимость купленных товаров. В этом случае окончательный расчёт с покупателями происходит намного быстрее, чем при использовании кассового аппарата.

Применение компьютера не только позволяет существенно ускорить расчёт с покупателями, но и даёт возможность всё время держать под контролем количество проданного и имеющегося в наличии товара.

Очевидно, что в недалёком будущем компьютеры станут играть ещё большую роль в жизни универсамов и их покупателей. В Японии уже существуют универсамы, где современная техника применяется для выполнения большинства операций, которые всегда выполнялись людьми. Так, роботы управляют паркованием машин на специальной стоянке возле универсама, приветствуют покупателей при входе в магазин(6 тысяч человек в день) и сообщают им о проводимой продаже по сниженным ценам. Даже мясной отдел имеет своего робота, который выполняет желания покупателей меньше чем за минуту. В тележки для продуктов вмонтированы калькуляторы, чтобы покупатель мог быстро ориентироваться в том, на какую сумму он отобрал продукты. Компьютер регулирует освящение и кондиционирование воздуха в помещении универсама. Оптическое сканирующее устройство ускоряет расчёт с покупателем и ведёт учет проданных и оставшихся в наличии товаров. При универсаме есть также комната, в которой детишки могут смотреть видеофильмы пока их родители делают покупки.


О компьютерных профессиях

Как это было раньше

Электронные вычислительные машины появились в середине 40-х годов нашего века. Первой в мире считается ЭНИАК, созданная в 1946 году в США. В Советском Союзе первая машина начала работу в 1951 году, называлась она МЭСМ (Малая Счетная Электронная Машина). Честь ее создания принадлежит группе С. А. Лебедева, впоследствии знаменитого академика, которого называют отцом отечественной вычислительной техники.

Первые ЭВМ были уникальными установками, и круг специалистов, умевших заставить их решать сложные вычислительные задачи, оставался очень ограниченным. Программирование выполнялось на уровне машинных команд, то есть машине нужен был подробный и детальный список операций, которые должны были выполнять все ее узлы. Команды кодировались числами, представленными в восьмеричной, шестнадцатиричной или двоичной системе. От программиста требовалось не только знание множества деталей, связанных с устройством машины, но и большая интуиция, изворотливость ума, чтобы втиснуться в прокрустово ложе весьма скромных, по современным понятиям, возможностей электронной машины.

Процесс кодировки программ шел очень медленно, появлялось большое количество ошибок, и класс программиста определялся его умением быстро находить собственные промахи. В то время возникли два рода специалистов - алгоритмисты и программисты -кодировщики. В задачу алгоритмиста входило точное описание выбранного метода вычислений, в задачу программиста - кодирование алгоритма на цифровом языке, понятном машине. Скоро, однако, стало ясно, что последняя операция представляет собой техническую работу, если, конечно, алгоритм расписан детально и точно. Возникла идея заставить электронную машину самой выполнять эту работу.

Трансляторщики - специалисты по системам программирования

Сегодня написанием программ для компьютеров занимаются представители самых разнообразных профессий, студенты и даже школьники. Это стало возможным благодаря появлению специальных языков, на которых мы даем команды компьютеру. Создают машинные языки представители новой профессии - специалисты по системам программирования, или, как их еще называют, трансляторщики.

Упрощенно говоря, существует два типа компьютерных языков: машинно-зависимые и машинно-независимые. Первые (ассемблеры, или языки автокодов) служат для общения с машиной на ее же языке. Ассемблерами и до настоящего времени пользуются высококва лифицированные специалисты.

Родоначальником машинно-независимых языков программирования считается Фортран. Это название - абревиатура двух английских слов FORmula TRANslation (транслятор формул). Он приближен к общепринятой математической записи.

Затем появились другие языки (Бэйсик, Пролог, семейство Си). Именно освоив эти машинно-независимые языки, филолог или бухгалтер может написать конкретную прикладную программу. Но чтобы машина могла с ней работать, нужен транслятор - программа, которая переводит написанное на язык компьютера. Создание компьютерного языка и трансляторов требует высокой квалификации специалистов. Кроме того, в этой сфере возникает много проблем, требующих теоретического разрешения.

Возникли новое направление исследований и новая специальность - теоретическое программирование. Оно опирается на такие разделы математики, как теория алгоритмов, математическая логика, алгебра, теоретические основы приближенных методов вычислений, теоретические основы методов поиска, теории графов, теории формальных языков и грамматик. Именно поэтому данным дисциплинам на факультетах вычислительной математики придается большое значение.

