Волынская резня причины. Истребление поляков на Украине. Волынская резня. Путь прощения и примирения

Волынская резня причины. Истребление поляков на Украине. Волынская резня. Путь прощения и примирения

Это была неравная война, и она продолжается, только преимущество теперь на другой стороне. В 1943 году украинцы Волыни в несколько раз превосходили по количеству и умению местных поляков, от которых они решили избавиться. Сейчас похожее неравенство наблюдается в трактовке произошедшего. Польские ученые сразу после окончания Второй мировой войны стали прилагать большие усилия для изучения событий, называемых «волынская трагедия» или «волынская резня» в зависимости от пристрастий автора. Это позволяет им числом и авторитетом глушить голоса украинских коллег, взявшихся за тему только в 1990-х и испытывающих давление среды, где снова популярна идеология Степана Бандеры.

Насколько история 70-летней давности важна для политиков, стало очевидно, когда сейм Польши обвинил украинских националистов в геноциде, на польских улицах стали нападать на украинцев, а президент Порошенко встал на колени перед памятником жертвам Волынской трагедии в Варшаве. Bird In Flight прочитал доводы ведущих исследователей обеих стран, чтобы сделать практически безнадежную попытку взвешенно изложить предпосылки и следствия массовых взаимных убийств на Волыни.

Как жилось на Волыни до начала Второй мировой?

Около 30 % грамотного населения, как на Волыни в 1920-х годах, сейчас имеют Гвинея и Чад. Это близко к худшему показателю в современном мире - 26,2 % грамотных жителей в Мали. К началу войны Волынь почти догнала нынешнее Того - 52 % грамотных.

Волынь - историческая область на северо-западе Украины, большая часть которой сегодня входит в границы Волынской и Ровенской областей. В конце XVI века была захвачена Польшей, в конце XVIII - Российской империей, после поражения советской России в войне 1920–1921 годов снова попала под польское управление.

Волынь вернулась к Польше в плачевном состоянии. 87 % населения жило сельским хозяйством, при этом в ходу была архаичная трехпольная система севооборота. Не хватало дорог, больниц, на весь край было только 14 средних школ, лишь 30 % волынян умели читать. До 1939 года польская администрация построила более 1 900 новых школ и повысила грамотность до 52 %. Региональным центром в это время становится Луцк: там действуют два театра, два спортивных зала, музей и библиотека.

По данным переписи 1931 года, из 2 миллионов жителей края 70 % были украинцами, поляки составляли 16,6 % населения (самая низкая доля среди всех воеводств страны), евреи - около 10 %.

Разницу в условиях жизни в польской и советской частях Украины приблизительно показывают переписи. С 1921 по 1931 год украинское население Волынского воеводства выросло на 45 %, население УССР с 1926 по 1939 год - на 7,3 %.

Попав под власть Польши, украинцы Волыни избежали голода и репрессий, прокатившихся по советской Украине, но испытали дискриминацию по национальному и религиозному признаку. На работу в государственные учреждения Речи Посполитой православные и униаты не принимались; проводилось принудительное окатоличивание; церкви сносились или превращались в костелы. Чтобы противодействовать распространению национализма, на Волыни запретили даже те украинские общественные организации, которые легально действовали в соседнем Львовском воеводстве.

При всем при этом на Волыни национальный вопрос не был таким острым, как в Галичине. Там теракты украинских националистов провоцировали полицейский произвол.

Средний размер земельного пая, выделенного украинским крестьянам в 1990–2000-х годах во время раздела колхозного имущества, составил 4,2 га: от 1,1–1,5 га в западных областях, до 7,0-7,9 га - в южных.

Болезненной проблемой был дефицит пахотной земли, усугубленный колонизаторской политикой правительства. Две трети крестьянских семей на Волыни имели участки площадью меньше 5 гектаров, но отставным военным из Центральной Польши на льготных условиях выделялось по 20–45 гектаров в районах с преимущественно украинским населением. Впрочем, столкнувшись с полным отсутствием инфраструктуры и открытой враждебностью местных жителей, поляки зачастую уезжали, продав украинцам землю с большой наценкой.

При всем при этом на Волыни, недавно вошедшей в состав Польши, национальный вопрос не был таким острым, как в Галичине. Там теракты, совершенные членами Украинской военной организации и Организации украинских националистов, провоцировали полицейский произвол.

Почему во время войны отношения между поляками и украинцами достигли точки кипения?

Степан Бандера не руководил Организацией украинских националистов и созданной ею Украинской повстанческой армией на протяжении почти всей войны, поскольку до сентября 1944 года пробыл в заключении. После его ареста ОУН-УПА командовал Николай Лебедь, с мая 1943 года - Роман Шухевич.

В сентябре 1939 года, согласно пакту Молотова - Риббентропа, на Западную Украину вступили советские войска, которые уже летом 1941-го были выбиты оттуда вермахтом. Временное ослабление гнета после уничтожения польской государственности породило у Организации украинских националистов надежду на возможность суверенитета. Однако 30 июня 1941 года, после провозглашения «Акта восстановления Украинского государства» во Львове, три сотни членов ОУН во главе со Степаном Бандерой были арестованы немцами.

Кроме ненависти на человеческом уровне, трагедию готовило отсутствие связи на политическом. Польское правительство в изгнании из Лондона не могло оценить настроения украинцев и ради борьбы с общим врагом не пообещало им даже автономию.

В вооруженных формированиях рейха служили не менее 1,2 миллиона граждан СССР, и среди них: русские - около 400 тысяч, украинцы - 250 тысяч, белорусы - 70 тысяч, латыши - 150 тысяч, эстонцы - 90 тысяч, народы Средней Азии - около 70 тысяч, Северного Кавказа и Закавказья - до 115 тысяч человек.

Следуя политике «разделяй и властвуй», немцы отдавали украинцам мелкие должности в оккупационной администрации на землях с преобладающим польским населением и полякам там, где украинцы составляли большинство жителей. Полиция и вспомогательные части немецкой армии активно пополнялись украинцами - многие из них следовали призыву ОУН использовать возможность для обучения военному делу и получения оружия. Все это давало полякам повод обвинять украинцев в предательстве по отношению к бывшему совместному государству. В области Холмщина, где украинцы составляли треть жителей, польское подполье начало убивать видных коллаборантов.

Кроме ненависти на человеческом уровне, трагедию готовило отсутствие связи на политическом. Польское правительство в изгнании из Лондона не могло оценить настроения украинцев и ради борьбы с общим врагом не пообещало им даже автономию. Польская аналитика начала 1943 года гласила: «Большая часть украинского или псевдоукраинского населения на восточных землях Речи Посполитой положительно встретит возвращение польской государственности».

Какие события стали называть «Волынской резней»?

В издании Института национальной памяти Польши упоминается о 1 341 случае, когда украинцы пытались спасти своих польских соседей. Там же говорится, что 384 из них были убиты за это УПА.

9 февраля 1943 года подразделением украинских националистов были убиты 130–170 человек, все жители колонии Паросля (нынешний Владимирецкий район Ровенской области) - это считается началом организованного уничтожения поляков на Волыни. Террор распространялся от восточных районов края к западным, и к первым числам апреля погибли уже 7 тысяч поляков. 11–16 июля практически одновременно поляки были убиты в нескольких десятках (называются цифры вплоть до 186) населенных пунктов Волыни. Один из полевых командиров УПА писал: «После проведенной чистки поляков на территории редко можно встретить какого-нибудь ляшка».

Самые большие потери в процентах от довоенного населения за время Второй мировой понесла Польша - около 17 %. СССР - 13,7%, УССР в границах 1946 года - 16,7 %, учитывая жертвы среди жителей западных областей, которых Польша также считает своими гражданами.

Польские акции возмездия на Волыни были не столь масштабными, как действия УПА, но столь же беспощадными и слепыми в выборе жертв.

В августе 1943-го этническая чистка проходила уже у западной границы Волыни. На фоне множества трагедий и преступлений Второй мировой она выделяется не числом жертв, а характерной для крестьянских восстаний жестокостью (огнестрельное оружие применялось редко: людей кололи и резали подручными орудиями, сжигали и кидали в колодцы), многочисленными случаями пыток, тотальностью уничтожения независимо от пола, возраста и способности к сопротивлению. Польские акции возмездия на Волыни были не столь масштабными, как действия УПА, но столь же беспощадными и слепыми в выборе жертв.

Было ли уничтожение поляков на Волыни спланировано ОУН?

Дмитрий Клячковский (Клим Савур). Родился в 1911 году в Тернопольской области, учился на юрфаке Львовского университета, служил в польской армии. В 1941 году за антисоветскую деятельность приговорен к расстрелу, сбежал из тюрьмы. Позже - руководитель ОУН Львова, организатор и первый командир УПА на Волыни. Погиб в бою с отрядом НКВД в 1945 году.

