8-9 в.
9-10 в
10-11 в.
11-12 в
А) появление соседской общины
Б) существование родовой общины
В) появление класса землевладельцев
Г) расцвет городского самоуправления в Новгороде
Д) формирование поместной системы в древней Руси
левладения и мелкого землепользования
4)высокие темпы развития экономики
1. Расположите в хронологическом порядке:А) воссоединение Украины с Россией;
Б) поход Лжедмитрия на Москву;
В) указ об «урочных летах», начало сыска крестьян.
2. В сентябре 1610 г. Москва была занята польскими войсками под предводительством:
А) С. Жолкевского;
Б) Сигизмунда III;
В) Лжедмитрия I.
3. Определите причину церковного раскола:
А) политика католицизма, проводимая Лжедмитрием I;
Б) необходимость исправления религиозных книг;
В) закрепощение крестьян.
4. Укажите имя землепроходца открывшего в 1648 г. пролив, отделяющий Азию от Америки:
А) Семен Дежнев;
Б) Ерофей Хабаров;
В) Симон Ушаков.
5. Бессрочный сыск беглых крестьян бы узаконен:
А) в 1592 г.;
Б) в 1649 г.;
6. Первый железоделательный завод в России был построен в годы царствования:
А) Василия Шуйского;
Б) Михаила Федоровича;
В) Алексея Михайловича.
7. Отметьте черту, характеризующую экономическое развитие России в ХVII в.:
А) полное господство натурального хозяйства;
Б) создание мануфактур;
В) широкое распространение подсечно-огневой системы земледелия.
8. В 1687 и 1689 гг. русские войска участвовали в двух походах против Крымского ханства под руководством:
А) Д. Пожарского;
Б) Б.Хмельницкого;
В) В.Голицына.
9. Яркой иллюстрацией нарышкинского барроко является церковь:
А) Покрова в Филях в Москве;
Б) церковь Ильи Пророка в Ярославле;
В) церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.
10. О ком идет речь. Бывший холоп князя Телятевского бежал на Дон и
стал вольным человеком. В одном из казачьих походов попал в плен к
туркам, бежал в Италию, жил в Венеции. В 1606 г. вернулся в Россию.
Называл себя воеводой «чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия».
Несколько раз одержал победы над правительственными войсками. Был разбит
при осаде Москвы в 1606 г. В 1607 г. возле Тулы вынужден был сдаться
правительственным войскам. В 1608 г. был убит.
11. Дайте определение – мануфактура, черносошенные крестьяне, быдло.
1. Даты 862, 882 связаны с:А) ключевыми событиями образования Древнерусского государства:
Б) борьбой Древней Руси с половцами
В) договорами Древней Руси с Византией
Г) походами князя Святослава
2. Двумя центрами образования Древнерусского государства были:
А) Владимир и Киев В) Псков и Ладога
Б) Киев и Новгород Г) Рязань и Чернигов
3. Русь приняла православие из:
А) Литвы В) Византии
Б) Польши Г) Ливонского ордена
4. Новгородские князья в ХII в. выполняли:
А) исключительно служебные функции
Б) действия их были бесконтрольны
В) имели неограниченную возможность покупать земли в Новгороде
Г) получали неограниченный доход с определённых за службу владений
5. Самым большим и сильным из княжеств раздробленной Руси было:
А) Рязанское В) Владимиро-Суздальское
Б) Тверское Г) Галицкое
6. Грамота "На великое княжество Владимирское", получаемая русскими князьями от татар, называлась:
А) нукер Б) нойон В) ярлык Г) таньга
7. Монголо-татарское иго на Руси длилось:
А) 1237-1380 В) 1243-1480
Б) 1240-1480 Г) 1247-1496
8. Заявление "Да будет Киев матерью городам русским сделал в 882 князь:
А) Рюрик Б) Аскольд В) Дир Г) Олег
9. Что было раньше:
А) княжение Владимира Мономаха в Киеве В) восстание древлян
Б) крещение Руси Г) убийство Бориса и Глеба
10. Родовое земельное владение бояр - это:
А) посад Б) вотчина В) удел Г) поместье
11. К последствиям феодальной раздробленности НЕ относится:
А) приток населения из южных в северные районы Восточной Европы
Б) ускорение развития натурального хозяйства
