Рождение "Малой Руси". Термин и смысл. Великая, малая и белая русь Великороссы, малороссы и белорусы

Рождение

Карта Малороссии , как и схема переименований районов при клике - увеличивается в размерах.

Надо сразу оговориться, что в переименованиях административных единиц в истории юго-запада Киевской Руси царит чехарда (смотрим схему переходов районов в разные государства), причиной чему является большая раздробленность после нашествии монголо-татар, опустошивших южные земли Руси.

Если слово Малороссия еще используется для обозначения юго-западных земель, то наименование Украина во времена Российской империи официально вообще не используется, хотя на иностранных картах уже появляется латинизированное наименование Ukrain , потому что так южные земли распавшейся Киевской Руси называют на картах Речи Посполитой (Польши), а ранее Великого княжества Литовского. Рис.3 Английская карта с сайта Karty.by

1. Ма́лая Русь (калька со ср.-греч. Μικρὰ Ῥωσσία), Малая Россия - церковно-административное определение византийского происхождения появившееся в начале 14-го столетия для обозначения епархии в Галицко-Волынском княжестве.

Позже, производное от этого определения - Малоро́ссия, и реже Малоруссия в разное время употреблялось для обозначения разных регионов:

  • а) в XIV-XV веках - земель Галицко-Волынского княжества
  • б)с XVI века - всех восточнославянских (русских) земель в составе Речи Посполитой (позже из них выделили Белую Русь).

В России с XVII до начала XX века применялось как название:

  • исторического региона Российской империи
  • Малороссийской губернии - название двух административно-территориальных единиц Российской империи, существовавших в разное время в XVIII веке
.

Наименование Великая Русь не приобрело широкое употребление, а слово "великоросс" появляется только в 19 столетии, так как Московия сохраняет прямое наследование государственности от Киевской Руси, а этносу, государствообразуещему Россию, в период Московского царства принявшего самоназвание "московиты", указом Екатерины возвращается их истинное историческое наименование - русские , как продолжателям основного массива русского этноса .

С XVIII до начала XX века в административном делении Российской империи использовалось лишь название Малороссийская губерния (позже малороссийские губернии ), переносимое на несколько разных регионов юго-востока России. Однако в обиходной речи слово Малороссия часто использовалось неофициально для обозначения этого исторического региона теперь уже "у края" России. Наименования «малоросс » или «малорус » поначалу не имело никакого этнического расового смысла - это было лишь наименованием жителя территории, равно как и «украинец», да и современное наименование «Украина» - типичное для древней Руси самоназвание русских на старорусском языке, живущих «у окраины» от Руси.

Латинизированное польское слово Ukrain и старинное русское слово УОкраины имело один смысл. Самоназвание «украинец» имело лишь географический смысл и было свойственно казакам и другим группам вольных людей, селившимся по всем направлениям по окраинам Русского пространства, так как по составу они и было в основном из русских, ведущим отсчет от центра, которым они очевидно считали Русь. Аналогичное слово Ukrain использовалось шляхтой и в польском языке – порой в уничижительном смысле как «жителей удаленных земель от центра» – а позже оно закрепилось как наименование южных русских земель, включенных в состав Речи Посполитой.

Однако надо отметить что впервые наименование «украинец» в качестве наименования с этническим смыслом применили австрийцы для обозначения жителей Галиции с целью противопоставления галичан их этнической сущности как русских. Даже наименование «Украина» впервые было принято официиально в Австро-Венгрии для названия региона из Галиции и нескольких других оккупированных австрийцами русских земель. При этом насильственная украинизация русских земель австрийцами вызывала сильное национальное движение русинов и других групп этнических русских, которые наотрез отказались называться украинцами. Однако основная часть населения Галиции приняла самоназвание «украiнци» и идеологию «украинчества», особо не понимая смысл украинизации как разрыв и противостояние со своей исторической родиной.

Кроме того, надо отметить, что «самостийничество» запорожских казаков, сложившихся как военное сословие на юго-западе Руси после захвата ими власти на всей территории Малороссии стало подпитывать «украинчество», так как казаки, на словах признавая свою принадлежность к Руси, НО постоянно стремились иметь полную свободу от царской администрации. Ни о каком независимом государстве казаки даже и не помышляли – но, объявляя себя «защитниками» южных рубежей России, они стремились сохранить личную независимость от всяческих повинностей и обязательств перед Москвой.

