Шапка и плечи запорошены снегом. Уникальная методика развития детей всех возрастов: «буквограмма. Умениям и навыкам учащихся

Шапка и плечи запорошены снегом. Уникальная методика развития детей всех возрастов: «буквограмма. Умениям и навыкам учащихся

Контрольный диктант № 5

Цель:

Написание не с причастиями;

Н-нн в причастиях;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

:

Разбор слова по составу;

Выделять причастные обороты;

Дуб, облюбованный художником

На краю открывшейся поляны у костерочка на корточках сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом. Руки зябко простёрты над огнём. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

Живописец схватил кисть, он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

(122 слова) (По Е. Носову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть причастный оборот, стоящий перед словом, к которому он относится. - 1-й вариант

Причастный оборот, стоящий после слова, к которому он относится - 2-й вариант

2. Произвести морфологический разбор причастия:

Убегающей (тучей) - 1-й вариант облюбованный (дуб) - 2-й вариант

3. Разберите слова по составу:

Запорошены, подрамник, зажигался - 1-й вариант

Открывшейся, живописец, погасить - 2-й вариант

4.Сделать синтаксический разбор предложения:

Шапка и плечи запорошены снегом. - 1-й вариант

Руки зябко простёрты над огнём . - 2-й вариант

5. Найдите 2-3 слова с проверяемой согласной, объясните условия выбора нужной буквы.

6.Орфографический разбор текста.

Диктант

Грамматическое задание

Контрольный диктант № 6

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Причастие».

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Написание не с причастиями;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Определять разряды причастий;

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

Летний дождь

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. Внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по запылённым листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Не закрытое тучей солнце снова осветило успокоенную землю.

Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые лёгким ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

(119 слов) (По Л. Виноградовой)

Грамматические задания

1. В тексте диктанта найти причастия и указать: действительное или страдательное (д. или с.)

В первом и третьем абзацах - 1-й вариант Во втором - 2-й вариант

2. Выписать из текста слова и объяснить:

Правописание не с прилагательными и причастиями - 1-й вариант

Правописание н-нн в причастиях - 2-й вариант

3. Разобрать по составу слово:

Расстилающихся - 1-й вариант взволнованное - 2-й вариант

Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. - 1-й вариант

На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. - 2-й вариант

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант № 7

Цель:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном и деепричастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

На озере

Наступили дни поздней осени. По небу плыли тяжёлые тучи, едва не цепляясь за верхушки сосен, сеяли день и ночь на землю мелкий, холодный дождь.

Теперь в эту осеннюю пору шёл утиный пролёт… Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. И вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, незамерзающих морей. Огромные стаи северных уток каждый день прибывали с той стороны, откуда вслед за серыми тучами, за отлетающей птицей движется к нам зима.

Но пока она ещё не добралась, не покрыла воду и землю снегом и льдом, утки не торопились дальше на юг. Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь.

(112 слов) (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания

1. Сделать фонетический разбор слова:

Сеяли - 1-й вариант землю - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Цепляясь, (за) отлетающей - 1-й вариант незамерзающих, набирались - 2-й вариант

3. Произвести морфологический разбор слова:

Сковав - 1-й вариант отдыхая - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. - 1-й вариант

Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь. - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант № 8

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Деепричастие. Наречие» и 1-го полугодия

А также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Написание не с причастиями и деепричастиями;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Находить причастные и деепричастные обороты в тексте;

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

Диктант

Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра.

(118 слов) (По П.Проскурину)

Грамматические задания

1. В тексте диктанта выделить причастные и деепричастные обороты:

Во втором абзаце - 1-й вариант в третьем абзаце - 2-й вариант

2. Сделать фонетический разбор слова:

Сражения - 1-й вариант освещая - 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Затрепетав, расползавшейся - 1-й вариант осветившись, пытавшиеся - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю . - 1-й вариант

Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю . - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

^ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, изученных в VII классе, уметь обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VIIкласса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

ИЗБУШКА В ТАЙГЕ

Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста.

В углу избушки стоит печь, рядом аккуратно сложены полешки дров. На столе в жестяной банке сахар, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, и мы оставим сухие дрова и что-нибудь из еды. Зайдет в избушку охотник, разожжет огонь в печке, обогреется, поест и снова в путь.

Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, как пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на верхней ступеньке, замирает, вслушивается. Треснет ветка - храбрец катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку. (По Г. Снегиреву) (122 слова)

Дополнительные задания


  1. Найдите сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы. Одно из простых предложений, входящих в состав сложного, разберите по членам предложения.

  2. Подчеркните словосочетания, в которые входит существительное избушка, определите падеж существительного; составьте словосочетание со словом избушка в том падеже, который отсутствует в тексте.

  1. Укажите три-четыре разных по значению местоимения.

  1. Найдите два-три слова с чередующимися гласными в корне, графически объясните выбор гласных в них.

  2. Выпишите глагол, укажите его морфологические признаки: совер­шенного вида (I вариант), несовершенного вида (II вариант).

^ ЗАБРОШЕННЫЙ ДОМ

Дом был не похож на деревенскую избу. У него виднелись широкие окна, точеные перильца у крыльца. Двери с деревянными украшениями были приоткрыты.

В дощатых сенях было пусто, лишь на рассохшейся кадушке сидела коричневая бабочка. Когда мы вошли, она вылетела в узкую солнечную щель. В кухне разевала темную пасть русская печь, выложенная поверху зелеными изразцами. В углу валялись некрашеные сломанные табуретки. На широком столе сидел серый зверек, вылетевший стрелой в разбитое окно, оставив на столе шелуху каких-то семечек.

Мы на цыпочках обошли комнаты. Половицы мягко прогиба­лись под ногами. В комнатах сохранилась кое-какая мебель: ржавая кровать, облезлые стулья, книжный шкаф с выбитыми стеклами. Шкаф был на полметра отодвинут от стены, будто его пытались унести из дома, а потом бросили.

Дом был брошенный. Было видно, что здесь давно никто не живет.

(^ По В. Крапивину) (128 слов)

Дополнительные задания


  1. Найдите в тексте два причастия: полной и краткой формы, произведите морфологический разбор и разбор по составу выбранных причастий.

  2. Выпишите два прилагательных, образованных от существительного и от глагола, обозначьте суффиксы в том и другом слове. Докажите, что одно из выбранных слов - отглагольное прилагательное.

  3. Выпишите слова с приставками на з и с , объясните их выбор.

  4. Укажите орфограммы в словах: приоткрыты, (на)кадушке, шкаф (I вариант), никто, не живет, (в)узкую (II вариант).

  5. Произведите синтаксический разбор второго предложения (I вариант), предложения В кухне разевала темную пасть русская печь... (II вариант).

^ ДУБ, ОБЛЮБОВАННЫЙ ХУДОЖНИКОМ

На краю открывшейся поляны у костерочка на корточках сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простерты над огнем. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова все вокруг засияло молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых березок на другом ее конце.

Живописец схватил кисть, он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан. (По Е. Носову) (122 слова)

Дополнительные задания

1. Подчеркните причастный оборот, стоящий перед словом, к которому он относится (I вариант), причастный оборот, стоящий после слова, к которому он относится (II вариант).


  1. Произведите морфологический разбор причастия убегающей (тучи) (I вариант), облюбованный (дуб) (II вариант).

  2. Разберите слова по составу: запорошены, подрамник, зажигался (I вариант), открывшейся, живописец, погасить (II вариант).

  3. Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем грамматиче­ские основы.

  4. Найдите два-три слова с проверяемой согласной, объясните условия выбора нужной буквы.

^ ГОСТИ ПРИЕХАЛИ

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ним, стуча морозными валенками, вошел ямщик с ледяной бородой, с желтыми сосуль­ками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка, склонив голову на плечо ямщика.

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом: «Александра Леонтьевна, принимай гостей!»

Это была матушкина приятельница, живущая всегда в Самаре. Сын ее, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку. Девочка вздохнула и открыла синие большие глаза и вздохнула еще раз, просыпаясь. (По А. Н. Толстому) (118 слов)

Примечание. ^ Башлык - суконный теплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Дополнительные задания


  1. Найдите в тексте одно деепричастие и одно причастие, выпишите каждое из них со словом, к которому оно относится. Разберите их по составу.

  2. Найдите предложение с деепричастным оборотом, замените его синонимичным сложным предложением.