В) ослабление обороноспособности страны
Г) рост городов и их обособление от власти великого князя
12. Удельному периоду в истории Руси (ХII-XIV вв.) предшествовали:
А) обособление Юго-Западной Руси В) княжеские междоусобицы
Б) нашествие Батыя на Русь Г) нападения рыцарей-крестоносцев
13. Период феодальной раздробленности XII- начла XIII вв. был для Руси временем:
А) усиления власти киевского князя В) экономического и культурного подъёма
Б) упадка культуры Г) хозяйственного упадка
14. Одним из результатов деятельности княгини Ольги было:
А) установление точного размера дани и место ее сбора
Б) определение характера сдаваемой дани
В) заключение выгодного торгового договора с Византией
Г) усиление власти киевского князя
15. В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал(о):
А) князь Б) вече В) вервь Г) старейшина
16. Земельное владение, передаваемое по наследству, за которое надо было нести военную службу:
А) барщина Б) оброк В) феод Г) десятина
17. В Средние века не существовало сословия:
А) крестьяне Б) наёмные рабочие В) феодалы Г) духовенство
18. Кем были рыцари по отношению к баронам и виконтам:
А) вассалами Б) слугами В) сеньорами
19. Работы крестьян в хозяйстве феодала – это…
А) барщина Б) оброк В) десятина Г) месячина
20. Раскол христианской церкви на православную и католическую произошёл в:
А) 1099 г. Б) 962 г. В) 1054 г. Г) 1204 г.
21. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 800 году Б) в 500 году В) в 395 году Г) в 732 году
22. .Чьи культурные достижения унаследовала Византия?
А) античного мира и стран Востока
Б) древних римлян и гуннов
В) славян и скифов
23. Специальная грамота о прощении грехов, продаваемая церковью, называлась:
А) всепрощение Б) освобождение В) индульгенция Г) инквизиция
24. Еретиками называли людей, которые выступали
А) за церковные обряды В) против равенства в имуществе
Б) против догматов официальной церкви Г) за крестовые походы
25. Собрание представителей сословий во Франции называется:
А) Парламент Б) Генеральные штаты В) Великая хартия
Считается, что в средние века господствовало натуральное хозяйство. В деревне все для своего потребления делали сами. Оказывается, как показывают новейшие исследования, все-таки это не совсем так даже для раннего средневековья. Были, конечно, высоко в Альпах, например, хутора, где жители годами могли не спускаться в долину, но все же это было исключительным явлением. Обычно же некоторые необходимые ему изделия крестьянин должен был приобретать только в городе. Кроме того, если у него оказывался избыток зерна или кож, вряд ли он мог в своей деревне обменять их на что-либо полезное в хозяйстве - урожай обычно хорош или плох во всей деревне.
Чтобы попасть на городской рынок, крестьянин должен был уплатить въездную пошлину. Ее взимали у ворот города, иногда - с каждой повозки, иногда - с товара, лежавшего на повозке.
Крестьянин мог отправиться на рынок и не по своей нужде, если он был зависимым и среди его повинностей числилась извозная. Тогда несколько раз в году, согласно обычаю либо тому, что в грамоте записано, он запрягал лошадь или быков (а в Италии и Испании - осла или мула) в повозку и вез принадлежащее сеньору зерно на рынок на продажу. При этом он мог взять с собой и свой собственный товар. Правда, своим крестьянин мог торговать не всегда: сеньор имел особые права на торговлю; сначала свое вино или зерно должен был продать сеньор, а потом уж его крестьяне. В королевских городах и землях такое право принадлежало королю, и его должностные лица строго следили за этим. По обычаям португальского города Коимбры, например, если винодел нарушал королевскую монополию на торговлю вином дважды, с него брали штраф, а на третий раз разрубали его бочки для хранения вина.