Подобные настроения казаков вполне смыкались с австрийской агитацией о появлении совершенно новой народности, идею о существовании которой порожденную австрийцы, с усердием продолжили поляки, так как цель украинчества оставалась постоянной – сделать «украинцев» врагами России. Пока жители Малороссии называли себя русским - это сделать было невозможно, так как они и считали себя частью русского народа, но, вот переименование в новый придуманные для этого специально этнос - "украiнци " - давало таковую возможность.

Великороссы, малороссы и белорусы

Малороссы

До октябрьской революции в Российской империи за коренным населением Малороссии закрепилось наименование малоросс , имевшее этнический смысл большей частью в культурном плане.

Рис.8 В одежде малороссиян заметно татарское влияние через казаков runivers.ru

После взятия монголо-татарами Киева в 1240 году всяческая политическая жизнь в южных землях просто умерла, а центр экономической жизни сместился на север. В степях вокруг Киева нередки набеги отрядов кочевников, потому жизнь в очаге Киевской Руси становится просто небезопасной. Очевидно, что непосредственно после набега татар жители покидали этот край, боясь попасть в полон и быть уведенными в рабство, тем более что осевшие недалеко в Крыму татары формируют свою Орду.

Последующее пополнение населения идет с двух сторон – кочевники и люди из Средней Азии, сопровождавшие татар в их походе теперь селятся между местными, а позднее литовские князья и польские паны, захватившие землю в собственность, переселяют сюда крестьян с севера. Население Малороссии пополняется и беглыми крепостными из Московского Царства.

На юге на землях, пограничных с татарским Крымом, самоорганизуется группа казаков, вначале для самообороны, а с ростом численности и организованности – уже как разбойное пиратское государство, которое само способно совершать грабительские набеги на соседей. Собственно на этническую принадлежность казака никто не обращает внимание – лишь бы умел держать саблю.

Из коренных русских, оставшихся после разгрома Киева, и пестрого этнического пополнения формируется облик малороссиян, в котором преобладает темноволосый тип, хотя генетические исследования показывают их полное сродство с русскими и белорусами.

Под именем Малороссии разумеются обыкновенно нынешняя Черниговская и Полтавская губернии, но в историческом смысле понятие Малороссии гораздо шире; она обнимала собою, сверх того, теперешний Юго-Западный край (то есть губернии Киевскую, Подольскую и Волынскую), заходя порой и в теперешнюю Галицию, Бессарабию, Херсонщину. Рекой Днепром Малороссия делилась на правобережную и левобережную. На указанной территории в удельно-вечевой период существовали княжества Чернигово-Северское, Переяславское, Киевское, Волынское, Подольская земля, отчасти княжества Галицкое и Туровское. Татарское нашествие разорило и обессилило территорию позднейшей Малороссии. Количество населения уменьшилось до того, что Погодин выставил гипотезу, будто бы все оно ушло куда-то на север, а на место его явилось новое население из-за Карпат. Но М. А. Максимович в своей статье «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении ее новопришлым народом» («Сочинения», том I), а вслед за ним В. Б. Антонович в статье «Киев, его судьба и значение с XIV по XVI столетие» («Монографии», I) рядом фактов доказали, что полного запустения малорусской территории после татарского нашествия не было, что население ее никуда не уходило и никакой народ в южную Русь не переселялся, хотя частичной колонизации отрицать нельзя. После Батыева нашествия, когда власть русских князей на юге ослабела, южная Русь подпала под власть Литвы (см. Литовско-русское государство), а когда Литва по Люблинской унии 1569 г. окончательно соединилась с Польшей - то под власть Польши. При литовских князьях возникло казачество, с появлением которого и начинается политическая жизнь малорусского народа .

Россия. История: Малороссия // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона . - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

В сельской местности в ходу был малороссийский говор , причем разительно отличавшийся в разных краях земли в связи с разными заимствованиями от ближайших народов. Элита и малороссийская интеллигенция была трехязычной, считая русский, польский и местный говор - так как сама Речь Посполитая была двуязычной - жители Литвы говорили на прежнем киевском старорусском языке (из которого потом пошел белорусский), да и русины в австрийской Галиции сохраняли свой старорусский говор. Воссоединение Малороссии с Россией сделало государственным только русский, литературным по причине присутствия большого числа поляков в малороссийской интеллигенции был еще и польский язык, но преобладающим был русский. Причем, интеллигенция даже не могла себе представить последующий переход с такого развитого языка могучей культуры, как русский язык, на местечковый деревенский говор, который был положен большевистскими украинизаторами в основу украинской мовы. До революции попытки создать самостийный язык из деревенского говора были осмеяны культурными малороссиянами.

