Сочинение по картине Репина «Бурлаки на Волге. Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина "Бурлаки на Волге" История написания картины «Бурлаки на Волге»

Сочинение по картине Репина «Бурлаки на Волге. Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина

Бурлаки на волге

«Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

На картине изображены рабочие, выполняющие свою профессиональную обязанность. Казалось бы, ничего грустного в описанном нет, однако должность бурлаков сама по себе является крайне тяжелой, и по своему внешнему виду со стороны приравнивает людей к машинам или вовсе к животным. Картина Репина написана пастельными цветами, а людские силуэты имеют нечеткие границы и как бы смазаны, что тоже добавляет произведению гнетущую атмосферу.

Автор был хорошо ознакомлен с бурлаками, а именно – полотно в своем готовом виде появилось на свет спустя три года после изучения автором тонкостей данной профессии, а потому ему удалось детально передать состояние людей, опираясь не только на собственное воображение.

Впечатление от картины заставляет думать о том, что здравомыслящий человек мог выбрать изображенную профессию лишь от полнейшей нищеты и безысходности. Палящее солнце, отображающееся от воды и создающее этим настоящую парилку, подранные одежды от впивающегося в тело каната, философское спокойствие, граничащее с отчаянием…

Все это невообразимо тяжело выдержать, отчего к участникам происходящего на картине невольно появляется уважение. У каждого из изображенных, несмотря на общее физическое состояние полное локальной усталостью, есть свой характер. Кто-то уже полностью отдался едва не предсмертному унынию, кто-то продолжает казаться яро устремленным вдаль. Среди всех особенно сильно выделяется один персонаж, подкуривающий сигарету и выглядящий на фоне остальных наиболее спокойным.

Некоторым может показаться, что автор хотел изобразить эгоизм, однако если учитывать лояльное отношение остальных рабочих, можно прийти к другому выводу. Никто из бурлаков не пытается помешать курящему – участники пытки продолжают упорно преодолевать речное течение и тащить за собой корабль, понимая и смиряясь с тем, что мужчине нужно немного времени на перерыв.

Следует сказать, что картина Репина «Бурлаки на Волге» действительно достойна мирового обсуждения. Творение позволяет любому смотрящему на него внутренне развиваться, анализировать и составлять свое собственное понимание происходящего, вспоминать о истории всевозможных стран и просто искренне, по-человечески сожалеть.

Вариант 2

На картине изображена широкая река Волга и желтый берег, а на берегу отряд бурлаков. Они тянут за собой купеческое судно. Сама баржа огромная, а солнце невыносимо палящее. На самой барже присутствует огромный груз, а флаг на нем висит вверх ногами. Сильное течение реки осложняет работу бурлаков. Хорошо пририсованы фигуры людей. Мы будто попадаем в этот мир.

Мы видим, что сами герои этой картины уставшие и изможденные, пытаются с большим трудом расположить баржу к берегу. В группе работают 11 человек и все они разного возраста. Они идут вперед синхронно: шаг правой ноги, затем подтягивали левую. На них грязные оборванные рубахи, стертые бурлацкой лямкой до дыр, изношенные штаны и износившиеся желтые лапти. Лямки на плече бурлаков, чтобы легче было тащить на себе баржу. Повисшие руки вдоль тела потому что руки не помогут хорошо работать. Корпусом нужно наваливаться на широкую лямку и переступать крепкими ногами. Каждый член группы должен работать в полную силу, не перекладывать на чужие плечи свих коллег.

Судя по внешнему виду и тяжелому труду, бурлаки работают за маленькие гроши. Крайняя беднота и невыносимый труд написаны на их уставших лицах. Но люди не были похожи на подневольных рабов. Они не выглядели как жалкие рабочие. Каждому надо прокормить свою семью, чтобы не умерли с голоду.

Мы видим на картине, что у каждого бурлака свой характер. Кто-то ведет себя сдержано и спокойно, кто-то со своей участью смирился, а кто-то ждет окончания рабочего сезона.

