Технологическая карта урока по русскому языку. Технологическая карта урока по русскому языку «Тайны русских слов Технологическая карта по русскому языку с ууд

Технологическая карта урока по русскому языку. Технологическая карта урока по русскому языку «Тайны русских слов Технологическая карта по русскому языку с ууд

О чем мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков?(о частях речи)

Какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

Что такое морфология? (раздел науки о языке, где слово изучается как часть речи)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные и междометие)

Какие части речи относятся к самостоятельным, служебным?)

Какие части речи мы с вами уже вспоминали? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие)

А сейчас мы с вами поиграем в крестики - нолики , в процессе этой игры вы попробуете провести самодиагностику ваших знаний по пройденному материалу. У Вас на столах лежат листочки, с которыми вы будете работать.

(Организую фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость).

Верно ли утверждение? (да- х, нет-0)

(слайд №1)

    Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются члены предложения.

    Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета.

    Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

    Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета.

    Наречие – изменяемая часть речи.

    Не с глаголами всегда пишется раздельно.

Обменяемся листочками, проверяем

Вложите листочки в свои тетради

Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд № 3)

Перед вами текст, давайте его послушаем? (Читаю сама)

(слайд №4)

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. (А. П. Чехов)

О ком говорится в тексте?

Речь идет о собаке Каштанке из рассказа А.П. Чехова «Каштанка», но об этом из текста узнать нельзя.(слайд №5)

Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть слово, которое не называет предмет, а только на него указывает)

Какое это слово? (она)

К какой части речи относится это слово?

Сформулируйте тему урока. Местоимение

Запишите тему урока:

« Местоимение» (слайд №6)

Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

Повторить…(местоимение)

Научиться…(использовать местоимения в речи)

    Что такое местоимения?

(слайд №7) определение местоимения)

    Чем они отличаются от имен существительных?

    Местоимения делятся на группы-разряды (слайд №8)

- Какой разряд местоимений вы уже знаете?(личные)

Личные (слайд №9)

- Почему они так называются?

(не называют предмет, а только указывают)

-Что вы знаете о личных местоимениях?

(изменяются по лицам, числам и падежам )(слайд №10)

- Назовите все личные местоимения .(слайд №11)

1. Задание.

Выпишите из данного текста все личные местоимения, определите их падеж. (слайд №12)

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пес поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней.

Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.

2. Проверка (слайд №13)

К ней (Д.п.), он (И.п.), за ней (Т.п.), мы (И.п.), к нему (Д.п.), у него (Р.п.), на нас (В.п.).

(Слайд №14)

Я иду и ты идёшь ,

Раз, два, три

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поем (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Синтаксическая роль местоимения в предложении (запись на доске)

Со шк…льных лет чу…ствовал я красоту ру…кого языка. В нем меня привл…кала звучность, богатство слов и выражений.

Вставьте пропущенные буквы, найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль.

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(местоимения чаще всего могут быть подлежащим, дополнением)

Вывод (слайд №15)

Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нем? Для чего?(чтобы избежать повторения слова)

Отредактируйте текст, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями, определите какими членами предложения являются местоимения (Зачитываю текст на слух, у ребят текст на партах)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке незаметно и овладевала Теткою постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

(слайд №16)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладевала ее постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

Употребление местоимений ОН. ОНА, ОНИ

От местоимений ОН. ОНА, ОНИ

образуйте падежные формы с предлогами и запишите их, определить падеж

(слайд №17)

К (он), о (она), от (он), над (он), напротив (она), с (она), навстречу (он), благодаря (он, она, они)

Проверка, исправление ошибок (слайд №18)

К нему, о ней, от него, над ним, напротив нее, с ней, навстречу ему, благодаря ему, ей, им

Как пишутся предлоги с местоимениями? (раздельно)

В чем особенность правописания местоимений 3-го лица?

Вывод (слайд №19) Винительный падеж не зависит от одушевленности и совпадает с родительным для всех личных местоимений, включая оно

    Местоимения он , она , оно и они имеют форму на н- перед всеми предлогами, кроме благодаря , вне , вопреки , вслед , вследствие , наперекор , навстречу , согласно , соответственно , подобно .

    Форма род.п. ней является разговорной: у ней = у неё .

Особенности употребления местоимений 2-го лица.