Приказ ОУН об уничтожении поляков на Волыни не обнаружен. Самым весомым аргументом в пользу версии о его существовании остается выписка из протокола допроса заместителя руководителя ОУН на Волыни Юрия Стельмащука, захваченного НКВД в 1945 году. Он якобы заявил: «В июне 1943 года представитель Центрального провода ОУН Клим Савур (Дмитрий Клячковский) передал мне устно секретную директиву Центрального провода о поголовном и повсеместном уничтожении всего польского населения на территории западных областей Украины». Однако сам протокол этого допроса в архивах найти не удалось, а достоверность таких показаний ставится под сомнение из-за активного применения пыток сотрудниками НКВД.

Пожалуй, наибольшую поддержку среди историков имеет мнение, что самостоятельное решение о проведении этнической чистки принял краевой руководитель ОУН на Волыни Дмитрий Клячковский (псевдоним Клим Савур).

Хотя выжившие после войны руководители ОУН-УПА признавали, что их планы национальной революции предусматривали изгнание поляков и евреев, убийства на Волыни они представляли результатом народного бунта. В ответ польские историки просят предоставить документы или убедительные свидетельства хоть об одном нападении, которым не командовали бы члены ОУН-УПА.

Пожалуй, наибольшую - хоть и со многими оговорками - поддержку среди историков сейчас имеет мнение, что самостоятельное решение о проведении этнической чистки принял краевой руководитель ОУН на Волыни Дмитрий Клячковский (псевдоним Клим Савур). Это подтверждается критикой его действий на III Чрезвычайном большом сборе ОУН в конце августа 1943 года, а также октябрьским приказом № 1/43 ОУН , запретившим антипольские акции как «отклонение от политической линии организации».

Что послужило поводом для начала этнической чистки?

Антон Бринский (партизанский псевдоним - Дядя Петя). Родился в 1906 году, в Красной армии с 1928 года. В годы Второй мировой - командир группы подрывников, партизанского отряда, диверсионного центра разведывательного управления Генерального штаба. Полковник, Герой Советского Союза.

До 1943 года ОУН не создавала крупных вооруженных подразделений, чтобы не попасть под удар армий Германии и СССР, и выжидала, пока противники изнурят друг друга. Перелом в стратегии организации случился именно на Волыни. Во-первых, здесь набирали силу конкуренты в борьбе за симпатии местных жителей - атаман Бульба-Боровец и советские партизаны. Во-вторых, после Сталинградской и Курской битв стало ясно, что после неизбежного отступления немцев возникнет вопрос, кому принадлежат освобожденные земли Западной Украины. Националисты не хотели повторения событий 1918–1919 годов, когда украинцы проиграли войну с поляками и попали под их управление на собственных этнических землях. Вот почему Клим Савур начал создавать Украинскую повстанческую армию.

В распоряжении Савура одномоментно оказались несколько тысяч человек, которых надо было удерживать от ухода домой или в другие партизанские отряды. Новая армия сплотилась во время зачистки поляков.

Впрочем, скорое проведение только что созданной армией масштабной антипольской операции во многом было вызвано трагическим совпадением. Согласно докладу советского партизанского командира Антона Бринского, в начале 1943 года ему с помощью провокации удалось вызвать репрессии немцев против служащих украинской полиции на Волыни. Вопреки ожиданиям Бринского, бывшие полицейские, сбежав в леса, примкнули не к красным партизанам, а к националистам. Так в распоряжении Савура одномоментно оказались несколько тысяч человек, которых надо было удерживать от ухода домой или в другие партизанские отряды. Новую армию сплотили зачисткой поляков.

Почему поляков убивали так массово и жестоко?

После расстрелов в августе 1942 года из 20 тысяч обитателей Луцкого гетто в живых осталось около 3 тысяч. В декабре, когда немцы вместе с украинскими полицейскими попытались собрать их для вывоза на уничтожение, евреи забаррикадировались в здании бывшей гимназии, защищаясь подручными средствами и самодельным оружием. На следующий день восстание было подавлено с использованием артиллерии. Выжили только несколько человек.

Многие бойцы из тех, что вступили в УПА после дезертирства из полиции, получили первый опыт убийства мирных жителей во время расстрелов 200 тысяч волынских евреев. Главные роли исполняли немцы, но украинским полицейским поручалась охрана по дороге к месту казни, охота на беглецов и добивание раненых. Холокост учил их методике зачисток: раздать будущим жертвам гарантии безопасности и конфеты детям, ночью окружить населенный пункт, зайти на рассвете, разделить мужчин и женщин, мужчин убить первыми.

Варварской жестокости убийствам на Волыни добавили местные крестьяне, использовавшие в качестве оружия ножи и сельскохозяйственный инвентарь.

Катастрофическое влияние, которое участие в уничтожении евреев оказывало на украинскую молодежь, осознавал предстоятель грекокатолической церкви митрополит Шептицкий. Он обратился к шефу СС Генриху Гиммлеру с просьбой не использовать полицейских для помощи в расстрелах, а в ноябре 1942 года выпустил пасторское обращение «Не убий». Там говорилось: «Христианин обязан следовать Закону Божьему не только в частной, но и в политической, и в общественной жизни. Проливающий невинную кровь своего врага, политического противника, является таким же человекоубийцей, как человек, делающий это для грабежа, и точно так же заслуживает наказания Божьего и проклятия Церкви».

Варварской жестокости убийствам на Волыни добавили местные крестьяне, использовавшие в качестве оружия ножи и сельскохозяйственный инвентарь. Частой причиной преступлений было желание избавиться от соседей-поляков и завладеть их имуществом, но временами крестьян заставляли участвовать в расправах. Известный эпизод: летом 1943 года бандеровцы собрали украинских мужчин в селе Яновка и привели их в село Гай, где приказали убить вилами и топорами уже согнанных в яму поляков.

Были ли убийства на Волыни односторонними?

Армия Крайова (Отечественная армия) - главная вооруженная организация польского Сопротивления и одно из крупнейших партизанских формирований Европы времен Второй мировой войны. Подчинялась польскому правительству в изгнании, находившемуся в Великобритании. Руководство АК, как и лидеры ОУН, исходило из концепции двух врагов, надеясь поднять общенациональное восстание после взаимного истощения Германии и СССР.

К началу 1943 года на Волыни осталось около 200 тысяч поляков. Их элита была уничтожена или выслана советской властью, поселения разбросаны по территории края, польское Сопротивление не существовало. 5–6 тысячам бойцов УПА, поддержанных местными украинцами, противодействовали только ячейки сельской самообороны (пляцувки), получавшие оружие от немецких властей и советских партизан. Однако для восстановления порядка и карательных акций против украинцев на Волынь вскоре были переброшены несколько тысяч польских полицейских под немецким командованием, здесь же начали действовать девять отрядов Армии Крайовой. К осени 1943 года они перехватили инициативу.

В одном только Киверцовском районе самооборонцы из польских пляцувок убили около 600 украинцев.

Командующий Армией Крайовой генерал Тадеуш Бур-Комаровский докладывал правительству Польши в изгнании: «Немцы перекинули батальон полиции, который совершаемым нечеловеческим поступкам придает характер польской мести». А вот воспоминания одного из польских полицейских: «Нападаем внезапно из леса и делаем основательные чистки… В каждой деревне прежде всего сжигаем мельницы и церкви, так что вскоре на несколько десятков километров вокруг нет уже ни мельницы, ни церкви, ни попа. Также уничтожаем могилы и памятники». По подсчетам краеведа Ивана Пущука, в одном только Киверцовском районе самооборонцы из пляцувок убили около 600 украинцев.

«Кто первый начал?» и «Кто пострадал сильнее?» - два главных вопроса для запоздавшего поиска виновных в конфликте, где ни одна из сторон не готова объявить себя победителем. Ответ на первый бесконечно ищут в многосотлетней истории польско-украинских отношений. Второй гораздо проще из-за неравнозначности сил на Волыни. Имея численное преимущество в пять-семь раз, украинцы пропорционально реализовали его в убитых поляках.

…большая часть оценок укладывается между 30 и 60 тысячами.

Точное число жертв установить никогда не удастся. Неизвестно, сколько жителей Волыни покинули ее в 1939 году, чтобы не попасть под власть большевиков, сколько были репрессированы НКВД и как много волынян погибли от рук немцев. Польские исследователи считают убитых украинцами поляков по воспоминаниям выживших, и большая часть оценок укладывается между 30 и 60 тысячами. Украинцев, убитых поляками на Волыни в 1943–1944 годах, насчитывают от 2 до 20 тысяч человек.

Эти цифры не охватывают погибших в 1944 и 1945 годах по всей территории Западной Украины и Восточной Польши, когда раскручивающаяся спираль насилия и месть за совершенные убийства провоцировала все новые проявления жестокости по отношению к мирному населению. Тогда погибли еще до 100 тысяч человек обеих национальностей.

Был ли это геноцид?

К этому времени международные суды признали геноцидом уничтожение племени тутси, организованное находившимися при власти в Руанде представителями племени хуту (1994), и убийство сербскими солдатами боснийских мусульман в Сребренице (1995). А также десять лет продолжается суд по обвинению лидеров «Красных кхмеров» в геноциде жителей Кампучии (1975–1979).

