В древней руси господствовало натуральное хозяйство. Зачем крестьянин ездил на рынок

В древней руси господствовало натуральное хозяйство. Зачем крестьянин ездил на рынок
Установите соответствия между датами и явлениями общественной жизни древней руси

8-9 в.
9-10 в
10-11 в.
11-12 в

А) появление соседской общины
Б) существование родовой общины
В) появление класса землевладельцев
Г) расцвет городского самоуправления в Новгороде
Д) формирование поместной системы в древней Руси

Что несвойственно феодальной экономике? 1)господство натурального хозяйства 2)личная зависимость крестьян 3)сочетание крупного зем

левладения и мелкого землепользования

4)высокие темпы развития экономики

1. Расположите в хронологическом порядке:

А) воссоединение Украины с Россией;

Б) поход Лжедмитрия на Москву;

В) указ об «урочных летах», начало сыска крестьян.

2. В сентябре 1610 г. Москва была занята польскими войсками под предводительством:
А) С. Жолкевского;

Б) Сигизмунда III;

В) Лжедмитрия I.

3. Определите причину церковного раскола:

А) политика католицизма, проводимая Лжедмитрием I;

Б) необходимость исправления религиозных книг;
В) закрепощение крестьян.

4. Укажите имя землепроходца открывшего в 1648 г. пролив, отделяющий Азию от Америки:

А) Семен Дежнев;

Б) Ерофей Хабаров;

В) Симон Ушаков.

5. Бессрочный сыск беглых крестьян бы узаконен:

А) в 1592 г.;
Б) в 1649 г.;

6. Первый железоделательный завод в России был построен в годы царствования:
А) Василия Шуйского;

Б) Михаила Федоровича;
В) Алексея Михайловича.

7. Отметьте черту, характеризующую экономическое развитие России в ХVII в.:

А) полное господство натурального хозяйства;

Б) создание мануфактур;

В) широкое распространение подсечно-огневой системы земледелия.

8. В 1687 и 1689 гг. русские войска участвовали в двух походах против Крымского ханства под руководством:

А) Д. Пожарского;

Б) Б.Хмельницкого;

В) В.Голицына.

9. Яркой иллюстрацией нарышкинского барроко является церковь:

А) Покрова в Филях в Москве;

Б) церковь Ильи Пророка в Ярославле;

В) церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.

10. О ком идет речь. Бывший холоп князя Телятевского бежал на Дон и
стал вольным человеком. В одном из казачьих походов попал в плен к
туркам, бежал в Италию, жил в Венеции. В 1606 г. вернулся в Россию.
Называл себя воеводой «чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия».
Несколько раз одержал победы над правительственными войсками. Был разбит
при осаде Москвы в 1606 г. В 1607 г. возле Тулы вынужден был сдаться
правительственным войскам. В 1608 г. был убит.

11. Дайте определение – мануфактура, черносошенные крестьяне, быдло.

1. Даты 862, 882 связаны с:

А) ключевыми событиями образования Древнерусского государства:
Б) борьбой Древней Руси с половцами
В) договорами Древней Руси с Византией
Г) походами князя Святослава

2. Двумя центрами образования Древнерусского государства были:
А) Владимир и Киев В) Псков и Ладога
Б) Киев и Новгород Г) Рязань и Чернигов

3. Русь приняла православие из:
А) Литвы В) Византии
Б) Польши Г) Ливонского ордена

4. Новгородские князья в ХII в. выполняли:
А) исключительно служебные функции
Б) действия их были бесконтрольны
В) имели неограниченную возможность покупать земли в Новгороде
Г) получали неограниченный доход с определённых за службу владений

5. Самым большим и сильным из княжеств раздробленной Руси было:
А) Рязанское В) Владимиро-Суздальское
Б) Тверское Г) Галицкое

6. Грамота "На великое княжество Владимирское", получаемая русскими князьями от татар, называлась:
А) нукер Б) нойон В) ярлык Г) таньга

7. Монголо-татарское иго на Руси длилось:
А) 1237-1380 В) 1243-1480
Б) 1240-1480 Г) 1247-1496