На картине группа рабочих идут навстречу к зрителю. Один бурлак из рабочей толпы закуривает, в то время как другие продолжают тянуть. Молодой бурлак от усталости не может надеть на себя лямку. Может быть, он слишком упрямый по характеру. Пожилой бурлак опытный работник, хорошо знает свое тяжелое дело и правильно распределяет силы. На его лице мы видим крайнюю безысходность и усталость. Он введет своих товарищей вперед. А сзади бурлак мы как он смотрит под ноги и следит, чтобы канат не цеплялся за кусты. На судне лоцман пытается рулить, чтобы регулировать длину каната. Водолив следит за товаром, так как он ответственный за сохранность.

  • Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

    Картина В. Поленова Заросший пруд несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой.

  • Сочинение по картине Голубая весна Бакшеева 2, 3 класс

    Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

  • Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта (описание)

    Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны.

  • Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс (описание)

    Сочинение для 9 класса. В мировой литературе часто можно встретить момент, когда мастера кисточек и полотна, воодушевленные прочитанными стихами, начинают писать свой очередной шедевр

  • Сочинение по картине Грабаря Зимний пейзаж, 6 класс (описание)

    Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: научить понимать содержание картины, её художественные особенности; уметь воспринимать авторскую позицию через проникновение в мир художественных образов; передавать своё отношение к картине; развивать устную и письменную речь.

Слайд № 3..

Оборудование:

  • Презентация
  • Портрет И. Е. Репина;
  • Выставка репродукций картин И. Е. Репина;
  • Репродукция картины "Бурлаки на Волге" (у каждого ученика);
  • Стихотворения Н. А. Некрасова "На Волге", "Размышления у парадного подъезда";
  • Фонограмма русской народной песни "Дубинушка";

Оформление доски: эпиграф, толковый словарь: пейзаж, композиция, антитеза, деталь; орфографический словарь: бурлак, артель, этюд, восторг, негодование.

Ход урока

1.Организационный момент. Постановка целей урока, знакомство с эпиграфом.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас плачем зовется -
То бурлаки идут бечевой.
Н.А. Некрасов

2. Сведения о художнике и истории создания картины (возможно в виде сообщения уч-ся).

Слайд № 4 - 10.

Приложение № 1 (или слайд 4)

Илья Ефимович Репин провел детство в небольшом украинском городке Чугуеве. В 1864 году едет в Петербург и становится студентом Академии художеств.

Слайд № 11

Мысль написать бурлаков возникла у Репина в 1868 году, когда он во время прогулки по Неве впервые увидел изможденных, оборванных людей, запряженных в лямку. Художника поразил контраст пестрой праздничной толпы богатых господ на берегу и усталых, измученных, едва идущих бурлаков. Это зрелище врезалось в память молодого живописца.

Слайд № 12.

Репину захотелось глубже узнать жизнь, нравы волжских бурлаков, увидеть их собственными глазами, почувствовать сердцем тяжесть их подневольного труда. Летом 1870 года вместе с друзьями Репин решил отправиться на Волгу. Каждый из бурлаков, встреченных Репиным, имел свою историю, свою судьбу, свой характер. На Волге Репин встретил Канина и мальчика Ларьку, моряка Ильку и многих других героев его будущего произведения.

В первых этюдах преобладала тема страдания, что Репина не устроило, и он повторно едет на Волгу. Один из приятелей оставил в дневнике любопытное описание. Репин делает очередной этюд, несколько зрителей, таких же бурлаков, стоят за спиной художника.

Дивлюсь, - говорит один, - и тут человек, и там человек:Диковинно!

Ведь живой, совсем живой стоит на холсте, - вторит другой.

А третий, который когда-то учился рисовать, объясняет товарищам, кивая на Репина:

Думаешь, это легко!..Ведь он и сам-то всей душой там - на холсте!..

Репин попытался создать монументальное полотно, воспевающее духовную силу, достоинство и красоту русского человека.

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в 1873 году.

11 человек бурлаков, люди различных социальных групп, разных возрастов и характеров, объединенные одной судьбой, связанные одной бурлацкой бечевой. Фигуры, позы, лица бурлаков предельно конкретны, индивидуальны и вместе с тем типичны, характерны. Все они - плоть от плоти многоликого, многострадального народа. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф. М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Достоевскому вторил критик Стасов В. В.: " Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителями на холсте в такой страшной массе, в таком громадном, пронзительном аккорде. Эти 11 человек, шагающих в ногу, натянувши лямку и натужившись грудью; что это за людская мозаика с разных концов России!"