По обычаю чаще всего крестьянин должен был отправлять извозную повинность таким образом, чтобы он мог вернуться в свою деревню в тот же день; на более далекие расстояния сеньор не имел права его посылать. Если же требовалось провести в пути несколько дней, например, при поездке на ярмарку, это специально оговаривалось и сеньор обеспечивал в дороге питание крестьян и их лошадей.
Особенно важным стал рынок для крестьянина в XIV-XV вв., когда, сеньоры решили по-новому вести хозяйство: вместо натурального оброка- зерном, овощами, птицей- они требовали с крестьян - держателей своей земли - денежную плату за эту землю. Этот процесс - превращение натуральных платежей крестьян в денежные - называется коммутацией ренты. Чтобы собрать деньги для взноса, крестьянин, собрав урожай, должен был еще и отвезти его за свой счет на рынок, выгодно продать его и вернуться в деревню. В результате фактическая величина ренты была для крестьянина выше, чем цифры, указанные в договорной грамоте.
Натуральное хозяйство безраздельно господствовало в Европе в первые столетия средних веков. В деревне крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, удовлетворяя не только собственные потребности, но и уплачивая этим оброк фео-
чалу. Характерной чертой натурального хозяйства было соединение сельского труда с промышленным. В поместьях крупных феодалов имелось лишь небольшое число ремесленников, не занимавшихся или почти не занимавшихся сельским хозяйством. Немногочисленны были и кресть- яне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом. Обмен продуктов преимущественно сводился к торговле такими редкими, но важными в хозяйстве предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих местах: железо, олово, медь, соль и т.п. Сюда же относились и предметы роскоши, которые не производились тогда в Европе и привозились с Востока: дорогие ювелирные изделия, оружие, шелковые ткани, пряности и т.д. Обмен этот осуществляли странствующие купцы (византийцы, арабы, сирийцы и др.). Производство продуктов, предназначенных на продажу, почти не было развито. В обмен на привозимые товары купцы получали лишь незначительную часть продуктов земледелия.
В период раннего средневековья имелись города, которые сохранились от античности. Новые города строились как административные центры, укрепленные пункты, либо церковные центры (резиденции архиепископов, епископов п т.н.). Ho в описанных условиях эти города не могли быть сосредоточием ремесла и торговли. Исключение составляли лишь некоторые города раннего средневековья, где уже в VIII - IX вв. имелись рынки и развивалось ремесленное господство. В целом же это не меняло картины.
К X - XI вв. в хозяйственной жизни Европы произошли важные изменения. Развивалась техника, навыки ремесленного труда, совершенствовались отдельные ремесла: добыча и обработка металлов, кузнечное и оружейное дело, выделка тканей, обработка колеи. Шло производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга. Развивалось строительное, мельничное дело и т.д. Требовалась дальнейшая специализация ремесленника. Ho это было несовместимо с положением крестьянина, который вс самостоятельно свое хозяйство и работал одновременно и k^k земледелец, и как ремесленник. Назрела необходимость превращения ремесла из подсобного производства при земледелии в самостоятельную отрасль хозяйства.
Известный прогресс в развитии земледелия и скотоводства также подготавливал отделение ремесла от сельско-
1о хозяйства. Значительный рост производительности труда
в сельском хозяйстве стал!возможен благодаря усовершенствованию орудий и способов обработки почвы. Особенно этому благоприятствовало распространение железного плуга, двухполья и трехполья. Благодаря этому в сельском хозяйстве увеличилось количество и разнообразие сельскохозяйственных продуктов. Сокращалось время для производства их, увеличился прибавочный продукт, присваиваемый феодалами и землевладельцами. Часть продукта стала оставаться в руках крестьянин, что давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников.