22 июля 2016 года польский парламент установил Национальный день памяти погибших от рук украинских националистов на Волыни, формально признав события 1943 года геноцидом. Этот символический жест повлияет на отношения между Польшей и Украиной, однако не может иметь международно-правовых последствий.

Принятая в 1948 году ООН «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» предполагает наступление ответственности за геноцид только для государств, ее подписавших, и не ранее даты подписания. Конвенция была подписана УССР в 1949 году, и бойцы ОУН-УПА ни в коем случае не являлись представителями ее органов власти.

Международный трибунал признал геноцидом убийство Армией Республики Сербской 7-8 тысяч мужчин из числа боснийских мусульман в 1995 году - по числу и доле в своей этнической группе их было значительно меньше, чем погибших волынских поляков.

При этом убийства поляков на Волыни вполне вписываются в данное Конвенцией определение геноцида как «действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую», поскольку проведенные украинскими националистами зачистки очевидно преследовали цель уничтожить значительную часть польского населения региона.

Международный трибунал по бывшей Югославии признал геноцидом убийство солдатами Армии Республики Сербской 7-8 тысяч взрослых мужчин из числа боснийских мусульман в 1995 году - по абсолютному количеству и доле в своей этнической группе их было значительно меньше, чем погибших волынских поляков.

Фото на обложке: кости из братской могилы жителей волынского села Воля Островецкая, где в августе 1943 года подразделением УПА были убиты около 600 поляков. Съемка 1992 года

Волынская резня или еще её называют Волынская трагедия – под таким названием вошел в историю чудовищный межнациональный политический конфликт, который произошел в 1943 году на территории Волыни. Во время этих событий в марте 1943 года совершились массовые убийства польского населения Украинской повстанческой армией (УПА), а ответные действия, предпринятые польской стороной, привели к уничтожению украинцев, проживающих на территории Волыни и Тернопольщины.

Эти кровавые события средины 20 столетия до сих пор являются одним из самых загадочных эпизодов Второй мировой войны, а историки уже долгие годы пытаются разобраться, что же спровоцировало эту трагедию. Слишком много к тому времени накопилось причин, среди которых оказались и территориальные претензии, и геополитические интересы, и конфессиональные разногласия, и даже исторические обиды. Но события 70-летней давности затрагивают не только отношения украинского и польского народа, они имеют отношения ко всей европейской цивилизации.

Причины конфликта

Истоки этого польско-украинского конфликта

следует искать в прошлом, тесно объединившем эти два соседних славянских народа, а также во взаимных обидах и недоразумениях, которые веками накапливались в их отношениях.

  • Очень долгое время (в 16-18 веках) украинские земли находились под властью Речи Посполитой, а это сопровождалось восстаниями и бунтами, которые поднимали украинцы. Польские власти в свою очередь жестоко подавляли украинское национально-освободительное движение. Чувство обоюдной неприязни между двумя соседними народами сохранялось на протяжении столетий.
  • В 1918-1920 годах произошел вооруженный конфликт между Польшей и Украиной. В результате земли Западной Украины оказались в составе Польской республики. Украинцы с тех пор считали, что именно Польша помешала им создать независимое украинское государство.
  • В предвоенное время Польша проводила на своих восточных территориях политику полонизации: ликвидировались украинские школы, запрещался родной язык, преследовалась православная церковь. Польские власти начали массовое переселение поляков на украинские земли, что вызвало ненависть со стороны местного населения.
  • Деятельность созданной в 1929 году ОУН носила антипольский характер и была направлена против польского государства. Участники этой организации устраивали не только акции протеста и саботажа, но и занимались грабежами польских учреждений и нападениями на польских помещиков. С приходом к власти Степана Бандеры все чаще стали организовываться карательные и террористические акты. В свою очередь польские власти для подавления подобных действий провели с особой жестокостью военно-полицейскую операцию, известную как «Пацификация» (умиротворение). Можно сказать, что эти же события повторились с точностью до наоборот уже в 1943 году.
  • Во время Второй мировой войны польско-украинский конфликт усилился и приобрел ярко выраженный преступный характер, апогеем которого и стали волынские события.

Ход волынских событий

Случаи уничтожения польского и украинского населения случались и ранее, но широкомасштабный характер они приобрели весной 1943 года. Именно тогда руководством ОУН было принято решение об изгнании с волынских земель проживающих там поляков. Сначала эти действия должны были распространиться только на тех, кто сотрудничал с немецкой администрацией, затем и на переселенцев из Польши, приехавших в межвоенный период, а в конечном итоге это затронуло всех лиц польской национальности, проживающих на территории Волыни.

В конце 1942 года начались первые столкновения украинцев с поляками, постепенно превратившиеся в вооруженный конфликт. На Волыни в это время ОУН вооружила более двадцати тысяч человек, которые являлись серьезной и угрожающей военной силой.

Мирное польское население имело шанс выжить, ведь поначалу УПА предлагала полякам добровольно выехать на свою этническую родину – в Польшу. Но руководители Речи Посполитой, находясь в тот момент в Лондоне, никак не хотели потерять Волынь, поэтому отдали приказ – не оставлять эту территорию. Все понимали, что назревает серьезный конфликт, который ни одна из сторон не попыталась предотвратить. И тогда случилась страшная трагедия, утопившая волынские деревни в крови.

Первое нападение на польское поселение произошло в апреле 1943 года – это была село Янова долина. В результате карательной акции отрядами УПА было уничтожено около 800 мирных жителей польской национальности.

Своего пика событие известное, как Волынская резня, достигло в средине июля, когда было организовано одновременное нападение на 150 деревень и колоний с польским населением. Эти зверские карательные операции сопровождались страшным насилием и жестокостью. Отряды, которые совершали это жуткое злодеяние, называли «резуны», ведь они не жалели никого — ни детей, ни женщин, ни стариков. Налетая на польские деревни, бандиты без единого выстрела истребляли население, используя ножи и косы, а деревни и хутора чаще всего сжигали.

Кроме воинов УПА в кровавой вакханалии принимали участие также жители украинских сел.

Отряды Армии Крайовой совместно с полицией, которая состояла преимущественно из поляков, предприняли ответные действия, и тоже стали совершать налеты, но уже на украинские села.

До сих пор точно неизвестно число жертв этой жуткой трагедии. Историки утверждают, что летом 1943 года на Волыни и Тернопольщине было уничтожено около 80 тысяч человек польской национальности, а жертвы среди украинцев достигли 2-3 тысяч.

Путь прощения и примирения

В послевоенное время в СССР это событие широко не афишировалось, и к нему обратились только после распада страны. Руководство независимой Украины разрешило полякам заняться расследованием непосредственно на месте трагедии. В результате были обнаружены места массовых захоронений и проведена эксгумация останков.

Через 70 лет, прошедших после конфликта, Польша и Украина сошлись во мнении, что это трагедия для обеих сторон, но польское население пострадало значительно больше, и только взаимное прощение и примирение помогут потомкам преодолеть последствия тех страшных времен.

11 июля 1943 года навсегда останется в памяти поляков как черная дата. В этот день украинские националисты с целью полного уничтожения «враждебных элементов» напали на польские поселения, располагавшиеся на территории Западной Украины. Полторы сотни деревень и сел были буквально залиты кровью. Националисты не пощадили никого.

Попытки примирения

Летом прошлого года накануне 73-й годовщины страшной трагедии, представители Украины и Польши обменялись посланиями. Первые попытались сгладить острые углы, просили прощения и говорили, что «пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья». Вторые, в принципе, не против наладить контакт, вот только есть одна проблема. Так ответили депутаты парламента правящей партии «Право и Справедливость»: «Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны. В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков - беззащитных женщин и детей».
Поэтому попытки примирения в очередной раз закончились ничем.

Уничтожить в борьбе

В 20-м веке противостояние поляков и украинцев перетекло в другое русло. Если до этого первые массово притесняли вторых, то в тот момент ситуация поменялась.
Украинские националисты начали проводить политику террора против поляков еще до начала Второй Мировой войны. То есть, когда Западная Украина относилась к Польше. Смелости и сил националистам добавляло сотрудничество с нацистами. Нацисты, кстати, думали, что таким образом им удастся создать хоть и независимое, но марионеточное украинское государство. И самое главное, эта новая «держава» обязательно должна была быть этнически чистой. Степан Бандера, как и все остальные главари националистов рьяно поддерживали эту идею.

Весной 1941 года Организация украинских националистов разродилась инструкцией под названием «Борьба деятельность ОУН во время войны». В ней были подробно расписаны задачи «службы безпеки» (безопасности) во время вооруженного конфликта с СССР. Проще говоря, в этом документе было сказано, что враждебные Украине элементы должны быть уничтожены любыми способами.
И в 1943 году псов спустили с цепи. Начальник «службы безпеки» Николай Лебедь проявил инициативу по очищению территории от поляков. Верхушка ОУН это одобрила. Хотя притеснение польского населения как в Волыни, так и по всей территории Западной Украины начались гораздо раньше.