Собственно мало кто спрашивал у жителей этническое самоопределение, потому статистические данные были довольно обобщенные.

Например, в описаниях народов России, первый выпуск которой датируется 1878 годом, дается краткое описание количества и уклад жизни малороссов, как одного из четырех народов, обозначенных в издании.

Рис.6 и Рис.7 В конце 19 века число малороссов составляло около 11 миллионов

Казаки

Куда относить казаков (Рис.9 с сайта runivers.ru) вообще было не очень ясно – ведь рядом было Донское казачество, которое было, безусловно «русским», но украинское казачество перемешалось с местным населением и говорило на местных говорах. Сегодня потомки запорожских казаков уже относятся к малороссийскому этносу. С захватом власти на всей Малороссии казаки стали малороссиян.

Собственно слово казак не было этническим - оно характеризовало вооруженного вольного человека, а быт и принципы хозяйствования (круг работ женщин казачек) совпадал с бытом живущих рядом местных сельских неказаков. Яркое отличие в одежде было явно заимствовано вначале от татар, а позднее от турков, как одеяние пригожее для военных походов. Сами запорожские казаки однозначно считали себя не только "русскими", но и гордо называли себя защитниками святынь Руси и веры православной.

Среди населения Малороссии ничем не выделялись поляки, которые уже считались внутренним народом, так как много помещиков сохранило свои поместья, да и часть Польши уже была в составе Российской империи. Поэтому в городах многие знали и польский язык.

Великороссы

Наименование великоросс имело место как противопоставление жителей Московии с исторически разошедшимися ветвями прежде единого русского народа - малороссами и белорусами. В конце 19 века оно даже становится модным на волне подъема интереса к самоопределению наций – но упоминается скорее не русскими авторами, а мелькает в украинских изданиях.

Типичный национальный облик великоросса описать довольно сложно (Рис.8,9,10), так как местных особенностей на порядок больше – и тут различий между группами русских на Великой Руси гораздо больше, чем с жителями Малороссии или Белоруссии. Язык у великороссов – понимаем всеми в любой части России, но говор северных русских отличается оканьем, а южных - аканьем. Развитый литературный язык сегодня уже практически нивелировал остальные различия.

Белорусы

По летописям народы Прибалтики долго сопротивлялись принятию христианства, оставаясь верными своим идолам. Собственно для Киевской Руси эти земли были далекой провинцией и только опустошение южных земель делает северные княжества Русского мира значимым в политике того времени. Русские князья Литовской Руси наперегонки с польскими панами начинают захват практически брошенных земель вокруг Киева, которые еще не подобраны Галицко-волынским князем. Коренные земли Литовской Руси издревле заселены славянами вперемежку с еще многими народностями. Знать и большая часть населения говорит на русском языке и собственно находится в неразрывной связи с Владимиро-Суздальской Русью. Князья Литовской Руси остаются в основном сродственниками русским князьям из рода Рюриковичей, ведь известно, что Иван Грозный являлся сыном Елены Глинской, бывшей племянницей князю литовскому. Однако Московское Царство даже в статусе данника Золотой Орды не становилось младше по отношению к Литовской Руси. Принципы устройства империи Чингисхана позволяют таким улуса как Владимиро-Суздальская Русь сохранять самостоятельную государственность. Пока внутри этой Руси поднимается Московское княжество, централизуя под себя все остальные княжества, северо-западные княжества, сохранившие независимость, захватывают южные очаги бывшей Киевской Руси, образуя еще одна Русь, получившую в истории название Литовская Русь . Эта западная Русь, претендующая на наследство Киева, получает официальное наименованная как Великое княжество Литовское , но вскоре ради противостояния против Московской Руси и прибалтийских немецких орденов входит в союз с Польшей, располагавшей военной силой и имевшей почти республиканское государственное строение из вольной шляхты. В это время польское сословие вооруженного дворянства организует королевство, очень похожее на бандитскую республику Запорожской Сечи, в которой короля избирают голосованием шляхты. Союзное государственное образование получает название Речь Посполитая и становится самым крупным государством в Европе. Переписка Ивана с Курбским характеризует отношения между двумя соседними империями, где пограничные вассалы порой перебегают в соперничающие империи.

