Шоу технологии в начальной школе. «Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя и воспитателя. Основные предметы проектирования

Шоу технологии в начальной школе. «Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя и воспитателя. Основные предметы проектирования

Тема 5

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.

Важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения.

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности;

Коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений;

Самореализации – игра позволяет с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта;

Терапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у учащегося в общении, учении;

Диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные;

Коррекции – с помощью игры можно внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей учащегося;

Межнациональной коммуникации – игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей;

Социализации – с помощью игры происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.

Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения.

Переход на разновозрастное обучение, потребовал поиска таких педагогических технологий, которые были бы направлены на общение, взаимопомощь, принятие совместных решений.

Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально при использовании игровых технологий в обучении и воспитании.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

· обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

· познавательные, воспитательные, развивающие;

· репродуктивные, продуктивные, творческие;

· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. По характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Выбор игры . Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), "продуктов" художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей). Любой микромир игры во дворе - в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре . Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

Назначение на роль непосредственно взрослым;

Назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;

Очередность выполнения роли в игре.

Развитие игровой ситуации . Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

Принцип развития игровой динамики;

Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным».

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы :

Первый этап – подготовка:

Разработка сценария,

План игры,

Общее описание,

Подготовка материального обеспечения.

Второй этап – проведение игры.

Постановка проблемы,

Условия,

Правила,

Регламент,

Распределение ролей,

Формирование групп,

Консультации.

Групповая работа над заданием:

Работа с источником,

Тренинг,

Мозговой штурм.

Работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия:

Выступления групп,

Представление результатов,

Работа экспертов.

Третий этап – анализ и обобщение:

Вывод из игры,

Рефлексия игры,

Оценка и самооценка работы,

Выводы и обобщения.

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  • деловые;
  • организационно-деятельностные;
  • ролевые;
  • инновационные игры;
  • дидактические.

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. (Игра «Требуется президент».)

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.
В «классическом» варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Основной акцент в игре делается на рефлексии участниками собственной деятельности.

Ролевая игра – предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.

Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие.

Дидактическая игра – основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.

Шоу – технологии . Различные игровые мероприятия, типа шоу, демонстрируют телепередачи: «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН и т.д. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности – обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела). Они не могут относиться к игровым действиям типа шоу.

Очевидно, что в любом развернутом педагогическом действии есть три блока: подготовка – реализация – анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?

На этапе подготовки:

· решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, города, страны

· планирование, проектирование осуществляется педагогом (педагогами, активом ребят). Будущие участники к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке праздника, по заданиям организаторов-проектировщиков, могут в той или иной мере участвовать.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.

А теперь о собственно технологии.

Основные предметы проектирования: задания командам, работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего, оформление зала и сцены.

Исходное условие – наличие группы организаторов.

Варианты:

· один педагог (классный руководитель, вожатый). Этот вариант для небольшого коллектива (класса, отряда) и в случае, когда невозможно найти соорганизаторов;

· группа педагогов;

· педагог с группой ребят.

Задачи группы организаторов:

· разработка или поиск сценария шоу;

· подготовка шоу по позициям «сцена», «зал», ведущий, процедура оценивания, оформление;

· распределение ответственности (ключевые ответственности две: режиссерская и организация технической базы).

Основные механизмы. Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации.

Эмоциональное заражение – передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи «заражающего», особенности «заражаемых» и условия (как физические, так и социальные), в которых разворачивается этот процесс.

Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания себя чуть ли не с рождения.

Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить – также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Деловые игры: Психологические аспекты. - М., 1999.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для

учителя. – М: , 2006.

4. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Практическое пособие. – М., 2008.

5. Дик Н.Ф. Урок – игра. Ура! Ура! Игровые технологии обучения в 5-7 классах. – Р.на Д., 2008.

6. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2001.

7. Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М., Просвещение, 1990.

8. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб.пособие для вузов/ Н.А. Морева. - М., Просвещение, 2006.

9. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. - М., 1996.

10. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2002.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 1998.

12. Трайнев В.А., Трайнев И.В. интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). М., 2007.

13. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

Тема педагогического совета:
«Современные воспитательные технологии»

Цель:

    познакомиться с современными

технологиями воспитательной работы

Корбанкова А.А.

1.Вступление, обоснование темы, порядок работы педсовета

Основной целью работы любой современной школы является: Развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
Для того чтобы личность учащегося развивалась, должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития. Сейчас мотивация сплошь и рядом подменяется административно – командным способом взаимодействия с учащимися с его неизменными атрибутами: криком, требованием, претензиями, оскорблением, приказами, нагнетанием, угрозами, наращиванием количества дом заданий и учебных нагрузок – вообще недовольством, загнанностью, тревожностью, усталостью, как учителя, так и учащегося. На сегодняшний момент при всех преобразованиях образования, введении различных новшеств у нас присутствует стандартно-знаниевый подход (в том числе и в профильном обучении), декларирование личностно-ориентированного образования и полным отсутствием ресурсов для его реализации, отсутствие времени, сил, мотивов для осуществления воспитания в процессе обучения.