Первым отважился Петр Нестерович. С подчиненным ему националистическим отрядом он решил вырезать подчистую польское село Паросле (недалеко от Владимирца Ровенской области). А для того чтобы минимизировать потери среди своих, Нестерович приказал бойцам переодеться в форму советских партизан. Дело в том, что жители Паросле активно с ними сотрудничали, поэтому подвоха не заметили…

Перед тем, как убить женщин, националисты их изнасиловали, затем обрезали носы, уши и груди. С мужчинами расправлялись при помощи топоров. Над двумя братьями-подростками по фамилии Горшкевич, которые пытались убежать и позвать на помощь советских партизан, поиздевались с особой жестокостью. Им отрубили руки и ноги, вспороли животы, а раны засыпали солью. Затем несчастных бросили в поле умирать. Всего в селе погибло 173 поляка, среди них – 43 ребенка. Не пощадили они даже годовалого малыша. Его пригвоздили штыком к столу… Такую ужасную картину увидели настоящие партизаны, когда пришли в Паросле.
Элитой в отрядах УПА считались «резуны» - люди, чьим коньком были жестокие казни. Чаще всего для расправ они применяли пилы, ножи и топоры.
Следом за Паросле под удар попало другое польское село – Липники. С местными жителями расправился отряд Ивана Литвинчука, более известного как Дубовой. Они полностью вырезали село, убив 179 поляков (51 из них – дети). Кстати, именно в том населенном пункте родился в будущем первый польский космонавт – Мирослав Гермашеский. На момент нападения украинцев ему было всего 2 года. То, что Мирослав пережил бойню – чудо. Его мать, пытаясь спастись от преследователей, спрятала его в поле среди трупов…
Затем было вырезано население деревни Куты, села Катариновка… Причем украинские националисты убивали не только поляков. Но и, как они их сами называли «недоукраинцев», то есть людей из смешанных браков. К «отступникам» националисты относились с особой жестокостью.

И вот так приблизилась черная дата для польского народа – 11 июля 1943 года. В этот день боевые отряды УПА одновременно напали на несколько десятков сел, населенных в основном поляками (данные разнятся, по одним, их было около сотни, по другим – порядка 150). Убивали их всех без разбора, ведь только так по представлениям националистов можно было «очистить украинскую землю».

Польские историки, которые вплотную занимались восстановлением хронологических событий в «Волынской резне», сообщили, что бойцы УПА, точнее именно те «резуны», использовали 125 способов умерщвления мирного населения.

На этом террор не остановился. Националисты начали проводить массовые зачистки среди уже украинского населения. Любой человек, который отказывался сотрудничать или помогать УПА автоматически приравнивался к врагам и его казнили. Как, например, Ивана Аксючица из села Клевецк. Аксючиц осудил жестокие методы националистов, за что и поплатился жизнью. «Резуны» казнили его прилюдно и показательно жестоко – распили пополам. Причем такую смерть для него выбрал племенник, входивший в УПА.

Украинский народ возмутился. И чтобы не обострять обстановку, националисты начали истреблять только украинцев. Как в селе Паликровы. Там они «отсортировали» население и расстреляли из пулеметов более трех сотен поляков, украинцев при этом не тронули.

Месть

Рассказывать обо всех зверствах украинских националистов нет смысла. «Волынскую резню» подтверждают несколько тысяч свидетелей и огромное количество фотографий. Польские исследователи говорят о более чем 36 тысяч погибших тогда их согражданах. Причем это лишь те, чьи личности удалось установить. Еще несколько тысяч, а то и десятков тысяч остаются неизвестными. Польские историки упоминают цифру в 100 тысяч человек, 60 тысяч из которых – именно поляки (остальные – это «отступники»).
Правда, украинские историки и исследователи с этим не согласны. По их данным поляки завысили реальные цифры в несколько раз.
Понятно, что подобный террор не мог остаться без ответа. И поляки ответили в 1944 году силами Армии Крайовой. Огнем и мечом прошлись они по украинским населенным пунктам, разбросанным по Восточной части Польши. Но масштабы возмездия не идут ни в какое сравнение с «Волынской резней». В общей сложности от рук польских солдат погибло примерно 2-3 тысячи украинцев. Правда, украинские же исследователи заявляют, что на самом деле убито было в несколько раз больше их сограждан, чем утверждают поляки. В общем, договориться и примириться по этому вопросу стороны не могут до сих пор.

В июне 2016 года произошел обмен весьма интересными письмами между представителями Польши и Украины.

Бывшие президенты Украины, главы ряда украинских церквей, государственные и общественные деятели страны накануне 73-й годовщины событий, известных как «Волынская резня», обратились с письмом к польскому народу

«Мы просим прощения и в равной степени прощаем преступления и несправедливость - это единственная духовная формула, которая должна быть мотивом каждого польского и украинского сердца, стремящегося к миру и согласию... Пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья», - написано в обращении.

«Нынешняя война России против Украины еще больше сблизила наши народы. Воюя против Украины, Москва ведет наступление против Польши и всего мира», - утверждают авторы документа. Также они просят польских политиков ««воздержаться от безрассудных политических заявлений по поводу прошлого», которые могут использоваться третьими силами.

Ответить за польский народ решили депутаты парламента от правящей партии «Право и Справедливость».

«Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны, — говорится в ответе. — В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков — беззащитных женщин и детей».

«Москалей, поляков, жидов уничтожать в борьбе»

Суть этого обмена письмами заключается в следующем. Власти Украины отлично ладящие с Варшавой на почве враждебного отношения к России, хотели бы избавиться от исторических противоречий, связанных с «Волынской резней».

В Польше тоже не настроены обострять противоречия, однако есть серьезная проблема — идеологи и исполнители тех событий сегодня на Украине возведены в ранг особо почитаемых национальных героев. Не замечать этого в Варшаве не готовы, что и следует из ответа на примирительное письмо.

Противоборство украинцев и поляков продолжалось на протяжении нескольких столетий, но в XX веке оно было облечено в новую форму.

Представители объединений украинских националистов начали практиковать террор в отношении поляков еще до начала Второй Мировой войны, в тот период, когда земли Западной Украины входили в состав независимой Польши.

В начале Второй Мировой войны и перед нападением Германии на СССР украинские националисты очень активно сотрудничали с нацистами. Идеологи националистов рассчитывали с их помощью добиться создания независимого украинского государства.

Это государство должно было стать этнически чистым, избавленным от тех, кого Степан Бандера и другие руководители националистов записали в число «врагов».

В апреле 1941 года руководство Организации украинских националистов (ОУН) выпустило инструкцию «Борьба и деятельность ОУН во время войны», где отдельным разделом оговаривались задачи и организация так называемой «службы безпеки» (то есть безопасности) после начала агрессии против СССР.

Подчёркивалось, что «служба безпеки» «имеет исполнительную силу государственными средствами уничтожать враждебные Украине элементы, которые станут на территории вредителями, а также имеет возможность контролировать общественно-политическую жизнь в целом».

Враждебные элементы — «москалей, поляков, жидов» — предполагалось «уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим… уничтожать, главным образом, интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т. п.».

«Резуны» за работой

Массовое уничтожение поляков на Западной Украине началось в 1943 году. Глава «службы безпеки» ОУН Николай Лебедь в апреле 1943 года предложил «очистить всю революционную территорию от польского населения». Это предложение было утверждено другими предводителями националистов, поскольку было вполне в духе генеральной линии, определенной Степаном Бандерой.

На самом деле, к апрелю 1943 года убийства поляков на Волыни и по всей Западной Украине уже приняли массовый характер.

9 февраля 1943 года отряд украинских националистов под командованием Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. После обильного застолья лжепартизаны начали насиловать девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Затем настала очередь мужчин — им отрезали половые органы, добивали ударами топоров. Двум подросткам, братьям Горшкевичам , пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда настоящие партизаны вернулись в село, среди убитых они нашли и годовалого ребенка. Борцы за свободу Украины прикололи его штыком к доскам стола, засунув в рот недоеденный огурец.

То, что творили бандеровцы во время «Волынской резни», настолько чудовищно и омерзительно, что трудно понять — как вообще представители рода человеческого могли до такого додуматься.

В отрядах УПА существовали так называемые «резуны» — боевики, специализировавшиеся на жестоких казнях. Для расправ они использовали топоры, ножи и пилы.

26 марта 1943 года в польское село Липники ворвалась банда Ивана Литвинчука по кличке « Дубовый» , ныне входящего в число почитаемых на Украине героев УПА. В тот день люди «Дубового» уничтожили 179 человек, в том числе 51 ребенка.

В Липниках чудом спасся будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский , которому в ту пору было всего два года. Его мать, убегая от убийц, потеряла ребенка на поле. Мальчика нашли живым в окружении трупов.

Убитые в результате действий УПА-ОУН(б) жители села Липники (ныне не существующего), под городом Березно, ныне Ровненская область, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Очищение украинской земли»: 125 способов умерщвления

Бандеровцы не щадили никого. В апреле 1944 года при нападении на деревню Куты 2-летнюю Чеславу Хжановскую закололи штыком в детской кроватке. 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса.

