Систематические группы человека. Человек: систематика и характерные признаки в строении организма. Историческое прошлое людей

Систематические группы человека. Человек: систематика и характерные признаки в строении организма. Историческое прошлое людей

«Основные этапы эволюции человека» - Горилла. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ (питекантроп, синантроп). Древнейшие люди. Проплиопитеки. Парапитеки. Дриопитеки. ПЕРВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ (кроманьонец, современный человек). Австалопитеки. Шимпанзе. Гиббон. Новикова А.В. ДРЕВНИЕ ЛЮДИ (неандерталец). Борьба за существование, естественный отбор. Основные этапы эволюции человека.

«Биология человека» - Этап 3 Оформление результатов исследований- 2 недели. Формирование групп для проведения исследований. Защита проекта. Австралопитеки. Самостоятельное распределение заданий внутри групп. «Природа! Каково воздействие человека на биосферу? Составление плана действий. Какое чудо природы человек?

«Происхождение рас» - Положение человека в животном мире. Эпилог. Движущие силы эволюции человека. Расы человека. Начиная с 17 века предложено немало различных классификаций человеческих рас. Происхождение человеческих рас Расы человека, по-видимому, появились сравнительно недавно. В Индонезии преобладает южноазиатская раса.

«Биология Расы» - Пустыня. Продолжительность проекта. «Все люди – братья и сестры». Раса-_____________________________ __________________________________________________________________ Вид - _____________________________ ___________________________________________________________________ Популяция - _______________________ __________________________________________________________________.

«Происхождение человека на Земле» - Вид спереди. Череп проплиопитека. Систематически собирать материалы о происхождении человека Дарвин начал в 1837 году. Приведём несколько примеров, доказывающий масштабность деятельности человека: ИСЧЕЗАЮЩИЙ АРАЛ. Бытие содержит два рассказа о сотворении Богом человека. II. 4. Божественное происхождение человека.

«Расы человека» - Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду. Возникновение рас и механизмы расогенеза. Основные понятия к уроку: раса, расоведение, расизм, метисация, социальный дарвинизм. Особенности современного этапа эволюции человека. В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки.

Всего в теме 10 презентаций

1) надцарство: Эукариоты
2) царство: Животные
3) подцарство: Многоклеточные
4) тип: Хордовые
5) подтип: Позвоночные
6) класс: Млекопитающие
7) отряд: Приматы
8) семейство: Гоминиды
9) род: Человек
10) вид: Человек разумный

Тесты

1. Млекопитающие – это
а) класс
б) подтип
в) царство
г) отряд

2. Животные – это
а) класс
б) тип
в) царство
г) подцарство

3. Человек относится к классу
а) Животные
б) Позвоночные
в) Млекопитающие
г) Человек

4. Человек относится к роду
а) Животные
б) Позвоночные
в) Млекопитающие
г) Человек

5. Несколько родов входят в одну систематическую единицу (таксон), которая называется
а) вид
б) семейство
в) отряд
г) класс

6. Несколько отрядов входят в одну систематическую единицу (таксон), которая называется
а) род
б) семейство
в) тип
г) класс

7. Классы состоят из
а) типов
б) родов
в) отрядов
г) семейств

8. Семейства состоят из
а) родов
б) видов
в) отрядов
г) классов

Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.

Человек: систематика

С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.

Систематика человека: таблица

Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.

Таксономическая единица Черты сходства и характерные признаки
Тип Хордовые Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки
Подтип Позвоночные

Формирование внутреннего которого является позвоночник

Класс Млекопитающие Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие
Отряд Приматы Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе
Семейство Гоминиды Развитие головного мозга, способность к прямохождению
Род Человек Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь
Вид Человек разумный Интеллект и абстрактное мышление

Тип Хордовые

Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.

Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.

Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.

Классс Млекопитающие

Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.

Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.

Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.

Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.

Вид Человек разумный

Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.

Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.

Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.

Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.