8. Заявление "Да будет Киев матерью городам русским сделал в 882 князь:
А) Рюрик Б) Аскольд В) Дир Г) Олег

9. Что было раньше:
А) княжение Владимира Мономаха в Киеве В) восстание древлян
Б) крещение Руси Г) убийство Бориса и Глеба

10. Родовое земельное владение бояр - это:
А) посад Б) вотчина В) удел Г) поместье

11. К последствиям феодальной раздробленности НЕ относится:
А) приток населения из южных в северные районы Восточной Европы
Б) ускорение развития натурального хозяйства
В) ослабление обороноспособности страны
Г) рост городов и их обособление от власти великого князя

12. Удельному периоду в истории Руси (ХII-XIV вв.) предшествовали:
А) обособление Юго-Западной Руси В) княжеские междоусобицы
Б) нашествие Батыя на Русь Г) нападения рыцарей-крестоносцев

13. Период феодальной раздробленности XII- начла XIII вв. был для Руси временем:
А) усиления власти киевского князя В) экономического и культурного подъёма
Б) упадка культуры Г) хозяйственного упадка

14. Одним из результатов деятельности княгини Ольги было:
А) установление точного размера дани и место ее сбора
Б) определение характера сдаваемой дани
В) заключение выгодного торгового договора с Византией
Г) усиление власти киевского князя

15. В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал(о):
А) князь Б) вече В) вервь Г) старейшина
16. Земельное владение, передаваемое по наследству, за которое надо было нести военную службу:
А) барщина Б) оброк В) феод Г) десятина

17. В Средние века не существовало сословия:
А) крестьяне Б) наёмные рабочие В) феодалы Г) духовенство

18. Кем были рыцари по отношению к баронам и виконтам:
А) вассалами Б) слугами В) сеньорами

19. Работы крестьян в хозяйстве феодала – это…
А) барщина Б) оброк В) десятина Г) месячина

20. Раскол христианской церкви на православную и католическую произошёл в:
А) 1099 г. Б) 962 г. В) 1054 г. Г) 1204 г.

21. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 800 году Б) в 500 году В) в 395 году Г) в 732 году

22. .Чьи культурные достижения унаследовала Византия?
А) античного мира и стран Востока
Б) древних римлян и гуннов
В) славян и скифов

23. Специальная грамота о прощении грехов, продаваемая церковью, называлась:
А) всепрощение Б) освобождение В) индульгенция Г) инквизиция

24. Еретиками называли людей, которые выступали
А) за церковные обряды В) против равенства в имуществе
Б) против догматов официальной церкви Г) за крестовые походы

25. Собрание представителей сословий во Франции называется:
А) Парламент Б) Генеральные штаты В) Великая хартия