Оторванность русских людей в Белой Руси на территории Речи Посполитой от основного массива народа на Руси Московской позволяет сохранить им более ранний вариант русского языка, практически старорусский, похожий на современный церковный. Имеет место влияние польского языка по причине попыток ополячивания, но позднее литературным языком становится русский, благодаря чему даже сегодня белорусский язык остается больше семейным. Все более-менее значимые произведения созданы на русском или на польском языках.

Национальное самоопределение у белорусов вообще приходит очень поздно - лишь в 19 веке. После революции большевики провели попытку белорусизации населения в националистических тонах, что сегодня иногда проявляется в отношениях между независимой Белоруссией и Россией.

Национальная одежда и быт в восточных районах почти не отличается от русских аналогов, но в западных частях многие детали указывают на близость с Литвой и Польшей. (Рис.10)

Много веков вообще в среде русских не выделяли малороссов или белорусов из собственного этноса, как и сегодня – лишь по фамилии еще можно как-то выделить, но даже и не факт.

Сродство русских с украинцами и белорусами имеет место, но, как видим, в последнее время националистическая элита Украины ведет раскольническую деятельность, усилено противопоставляя украинцев этническим русским, которые составляют треть населения этой страны.

Малороссия-Украина

Российское общество до 20 века даже не подозревало о существовании «украинчества», так как при царе эту идеологию поддерживало всего лишь несколько интеллигентов в Киеве и Львове, большей частью из этнических поляков. В конце 19 века волна народничества породила интерес к национальным особенностям, на которой возникает интерес к культуре малороссиян. Большевики, пришедшие к власти по своему невежеству в антироссийской сущности «украинчества», объявляют его национально-освободительным движением и после революции допускают к формированию основ социалистической республики Украина неприкрытых украинских националистов.

Благодаря собственному недопониманию большевики усугубили свое невежество выбором слова Украина в наименование республики. Тут надо всего лишь на секунду задуматься о смысле этого слова, как любому станет ясен сепаратистский смысл этого слова по отношению России, как провозглашение независимости этой части от единого русского народа и единой страны России.

Невежество российского общества при царе было усугублено многократно – что стало причиной бурного расцвета и территориальной экспансии антирусской идеи «украинчества» с ничтожного по размерам очага в Галиции после ее присоединения к Малороссии на огромную территорию, только теперь уже руками украинской местной элиты, вынужденной идти раскольническим путем по стопам Мазепы, т.е. буквально самостийническим сепаратистским путем казаков. Идеология «украинства» распада СССР была взята на вооружение местной элитой, так как позволяла вообще разорвать пуповину с Россией, элита которой была для местной - самым опасным соперником. То, что для этого придется заставить народ отказаться от всех святынь, связывающих народ Малороссии с Россией – мало смущало "национальную" украинскую элиту.

Надо понимать что ситуация – народ русский един, а существуют ТРИ отдельных государства – Россия, Украина и Белоруссия - постоянно ставит перед местными элитами задачу для оправдания существования отдельного самостийного государства из тех же этнических русских, НО ОТЛИЧНОГО – от России как первоосновы. Поэтому местные элиты постоянно изыскивают этнические различия – чем больше, тем лучше, чтобы можно было противопоставить народ Украины (и Белоруссии тоже) тому же самому народу в России (элиту которой местная, очевидно боится как самую опасную для нее).

Появление национальной республики Украины в составе СССР стало потворством распространению идеологии «украинчества» на присоединенных исконно русских территориях в результате заигрывания большевиков с национально-освободительным движением. Коммунисты, даже не отдавали себе отсчет, что они переносят представления о национально-освободительном движении на жителей одной из республик собственного государства. Они считали, что поддерживают украинский национализм, который таковым никогда не был, он лишь прикрывался этим именем, а было старинное сепаратистское движение против России, порожденное еще австрийцами. Это был пример оглупления руководства КПСС под действием идеологических штампов. В головах советских партийных бонз просто не укладывалось, что они поддерживают украинский сепаратизм . Никто даже не задавался вопросом – а этот национализм-сепаратизм – он от кого? Ответ был бы очевиден уже давно, но советская наука под воздействием идеологии даже не изучала украинство , имеющего уже столетия единственную цель – оторвать малороссийский народ от России. Однако антироссийская и антирусская сущность украинства стала очевидной в момент получения независимости Украины в результате Беловежского сговора.