В середине 80-х годов начался массовый выпуск персональных компьютеров. Сначала выпускалось несколько сотен тысяч в год, затем несколько миллионов, а в настоящее время - около тридцати миллионов компьютеров ежегодно.

Проблема простой и доступной для каждого человека формы общения с компьютером - дружественного интерфейса, как говорят, приобрела иное социальное звучание. Поэтому задачи системных программистов расширились и качественно изменились. В самом деле, для того чтобы ориентироваться во множестве колонок с английскими абревиатурами, требуется известная подготовка, а "щелкнуть" мышью по иконке или по понятной надписи может и младший школьник.

Дружественный интерфейс основан на идее диалогового взаимодействия человека с машиной. Компьютеру в таком диалоге отводится роль проводника по дорогам своих уникальных возможностей и ненавязчивого руководителя действиями пользователя. От пользователя же требуется правильно формулировать свои запросы и выбирать дальнейшее шаги из вариантов, предлагаемых компьютером.

В целом можно сказать, что профессиональный багаж системного программиста включает языки программирования, трансляторы, методы сборки программ из готовых кусков, программы отладки в терминах языков высокого уровня, библиотеки готовых заготовок.


Операционщики - разработчики операционных систем

Операционные системы - сердце всего программного обеспечения компьютера. Они управляют вводом в машину информации, поступающей от клавиатуры или с дисков, размещением входных и выходных данных в запоминающих устройствах и манипуляцией с ними. Эти программы включают в работу трансляторы, загрузчики, отыскивают нужные библиотечные программы, отвечают за работу монитора, высвечивая необходимую информацию, и многое другое.

Сложность операционных систем с каждым годом возрастает, ведь растут и требования массового пользователя, и потребности науки и техники. Поэтому от специальности системного программирования как бы отпочковалась новая специальность - разработчики операционных систем, операционщики, как их называют.

С появлением мультипрограммирования (одновременного решения на компьютере нескольких задач, находящихся на разных стадиях исполнения) функции операционных систем особенно резко усложнились и возникло несколько сложных проблем.

Первая проблема связана со стратегией распределения ресурсов машины между конкурирующими между собой в динамике счета программами. Если стратегия распределения выбрана неудачно, то эффективность машины ощутимо снизится и пользователю придется долго ждать результатов, теряя драгоценное время, а иногда и деньги. При хорошей стратегии пользователи могут сэкономить и то и другое. Вторая проблема состоит в исключении влияния одних задач на решение других, одновременно находящихся в работе. Третья проблема - в распределении оперативной памяти между независимыми задачами. От рядового пользователя все эти проблемы, естественно, скрыты, и он не должен учитывать, что одновременно с его задачей в машине находятся многие другие.

Операционщикам массу новых головоломок доставил режим дистанционного многотерми нального доступа. Такой режим возникает, когда с центральной ЭВМ соединены терминалы, позволяющие одновременно работать на машине нескольким независимым пользовате лям. Терминалы представляют собой клавиатуру для набора данных и монитор, находящиеся от компьютера на большом расстоянии, в другом помещении или даже городе. Режим терминального доступа - своего рода предтеча сетевого взаимодействия.


Сетевики - разработчики программ сетевого взаимодействия

Объединение вычислительных машин, создание локальных и глобальных сетей потребова ло от операционных систем выполнения новых функций. Сравнительно недавно возникла новая специальность программистов-сетевиков.

Вся компьютерная сеть, с точки зрения управления ею, подразделяется на взаимосвязан ные уровни. Программы, реализующие алгоритмы управления на этих уровнях, называются сетевыми. Правила работы здесь строго стандартизированы специальными протоколами соответствующих уровней. Поэтому специалисты, разрабатывающие сетевые программы, должны хорошо знать систему протоколов, принятых в данной сети, правила формирования адресов точек сети, способы транспортировки информации и т. д.