Уже в ту эпоху преобладающею на Руси промышленностью является земледелие. Развитие его, конечно, находилось в тесной связи с почвой и климатом. Между тем как в черноземной полосе южнорусской оно приносило богатую жатву, хотя и страдало иногда от засухи, саранчи, землеройных животных, червей и т.п. врагов; в северных краях, особенно в Новгородской земле, земледелие развивалось с великим трудом. Ранние осенние или поздние весенние морозы нередко побивали хлеб и производили голодные годы, и только подвозы из других русских областей или из чужих стран спасали население от мора. Между тем как в южной полосе обилие свободных тучных полей, при относительной малочисленности населения, давало возможность часто распахивать и засевать целину, или новину, т.е. девственную почву, а потом в случае истощения запускать ее на долгое число лет, в северной полосе земледелец должен был вести упорную борьбу со скудной почвой и непроходимыми лесами. Чтобы добыть кусок удобной земли, он расчищал участок леса, вырубал и жег деревья; остававшаяся от них зола служила удобрением. Несколько лет такой участок давал порядочный урожай, а когда почва истощалась, земледелец покидал ее и углублялся далее в лес, расчищая новый участок под пашню. Такие расчищаемые из-под леса участки назывались притеребы. Вследствие подобного передвижного земледелия и самое крестьянское население усвоило себе подвижной характер. Но вместе с тем наше крестьянство далеко во все стороны распространяло славяно-русскую колонизацию и своим потом или своей страдою (тяжелой работой) закрепляло новые земли за Русским племенем.
Разные свидетельства удостоверяют нас, что обработка земли производилась теми же орудиями и способами, какие сохранились на Руси до нашего времени. Весной сеяли хлеб яровой, а осенью – озимый. Но юге точно так же более пахали "плугом", а на севере – сохой, или "ралом"; запрягали в них коней, но, по всей вероятности, употребляли для плуга и волов; вспаханную ниву, или "ролью", проходили бороной. Колосья снимали также "серпом" и "косою". Сжатый или скошенный хлеб, складывали в копна, а потом свозили его в гумна и клали там в "скирды" и "стола"; перед молотьбой просушивали его в "овинах", а молотили "цепами". Обмолоченное зерно, или "жито", держали в "клетях", "сусеках" (закромах), но большей частью хоронили в ямах. Мололи зерно в муку преимущественно ручными жерновами; о мельницах упоминается еще редко и только о водяных. Сено убирали так же, как теперь, т.е. косили траву на лугах (иначе "сеножатях", или "пожнях") и складывали в стога. Главную статью хлебных произведений и народной пищи уже тогда составляла рожь, как самое подходящее для русской почвы растение. На юге производилась и пшеница; кроме того, упоминаются просо, овес, ячмень, горох, полба, чечевица, конопля, лен и хмель; только гречи в те времена не встречаем.
Что касается до разведения овощей, или огородничества, то и оно не было чуждо древней России. Имеем известие об огородах, разводимых около городов и монастырей, особенно где-нибудь на болоньи, т.е. в низменном месте подле реки. Из огородных растений упоминаются репа, капуста, мак, тыква, бобы, чеснок и лук – все те же, которые доселе составляют обычную принадлежность русского хозяйства. Имеем указание на существование также в городах и монастырях садов, заключавших разные плодовые деревья, а главным образом яблоки. Орехи, ягоды и грибы, конечно, и тогда служили на потребу русского человека. Для зажиточных людей торговля доставляла дорогие иноземные овощи и плоды, привозимые с юга, из пределов Византийской империи, особенно сухой виноград, или изюм.
