Расселение растений. Расселение растений по планете II. Изучение нового материала

Расселение растений. Расселение растений по планете II. Изучение нового материала

Е. Линник

Маленький коралловый островок, затерянный в безбрежных просторах Тихого океана. Узкая полоска суши окружает небольшую лагуну с прозрачной зеленоватой водой. Пенистые волны окутывают островок тучами водяной пыли.
На островке растет несколько кокосовых пальм. Как попали семена на заброшенный клочок земли, отделенный океаном от других островов и материка сотнями километров? Где их родина?
Распространяясь по земному шару, семена растений переплывают океаны, перелетают по воздуху тысячи километров, преодолевают высокие горные хребты и безводные пустыни.
О таких путешествиях мы и расскажем в нашей статье.

ПО ВОЗДУХУ И ВОДЕ

Середина мая. Распускаются листья на деревьях и кустарниках. Зацветает черемуха. Нежная щетинка молодой травы становится с каждым днем все гуще и зеленее.
Что это? Откуда летят тучи белых пушинок?
Возьмем одну из них. Внутри – семечко. Его окружает легчайший пушок.

Семена ивы

Такие пушистые планеры образуются у тополя, ивы, ольхи, осины и некоторых других древесных и травянистых растений. Иногда их семена пролетают несколько сотен метров, пока не упадут на землю. И если условия окажутся подходящими, из них вырастают новые растения.
Несколько лет назад во Франции на высоте 1 500 метров в воздухе были обнаружены семена некоторых африканских растений из семейства сложноцветных.
Для таких планеров действительно не страшны ни моря, ни горные хребты!..


ПЛОДЫ-КОЛЮЧКИ. Якорцы – однолетнее ползучее растение со стелющимся ветвистым стеблем и желтыми одиночными цветками. Плоды якорцев снабжены чрезвычайно острыми и крепкими шипами. Их родина – Центральная Азия. Отсюда они распространились по теплым странам почти всего света.
Колючки запутываются в овечьей шерсти, и растение расселяется по новым местам.
Попав в США, якорцы были развезены по стране на автопокрышках. Это вредное растение наносит большой ущерб автомобильному транспорту. Колючки прокалывают и портят автомобильные покрышки. В США даже было объявлено, что будет выдана премия нашедшему эффективное средство борьбы с якорцами на дорогах.

Другие виды растений расселяются с помощью воды. Весенние паводки уносят семена полевых сорняков иногда на значительные расстояния. Конечно, во время дальних плаваний по ручьям и рекам некоторые семена теряют всхожесть и гибнут, но многие, попав в благоприятные условия, начинают прорастать.
Растения, встречающиеся в сырых и топких местах, распространяются главным образом водой. Плоды-коробочки вероники в сухую погоду плотно закрыты и раскрываются только тогда, когда попадают в сырое место. Вода вымывает семена и сносит их в болотистые низины.
Однажды известный шведский ботаник Карл Линней прогуливался по небольшой отмели в глухом уголке Северной Норвегии. Был отлив, и на крупной гальке остались скользкие ржаво-коричневые узловатые водоросли. Линней стал внимательно рассматривать их.
В куче водорослей виднелись темные шарики. Ученый поднял один из них. Да ведь это морские бобы! Это растение встречается в тропиках, на берегах Антильских островов. Как же попали морские бобы в Скандинавию? Линней понял, что они принесены сюда теплым морским течением Гольфстримом. Тысячи километров проплыли бобы по океанским волнам, пока прибой не выбросил их на берега Норвегии.

