Речь воспитателя – образец в становлении речи ребенка. Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога Почему речь воспитателя детского сада

Речь воспитателя – образец в становлении речи ребенка. Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога Почему речь воспитателя детского сада

Подражательная речь – характерная особенность детей дошкольного возраста. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, которых они наиболее часто видят, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – всё становится образцом для детей. Поэтому к речи воспитателя предъявляются особые требования.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, надо учитывать следующее:

Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего - в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение.

На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком, в правильном звукопроизношении, в грамотном употреблении лексических и грамматических форм частей речи и т.д.

Но бывает, в разговоре с детьми воспитатель допускает ошибки, разговаривает небрежно, неграмотно, невыразительно: «Эти кубики ты взял со старшей группы, отнеси их туда». Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь.

Иногда воспитатель употребляет специальные педагогические, непонятные детям термины: «Сегодня мы будем заниматься дидактическими играми».

Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом уже избавляются от них в школе.

При речевом общении с детьми – дошкольниками нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: правильное звукопроизношение, расширение словаря, воспитание лексической и грамматической правильности речи. Образец – один из основных приёмов в обучении дошкольника. Ребенок обращается к воспитателю: «Завтра было выходной». «Завтра будет выходной», - поправляет воспитатель. Так на образце речи воспитателя ребенок приобретает умение выражать свою мысль, слышит правильное произношение. Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми на образце речи воспитателя.

Все большему и большему количеству современных детей ставят диагноз «задержка развития речи». Отчасти это связано с теми нововведениями, в которых нет места для совершенствования речевой культуры. Стремление исключительно к улучшению технического оснащения детского сада не всегда приводит к нужному результату – развитию ребенка. Без должной работы воспитателя ребенок будет развиваться гораздо медленнее и однобоко. Работа настоящего воспитателя практически постоянно связана с общением, а значит, и с речью.

Речь воспитателя, как и все его действия и поступки, являются неким образцом для подражания дошкольников , поэтому крайне важно обратить особое внимание на нее. Однако речь воспитателя только тогда может являться образцом, если она сама безупречна.

Для начала следует осознать, какие основные требования можно предъявить к речи воспитателя.

  • Во-первых, смысл речи должен соответствовать конкретному уровню дошкольника.

Например, дети трех лет понимают в речи только факты, без каких-либо отступлений. Наоборот, эти отступления только мешают им для нормального восприятия смысла («Саша, не трогай окно», «Витя, не пиши на картине»). Детям постарше в содержание речи можно добавлять обороты, которые могут самого дошкольника привести к самостоятельному выводу («Лена, если будешь пачкать пол, его придется снова мыть», «Ксюша, если ты бросишь стакан, он может разбиться на осколки, которые могут поранить»).

  • Во-вторых, воспитатель должен составлять грамматически грамотные предложения.

Например, фразы типа «не ложи сюда книгу» вместо «не клади сюда книгу» или «Лена, ты обратно стала капризничать» построены не по правилам русского языка. Дошкольники очень чутко реагируют на все речевые обороты, которые они слышат из уст воспитателя, и впитывают их, словно губка.

Кроме того, необходимо с самого детства приучать к правильному произношению, а также соответствующе ставить ударение в слове. Быть может, тогда пресловутое «звОнит» исчезнет из лексикона наших людей. В подготовительных группах возможны даже специальные занятия, на которых дети будут обсуждать наиболее часто употребляемые выражения, в которых многие люди совершают ошибки. Все это помогает строить культуру речи маленького человека.

  • В-третьих, желательно использовать средства для усиления выразительности речи.

Речь воспитателя может быть монотонной и в таком случае она не будет восприниматься дошкольником соответствующе. Например, при вялом аппетите детей слова «Таня, жуй быстрее, что ты так возишься» только усилят невосприимчивость ребенка к словам. И наоборот, добавив эмоциональной окраски в речь можно достичь потрясающих результатов . «Дети, а вы заметили, какая сегодня вкусная каша? Лена, ты сегодня такая умница, очень аккуратно кушаешь». В таких случаях обычно похвала действует ободряюще на того человека, кому она предназначена, а также стимулирующе на всех остальных детей. Дошкольники начинают показывать воспитательнице, что они тоже умеют быстро и аккуратно кушать.

Выразительная речь служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, которое должно вызвать у маленького дошкольника живое представление и окажет сильное эмоциональное воздействие.

Кроме того, эмоциональная сторона речи воспитателя повышает культуру слушания, а также воспитывает у дошкольников желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог. Желательно также по возможности не допускать до занятий с детьми педагогов с дефектами речи (сюсюканье, картавость, шепелявость и так далее). В случае наличия таковых, крайне желательно избавиться от них с помощью совместной работы с логопедом, а также личных тренировок.

  • В-четвертых, воспитатель должен постоянно поправлять дошкольника в случае неправильного употребления им речевых оборотов.

Речь воспитателя порой неотделима от речи ребенка. «Вчера будет пятница» — говорит дошкольник. Воспитатель подправляет его и обязательно произносит правильный вариант вслух . Ребенок вслушивается в речь воспитателя. Именно так формируются правильные навыки точного употребления слов. Особенно хорошо проводить такие беседы на основе событий в мире природы: «Листья пожелтели. Ветер дует. Прошел дождь. Скоро выглянет солнце.»

