Природа и человек в лирике Ф.И. Тютчева
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.
Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…" Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.
Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".
Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.
И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".
Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
("Как хорошо ты, о море ночное…")
Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.
Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:
…и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
("Осенний вечер")
Поэт говорит:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть...
("Осенний вечер")
"Светлость" вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из зрительного восприятия человека:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул…
("Тени сизые смесились…")
Но жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала. Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее блаженство, доступное человеку на земле.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru
Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский– становление пророка. Лермонтовский– это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан. В стихотворении Некрасова миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин"). Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее. Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине. В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – "не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом , своей крестной жертвой.Тема урока: «Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева».
6 класс
Учебные материалы урока: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях./ Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2012.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследования
Цели урока : познакомить учащихся с особенностями изображения природы в лирике Тютчева, обозначить философский характер лирики поэта, обучить навыам анализа лирического произведения.
Формируемые УУД
Метапредметные УУД:
Умение планировать и реализовывать учебную деятельность.
Познавательные:
умение анализировать стихотворение, применять теоретические знания в практике анализа текста.
осмыслять текст на возрастном уровне,
Регулятивные:
- умение формулировать и ставить учебную задачу.
Личностные
- развитие навыков познания через художественное произведение;
Гармоничное эстетическое и нравственное развитие ученика.
Коммуникативные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе урока.
Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии Ф. И. Тютчева; показать, как и зображая природу, Тютчев пишет о жизни человеческой души; развивать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.
Методы обучения : элементы метода критического мышления, метод творческого чтения, поисковый и исследовательский в их сочетании, прием «индукции».
Формы работы учащихся : работа в группах, презентация результатов работы, выполненной группой, обсуждение результатов,
художественное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, рефлексия.
Оборудование : портрет поэта, аудиозаписи Антонио Вивальди из цикла «Времена года», картины природы, раздаточный материал (индивидуальные карты, листы с заданиями для групп) , компьютер
Ход урока
Этап 1.
Раздать материал для информации и размышления.
Задание: записать, что значит для вас природа,
человек; как взаимодействуют человек и природа
А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.
Задание №1. Индуктор
ПРИРОДА | ЧЕЛОВЕК |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | |
После прослушивания ответов учащихся.
Учитель: Можем ли мы сказать, что тема взаимоотношений природы и человека исчерпана? Сегодня мы познакомимся с такими отношениями человека и природы, которые вы не назвали.
Этап 2.
Введение в тему урока (не объявляя тему, работа с портретом поэта)
Слайды № 1 -2
Учитель: Знаете ли вы человека, изображенного на портрете?
Итак, короткой строкой:
1) Ф.И. Тютчев родился в 1803 году в дворянской семье;
2) Ф.И. Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование;
3) для воспитания своего сына родители Ф.И. Тютчева пригласили молодого учителя Семена Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти все время проводил вместе с воспитанником;
4) Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий и латынь, современные иностранные языки; свои знания он передал Тютчеву;
5) в 18 лет Ф.И.Тютчев закончил обучение в Московском университете со степенью кандидата;
6) 22 года (с 1822 по 1844 год) Ф.И.Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Баварии (Германия), жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными и писателями;
7) после возвращения из Европы Ф. И. Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России;
8) в течение жизни Ф.И.Тютчев издал лишь одну книжку своих стихов;
9) всего Ф.И.Тютчев написал около двухсот стихотворений, и каждое из них по праву считается поэтическим шедевром.
Проверим, помните ли вы стихи Ф.И. Тютчева. Выполните в парах задание №2 в индивидуальной карте.
№ 2 А) Узнайте стихотворение и восстановите текст первой строфы. Вспомните название стихотворения.
б) Гроза, гром, небо.
Слайд № 3
№ 2 Б) Восстановите текст стихотворения «Как весел грохот летних бурь...» (расставь цифры в порядке расположения строк). Что помогло вам
?
Слайд № 4
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Гроза, нахлынувшая тучей,
И опрометчиво — безумно
Когда, взметая прах летучий,
Смутит небесную лазурь
Широколиственно и шумно!..
Учитель : Эти стихотворения вы знаете. А если нет, то могли бы вы только по словам, например, именам существительным определить о чем они?
(Оба стихотворения о природе, о том, что все вокруг живое: гром резвится и играет, гроза набежит на дубраву и т.д.).
