Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков дошкольников. Доклад «Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Рекомендации по развитию речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков дошкольников. Доклад «Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Рекомендации по развитию речи ребенка
Главная > Документ

Начиная работу с разновозрастными детьми в группе семейного детского сада по развитию речи педагогу необходимо четко представить, насколько успешно владеет речью каждый ребенок. Воспитателю при общении с детьми младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что одной из главных задач речевого развития в этом возрасте является воспитание у него правильного звукопроизношения. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко произносить группы звуков (чаще свистящих, шипящих, сонорных), нечеткое или невнятное произношение слов (особенно при ускоренной речи), неправильное использование интонационных средств выразительности. Дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов в дальнейшем. Педагогу и родителям советуем в течение всего учебного года вести индивидуальную работу с детьми для преодоления вышеназванных недостатков речи ребенка. Эту работу лучше планировать в утренний отрезок времени, на прогулке. Можно использовать при этом разнообразный наглядный материал (игрушки, картинки и т.д.). Важным этапом в работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения, как вы знаете, является выработка умения правильно произносить звуки не только изолированно, но и в отдельных словах и фразах. При этом необходимо помнить, что ведущим методом обучения является игровой (Мишка, Петрушка или любой другой персонаж выбирает картинки с определенным звуком – дети называют изображенные на картинке предметы и т.д.). Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального речевого материала: дети произносят шутки-чистоговорки с определенным звуком, при чтении потешек и т.д. Привлекая внимание детей к речи окружающих, педагог приучает слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Для этого используйте игровые ситуации, загадки, песенки, потешки, приучающие детей вслушиваться в слова и звукосочетания. В словарной работе у младших дошкольников нужно направить внимание на обогащение словаря. Она тесно связана с расширением знаний ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений. Важно назвать предмет, вещь, игрушку, побуждать детей назвать их качество, свойства, возможные действия. Эта работа планируется в виде разнообразных игр и упражнений (поможем мишке подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и т.д.). Организуйте специальные игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи: по усвоению родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Игры и игровые упражнения такого содержания можно планировать 1 раз в неделю (с подгруппой, всеми детьми, индивидуально в любое время). При развитии монологической речи в младшем возрасте важен процесс обучения, когда воспитатель учит детей соблюдать определенную структуру рассказа (вычленяя начало, развитие сюжета, концовку), в рассказах из опыта ребенка, по картине и картинке, об игрушке. Задача воспитателя – сделать эти задачи эмоционально насыщенными; продумать игровые приемы подачи материала (игрушки прислали в посылке, принесли в волшебном сундучке и т.д. Рассказать можно мишке, по телефону, маме и т.д. При пересказе небольших знакомых сказок хорошо использовать персонажи настольного театра, бибабо и др.) Все это делает занятие эмоционально-насыщенным, вызывает у детей желание активно в него включиться, высказываться. Таким образом, задачи формирования монологической речи смогут решаться в комплексе с другими речевыми задачами 2-3 раза в неделю. Особое внимание необходимо уделить работе с родителями воспитанников. Важно, чтобы родители знали и правильно понимали задачи речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе, знали особенности речи своего ребенка. Речь передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (и, прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы ребенок дома слушал правильную грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития ребенка – правильное произношение звуков, ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так – родители не должны терять время. Эти речевые недостатки не исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться за помощью к специалисту. Необходимо помнить, что большое значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с родителями. Поэтому во время совместных прогулок с детьми необходимо обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки, рассказывая ребенку, для чего созданы эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквер, к пруду обращать внимание на красоту окружающей природы, растений и животных, насекомых, которых дети могут увидеть, отвечать на возникшие у ребенка вопросы. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, родители должны называть их правильно, стараясь привлечь ребенка их рассмотреть, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополняется словарь), учить наблюдать, сравнивать между собой. Советуем иметь дома детскую библиотечку, где вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации в книгах; энциклопедии для маленьких детей (их свободно можно приобрести в книжных магазинах) о растениях и животных, о транспорте и различных предметах и т.д. Необходимо детей младшего дошкольного возраста знакомить с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества ребенка: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют ребенка, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки и т.д. Необходимо всячески поддерживать подобные разговоры детей, предлагать ребенку рассказать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке, другим ребятам в саду и т.д. Это первые шаги в овладении ребенком монологической речью.