1. Надкласс Эукариоты (Eucaryota);

2. Царство Животные (Animalia);

3. Подцарство Многоклеточные (Metazoa);

4. Раздел Двусторонненсимметричные (Bilateria);

5. Подраздел Вторичноротые (Deuterostomia);

6. Тип Хордовые (Chordata);

7. Подтип Позвоночные (Vertebrata);

8. Класс Млекопитающие (Mammalia);

9. Подкласс Живородящие (Theria);

10. Инфракласс Плацентарные (Euteria);

11. Отряд Приматы (Primates);

12. Подотряд Человекообразные (Antropoidea);

13. Секция Узконосые обезьяны (Catarhina);

14. Надсемейство Человекообразные обезьяны (Hominoidea);

15. Семейство Гоминиды (Hominidae);

16. Вид Человек Разумный (Homo sapiens).

РАЗДЕЛ 2. ОНТОГЕНЕЗ

ТЕМА 2. Пренатальный онтогенез

Развитие нового организма начинается с процесса оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки), которое происходит в маточной трубе. Слившиеся половые клетки образуют новый одноклеточный зародыш – зиготу, обладающую всеми свойствами обеих половых клеток. Оптимальные условия для взаимодействия сперматозоида и яйцеклетки создаются в течение 12 часов после овуляции. Объединение ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки приводит к образованию в одноклеточном организме (зиготе) диплоидного набора хромосом (46).

Таблица 1. Длина и название зародыша

Первая неделя – это период дробления (деления) зиготы на дочерние клетки. Непосредственно после оплодотворения в течение первых 3-4 дней зигота делится и одновременно продвигается по маточной трубе в сторону полости матки. В результате деления зиготы образуется многоклеточный пузырек – бластула с полостью внутри. Стенки этого пузырька образованы клетками двух видов: крупными и мелкими. Из наружного слоя мелких клеток формируются сте5нки пузырька – трофобласт. В дальнейшем клетки трофобласта образуют внешний слой оболочек зародыша. Более темные крупные клетки (бластомеры) образуют скопление – эмбриобласт (зародышевый узелок), который располагается кнутри от трофобласта. Из этого скопления клеток развивается зародыш и прилежащие к нему внезародышевые структуры. К концу первой недели развития (6-7 день) зародыш попадает в матку и внедряется (имплантируется) в ее слизистую оболочку; Имплантация продолжается около 40 часов. Поверхностные клетки зародыша, образующие пузырек – трофобласт, выделяют фермент, рахрыхляющий поверхностный слой слизистой оболочки матки, которая подготовлена к внедрению в нее зародыша. Формирующиеся ворсинки (выросты) трофобласта вступают в контакт с кровеносными сосудами материнского организма. Трофобласт превращается в питательную оболочку зародыша, которая наз. ворсинчатой оболочкой (хорион). Вначале хорионимеет ворсинки со всех сторон, затем эти ворсинки сохраняются только на стороне, обращенной к стенке матки. В этом месте их хориона и прилежащей к нему слизистой оболочки матки развивается новый орган – плацента (детское место). Плацента – орган, который связывает мате5ринский организм с зародышем и обеспечивает его питание.

Вторая неделя – это стадия, когда клетки эмбриобласта разделяются га два слоя (две пластинки), из которых образуются два пузырька. Из наружного слоя клеток, прилежащих к трофобласту, образуется эктобластический (амниотический) пузырек . Из внутреннего слоя клеток (зачатка зародыша) формируется эндобластический (желточный) пузырек. Закладка («тело») зародыша находится там, где амниотический пузырек соприкасается с желточным. В этот период зародыш представляет собой двухслойный щиток, состоящий из двух листков: наружного зародышевого (эктодерма), и внутреннего зародышевого (энтодерма). Эктодерма обращена в сторону амниотического пузырька, а энтодерма прилежит к желточному пузырьку. На этой стадии можно определить поверхности зародыша. Дорсальная (спинная) поверхность прилежит к амниотическому пузырьку, а вентральная (грудная) – к желточному. К концу второй недели длина зародыша составляет 1,5 мм. В этот период зародышевый щиток в своей задней (каудальной) части расширяется. Здесь в дальнейшем начинают развиваться осевые органы (хорда, нервная трубка).

Третья неделя является периодом образования трехслойного щитка (зародыша). Клетки наружной эктодермальной пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу. В результате образуется клеточный валик (первичная полоска), вытянутый в направлении продольной оси зародыша. В головной (передней) части первичной полоски клетки растут и размножаются быстрее, в результате чего образуется небольшое возвышение – первичный узелок). Место первичного узелка указывает на краниальный (головной) конец тела зародыша.