Считается, что в средние века господствовало натуральное хозяйство. В деревне все для своего потребления делали сами. Оказывается, как показывают новейшие исследования, все-таки это не совсем так даже для раннего средневековья. Были, конечно, высоко в Альпах, например, хутора, где жители годами могли не спускаться в долину, но все же это было исключительным явлением. Обычно же некоторые необходимые ему изделия крестьянин должен был приобретать только в городе. Кроме того, если у него оказывался избыток зерна или кож, вряд ли он мог в своей деревне обменять их на что-либо полезное в хозяйстве - урожай обычно хорош или плох во всей деревне.
Чтобы попасть на городской рынок, крестьянин должен был уплатить въездную пошлину. Ее взимали у ворот города, иногда - с каждой повозки, иногда - с товара, лежавшего на повозке.
Крестьянин мог отправиться на рынок и не по своей нужде, если он был зависимым и среди его повинностей числилась извозная. Тогда несколько раз в году, согласно обычаю либо тому, что в грамоте записано, он запрягал лошадь или быков (а в Италии и Испании - осла или мула) в повозку и вез принадлежащее сеньору зерно на рынок на продажу. При этом он мог взять с собой и свой собственный товар. Правда, своим крестьянин мог торговать не всегда: сеньор имел особые права на торговлю; сначала свое вино или зерно должен был продать сеньор, а потом уж его крестьяне. В королевских городах и землях такое право принадлежало королю, и его должностные лица строго следили за этим. По обычаям португальского города Коимбры, например, если винодел нарушал королевскую монополию на торговлю вином дважды, с него брали штраф, а на третий раз разрубали его бочки для хранения вина.
По обычаю чаще всего крестьянин должен был отправлять извозную повинность таким образом, чтобы он мог вернуться в свою деревню в тот же день; на более далекие расстояния сеньор не имел права его посылать. Если же требовалось провести в пути несколько дней, например, при поездке на ярмарку, это специально оговаривалось и сеньор обеспечивал в дороге питание крестьян и их лошадей.
Особенно важным стал рынок для крестьянина в XIV-XV вв., когда, сеньоры решили по-новому вести хозяйство: вместо натурального оброка- зерном, овощами, птицей- они требовали с крестьян - держателей своей земли - денежную плату за эту землю. Этот процесс - превращение натуральных платежей крестьян в денежные - называется коммутацией ренты. Чтобы собрать деньги для взноса, крестьянин, собрав урожай, должен был еще и отвезти его за свой счет на рынок, выгодно продать его и вернуться в деревню. В результате фактическая величина ренты была для крестьянина выше, чем цифры, указанные в договорной грамоте.


Натуральное хозяйство безраздельно господствовало в Европе в первые столетия средних веков. В деревне крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, удовлетворяя не только собственные потребности, но и уплачивая этим оброк фео-
чалу. Характерной чертой натурального хозяйства было соединение сельского труда с промышленным. В поместьях крупных феодалов имелось лишь небольшое число ремесленников, не занимавшихся или почти не занимавшихся сельским хозяйством. Немногочисленны были и кресть- яне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом. Обмен продуктов преимущественно сводился к торговле такими редкими, но важными в хозяйстве предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих местах: железо, олово, медь, соль и т.п. Сюда же относились и предметы роскоши, которые не производились тогда в Европе и привозились с Востока: дорогие ювелирные изделия, оружие, шелковые ткани, пряности и т.д. Обмен этот осуществляли странствующие купцы (византийцы, арабы, сирийцы и др.). Производство продуктов, предназначенных на продажу, почти не было развито. В обмен на привозимые товары купцы получали лишь незначительную часть продуктов земледелия.
В период раннего средневековья имелись города, которые сохранились от античности. Новые города строились как административные центры, укрепленные пункты, либо церковные центры (резиденции архиепископов, епископов п т.н.). Ho в описанных условиях эти города не могли быть сосредоточием ремесла и торговли. Исключение составляли лишь некоторые города раннего средневековья, где уже в VIII - IX вв. имелись рынки и развивалось ремесленное господство. В целом же это не меняло картины.
К X - XI вв. в хозяйственной жизни Европы произошли важные изменения. Развивалась техника, навыки ремесленного труда, совершенствовались отдельные ремесла: добыча и обработка металлов, кузнечное и оружейное дело, выделка тканей, обработка колеи. Шло производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга. Развивалось строительное, мельничное дело и т.д. Требовалась дальнейшая специализация ремесленника. Ho это было несовместимо с положением крестьянина, который вс самостоятельно свое хозяйство и работал одновременно и k^k земледелец, и как ремесленник. Назрела необходимость превращения ремесла из подсобного производства при земледелии в самостоятельную отрасль хозяйства.
Известный прогресс в развитии земледелия и скотоводства также подготавливал отделение ремесла от сельско-
1о хозяйства. Значительный рост производительности труда
в сельском хозяйстве стал!возможен благодаря усовершенствованию орудий и способов обработки почвы. Особенно этому благоприятствовало распространение железного плуга, двухполья и трехполья. Благодаря этому в сельском хозяйстве увеличилось количество и разнообразие сельскохозяйственных продуктов. Сокращалось время для производства их, увеличился прибавочный продукт, присваиваемый феодалами и землевладельцами. Часть продукта стала оставаться в руках крестьянин, что давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников.