Даже сегодня единственным полноценным научным трудом по вопросу украинства остается монография эмигранта Николая Ульянова, изданная в Нью-Йорке в 1966 году под названием в которой он доказал, что нет украинского национализма (это абсурд - национализация русских от русских), а есть враждебное, а точнее сепаратистское движение против всего русского и россйского. Как мы видим, основателям украинства удалось таки реализовать свои замыслы (теперь уже через поддержку США) по разжиганию ненависти "украинцев" против России.

Заблуждения и идеологические штампы делали руководителей СССР идеалистами в национальном вопросе и слепыми в отношении идеологии «украинчества» . Сегодня украинчество проявило свою истинную сущность – это настоящая змея, взращенная на невежестве большевиков об истинном характере это сепаратистского движения против России.

Малороссия как историческая область Российской империи

Термин Украина начинают использовать лишь в конце 19 века, но "после 1917 года исторический термин Малороссия и производные от него слова были практически выведены из историкографического употребления в УССР, РСФСР и СССР в рамках идеологического обеспечения советской политики". Думаю дальше так же можно продолжить цитатой из Википедии:

После ликвидации гетманщины в 1764 году из части Левобережной Украины была создана Малороссийская губерния с административным центром в городе Глухове. В 1775 году Малороссийская и Киевская губернии были объединены, губернский центр перенесён в Киев. В 1781 году Малороссийская губерния была разделена на три наместничества (губернии) - Черниговское, Новгород-Северское и Киевское. В 1796 году Малороссийская губерния была воссоздана, губернским центром был назначен Чернигов, после чего её в 1802 году разделили снова на две губернии: Полтавскую и Черниговскую. Названия Малороссия, малороссийский, малороссияне употреблялись относительно всего юго-западного края на протяжении XIX и начала XX века.

Название Малороссия до 1917 года полуофициально использовалось для собирательного обозначения Волынской, Киевской, Подольской, Полтавской и Черниговской губерний. Именно так Левобережную Украину, матерью и «Малороссией» назвал Григорий Сковорода, а Слободскую Украину - своей родною тёткой, что указывало на отсутствие в термине «Малороссия» уничижительного оттенка.

Тарас Шевченко в своём личном дневнике написанном на русском языке (в 1857-1858 гг.) использует 17 раз слова «Малороссия/малороссийский» и только 4 раза «Украина» (при этом он не использует прилагательное «украинский» вообще); одновременно, в письмах единомышленникам-украинофилам 17 раз «Украина» и 5 раз «Малороссия/малороссийский», а в своей поэзии употребляет только термин «Украина».

Культурная и историческая специфика Малороссии , равно как региональный патриотизм малороссов, были вполне приемлемы в глазах сторонников концепции большой русской нации до тех пор, пока не входили с этой концепцией в противоречие. Более того, в первой половине XIX века малорусская специфика вызывала живой интерес в Петербурге и Москве как более красочный, романтичный вариант русскости.

На протяжении всего периода нахождения Украины в составе Российской империи термин Малороссия использовался в качестве синонима Украины, как в обиходе, так и (в основном) на официальном уровнях. При этом, уже во второй половине 19 века, название Украина становится более широко используемым в обиходе, частной и общественной жизни и практически полностью вытесняет все другие обозначения (в т.ч. и термин "Малороссия").

Украина после 1917 года

После 1917 года исторический термин «Малороссия» и производные от него слова были практически выведены из историкографического употребления в УССР, РСФСР и СССР в рамках идеологического обеспечения советской политики.

В советское время вплоть до 1980-х годов термин «Малороссия» носил практически негативный оттенок.

В украинской исторической литературе периода УССР, термин «Малороссия» также использовался довольно редко.

Термин Малороссия на Украине

Как в советской так и в независимой Украине термин «Малороссия» в историографии используется редко. В качестве исторических обозначений обычно используются исторические названия регионов Украины (Полтавщина, Черниговщина и т. д.). Допускается, однако, использование термина «Малороссия», как упоминание прошлых административно-территориальных единиц.

Данная словарная Малороссия написан специально для пояснения положений раздела в рубрике . Страница имеет постоянную : http://сайт/page/malorossija

Цена со скидкой

От 16 859 р.

Вместо 17 380 р.

за человека

Начало тура: Москва

Авиа/ЖД/автобусные билеты до Москвы турист может приобрести самостоятельно на нашем билетном сервисе letsfly.ru или через нашего менеджера

Маршрут тура: Москва → Сергиев Посад → Александров → Владимир → Боголюбово → Муромцево → Гусь-Хрустальный → Суздаль → Москва

  • Автобусные туры

В высокий сезон цены на авиабилеты растут каждый день! Что бы зафиксировать цену перелета - бронируйте через наших менеджеров билеты на один или несколько туров, на одну или несколько дат! Это ничего не стоит и Вас ни к чему не обязывает! Выкупите только билеты к выбранному туру!