  3. Образуйте возможные формы причастий и деепричастий от глагола держала (I вариант), лежала (II вариант).

  4. Разберите слова по составу: обитая (дверь), запорошенная (женщина), вздохнула (I вариант), воскликнула, блестящими (пуговицами), матушкина (II вариант).

  5. Найдите устаревшее слово, объясните его значение, подобрав синоним.

Цветник был очень запущен: сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше их.

Крапива занимала целый угол цветника; она жглась, но можно было и издали любоваться ее темной зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. (По В. Гаршину) (117 слов)

Дополнительные задания


  1. Выпишите три-четыре наречия вместе со словом, к которому они относятся, поставьте к наречиям вопрос, определите, к какой смысловой группе наречий они относятся: из 1-го абзаца (I вариант), из 2-го абзаца (II вариант).

  2. Разберите слова по составу: запущен, посыпал, колышками (I вариант), вросшим, облезла, мышиный (II вариант).

  3. Подчеркните слова, которые вы написали через дефис, обоснуйте условия дефисного написания этих слов.

  4. Найдите два-три наречия, образованные суффиксальным способом.

  5. Составьте предложения, употребив в них наречия в сравнительной и превосходной степени.

^ ГЕОГРАФЫ ЗАВИДУЮТ КОСМОНАВТАМ

Во время телерепортажей с борта космической станции мы слышали, как космонавты описывали те районы Земли, над которыми пролетали. Они рассказывали, что с орбиты все выглядит примерно так же, как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются не только горные хребты, реки, леса, но и желтые пятна островов и береговая кромка морей, окантованных белой пеной прибоя.

Как завидовали в эти минуты космонавтам географы! Чтобы пройти через пустыню или попасть к далеким островам, исследователи тратили многие месяцы, а иногда и годы. Для того чтобы нанести вновь открытый остров на карту, путешественник нередко продирался сквозь прибрежные заросли, переплывал бухту, увязая в непроходимых болотах.

С борга космического корабля с помощью несложных инструментов эту же работу можно сделать в продолжение нескольких часов.

С рождением орбитальных станций очень древняя наука география помолодеет. Она приблизится к новой эпохе Великих открытий. (По В. Губареву) (135 слов)

Дополнительные задания


  1. Произведите синтаксический разбор предложения С борта косми­ ческого корабля... (I вариант), С рождением орбитальных станций... (II вариант).

  2. Разберите слова по составу: рассказывали, отчетливо, береговая (I вариант), окантованных, исследователи, горные (II вариант).

  1. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков (I вариант), букв меньше, чем звуков (II вариант).

  2. Составьте предложение с союзами как …, так и (I вариант), не только.. ., но и (II вариант).
5. Сформулируйте самостоятельно задание по орфографии и выполните его.
^ КОРОТКОЕ СЕВЕРНОЕ ЛЕТО

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете. Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой. (По Ф. Абрамову) (128 слов)

Дополнительные задания


  1. Выпишите три словосочетания «глагол + существительное с предлогом» из двух первых абзацев (I вариант), из последнего абзаца (II вариант); укажите значение предлогов.

  2. Обозначьте морфемы в словах: поползли, разрастаясь, босоногие (I вариант), опушенных, радостно, бухнуло (II вариант).
3. Подчеркните два причастных оборота: выделяемый запятыми и не выделяемый запятыми.

4. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), робко, свинцовой (I вариант), приход, тяжелые, из-за мути (II вариант).

5. Произведите синтаксический разбор предложения ^ По вспененным лужам носились... (I вариант), последнего предложения (II вариант).
ТЮЛЬПАН
Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему-то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии.

Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде фонаря или кубка цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с девственной красотой этого растения не могут сравниться ни нежные движения кипариса, ни даже сама роза.

Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у гурок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. (По Н. Ф. Золотницкому) (131 слово)

Дополнительные задания


  1. Подчеркните отрицательные частицы, которые в данном предложении имеют положительный смысл, в первом предложении (I вариант), во втором предложении (II вариант).

  2. Обозначьте морфемы в словах: незамеченным, утверждали, волшебный (1 вариант), окраской, римская, сравниться (II вариант).
3.С помощью словаря иностранных слов объясните значение слова
мифология.

4. Обозначьте окончания существительных и -и, укажите морфологические признаки существительного.