Быстро размножаясь, клетки первичной полоски и первичного узелка прорастают в стороны между эктодермой и энтодермой, так образуется срединный зародышевый листок – мезодерма . Клетки мезодермы, расположенные между листками щитка, называются внутризародышевой мезодермой, а выселившиеся за его пределы – внезародышевой мезодермой.

Часто клеток мезодермы в пределах первичного пузырька особенно активно растет вперед от головного и хвостового конца зародыша, проникает между наружным и внутренним листками и образует клеточный тяж – спинную струну (хорду). В конце 3-й недели развития в передней части наружного зародышевого листка происходит активный рост клеток – образуется нервная пластинка. Эта пластинка вскоре прогибается, образуя продольную борозду – нервную бороздку. Края бороздки утолщаются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную, бороздку в нервную трубку. В дальнейшем из нервной трубки развивается вся нервная система.

В этот же период их задней части энтодермальной пластинки зародышевого щитка во внезародышевую мезенхиму (в амниотическую ножку) проникает пальцевидный вырост – аллантоис, который у человека определенных функций не выполняет. По ходу аллантоиса от зародыша к ворсинкам хориона прорастают кровеносные пупочные (плацентарные) сосуды. Содержащий кровеносные сосуды тяж, соединяющий зародыш с внезародышевыми оболочками (плацентой), образует брюшной стебелек.

Таким образом, к концу 3-й недели развития зародыш человека имеет вид трехслойной пластинки (щитка). В области наружного зародышевого листка видна нервная трубка, а глубже – спинная струна, т.е. появляются осевые органы зародыша человека. Длина зародыша – 2-3 мм.

Четвертая неделя – зародыш, имеющий вид трехслойного щитка, начинает прогибаться в поперечном и продольном направлениях. Зародышевый щиток становится выпуклым, а его края отграничиваются от окружающего зародыш амниона глубокой бороздой – туловищной складкой. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемный, эктодерма покрывает зародыш со всех сторон.

Из эктодермы в дальнейшем образуется нервная система, эпидермис кожи ее производные, эпителиальная выстилка ротовой полости, анального отдела прямой кишки, влагалища. Мезодерма дает начало внутренним органам, сердечно-сосудистой системе, органам опорно-двигательного аппарата (костям, суставам, мышцам), собственно коже.

Энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша свертывается в трубку и образует зачаток будущей кишки. Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо. Из энтодермы формируются эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей.

Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута спереди и сзади. В переднем и заднем концах тела зародыша появляются впячивания эктодермы – ротовая ямка (будущая ротовая полость) и анальная (заднепроходная) ямка. Между полостью первичной кишки и ротовой ямкой имеется двухслойная передняя (рото-глоточная) пластинка (мембрана). Между кишкой и заднепроходной ямкой имеется клоакальная (заднепроходная) пластинка. Передняя (рото-глоточная) мембрана прорывается на 4-1 неделе развития. На 3-м месяце прорывается задняя (заднепроходная) мембрана.

В результате изгибания тело зародыша оказывается окруженным содержимым амниона – амниотической жидкостью, которая играет роль защитной среды, предохраняющей зародыш от повреждений, в первую очередь механических (сотрясения). Желточный мешок отстает в росте и на 2-м месяце развития имеет вид небольшого мешочка, а затем полностью исчезает. Брюшной стебелек удлиняется, становится тонким и получает название пупочного канатика.

В головном отделе на каждой стороне зародыша из эктодермы на 4-1 неделе формируются зачатки внутреннего уха и будущий хрусталик глаза. В то же время перестраиваются отделы головы, которые вокруг ротового отдела образуют лобный и верхнечелюстные отростки. Кзади (каудальнее) этих отростков видны контуры нижнечелюстной и подъязычной дуг.

На передней поверхности туловища зародыша видны возвышения: сердечный, а за ним печеночный бугры, углубление между этими буграми указывает на место образования одного из зачатков диафрагмы. Каудальнее печеночного бугра находится брюшной стебелек, содержащий крупные кровеносные сосуды и соединяющий эмбрион с плацентой (пупочный канатик). Длина зародыша – 4-5 мм.