Ризофора

В заливах, устьях рек, лагунах, отгороженных от океана коралловыми рифами и песчаными отмелями, раскинулись мангровые заросли, приспособленные к жизни на неустойчивом илистом грунте.
Над водой колышется плотная стена деревьев – ризофоры с блестящими кожистыми листьями. В листве видны какие-то дубины, свисающие толстыми концами вниз. Это не что иное, как проростки. Ризофора – живородящее дерево. Семена у нее начинают прорастать, находясь еще в плодах, висящих на дереве. Семя развивается в длинную (до метра) тяжелую палку, висящую до тех пор, пока плод не раскроется. Тогда проросток срывается и падает толстым концом в ил. Вонзившись в вязкий грунт, он быстро разрастается в новое дерево. Не всегда удается проростку укрепиться в иле. Иногда течение подхватывает его и уносит за многие сотни километров. Долгие месяцы носится он по волнам, пока не зацепится где-нибудь в защищенном уголке.


Плоды кокосовых пальм

Зрелые плоды кокосовых пальм, попавшие в море, сохраняют свою жизнеспособность до полугода. Непроницаемый для воды кожистый слой надежно защищает семена, спрятанные внутри ореха, а волокнистый воздухоносный слой придает плоду плавучесть.
Когда начинается ураган, ветер срывает орехи с дерева. Они падают в воду, и волны уносят их к далеким берегам.
У семян некоторых растений, например тропического дерева моринды, есть даже специальные плавательные пузыри.

ЖИВЫЕ СЕЯЛКИ

Зреют на горячем июльском солнце ягоды земляники и малины, наливаются сладким соком вишни, в ясные сентябрьские дни среди перистых листьев рябины появляются оранжево-красные кисти терпких плодов.
Яркие съедобные плоды привлекают птиц. Они поедают ягоды, но семена проходят через пищеварительную систему неповрежденными, так как защищены прочным покровом.


Сойка с желудем

Перелетая с места на место, птицы иногда совершают путь в сотни километров. Вместе с ними путешествуют по воздуху и семена.
В 19 веке в Новую Зеландию были привезены скворцы. Предполагалось, что эта полезная птица будет уничтожать вредителей полей и огородов. Но скворцы перенесли в Новую Зеландию семена ежевики, и густые заросли этого колючего кустарника покрыли во многих местах пастбища. От этого стало страдать животноводство.
Семена странствуют не только в желудках птиц. Они попадаются в комочках грязи, которые птицы часто переносят на лапках.


ГУСИНАЯ ЯГОДА. Много разнообразных деревьев, кустарников и лиан с вкусными, питательными плодами растет в тропических странах. На Антильских островах и во Флориде встречается невысокое вечнозеленое дерево, известное в ботанике под названием "филлантус ацидус". Местное население называет это дерево "гусиной ягодой".
Сочные желтые плоды "гусиной ягоды" собраны в плотные кисти. Эти небольшие плоды клюют птицы, растаскивают и разбрасывают обезьяны.

Иногда семена совершают весьма сложные путешествия. Пресноводные рыбы поедают семена некоторых водяных растений. Рыб, в свою очередь, поедают птицы, и семена путешествуют под водой и по воздуху и оказываются иной раз в очень отдаленном от своей родины районе.
Когда-то южноафриканские степи были покрыты пышной растительностью. На них паслись многочисленные стада антилоп. Постепенно европейцы истребили большую часть этих животных, и степи стали превращаться в пустыню. Оказалось, что антилопы, поедая траву, способствовали расселению ее семян на обширных пространствах.
Жители Южной Африки нашли способ спасти пастбища. В корм овцам они стали подсыпать семена трав.
При помощи этих "живых сеялок" была восстановлена травянистая растительность в степях Южной Африки.

НЕПРОШЕННЫЕ ГОСТИ

Флотилия тяжело нагруженных испанских каравелл входит в гавань Монтевидео. Окончено долгое, утомительное плавание через обширный океан. Корабли бросают якоря и один за другим пришвартовываются к деревянной пристани. Колонисты с надеждой смотрят на пустынные берега и синеющую вдали цепь гор. Что ожидает их здесь?
Начинается выгрузка. На скрипучих блоках спускают на бревенчатый настил причала бочонки с порохом, тяжелые ящики с мушкетами, ножами, гвоздями. Перетаскивают мешки с пшеницей, ячменем, овсом.
С одного из кораблей выгружают скот. Испуганных мычащих коров сводят по шатким мосткам. Сбившихся в кучу овец просто берут за ноги и выносят на плечах, как мешки с мукой.
В стойлах на кораблях остались вороха соломы и сена. Юнга сгребает их и выбрасывает за борт, вскоре прибой выносит сено на берег. Вместе с ним на новую землю попадают и семена.
Так вместе с колонистами приплывали в Америку многие дикие европейские растения. Обыкновенный чертополох настолько освоился на новой родине, что стал теснить местные растения.