Какая тема объединяет стихотворения? Какие еще стихи о природе известны вам?
Объявление темы урока.
Этап 3 . Работа с новым материалом.
1. Восприятие и осмысление стихотворения «С поляны коршун
поднялся…» происходит в процессе групповой работы.
Учитель: Внимательно послушайте стихотворение (читает учитель, текст — на доске). Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Какие мысли оно будит?
Слайд № 5
Сформулируйте задачу своей группы и примерный ход ее решения. Итоги работы группы кратко напишите на листе заданий.
Листы с заданиями для групп:
Группа 1. Толкователи слов (словарь)
Задачи: объяснить слова, которые трудно понять.
Группа 2. Литературоведы.
Роль существительных.
Задачи: найти в тексте существительные и рассказать об их роли, определить тему, образы.
Группа 3. Литературоведы.
Роль глаголов.
Задачи: найти в тексте глаголы и определить их значение, рассказать о чувствах и настроении лирического героя.
Группа № 4. Литературоведы .
Художественные средства.
Задача: определить средства выразительности в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»
Слайд № 6
(Антитеза, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет) .
Группа № 5. Чтецы .
( Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Во второй часть стихотворения звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишен крыльев, лишен полёта и вынужден жить на земле «в поте и в пыли». Эти слова и выделяются логическим ударением и т.д.).
Группа № 6. Художники.
Задачи: как можно проиллюстрировать стихотворение, предметы изображения, основные цвета.
(Задачи ученики формулируют сами. Учитель помогает скорректировать задачи, направляет и корректирует работу групп. Итоги работы группы презентует один учащийся).
Учитель: Как вы считаете, это стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека?
Перед вами характеристика двух типов лирических стихотворений.
Слайды № 7-8. Определение пейзажной и философской лирики.
Пейзажная лирика - это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.
Философская лирика
- это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
К какой лирике мы отнесем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? Докажите.
« Даже, казалось бы, вполне реальная зарисовка природы у Тютчева неожиданно превращается в философскую картину ». (В.И.Коровин)
Учитель: Теперь послушаем актерское чтение стихотворения (фонохрестоматия) и ответим на вопрос: О чем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? Как актер средствами художественного чтения подчеркивает противопоставление неба и земли, гордый полет птицы и прозябание человека в «поте и пыли»?
Слайд № 9
Этап 4. Работа с текстом стихотворения «Неохотно и несмело …» Прослушивание стихотворения в исполнении актёра.
Учитель: При первом знакомстве со стихотворением непросто понять его содержание, но можно почувствовать! Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение. В своей индивидуальной карте ответьте на вопрос: Какой ты представляешь природу в стихотворении «Неохотно и несмело…»? Используйте знакомые вам литературоведческие термины.
Тютчев не дает названия стихотворению. А как бы вы назвали стихотворение?
Прослушайте фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди и скажите, с какой частью стихотворения он созвучен?
После грозы (движения, изменения) природа вновь обретает гармонию, блеск, молодость, красоту. В жизни человека же это бывает не всегда. «Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».
Учитель:
Любовь к жизни, любовь к «настоящему» в каждой строчке поэта. И хотя человек — беспомощное дитя природы, глядя на великую мать-природу, он черпает в ней силы. Для Тютчева природа — живое, возвышенное существо. Она чувствует, дышит, радуется и грустит. Поэт не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Рисуя природу, автор постоянно думает о жизни. Часто можно услышать слова: «У человека светлая душа» или «у ребёнка чистая душа», «он красив душою»… Скажите, а у природы есть душа?
Слайд № 10.
Природа и человек близки друг другу, у обоих есть душа, есть свой язык, есть свои тайны. А вот как сказал об этом Тютчев:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..
Слайд № 11.
Этап 5 . Домашнее задание.
Учитель: В нашем учебнике три стихотворения Ф.И. Тютчева. Как вы думаете, какое у вас будет домашнне задание?
Домашнее задание.
Наизусть любое стихотворение Ф.И.Тютчева.
Подумать, о каких законах природы говорит автор.
Действуют ли они в жизни человека?
Этап № 6. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Обратимся к материалам для информации и размышления. Выполните задания.
Задание 3. Заполните пробелы.
Задание 4. Продолжите предложения.
Задание 5. После урока у меня возникли вопросы.
Задание 6. Квилт. (на листах-стикерах, потом вывесить на доску)
Ответить на вопрос: Что помог увидеть и понятьв природе Ф.И.Тютчев?