Ржаной хлеб издревле пекли кислым. Во время неурожаев бедные люди подмешивали другие растения, особенно лебеду. Были хлебы и пшеничные. Из пшена приготовляли кашу, а из овса делали кисель, который ели иногда с медвяной сытой. Умели делать сладкие пироги с медом и молоком. Из конопляного и льняного семени выбивали масло; из молока также били масло; умели делать и сыр. Мясная пища, по-видимому, была весьма распространена в Древней Руси благодаря, между прочим, обилию дичи и постоянным занятиям охотой. Предки наши не только ели тетеревей, рябчиков, журавлей, оленей, лосей, туров, вепрей, зайцев, и пр., но не гнушались медвежатиной и белками, против чего восстало духовенство, относя их к "скверне", т.е. к нечистым животным. Духовенство восстало и против употребления в пищу животных, хотя бы чистых, но не зарезанных, а удавленных, считая последних "мертвечиной"; сюда относило оно тетеревей и других птиц, которых ловили силками. Во время голода простолюдины, конечно, не обращали внимания на подобные запрещения и ели не только липовую кору, но и псину, кошек, ужей ит.п., не говоря уже о конине, которая в языческие времена вообще употреблялась русскими в пищу. Главную же статью обычной мясной пищи доставляли, конечно, домашние птицы и животные: куры, утки, гуси, овцы, козы, свиньи и рогатый скот; последний в старину назывался "говядо". Строгое соблюдение постов, которым отличалось русское православие впоследствии, в первые три века нашего христианства еще только входило в число благочестивых обычаев, и, несмотря на усилия духовенства, многие русские люди пока не отказывались от употребления мяса в постные дни.
Скотоводство было такое же распространенное на Руси занятие, как земледелие, но еще более стародавнее. Разумеется, оно не имело значительного развития в северной лесной полосе, а процветало более в южных землях, где было изобилие пастбищ и даже степных пространств. Впрочем, насколько эти земли изобиловали рогатым скотом, мы не имеем прямых сведений. Встречаем более указаний на процветание коневодства, но и то собственно княжеского. О размерах сего последнего можно судить по летописному известию о том, что у новгород-северских князей на одной только речке Рахне паслось несколько тысяч кобылиц (в 1146 г.). Впрочем, князья должны были прилагать особую заботу о конских табунах уже потому, что они доставляли коней не только своей дружине, но и частью земской рати, собиравшейся в военное время. Кони знатных людей обыкновенно отличались особым тавром, или "пятном". Южная Русь пользовалась также соседством кочевых народов и приобретала от них большое количество коней и волов путем торговли; а в военное время стада и табуны степняков служили главной добычей русских дружин; но и кочевники в свою очередь при набегах угоняли русский скот. Особенно славились иноходцы и скакуны угорские, которых летопись называет "фарами". Вообще "борзый" конь высоко ценился на Руси и составлял утеху русского молодца.
Наряду с земледелием и скотоводством важное место в народном хозяйстве занимало рыболовство, при великом обилии рыбных озер и рек. Оно издревле производилось теми же снастями и орудиями, как в наше время, т.е. неводом, бреднем, длинной сетью, или мрежею, и удочкой. Наиболее распространенный обычай рыбной ловли был посредством еза , т.е. перегородки из кольев, набитых поперек реки, с отверстием в средине, тоже огороженным, куда заходит рыба. Наряду с дружинами звериных ловцов князья имели целые дружины ловцов рыбных; отправляясь на промысел, они обыкновенно назывались "ватагами", а начальник их именовался "ватаманом". Между прочим, новгородцы предоставляли своим князьям право посылать рыболовные ватаги на Северное Поморье, именно на Терский берег; а сами посылали свои ватаги на другие берега Поморья, где, кроме рыбы, ловили также моржей и тюленей. В местах особенно рыболовных издревле образовался целый класс людей, занимавшихся преимущественно этим промыслом. Вследствие запрещения мяса инокам монастыри особенно дорожили рыбными угодьями; а потому князья и богатые люди старались наделить их такими водами, где в изобилии водилась рыба. Иноки сами занимались ловлей и получали рыбный оброк с жителей, сидевших на монастырской земле. Наиболее ценной рыбой на Руси считался всегда осетр. Нужда запасаться рыбой на зимнее время, особенно с постепенным водворением постов, научила приготовлять рыбу впрок, т.е. вялить ее и солить. Русские уже тогда умели приготовлять икру.