Мы минимизируем стоимость авиаперелета. При отмене/переносе рейса мы пересаживаем Вас на подходящий к туру рейс, а в случае болезни - делаем вынужденный полный возврат билетов. Также реализуем ж/д билеты

АКЦИЯ Скидка 3% на этот тур при заказе через сайт.

Описание тура

Стоимость тура на 1 человека :
в двухместном номере (2 человека в номере):
17,380 руб. (только завтраки)
18,790 руб. (без ужинов)
19,990 руб. (полное питание | 6 обедов + 5 завтраков + 5 ужинов)

Доплата за одноместный номер – 7,100 руб. (1 человек в номере)
Скидка на дополнительное место – 600 руб. (3 и более человек в номере)
Дополнительное посещение Суздальской медовухи - 300 руб.

Выбор места в автобусе – 1200 руб.

Примечание
* Время отправления и прибытия в Москву является ориентировочным и не может считаться обязательным пунктом программы.
* Компания оставляет за собой право вносить изменения в экскурсионную программу в зависимости от объективных обстоятельств с сохранением объема и качества. Возможна замена некоторых экскурсий на равноценные. А также производить замену гостиницы той же категории или выше.
* При количестве туристов в группе менее 17 человек может предоставляться микроавтобус иномарка туристического класса.
* Компания не организует подселение в номер в целях Вашей безопасности и комфорта.
* Данная программа рекомендуется для детей от 6 лет.
* Рассадка в автобусе фиксированная (в приоритете ранее сделанные и оплаченные брони). Места в автобусе предоставляются автоматически за 3 дня до начала тура. В случае нештатной ситуации, доступные места определяются гидом.
* Услуга "Выбор места", менеджер заранее зафиксирует за Вами желаемое место (стоимость услуги в блоке цен и скидок).

Ориентировочная схема автобуса

Золотое кольцо, Россия Малое путешествие по Княжеской Руси

Детали тура

  • Продолжительность: 4 дня
  • Начало тура: Москва
  • Виза: Не нужна
  • Транспорт до начала маршрута: автобус включен в стоимость

Бронировать со скидкой

На группу На другую дату

Возможна рассрочка или кредит

Программа тура (4 дня / 3 ночи )

Раскрыть все

1 день

Сбор группы в Москве: ст. метро «ВДНХ», стоянка справа от гостиницы «Космос»: схема стоянки автобусов .

Отъезд из Москвы в Сергиев Посад от ст. метро «ВДНХ», справа от гостиницы «Космос».

Отправление в Александров .

Обед в кафе города.

Экскурсия по Александрову. Посещение Александровского кремля - резиденции первого русского царя Ивана Грозного. Архитектурный ансамбль с экспозицией «Государев двор в Александровской слободе», домовым храмом и дворцовыми палатами царя Ивана IV, средневековыми подвалами, экспозициями «Александровская Слобода. Легенды и были» и «Александровская Слобода XVII-XVIII веков. Успенская обитель». Свободное время.

Свободное время.

Отправление в Владимир .

Размещение в отеле «Амакс Золотое кольцо 3*» г.Владимир . Номера категории «стандарт».

Ужин в ресторане отеля.

2 день

Завтрак в ресторане отеля (шведский стол).

Отправление в Муромцево .

Осмотр парка и памятников архитектуры усадьбы Храповицкого , экскурсия по экспозиции в лодочном павильоне. Дворянская усадьба выстроена по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого в конце XIX века архитектором Петром Бойцовым. Построенная в готическом стиле с башнями, стрельчатыми окнами и зубцами на стенах, усадьба, пожалуй, сегодня главная достопримечательность Владимирской области. Замок и парковая территория были практически уничтожены во времена разграбления и пожаров, случавшихся здесь в 90-е годы, но даже сейчас замок, буквально поражает.

Отправление в Гусь-Хрустальный .

Обед в кафе города.

Экскурсия по Гусь-Хрустальному - город мастеров, где живут и работают стеклодувы. Экскурсия в Георгиевский собор , построенный в 1892-1903 гг. по проекту известного архитектора Л.Н.Бенуа. Изнутри собор расписан выдающимся художником В.М. Васнецовым и украшен богатой мозаикой В.А.Фролова. В данный момент в здании храма размещается Музей Хрусталя им. Мальцовых , где представлена вся история российского стеклоделия в уникальных хрустальных и стеклянных шедеврах. Посещение рынка хрусталя .