Однако не у всех представителей русского общества картина И. Е. Репина вызвала восторженное отношение. Ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства". На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: " Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспорта мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишите картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников". Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Слайд № 13

3. Комплексный анализ-беседа.

Кто такие бурлаки? Слайд № 14

Это люди, которые тянули по реке суда с грузом (бывало, месяц или два). В долгом пути бурлаки иногда стаптывали 20 пар лаптей. Уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей. Группа бурлаков называлась артелью. Передний, головной бурлак был самый опытный из всех. Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет. Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. Любимая песня - "Дубинушка".

Приложение № 2 . (или слайд 15)

Давайте послушаем эту песню (ставится аудиозапись). У этой песни есть второе название - "Эй, ухнем!" Изначально это была крестьянская народная песня, потом стала бурлацкой. Ритм песни хорошо подходит для дружной совместной работы, для одновременного напряжения сил.

Поговорим о композиции картины (композиция - построение). Как расположены люди на картине?

Слайд № 16.

Репин старался так расставить людей, чтобы каждый был хорошо виден. Видны все детали. Репин - замечательный мастер композиции. Он не случайно развернул шествие бурлаков параллельно плоскости холста. Это дало возможность сосредоточить внимание на внутренней сущности каждого из них, на раскрытии индивидуальных характеристик.

Кто самый юный из бурлаков? Опишите его.

Слайд № 17

Это Ларька.Таких мальчиков можно было нередко встретить в артели. Беднякам нечем было прокормить семью, и они отправляли своих детей бурлачить. Мальчика 11 лет сначала брали кашеваром. А через 2-3 года он делался настоящим бурлаком. На лице Ларьки - решимость и нетерпение. О них рассказывает упрямый поворот головы, взгляд, смело устремленный вперед. Волосы непокорно выбились из-под шапки. Ларька резко выпрямился, вцепился в хомут, точно хочет сбросить его, разорвать. Неужели всю жизнь он ничего не увидит больше, кроме бурлацкой лямки?

Опишите "головного" бурлака.

Слайд№ 18.

Это Канин. Встречая артель, Репин любовался Каниным. Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы, олицетворяет на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую. Канин мало говорил, постоянно размышлял о чем-то своем. Он не посмеивался над другими и не обижался на товарищей за шутки. Репина привлекали печальные и мудрые глаза бурлака, большой умный лоб, его спокойные, сдержанные движения - он шел в лямке, ничем не выдавая, что работа тяжела для него. Репину очень хотелось знать, о чем мечтает этот сильный, задумчивый, красивый человек. Добрые серые глаза, огромный лоб, лицо, будто озаренное светом мечты, густой загар. В Канине слились множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности.

Давайте опишем остальных бурлаков.

Слайд № 19

Рядом с Каниным, левее - взлохмаченный, темнобородый "нижегородский боец", так прозвали этого бурлака, должно быть, за удаль в кулачных битвах. Это, и в самом деле, - настоящий богатырь! Тянет и тянет без устали и всех увлекает за собой. Вот повернулся к товарищам, чтобы ободрить их веселой шуткой.

По другую сторону от Канина - Илька-моряк. Такая сила в его жилистых руках, в решительном движении, с которым он налегает на лямку! Какая грозная сила в его взгляде!

Слайд № 20

Чуть позади - высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком нажимает на ременную петлю, шагает себе, вроде и не думая ни о чем. На нем - шляпа горшком, с узкими полями, такие шляпы называли - бурлацкими.

Слайд № 21.

Утирает пот со лба больной бурлак. Похоже, недолго ему "тянуть лямку".

Слайд № 22

Сосед Ларьки, старик, спокоен. На ходу набивает трубочку табаком - словно ничего ему и не нужно больше. Наверное, и он мечтал прежде о другой жизни, да шли годы - притерпелся. И все-таки в его спокойной уверенности есть тоже своя сила.

Слайд № 23

Между Ларькой и стариком виден калмык. Тень от картуза почти скрывает его лицо с узкими, внимательными глазами.

Слайд № 24

Старательно ступает отставной солдат, единственный из всех обутый в сапоги. Он пока не успел их сносить. И одежда на нем поновее, чем на остальных - не порвалась в лохмотья. Но пройдет солдат сотню-другую верст - истреплет свою одежду, скинет разбитые сапоги, обуется, как все, в лапти.