Главная задача для каждого педагога не та, о которой я говорила в начале – развитие личности. Нам необходимо подготовить детей для сдачи ЗНО, дать ему сумму механических знаний по предмету. Любая школа стопроцентно подчинена стандартам образования и результатам ЗНО, мы с вами вынуждены заставлять детей помнить, знать, повторять, делать, и это оказывается важнее, чем предполагать, думать, восхищаться, решать проблемы. Как у учителя, так и у учащегося нет никакой радости от процесса познания, а это мало способствует достижению основной цели образования – социализации учащихся.
В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины?
Чем объяснить, что грязь, пошлость, ложь возведены в ранг общественно приемлемых если не норм, то вполне терпимых ценностей? Ученые умы считают, что это объясняется репродуктивно-ориентированным образованием, разделением обучения и воспитания в процессе образования.

К сожалению, школа вынуждена жить по навязанным извне правилам, она не обеспечена необходимыми ресурсами, не вольна, не демократична, не разнообразна. Она подчинена внешней системе, тогда как спрос со школы растет не адекватно ее возможностям.

Нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы и сегодняшний педсовет, мне кажется, может подсказать вам, как найти эти инструменты, как выровнять ситуацию, чтобы хотя бы в отдельной небольшой школе процесс обучения был един с процессом воспитания, и чтобы воспитание было бы нашей ведущей задачей наравне с обучением.

2. Теоретическая часть

Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе

1. Дзубан С.Н.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

1. Тема →
2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала) →
3. Информация (по материалам предварительной подготовки) →
4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме) →
5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы) →
6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы)→
7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось, изменилось?) →
8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему) →
9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему) →
10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга). Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. При этом этап 9 длится перманентно, этап 10 реализуется через определенные временные рамки – как правило, через месяц, периодически до констатации факта решения задаваемой проблемы).

Рассмотрим методику проведения ситуационного рефлексивного классного часа «Итоги четверти (года)».
Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.
Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

2. Рогова Н.Н.

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования требует усиленного внимания к развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Мы живем в динамично изменяющемся мире и каждый человек для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов к изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста активизировать творческий потенциал каждого ребенка, развивать его творческие способности в художественной деятельности. Наиболее эффективной современной технологией развития творческих способностей детей в художественной деятельности мы считаем шоу - технологию.

У шоу – технологии три особенности:

Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей(«зал»);

Соревновательность на сцене;

Заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) они не могут относиться к игровым действиям типа шоу.

Приподготовки каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:

для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;

для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной исовместной публичной соревновательности.

Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков:подготовка - реализация - анализ итогов.

Во время подготовкирешение принимается педагогом (на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, страны);

планирование, проектирование осуществляется педагогом, активом ребят. «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданиям организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.

Реализуя проект, план, проведение праздника мы используем элементы соревновательности, импровизации или игры, приемы создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводим на уровне организаторов и актива ребят.

Подготовка к мероприятию включает в себя:

- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие; формирование команд, групп; домашнее задание.

- разработка программы ведения и образа ведущего,репетиция ведения.

- расположение мест; места для гостей, участников, жюри.

- критерии оценивания, варианты оценивания (жюри или зал).

- оформление сцены, зала, место жюри, вход в зал.

Во время мероприятия происходит эмоциональное заражение - передача,

изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

В своей работе на уроках, классных часах, утренниках, праздниках, викторинах, конкурсах чтецов и инсценированной песни, соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья», « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», родительских собраниях мы часто применяем шоу –технологию.

Шоу – технология эффективна для развития творческого потенциала младших школьников в художественной деятельности. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием.Ведь образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.

3. Валетенкова П.И.

Технология коллективно - творческого дела как эффективный способ формирования классного коллектива

«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!

Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?

Каждое дело - людям, иначе - зачем?»

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.

В своей воспитательной работе я использую различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, на мой взгляд, воспитательным средством формирования и развития классного коллектива – стала технология коллективно-творческого дела (КТД).

В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации яркой жизни в классе, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.

Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для учебного заведения закрытого типа, в котором я работаю. Здесь воспитанники живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Воспитанники ежедневно могут консультироваться с воспитателями, с учителями, работать с информацией библиотеки, и интернета. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей воспитанников (как участников или слушателей) играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом. Тесная связь с семьей становится более актуальной, эмоциональной и полезной для всех участников воспитательного процесса.

