4 уровень сознания. Четыре основных уровня сознания. Введение. Кратко: что это за лекция, о чем я буду рассказывать и в чем ценность

4 уровень сознания. Четыре основных уровня сознания. Введение. Кратко: что это за лекция, о чем я буду рассказывать и в чем ценность

1. Обычный разум. Этому уровню сознания соответствует стихийность интеллектуального поведения человека. Человек с обычным уровнем сознания обычно реагирует на все появившиеся мысли. При решении любой задачи отбрасывает появившуюся новую мысль, которая не укладывается в его стереотипы, и подчиняется традиционному мышлению.

К сожалению, большинство людей работает именно в таком режиме. Люди обычно не успевают за потоком информации, мыслят стереотипно, для них характерна стихийность поведения, что, естественно, приводит к стрессовым ситуациям, возникновению различных неврозов. От всего этого желательно избавляться.

Наша задача заключается в том, чтобы перейти на второй уровень сознания, который мы называем просветленным разумом.

2. Просветленный разум . Что такое просветленный разум? Это уровень сознания, поднявшись на который, человек достигает того, что мы называем состоянием озарения и творческого вдохновения. Войти в это состояние непросто, но люди, умеющие управлять им, умеющие входить в него, получают гигантски много с точки зрения повышения продуктивности своего интеллектуального труда. Снимаются ограничения, открывается путь, который мы называем каналом интуитивного восприятия, за счет включения в работу (параллельно с левым полушарием) правого полушария, отвечающего за интуицию.

Мы надеемся, что сегодня вы подошли к реализации состояния озарения, научились модулировать это состояние путем отключения от внешних раздражителей, полного сосредоточения на собственных ощущениях. Именно в таком состоянии удается реализовать свои творческие возможности, свое глубинное «я».

3. Интуитивный разум . Мы должны сказать, что подняться на уровень интуитивного разума чрезвычайно сложно и доступно немногим. Что такое интуитивный разум? Попытаемся прикоснуться к пониманию механизма интуиции. Ведь если есть канал интуитивного восприятия, он должен куда-то вести. Выдающийся ученый В.И. Вернадский (1863–1945) своими трудами обосновал учение о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и о преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума).

Современные ученые подтвердили и развили учение Вернадского. Так, академик М.А. Марков, выступая в президиуме АН СССР в 1982 г., сказал, что информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще регулятивным началом в судьбах людей и человечества. Развивая эту мысль, можно сказать, что каждый человек в меру своего интеллектуального и прежде всего духовного развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня.


Ленинградский физик А. Мартынов в своей книге «Исповедимый путь. философские этюды» (М.,1989) пишет, что «..любой элементарный объем пространства содержит информацию обо всем пространстве: соответственно, считывание этой информации позволит получать сведения… В качестве когерентного источника в данном случае используется интуитивный канал мышления человека. Считывание информации требуемого свойства обеспечивается как бы контуром настройки, его фильтровыми свойствами, чья весовая функция формируется уровнем знаний, внешними условиями и способностью к ассоциативному мышлению, подразумевающему корреляционную расшифровку в условиях помех дискретного мышления, а проще - блуждания разума».

Современный ученый В.В. Налимов в своей книге «Вероятностная модель языка» отмечает, что мышлению мы предписываем континуальный (непрерывный) характер, а языку - дискретный (прерывистый). Прежде всего это относится к фактам творческого озарения, связанным с выходом за границы логического мышления, но осмысление новых идей происходит на логическом уровне.

Обратимся к рис. 9 «Анатомическая структура памяти», на котором показано, что левое полушарие отвечает за вербальное (логическое) мышление; правое - за невербальное (интуитивное) мышление.

Левое полушарие - сознательная деятельность мозга (10 %); правое полушарие - подсознательная деятельность мозга (90 %).

Глубинное, континуальное (непрерывное) мышление и есть интуитивное мышление человека, и интуитивная составляющая каждого человека является одновременно составляющей информационного поля планеты, его ноосферы (сферы разума).

Что же происходит на стадии более высокого развития - на уровне интуитивного сознания? На стадии гармонизации сознательного и подсознательного, когда вы станете жить в согласии с самим собой, даже робкие ваши желания начнут материализовываться сами собой. Естественным образом вам окажется доступной любая информация, нужные вам люди будут приходить к вам сами. Но здесь важно иметь чистоту помыслов, не превращать свои возможности в демонстрацию.

Следующим, четвертым уровнем сознания является сверхразум.

4. Сверхразум, Сверхразум (или Космическое Сознание), что это такое?