Ширица

В зале крупного аэропорта царит оживление, какое обычно бывает после прибытия самолета международной авиалинии. Один за другим подходят пассажиры к столу таможенного инспектора и предъявляют для просмотра свой багаж. Инспектор быстро просматривает чемоданы и саквояжи, наклеивает ярлыки.
Одна из прибывших женщин держит в руках небольшой букет.
Инспектор просматривает ее чемодан, ставит в паспорте штамп. Но тут его внимание привлекают цветы. Он осматривает букетик и находит в нем случайно попавшие туда сорняки с семенами.
Во многих государствах организована карантинная служба по борьбе с сорняками. Нелегко охранять границы от таких "нарушителей". Мелкие семена сорняков скрываются в штабелях леса, прячутся в кипах хлопка и даже в почтовых бандеролях.


Элодея канадская

Особенно легко удается "переходить границы" семенам, снабженным крючочками, шипами или зацепками.
В 19 столетии через черноморские порты в Россию "нелегально" прибыл злостный сорняк щирица. Эта невысокая трава с цветками-метелками чрезвычайно плодовита. Один экземпляр щирицы дает в год до полумиллиона семян. Борьба с ним очень трудна.
В начале девятнадцатого века в Европе появилась канадская элодея. Ее часто разводят в аквариумах. Условия для развития элодеи в водоемах Европы оказались чрезвычайно благоприятными. Она распространилась настолько быстро, что ее прозвали "водяной чумой". Рыхлым, зеленоватым облаком она заволакивает прозрачную глубь озер и иногда размножается так, что даже препятствует движению судов.

* * *
Мы рассказали о некоторых естественных путях распространения растений. Однако, преобразуя природу, человек не может не вмешиваться и в эту сферу ее жизни. Он заставляет растения путешествовать и по своему усмотрению переселяет их из одного района в другой сообразно своим хозяйственным нуждам и целям.

РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ

расширение ареала вида вследствие рассеивания диаспор растений и их натурализации на новых местах. Разнос диаспор (спор, семян, плодов) осуществляется ветром (анемохория), водой (гидрохория), животными (зоохория) или человеком (антропохория). Наиб, эффективны по дальности заноса антропохория (см. ПРИШЛЫЕ РАСТЕНИЯ) и орнитохория. Обычное в природе расстояние заноса диаспор - до 1 км (реже - неск. км). Успешное Р. р., т. е. появление на заселяемой терр. семенного подроста и достижение им состояния устойчивого размножения, определяется кол-вом заносимых диаспор, почвенно-климатич. и биотич. (напряжённость конкуренции, наличие и численность опылителей, состав вредителей и т. п.) условиями в р-не заселения. Р. р. в природе осуществляется, как правило, лишь постепенно в пределах и по периферии ареала вида; однако оно бывает и скачкообразным (сразу на большие расстояния).

Плоды, разбрасывающие семена : 1 - бешеного огурца; 2 - кислицы; 3 - чины. Распространяемые ветром : 4 - айланта; 5 - птелеи; 6 - клевера (6а - плод в продольном разрезе); 7 - одуванчика; 8 - ветреницы. Распространяемые животными : 9 - подмаренника (9а - крючковатые щетинки плода); 10 - торилиса (10а - шипы плода); 11 - осоки; 12 - шалфея (12а - желёзки на плодовой чашечке, выделяющие липкую жидкость).