А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2- лица.

(Слайд № 20)

Возможно, вы все поняли.

Мария Петровна, Вы придете к нам на урок?

Как мы обращаемся друг к другу? (ты)

К посторонним? (вы)

Кого мы еще называем на Вы? (взрослых, незнакомых людей)

(слайд №21) Вывод

В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на «Вы». Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на «Вы» называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое – где в сельской местности.

Что называется местоимением?

Назовите личные местоимения

Как изменяются личные местоимения?

Какими членами предложения могут быть личные местоимения?

Когда к личным местоимениям 3-его лица прибавляется Н?

В каких случаях мы употребляем местоимение ВЫ?

(Слайд № 22)

    Укажи местоимение.

А) охотник

Б) осторожный

В) (с) тобой

    Чем личные местоимения отличаются от существительных?

Б) местоимения указывают на предметы, не называя их

В) местоимения называют предметы

    Как пишутся местоимения с предлогами?

А) раздельно

Б) слитно

В) по-разному

    В каком предложении местоимение является главным членом?

А) Если у тебя есть друг, советуйся с ним.

Б) Они научились аккуратно вырезать.

    Укажи ошибку в определении падежа местоимения.

А) увидел меня (В.п.)

Б) зашел ко мне (Д.п.)

В) читал со мной (П.п.)

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

А)У его отца была старинная книга

Б) У его была старинная книга

В) От них ничего не добьёшься

Проверка, тетради сдают

2. Учебник «Теория» ______

4. Задание по группам. Составить диалог с употреблением личных местоимений

Ребята, приготовьте сигнальные карточки

Кто все понял, поднимите зеленую карточку

Кто все понял, но ему требуется помощь в некоторых вопросах, поднимите желтую карточку.

Ну, а кто ничего не понял и урок показался бесполезным – красную карточку

Ну, молодцы! Благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок

И в заключение я прочитаю стихотворение. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

(Слайд № 25)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

(Слайд № 26)

Спасибо за урок!

– Ответьте на шуточные вопросы-­загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я. )

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы .)

в) Сколько личных местоимений в слове семья ? (Семь Я .)

Технологическая карта фрагмента урока русского языка

Тема: склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Класс: 4

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: компьютер, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина

Цель: ознакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе.

Задачи:

Образовательная : познакомить учащихся со склонением прилагательных в единтсвеном числе м.р и с.р

Развивающая : содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся, формированию УУД.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, трудолюбию.

Этапы

Обратная связь

Дозировка

Содержание

Формы и методы

    Изучение нового

Физминутка

Первичное закрепление

Вторичное закрепление

Рефлексия

20 мин.

5 мин.

4 мин.

2 мин .

Действия учителя

Действие учащихся

Фронтальная.

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Сегодня с вами на уроке мы научимся склонять имена прилагательные единственного числа мужского и среднего рода. Давайте сформулируем тему сегодняшнего нашего урока.

Открываем учебник на стр. 126, давайте еще раз прочитаем тему нашего урока…

Давайте же с вами просклоняем слова МОРОЗ и СНЕГ, ребята скажите какую часть речи имеют эти слова?

Я предлагаю просклонять существительные вместе с именами прилагательными .(выводится на слайде)

Падеж

М.р

Ср.р

Ип

Мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Р.п

мороза (какого?) трескучего

солнца (какого?) зимнего

Д.п

морозу (какому?) трескучему

солнцу (какому?) зимнему

В.п

мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Т.п

морозом (каким?) трескучим

солнцем (каким?) зимним

П.п

о морозе (каком?) трескучем

о солнце (каком?) зимнем


Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

Групповая работа.

1группа просклоняет прилагательное женского рода – вкусная вода

2группа просклоняет прилагательное мужского рода - вкусный .

3группа просклоняет прилагательное среднего рода – вкусное яблоко.

Один человек от парты работает у доски.

К каждому существительному подберите подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

на ………поле

открытое

у ………окна

хоккейное

с ………вареньем

веселый

без ………друга

черничное

около ………елки

пушистая

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Какие трудности возникали во время урока?

Если на сегодняшнем уроке вам было понятно и вы узнали много нового поднимите желтый кружок

Если на уроке вам было трудно и вы не узнали ничего синий

Тема сегодняшнего урока склонение имен прилагательных

Читают тему урока.