Чтобы как-то подойти к пониманию четвертого уровня сознания - сверхразума, мы приведем очень простой пример, который изложен во многих философских учебниках, о том, как можно по-разному смотреть на окружающий нас мир и воспринимать его.

Представьте себе человека, лежащего на пляже и уткнувшегося в песок. Он видит только песчинки, ориентируется только на них, он не может представить панораму окружающего мира. Это уровень обычного сознания.

Достаточно только немного поднять голову, приподняться над песком, чтобы увидеть панораму окружающего мира. Но это только первый, хотя и очень важный шаг, который мы с вами успешно совершили, занимаясь по программе «Сатори».

Но что же все-таки представляет собой сверхразум, можем ли мы назвать людей, обладающих сверхразумом (Космическим Сознанием)? Да, можем. Это, прежде всего, В.И. Вернадский, о котором мы с вами уже говорили.

Другим ярким примером человека, обладающего сверхразумом, является К.Э. Циолковский (1857–1935). Человек, не имевший ни ЭВМ, ни каких-либо других вычислительных средств, предсказал программу развития Космоса, которая выполняется и по сей день строго в хронологическом порядке.

Как и почему в человеке, имевшем под рукой лишь логарифмическую линейку, родились знания, которые человечество подтвердит лишь через десятилетия?

В историю К.Э. Циолковский вошел как основатель ракетодинамики со своей формулой и работой «Исследование мировых пространств реактивными приборами», хотя ракета была для него не самоцель, а лишь способ проникновения в глубину Космоса. Из него старались сделать, как он сам говорил, «однобокого техника». Он же был мыслителем, суть работ которого - вырваться за пределы земного тяготения и добиться бессмертия человеческого рода через расселение его во Вселенной. Взять хотя бы названия его работ, говорящие о многом: «Монизм Вселенной», «Причина Космоса», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Существа разных периодов эволюции». Произведения Циолковского, изданные малым тиражом на деньги автора, попали в закрытый фонд, и лишь в 1986 г. в приокском издательстве вышел сборник так называемых научно-фантастических произведений Циолковского. Самой маленькой единицей в его размышлениях была планета Земля. Вот такими категориями мыслил человек, обладавший Космическим Сознанием.

Можно было бы привести и другие примеры, но это не входит в рамки нашего урока. Перейдем к нашей Комплексной программе интеллектуального развития человека. Достижим ли подобный уровень для нас? Здесь уместно обратиться к книге В.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира», в которой говорится, что история развития и появления Космического Сознания у человека аналогична развитию его остальных психических возможностей. Эти способности сначала проявляются у отдельных, исключительных личностей, потом делаются более частыми, дальше становятся доступными для развития у всех и, наконец, начинают принадлежать всем людям от рождения. При этом редкие, исключительные, гениальные способности проявляются у человека в зрелом возрасте, иногда даже в старости.

Достижение уровня сверхразума неизмеримо трудно, но возможно. Занятия по нашей Комплексной программе создают великолепную возможность для духовного роста и самопознания.

Рассматривая третий уровень сознания - интуитивный разум, вы, наверное, зафиксировали такой очень важный момент для дальнейшего вашего продвижения: «каждый человек в меру своего интеллектуального … развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня». Поднимая уровень своего интеллекта, мы автоматически подключаемся к более высоким уровням информационного поля, активно влияем на этот механизм. Здесь, как и везде, действует обратная связь. Нужно питать свой интеллект, развивать сверхзапоминание, при этом возможны два пути - эйдетизм и инсайт. Как мы с вами уже говорили, эйдетизм можно применять нечасто, так как это не совсем безопасное и не совсем производительное состояние: нужно вызывать в памяти образ, например страницу, и скопировать ее как бы лучом внутреннего видения. Другое дело инсайт - прямое знание: взгляд на страницу может быть 2–3 сек., но тем не менее возникает доминанта страницы, как бы прямое знание ситуации, рассказанной на странице. Такое знание может у вас возникать даже сейчас, после окончания программы «Сатори», оно развивается и закрепляется на третьей ступени Техники быстрого чтения «Ультра-Рапид» и совершенствуется на последних ступенях по мере развития и роста интеллекта.

Сверхзапоминание - как его тренировать. Работая по программе «Сатори», осваивая Технику тренировки памяти урок за уроком, овладевая инструментами тренировки памяти, вы вплотную подошли к возможности реального достижения сверхзапоминания. Вам необходимо закрепить достигнутое, выбрав для себя наиболее эффективные упражнения, руководствуясь нашими рекомендациями, которые мы дадим вам в последующих разделах урока 10 - заключительного урока программы «Сатори».

