Рабочая программа по курсу "риторика общения" для дошкольников. Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко… Занятия по риторике в детском саду

Рабочая программа по курсу

Значение риторики в развитии ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаемся диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия по риторике одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. “Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место”, - утверждал Б.М. Телов.

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только узнает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому общими целями предполагаемого курса являются:

Развитие уникального человеческого дара – дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

Развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение;

Основные задачи курса обучения риторике детей в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить с нормами русского литературного языка;

Формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения, помочь разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми, сверстниками;

Приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоить формы речевого общения и этикета (монолог, диалог), (развитие связной речи);

Способствовать положительной социальной адаптации ребенка к окружающему миру, развивать чувство эмпатии к уверенности в себе, преодолевать застенчивость, робость, страх;

Способствовать выходу психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности через коррекционную работу,

3. Формировать основы будущей рефлексии;

Способствовать достижению детьми эмоциональной устойчивости и саморегуляций, самоконтролю за своими особенностями и особенностями других людей, учитывать их в ходе общения;

Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение и самопознание,

4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на другого человека.

5. Преодоление барьеров общения, снятие психологического напряжения.

Риторика речи детей дошкольного возраста

(в схемах)

Считаем необходимым представить в качестве дополнитель­ного материала «Риторику речи детей» в схемах: «Речевая этика», «Тех­ника речи», «Речевые опыты».

Речевая этика предполагает работу с точки зрения нравственных норм поведения и социальной этики и работу над правилами речевого этикета.

Техника речи - работу над постановкой правильного дыхания, над артикуляцией, основными компонентами интонационной выразительности речи, ее мелодикой.

Речевые опыты - работа над развитием познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за реальными и вымышленными объектами и прак­тического экспериментирования с ними; формирование нестандартных мыслительных действий, например, в работе по картам Проппа, фанта­зиям Дж. Родари и иному.

Риторика в детском саду: "Речевая этика", «Техника речи», « Речевые опыты»

«РИТОРИКА»

«Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»


Воронова

Елена Сергеевна

Педагог

дополнительного

образования

Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Благодаря им у ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности – учебной. Предпосылки этого процесса закладываются в дошкольном возрасте, если педагоги продумывают и четко выстраивают образовательную ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Именно в возрасте 6-7 лет, как в наиболее благоприятном, необходимо стимулировать проявление собственной речевой активности и правильному изложению своей точки зрения, развивать умение слушать собеседника и уважительно относится к его мнению, учить бережному отношению к слову, с которым обращаешься к собеседнику и учитывать его эмоционально-личностные особенности.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и со взрослыми остается одной из главных проблем некоторых дошкольников. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно.

А как известно, коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение в школе, но и успешная презентация себя в жизни; – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении.

Поэтому, в курсе «Риторики», главная цель речевого воспитания состоит в овладение детьми старшего дошкольного возраста основными коммуникативными способностями.

Курс «Риторика» выстроен таким образом, что регулярное проведение упражнений и заданий приводит к тому что:

  • Речь детей становится более четкой и выразительной;
  • Улучшается ритмико – интонационная сторона речи;
  • Формируется речевое внимание;
  • Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • Нормализуется речевое дыхание;
  • Формируется умение выстраивания межличностных отношений и согласованности действий;
  • Формируется умение видеть конечную цель высказывания;
  • Воспитывается культура общения (речевой этикет);
  • Повышается речевая активность детей.

Основные направления курса «Риторика»:

1. Речевое (техническое) направление:

  • Дикция;
  • Темп, ритм речи;
  • Голос;
  • Выразительность, эмоциональность высказывания;
  • Речевое внимание.

2. Развитие коммуникативных умений:

  • Умение понимать настроение, эмоциональный настрой собеседника;
  • Умение вызвать интерес, эмоциональный отклик к содержанию высказывания;
  • Воспитание внимательного и бережного отношения к другому в процессе общения;
  • Развитие произвольности и саморегуляции;
  • Воспитание межличностных отношений у дошкольников;
  • Согласованности действий, взаимопомощи;

3. Культурно – эстетическое направление (культура общения):

  • Умение ждать своей очереди высказывания в диалоге;
  • Ознакомление с алгоритмами речевого поведения;
  • Понимание возрастных и социо-культурных отличий речевого поведения.