Убивали не только поляков, но и других неукраинцев. С особой с ненавистью боевики УПА относились к смешанным семьям. В том же селе Куты поляк Франциск Березовский был женат на украинке. Ему отрубили голову и преподнесли на тарелке его жене. Несчастная женщина сошла с ума.

В мае 1943 года бандеровцы вошли в село Катариновка, расположенное на Волыни. Жительница этого села Мария Боярчук была украинкой, вышедшей замуж за поляка. «Отступницу» убили вместе с дочерью, 5-летней Стасей. Девочке вспороли живот мотыгой.

Там же 3-летнему Янушу Мекалю перед смертью переломали руки и ноги, а его 2-летнего брата Марека Мекаля закололи штыками.

11 июля 1943 года отряды УПА одновременно атаковали, по разным оценкам, от 99 до 150 сел и деревень с польским населением. Убивали всех, чтобы полностью «очистить украинскую землю».

Риторика изуверов времен «Волынской резни», по сути, точно такая же, как у тех, кто сегодня собирается «очистить украинский Донбасс».

Польские историки, изучая «Волынскую резню», насчитали около 125 способов умерщвления, которые использовали в своих расправах «резуны».

Осенью 1943 года в селе Клевецк боевики решили расправиться с украинцем Иваном Аксючицем . Немолодой мужчина имел смелость не соглашаться с бандеровцами и не поддерживать их. За это «резуны» распилили его пополам. Такой способ казни избрал для Аксючица его собственный племянник, входивший в отряд УПА.

12 марта 1944 года отряд УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы. В селе жили и поляки, и украинцы. Убийцы устроили сортировку людей. Отобрав поляков, они расстреляли их из пулеметов. Всего погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

Око за око

Продолжать описание бесчинств можно до бесконечности. «Волынская резня» подтверждена тысячами свидетельских показаний, бесчисленным количеством фотографий, от которых кровь стынет в жилах, протоколами осмотров захоронений жертв массовых убийств.

Масштабное польское исследование позволило установить имена 36 750 поляков, ставших жертвами «Волынской резни». Речь идет только о тех, у кого достоверно установлены имена и обстоятельства гибели. Общее число жертв на сегодняшний день неизвестно. Только на Волыни оно может достигать 60 000 человек, а на все Западной Украине речь идет о 100 000 убитых.

Подобные действия не могли остаться без ответа. Формирования польской Армии Крайовой в 1944 году провели серию акций возмездия в отношении украинцев, проживавших на территории современной Польши.

Самой крупной акцией подобного рода считается нападение на село Сагрынь 10 марта 1944 года. Поляки убили несколько сотен украинцев, а село сожгли.

Масштаб ответных действий поляков, тем не менее, был не столь значителен. Число жертв ответного польского террора оценивается в 2-3 тысячи человек, хотя современные украинские историки настаивают на том, что данное число нужно умножить на 10.

Пример для подражания

После окончания войны Советский Союз и Польша, в которой в тот момент установился дружественный СССР режим, решили закрыть данный вопрос навсегда. Объединенными усилиями отряды как украинских, так и польских палачей были разгромлены.

6 июля 1945 года между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». Поляки, проживавшие на территориях, вошедших в состав СССР, переезжали в Польшу, украинцы, ранее жившие на польских землях, отправлялись в Советскую Украину. Это «переселение народов» затронуло в общей сложности свыше 1,5 миллионов человек.

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН — УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943—1945 годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Вплоть до распада социалистического лагеря и в СССР, и в Польше о «Волынской резне» говорили и писали мало, дабы не портить дружественные отношения.

Но нынешнюю Польшу и Украину забыть об этих событиях не может заставить никакая дружба. Тем более, что официальный Киев видит в живодерах-«резунах» истинных героев нации, на примерах которых нужно воспитывать подрастающее поколение.

) недавно поднял вопрос о достоверном и полном описании деятельности ОУН-УПА, в связи с тем что определённые силы как внутри страны,так и за её пределами насочиняли массу мифов и всё перевернули с ног на голову. Очернение настоящих героев и борцов за свободу народов Европы и наоборот выставление в лучшем свете преступной человеконенавистничекой практики отдельных предателей и целых группировок служивших нацизму -есть не что иное как последовательное антиисторическое зомбирование народа не только Украины, но близлежащих стран. Этот ревизионизм Второй мировой и пересмотр Великой Победы - является частью большого антиславянского плана по выкорчёвыванию историчнеской памяти, замены патриотической сознания на агрессивное мировозрение по отношению к братским народам.
Этот план внедряется везде и повсеместно, если приглядется то практически во всех сферах жизни, СМИ активно работают на раскрутку запущенных мифических уток о якобы имевшем место борьбе за независимость ОУН-УПА, замалчивается кровавая история этих организаций, игнорируются аспекты полного контроля над этой организацией германского командования, тесное сотрудничество с Абвером и Гестапо и постоянные карательные акции над мирным населением разных земель трактуются как борьба с большевизмом и мародёрами - красными партизанами, полностью отрицается факт участия бандеровцев в уничтожении евреев, а период же отступления нацистов и потерей вермахтом контроля над оккупироанными землями - трактуется как начало "борьбы" УПА на два фронта - против немцев и большевиков, что есть полная чушь, если же имели место стычки с немцами то они имели чисто меркантильный характер - УПА старалась отбить себе побольше продовольствия, техники и вооружений. В послевоенный период ОУН-УПА фактически усилила террористическую войну на освобождённых землях Красной Армией, чем существенно отрицательно повлияла на восстановление этих земель после войны и возрождение мирной жизни.Были сотни невинно убитых специалистов приехавших восстанавливать промышленность и сельское хозяйство областей, зверски убивали мирных учителей и работников правопорядка. всё это сейчас трактуется как героическая борьба за независимость.
Под катом я выложу фотографии сделанные поляками по горячим следам волынской резни польского населения терористами УПА,фото не для сабонервных ,множество изувеченных трупов,детей,женщин, стариков. Но не выложить я их не имею права, в связи с тем что твориться сейчас, и с голодомором и с остальными антисоветскими мифами - нынешние власти легко могут жонглиировать фотографиями (как например фоографии голода в Поволжье -21-22 гг -называать фотографиями голодающей Украины 33 года) , манипулировать фактами, снимать лживые пасквили как в Латвии - Soviet story, каждый вечер показывать сванидзевскую ложь о упыре Сталине и так далее. Но здравомыслящий человек долже трезво анализировать историю и не строить иллюзий исходя из националистического бреда лжецов и их нанятых псевдоисториков.
Сразу предупреждаю за разжигание нац.нетерпимости и вражды к украинцам,русским,полякам, немцам или кого-бы то ни было, за провокации будет БАН. Не для взаимной вражды эти фото, а для правды, какой бы она горькой не была

Фото 1 - ЗАМОЙЩИЗНА (ZAMOJSZCZYZNA), воеводство лубелское (woj. lubelskie), 1942. Трупы замёрзших неизвестных польских детей - совместная работа гитлеровцев и украинских шовинистов вследствие тщательного выполнения тайного плана "Generalplan Ost (GPO"), а также "Ukraineaktion". Фотограф неизвестен. (za: Jacek E. Wilczur, Nie przeminie z wiatrem: Ojszyzna nie udziela urlop?w), Warszawa 1997, Agencja Wydawnicza CB Andrzej Zasieczny, s. 199).

Фото 2 - ТАРНОПОЛ (TARNOPOL) - воеводство тарнополское, 1943 (?). Одно из деревьев просёлочной дороги, над которой террористы ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский: "Дорога к независимой Украине". На каждом дереве палачи создавали из польских детей так называемые венки. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря Владиславу Залоговичу.

Фото 3 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники - Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами ОУН-УПА (OUN-UPA). В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 - в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека. Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва - жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров. Фотограф Сарновски - вышеуказанная фотография, а также дальнейшие, касающиеся Липник. Вышеуказанная фотография, а также следующие, относящиеся к Липникам, опубликованы благодаря Александру Куряту.

Фото 4 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Некоторые поляки, уцелевшие от резни ОУН - УПА (OUN - UPA), совершают осмотр сожжённых польских дворов и идентифицируют убитых поляков. На переднем плане сожжённый польский Народный Дом, а на его фоне у забора стоит Йержи Скулски.

Фото 5 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети - Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига Белавска, 18 лет и другие. Эти перечисленные польские жертвы - результат резни, совершённой ОУН - УПА.

Фото 6 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков - жертв резни, совершённой ОУН - УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию (видному на фотографии).

Фото 7 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН - УПА.

Фото 8 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Жертвы ночной резни, совершённой ОУН - УПА на поляках, свезённые для идентификации и похорон.

Фото 9 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Центральный фрагмент братской могилы поляков - жертв украинской резни, совершённой ОУН - УПА (OUN - UPA), - перед похоронами около Народного Дома.