Слайд № 25

Сердито оглянулся высокий грек. У него красивое и гордое лицо. Он похож на орла.

Слайд № 26

Последний бурлак отстал от остальных. То ли горе его согнуло, то ли идти нет больше сил.

Слайд № 27

Позади, на барке, которую тянут бурлаки, устроились хозяева - те, кого называли "кровопийцами".

Слайд № 28

Давайте опишем пейзаж (пейзаж - изображение природы). Как Репин использует прием антитезы? (антитеза - противопоставление)

Слайд № 29

Темные силуэты людей - яркий фон картины. У Репина пейзаж - Волга, небо, солнечная песчаная отмель, дальний берег.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в ширину холст. И перед нами открылись бесконечные просторы воды и неба. Голубое небо покрыто легкими облаками. Вдали - туманный берег. Позади, до самого горизонта, сияющая гладь реки. Вокруг пустынно; только слева, у края картины, плывет вниз по течению барка под парусом, а справа дымит маленький пароходик.

Артель движется навстречу зрителям. Бурлаки только что одолели песчаную мель-перекат. Они на мгновение сбились с общего дружного шага. Трое передних уже снова налегли на лямки грудью, но те, кто идут следом, пользуясь короткой передышкой, распрямились в кожаных петлях.

Когда мы смотрим на картину, мы видим всех бурлаков вместе и в то же время каждого порознь. А когда вглядываемся отдельно в каждого, видим его вместе со всеми. Так играет оркестр: у всякого инструмента свой голос, но музыка зазвучит, когда голоса сольются воедино.

Теперь поговорим о цветовой гамме картины.

Слайд № 30

Эту картину называли солнечной. И правда, Репин как будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотой парус плывущей мимо барки. Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскаленный песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя. Картина не пестрит красками. Репин очень вдумчиво выбирает цвет - желтый, голубой, розовый, но сколько оттенков у каждого цвета! Желтый - то золотой, то блеклый, будто размытый, то коричневый.

Когда Репин пишет природу, краски легкие, радостные, а когда бурлаков, он ищет другие оттенки - краски становятся густыми, мрачными, тревожными. Эти люди словно отлиты из бронзы - дочерна загорелые, смуглые лица и руки. На Канине рубаха неяркого, спокойного цвета - в лад его неторопливым, серьезным думам. У Ильки-моряка рубаха красновато-лиловая, ее беспокойный цвет так же тревожит зрителей, как и яростный взгляд Ильки. Пламенем взметнулась в темной толпе розовая рубаха непокорного Ларьки. Будто молния в туче. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на еще не сожженном загаром лице рассказывают о юности Ларьки, о его нежной и горячей душе.

Как вы думаете, почему эта артель столь разна по характеру, возрасту, национальности?

Слайд № 31

Репин пошел бы против правды, напиши он всех бурлаков одинаково бодрыми богатырями. Но Репин пошел бы против правды и напиши он всех низко склоненными, сломленными, послушно тянущими груз.

4. Речевая работа.

Слайд № 32 - 36

Жизнь бурлаков очень точно и ярко отражена в фольклоре, появился даже специальный жанр - бурлацкие песни. Мы уже прослушали одну из них - знаменитую "Дубинушку", поняли, что эти песни отличает особая ритмическая организация. Но есть и другие песни, послушайте некоторые отрывки из них. Какой рисуется в них жизнь бурлака?

Ой, ребята, плохо дело!
Наша барка на мель села!
Ой, ребята, собирайся!
За веревочку хватайся!
Чтоб прибавить барке ходу,
Побросаем девок в воду!
Чтобы барка шла ходче,
Надо лоцмана по шее.

А бурлацкие пожитки,
Что добры, да не велики,
Что добры, да не велики,
Одна лямка да котомка,
Еще третья-то оборка.

На корме сидит хозяин,
Сам хозяин во наряде,
Во коричневом кафтане,
В пирюсеневом камзоле,
В алом шелковом платочке,
В черном бархатном картузе,
На картузе козыречек,
Сам отецкой он сыночек.

Да, эти песни подтверждают горькую правду, изображенную на картине Репина, - жизнь бурлака тяжела и горька, в то время как хозяева живут, купаясь в роскоши. Но в то же время мы слышим в песнях оптимизм, иронию, силу духа. О реалиях бурлаческой судьбы говорят и пословицы:

  • Бурлак что сиротка: когда белая рубашка, тогда и праздник.
  • Кобылку в хомут, а бурлака в лямку.