1 уровень. Уровень безсознательного сновидения. На этом уровне сейчас пребывает 99% населения планеты. По другому его можно назвать состоянием жертвы. На этом уровне мы действуем на основании того, что говорит нам общество, культура, образование и всевозможные правила этого мира. На первом уровне большинство людей идёт вслепую. Они скованы идеями вроде «тебе нужно высшее образование», «тебе нужно устроиться на работу и откладывать, чтобы однажды перестать работать начать наслаждаться жизнью», или такими религиозными идеями, как «нужно каждое воскресенье ходить в церковь», которые в нас запрограммированы. Но жизнь – это нечто намного большее и когда вы начинаете подвергать сомнению общественные устои, вы поднимаетесь ко 2-му уровню. 2 уровень. Пробуждение. На этом уровне люди начинают стремиться к личностному росту. Вы начинаете исследовать новые тактики игры в этом мире. Вы начинаете открывать для себя такие идеи, как скоростное обучение, медитация, личная трансформация и улучшение самочувствия. Вы начинаете выходить за пределы того, что делает большинство людей и живёте поистине насыщенной жизнью. Но есть и более высокие уровни. 3 уровень. Управление реальностью. Когда вы достаточно долго подвергаете сомнению идеи традиционного мира, в итоге вы переходите на новый уровень – «Управление реальностью». На этом уровне у вас начинают проявляться новые способности. По сути этот уровень определяется тремя основными качествами: * Чувством ускоренной материализации. Вам кажется, что ваши мысли превращаются в реальность в ускоренном темпе. Вы можете подумать о чём-то, что вы хотите достичь, или о проблеме, которую хотите решить, или о недуге, от которого хотите исцелиться… и вы сразу чувствуете, что всё это осуществляется значительно быстрее. * Чувством удачливости, словно сама Вселенная на вашей стороне. Это чувство единения с высшей силой, или же Вселенной, и эта сила словно поддерживает вас и даёт необходимые знания об этом мире. Вы счастливы, восторженны, живете с миссией и чувствуете, что у вас всё хорошо. * Чувством управляемости. Вы действительно знаете, чего хотите, и в большинстве случаев это получаете. Однако, не всегда… Уровень 4. Изначальное Состояние. Это уровень единства, когда вы становитесь единым со всем сущим. На этом уровне вы понимаете, что все лучшее в этом мире для вас. И более того, не нужно управлять реальностью и бороться за желаемое. Все самое лучшее вы получаете легко. Это состояние, когда вы получаете то, что только хотели бы пожелать. Это как хотеть получить в подарок игрушечную машинку, а получить настоящую новенькую Ferrari.

Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека Тарт Чарльз

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

В своем описании сознания Гурджиев указывал, что оно способно функционировать на любом из четырех основных уровней. На каждом уровне могут существовать различные состояния. Мы можем назвать эти уровни (а) обычным сном и сновидением; (б) согласованным сознанием обычного бодрствования, которое более уместно называть согласованным трансом, если мы даем оценку состояниям; (в) подлинным самосознанием, для которого характерно самовспоминание; и (д) объективным сознанием. Эта последовательность четырех состояний представляет собой, помимо всего прочего, постепенный переход от фрагментации к единству.

Обычный сон и сновидение

Уровень обычного сна и сновидения является именно тем, что мы обычно под этим подразумеваем – нашей умственной активностью (или ее отсутствием) в то время, когда мы ночью спим в постели. Гурджиева не слишком волновали различия между состояниями сна без сновидений и сна со сновидениями в рамках общего уровня сна. Он не работал со сновидениями , разве что упоминал о них, когда прибегал к аналогии: когда мы пробуждаемся от ночных сновидений в состоянии согласованного транса, мы, как правило, чувствуем, что наше сознание становится гораздо более ясным, чем оно было во время сна. Так же и при самовспоминании, в состоянии подлинного самосознания наш ум является настолько же более ясным по сравнению с состоянием согласованного транса, как в согласованном трансе он более ясен по сравнению с ночным сном.

Состояние ночного сновидения включает в себя очень высокие уровни имитации реальности. Создается целый мир снов. По сравнению с согласованным трансом, в ночном сновидении наши переживания охватывают гораздо более широкий диапазон. Это связано с тем, что во время сна наш ум, как имитатор реальности, не ограничивается в какой-либо заметной степени внешними стимулами. Отсутствуют в норме приходящие от глаз визуальные паттерны, которые должны включаться в моделирование, чтобы можно было имитировать любую наблюдаемую сцену внешнего мира. Остаются только те ограничения, которые создаются ложной личностью и защитными механизмами, но и эти ограничения во время сна ослабевают по сравнению с согласованным трансом. Качество «Я» может приписываться почти всему, отсюда и те «нехарактерные» действия, которые мы иногда совершаем во сне.