Уже в ту эпоху преобладающею на Руси промышленностью является земледелие. Развитие его, конечно, находилось в тесной связи с почвой и климатом. Между тем как в черноземной полосе южнорусской оно приносило богатую жатву, хотя и страдало иногда от засухи, саранчи, землеройных животных, червей и т.п. врагов; в северных краях, особенно в Новгородской земле, земледелие развивалось с великим трудом. Ранние осенние или поздние весенние морозы нередко побивали хлеб и производили голодные годы, и только подвозы из других русских областей или из чужих стран спасали население от мора. Между тем как в южной полосе обилие свободных тучных полей, при относительной малочисленности населения, давало возможность часто распахивать и засевать целину, или новину, т.е. девственную почву, а потом в случае истощения запускать ее на долгое число лет, в северной полосе земледелец должен был вести упорную борьбу со скудной почвой и непроходимыми лесами. Чтобы добыть кусок удобной земли, он расчищал участок леса, вырубал и жег деревья; остававшаяся от них зола служила удобрением. Несколько лет такой участок давал порядочный урожай, а когда почва истощалась, земледелец покидал ее и углублялся далее в лес, расчищая новый участок под пашню. Такие расчищаемые из-под леса участки назывались притеребы. Вследствие подобного передвижного земледелия и самое крестьянское население усвоило себе подвижной характер. Но вместе с тем наше крестьянство далеко во все стороны распространяло славяно-русскую колонизацию и своим потом или своей страдою (тяжелой работой) закрепляло новые земли за Русским племенем.

Разные свидетельства удостоверяют нас, что обработка земли производилась теми же орудиями и способами, какие сохранились на Руси до нашего времени. Весной сеяли хлеб яровой, а осенью – озимый. Но юге точно так же более пахали "плугом", а на севере – сохой, или "ралом"; запрягали в них коней, но, по всей вероятности, употребляли для плуга и волов; вспаханную ниву, или "ролью", проходили бороной. Колосья снимали также "серпом" и "косою". Сжатый или скошенный хлеб, складывали в копна, а потом свозили его в гумна и клали там в "скирды" и "стола"; перед молотьбой просушивали его в "овинах", а молотили "цепами". Обмолоченное зерно, или "жито", держали в "клетях", "сусеках" (закромах), но большей частью хоронили в ямах. Мололи зерно в муку преимущественно ручными жерновами; о мельницах упоминается еще редко и только о водяных. Сено убирали так же, как теперь, т.е. косили траву на лугах (иначе "сеножатях", или "пожнях") и складывали в стога. Главную статью хлебных произведений и народной пищи уже тогда составляла рожь, как самое подходящее для русской почвы растение. На юге производилась и пшеница; кроме того, упоминаются просо, овес, ячмень, горох, полба, чечевица, конопля, лен и хмель; только гречи в те времена не встречаем.

Что касается до разведения овощей, или огородничества, то и оно не было чуждо древней России. Имеем известие об огородах, разводимых около городов и монастырей, особенно где-нибудь на болоньи, т.е. в низменном месте подле реки. Из огородных растений упоминаются репа, капуста, мак, тыква, бобы, чеснок и лук – все те же, которые доселе составляют обычную принадлежность русского хозяйства. Имеем указание на существование также в городах и монастырях садов, заключавших разные плодовые деревья, а главным образом яблоки. Орехи, ягоды и грибы, конечно, и тогда служили на потребу русского человека. Для зажиточных людей торговля доставляла дорогие иноземные овощи и плоды, привозимые с юга, из пределов Византийской империи, особенно сухой виноград, или изюм.