В период с 5-й по 8-ю недели продолжается формирование органов (органогенез) и тк5аней (гистогенез). Это время раннего развития сердца, легких, усложнение строения кишечной трубки, образования капсул органов чувств. Нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном отделе (будущий головной мозг). В возрасте около 31-32 дней (5-я неделя) длина зародыша 7,5 мм. На уровне нижних шейных и 1-го грудного сегментов тела появляются плавниковоподобные зачатки (почки) рук. К 40-му дню образуются зачатки ног.

На 6-й неделе длина зародыша 12-13 мм. Заметны закладки наружного уха, с конца 6-7-й недели появляются закладки пальцев рук, а затем ног.

К концу 7-й недели длина зародыша 19-20 мм. Начинают формироваться веки. На 8-й неделе длина зародыша 28-30 мм. Заканчивается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т.е. с начала 3-го месяца зародыш принимает вид человека и называется плодом (длина к 9-й неделе – 39-40 мм).

Начиная с 3-х месяцев и в течение всего плодного периода происходят дальнейший рост и развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах.

С конца 5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметны брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1 см) открываются веки, начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце (длина 51 см) ребенок рождается.

Человек относится к царству животных. Однако он очень сильно отличается от всех других представителей животного мира. В экологической пирамиде Homo sapiens занимает наивысшую ступень. Основное заключается в том, что человек при помощи специальных орудий может преобразовывать окружающую среду, видоизменяя и приспосабливая её к своим потребностям. К какому классу относится человек? Этот и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Позиция человека в животном мире. К какому классу относится человек

В системе животного мира Homo sapiens имеет такую принадлежность:

Тип - хордовые;

Отряд - приматы;

Подтип - позвоночные.

Определенные признаки, такие как наличие пяти отделов позвоночника, потовых и сальных желез, теплокровности, четырехкамерного сердца и прочие, позволяют ответить на вопрос о том, к какому классу относится человек разумный. Все эти характеристики позволяют отнести Homo sapiens к классу млекопитающие.

Такие особенности человека, как вынашивание плода в детородных органах матери и питание плода через плаценту, являются признаками, по которым человека относят к подклассу плацентарные.

Общие и человека разумного и других представителей класса млекопитающих

Мы уже разобрались, к какому классу относятся люди.

Какие же черты у них общие с данным классом животных, а какие отличаются? Некоторые схожие особенности были описаны в предыдущем разделе. Кроме того, человек так же, как и другие представители данного класса, вскармливает свое новорожденное потомство молоком.

Однако хотя строение человеческого тела и имеет множество схожих черт со строением млекопитающих, есть у него и отличия. Во-первых, это прямохождение. Только Homo sapiens обладает такой особенностью.

В силу этого человеческий скелет имеет четыре изгиба позвоночника, сводчатую стопу и плоскую грудную клетку. Кроме того, люди отличаются от других млекопитающих преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым. Сознание и способность общаться при помощи речи - эти черты, в совокупности со всеми другими, отличают человека от животных и ставят его на наивысшую ступень развития.

Особенности человека и животных

К какому классу животных относится человек, мы уже выяснили. Какие же животные являются наиболее обезьяны, китообразные, мышиные. Было доказано, что приматы обладают чувством справедливости, так же как и люди, и даже склонны к альтруизму. Некоторые сложноорганизованные животные, например собаки или кошки, поддаются дрессировке. Однако какими бы умными и способными ни были некоторые представители животного мира, они никогда не превзойдут по разуму людей.

Отношение человека и животных

Мы уже ответили на вопрос: «К какому классу относится человек?», а также определили его тип, подтип, отряд и подкласс. Теперь речь пойдет об отношениях между и представителями животного мира.

Человек по своей сути является сверххищником. Он употребляет в пищу мясо убитых животных. Мало того, некоторые животные могут являться собственностью людей. Одомашненные особи служат для удовлетворения людских потребностей, причем не только в питании. С помощью окультуренных животных человек защищает свое имущество, выполняет тяжелые полевые работы, охраняет продукты от грызунов, транспортирует различные предметы и т. д. Из шерсти животных и их кожи человек получает сырьё для производства предметов одежды и обуви. Такие домашние животные, как кошки и собаки, нужны людям для общения, отдыха и развлечения. Т. е. взаимоотношения между человеком разумным и животными очень тесные и многогранные.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top