5. Выпишите словосочетания «существительное + прилагательное», «существительное + существительное», разберите их.

^ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

7 класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на повторение изученного в 6 классе(стартовый контроль)

ДИКТАНТ

1-й вариант текста взять из методических рекомендаций под редакцией М. М. Разумовской (текст Г. Бакланова).

2-й вариант.

Дуб, облюбованный художником

высокий уровень

На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простерты над огнем. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом – рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился. * По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и все вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых березок на другом ее конце.

Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан.

(По Е. Носову.) (120 слов.)

1. Морфологический разбор любого причастия.

3. Графически объяснить постановку знаков препинания в 5-м и 6-м предложениях.

4. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.

3-й вариант. средний уровень

Константин Георгиевич вел в деревне неспокойную, но легкую и свободную жизнь. Почти каждый день он придумывал увлекательные «вылазки», которые казались мне настоящими путешествиями.

Мы уходили на глухие лесные озера, спали у костра среди тревожных звуков лесной ночи. * . Я прислушивалась сквозь некрепкий сон к кем-то потревоженному валежнику, к уханью неспящих птиц и отдаленному вою волков.

Там я научилась варить пахучую уху, нырять, чтобы отцепить серебряный крючок от тяжелой коряги, окаменевшей в воде, и смеяться вовсю над веселыми, ничуть не огорчавшими неудачами. Ночная рыбалка. Почему-то все говорили шепотом, осторожно нагружая плоскодонку рыбацкими снастями, кошелками с едой, хитроумными приспособлениями от комаров. Гордая доверием бывалых рыбаков, я гребла по замерзшей, предрассветной реке, ожидая первые краски зари. (А. Арбузова.) (112 слов

Дополнительное грамматическое задание.

1. Морфологический разбор любого глагола

2. Синтаксический разбор предложения со значком * .

3. Графически объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении.

4. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.в 3 абзаце

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (рубежный контроль)

ДИКТАНТ по теме "Наречие"

1-й текст. Высокий уровень

Наконец, миновав болота, мы пересекли небольшую, но глубокую речонку, которую без риска и не перейдешь вброд.

Мало-помалу дорога стала подиматься, и мы медленно въехали в лес. Сторона, по-видимому, была глухая. Пошла сплошь одна сосна. И вот сосна стала понемногу редеть, и сквозь стволы проглядывала невдалеке равнина. По-осеннему пахло сыростью. Вдали что-то блеснуло, но неясно, никак нельзя было рассмотреть, что это такое. Понапрасну всматривались мы в даль неба, навстречу нам поднимался туман.

После одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину.

При нашем приближении к мельнице десятки ворон с криком разлетелись врассыпную, неожиданно залаяла собака, и впервые за весь день мы остановились у человеческого жилья.

(По М. П. Книгиной.) (104 слова.)

2-й текст.

Сбор клюквы

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.

Высокие пышные кочки, устеленные светло-зеленым мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ветерке.

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его просто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжелыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцветами, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кислоту прохладной твердой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину.) (129 слов.)

3-й текст.

Цветник

Цветник был очень запущен: сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, давно никем не чищенным и не посыпанным песком.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки невысоко заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Желтые коровяки поднимали свои усаженные цветами стрелки вверх.

Крапива занимала целый угол цветника. Она уже не сильно жглась, но мы издали любовались ее темной зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

(По В. Гаршину.) (119 слов.)

4-й текст. Средний уровень

Купание в реке

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце шло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.

Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком мгновенно попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся, разбежавшись, прыгнул с вышины вниз, в речку. Нарисовав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, по-собачьи фыркая, пуская пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев, росших вокруг.

(По А. Чехову.) (113 слов.)

5-й текст.

На заре телеграфа

Людям издавна хотелось иметь такое сообщение, чтобы через любое, даже сорокаверстное расстояние вовремя помощь где-то оказать, важный приказ передавать не подолгу. Стали люди понемногу выдумывать.

Представьте, между нами такой уговор: поднимешь руку вверх – значит «И», поднимешь левую руку вровень с плечом – значит «Г», а обе руки вровень с плечами – читай «Т» и так далее. Это ручная семафорная азбука. Ею вовсю пользуются во флоте. По-прежнему на кораблях есть специалисты – сигнальщики. Они, взяв в руки по флажку, быстро-быстро машут руками влево, вправо, кверху и книзу, что невольно удивишься, как они друг друга понимают.