Кстати, выражение "тянуть лямку", то есть выполнять трудную, долговременную работу давно стало крылатым и вошло в наш обиход благодаря бурлакам.

В качестве эпиграфа к уроку взяты строчки Некрасова из стихотворения "Размышления у парадного подъезда", а теперь в стихотворении "На Волге" подберите отрывок, который наиболее точно смог бы проиллюстрировать картину Репина.

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки:

Да, Н. А. Некрасов тоже, как и И. Е. Репин болел душой за судьбу русского народа, обманутого, униженного, но не сломленного!

Подберите синонимы к словам:

Картина (холст, полотно);

Рисует (пишет, изображает, показывает, передает).

А теперь подберем эпитеты к следующим словам:

День (жаркий, раскаленный, знойный, трудный, выматывающий и т. д.)

Волга (бескрайняя, могучая, великая и т. д.)

Бурлаки (усталые, больные, непокорные, несломленные и т. д.)

5. Работа с краеведческим материалом.

Слайд № 37-38

Мы с вами живем на Волге, где до сих пор живы еще слова и выражения, относящиеся к тяжелому быту бурлаков. Давайте с ними познакомимся (проекция на экран).

Бахилы - кожаная обувь без подошв и задников с высокими голенищами выше колен, часто - принадлежность одежды бурлака.

Водолив - старший бурлак, он же плотник, отвечающий за сохранность судна и хозяйский груз.

Добавочные - Бурлаки, набираемые в артель взамен заболевших или выбывших.

Завоз - способ передвижения грузового судна против течения, когда характер берега не позволяет бурлакам идти бечевой.

Косной - бурлак, идущий последним в лямке, получающий прибавочную плату, обязан очищать бечеву, когда она задевает за кусты и деревья.

Мурейники - прозвище бурлаков, место отдыха которых находилось в мурье (трюм на парусных судах).

Мурцовка - бурлацкая еда. В большую артельную чашку крошили зачерствевший хлеб, лук, сильно солили и заливали водой, ели из общей чашки деревянными ложками.

Перемена - пункт смены бурлаков. Располагались на разном расстоянии друг от друга: на ровных участках(плесах) между ними было около 25 верст, на труднопроходимых расстояние уменьшалось. От Астрахани до Нижнего Новгорода насчитывалось 57 перемен.

Подсада - третий человек в бурлацкой артели (Первый - шишак, второй - подшишечный, а третий - подсада, и, когда дернуло бечеву, не упал. Киселева Е. Г. Гиляровский на Волге. Ярославль. 1962).

Шишак - глава бурлацкой артели, самый сильный бурлак.

Юшка - бурлацкая еда (сваренное жидко пшено, сдобренное льняным маслом).

6. Составление устного рассказа по плану:

Слайд № 39

1) Композиция

2) Бурлаки

4) Цветовая гамма

5) Мое восприятие картины

7. Подведение итогов.

Слайд № 40

Когда была закончена и выставлена картина И. Е. Репина, зрители будто заново увидели свой народ. Многие считали его забитым, жалким, измученным непосильной работой. А с холста смотрели люди могучие, бодрые, несокрушимые. Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды - лохмотья, каждый из этих людей на холсте по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить. "Какие громадные силы таятся в нашем народе!" - думали зрители перед картиной "Бурлаки на Волге".

8. Письменное сочинение.

9. Домашнее задание. Подготовить устный рассказ о своих впечатлениях от любой картины русского художника.

Картина Репина "Бурлаки на Волге" - собирательный образ народа

Картина Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.

На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.

Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками - так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья - под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела - в этой работе руками не поможешь. Главное - переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу - здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.

Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину

Илья Репин не только рисовал с раннего детства, но специально обучался у иконописцев, которые смогли научить его не только видеть окружающий мир, но и вырабатывать свою живописную технику. Молодой художник так преуспел, что очень рано ему стали поступать серьезные и объемные заказы. После своего обучения в школе рисования и даже Академии художеств, Илья Ефимович становится свободным художником, но всеобщего признания, славы и успеха сразу не получает, несмотря даже на то, что его живописные полотна интересны по своему сюжету и замыслу, да и выполнены они были мастерски.