Во время планирования и организации коллективно-творческого дела, воспитатель и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Все участники коллективно-творческого дела становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела выражают искреннюю заботу об окружающем мире, развивают всех и каждого, служат добру.

Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

В процессе коллективно-творческого дела (КТД) развиваются все стороны личности:

    познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

    эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

    действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Основное назначение коллективно-творческого дела (КТД):

· Забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой воспитатели выступают как старшие товарищи воспитанников, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

· Планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

Основные задачи коллективно-творческого дела (КТД):

    Формирование и развитие коллектива;

    Развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;

    Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·

    Обучение правилам и формам совместной работы.

    Реализация коммуникационных потребностей воспитанников.

Результат применения технологии коллективно-творческого дела для формирования классного коллектива:

1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу

2. Творческое сотрудничество воспитателя и воспитанников

3. Проявление интереса воспитанников в реализации своих способностей

4. Потребность в коммуникации

В заключении, хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе воспитатель должен знать, для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития воспитанники. Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между воспитанниками в коллективе, всячески поощрять деятельность воспитанников и высоко оценивать и развивать взаимопомощь воспитанников при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Воспитатель не должен допускать в своей работе формализма и не должен злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы воспитанники нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе.

3. Работа в микрогруппах по заданиям – 10 минут

Распределение на микрогруппы, задания для каждой из них:

1 группа


1. Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющих десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника на уроках.

2. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования. Презентовать листовку в виде плаката

2 группа

1. Создать систему правил «Десять НЕ», представляющую десять действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника на уроках.
2. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования. Презентовать листовку в виде плаката

Проект решения педсовета


1. Применение шоу –технологии, технологий ситуационного классного часа, и КТД считать успешной и рекомендовать ее для дальнейшего использования в начальной школе.

2. Для использования на уроках в воспитательных целях рекомендовать учителям-предметникам следующие технологии: игровые, социального проектирования, личностно-ориентированного воспитания, педагогической поддержки.
3. Запланировать и организовать более подробное изучение новейших воспитательных технологий и концепций на заседаниях МО классных руководителей. В рамках МО запланировать и провести мероприятия с применением современных воспитательных технологий.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

По источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

По целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

По возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

По функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

По подходу к ребёнку.

В своей работе как классный руководитель, воспитатель могут использовать следующие воспитательные технологии:

Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Технология «коллаж»

Коллективное творческое дело

Шоу-технологии

Групповая проблемная работа (разработка проектов)

Тренинг общения

-«Информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Здоровьесберегающие технологии

Ситуативные технологии

1. Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Дебаты-интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения.

Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины.

Используются в основном в старшей школе.

«Мозговой штурм» («Мозговая атака»)

Сбор большого числа идей, решений проблемы в результате обсуждения

Обязательные условия:

Закрепление эксперта (пишет)

Назначение «кукушки» (засекает)

Ограничение времени (10 – 15 минут)

«Круглый стол» Это одна из форм проведения дебатов

«Коммуникативное письмо» (Письменные работы учащихся, их взгляд на ситуацию, вопрос. Часто «крик души», реакция на только что произошедшее)

Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»

Контраргументы

«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»

Ранжирование

(что такое хорошо, а что такое плохо)

2. Технология «коллаж»

Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.

Реализуется в группах.

Предусматривает презентацию

3. Технология коллективн ого творческ ого дела

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов .

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

4. Шоу-технологии

Игровые мероприятия с делением участников на три группы: «Сцена»,«Зал»,«Ведущий»

Три особенности:

деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий.

5. Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

6.Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – не планируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

7. «Информационное зеркало»

Опыт активного отношения к публичной графической информации.

Психологические основания

Включение внимания.

Поддержание внимания.

Понимание информации.

Отношение.

Действие в отношении информации.

Технологическая цепочка

Создание установки на будущую информацию.

Появление информации.

Открытие обратной связи.

Действие с информацией.

8. Здоровьесберегающие технологии

это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога привитию навыков здорового образа жизни;

создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности детей;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя, воспитателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании занятий в школе ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

9. Ситуативные технологии (применяются по ситуации)

Сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые». Целесообразнее их рассматривать с точки зрения результативности в каждом конкретном случае.

Какие бы технологии не использовали учителя, воспитатели в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Джавадова Светлана Васильевна,

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ

SHOW – TECHNOLOGY, is one of methods in the development of the creative potential of schoolchildren

В период внедрения ФГОС второго поколения мы задаёмся вопросами: Каким должен быть современный учитель, классный руководитель? Носителем каких ценностей и целевых установок он призван стать? Что следует менять в содержании работы?