Согласованный транс является уровнем сознания, на котором мы можем практиковать такие вещи как самонаблюдение и самовспоминание, и это более высокий уровень, чем пустота и бессодержательность ночного сна или фантазии ночных сновидений. Однако в одном очень реальном смысле ночное сновидение является гораздо более безопасным состоянием, чем согласованный транс. Во время ночного сна наше физическое тело не выполняет тех действий, которые нам снятся. В сновидении прыжок со скалы или причинение вреда человеку не означает, что после пробуждения мы обнаружим, что переломали себе кости или нажили себе врага.

Современные исследования сна показали, что в действительности во время сновидения наши мышцы как бы парализованы, так что мы просто не способны выполнять те действия, которые нам снятся. Однако в состоянии согласованного транса такого предохранительного механизма нет. Как мы уже видели, у нас есть лишь частичная ориентация в действительной реальности физического мира, других людей и наших собственных чувств. Мы живем во сне наяву. Процесс имитации мира происходит в согласованном трансе так же, как в сновидении. При этом существует больше ограничений, чем во время сна, так как в процесс имитации мира должно включаться большое количество информации, поступающей от органов чувств. Наши разнообразные ложные личности в свое время подверглись основательному окультуриванию, что еще больше ограничивает диапазон наших имитаций мира, наших мыслей и чувств, в то время как те субличности, после первоначального обесценивания на ранних стадиях окультуривания, были, по большей части, предоставлены самим себе. Но мы можем действовать на основе наших искаженных восприятий, мыслей и чувств, воздействуя при этом на самих себя и на других людей. Последствия, являющиеся реакцией на наши внешние действия в согласованном трансе, представляют собой главную причину бесполезных и бессмысленных страданий.

Согласованный транс

Около одной трети жизни мы проводим на уровне ночного сна и сновидения, а остальные две трети – в согласованном трансе. Согласованный транс, в действительности, представляет собой совокупность состояний тождественности. Здесь мы ходим и говорим, даем обещания и нарушаем их, занимаемся любовью и воюем, воображая при этом, что мы находимся в третьем состоянии сознания, состоянии подлинного самоосознавания.

Мы уже обсуждали довольно подробно характеристики согласованного транса на всем протяжении этой книги, но я бы хотел коснуться здесь одного дополнительного аспекта. Мы полагаем, что мы уже являемся подлинно само-сознающими, что мы знаем, что делаем, принимаем свои собственные решения, понимаем свой собственный ум; что мы являемся одним целым. Эти специфические иллюзии особенно пагубны, ибо если мы не знаем, в какой мере мы лишены подлинных единства, самосознания, самопонимания и волеизъявления, нам не приходит в голову искать все это. Кроме того, когда мы все же узнаем об этих вещах, мы склонны сводить их к обычным уровням мышления и таким образом разрушать их потенциальную способность преобразить нас.

Иногда в процессе написания этой книги у меня возникала такая мысль: «Все эти усилия напрасны. Никто не поверит, что ему нужно очень напряженно работать, чтобы создать способности, которые, как он считает, у него уже есть!» Однако необходимость сделать это имеет решающее значение для нашего выживания: сможем ли мы принести мир нашей планете, если будем просто автоматами, находящимися в согласованном трансе? Одни лишь мои доводы, сколь изобретательными они бы ни были, не смогут действительно передать наше состояние, но если мне удалось соблазнить вас начать практиковать самонаблюдение и самовспоминание, ваш собственный непосредственный опыт донесет до вас мою точку зрения.

Подлинное самосознание

Третий уровень сознания, состояние самовспоминания, по праву принадлежит нам от рождения. В этом состоянии мы могли бы обладать теми качествами, которые мы ошибочно приписываем себе в состоянии согласованного транса. Мы могли бы быть подлинно само-сознающими в отношении наших действий и внутренних состояний, более ясно видеть мир, обладать хорошим и гармонизированным функционированием всех трех типов нашего мозга, понимать желания нашей сущности и иметь подлинную волю, чтобы делать то, что мы действительно хотим. Мы были бы наконец одним целым. Мы могли бы действительно сказать «Я есть», ибо это была бы наша подлинная самость, гораздо более живая и важная, чем преходящие состояния тождественности, существующие в согласованном трансе.

Но для большинства людей это третье состояние, к сожалению, возникает лишь в виде редких вспышек, прерывающих согласованный транс, и они почти мгновенно забываются, как только мы снова погружаемся в сон. Я надеюсь, что это утверждение становится или будет становиться для вас ложным в результате практики упражнений самонаблюдения и самовспоминания, которые были описаны в предыдущих главах.

