Сообщение стиль и язык в творчестве художника. «Конспект по искусству «Художественный образ – стиль – язык.» (8 класс). отнести эти произведения искусства

Сообщение стиль и язык в творчестве художника. «Конспект по искусству «Художественный образ – стиль – язык.» (8 класс). отнести эти произведения искусства

Тема: Художественный образ – стиль – язык.(Искусство, 8 класс)
Цели: Образовательная: формировать познавательную активность и интерес к изучению предмета «Искусство»; сформировать представления уч-ся о художественном образе, стиле и языке искусства совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, иллюстративными, аудиоматериалами);
Развивающая: развитие способности анализировать музыкальные произведения искусства с целью определения образов, в них заложенных
Воспитательная: воспитание толерантного отношения к культурологическим предпочтениям окружающих совершенствовать навыки работы в группе.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
понимание культурного многообразия мира, сущности художественного образа, стиля и языка искусства
уважение культуры различных исторических эпох
формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета «Искусство»
Метапредметные результаты:
развитие способности разрешать проблемные ситуации
формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности
развитие навыков работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.
Предметные результаты:
умение систематизировать уже полученные знания
умение и готовность применять полученные знания.
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Искусство», презентация к уроку.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний.1.Объяснить понятие искусство, назвать признаки искусства:- является результатом искусной и мастерской деятельности человека
- существует в художественных образах
- отражает и формирует определенные ценности и идеалы
- выражает определенные эмоции
- отражает связь исторических эпох
- является носителем информации
2 Назвать виды искусства:
- пространственные или пластические виды искусств - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.
- временные или динамические виды искусств - музыка и литература
- пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство.
3.Формирование новых знаний
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются
в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, не обойтись без понимания таких категорий, как образ, стиль, язык.
Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ можно понимать как способ бытия произведения искусства, взятого в целом.
Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
- Большой сфинкс в Гизе. Египет
Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение… Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.
- «Портрет юноши в золотом венке.» Фаюм. Египет
Портрет юноши в золотом венке написанный неизвестным египетским художником еще в начале II века. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя.
- «Граждане Кале.» О. Роден. Франция
Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них. Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них.
- Картина «Вихрь» , худож. Ф Малявин.
Главные персонажи картины – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души.
Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души.
Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
В искусстве различают:- стиль эпохи (исторический),
- национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
- индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.
Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек». Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа.
Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:
- композиция, - форма(фактура), - ритм,
- тон, - интенсивность.
Это общее в языке искусств.
- Картина "На пороге вечности",1890. Винсент Ван Гог.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком:
живопись - цветом, графика - линией и пятном,
скульптура - объемом, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом, музыка - звуком, интонацией.

Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Задание: Сравните образы, стиль, язык произведений XVII и XX веков
Д.Веласкес. «Менины» ,1656 и П.Пикассо «Менины» , 1957 .
4,Рефлексия.
5.Итог урока.
6.Домашнее задание:
- Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»? (Написать мини-сочинение в тетрадях)

Учитель Ольховая В.Э.

Слайд 2

Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

  • Портрет юноши в золотом венке из Фаюма.
  • Египет. Искусство александрийской эпохи
  • Большой Сфинкс в Гиззе
  • О. Роден. Граждане Кале
  • Слайд 3

    Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

    Слайд 4

    Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

    В искусстве различают:

    • стиль эпохи (исторический),
    • национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
    • индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

    Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».

    Слайд 5

    Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

  • Слайд 6

    1. К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?
  • Слайд 7

    Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа.

    Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:

    • композиция,
    • форма,
    • фактура,
    • ритм,
    • интенсивность.

    Это общее - в языке искусств.