В своей работе мы активно используем различные современные технологии (они представлены на слайде):

Однако, наш мир динамично и стремительно меняется. И, чтобы адаптироваться в нем, каждый человек тоже должен уметь меняться. Мы определили для себя, что необходимо с раннего возраста активизировать творческий потенциал каждого ребенка, развивать его творческие способности в художественной деятельности. Для работы в этом направлении, а также для достижения поставленных целей чаще всего использую в своей практике шоу – технологию, которая наиболее эффективна для развития творческих способностей детей.

Шоу-технологии , используемые в воспитательной работе, основаны на принципах(читаю)

Подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

Соревновательность на сцене;

Все три особенности - обязательные признаки .

К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) Всё, выше перечисленное не может относиться к игровым действиям типа шоу.

При подготовке каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:

для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;

для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.

Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков: подго товка - реализация - анализ итогов .

Во время подготовки планирование осуществляется педагогом, активом ребят. (на основе идей, предложений актива ребят, традиций школы, страны);

«Массы» (будущие участники) к пла нированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданиям организа торов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.

Подготовка к мероприятию включает в себя:

- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, на строй на участие; формирование команд, групп; домашнее задание.

- разработка программы ведения и образа ведущего, репетиция ведения.

- расположение мест; места для гостей, уча стников, жюри.

- критерии оценивания, варианты оценивания (жюри или зал).

- оформление сцены, зала, место жюри, вход в зал.

Во время мероприятия происходит эмоциональное заражение - передача,

изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимо восприятии. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

Так к примеру для учеников средней возрастной категории было проведено («Шоу домашних любимцев»(Тема: «Meet Оur Рets!»)

Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи.

Продукт: презентация, выставка работ.

Ход проекта

Группы делились на зрителей, экспертов и на хозяев домашних животных (у каждого из них было фото или презентация о своих домашних питомцах). Эксперты заранее должны были приготовить 5-7 вопросов, которые они могли задать на выставке.

Учащиеся учились описывать своего любимого питомца на публике(опора – текст в учебнике), отвечать на вопросы экспертов. составляли свои презентации или работы в письменном виде, используя образец и словари, учатся задавать вопросы . Во время проведения шоу каждый эксперт должен был задавать вопросы двум хозяевам об их домашних питомцах. Затем все эксперты обсуждали услышанное и выбирали самого лучшего. После чего они составляли краткий отзыв на английском языке, и кто-то один говорил об этом всему классу. Учитель оказывал необходимую помощь учащимся на каждом этапе. Затем учащиеся организуют выставку работ о своих питомцах.

Со старшими учащимися На основе пройденной темы было проведено шоу “ Musik in Our Life” проводится беседа с учащимися о том, какие стили музыки они знают, какую роль музыка играет в их жизни . Ведущий приглашает всех на шоу “ Musik in Our Life”. Говорит, что на съёмку этой передачи приглашены различные известные люди: Мадонна, Пласидо Доминго, Лара Фабиан, Дима Билан, Александр Градский т.д. Они расскажут о своих достижениях в музыке о том, как они стали такими известными певцами и композиторами.

2. Объединение учащихся в группы.

Гуппа «Сцена» вместе с учителем составляют общий план и поэтапную программу: обдумывают список приглашённых гостей, решают, кто будет брать интервью. Группа «зрители» также составляет вопросы для звёзд эстрады.

3. Работа в группе.

Подборка информации о музыке, которая необходима для дачи интервью звёздам и которая поможет корреспондентам задать необходимые вопросы. Также определяется область обсуждения, т.е. стили музыки, которые распределяются между участниками. Учащиеся делают наброски оформления, рабочие варианты выступлений, обсуждают вопросы по теме.

Возможные вопросы к участникам шоу:

    What role does Musik play in your life?

    Why, according to your opinion, do many people go in for Musik ?

    How long are you in Musik ?

    If you were a child, would you like to change anything in your life?

    What Musik can you call: a) the most beautiful, b) the most dangerous, c) the most useful for health, d) the most interesting to listen to.

4. Проведение шоу.

5. Рефлексия

В своей работе на уроках и во внеурочной деятельности мы часто то применяем шоу - технологию или элементы шоу технологии.

Слайд На основе данной технологии были разработаны и проведены и ряд других мероприятий: «Гинесс шоу», «Кулинарный поединок», «Музыкальный ринг» и др.

Цель любого мероприятия-найти и раскрыть искру, которая, я уверенна, есть у каждого учащегося. Помочь ему развить свои способности, и показать их не только самому ученику, но и позволить педагогам иначе взглянуть на учащегося. (Данная технология подходит для всех возрастных групп)

Шоу–технология эффективна для развития творческого потенциала школьников в художественной деятельности . Использование данной педагогической технологии позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием. Ведь образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, воспитание, развитие личности, ее социализация.


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top