Каждое занятие реализуется через несколько этапов:

1 этап. Активизация пассивного и активного словаря ребенка (знакомство ребенка с заранее известной темой в семье, знакомство с опытом другого человека, получение дополнительной информации по заданной теме, обсуждение проблемы в кругу семьи. К каждому занятию родители обсуждают с детьми заранее известную тему. Это позволяет ребенку на занятии быть не просто пассивным слушателем, а активно участвовать в разговоре, речевой ситуации. Готовность к занятию мотивирует ребенку к высказыванию.

2 этап. Создание благоприятной речевой среды. Организация возможности для высказывания заранее накопленного речевого материала, выстраивание ситуации, провоцирующей ребенка на речевую активность. На занятии ребенок имеет возможность высказаться, получить опыт общения и образцы речи других детей.

3 этап. Налаживание коммуникации в предложенной ситуации. Речевые и психологические задания и игры на развитие коммуникативных способностей детей. Педагог создаете игровые ситуации, дидактические игры, которые способствуют общению детей, способствует налаживанию контакта и разрешению конфликтных ситуаций.

Закрепление речевого материала. Закрепление речевого материала осуществляется как педагогом в группе, так и родителями дома. Обсуждение детьми проблемной ситуации, созданной на занятии, на новом уровне с учетом появившегося или поменявшегося мнения ребенка. Разрешения конфликтных ситуаций возникших на занятии. При необходимости консультация с психологом.

Курс «Риторика» рассчитан на сотворчество взрослого (педагога, родителя) и ребенка, для того чтобы ребенок более комфортно и уверено ощущал себя в среде как сверстников так и взрослых.

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Как часто мы говорим кратко и по делу, слушаем и действительно вдумываемся в то, что говорит собеседник? Получается это редко и не у всех. Научиться хотя бы основам красивого говорения можно, но с небольшой вероятностью, поскольку мозг взрослого человека хуже усваивает новую информацию.

Так, не лучше ли учиться красивой речи с самых малых лет? Ведь именно детская риторика закладывает фундамент к успешным переговорам в будущем. Для этого создано множество учебников, рабочих тетрадей и подготовительных курсов. Заниматься с ребёнком можно самостоятельно или отводить на занятия в группе.

Материалы по риторике для дошкольников

  • О.С. Сорокко «Риторика для маленьких». Учебник предназначен для детей 5–7 лет. Более маленьким он тоже подойдёт. Задания, представленные Сорокко, малыш сможет выполнять самостоятельно. Они помогут овладеть основами общения со сверстниками и взрослыми и познакомят с культурой речи.
  • О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников». Это пособие уже посерьёзнее, чем у Сорокко, и подойдёт воспитателям детских подготовительных групп. Представленный материал поможет старшим дошкольникам приобщиться к основам риторики и расскажет, каковы свойства и признаки красноречия.

Родители могут по этим учебникам составить программу занятий самостоятельно, но лучше отдать ребёнка на подготовительные курсы по развитию устной речи. Ведь работа в группе для малышей очень важна.

Материалы для уроков по теме: «Риторика для детей»

У Ладыженской выпущена серия учебников для детей с 1-го по 8-ой класс. Они понравятся не только родителям и учителям, но и детям, потому что помимо текста там присутствует много рисунков. Данная программа соответствует ФГОСу.

  • Т.А. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках». Учебные пособия для 1–4 класса идут одной серией на несколько лет обучения для начальной школы. По словам автора, учебники научат ребёнка слушать собеседника, письменной и устной речи, успешному общению, основам написания красивых текстов. К каждому пособию предусмотрена рабочая тетрадь.
  • Т.А. Ладыженская «Школьная риторика. 5–8 класс». По этой программе ребёнок узнает о признаках ярких текстов, правильного говорения, познакомится с психологией общения. Есть множество заданий с использованием аудио - и видео-материалов. В учебниках для детей постарше подробно говорится о составлении аргументированного текста и делового письма. Рабочие тетради имеются к каждому пособию.