Существительное.

Просклоняют имена существительные вместе с учителем.

Ж.р.

М.р.

С.р.

И.п. вкусная вода

вкусный

вкусное яблоко

Р.п. вкусной воды

вкусного сиропа

вкусного яблока

Д.п. вкусной воде

вкусному сиропу

вкусному яблоку

В.п. вкусную воду.

Вкусный сироп

вкусное яблоко

Т.п. вкусной водой

вкусным сиропом

вкусным яблоком

П.п. о вкусной воде

о вкусном сиропе

о вкусном яблоке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Предложение и словосочетание»

Дидактическая цель: формирование представления о словосочетании, о предложении и их отличии; о главном и зависимом слове в словосочетании.

Образовательная: учить на практике отличать словосочетание от предложения;

Развивающая: развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

Воспитательная: воспитание умения отстаивать свою точку зрения, воспитание интереса к предмету.

Личностные: отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке

Регулятивные: осуществляют самоконтроль, овладевают умением прогнозировать, умение самостоятельно извлекать нужную информацию

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Оборудование: презентация, документ камера.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Давайте улыбнёмся друг другу. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют на парте наличие школьных принадлежностей.

Регулятивные УУД :организовать свое рабочее место под руководством учителя;

Личностные УУД:

правильная посадка за партой.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Начнем урок с минутки чистописания.

Открываем тетради и записываем число классная работа. Какое сегодня число? Выделите в предложениях которые мы написали все орфограммы, поставьте ударение и будьте готовы к их объяснению.

Сейчас послушайте загадку, и отгадайте, какую же букву мы будем сегодня писать.

С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!

Правильно ребята, это буква «П». Прописываем букву «П п» одну строчку, заглавную и строчную. А что написано на второй строке? Верно, на второй строчке прописываем слоги(по, пу,пи,па,пы,пэ)

Посмотрите на слайд, на нем картинки словарных слов. Записываем под диктовку, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные. (портрет, восемь, стакан, багаж, салют, вокзал, кастрюля, иней, орех) (1 ученик пишет на доске, второй контролер)

Выполняют минутку чистописания и словарную работу

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Посмотрите на слайд, на нем зашифровано слово, вам необходимо расставить буквы в нужном порядке,чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. (СЛОЧЕСОВОИЕТАН и ПРЕЖЕДЛОИЕН)

Верно, тема нашего урока «Предложение и словосочетание» Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вы уже знаете, что в предложении есть главные и второстепенные члены. Теперь давайте посмотрим, как в предложении соединяются слова.

Откройте учебник на странице 78 упр. 125. Прочитайте задание про себя. Прочитай… вслух. Первое предложение выполним вместе. Выполните третье предложение по образцу. (спросить 2-х учеников)

Что же такое словосочетание? Как связанны слова в словосочетании?

Предложение, словосочетание

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте проверим правильны ли были ваши ответы, откроем учебник на странице 78 и найдем правило. (дети читают про себя)Правило: Словосочетание-соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое слово. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Какие слова есть в словосочетании? От какого слова к какому задается вопрос? Что не является словосочетанием? А теперь давайте сформулируем правило.(спросить 1-2 ученика)

Сейчас я прочитаю стихотворение, вы должны назвать ключевые слова о словосочетании.

Познавательные: осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют терминами.

Личностные: отвечают на вопросы; слушают собеседника и ведут диалог;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот.

Запомни как основу.

Физминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Главное слово определят вопрос в словосочетании, Вопрос идет от главного слова к зависимому.Выполняют физминутку.

Регулятивные: овладевают умением прогнозировать, умение самостоятельно извлекать нужную информацию

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтобы закрепить наши знания, откройте учебник на стр.78 упр.126. Прочитайте задание про себя. Первые два предложения выполним на доске. Третье выполните самостоятельно по образцу.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сверьте со слайдом.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение.

Личностные: обобщают собственное представление;

Регулятивные: осуществляют самоконтроль

Включение в систему знаний и повторение

Откройте учебник на странице 79 упр. 127. Прочитайте задание. Назовите все словосочетания. Докажите как вы определили, что это словосочетания. Запишите предложения, подчеркните главные члены. Давайте проверим, что у вас получилось.(2 человека проверить). Что называют предложением?