Отправление во Владимир .

Посещение «Музея пряника» , мастер-класс +дегустация царского печатного пряника с чаем. В программе увлекательная экскурсия, где расскажут о, некогда, почти забытом русском лакомстве, древнейших традициях и обрядах. Гости музея сами смогут создать свой уникальный пряник-сувенир.

Ужин в ресторане отеля.

3 день

Завтрак в ресторане отеля.

Отправление в Суздаль .

Обзорная экскурсия по Суздалю - город-музей, около 200 памятников истории, многие из которых имеют статус всемирного наследия ЮНЕСКО. Осмотр архитектурного ансамбля Суздальского Кремля . Посещение достопримечательностей:
Спасо-Ефимиев монастырь с концертом колокольных звонов. Посещение Спасо-Преображенского собора. В монастыре находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского - выдающегося русского полководца.
Музей Деревянного зодчества с уникальными постройками 17-19 веков. Музей выстроен в виде сельской улицы с храмами, жилыми домами, мельницами, амбарами и другими постройками, перевезенными из разных сел и деревень Владимирской области.
Покровский монастырь (со смотровой площадки) – женская обитель, хранящая в себе множество тайн.

Обед в кафе города.

Интерактивная экскурсия в «Щурово городище» - настоящий жилой городок X века - деревянные рубленые избы, глинобитная хлебная печь, действующая кузница, оружейная, амбары. Экскурсоводы, одетые в костюмы древних славян, расскажут увлекательные истории об особенностях быта и семейного уклада далеких лет, о привычках и характере домашних животных, объяснят назначение предметов домашнего обихода. Каждый участник будет иметь возможность поупражняться в стрельбе из лука.

Свободное время. За дополнительную плату вы можете посетить Дегустационный зал «Суздальская медовуха» (дегустация медовухи разных сортов - традиционной, а также с хмелем, мятой, пряностями, хреном, липовым цветом, можжевеловыми ягодами и перцем, анисом, клевером, базиликом, шафраном, медуницей и даже почками сосны.)

Возвращение в отель.

.

Экскурсия по Владимиру - древняя столица Северо - Восточной Руси. Посещение достопримечательностей 12 века: Золотые ворота (архитектура) - символ величия и мощи Древней Руси. Дмитриевский собор - памятник Владимиро-Суздальской архитектуры домонгольского периода.
Успенский собор – шедевр белокаменного зодчества. Является уникальной сокровищницей русского церковного искусства. В нем сохраняются росписи XII-XIX вв. Знаменитые фрески иконописца Андрея Рублева.
Музей «Хрусталь, лаковая миниатюра и вышивка» или экспозиция «Старый Владимир» в 4-х этажной башне 1912 г. (рассказывает о городе конца XIX в. – начала XX в.).

Обед в кафе города.

Отъезд в Москву.

Ориентировочное время прибытия в Москву (к станции метро «ВДНХ»).

МАЛОРОССИЯ (Малая Русь), историческая, географическая, природная и экономическая часть России; расположена на юго-западе европейской части России. Малороссия неоднократно подвергалась оккупации со стороны Польши и Австро-Венгрии. Название «Малая Русь» появляется в XIV в. в период раздробленности Русского государства, когда оно распалось на Северо-Восточную, Юго-Западную и Западную Русь. Юго-Западная Русь стала называться Малороссией, включая в себя Галицко-Волынскую землю и Приднепровье. Название «Украина» применительно к Малороссии относилось к приграничным территориям, окраинам Русской земли. В частности, так называлась окраина Галицкой земли между реками Южный Буг и Серет, а также приграничные земли Галицко-Волынского княжества возле Западного Буга.

>. Николай Сергеев. 1895 г..jpg" width="300" height="175">

Яблони в цвету. В Малороссии

Польские и австро-венгерские оккупанты старались не использовать в официальном обороте названия «Русь» и «Малороссия», подчеркивающие русское происхождение территории. Вместо них ими внедряются разные искусственные названия - «Украина» (географическая нелепость, ибо название приграничных, окраинных территорий не могло распространяться на область Приднепровья), «Герцогство Буковина», «Галиция и Лодомерия». Оккупационные власти внушали русским (малороссам), что они особая нация - украинцы. В официальных документах запрещалось употреблять слова «малоросс», «русин». С 1904 галицийские русины (русские) стали именоваться в австрийских документах «украинцами». Готовясь к войне против России, австро-венгерские спецслужбы подготавливают планы отторжения от нее малороссийских губерний и создания под скипетром Габсбургов «Украинского королевства». С приходом к власти еврейских большевиков используемое столетиями историческое название «Малороссия» исчезает из официальных документов, заменяясь искусственно придуманным врагами русского народа понятием «Украина», а малороссы начинают рассматриваться как особый народ - «украинцы».