Но все-таки настоящий успех и слава пришла к художнику, когда была создана его чудесная и удивительная картина с глубоким названием. Известно, что Илья Репин над живописным полотном «Бурлаки на Волге» трудился чуть больше трех лет. Сюжет картины настолько высоко был оценен современникам и так хорошо передает общее представление о репинской эпохе, что на сегодняшний день она хранится в Русском музее, который находится в прекрасном городе на Неве.

Главные герои картины Ильи Репина - это бурлаки, труд которых был тяжел и невыносим. Известно, что бурлаки свои лямку с судами тянули по рекам, начиная с шестнадцатого века. Этот тяжелый труд рабочих на реках с быстрым течением использовался по девятнадцатый век. И только когда появились пароходы, то постепенно стал исчезать этот род деятельности простого русского мужика. Обычно бурлаки вступали в артель, в каждой из которых их могло быть до 150 человек. Но проблема была в том, что суда ходили по Волге лишь только в теплое время года. Например, весной, осенью.

Обычно такой труд оплачивался плохо, поэтому бурлаки, проработав ни один сезон, возвращались домой без денег, а порой даже с долгами. Вот однажды, рисуя картины на берегу реки, Илья Репин увидел бурлаков и был поражен их нелегким трудом. Вот тогда-то, внимательно наблюдая за бедняками-бурлаками, в голове художника и впервые родился замысел его картины. Вскоре появился первый эскиз его будущего живописного сюжета. Но только первоначально художник еще хотел изобразить и веселых дачников, которым жилось хорошо. Но потом он все-таки отступил от такого резкого контраста. Работа над этой картиной была окончена художником в 1873 году.

Центральное место в репинской картине занимает артель, которая как бы вырастает постепенно из самой глубины картины и словно движется навстречу зрителю. Автор полотна продумал свою композицию так, чтобы ни одна из фигур наемных бурлаков не заслоняла товарища по работе. Илья Репин постарался передать каждого своего героя так, чтобы образ каждого из них запоминался и был индивидуален. Впереди всех идут три невысоких, но коренастых мужиков, которые как бы прокладывают путь остальным, ведут их за собой.

В центре Канин, который некогда был священником, но потом получил отставку и подался от безысходности в бурлаки. Справа от центральной фигуры священника бурлак с бородой и с огромной силой, которую невозможно не заметить. С другой стороны мужик не только тянет свою лямку, но и его озлобленный взгляд устремлен вперед, словно он пытается доказать всем, что сможет дойти и не умереть до конца пути. Колоритно изобразил художник и остальных героев репинской картины. Например, один из персонажей его живописного полотна - это старик в потрепанной шляпе.

В его рту трубка, которая, скорее всего, немного его успокаивает и придает силы. Среди этих бурлаков собраны люди самых разных возрастов. Внимание хочется обратить на молодого юношу, который тянет впервые эту лямку и, чувствуя, как тяжело ему, кажется, что вот-вот он сам освободиться от этой непосильной ноши. У многих персонажей картины изображено не только страдание, но и терпение, которое обычно свойственно русскому человеку. Художник изобразил в конце всей этой колоны еще трех мужиков. Одного практически не видно, поэтому и описывать его сложно. Но образы других двух очень интересны. Один из них мужчина средних лет. Но по сравнению с мужиками он слишком хорошо одет. У него даже есть сапоги, хотя вся мужики идут или босяком, или в лаптях.

Второй заключающий колоны - настоящий южный человек, у которого черные волосы и смуглое тело. Он все время оглядывается, чтобы взглянуть на того мужика, который немного приотстал. Передвижения ему даются слишком тяжело, и кажется, что скоро он совсем упадет. Всего же на своем полотне художник изобразил одиннадцать человек.

Но контраст художник проводит с тем, что окружает этих бедных людей. Это природа, которая изображена в светлых тонах: нежно-голубое небо, ласкающая и спокойная речная гладь, светло-желтый песок и светлого цвета судно, которое медленно передвигается по реке.

Невероятное печальное и трагическое впечатление производит картина Ильи Репина. Он попытался в своих образах простых мужиков создать обобщенный образ всего русского народа, который страдает и погибает от непосильного и тяжелого труда.

«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.


3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.


9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.


11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top