В настоящее время глобальные компьютерные сети, самая известная из которых Интернет, способны передавать своим абонентам не только текстовую информацию, но и аудиовизуальную. Их собственность получила название "мультимедиа". Разработка программ, управляющих ею, достаточно сложна. Дело в том, что передача кодов изображений и звуков требует высокой скорости и, вообще говоря, ведет к большой загрузке линий связи. Поэтому необходимы программы, умеющие "сжимать" текстовую и аудиовизуальную информацию на входе и расшифровывать ее на выходе. Кроме того, на всех уровнях работы сети предусмотрены способы контроля правильности передачи, способы защиты информации от случайных и преднамеренных искажений. Так появилась необходимость в специалистах по защите информации от несанкционированного доступа. В этой области, тесно связанной с теорией кодирования и шифровального дела, существуют свои подходы, своя методика и свои технические приемы.


Базовики - специалисты по базам данных

Основной смысл развития глобальных сетей состоит в создании единого информацион ного пространства, не имеющего государственных границ и пределов расстояний. Это означает, что каждому абоненту сети следует предоставить возможность доступа к знаниям, накопленных человечеством и размещенных в многочисленных институтах разных стран и континентов. Хранится эта информация в специальных базах данных.

Прежде в компьютерных базах данных содержалось в основном буквенно-цифровая информация. В настоящее время в закодированном виде присутствует аудиовизуальная и иная по своему содержанию информация, например формулы химических соединений, таблицы интегралов, сведения о физических процессах, программные продукты и т. д.

Абонента сети не интересует, как устроена та или иная база данных, ему необходимо получить ответ на свой запрос к сети. К примеру, его интересует, в каких библиотеках можно найти редкую книгу. Система поиска, отвечающая на такого рода запросы, должна обратиться ко всем доступным для сети базам данных библиотек, сформулиро вать для каждой из них запрос, соответствующий требованиям конкретной модели. Именно базовики, специалисты по базам данных, создают эти системы. Это достаточно сложно, ведь система поиска должна определять, как устроена та или иная база данных и как к ней обратиться.


Машинные графики - специалисты по виртуальной реальности

Естественное желание придать тем вещам, которые мы видим на дисплее компьютера, привычный вид привело к необходимости изучения оптических эффектов в полупрозрач ных телах и других тонкостей, связанных с реалистичным видением сцен, высвечива емых на дисплее. Результаты этих исследований воплощаются в алгоритмы и программы машинной графики.

Здесь следует упомянуть компьютерные игры, в которых действия игрока и объектов игры имеют первостепенное значение. Увлечение компьютерными играми многие осуждают, но что касается машинной графики, то ее развитие в значительной степени было стимулировано именно популярностью компьютерных игр.

Различают двумерную графику, создающую изображения плоских фигур, и трехмерную графику, проектирующую на экран пространственные изображения. Ведутся работы по созданию с помощью компьютера голографических картин, создающих эффект пространственной реальности.

Начиная с 70-х годов широкое развитие получили тренажеры, управляемые компьютерами. Перед взором человека находится большой экран, на котором средствами машинной графики отображается внешняя ситуация. Она изменяется в зависимости от действий человека или по воле компьютера, создающего необходимые для тренировки ситуации. Например, тренажер, обучающий правилам взлета и посадки, имитирует то, что должен видеть летчик из своей кабины в ходе полета.

По воле фантазии разработчиков в недрах компьютера создается свой мир, населенный предметами и существами, способными действовать и общаться. Компьютер дает возможность человеку взаимодействовать с воображаемым миром. Это научно-техничес кое направление получило название виртуальная реальность.

Замечу, что многие ученые считают, что погружение человека в подобный искусственный мир может оказать очень вредное влияние на психику.

Но у виртуальной реальности есть важное и полезное назначение. Ее средства позволяют исследовать и изучать явления реального мира, физические и биологические процессы. Можно "посмотреть", что происходит внутри организма, внутри клетки, увидеть "изнутри", как работает реактивный двигатель, "походить" по Луне или по Марсу.

Системы виртуальной реальности требуют колоссальных вычислительных мощностей, специального сложного оборудования типа стереоскопических экранов, различного рода имитаторов сенсорных воздействий. Для решения задач, связанных с виртуальной реальностью, быстродействия отдельно взятой машины не хватает. Такие задачи приходится распараллеливать и использовать многопроцессорные супер-ЭВМ.

Новые специальности возникнут завтра

Компьютерные специальности можно сравнить с множественными побегами, которые дал единый корень. Мы с вами говорили только о профессиях, требующих серьезной математической подготовки, и увидели, как одна за другой отпочковывались новые специализации от системного программирования.

То же самое происходит и в других областях, связанных с компьютерами. Прикладные программы сегодня создают физики и филологи, химики и биологи, экономисты и обществоведы.