Старший дошкольный возраст

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника – обучение рассказыванию. С детьми этого возраста можно использовать разные виды занятий: рассказывание по картинам, картинкам, рассказывать можно об игрушках и предметах, сочинить небольшую сказку о любимом литературном герое, рассказать по рисунку и открытке и т.д. не забудем и о пересказе (старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в его драматизации). Форма организации детей может быть различной (рассказывают по 2-3, придумывают рассказ по 4-5 детей и т.д.). Это позволяет детям активно общаться друг с другом, обсуждать предложенные варианты рассказа, договориться о последовательности рассказывания и т.д. Все это помогает решать важные вопросы речевого общения детей. Такие занятия целесообразно планировать с малой подгруппой детей (4-5) не реже 2-х раз в неделю. Постепенно овладевая умением строить связное высказывание, ребенок овладевает синтаксическими формами, использует простые и сложные предложения, учится согласовывать слова в предложения. Очень важно для старших детей – воспитать у ребенка внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо планировать упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных (красивее, слаще, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов и других частей речи. Не должен забывать воспитатель, работая с этими детьми, и о словарной работе, активизации синонимов, антонимов, омонимов в речи детей. Хороши для этого разнообразные игры («Скажи наоборот», которые желательно планировать каждую неделю, умело вводя в любые режимные моменты). Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С младшими дошкольниками это необходимо, а старшим дошкольникам необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулом может стать совместный поход в парк, музей, на выставку, впечатления от посещения театра, новая игра. Чем более разнообразно вы продумаете жизнь ребенка, тем больше поводов для разговоров. Взрослые должны помнить – нужно научиться слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Старшего дошкольника нужно активно приобщать к событиям и явлениям социальной действительности : знакомить детей с достопримечательностями родного города, посещать интересные места своего микрорайона и Москвы. Это может быть Красная площадь и Александровский сад, главные улицы города и района, рассказы и посещения памятников А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, С.А. Есенину, П.И. Чайковскому, Ю.А. Гагарину и другим знаменитым людям, прославившим нашу Родину. Очень хорошо, если после таких путешествий по Москве в домашней библиотечке у ребенка появятся сказки Пушкина, рассказы Толстого и др. Хорошо, если у ребенка появится желание нарисовать (может быть, вместе с родителями) запомнившиеся места Москвы и рассказать о своих впечатлениях от этих прогулок. Такие прогулки детей со взрослыми будят интерес к окружающему его миру, создают доверительные, теплые отношения между детьми и взрослыми, формируют правильные навыки общения.

Подготовила и провела:

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

Волжского района Республики Марий Эл

Подготовила и провела:

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 23 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы.

При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

Волжского района Республики Марий Эл

Подготовила и провела:

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 23 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы.

При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

Волжского района Республики Марий Эл

Подготовила и провела:

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 23 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы.

При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

Волжского района Республики Марий Эл

Подготовила и провела:

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 23 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы.

При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

Волжского района Республики Марий Эл

Подготовила и провела:

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 23 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы.

При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств . Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения . Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком . В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев . Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки . Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Орел на горе, перо на орле.

Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
  • «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
  • «Придумай слово на звук »: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук и топнуть ногой, если он услышит звук ;
  • «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Использованная литература:

Ушакова О. С.

Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии.

2001. – 256 с.


Ваш ребёнок переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст . Предпоследняя ступенька перед школой. Конечно, кто-то пойдёт в школу с шести лет, кто-то с семи, а кто-то аж с семи с хвостиком, всё равно готовиться будут все. Всем предстоят разные испытания, все будут стараться, и родители, и дети, и мы, педагоги.