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Смотреть что такое "РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ" в других словарях:

    Расширение области распространения Ареала тех или иных видов посредством рассеивания их зачатков (семян, спор) и натурализации (См. Натурализация) на новых местах. Р. р. зависит от количества производимых растением жизнеспособных зачатков …

    РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ - расширение области распространения ареала тех или иных видов посредством рассеивания их зачатков (семян, спор) и натурализации на новых местах …

    Род пространственного перераспределения живых существ. Распространение Расселение это перемещение в пространстве особей, их спор, гамет или особых органов расселения. Оно может происходить как по территории, занимаемой данным видом, так и по… … Википедия

    Иначе фитогеография и геоботаника (Гризебах в 1866). Отрасль Ботаники и Географии. С точки зрения первой исследуются причины и законы распространения и распределения растений по земной поверхности это географическая ботаника. С точки зрения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    МИГРАЦИИ РАСТЕНИЙ - расселение видов растений из центров их возникновения в новые регионы … Словарь ботанических терминов

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ - использование установившихся в биоценозах межвидовых трофических взаимоотношений между видами (хищник жертва) для контроля численности вредителей и возбудителей болезней растений. Так, для борьбы со злостным сорняком заразихой (Orobanche) успешно … Экологический словарь

    Антропогенное расселение видов - процесс их расселения по тем или другим транспортным артериям: а) каналам, соединяющим различные морские бассейны, напр., по Суэцкому каналу в Средиземное море (красноморский краб Neptunus palagious и др.), по Волго Донскому каналу из Черного… … Экологический словарь

    Фитоморфология, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений в их индивидуальном и эволюционно историческом развитии. Один из важнейших разделов ботаники (См. Ботаника). По мере развития М. р. из неё выделились… … Большая советская энциклопедия

    защита растений - защита растений, 1) комплексная система мероприятий в сельском и лесном хозяйстве по предотвращению и устранению вреда, причиняемого растениям вредителями, болезнями и сорняками, основанная на сочетании различных методов и средств (организационно … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

Конспект урока. Тема: «Как расселяются растения на новые места» Окружающий мир, 1 класс

Цель : 1. Познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе. Распространение плодов и семян ветром, животными, человеком. 2. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать навыки сотрудничества при работе в группах.

З. Учить видеть красоту осеннего леса. Оборудование: мультимедийный проектор, запись пьесы П. И. Чайковского «Осень», картинки с изображением видов растений с плодами и семенами (лопух, жёлуди, семена одуванчика, клёна). Перчаточная кукла мышка. Засушенные шарики одуванчиков.

Ход урока.

Оргмомент. Запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Осень».

Слайд 2

У- ль: «Как красива осень в пёстром сарафане В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя. Над водой - берёзка золотою свечкой, И плывут листочки вниз по тихой речке». Т. Шорыгина Игра: На доске картинки: берёза, дуб, рябина. В общей стопке картинки с листочками, семенами, плодами от этих деревьев. Поочерёдно дети берут картинку из стопки, называют её и ставят к соответствующему дереву. После окончания игры вопрос: - Что общего у растений? (Ствол, корень (стебель), листья, цветок, плод, семена).

Слайд 3 :

На экране большой раскидистый дуб. Учитель: Я часто хожу в лес и наблюдаю за жизнью растений и животных. И вот что я однажды увидела. Рассказываю сказку Н. Осипова: «На опушке леса рос дуб. Хрупкий, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. (Надеваю на руку перчаточную куклу – Мышку. Инсценирую разговор Мышки с дубом). Раз прибежала к нему Мышка - норушка и говорит: - «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один – я съем сам, а другой жёлудь посажу вон на той дальней полянке, чтобы там дубочек вырос». А дуб на неё как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала Мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не приближался к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы его многочисленное семейство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившемся их желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел, и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». - Все ли слова вам были понятны? (крона, потомство). – Почему дуб не дождался себе смены, потомства? – Почему не выросли дубки под кроной старого дуба? (Под кроной дуба было мало света и мало места. Дуб был жадным, желудей никому не давал). - Какие условия необходимы для того, чтобы взошедшие семена превратились в крепкие дубки? (Много места и света). - Какой вывод можно сделать? Учитель корректирует ответ учеников: Плодам, семенам, надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им поселиться там, где много света, тепла, пищи для молодых растений. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