Как вы могли понять из сказанного выше, а в еще большей мере из собственных попыток наблюдать самого себя и пробудиться, людям вообще довольно трудно осознать, что они находятся в согласованном трансе. Действительно, некая особенно извращенная реакция отдаляет людей от этого знания, и если вы скажете кому-то, что он не является подлинно самосознающим, он, возможно, на секунду частично пробудится и будет немного ближе к некоторому виду самосознания в то время, когда он будет отрицать, что находится в бессознательном состоянии! Стресс порой также заставляет нас более сосредоточиваться на «здесь и сейчас», отвлекая энергию от наших иллюзий, приближая нас к реальности и заставляя чувствовать себя более живыми. Это та причина, по которой некоторых людей привлекают опасные виды спорта: лучше быть живым, находясь в опасности, чем быть мертвым по отношению к реальности и своей сущности. Но учиться быть более живым с помощью самовспоминания даже еще лучше!

Здесь следует провести важное разграничение между самовспоминанием как практикой и подлинным самосознанием как уровнем функционирования, который может быть (а может и не быть) результатом практики. Самовспоминание является процессом, особым родом умственной деятельности, которую вы выполняете, пытаясь создать наблюдающую и объединяющую часть вашего ума, и зная при этом, что именно вы делаете с самим собой. Вы можете работать над собой более или менее напряженно, достигая при этом различных степеней успеха. Состояние самосознания может быть результатом ваших попыток самовспоминания.

Порой вы предпринимаете попытку самовспоминания и сразу же достигаете в результате этого состояния подлинного самосознания. Возникает ясность восприятия как внешнего мира, так и ваших внутренних процессов, а также трудно описуемое качество подлинного существования совершенно новым, более реальным образом. Самосознание, это третье состояние сознания, может длиться лишь мгновение, или же более длительный период времени. Когда отдельные случаи возникновения этого состояния происходят все чаще и чаще, и раз от раза оно сохраняется все дольше, оно становится более ясно распознаваемым в качестве отдельного состояния сознания.

Бывают и другие случаи, гораздо более частые на начальном этапе практики самовспоминания, когда вашим главным переживанием является не опыт новой и чудесной ясности, а лишь осознание того, насколько трудно достичь ясности, понимание силы автоматизированных процессов мышления, которые управляют вашей жизнью. Произошел некий сдвиг в глубине вашей погруженности в состояние согласованного транса, вы смогли ясно наблюдать это состояние, но не достигли измененного или более высокого состояния подлинного самосознания.

Я нахожу здесь очень подходящей аналогию с подводным плаванием. Мой ум подобен пловцу в реке. Мысли, чувства, ощущения и внешние события являются волнами и течениями в реке. Некоторые из них незначительны, некоторые очень сильны. Временами я нахожусь близко к поверхности реки, ближе к тому свету, который проникает сверху, и могу лучше видеть то, что находится вокруг меня. В другой раз я могу погружаться в глубину, где течения очень коварны и вода очень мутная.

Самовспоминание подобно попытке плыть к определенной цели вместо того, чтобы позволить себе пассивно отдаться течению реки. Бывают случаи, когда мои попытки вспомнить самого себя, понять, где я нахожусь, и плыть по направлению к цели, только показывают мне, что я нахожусь в темной воде возле дна, во власти мощных мутных течений, и почти не способен бороться с ними, не говоря уже о продвижении в выбранном мной направлении. В другое время я лучше могу вспоминать себя и оказываюсь в более чистой, спокойной воде, способным гораздо лучше воспринимать окружающую обстановку и более заметно продвигаться к своей цели. Бывают моменты, когда моя голова высовывается из воды и я набираю полные легкие прекрасного чистого воздуха, радуясь жизни, вижу мою цель совершенно отчетливо и плыву к ней.

Самовспоминание подобно плаванию. Свет и мир над рекой – это цель, состоящая в достижении подлинного сознания. Грязная вода и течения реки представляют собой наш автоматизированный ум и давление согласованной реальности, которое удерживает нас в состоянии транса. Моменты самовспоминания, в которые мы видим, насколько глубоко в темноте мы находимся и сколь мало мы можем сделать, являются обескураживающими. И в то же время, они жизненно важны, ибо мы пытаемся плыть, развиваем в себе волю к тому, чтобы плыть, и обучаемся это делать. Это можно сравнить с наращиванием мышц. Сначала вы не можете выполнить никаких силовых упражнений, и те усилия, которые вы прилагаете в процессе тренировки, вам неприятны. Но однажды вы обнаруживаете, что стали гораздо сильнее и начинаете почти без усилий делать такие вещи, которые раньше потребовали бы от вас огромного напряжения.