Появились специалисты сферы обслуживания, которые могут поставить на компьютере нужные программы, задать режимы его использования, сетевые администраторы, специалисты по защите компьютеров от вирусов и т. д.

Поэтому можно лишь в общих чертах сказать о специальностях, востребованных сегодня, но нет сомнений, что завтра потребуются все новые и новые компьютерные профессии.

Член-корреспондент РАН,

доктор физико-математических наук

Л. КОРОЛЕВ.

ПРОФЕССИЯ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ


Несмотря на все возрастающую популярность персональных компьютеров (ПК) и обилие информации, касающейся их применения, бытует убеждение, что профессионалом-компьютерщиком можно стать, только хорошо зная какой-либо язык программирования или досконально изучив устройство ПК. На самом деле благодаря надежности и простоте освоения ПК и множеству готовых программ сегодня на первый план все больше выходят профессии, которые можно объединить термином "пользовательские". Это те профессии, где компьютер стал не основой труда, а только инструментом, средством. Почти в любом объявлении "Ищу работу" ("Предлагаю работу") можно встретить упоминание о ПК. Даже если речь идет о должности секретаря, которому поручаются подготовка и отправка писем, от кандидата требуются знание компьютера и умение работать с принтером. В ближайшем же будущем хотя бы минимальные навыки пользователя ПК в любой профессии станут так же необходимы, как сегодня умение читать и писать.

Современные машинистки

Ввод текста - это, пожалуй, наиболее частое применение ПК и вместе с тем наиболее простое. Наборщику текста достаточно научиться включать компьютер, запускать тот или иной текстовый редактор, выучить используемые в нем основные команды (см. "Наука и жизнь" № 7, 1998 г.) и, может быть, освоить работу с принтером. Конечно, не лишним станет и специфический навык - десятипальцевый метод работы с клавиатурой, без которого сложно добиться высокой скорости набора текста. Но здесь требуются только желание и усидчивость, благо методов обучения, литературы и обучающих компьютерных программ сегодня имеется достаточно.

Легкость в обучении профессии (или в переобучении - при потере прежней работы), с другой стороны, уменьшает перспективы найти заказчика, особенно при работе "в свободном полете". Если раньше машинистки требовались почти любому писателю или ученому для подготовки рукописей к публикации, не говоря уже об издательствах, в которые эти рукописи поступали, то сегодня большинство трудов создаются авторами уже непосредственно на ПК. Кроме того, все более распространяется программное обеспечение для оптического распознавания символов рукописи и ввода в ПК текста с голоса. Все это существенно "подрывает монополию" наборщика-человека.

Компьютерная верстка

Точно так же, как набор текста стал продолжением прежней машинописи, компьютерная верстка знаменует собой переход от старых линотипов к настольным издателським системам. Они представляют собой, во-первых, аппаратный комплекс: ПК с необходимой периферией (лазерным принтером, сканером, реже - устройством фотовывода), во-вторых, программный пакет, обеспечивающий возможности преобразования и распечатки текста с полиграфическим качеством. Соответственно знания, умения и навыки компьютерного верстальщика имеют две основные составляющие: "пользовательскую" (несколько более сложную, чем при наборе текста) и "полиграфическую", которая предполагает знание полиграфических форматов и стандартов (то, что раньше входило в сферу профессии "технический редактор") плюс некоторые дизайнерские навыки.

Минимальные знания компьютерной верстки можно получить самостоятельно. Это касается не очень сложных текстов и не слишком суровых требований к исполнению. Например, при верстке брошюрок "для служебного пользования" или распечатке текстов для личной библиотеки. Но чтобы стать профессиональным верстальщиком, потребуется посещение специальных курсов или работа под руководством опытного наставника.

Компьютерная бухгалтерия

Раньше типичный бухгалтер представлялся в виде меланхоличного вида человека с нарукавниками, погруженного в море документов и бумаг за бастионами толстенных гроссбухов. Нынешний бухгалтер - прежде всего пользователь персонального компьютера, работающий со специальными программами. Существуют отдельные пакеты финансовых операций, автоматизирующие выполнение различных проводок и отчислений, и комплексные пакеты для управления деятельностью всего предприятия, включающие в себя помимо чисто бухгалтерских также модули учета товара на складе, оформление покупок и многое другое. Такие аппаратно-программные комплексы уже установлены во многих магазинах: вам достаточно ввести код интересующего товара, и компьютер сам проверит, есть ли такой товар на складе, выпишет чек (или накладную) и выведет его на печать в нужном количестве копий. А когда вы оплатите покупку, произведет все необходимые финансовые операции.