Помните, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника - игра. Мудрые слова «учить, играя» не теряют своей актуальности.

Слова, постоянно пополняющие словарь ребёнка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребёнка.

В этом возрасте ребёнку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств , да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идёт о прилагательных в сравнительной степени (горячий-горячее), о наречиях (быстро), о передачи оттенков цвета (светло-коричневый). Вам придётся предоставлять ребёнку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать.

Дайте ребёнку пощупать тёплую батарею, пусть степень её нагревания обозначается словом «горячий». А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Ребёнок обычно усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется помимо организации живого знакомства с названиями также учить ребёнка живому общению со словом, когда слово не является чем-то незыблемым, а представляет собой инструмент для выражения чувств, мыслей, то есть слово способно изменяться в зависимости от того, что ребёнок хочет сказать.

Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы ребёнок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков . Начать можно с придумывания сравнений. Вы даёте малышу апельсин, весь кругленький, крепкий, упругий, солнечного тёплого цвета. А каким назовёт его ребёнок? На что, по мнению ребёнка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребёнка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин, гладит, сжимает, нюхает), создаётся и словами-признаками, и словами-предметами.

Объём стихотворений , который вы решили разучить с ребёнком, увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребёнок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов. Если стихотворение учится с трудом, надо постараться облечь сам процесс в привлекательные для ребёнка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чём говориться в стихотворении.

Пора уже убедиться в том, что ребёнок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые вы даёте, будет здесь подспорьем: «Достань карандаш из-под книжки». Предложите ребёнку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: «Откуда я вытащила куклу?» (из-за шкафа). Важно, чтобы ребёнок хорошо понимал, что вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребёнку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи.

Ребёнку нравиться примерять к своей речи новые слова. Словообразование - великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека стремительно растут. Задания вы можете давать ребёнку по ходу дела, например: «Посмотри, вот у нас большой стол. А вон там, около дивана, маленький … сто…лик». Вовлеките ребёнка в ясный ему и естественный диалог: «На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь о себе? (Бегаю.) А что если это было вчера? (Бегал.)»

Ребёнок уже понятно и убедительно выражает свои мысли . Кроме того, выясняется, что он помнит, и, главное, может рассказать о том, что происходило в прошлом, например минувшим летом, когда всей семьёй ездили на юг. Старайтесь стимулировать рассказывание, как бы вы не были заняты, попробуйте находить время для общения. Ведь детство промчится так быстро, не успеете оглянуться, а ваш детсадовец стал студентом. Так что маленькие детки - маленькие бедки. Ну, а радости, конечно, большие.

Несмотря на то, что словарный запас вашего ребёнка постоянно увеличивается , далеко не всё ещё ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему к вам пристают с вопросами. Не отмахивайтесь, ведь теперь ребёнка интересуют и какие-то узкие, отдельные темы, особенности. Много новых слов появляется именно потому, что ребёнок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится всё разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия. Приготовьте такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предметы. (Дом: крыша, стена, дверь, окно, труба).

Свободно пользоваться словами, не затрудняться в выборе нужного слова или выражения - вот чему мы сейчас учим малыша. Попробуйте игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Это очень просто, вы называете слова, а ребёнок подбирает противоположное.

Обычно такие задания ребёнок выполняет с удовольствием. Если хотите, чтобы малыш пользовался достаточным количеством слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь, не отделывайтесь однословными ответами и короткими высказываниями.

Со словами можно и нужно играть , ведь ребёнку в дальнейшем в школе предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, несвязанных с практикой письма и чтения. Вот несколько вариантов таких игр: называя картинки, попросите ребёнка определить, какой звук первый, какой последний, сколько всего звуков в слове, а также составить слова из звуков, данных по порядку или в разбивку; «закончи слово»; «договори слово»; предложите ребёнку изменять один и тот же звук в слове и смотреть, что получится (сам-сом-сон).

Памятка для родителей по развитию речи детей.