Ржаной хлеб издревле пекли кислым. Во время неурожаев бедные люди подмешивали другие растения, особенно лебеду. Были хлебы и пшеничные. Из пшена приготовляли кашу, а из овса делали кисель, который ели иногда с медвяной сытой. Умели делать сладкие пироги с медом и молоком. Из конопляного и льняного семени выбивали масло; из молока также били масло; умели делать и сыр. Мясная пища, по-видимому, была весьма распространена в Древней Руси благодаря, между прочим, обилию дичи и постоянным занятиям охотой. Предки наши не только ели тетеревей, рябчиков, журавлей, оленей, лосей, туров, вепрей, зайцев, и пр., но не гнушались медвежатиной и белками, против чего восстало духовенство, относя их к "скверне", т.е. к нечистым животным. Духовенство восстало и против употребления в пищу животных, хотя бы чистых, но не зарезанных, а удавленных, считая последних "мертвечиной"; сюда относило оно тетеревей и других птиц, которых ловили силками. Во время голода простолюдины, конечно, не обращали внимания на подобные запрещения и ели не только липовую кору, но и псину, кошек, ужей ит.п., не говоря уже о конине, которая в языческие времена вообще употреблялась русскими в пищу. Главную же статью обычной мясной пищи доставляли, конечно, домашние птицы и животные: куры, утки, гуси, овцы, козы, свиньи и рогатый скот; последний в старину назывался "говядо". Строгое соблюдение постов, которым отличалось русское православие впоследствии, в первые три века нашего христианства еще только входило в число благочестивых обычаев, и, несмотря на усилия духовенства, многие русские люди пока не отказывались от употребления мяса в постные дни.

Скотоводство было такое же распространенное на Руси занятие, как земледелие, но еще более стародавнее. Разумеется, оно не имело значительного развития в северной лесной полосе, а процветало более в южных землях, где было изобилие пастбищ и даже степных пространств. Впрочем, насколько эти земли изобиловали рогатым скотом, мы не имеем прямых сведений. Встречаем более указаний на процветание коневодства, но и то собственно княжеского. О размерах сего последнего можно судить по летописному известию о том, что у новгород-северских князей на одной только речке Рахне паслось несколько тысяч кобылиц (в 1146 г.). Впрочем, князья должны были прилагать особую заботу о конских табунах уже потому, что они доставляли коней не только своей дружине, но и частью земской рати, собиравшейся в военное время. Кони знатных людей обыкновенно отличались особым тавром, или "пятном". Южная Русь пользовалась также соседством кочевых народов и приобретала от них большое количество коней и волов путем торговли; а в военное время стада и табуны степняков служили главной добычей русских дружин; но и кочевники в свою очередь при набегах угоняли русский скот. Особенно славились иноходцы и скакуны угорские, которых летопись называет "фарами". Вообще "борзый" конь высоко ценился на Руси и составлял утеху русского молодца.

Наряду с земледелием и скотоводством важное место в народном хозяйстве занимало рыболовство, при великом обилии рыбных озер и рек. Оно издревле производилось теми же снастями и орудиями, как в наше время, т.е. неводом, бреднем, длинной сетью, или мрежею, и удочкой. Наиболее распространенный обычай рыбной ловли был посредством еза , т.е. перегородки из кольев, набитых поперек реки, с отверстием в средине, тоже огороженным, куда заходит рыба. Наряду с дружинами звериных ловцов князья имели целые дружины ловцов рыбных; отправляясь на промысел, они обыкновенно назывались "ватагами", а начальник их именовался "ватаманом". Между прочим, новгородцы предоставляли своим князьям право посылать рыболовные ватаги на Северное Поморье, именно на Терский берег; а сами посылали свои ватаги на другие берега Поморья, где, кроме рыбы, ловили также моржей и тюленей. В местах особенно рыболовных издревле образовался целый класс людей, занимавшихся преимущественно этим промыслом. Вследствие запрещения мяса инокам монастыри особенно дорожили рыбными угодьями; а потому князья и богатые люди старались наделить их такими водами, где в изобилии водилась рыба. Иноки сами занимались ловлей и получали рыбный оброк с жителей, сидевших на монастырской земле. Наиболее ценной рыбой на Руси считался всегда осетр. Нужда запасаться рыбой на зимнее время, особенно с постепенным водворением постов, научила приготовлять рыбу впрок, т.е. вялить ее и солить. Русские уже тогда умели приготовлять икру.