Приложение 1
Материалы для информации и размышления
Фамилия, имя, класс________________________________________
1. Индуктор
Природа | Человек |
Природа и человек | |
2. А) Узнайте стихотворение и восстановите текст первой строфы. Вспомните название стихотворения.
I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать.
б) Гроза, гром, небо.
Б) Восстановите текст стихотворения «Как весел грохот летних бурь...» (расставь цифры в порядке расположения строк). Что помогло вам
восстановить стихотворный текст
Как весел грохот летних бурь,
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Гроза, нахлынувшая тучей,
И опрометчиво — безумно
Когда, взметая прах летучий,
Смутит небесную лазурь
Широколиственно и шумно!..
3. Заполни пробелы:
Сегодня на уроке мы говорили об образах ________________________________
в лирике Ф.И.Тютчева. Узнали, что лирика, для которой характерно размышлен е о месте человека в мире, о его отношениях с природой называется ______________________.
Мы вспомнили тексты стихотворений________________________________и
Повторили теоретические понятия: повтор, (продолжи ряд)_________________________________________________________________.
4. Продолжи предложение:
Сегодня на уроке литературы я научился_________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________.
5. После урока у меня возникли вопросы: _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Квилт:
Что помог увидеть и понять в природе Ф.И.Тютчев?
Эти литературные термины помогут при ответе
Антитеза - противопоставление противоположных предметов, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.) |
Олицетворение - это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы. |
Повтор - повторение одного или нескольких слов в одном преди или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста. |
Сравнение - это стилистический прием, основаннный на образном соспоставлении предметов или состояний на основе какого-либо общего для них признака. |
Эпитет - это определение при слове, влияющее гна его выразительность, красоту произношения (художественное определение). |
Ямб - двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе. |
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. |
Метафора - переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, |
Приложение 2
Карты для работы в группах
Группа 1. Толкователи слов (работа со словарем)
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Итоги: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 2. Литературоведы (роль существительных)
Задачи: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Итоги:
Тема ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 3. Литературоведы (роль глаголов)
Группа № 4. Литературоведы.
Художественные средства.
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 5. Чтецы.
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 6. Художники.
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги:
Иллюстрация
Предметы изображения _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Основные цвета _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использованная литература:
- Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы.
- В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс».
- Турьянская Б. И., Холодкова Л. А., Виноградова Е. А., Комиссарова Е. В. Литература в 6 классе: Урок за уроком.
- «Литература. Учебник для 6 класса» Под редакцией И.Н.Сухих
- Коровина В.Я. Литература: 6 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.
Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:
Есть в осени первоначальной
Короткая и дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.
В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.
Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери‑земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»
В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.
У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что‑то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.
Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята с нами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается...
Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.
В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она - в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.
Романтический герой стихов Тютчева - сам поэт. Его лирическое "я" выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений - философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.
Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть - одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, "дневная". Другая - "бездна", дикая, неуправляемая, стихийная, "ночная".
Его "поэзия дня" рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:
Лазурь небесная смеется
Ночною смытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Поэт слышит "вечный хор" в природе, она для него - как "блистательный покров", природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом "я", скорее наоборот, его лирический герой растворяется в "животворном океане" природы:
Игра и жертвы жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман,
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан.
Другая, "ночная", стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке - это страсти, тоже приводящие к катастрофе:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:
Светлая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен, и гол,
Лицом к лицу пред пропастью темной
Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.
Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года - это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. "Весенние воды" - начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: "бегут", "будят", "брег", "блещут", "гласят", "гонцы", "весна", "выслала", "вперед".
А "Весенняя гроза" - шедевр, воспевающий природу: "Люблю грозу в начале мая..." За весной следует грозовое лето: "Как весел грохот летних бурь...", "В душном воздухе молчанье..." Новое действо природы - осень:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора...
Особенность взгляда Тютчева на природу - внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.
Зимнее действо природы - в стихотворении "Чародейскою - зимою..." Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.
Тютчев нередко пишет "о двойной бездне", "двух беспредельностях". Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос - две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...
Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.
Слияние человека с гармонической природой - положительно, слияние с бестелесным хаосом - страшно и губительно.
Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа "дышит", "погружается в сон", "трепещет", а утром "радуется" и "смеется". Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.
Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.