Эта аналогия очень хорошо соответствует кое-чему из моего собственного опыта. Часто, когда я начинаю предпринимать попытки самовспоминания, у меня возникает чувство, что я борюсь с мощными и темными потоками мыслей и чувств.

Объективное сознание

Гурджиев определил четвертое состояние сознания как состояние, в котором вы видите вещи такими, какие они на самом деле. Оно обладает всеми качествами третьего уровня сознания, такими, например, как единство и интегрированность всех трех типов мозга, но они делаются более постоянными в результате изменения самого вашего существа, а не только лишь сознательного функционирования. Если говорить более конкретно, то вы при этом воспринимаете и понимаете совершенно новый уровень реальности в отношении самого себя и мира, так как в работу включаются два новых центра мозга. Вы можете начать понимать некоторые аспекты четвертого уровня сознания, находясь еще на третьем уровне, но со второго уровня согласованного транса вы можете понять лишь очень немного . Поэтому наше обсуждение лишь указывает на существование четвертого уровня, не будучи ни его определением, ни точным описанием. Считайте его вдохновляющей идеей или напоминанием о том, что наши возможности являются гораздо большими, чем мы обычно думаем, но не воспринимайте его буквально!

В главе четырнадцатой мы говорили о человеке как о трехмозговом существе, имеющем эмоциональный и телесно-инстинктивный центры для приема и обработки информации, которые в такой же мере можно называть «умами», как и наше интеллектуальное функционирование. Гурджиев заявлял, что мы, кроме того, имеем еще два более высоких центра, высший эмоциональный центр и высший интеллектуальный центр. Каждый из этих высших центров является гораздо более мощным и разумным, чем обычные эмоциональный и интеллектуальный центры, и каждый из них при этом действует намного быстрее, чем обычные центры. Высший эмоциональный центр включает в себя то, что Гурджиев называл «подлинной совестью», в противоположность относительной, обусловленной морали согласованного транса. Оба эти центра являются частью естественного наследия человеческих существ, они полностью развиты и действуют, однако человеку необходимо проделать огромную работу по своему развитию, чтобы построить фундамент третьего уровня для вступления с ними в контакт и их использования. Они уже воспринимают и обрабатывают информацию о нас самих и нашей реальности. Но наши обычные «Я» отсоединены от них и не могут использовать результаты их работы. Мы обычно даже не знаем, что они существуют. Это напоминает мне о высказывании, приписываемом Будде после его просветлении: «Чудо из чудес! Все люди просветленные, но они не знают об этом!»

Компьютерная аналогия с высшими центрами

Живя в компьютерную эпоху, мы можем найти прекрасную аналогию для такой ситуации. Представим, что каждый из нас имеет свой собственный маленький персональный компьютер. Он работает медленно, имеет очень небольшую память для хранения данных, и в нем накоплено не так уж много информации. Этот компьютер использует три довольно примитивных языка программирования: Интеллектуальный Бейсик , Эмоциональный Бейсик и Телесно-Инстинктивный Бейсик. Эти языки могут хорошо функционировать в большинстве случаев обычной жизни, если мы будем использовать их эффективно. Мы справедливо любим этот маленький персональный компьютер и восхищаемся им за то, что он является совершенно изумительной, хотя и ограниченной в своих возможностях машиной. И действительно, мы отождествились с ним и считаем, что его мысли – это наши собственные мысли.

В своей привязанности к нашему маленькому персональному компьютеру и в зависимости от него мы забываем, что можно запрограммировать этот компьютер таким образом, что он будет действовать как терминал, связывающий нас с неким гигантским суперкомпьютером. Этот суперкомпьютер работает во много раз быстрее, чем наш, имеет чрезвычайно обширную память, полную фактов, большая часть которых неизвестна для нас, и использует два очень сложных и мощных языка программирования, которые эффективны при разрешении всех проблем, которые не могут быть решены при использовании Интеллектуального Бейсика, Эмоционального Бейсика и Телесно-Инстинктивного Бейсика. Это Высший Эмоциональный и Высший Интеллектуальный языки программирования.