Фото 10 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. В братской могиле покоится Ядвига Белавска, видимая в центральной части фотографии с обмотанной головой, в связи с большой дырой во лбу и головой, разорванной разрывной пулей, применённой ОУН - УПА (OUN - UPA).

Фото 11 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Конечный фрагмент братской могилы, заложенной около Народного Дома в Липниках, в которой находятся польские жертвы массового убийства, совершённого ОУН - УПА (OUN - UPA), перед засыпанием.

Фото 12 - ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Засыпание братской могилы жертв резни, совершённой ОУН - УПА на поляках. На втором плане, на фоне конной телеги в светлом свитере стоит Йозеф Белавски, а в верхнем левом углу стоит Владислав Белавски - брат Камилы Гермашевской. Похороны состоялись без панихиды.

Фото 13 - КАТАЖИНОВКА (KATARZYN?WKA), уезд Луцк, воеводство луцкое. 7/8 мая 1943. На плане трое детей: двое сыновей Петра Мекала и Анели из Гвяздовских - Януш (3 года) с поломанными конечностями и Марек (2 года), заколотый штыками, а в середине лежит дочка Станислава Стефаняка и Марии из Боярчуков - Стася (5 лет) с разрезанным и открытым животиком и внутренностями наружу, а также поломанными конечностями. Преступления совершены ОУН - УПА (OUN - UPA). Фотограф неизвестен. Фотокопия с оригинала А - 6816 опубликована благодаря архиву.

Фото 14 - КАТАЖИНОВКА (KATARZYN?WKA), уезд Луцк, воеводство луцкое. 7/8 мая 1943. Вид перед похоронами жертв жестокого нападения, среди других, на супругов П. Мекала и С. Стефаняка, а также их детей, совершённого ОУН - УПА в Колонии Катажиновка. Фотограф неизвестен. Фотокопия с оригинала B - 7618 опубликована благодаря архиву.

Фото 15 - ХОЛОПЕЧЕ (CHO?OPECZE), уезд Горочов, воеводство луцкое. Июль 1943. Содержание записи на обороте фотографии в оригинальном написании следующее: "убитые украинцами в селе Холопече. Имели внушительное хозяйство. (приход Жатруце, уезд Горохов (это всё, что написано на оригинале)" / - / Фотограф неизвестен. Вышеуказанная фотография опубликована благодаря Терезе Радзишевской.

Фото 16 - МАТАШОВКА (MATASZ?WKA), уезд Луцк, воеводство луцкое. 16 октября 1943. Похороны шести польских жертв, убитых УПА в Маташовке. В гробах лежат слева: Францишек Светлицки, 42 года, его дочь Станислава Светлицка, 13 лет и Анджей Кузницки. Как сообщает источник, Ф. Светлицки "был исколот ножами по рукам, которыми защищал Станиславу Светлицку, у которой все плечи были изрезаны ножами, также внутренности были снаружи (:), у Анджея Светлицкого было отрублено полголовы". Фотограф неизвестен. Публикация: Общество Любителей Волыни и Полесья, Волынь наших предков. Следами жизни - Время уничтожения, Варшава, 2003, Издательство вон Боровецки.

Фото 17 - ВЛАДИНОПОЛ (W?ADYNOPOL), область, уезд Влодзимеж, воеводство луцкое. 1943. На плане убитая взрослая женщина по фамилии Шайер и двое детей - польские жертвы бандеровского террора, атакованные в доме ОУН - УПА (OUN - UPA). Фотограф неизвестен. Демонстрация фотографии, обозначенной W - 3326, благодаря архиву.

Фото 18 - ВИТОЛДОВКА, область, уезд Влодзимеж, воеводство луцкое. 11 (?) июля 1943. Одна неизвестная польская жертва из, как минимум, пяти в лесу под названием Сенявщизна. Преступление совершено ОУН - УПА. Фотограф неизвестен. Вышеуказанная фотография обозначена W - 11577, демонстрируется благодаря архиву.

Фото 19 - ПОДЯРКОВ (PODJARK?W), уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН - УПА 16 августа 1943 года. На плане семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря архиву.

Фото 20 - ПОДЯРКОВ (PODJARK?W), уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Клещински - отец польской семьи в Подяркове, состоящей из четырёх человек, которого пытали члены ОУН - УПА. Заметны изуродованное лицо, выковырянный глаз, рана от удара по голове, рубленые раны и другие следы пыток. Фотограф неизвестен. Публикация фотографии благодаря архиву.

Фото 21 - ПОДЯРКОВ (PODJARK?W), уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Видна ладонь Клещинского, обожжённая, наиболее вероятно, на горячей плите угольной печи, во время нападения, совершённого ОУН - УПА. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря архиву.

Фото 22 - ПОДЯРКОВ (PODJARK?W), уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Клещинска из польской семьи из четырёх человек, замучена ОУН - УПА. Видны выбитый глаз, раны головы, попытка отрубания кисти, а также следы других пыток. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря архиву.

Фото 23 - ПОДЯРКОВ (PODJARK?W), уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Клещинска, член польской семьи в Подяркове - жертва нападения ОУН - УПА. Результат удара топором нападавшего, пытавшегося отрубить правую руку и ухо, а также причинённых мук - круглая колотая рана на левом плече, а также широкая рана на предплечье правой руки, вероятно от её прижигания. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря архиву.

Фото 24 - ПОДЯРКОВ (PODJARK?W), уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Результаты пыток, причинённых ОУН - УПА Клещинской, из польской семьи из четырёх человек в Подярковею Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря архиву.

Фото 35 - ОСТРУВКИ (OSTR?WKI) и ВОЛА ОСТРОВЕЦКА (WOLA OSTROWIECKA), уезд Любомль, воеводство луцкое. Август 1992. Результат проведённой 17 - 22 августа 1992 года эксгумации жертв массовой резни поляков, находящихся в сёлах Острувки и Вола Островецка, совершённой террористами ОУН - УПА (OUN - UPA). Украинские источники из Киева с 1988 года сообщают общее количество жертв в двух перечисленных сёлах 2.000 поляков. Фото: Dziennik Lubelski, Magazyn, nr. 169, Wyd. A., 28 - 30 VIII 1992, s. 9, za: VHS - Produkcja OTV Lublin, 1992.

Фото 36 - ОСТРУВКИ (OSTR?WKI) и ВОЛА ОСТРОВЕЦКА (WOLA OSTROWIECKA), уезд Любомль, воеводство луцкое. 30 августа 1992. 49-я годовщина преступления - геноцида польского населения сёл Острувки и Воли Островецкой, совершённого УПА. Вид 30 августа 1992 года перед похоронами эксгумированных останков частей жертв в братской могиле на римско-католическом кладбище в Острувках. Фотограф Казимеж Грач. Фотография опубликована благодаря Казимежу Грачу.

Фото 37 - ОСТРУВКИ (OSTR?WKI) и ВОЛА ОСТРОВЕЦКА (WOLA OSTROWIECKA), уезд Любомль, воеводство луцкое. 30 августа 1992. Фрагмент братской могилы на римско-католическом кладбище в Острувках 30 августа 1992. Вид перед похоронами эксгумированных останков частей тел польских жителей сёл Острувки и Вола Островецка - жертв резни, совершённой УПА (UPA). Фотограф К. Грач, благодаря которому фотография опубликована.

Фото 38 - ОСТРУВКИ (OSTR?WKI) и ВОЛА ОСТРОВЕЦКА (WOLA OSTROWIECKA), уезд Любомль, воеводство луцкое. 30 августа 1992. Фрагмент братской могилы на римско-католическом кладбище в Острувках 30 августа 1992. Вид перед похоронами эксгумированных останков частей тел польских жителей сёл Острувки и Вола Островецка - жертв резни, совершённой УПА (UPA). Фотограф К. Грач.

Фото 39 - ОСТРУВКИ (OSTR?WKI) - римско-католическое кладбище, уезд Любомль, воеводство луцкое. 30 августа 1992. Местное украинское население над братской могилой перед похоронами эксгумированных останков частей тел поляков из сёл Острувки и Вола Островецка - жертв резни, совершённой УПА 30 августа 1943 года. Фотограф К. Грач, благодаря которому фотография опубликована.

Фото 40 - ОСТРУВКИ (OSTR?WKI) - уцелевшее римско-католическое кладбище, уезд Любомль. 30 августа 1992 года. Вице-президент Сената Республики Польша Алисия Гжесковяк произнесла прощальное слово во время панихиды и похорон 330 эксгумированных останков частей тел жертв польского населения сёл Острувки и Вола Островецка, убитых УПА во время массовой резни 30 августа 1943 года. Фотограф неизвестен. Фото опубликовано благодаря Казимежу Грачу.

Фото 41 - ВОЛА ОСТРОВЕЦКА (WOLA OSTROWIECKA), уезд Любомль, воеводство луцкое. Период после 1945 года. Вид территории, на которой было основано село Вола Островецка, сожжённое дотла членами УПА 30 августа 1943 года. Жители села были убиты. Дерево на плане - это приблизительно центр села. Фотограф неизвестен. Фото опубликовано благодаря Казимежу Грачу.