    Слайд 8

    Каждый вид искусства говорит своим языком:

    • живопись - цветом,
    • графика - линией и пятном,
    • скульптура -объемом,
    • музыка - звуком, интонацией,
    • танец - пластикой жестов и движений,
    • литература - словом.
    1. А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»
    2. Х. Миро. Карнавал Арлекина
    3. П. Пикассо. Менины
    4. Д. Веласкез. Менины
  • Слайд 9

    Цвет - язык живописи

    • Шишкин И.И.Зима.
    • Шишкин И.И. Рожь.
    • И.И. Шишкин. Пруд в роще
    • И.И.Шишкин Лес весной.
  • Слайд 10

    Линия и пятно – язык графики

    • Альбрехт Дюрер "Меланхолия"
    • Леонардо да Винчи "Набросок к картине"
    • Врубель "Автопортрет"
  • Слайд 11

    Язык скульптуры - объём

    • Микеланджело "Пьета"
    • Этьен-Морис Фальконе "Памятник Петру I"
    • Е. Вучетич "Памятник воину-освободителю в Берлине"
  • Слайд 12

    Звук и интонация – язык музыки

    Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

    Cлайд 1

    Тема: Художественный образ – стиль – язык Урок в 8 классе МКОУ «СОШ №20 п.Лондоко-завод» Учитель Ольховая В.Э.

    Cлайд 2

    Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык. Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи Большой Сфинкс в Гиззе О. Роден. Граждане Кале

    Cлайд 3

    Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

    Cлайд 4

    Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают: стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпо- ха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».

    Cлайд 5

    Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи. №1 №2 №3 №4 №5 №6 К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?

    Cлайд 6

    №1 №2 №3 №4 №5 №6 К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?

    Cлайд 7

    Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают: композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств. Винсент Ван Гог. "На пороге вечности". 1890. К. Малявин. Вихрь

    Cлайд 8

    Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура -объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом. А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад» Х. Миро. Карнавал Арлекина П. Пикассо. Менины Д. Веласкез. Менины

    Cлайд 9

    Цвет - язык живописи Шишкин И.И.Зима. Шишкин И.И. Рожь. И.И. Шишкин. Пруд в роще И.И.Шишкин Лес весной.

    Cлайд 10

    Линия и пятно – язык графики Альбрехт Дюрер "Меланхолия" Леонардо да Винчи Набросок к картине Врубель Автопортрет

    Cлайд 11

    Язык скульптуры - объём Микеланджело Пьета Этьен-Морис Фальконе Памятник Петру I Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю вБерлине.

    Cлайд 12

    Звук и интонация – язык музыки Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение? Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» Русская народная мелодия «Сударыня» Шостакович Д.Д. «Симфония №7»

    Художественный образ – стиль – язык

    Искусство 8 класс


    Художественный образ

    • это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства

    Эдвард Мунк. Крик. 1893


    Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения

    О. Роден. Граждане Кале. 1884-1888


    Ф.Малявин. Вихрь. 1906


    Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества .

    В искусстве различают:

    • стиль эпохи (исторический),
    • национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
    • индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

    Характеризуя стиль в архитектуре , говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».


    2

    3

    1

    4

    5

    6

    К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?


    2

    3

    1

    5

    6

    4


    Язык любого вида искусства помогает услышать в

    Выразительность, эмоциональность,

    образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают

    • композиция
    • форма (фактура)
    • ритм
    • тон
    • интенсивность

    Винсент Ван Гог. "На пороге вечности". 1890.


    Цвет - язык живописи

    Шишкин И.И. Зима.

    Шишкин И.И. Рожь.

    И.И.Шишкин

    Лес весной.

    И.И. Шишкин. Пруд в роще


    Линия и пятно – язык графики

    Альбрехт Дюрер

    Леонардо да Винчи

    "Меланхолия"

    Набросок к картине

    Врубель Автопортрет


    Язык скульптуры - объём

    Е. Вучетич. Памятник

    воину-освободителю

    вБерлине.

    Микеланджело Пьета

    Этьен-Морис Фальконе

    Памятник Петру I


    Звук и интонация – язык музыки

    Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

    Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»

    Русская народная мелодия «Сударыня»

    Шостакович Д.Д. «Симфония №7»


    Пластика жестов и движений – язык танца


    Слово – язык литературы

    А.С.Пушкин

    На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

    Тютчев Ф. И.

    «Весенние воды»

    Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят - Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед». Весна идет, весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!

    В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?