Соль получалась на Руси из разных мест. Во-первых, она добывалась в Галицкой земле на северо-восточном склоне Карпатских гор; особенно известны соляные ломки в окрестностях Удеча, Коломыи и Перемышля. Из Галича соляные караваны направлялись в Киевскую землю или сухопутьем через Волынь, или в ладьях спускались Днестром в Черное море, а оттуда поднимались вверх по Днепру. Во-вторых, соль добывалась из Крымских и Азовских озер. Частью она также развозилась морем и Днепром, а частью – сухопутьем на телегах. Уже тогда существовал, по-видимому, особый промысел соляных возчиков (чумаков), которые ездили из Южной Руси к этим озерам за солью. Пошлина с соли составляла одну из статей княжих доходов; иногда торговля ею отдавалась на откуп. В Северной Руси соль или получалась путем иноземной торговли, или добывалась посредством выварки. Последняя производилась и на берегах Белого моря, и в разных других местах, где почва была пропитана соляными осадками; особенно в большом количестве добывалась она в Старой Русе. В Новгороде существовал целый ряд купцов, занимавшихся соляным промыслом и называвшихся "прасолы". В Суздальской земле известны своими варницами Солигалич, Ростов, Городец и пр. Выварка соли производилась очень просто: копали колодезь и делали в нем раствор; потом наливали этот раствор на большую железную сковороду ("црен") или в котел ("салга") и посредством кипячения вываривали соль.
Обычные напитки Древней Руси составляли квас, брага, пиво и мед, которые варились дома; а вина получали путем иноземной торговли из Византийской империи и Юго-Западной Европы. Пиво варилось из муки с солодом и хмелем. Но особенно распространенным напитком был мед, который служил главным предметом угощения во время пиров и попоек. Он варился с хмелем и приправлялся некоторыми пряностями. Русь, как известно, любила выпить и с радости, и с горя, на свадьбе и на поминках. Знатные и богатые люди вместе с вином и пивом держали всегда большие запасы меда в своих погребах, которые назывались по преимуществу "медушами". Какие огромные запасы были у князей, мы видели при захвате двора северского князя в Путивле, в 1146 году, и это весьма понятно, так как князья должны были постоянно угощать крепким медом свою дружину. В те времена, когда еще не знали употребления сахара, мед служил на Руси приправой не одних напитков, но и сладких яств. Такому великому запросу на него удовлетворял широко распространенный пчелиный промысел, или бортничество. Бортью называлось естественное или выдолбленное в старом дереве дупло, в котором водились дикие пчелы; а роща с такими деревьями называлась бортным угодьем, или "ухожаем". Бортный промысел встречается на всем пространстве Русской земли, при различных условиях почвы и климата. Князья в своих волостях наряду с звериными и рыбными ловцами имели и особых бортников, которые занимались бортными ухожаями и варкой меда. Иногда эти ухожаи отдавались вольным людям с условием платить князю известную часть меда. Кроме того, в числе даней и оброков в княжую казну видную часть составлял мед. Обычной мерой для того служило "лукно", или определенной величины короб из лубка (откуда наше "лукошко").
Бортники в Северо-Восточной России назывались еще "древолазами": требовалась некоторая ловкость и привычка лазить по деревьям, так как мед приходилось иногда доставать на значительной высоте. Вообще бортный промысел был очень выгоден, потому что, кроме меда, он доставлял и воск, который не только шел на свечи для храмов и зажиточных людей, но и составлял весьма значительную статью отпуска в нашей торговле с иноземцами .
Беляева "Несколько слов о земледелии в древней России" (Времен. Общ. И. и Др. XXII). Прекрасное сочинение Аристова "Промышленность Древней Руси". СПб. 1866. Кроме летописей, о земледелии, скотоводстве, рыболовном и бортном промыслах встречаются многие указания в Русской Правде, Житии Феодосия и Патерике Печерском, а также в договорных и жалованных грамотах. Например, о рыболовных ватагах говорится в договорах Новгорода с великими князьями (Собр. Г. Гр. и Дог. I).