Для удобства учителей к курсу Ладыженской прилагаются методические рекомендации по ведению урока. В них вы найдёте пояснительную записку о целях пособия, особенности организации урока, информацию о литературе и материалах для занятий.

  • Презентация к уроку риторики в 3 классе по теме «Слушаем и вдумываемся», которая ответит, почему так важно умение слушать, что зависит от понимания звучащего текста и как показать собеседнику, что ты внимательно слушаешь. Такие презентации служат учителям опорой и интересны маленьким детям.
  • Детская риторика важна, но и для читателей постарше есть учебник А.К. Михальской – «Основы риторики. 10–11 класс». С его помощью старшеклассники научатся правильно составлять конспекты, мастерству публичного выступления, искусству красноречия, ведения беседы и спора. Также учебник Михальской научит кратко и чётко излагать мысли и расскажет о свойствах и основах риторики в русской речи, как влиять на группы людей и как подготовиться к презентации себя.

Михальская поможет познакомиться с основами риторики и взрослым людям.

Обучение по перечисленным программам будет интересно ученикам. Задания в учебниках и рабочих тетрадях, сложность которых постепенно увеличивается, разовьют у них красноречие, умение писать, слушать и читать. А пояснительные записки и конспекты из методических материалов помогут вам лучше составить план урока.

Наталья Сапожникова
Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»

Открытое занятие по риторике

Тема : «Ты- слушатель»

Цели :

Учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то , что нам говорят);

Способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики рук;

Содействовать воспитанию внимательных вежливых слушателей, прививать интерес к чтению художественной литературы;

Оборудование : магнитная доска, пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет «Ты - словечко, я – словечко» (З. И. Курцева, ребус, кукла Буратино, книга , ключик, музыкальная запись для физ. минутки, рисунок поговорки.

Ход занятия

Начинаем наше занятие с речевой разминки :

1. Речевая разминка.

Дикционные упражнения. Чистоговорка № 1

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чистоговорка № 2. Разучим новую чистоговорку :

Ши – ши - ши!

Ты напрасно не спеши!

Ри – ри –ри!

Лучше четко говори.

Ребята, кто из вас запомнил и может повторить чистоговорку? А теперь произнесем ее все вместе.

Ребята, что нужно для того, чтобы запомнить и повторить эту чистоговорку? (нужно быть внимательным и внимательно слушать.)

2. Узнаем новое.

Ребята, давайте с вами разберемся и выясним значение таких слов : слышать и слушать.

Слышать – это только воспринимать какие-то звуки.

Что мы можем слышать?

А что значит внимательно слушать?

Это не только слышать, но и понимать смысл того, что мы слышим. Стараться понять все , что нам говорят.

Ребята, если я говорю, то вы что делаете? (слушаете) .

Значит вы – слушатели.

А когда вы говорите, то вы - кто? (говорящие) .

Значит каждый из нас может быть как говорящим, так и слушателем.

Для того чтобы быть умным и много знать, нужно быть внимательным слушателем

а) Работа по тетради.

Открываем свои рабочие тетради на с. 46

Занятие называется «Ты – слушатель» (читает ребенок)

Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть слушатель.

Ребята, посмотрите на рисунок. В какое время суток наш корабль с Риториком пристал к берегу ? Как вы догадались? (Корабль пристал к берегу глубокой ночью, и поэтому остров, на котором мы оказались, стал еще загадочнее и таинственнее.)

Капитан сошел на берег и о чем-то предупреждает нас.

Как вы думаете, о чем он нас может предупреждать? (Вероятно, он говорит о том, что на незнакомом острове нужно быть очень внимательным; можно потеряться, если не запомнишь или не поймешь, как нужно передвигаться по острову.)

Ребята, посмотрите на тех, кто стоит на палубе. Все ли внимательно слушают капитана? Как вы это определили? (Нет, не все внимательно слушают капитана. Два пассажира стоят спиной к капитану и не видят, куда он указывает.)

Ребята, вежливо ли стоять спиной к тому, кто обращается к вам с речью?

А можно ли перебивать говорящего человека?

Если вас спрашивают, то нужно стараться поддержать разговор .

Ребята, посмотрите на тех пассажиров, которые смотрят на капитана. Сравните их позы.