Слайд 4:

На экране одуванчики, лопух, яблоня, дуб. Какие семена, плоды у этих растений? После ответов детей на экране появляются рисунки: семена одуванчиков, «колючки» лопуха, жёлуди и яблоки. Работа в группах. У каждой группы серия картинок: птицы, звери (белка, кабан), животные (собака, кошка), ветер (образный рисунок), люди. Задание: Определить, кто может участвовать в расселении семян и плодов.

Слайд 5:

Сообщения детей: Ветер дует и разносит семена мелких растений, например, одуванчика. На экскурсии наблюдали, что семена клёна вращаясь падают с дерева, как пропеллер у вертолёта, если подует ветер, то летит далеко. Птицы клюют ягоды рябины, калины. Возможно, несут своим птенцам, могут выронить в полёте. Наблюдали, что на шерсти у собак кошек после прогулки колючки от лопуха, репейника и другие цепляющиеся семена.

Учитель: - с какой целью мы ходили на экскурсию? (Учились видеть красоту осеннего леса. Собирали природный материал: шишки, жёлуди, каштаны). Кто-то из вас, возвращаясь в школу, выбросил непонравившийся жёлудь или шишку. И на том месте может вырасти дубок или ёлочка. Я говорю: может вырасти. – Какие условия для этого необходимы? Плодородная почва и много света. Загадка: «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Отгадка? Жёлудь.

Физминутка. С ветки на землю шлёпнулся жёлудь. Встают друг за другом. Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый. Он от испуга скачет и скачет Прыгают на носочках. И желудиных слёзок не прячет. Встают в круг. Что же нам делать, дуб исполин? Разводят руки в стороны. Эй, отвечай-ка, я же твой сын. Поднимают руки вверх. Что тебе делать? В землю зарыться, Приседают. Чтобы к весне в дубок превратиться. Встают, поднимают руки вверх. Предлагаю взять из коробочки жёлудь и рассмотреть его. – Похож он на «коробок бронзового цвета»? Вспомнить загадку «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Повторяем загадку. Читаю загадку: «В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет» Кто это?

Слайд 6:

Муравейник и хлопотливые муравьи. – Чем заняты муравьи? Могут ли они помогать семенам путешествовать? Дети высказывают свои мнения. Учитель дополняет: «Семена богаты вкусным питательным маслом, некоторые семена муравьи запасают впрок. Из-за твёрдой оболочки не все семена муравьи съедают, часто вместе с мусором выносят подальше от муравейника. И некоторые семена прорастают уже на новом месте. Так расселяются многие травянистые растения.

Слайд 7:

Как ещё расселяются растения на новые места? Читаю рассказ «Как деревья дружат с ветром». Ученики узнают, что «Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие – размером со спичечную головку, а толщиной, как папиросная бумага. И всё же это самые настоящие крылья. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе». Читаю загадку: «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар». – Что это? (Одуванчик). Опыт: предлагаю положить на ладошку семена одуванчика и подуть. Вывод: семена лёгкие и улетают довольно далеко. Дети делают вывод: ветер помогает расселяться растениям. Поднимаю голову вверх и говорю: «Гуси-гуси! Летят гуси!» . – Куда летят гуси? Ответы детей: В тёплые края.

Слайд 8: Дикие гуси на воде. – Учитель: Гуси решили отдохнуть, они опустились на воду, стали купаться, плескаться. А на воде могут находиться семена-путешественники. К оперенью птиц могут прилипнуть семена. Через некоторое время гуси отправятся в полёт, и унесут с собой семена. Где-то упадёт это семя и прорастёт на новом месте. Рефлексия. Вопрос: Как расселяются растения? На каждый правильный ответ на доску вывешивается осеннее деревце: с красной кроной - клён, с жёлтой – берёза, с оранжевой – кроной - осина, с коричневой - дуб.