Соль получалась на Руси из разных мест. Во-первых, она добывалась в Галицкой земле на северо-восточном склоне Карпатских гор; особенно известны соляные ломки в окрестностях Удеча, Коломыи и Перемышля. Из Галича соляные караваны направлялись в Киевскую землю или сухопутьем через Волынь, или в ладьях спускались Днестром в Черное море, а оттуда поднимались вверх по Днепру. Во-вторых, соль добывалась из Крымских и Азовских озер. Частью она также развозилась морем и Днепром, а частью – сухопутьем на телегах. Уже тогда существовал, по-видимому, особый промысел соляных возчиков (чумаков), которые ездили из Южной Руси к этим озерам за солью. Пошлина с соли составляла одну из статей княжих доходов; иногда торговля ею отдавалась на откуп. В Северной Руси соль или получалась путем иноземной торговли, или добывалась посредством выварки. Последняя производилась и на берегах Белого моря, и в разных других местах, где почва была пропитана соляными осадками; особенно в большом количестве добывалась она в Старой Русе. В Новгороде существовал целый ряд купцов, занимавшихся соляным промыслом и называвшихся "прасолы". В Суздальской земле известны своими варницами Солигалич, Ростов, Городец и пр. Выварка соли производилась очень просто: копали колодезь и делали в нем раствор; потом наливали этот раствор на большую железную сковороду ("црен") или в котел ("салга") и посредством кипячения вываривали соль.

Обычные напитки Древней Руси составляли квас, брага, пиво и мед, которые варились дома; а вина получали путем иноземной торговли из Византийской империи и Юго-Западной Европы. Пиво варилось из муки с солодом и хмелем. Но особенно распространенным напитком был мед, который служил главным предметом угощения во время пиров и попоек. Он варился с хмелем и приправлялся некоторыми пряностями. Русь, как известно, любила выпить и с радости, и с горя, на свадьбе и на поминках. Знатные и богатые люди вместе с вином и пивом держали всегда большие запасы меда в своих погребах, которые назывались по преимуществу "медушами". Какие огромные запасы были у князей, мы видели при захвате двора северского князя в Путивле, в 1146 году, и это весьма понятно, так как князья должны были постоянно угощать крепким медом свою дружину. В те времена, когда еще не знали употребления сахара, мед служил на Руси приправой не одних напитков, но и сладких яств. Такому великому запросу на него удовлетворял широко распространенный пчелиный промысел, или бортничество. Бортью называлось естественное или выдолбленное в старом дереве дупло, в котором водились дикие пчелы; а роща с такими деревьями называлась бортным угодьем, или "ухожаем". Бортный промысел встречается на всем пространстве Русской земли, при различных условиях почвы и климата. Князья в своих волостях наряду с звериными и рыбными ловцами имели и особых бортников, которые занимались бортными ухожаями и варкой меда. Иногда эти ухожаи отдавались вольным людям с условием платить князю известную часть меда. Кроме того, в числе даней и оброков в княжую казну видную часть составлял мед. Обычной мерой для того служило "лукно", или определенной величины короб из лубка (откуда наше "лукошко").

Бортники в Северо-Восточной России назывались еще "древолазами": требовалась некоторая ловкость и привычка лазить по деревьям, так как мед приходилось иногда доставать на значительной высоте. Вообще бортный промысел был очень выгоден, потому что, кроме меда, он доставлял и воск, который не только шел на свечи для храмов и зажиточных людей, но и составлял весьма значительную статью отпуска в нашей торговле с иноземцами .


Беляева "Несколько слов о земледелии в древней России" (Времен. Общ. И. и Др. XXII). Прекрасное сочинение Аристова "Промышленность Древней Руси". СПб. 1866. Кроме летописей, о земледелии, скотоводстве, рыболовном и бортном промыслах встречаются многие указания в Русской Правде, Житии Феодосия и Патерике Печерском, а также в договорных и жалованных грамотах. Например, о рыболовных ватагах говорится в договорах Новгорода с великими князьями (Собр. Г. Гр. и Дог. I).


Самое обсуждаемое
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?
Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях
Главные герои произведения маугли Главные герои произведения маугли


top