Фото 42 - ОСТРУВКИ (OSTR?WKI), уезд Любомль, воеводство луцкое. 3 ноября 1991. Место, где было основано польское село Острувки, сожжённое УПА 30 августа 1943 года. Жители села были убиты. Около видимого куста был старинный римско-католический костёл XVIII века, а также фигура МБ Непорочного Зачатия. В 1991 году у куста нашли миссийный крест. Фотограф Александра Судник (1991). Фотография опубликована благодаря К. Грачу.

Фото 43 - СОКОЛ (SOK??) - область, лес Кокоравец, уезд Любомль, воеводство луцкое. 29 августа 1993 года. На окраине леса, называемого Кокоравец, на расстоянии около 1 км от села Сокол, по левой стороне находится поляна - место казни польских женщин и детей, поспешно перемещённых из римско-католического костёла в Острувках и расстрелянных УПА (UPA) разрывными пулями. Это место среди местных жителей называется "Трупное поле" или "Трупы". Украинские власти скрыли это место бандеровского преступления строительством дороги. Фотограф К. Грач, благодаря которому фотография опубликована.

Фото 44 - БЛОЖЕВ ГУРНА (B?O?EW G?RNA), уезд Добромил, воеводство львовское. 10 ноября 1943 года. Накануне 11 ноября - Народного Праздника Независимости - УПА совершила нападение на 14 поляков, в частности, на семью Сухая, применяя различные жестокости. На плане убитая Мария Грабовска (дев. фамилия Сухай) 25 лет с дочкой Кристиной 3-х лет. Мать была заколота штыком, а у дочери была сломана челюсть и распорот животик. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря сестре жертвы - Хелене Кобежицкой.

Фото 45 - ЛАТАЧ (LATACZ), уезд Залещики, воеводство тарнопольское. 14 декабря 1943 года. Одна из польских семей - Станислава Карпяка в селе Латач, убитая бандой УПА из двенадцати человек. Погибло шесть человек: Мария Карпяк - жена, 42 года; Йозеф Карпяк - сын, 23 года; Владислав Карпяк - сын, 18 лет; Зигмунт или Збигнев Карпяк - сын, 6 лет; Софья Карпяк - дочь, 8 лет и Геновефа Черницка (урожд. Карпяк) - 20 лет. Збигнев Черницки - полуторагодовалый раненый ребёнок, был госпитализирован в Залещики. Видимый на снимке Станислав Карпяк, спасшийся, потому что отсутствовал. Фотограф из Чернелицы - неизвестен.

Фото 46 - ПОЛОВЦЕ (PO?OWCE), область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское. 16 - 17 января 1944 года. Лес около Ягелницы, называемый Росохач. Процесс идентификации 26 трупов польских жителей села Половце, убитых УПА. Известны имена и фамилии жертв. Оккупационные немецкие власти официально установили, что жертвы были раздеты догола, их жестоко пытали и истязали. Лица были окровавлены вследствие обрезания носов, ушей, разрезания шеи, выбивания глаз и удушения при помощи верёвок, так называемых арканов. Фотограф неизвестен - сотрудник "Kripo". Фотография, а также следующие, касающиеся Половец, опубликованы благодаря конспиративному начальнику Окружного Представительства Правительства страны в Чорткове Йозефу Опацкому (псевдоним "Могорт"), а также его сыну - профессору Иренеушу Опацкому.

Фото 47 - ПОЛОВЦЕ (PO?OWCE), область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 - 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв - польских жителей села Половце, - уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу. Фотограф неизвестен - сотрудник "Kripo".

Фото 48 - ПОЛОВЦЕ (PO?OWCE), область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. Крупный план 26 нагих трупов польских жителей села Половце, уведённых с 16 на 17 января 1944 года в удалённый на десять с лишним километров лес, называемый Росохач, и замученных там УПА. На переднем плане на шеях и ногах жертв видны верёвки, при помощи которых, вероятно, душили жертв. Фотограф неизвестен - сотрудник "Kripo".

Фото 49 - ПОЛОВЦЕ (PO?OWCE), область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. Фотография польских жителей села Половце, угнанных в ночь с 16 на 17 января 1944 года, жестоко убитых в лесу около Ягелницы, называемом Росохач. Преступления геноцида совершила УПА. Фотограф неизвестен - сотрудник "Kripo". Фотография обозначена W - 3459 и находится также в собраниях архива.

Фото 50 - ПОЛОВЦЕ (PO?OWCE), область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. Эксгумированные в лесу, называемом Росохач, польские жертвы села Половце, уведённые в ночь с 16 на 17 января 1944 года, и замученные УПА. Вид официальной идентификации трупов немецкой оккупационной властью в присутствии работников лесной службы и других. Фотограф неизвестен - сотрудник "Kripo".

Фото 51 - ПОЛОВЦЕ (PO?OWCE), область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. Польские жертвы села Половце, угнанные в ночь с 16 на 17 января 1944 года, и замученные УПА в лесу, называемом Росохач. В середине виден ребёнок. Фотограф неизвестен - сотрудник "Kripo". Фотография обозначена W - 3460, также находится в собраниях архива.

Фото 52 - ПОЛОВЦЕ (PO?OWCE), область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. Эксгумированные поляки - жители села Половце в лесу, названном Росохач, угнанные УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года, и убитые. Жертвы были раздеты террористами. Одежду палачи похитили. Фотограф неизвестен - сотрудник "Kripo". Фотография в собраниях архива обозначена как W - 3421.

Фото 53 - БУЩЕ (BUSZCZE), уезд Бжежаны, воеводство тарнопольское. 22 января 1944 года. На плане одна из жертв массовой резни - Станислав Кузёв 16 лет, замученный УПА. Мы видим распоротый живот, а также колотые раны - широкую и круглую поменьше. В критический день бандеровцы сожгли несколько польских дворов и жестоко убили не менее 37 поляков, в том числе 7 женщин и 3-х маленьких детей. Было ранено 13 человек. Фотограф неизвестен. Фотография, а также следующие, относящиеся к Буще, опубликованы благодаря ксёндзу епископу Вацлаву Шетелницкому.

Фото 54 - БУЩЕ (BUSZCZE), уезд Бжежаны, воеводство тарнопольское. 22 января 1944 года. Поляки - Игнаци Замойски 60-ти лет и Катажина Замойска 15-ти лет - жертвы резни, совершённой УПА в селе Буще. В центре мы видим петлю из толстой верёвки, очевидно орудие пыток. Фотограф неизвестен.

Фото 55 - БУЩЕ (BUSZCZE), уезд Бжежаны, воеводство тарнопольское. 22 января 1944 года. Одна из жертв массовой резни, совершённой УПА в селе Буще, - юная полька Анна Мазяковска. Мы видим, что жертва связана толстой верёвкой. Рядом лежит клубок этой верёвки. Фотограф неизвестен.

Фото 56 - БУЩЕ (BUSZCZE), уезд Бжежаны, воеводство тарнопольское. 22 января 1944 года. Одна из польских жертв УПА в селе Буще - Агафиа Замойска 50-ти лет. Фотограф неизвестен.

Фото 57 - БУЩЕ (BUSZCZE), уезд Бжежаны, воеводство тарнопольское. 22 января 1944 года. Жертва бандеровского убийства, совершённого УПА в селе Буще, - поляк Михал Кузёв 60-ти лет. Фотограф неизвестен.

Фото 58 - БУЩЕ (BUSZCZE), уезд Бжежаны, воеводство тарнопольское. 22 января 1944 года. Поляки Елиаш Замойски, 35 лет и Миколай Замойски, 24 года - жертвы резни, совершённой УПА в селе Буще. Фотограф неизвестен.

Фото 59 - БУЩЕ (BUSZCZE), уезд Бжежаны, воеводство тарнопольское. 22 января 1944 года. На фото четыре польские жертвы резни в селе Буще, совершённой УПА. Они: Францишек Скалуба, 15 лет; Ян Замойски, 19 лет; Миколай Косцёв, 32 года и Антонии Замойски, 30 лет - были убиты на усадьбе римско-католического священника, где искали убежище от бандеровского освящённого топора. Фотограф неизвестен.

Фото 60 - ХАЛУПКИ (CHA?UPKI), выселки села Барщовице, уезд Львов, воеводство львовское. 27 - 28 февраля, 1944 года. Пепелище польского дома, одного из, как минимум 52.274, сожжённых УПА польских дворов на Волыни и в Восточной Малой Польше II РП. Осмотр разрушений, а также 24-х убитых поляков, на следующий день проводили жители близлежащей Билки Кролевской: приходской священник ксёндз Станислав Жуковски, его кухарка Агнешка Пехо, церковный сторож Анджей Голишевски, а также извозчик Ян Гавронски. Фотограф Станислав Жуковски. Фотография, а также следующие, относящиеся к Халупкам, опубликованы благодаря М. Бореку, а также профессору Ержему Вегерскому.