Слайд 9 : Читаю стихотворение Бунина «Лес, точно терем расписной…»

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

1.Таблица «Части растений»

2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  1. Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  2. Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)

Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

Чем отличаются эти растения в природе?

Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)

Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

Учитель. Есть ли у картофеля семена?

Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

  1. .Физкультминутка

Игра «Да»-«Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

Вопросы: а) Плоды образуются на листьях? (нет)

Б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

В) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

Г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

Д) У всех растений есть корни? (да)

Е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в , бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

  1. .Открытие новых знаний и первичное закрепление. Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?

Дети. Посадили люди.

Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика) Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

Практическая работа.

На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? (На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  1. . Работа по учебнику.

Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

Учитель. Зачем птица несет плоды?

Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  1. Физкультминутка.

Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

  1. .Закрепление.

Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод: Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

  1. Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?


Задачи урока: познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком; обеспечить развитие умений работать с несколькими источниками информации, описывать на основе иллюстраций способы распространения растений в природе.

Урок можно начать с игры, цель которой - закрепление пройденного. В разных концах класса прикреплены таблички с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения». На столе учителя рисунки растений. Ученик должен подойти к столу учителя (к доске), взять карточку с изображением какого-либо растения, показать остальным и подойти к соответствующей табличке. Остальные ученики оценивают аплодисментами правильность ответов одноклассников.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что, несмотря на различия, у растений есть черты сходства. Учитель показывает таблицы, которые он подготовил самостоятельно, и еще раз объясняет, что общего у разных растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) А как отличить плод от других частей растений? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Следующий этап урока можно начать с прослушивания учащимися сказки:

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!». Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

(Н. Осипов)

После чтения сказки ученики отвечают на вопрос: почему же дуб так и не дождался себе смены? Обобщая ответы первоклассников, учитель заключает: «Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений».

Как же растения переселяются на новые места? Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?». Рисунки-подсказки слева от него отвечают на вопросы: как расселяются растения в природе? Кто (что) им в этом помогает? Слева на переднем плане общего рисунка хорошо виден репейник, а на верхнем рисунке-подсказке нарисована голова собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Учащимся нетрудно сделать вывод, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, лошадь, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обращается внимание на второй рисунок-подсказку: зачем птица несет плоды? Дети говорят, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Ученики рассказывают, что птицы в полете могут уронить плоды с семенами и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняет также, что семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

На общем рисунке хорошо виден муравейник, а на рисунке-подсказке - муравей, который несет семя. Скорее всего, о том, что и муравьи переносят семена, ученики раньше никогда не слышали. Потому учитель сам рассказывает им о расселении плодов и семян с помощью этих насекомых. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Далее следует обратить внимание на общий рисунок в учебнике. На нем не зря изображен ручей. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Учитель также отмечает, что некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Познакомить учащихся с распространением плодов и семян с помощью ветра поможет рассказ в хрестоматии «Как деревья с ветром дружат». Учитель читает рассказ, а потом школьники отвечают на предложенный в конце вопрос: как путешествует крылатка клена? Желательно раздать учащимся эти плоды, чтобы они внимательно рассмотрели их с помощью лупы. У них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

Можно предложить еще один опыт: выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

Закреплению полученных знаний поможет практическая работа, цель которой - описание детьми плодов рябины, шиповника, дуба, вяза, березы, лопуха, череды, подсолнечника, лещины и выдвижение предположений о том, как они расселяются в природе. (Для выполнения работы необходим заранее подготовленный учителем раздаточный материал.)

Можно разобрать и такой вопрос: все ли семена прорастут на новых местах? В ходе беседы делается вывод, что часть семян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щетку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться - застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решетки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все прорастут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победителями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

Учитель обращает внимание школьников на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: предлагается соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

Учитель показывает детям заготовленный полиэтиленовый пакет с землей и говорит, что через неделю они проверят, переносятся ли семена на подошвах обуви человека (для того чтобы опыт удался, необходимо принести землю с огорода).


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top