С помощью суперкомпьютера, работающего на Высшем Эмоциональном и Высшем Интеллектуальном языках и привлекающего необходимые данные из своего огромного банка памяти, могут быть получены ответы на наиболее важные вопросы нашей жизни. Но стоп! Ведь мы не подключены к нему! Мы пытаемся решать свои жизненные задачи на нашем маленьком персональном компьютере, но мы не можем решить их с помощью любого из доступных нам вариантов компьютерного языка Бейсик. Так же как некоторые шутки не могут быть переведены с, например, венгерского языка на английский без утраты их соли, утраты того, что как раз и вызывает смех, так и некоторые вещи имеют смысл только если они выражены на Высшем Эмоциональном и Высшем Интеллектуальном языке. Это вид знания, обусловленного состоянием, о котором мы говорили в первой главе.

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

Три уровня внимания Внимание имеет направленность, силу и поле охвата, а следовательно, различимые уровни. Первым уровнем внимания будет механическое внимание. Оно характеризуется тем, что человек располагает минимальным количеством внимания и практически не способен

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

14. Снижение уровня обобщения При снижении уровня обобщения у больных преобладают непосредственные представления о предметах и явлениях, т. е. вместо выделения общих признаков больные устанавливают конкретно-ситуационные связи между предметами и явлениями. Они с

Из книги Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования автора Ковалев Сергей Викторович

1.5. Четыре мозга и четыре ума Есть вещи, которые надо прежде видеть, чем в них верить; и есть другие, в которые надо прежде верить чтобы их видеть. П. Буаст Само по себе название этого раздела звучит несколько эпатажно. Поскольку ещё со школьной скамьи всем и каждому

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

2.2. Три уровня 1) Уровень объективной информации объединяет в одну логическую цепочку причину и ее следствие, например, начало депрессии (следствие) после потери значимого лица (причина).2) На уровне субъективной информации доминирует психологическая очевидность,

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

ВЫИГРЫШ В ГОНКЕ СПЕРМАТОЗОИДОВ Переживание клеточного уровня сознания Если продвигаться дальше вспять по линии времени, то отчеты о пренатальном опыте, переживаемом в холотропных состояниях сознания, становятся все фантастичнее и поверить в них все труднее. И все же

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:1. Возможность.2. Фантазия.3. Провокация.Представьте, что вы стоите на самом верху горящего

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Три уровня сознания Три силы порознь и во взаимодействии определяют качество человеческого существования, жизни. Поэтому важно осознать эти силы.Обыденное сознание, ответственное за мышление* Мысли оформляют реальность.* Мысленно высвобождается изначальная творческая

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Глава 5. Причины и следствия низкого уровня сознания Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспомним, как мы определяли «Я»:«Я» -

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Глава 10. Упражнения для повышения уровня сознания Упражнения для повышения уровня сознания направлены на воспитание четырех основных аспектов того механизма, который удерживает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе

Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович

Четыре стадии или четыре уровня жизнедеятельности Теперь последнее о жизни, но, конечно же, не в моей или вашей жизнедеятельности. Поговорим о четырех стадиях оной, которые на самом деле знаменуют четыре же возможных для нас уровня этой самой жизни, кардинально отличных

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Описание методикиПо аналогии со стадиями интеллектуального развития Ж. Пиаже, Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Как оторваться от уровня II В 1990-х годах из отдельных подразделений бизнеса была сформирована большая корпорация «Lockheed Martin». Руководство хотело использовать систему ERP (планирование ресурсов предприятия), чтобы ее могли применять все бывшие подразделения, но

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Определение её перспективы и уровня сознания Правильно определить свой собственный космический адрес достаточно сложно. Это требует критического самосознания, поскольку нельзя недооценивать силу отрицания. Тем не менее если вы дошли до этой главы и вам близки идеи

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

глава третья Первые четыре смысловых уровня имени «Пилат» Первое приглашение читателя к «кладовым» его родовой памяти. Не зная первого смыслового уровня имени «Пилат», невозможно осмыслить «нелогичный» выбор Пилатом-мыслителем военной стези и того, почему она со

Из книги Основы самопознания автора Бенджамин Гарри

14 глава. Четыре состояния сознания Обычно мы осознаем только два состояния сознания: 1. Когда мы спим. 2. Когда мы бодрствуем. В действительности первое мы не признаем как состояние сознания и поэтому считаем наше состояние бодрствования за единственное состояние

Из книги Введение в психологию йоги автора Таймни Икбал Кишен


«Мы приходим и уходим, и каждый миг приносит на Землю тысячи и уносит тысячи; Земля это пристанище для странников, блуждающая звезда, на которой останавливаются и с которой улетают караваны птиц.»

Гердер И.
Четвёртый уровень сознания - это сознание планеты, восприятие единства с планетой, частью которой человек является в настоящее время, на этой стадии должна окончательно раствориться его личность, и тогда всё яснее станет проявляться индивидуальность. Всё в большей и большей степени начинают трансформироваться человеческие и культивируются высшие - Божественные качества. На четвёртом уровне сознания человек естественным образом учится входить во взаимодействие с планетарными силами земли, её стихиями.