Фото 61 - ХАЛУПКИ (CHA?UPKI), выселки села Барщовице, уезд Львов, воеводство львовское. 27 - 28 февраля, 1944 года. Вид одного из 32 польских дворов в Халупках, сожжённых УПА. Перед поджогом украинские террористы совершили убийства, а позже грабежи польского движимого имущества. Фотограф С. Жуковски.

Фото 62 - ХАЛУПКИ (CHA?UPKI), выселки села Барщовице, уезд Львов, воеводство львовское. 27 - 28 февраля, 1944 года. Две польские жертвы убийства и грабежа во время нападения в Халупках - Й. Облицки и В. Облицки, из общего числа 24 поляка, в том числе 2 детей, которые погибли от рук террористов УПА. На одной из жертв видна повязка на изуродованном лице. Известны имена и фамилии жертв украинского террора. Фотограф С. Жуковски.

Фото 63 - ХАЛУПКИ (CHA?UPKI), выселки села Барщовице, уезд Львов, воеводство львовское. 27 - 28 февраля, 1944 года. Крест костёла прихожан католического вероисповедания в Халупках, уцелевший в пожаре во время нападения террористов УПА на польских жителей. Фотограф С. Жуковски.

Фото 64 - ХАЛУПКИ (CHA?UPKI), выселки села Барщовице, уезд Львов, воеводство львовское. 27 - 28 февраля, 1944 года. Фрагмент польских дворов в Халупках, сожжённых террористами УПА после убийства 24 жителей и грабежа движимого имущества. Фотограф С. Жуковски.

Фото 65 - ГУТА ПЕНЯЦКА (HUTA PIENIACKA), уезд Броды, воеводство тарнопольское. На плане таблица, поставленная на пастбище, где было село Гута Пеняцка, уничтоженное украинскими эсэсовцами дивизии СС-Галичина (SS - Sch?tzen - Division Galizien), взаимодействующих с террористами ОУН - УПА (OUN - UPA). Село сожжено 28 февраля 1944 года под предлогом укрывания евреев и квартирования там советских партизан. Одновременно подавляющее большинство находящихся в селе поляков было жестоко убито. Таблица с надписью на украинском языке в переводе на польский язык информирует: "Гута Пеняцка сожжена дотла фашистами и бандеровцами в феврале 1944 года. На месте остались пепелища 172 домов, погибло более 1000 мирных жителей". Лживо замолчано, что мирные жители, которые погибли насильственной и жестокой смертью от рук украинских шовинистов, это были поляки. Снимок 1989 года. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря Мечиславу Менделскому.

Фото 66 - ГУТА ПЕНЯЦКА (HUTA PIENIACKA), уезд Броды, воеводство тарнопольское. Центр села Гута Пеняцка, сожжённого украинскими эсэсовцами совместно с террористами УПА. Мы видим повреждённую фигуру МБ, датированную 1867 годом. Около неё был римско-католический костёл. На дальнем плане - территория выпаса скота. Снимок 1975 года. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря М. Менделскому.

Фото 67 - КАРОЛОВКА (KAROL?WKA), область, уезд Рогатин, воеводство станиславовское. 29 февраля 1944. Вид перед похоронами в Луковце после перевозки жертв из леса около Кароловки. Четверо польских юношей из Кароловки - Бурдзы, Грошек и братья Беднаж - жертвы нападения, совершённого террористами УПА в придорожном лесу, где были повешены на деревьях, а их конную повозку, на которой ехали, нападавшие похитили. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря Эдварду Полаку, а также доктору Станиславу Кжаклевскому.

Фото 68 - ПАЛИКРОВЫ (PALIKROWY), уезд Броды, воеводство тарнопольское. 12 марта 1944. В селе Паликровы погибло, как минимум, 365 поляков - мужчин, женщин и детей, а также двое евреев. Многие умерли от жестоких пыток, например, им обрезали носы, уши и со связанными сзади руками бросали в огонь. Остальные были расстреляны. Известны имена, фамилии и возраст 267 жертв. На памятнике, поставленном украинской советской властью, сделана надпись на украинском языке, которая на польском языке гласит: "На этом месте - 12 марта 1944 года было расстреляно 365 жителей Паликровы. Вечная им память". Замолчано, что расстрелянными были поляки, а виновниками этого преступления геноцида были украинцы - эсэсовцы из дивизии СС-Галичина совместно с УПА. Нападавшие после совершения убийств похитили ценное движимое имущество, а также живность, а польские дворы сожгли. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована, вероятно, благодаря Тадеушу Твардовскому.

Фото 69 - МАГДАЛОВКА (MAGDAL?WKA), уезд Скалат, воеводство тарнопольское. Катажина Горвах из Хаблов, 55 лет, мать римско-католического ксёндза Яна Горваха. Вид с 1951 года после пластической операции. Террористы УПА почти полностью отрезали ей нос, а также верхнюю губу, выбили большинство зубов, выкололи левый глаз и серьёзно повредили правый глаз. В ту трагическую мартовскую ночь 1944 года погибли жестокой смертью ещё другие члены этой польской семьи, а их имущество нападавшие похитили, например, одежду, постельное бельё и полотенца. Фотограф неизвестен. Фотография опубликована благодаря Стефании Раштар.

Фото 70 - ШАРАЙОВКА (SZARAJ?WKA), уезд Билгорай, воеводство любельское. Март 1944. На плане неизвестная жертва в Шарайовке. Одна из многих польских жертв террора украинских взводов, рот, редко - батальонов, подчинённых полицейским полкам СС-Галичина, действовавших в южной Любельщине. Особенно ожесточённый террор реализовало специальное соединение СС-Галичина под названием SS - Kampgruppe "Beyersdorf". Фотограф неизвестен. Фотография, обозначенная W - 2273, представлена благодаря архиву.

Фото 71 - БИЛГОРАЙ (BI?GORAJ), воеводство любельское. Февраль - март 1944. Вид сожжённого в 1944 году уездного городка Билгорай. Результат акции истребления, проведённой СС-Галичина. Фотограф неизвестен. Фотография, обозначенная W - 1231, представлена благодаря архиву.

Фото 72 - ПОЗНАНКА ГЕТМАНЬСКА (POZNANKA HETMA?SKA), уезд Скалат, воеводство тарнопольское. Март 1944. На плане одна из 21 неизвестных польских жертв, убитых УПА, называемых бандеровцами. Мы видим изуродованное лицо жертвы и пустые глазницы после выкалывания глаз. Остальное тело закрыто. Известны имена и фамилии четырёх жертв, которых трудно идентифицировать на фотографиях. Бандеровцы сожгли более 20 польских дворов. Фотограф Т. Чутковски. Фотография, а также следующие, касающиеся Познанки Гетманьской, опубликованы благодаря О. Винценту-Станиславу Парыне, ОФМ.

Фото 73 - ПОЗНАНКА ГЕТМАНЬСКА (POZNANKA HETMA?SKA), уезд Скалат, воеводство тарнопольское. Март 1944. Изуродованный труп польской жертвы, закрытый рубашкой. Источник сообщает, что у жертвы были раны лица и выколоты глаза. Дело бандеровцев. Фотограф Т. Чутковски.

Фото 74 - ПОЗНАНКА ГЕТМАНЬСКА (POZNANKA HETMA?SKA), уезд Скалат, воеводство тарнопольское. Март 1944. Изуродованная голова жертвы - результат бандеровского нападения. Видно, что покрывало пропитано, вероятней всего, кровью жертвы. Фотограф Т. Чутковски.

Фото 75 - ПОЗНАНКА ГЕТМАНЬСКА (POZNANKA HETMA?SKA), уезд Скалат, воеводство тарнопольское. Март 1944. На фотографии - польская жертва бандеровского нападения. Согласно источника - было изуродовано лицо и выколоты глаза. Фотограф К. Чутковски.

Фото 76 - ПОЗНАНКА ГЕТМАНЬСКА (POZNANKA HETMA?SKA), уезд Скалат, воеводство тарнопольское. Март 1944. Очередная жертва УПА после резни польских жителей Познанки Гетманьской. Мы видим покрывало, запятнанное, вероятней всего, кровью жертвы. Фотограф К. Чутковски.

Фото 77 - ПОЗНАНКА ГЕТМАНЬСКА (POZNANKA HETMA?SKA), уезд Скалат, воеводство тарнопольское. Март 1944. Одна из 21 неизвестных польских жертв, жестоко убитая бандеровцами во время нападения. На фотографии мы видим изуродованное лицо и глазницы после выкалывания глаз. Остальная часть тела закрыта. Фотограф Т. Чутковски.

Доблестные бойцы дивизиии СС "Галичина" готовятся расстрелять польских партизан.

отсюда http://www.evil.nr2.crimea.ua/ukronazi2/korman_bigfile.html и http://www.evil.nr2.crimea.ua/ukronazi/


Самое обсуждаемое
Сознательное и бессознательное Сознательное и бессознательное
Концлагеря на территории польши Концлагеря на территории польши
Акафист за единоумершую когда и как читать? Акафист за единоумершую когда и как читать?


top