Как вы различали предложения от словосочетаний? Давайте проверим, обратите внимание на правило под упр. 127,прочитайте про себя.

Правило: Предложение сообщает о чем-то или о ком-то, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно чем слово. Вот почему подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Что такое словосочетание? Так в чем же отличие словосочетания от предложения?

Выполняют самостоятельную работу на карточках.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: отвечают на вопросы;

Коммуникативные: уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Было трудно…

Теперь я могу…

Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение на стр. 78 № 128 и выучить правило.

Выполняют рефлексию своей учебной деятельности, записывают домашнее задание.

Личностные: отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке

Технологическая карта урока русского языка в 3б классе по программе «Школа России» 04.09.19

Учитель: Тарасова Л.В. МОАУ «СОШ №13 г. Орска»

Тема: Текст

Планируемые результаты.

знания : знать что такое текст

умения : уметь определять тему и главную мысль текста

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Предметные УУД: формировать умение определять тему текста и главную мысль; работать с деформированным текстом различной сложности.

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание, формировать положительную учебную мотивацию.

Цель : вспомнить и закрепить знания о тексте

Задачи:

Формировать умение определять тему текста и главную мысль;

Работать с деформированным текстом различной сложности.

Самоопределение к деятельности

Проверьте готовность к уроку.

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу,

И ребятам помогу.

    Записываем: число, кл.работа.

    Мин. Чистописания

Тт КкСс

    Словарная работа

Апрель, берег, альбом, город, заря

Прочитаем слова и запишем их в алфавитном порядке.

С первым словом составьте предложение.

    Актуализация знаний

Прочитайте записи, сравните их, сделайте выводы, спрашиваю любого ученика из группы.

Птицы собрались на зимовку. Они сидели на проводах и громко кричали. Птицы прощались с родными местами до весны.

Дождь шёл как из ведра. У дороги рос сочный щавель. Дети взяли котёнка и пошли домой.

    Формулировка учащимися темы и цели

- Кто догадался какая тема урока сегодня у нас?

Текст.

Постановка учебной задачи

- Какую цель поставим на уроке?

Задачи?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все поставленные вопросы.

Что же такое текст?

    Работа над новым материалом

Откройте с. 12 и прочитайте что же такое текст. Расскажите друг другу в парах.

- Найдите упр 11 (работа по заданию учебника)

    Первичное закрепление

Выполнение упр 12

    Физминутка от тётушки Совы и её помощников

(видео)

    Закрепление (дифференцированное обучение)

Я предлагаю задания на выбор. На белых листах самое простое задание. На жёлтых задание посложнее, на красных самое сложное задание. Работать будем в группах

Расставь знаки препинания так, чтобы получился текст. Озаглавь текст. Определи тему текста и главную мысль.

Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние листья целый день льет дождь только воронье карканье слышно во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг.

Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь текст. Определи тему текста и главную мысль.

Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу.

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений, расставив их в нужном порядке. Озаглавь текст. Определи тему текста и главную мысль.


летом, сенях, он, в, жил
еж, в, уснул, норе, зимой
ежик, голодный, весной, придет
берегитесь, мыши!

подарил, детям, ежика, дедушка

    Рефлексия

Оценим свою работу на уроке светофором

    Итог

Какую цель мы ставили на уроке?

Какие задачи?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

записывют

Отвечают на вопросы фронтально.

Работа в группах

Олень схема

вьюга схема

звука не обозначает, обозначает мягкость согласного звука

ВЫВОД:

Выполняют задание

отвечают

Работают. Проверяют.

Подбирают слова к своему вопросу

Группы выбирают задание и выполняют его.

Регулятивные УУД: принимаю

т учебную задачу урока

Коммуникативные УУД:

    слушать и понимать речь других;

    договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Регулятивные УУД:

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Учиться работать по предложенному учителем плану

Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание, формирование положительной учебной мотивации.

Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах.

Предметные УУД: производить с опорой на схему – модель слого – звуковой анализ слова с гласным звуком [‘о] после мягкого согласного, читать слоги – слияния с буквой Ё, делать выво

    Предметные УУД:

    осмысленно,правильно читать

    целыми словами в рамках оперативного поля чтения (3-4 буквы);

Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах, группах


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top