Как вы думаете, кто слушает с большим вниманием, большей заинтересованностью? (Слушают те, кто немного наклонен вперед, сосредоточенны, ловят каждое слово)

б) Разгадывание ребуса.

Ребята, чтобы узнать, что у капитана в руке за спиной, мы должны разгадать ребус.

Как кричит ворона? (Кар) Записываем на доске : «кар» .

Что за предмет изображен рядом с вороной? (Танк) . Какие и сколько букв мы должны убрать из этого слова? (Две последние) . Что осталось? (Та) . Соединим два слога. Что получилось? (кар-та) .

Что же у капитана за спиной? (Карта) . Для чего нам понадобится карта? (Карта нам поможет найти дорогу в Подгорное царство. С картой мы не заблудимся).

в) Разгадывание поговорки.

Ребята, посмотрите, луч прожектора на корабле освещает скалу, на которой изображен рисунок. (изображение на доску) Что нарисовано? Это зашифрованная поговорка-предупреждение. О чем же она нас предупреждает? Попробуем разгадать. (Поговорка звучит так : в одно ухо влетело, в другое – вылетело) .

- О ком так говорят : в одно ухо влетело, в другое – вылетело? (Так говорят о том, кто невнимательно слушает, он ничего не запоминает.)

Ребята, с вами случается такое? Как вы думаете, кому из пассажиров эта поговорка пригодилась бы?

г) Физкультминутка.

Сейчас, ребята, мы проверим, какие вы слушатели.

Есть забавная игра.

Слушать нужно детвора!

Буду цифры называть-

Вам команды выполнять.

Можешь двигаться, как хочешь,

Но услышав цифру «три» -

На минутку ты замри.

Если слышишь ты «четыре» ,

Ноги ставить нужно шире.

Как скажу я цифру «пять» ,

Нужно двигаться опять.

Назову я цифру «шесть» -

Всем на место быстро сесть. (5, 3, 5, 4, 5, 3, 4, 6)

д) Работа по тетради.

-Ребята, отгадайте загадку :

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

Да вот и он дружочек. Здравствуй, Буратино.

Ребята, из какой сказки к нам пришел Буратино? (Из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» )

Ребята, сейчас вы будете работать в парах :

Рассмотрите рисунки в тетради на с. 47. На каком из них Буратино слушает внимательно, а на каком - нет? Как вы это определили? (На первом рисунке Буратино невнимательный слушатель. Папа Карло его только что вырезал из полена. И маленькому деревянному человечку все интересно. Ему совсем не хочется слушать поучения папы Карло. Буратино отвернулся, он смотрит куда-то в сторону, что-то привлекло его внимание. На втором рисунке Буратино очень внимательный. Он смотрит на черепаху Тортилу и слушает внимательно, потому что ему очень важно знать, что делать с волшебным золотым ключиком)

Хотите узнать, что говорит черепаха Тортила Буратино?

- «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, - сказала Тортила, - не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик.

Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье».

Вот этот ключик у нашего Буратино в руке.

Ребята, так для чего Буратино нужен был золотой ключик? (открыть дверь в новую жизнь, где царит счастье, добро и крепкая дружба) . Все, кто хочет узнать больше подробностей о приключениях Буратино и его друзей, читайте вот эту книгу, которую написал Алексей Николаевич Толстой.

е) Дыхательная гимнастика (Давайте сделаем приятное нашему гостю и назовем его имя : Бу-ра-ти-но)

Давайте с вами подведем итог всему сказанному, и скажем, как должен вести себя внимательный слушатель? (Слушать внимательно собеседника и стараться понять все то , что тот говорит, смотреть на него, не отворачиваться, чтобы не пропустить важной информации. Некрасиво перебивать говорящего, а если вас спрашивают, то принимать участие в разговоре).

А теперь вы можете раскрасить тот рисунок, где Буратино - внимательный слушатель.

И в завершении нашего занятия послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить и повторить, какие овощи хозяйка принесла с базара :

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла :

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу. Ох!


Самое обсуждаемое
История Первые олимпийские виды спорта в древней греции История Первые олимпийские виды спорта в древней греции
Мировой океан Характеристика минеральных ресурсов мирового океана Мировой океан Характеристика минеральных ресурсов мирового океана
Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре


top