  1. Общее правило - чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  1. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком - делайте его предложения распространенными.
  2. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  3. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  5. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш не закончит рассказывать - другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  6. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками - это развивает пальцы рук, следовательно и речь.
  7. Обращайте внимание на фонематический (речевой) слух.
  8. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  9. Читайте с ребёнком художественную литературу - это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  10. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  11. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  12. Играйте с ребёнком в разные игры.
  13. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Взрослые, родители, бабушки, дедушки, интересующиеся вопросами воспитания детей, читающие педагогическую литературу, не раз встретят в ней мысль о том, что развитие речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Так ли это? Да! Именно так. Понаблюдайте. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Задумайтесь над тем, достаточно ли сформирована и развита речь Вашего ребенка, чтобы он чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. У ребенка пяти-семи лет должен быть высокий уровень речевого развития. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательными, выразительными и точными. Ребенок 5-6 лет может пересказать прочитанную сказку, рассказ, мультфильм, составить рассказ по картинке, об игрушке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Обладает ли этими умениями Ваш ребенок? Прежде всего, хочется обратить Ваше внимание на то, произносит ли ребенок правильно все звуки? Правильное звукопроизношение - одна из важных сторон речевого развития дошкольника. К сожалению, не все родители это понимают. Несовершенства звукопроизношения вызывают насмешки товарищей и недовольство педагогов, травмируют детей, оставляя постоянное чувство огорчения. Сознавая свои недостатки, дети избегают коллектива, стесняются говорить, иногда отказываются отвечать, нервничают, становятся неразговорчивыми, замкнутыми. Недостатки речи портят их характер. Почему-то многие родители считают, что в 4-5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он «еще маленький». Вот пойдет в школу, тогда... А вот тогда может быть уже поздно. Мы еще раз подчеркнем, что к 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Один ребенок может неправильно произносить 1-2 звука, а другой - 5-6 звуков. Но в том и в другом случае необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. Чем скорее Вы обратитесь за помощью к специалисту (логопеду), тем больше шансов на хороший результат. Не теряйте времени.

Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые.

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника - обучение рассказыванию. С детьми этого возраста можно использовать разные виды занятий: рассказывание по картине, картинкам серим сюжетных картин, рассказывать можно об игрушках и предметах, сочинить небольшую сказку о любимом литературном герое, рассказать по рисунку, открытке и т.д. Не забудем и о пересказе: старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в его драматизации.

Постепенно овладевая умением строить связное высказывание, ребенок овладевает синтаксическими формами: использует простые и сложные предложения, учится согласовывать слова в предложении.

Очень важно воспитать у более старшего ребенка внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо проводить упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных (красивее, слаще, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов и других частей речи.

Не забудьте о словарной работе: активизация антонимов, синонимов омонимов в речи детей. Хороши для этого разнообразные игры, которые желательно проводить каждую неделю в любые режимные моменты.

Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С младшими дошкольниками это нужно, а старшим дошкольникам необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулами могут стать поездка за город, поход в музей, впечатления от посещения театра или новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора. Взрослые должны помнить - нужно научиться слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Старшего дошкольника надо активно приобщать к событиям и явлениям социальной действительности. Познакомьте детей с достопримечательностями родного города, посетите интересные места своего района. Это могут быть Красная площадь и Александровский сад главные улицы города и района, расскажите и покажите детям памятники А.С. Пушкину, Я.Н. Толстому, С.А. Есенину, П.И. Чайковскому, Ю.А. Гагарину и другим знаменитым людям. Очень хорошо, если после таких путешествий по Москве в домашней библиотеке появятся сказки Пушкина, рассказы Толстого и т.д. Будет замечательно, если у ребенка появится желание нарисовать (может быть, вместе с вами) запомнившиеся места Москвы и рассказать о своих впечатлениях от этих прогулок. Такие прогулки и экскурсии вместе с ребенком будят интерес к окружающему его миру, создают доверительные теплые отношения в семье, формируют правильные навыки общения. Найдите время для таких прогулок с ребенком.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top