Как правило, современные бухгалтерские программы представляют собой достаточно полную имитацию традиционных гроссбухов (точнее, структуры записей в них). И для получения этой профессии прежде всего нужны знания и умения обычного бухгалтера, пользовательский же аспект здесь выступает не значительнее, чем при наборе текста.


Компьютерные художники

Вычислительная мощь современного ПК и высокое качество изображения как на экране, так и в "твердой копии" (распечатке на принтере или плоттере) делают компьютер незаменимым помощником в десятке профессий, в той или иной степени связанных с рисованием, черчением и даже видеосъемкой.


Web-дизайн

Д. УСЕНКОВ.


По материалам
журналов "PC-WEEK" и "Internet".

БИЛЕТ № 11

Формы и нормы составления плана-конспекта урока информатики в начальной школе

Конспект (с лат. «обзор», «изложение») - краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений. Конспект - синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

План-конспект урока состоит из:

ТЕМА : название темы берется из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.

УРОК № ..: порядковый номер урока и его название выписы­ваются из вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяется, исходя из целей и задач урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: кратко перечисляется содержание образо­вательной, развивающей и воспитательной задач.

1. Образовательная задача:

· знания (понятий, явлений, величин, формул, законов, тео­рий и т. п.);

а) специальные (решение задач, проведение измерений и т. п.);

б) общеучебные: владение приемами письменной и устной, монологической и диалогической речи; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов,
тезисов, конспекта, схем); владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад); умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рацио­нальные способы выполнения работы; владение способами кон­троля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение коллек­тивно работать; управлять работой коллектива и т. п.;

· навыки (умения, доведенные до автоматизма, при препода­вании физики формирование навыков не предусмотрено).

2. Воспитательная задача:

· нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;

· потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение

3. Развивающая задача:

· развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешне­го мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-во­левой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;

· умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы дея­тельности, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента).

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов, список технических средств обучения (ТСО); дидактический материал и наглядные пособия.

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным эта­пам урока; рекомендуется план представлять в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

Если вы готовите план-конспект открытого урока, то в тексте конспекта необходимо сделать ссылки на используемую литера­туру, а в конце текста приложить ее список.

Применение компьютера в деятельности человека

Применение методов и средств информатики возможно во всех тех областях человеческой деятельности, в которых существует принципиальная возможность регистрации и обработки информации. Среди наиболее значительных областей применения средств обработки данных следует выделить:

1. Военное дело, например, системы противоракетной обороны, космические системы.2.Моделирование физических явлений и исследование построенных моделей 3. Обработка конкретных экспериментальных данных при проведении математических, физических, химических, биологических, социологических и др. исследований 4. Решение задач метеопрогноза.5. Автоматизированные рабочие места (АРМ) специалиста,

6. Системы автоматического проектирования, обеспечивающие поддержку работы инженера-конструктора7. Управление работой отдельных станков (станки с числовым программным управлением), роботы, робототехнические линии, цеха и заводы-автоматы.

8. Автоматизированные системы планирования и управления производством.9. Получение изображений внутренних частей непрозрачных тел, в том числе в медицине - компьютерная томография.10. Системы массового обслуживания и информационно-справочные системы. 11. Обслуживание крупных спортивных мероприятий.12. Базы данных правовой информации.13. Банковские и биржевые компьютерные системы.



14. Библиографические компьютерные системы.15. Подготовка различных документов, отчетов и других печатных материалов, рекламное дело.16. Компьютерная верстка и подготовка к изданию газет, журналов, книг.17. Аранжировка музыкальных произведений, цветомузыка.18. Скульптура и архитектура.19. Компьютерный дизайн разрабатываемых устройств, помещений.20. Компьютерная мультипликация и анимация

21. Машинный перевод с различных естественных языков.22. Лингвистика, расшифровка неизвестных языков.23. Криптография - шифрование и расшифровка документов, доступ к кот. Ограничен.24. Компьютерная геодезия и картография.25. Обучающие, тестирующие и контролирующие программы.26. Цифровая аудио- и видеозапись.

27. Новые средства связи, базирующиеся на локальных и глобальных сетях.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top