В зависимости от того, насколько развиты дошкольники, воспитателю следует периодически добавлять новые для детей слова, при этом объясняя их смысл . Например, описывая картину, где изображена кормушка с птицами, воспитатель сначала должен задавать более легкие вопросы: «Кого вы видите на картине? Что делают птицы?» И только потом можно узнать, знают ли дети, что такое кормушка. «Кормушка так названа, потому что птицы в ней кормятся. Кормушки изготавливают для тех птиц, которые остаются зимовать. А каких птиц вы видели зимой?». Таким образом, нужно не просто научить ребенка заучивать слова, а подробно объяснять ему их смысл.

Итак, проводя основную часть времени с педагогом, именно на речь воспитателя ребенок главным образом ориентируется при произношении. Более того, дошкольники копируют даже интонации, в зависимости от уместности описываемого события. В этом ему помогают примеры ярких эмоциональных рассказов или бесед. В свою очередь, воспитатель должен постоянно следить и при необходимости совершенствовать свою речь.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Значение речи воспитателя для речевого развития дошкольников

Речь у ребёнка развивается в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Большую часть времени в дошкольном детстве ребенок проводит в детском саду, поэтому именно от культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически правильно оформленной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать героям, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако выявить недостатки своей речи часто бывает нелегко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, если воспитатель в течение длительно времени небрежно относится к своей речи, то недочеты прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов.

Чтобы замечать и исправлять несовершенства собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи.

К звуковой стороне речи воспитателя предъявляются большие требования: чистое звукопроизношение, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть внятной, выразительной; необходим приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим, а в особенности к воспитанникам.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с хорошей дикцией, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна) , с неправильным ударением в словах.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают уставать, отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Чуть замедленную речь маленьким детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Но не нужно забывать, что при чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

Одним из лучших средств отработки четкой, внятной речи являются скороговорки. Систематические занятия по проговариванию скороговорок научит педагога управлять своим голосом, поможет развить скорость и четкость речи, скорректирует неправильное произношение отдельных звуков. Скороговорки сделают произношение более красивым и четким.

Вот несколько примеров интересных скороговорок:

    У короля корона, у королевы корова.

    Марина перебирала малину для малинового варенья.

    Карлсон играл на клавесине, клавесин у Карлсона был синим.

    Сушист Саша слишком шустро готовит суши, суши у Саши пересушены.

    Цапля по капле клевала клювом клюквенный кисель.

    Карина собирала калину, малину собирала Марина.

Голос - это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Упражнение первое: И.п. лежа на спине, соединить ноги вместе, правую руку положить на живот, а левую – под поясницу. Затем на счет один, два три необходимо сделать через нос глубокий вдох, при этом выпячивая живот. А на счет четыре, пять следует задержать дыхание. После нужно медленно выдохнуть, при этом втягивая живот и произнося звуки “ш” или же “с”.

Упражнение второе: И.п. встать прямо, развернуть и немного опустить плечи, при этом оставив спину прямой. Затем необходимо через нос сделать глубокий вдох и после медленно выдохнуть через рот. Важно, чтобы выдох примерно на пять секунд был длиннее вдоха.

Упражнение третье: это ходьба в медленном темпе с контролируемым дыханием. На первом занятии продолжительность вдоха и выдоха должна составлять два шага. На последующих занятиях нужно удлинить выдох до 4, 6, 8,10 шагов.

Упражнение четвертое: И.п. стоя или сидя. Далее следует через нос вдохнуть и на несколько секунд задержать дыхание. Затем сделать короткий выдох, при этом четко произнося числа от одного до пяти. Это упражнение необходимо повторить несколько раз, увеличивая счет на выдохе до десяти.

Упражнение пятое: И.п. встать и расставить руки на ширину плеч, при этом сомкнув над головой руки в замок. Слегка прогнувшись назад, нужно через нос сделать вдох и затем, наклоняясь вперед медленно выдохнуть, произнося гласные звуки: а, и, э, у, о. Продолжительность выдоха желательно довести до 6-7 секунд.

Эти упражнения следует выполнять около пяти раз, при этом акцентируя внимание на длительности и плавности выдоха. Систематические занятия помогут педагогу сделать свою речь более четкой, внятной и выразительной.

Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Общаясь с детьми, воспитатель не должен нагромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Дети лучше воспринимают короткие фразы, так как при употреблении длинных, да к тому же сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. Но вместе с тем, нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о каком-то событии необходимо выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие делает речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия. При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы. В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Речь воспитателя должна быть для детей эталоном!!!

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

Орфоэпические нормы.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы , условно обозначается знаком Ъ ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы : вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У , Ю , Ы , Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом

непрерывное совершенствование своей речи.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, потому, что дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к пяти-шести годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример воспитателей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий, с их помощью ребенок учиться, правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения». Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь должна быть эталоном для детей. Она оценивается ее с трех сторон:

2. безупречная правильность формы (как говорит);

3. возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам).

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходима богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. 0 бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам). В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса.

Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональность речи. Прежде всего, заведующая и методист должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач.

В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами. Заведующая помогает воспитателям организовать аналогичную работу с родителями, советует, как надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду. С нянями заведующая также проводит серьезную работу - разъясняет, что няня - помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.

Каждый педагог дошкольной организации должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.


Самое обсуждаемое
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?
Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях
Главные герои произведения маугли Главные герои произведения маугли


top