    Сравните образы, стиль, язык произведений XVII и XX веков

    Д.Веласкес. Менины. 1656

    П.Пикассо. Менины. 1957


    Домашняя работа

    Как вы понимаете выражения

    «стиль - это эпоха»

    «стиль - это человек»?

    Письменно!!!

    Тема урока: Художественный образ – стиль – язык 8 класс (2 урок)


    Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи




    О. Роден. Граждане Кале



    Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.


    Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

    В искусстве различают:

    • стиль эпохи (исторический),
    • национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
    • индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.

    Характеризуя стиль в архитектуре , говорят, что «стиль - это эпо-

    ха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».


    Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно

    отнести эти произведения искусства?


    К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному -

    можно отнести эти произведения искусства?

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Язык любого искусства помогает услышать в

    Картина «На пороге вечности» или «Старик, опустивший голову на руки», в сохранившемся варианте, написанном маслом на основе литографии, во многом превосходит более ранние, аналогичные работы с изображением старого, больного крестьянина.

    Если на раннем рисунке, наброски которого появились в 1881-1882 гг., Ван Гог изобразил старого, горюющего человека, то после возвращения к сюжету в 1890 году, когда ему открылись тайны передачи чувств посредством карандаша и кисти, на первый план выходит горе и одиночество старика, т. е., передано само состояние несчастного человека.

    Более прозрачной становится внутренняя сущность больного, беззащитного существа. Художник не ищет нового отношения к тому, что изображал ранее, он просто в поиске воскрешения былых переживаний, но стремится передать их на более совершенном в эстетическом плане уровне, с учетом вершин мастерства, достигнутых им в процессе эволюции творчества. Если раньше, он только воспринимал истинное душевное состояние человека, то теперь, сумел постичь, как передать это чувство на холсте.

    Винсент Ван Гог. "На пороге вечности"


    Выразительность, эмоциональность,

    образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:

    композиция,

    форма, -

    фактура,

    ритм,

    тон,

    интенсивность.

    Это общее - в языке искусств.

    К. Малявин. Вихрь


    Каждый вид искусства говорит своим языком:

    живопись - цветом,

    графика - линией и пятном,

    скульптура -объемом,

    музыка - звуком, интонацией,

    танец - пластикой жестов и движений,

    литература - словом.

    А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»

    Д. Веласкез. Менины

    Х. Миро. Карнавал Арлекина

    П. Пикассо. Менины


    Цвет - язык живописи

    Шишкин И.И. Зима.

    И.И. Шишкин. Пруд в роще

    И.И.Шишкин

    Лес весной.

    Шишкин И.И. Рожь.


    Линия и пятно – язык графики.

    Альбрехт Дюрер

    Леонардо да Винчи

    "Меланхолия"

    Набросок к картине

    Врубель Автопортрет


    Язык скульптуры - объём

    Микеланджело Пьета

    Е. Вучетич.

    Памятник

    воину-освободителю

    вБерлине.

    Этьен-Морис Фальконе

    Памятник Петру I




    Слово – язык литературы

    Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

    В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции - эстетической.


    В чем специфика средств выразительности этого произведения? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать образ?

    Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Жанр - элегия.

    Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха (строки) дают пейзаж­ную картину:

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною.

    Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы - воз­вышенности, поднятые к небу. Второй - лежащую у ног поэта глубокую реку. Третий и чет­вертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно находится в согла­сии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» - это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их дается в сле­дующих строках:

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою...

    Введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Следующие четыре сти­ха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:

    Тобой, одной тобой... Унынья моего

    Ничто не мучит, не тревожит,

    И сердце вновь горит и любит - оттого,

    Что не любить оно не может.

    Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.


    Звук и интонация – язык музыки

    Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

    Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»

    Русская народная мелодия «Сударыня»

    Шостакович Д.Д. «Симфония №7»


  • Самое обсуждаемое
    Процесс над анатолием оноприенко Оноприенко маньяк документальный Процесс над анатолием оноприенко Оноприенко маньяк документальный
    Старт в науке Какие силы заставляют подниматься воду к листьям Старт в науке Какие силы заставляют подниматься воду к листьям
    Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция


    top