О. Платонов

К «Малой Руси» относится Киев, Черниговщина, Волынь, Переяславщина и другие места формирования Руси. «Великороссия» — это земли, отошедшие к Руси в процессе колонизации северо-восточных и северных территорий.

Малороссия (Малая Русь) - название, распространившееся в результате деятельности православных греческих иерархов. После порабощения монголо-татарами русских земель, свободными от ига поработителей оставались лишь две области: Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом. Тогда и появляется потребность в том, чтобы в понятийном плане разграничить одну Русь от другой.

Византийцы использовали существующие географические обозначения: «великая» и «малая», в зависимости от древности существования. Отсюда и пошли обозначения. Малой Русью стали называть исконно русские земли, а Великой Русью - территории, колонизированные в более поздний период. Эту эллинизированную версию названий стремились сделать популярной официальные структуры Московского государства.

В традиции Средневековья приставка «малый» обозначала сердцевину, то место, «отъкуду есть пошло» государство.

Так, в 1347 году император Византии Иоанн Кантакузин в послании к князю Ольгерду Гедеминовичу заявил, что русичи познали Бога и освятились крещением. И имеют они одного митрополита - киевского на всю Россию, и Великую, и Малую.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов утверждает, что президент Владимир Путин поддержал инициативу региона установить новую всероссийскую памятную дату — день окончания Большого стояния на реке Угре. В этой области, через которую протекает Угра, это «стояние» отмечается с 2017 г. Поправку к закону «О днях воинской славы и памятных датах России» внес в Государственную Думу депутат от Калужской области Геннадий Скляр, где он в объяснительной записке отмечал, что противостояние российских (правильнее было бы — московских) и ордынских войск в 1480 г. привело к независимости Российского государства с центром в Москве. По крайней мере такая трактовка распространена в российских учебниках по истории.

Законопроект получил поддержку правительства и был внесен в Госдуму. Но против такого праздника выступил Татарстан. Институт истории Академии наук Татарстана считает, что эта дата не обоснована. И не без оснований! Ведь после стояния на Угре московские князья и дальше продолжали выплачивать дань татарским ханам.

Стояние на Угре действительно происходило в условиях дезинтеграции Золотой Орды, которая начала деградировать как единое государство с конца XIV ст. Она состояла из автономных частей, имевших своих отдельных правителей (ханов, князей), но подчинявшихся большому хану из династии, которой положил начало Чингисхан. В эту государственно-политическую систему входили княжества Северо-Востока, в т.ч. и княжество Московское, которое платило дань чингизидам.

Крымское ханство в то время становится главным государством на золотоордынском пространстве, в состав которого продолжала входить Московия. Князья последней платили крымским ханам дань. Если же московиты проявляли непокорность, крымцы их жестоко карали. Особенно это было характерным для начала XVI ст.

Так Девлет Гирей в 1571 г. совершил поход на Москву, которая была сожжена крымскими войсками. Крымское ханство вело войну с Персией, воевало с государством Габсбургов. Это и дало возможность Московии продолжить свою экспансию на территориях бывшего золотоордынского пространства. Московии во времена Ивана Грозного удалось покорить Сибирское ханство, собственно Западную Сибирь (80-е гг. XVI ст.), установить контроль над Ногайской ордой и Войском Донским. В результате этого большая часть золотоордынского пространства оказалась в руках московитов. Оставалось лишь Крымское ханство, правители которого трактовали московских князей как своих вассалов. Собственно, таким вассалом (пусть даже номинально) Московия оставалась до конца XVII ст. Лишь превращение ее в Российскую империю во времена Петра І положило конец этой зависимости.

Поэтому утверждать, что стояние на Угре привело к независимости Российского государства с центром в Москве, мягко говоря, будет преувеличением. Это просто один из эпизодов (к тому же далеко не такой значимый) междоусобной борьбы, которая велась на золотоордынской территории.


Самое обсуждаемое
Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


top