Только вот ночью или в туман дело плохо. Жди ясного дня или рассвета, даже если тебе невтерпеж. Нет, ненадежный был когда-то телеграф!

(По Б. Житкову.) (114 слов.)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕКИМ ЗАДАНИЕМ по теме «Союз»

1-й текст. средний уровень

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым узорчатым мхом, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно-фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, падающее косыми полосами сверху. Как-то немного жутко сделается, когда с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.

В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел, изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота-кукушка.

(По Д. Мамину-Сибиряку.) (128 слов.)

2-й текст.

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубоватый глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потолки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.

(По Ф. Абрамову.) (126 слов.)

3-й текст.

Полезные хищники

Вдоль берега озера тянется стежка небольших следов. То вправо, то влево сворачивает запутанная стежка, а то вдруг неожиданно обрывается. Здесь зверек нырнул под снег, подбираясь к норам мышей-полевок. И снова зверек на снегу, снова застрочили маленькие аккуратные следочки.

Так что же это за зверек, который так суетливо снует по зимнему лесу, старательно обследуя упавшие листья, кучки хвороста, ныряет под корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кровожадный зверек – горностай.

Горностай – один из самых полезных хищников. Благодаря своим маленьким размерам, проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства в таких местах, куда не проберется никакой другой зверь: еж, лисица или кошка. Под снег мыши спрячутся, в кротовую норку залезут, но нигде не спасешься от горностая.

(По О. Цонгер.) (119 слов.)

4-й текст.Высокий уровень

Географы завидуют космонавтам

Во время телерепортажей с борта космической станции мы слышали, как космонавты описывали те районы Земли, над которыми пролетали. Они рассказывали, что с орбиты все выглядит примерно так же, как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются не только горные хребты, рек, леса, но и желтые пятна островов и береговая кромка морей, окантованных белой пеной прибоя.

Как завидовали в эти минуты космонавтам географы! Чтобы пройти через пустыню или попасть к далеким островам, исследователи тратили многие месяцы, а иногда и в течение года не могли добраться. Для того чтобы нанести вновь открытый остров на карту, путешественник нередко продирался сквозь прибрежные заросли, переплывал бухту, увязал в непроходимых болотах.

С борта космического корабля с помощью несложных инструментов эту работу можно сделать в продолжение нескольких часов.

(По В. Губареву.) (124 слова

Итоговый контроль. Базовый уровень.

Волчье логово.

Однажды опытному следопыту удалось выследить волчье логово среди леса в глухом заросшем овраге. В яме под вывороченными корнями старой сосны, поваленной во время бури, помещалось это разбойничье гнездо. Решили подкараулить волков ночью около оленя, кем-то подбитого и лежавшего на полянке. Чтобы волки не почувствовали человеческих следов, на место охоты поехали на лошади, запряжённой в узкие лёгкие дрожки. Из-за леса, темневшего с левой стороны, выплыла луна. Сразу всё кругом посветлело, только нападавшие на нас комары совсем измучили нас. Затаив дыхание, охотники ждали, когда придут кормиться добычей волки. Вот какая-то тень, мелькнувшая на поляне, осторожно стала приближаться.

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложений:

Решили караулить волков ночью… Из-за леса, темневшего…

    Сделать фонетический разбор слов:

Волчье яме

    Выписать из текста:

Причастия деепричастия

Повышенный уровень.

Чёрная лисица.

В наших лесах зимой неожиданно 2 появилась 2 редкая гостья - чёрная лисица.Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного 2 зверя . Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться 2 за одной этой лисицей.

Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.

А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив 2 их снегом, чтобы ниоткуда 2 не видно было.Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают,

Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня, да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии исчезла.

Грамматическое задание:

1. Произвести морфемный разбор слов:

1 вариант – неожиданно, появилась;

2 вариант – необыкновенного, охотиться;

3 вариант – запорошив, ниоткуда.

2. Определить части речи в составе выделенных предложений.

1 вариант – Ничей мех не ценится…

2 вариант – Как ни старались все…

3 вариант - Затем, спрятав в кустах…


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top