Наша планета живая, она имеет космическое сферическое тело, как и все в упорядоченной Вселенной, и подчиняется её законам. Она имеет свои органы восприятия и управляет этими своими пятью органами чувств - пятью элементами: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир. Чтобы научиться входить в контакт со стихиями Земли человеку потребуется развить в себе в совершенстве соответствующие им качества.

До этого уровня вы развивали самонаблюдение, внимание и концентрацию, рассматривали качества своей личности, теперь для путника пришло время начать серьёзную осознанную работу по замене агрессивных и разрушительных качеств на сознательные активные добрые и созидательные. Эти качества четвёртого уровня сознания соответствуют качествам различных стихий. Это переломный период в переходе на человеческий уровень сознания и подготовка к переходу на более высокий, космический. Как и все предыдущие, очень трудный, долгий и тёмный, и в то же время это период обретения могущества, почти всегда у человека может уйти на эту работу не одна земная жизнь.

Тёмной стороной этого уровня является потеря доверия ко всему Чистому и Светлому. Утрата веры во всё то, во что человек свято верил, ради чего добивался и проходил через все препятствия. Это и есть скрытая ловушка четвёртого уровня, из которого выбраться самостоятельно удаётся очень немногим. На этом трудном и коварном отрезке вашего пути вам будет необходим друг, наставник или учитель, в этом мире или в другом, именно тот, кто сохранил свой Свет и стал им, только тот, кто уже прошёл этот уровень развития. Только он сможет протянуть вам руку помощи и выдернуть вас из зыбучих песков великого сомнения, отчаяния и самомнения.

В этой стране безверия и отчаяния вы погружаетесь в свой мир бессознательного, или можно сказать, подсознательного и сталкиваетесь также с тёмной стороной вашей личности. Бесполезно убегать от самого себя, вы узнаете свой страх, гнев, уныние, жадность, зависть, желание власти и могущества, силу мести. Сколько бы вы ни прятались, эти состояния будут настигать вас и становиться все сильней от вашего бездействия, отрицания или борьбы, они питаются вашей негативной энергией. Вам следует остановиться и самому начать преследовать их. Вы не можете больше утверждать, что в вашем внутреннем мире все гладко и благополучно, тем более, после проделанной работы по самонаблюдению. Как бы человек ни старался спрятать эти эмоции во внешнем окружающем его мире, его внутренние состояния сомнений всегда будут проявляться и во внешнем мире в самые неподходящие и трудные моменты жизни, напоминая Вам что пришло время работы и трансформации этих энергий.

Об этих препятствиях совсем немного кто говорит и рассказывает, принято этого не замечать и не затрагивать до определённого уровня, поскольку очень немногие из людей стремятся вступить на эту ступень. Но наступает период в пути ученика, когда необходимо озвучить и предупредить странника об опасностях как внешних, так и внутренних, чтобы вытянуть его из зыбучих песков губительного внутреннего отчаяния, вызванного внешней агресиией.
Вот как говорит про этот период Сатпрем, ученик Шри Ауробиндо в своей книге «Путешествие Сознания»:
«Это очень сознательные силы, единственная цель которых обескуражить искателя и сбивать его с избранного пути… враждебные силы любят разыгрывать драмы, поскольку в нас они находят старого партнёра, который не прочь им подыграть. Первым делом они обычно пытаются заставить нас внезапно принять какое-то крайнее и бесповоротное решение, как можно дальше уводящее нас с избранного пути… Либо враждебные силы с поразительным мастерством разбивают на части весь механизм нашего поиска, пытаясь показать, что мы лишь питаем иллюзии и не достигнем ничего… И это действительно умышленные целенаправленные атаки - в этом может усомниться лишь тот, кто никогда не пытался достичь прогресса. Довольно легко «жить как все», но как только мы становимся на путь сознательной эволюции, так сразу же поднимаются тысячи сил - словно свора сторожевых собак, следящих, чтобы мы не выбивались из общего стада» - и тогда мы видим, как хорошо организовано наше заключение…»

Иногда, преподаватель из гностической группы «AGEAC», в который я занимался когда-то, напоминал студентам: «Если у вас всё хорошо и нет проблем, трудностей, то развитие не происходит - вы спите».
Жизнь сознательной сущности всегда сопряжена с трудностями любого характера. Можно с уверенностью сказать, что если бы вы не проходили путём революции сознания, испытания и сомнения развивались бы естественно и незаметно, но очень-очень долго. Избрав этот путь, вы вышли навстречу своему Богу, вы сделали первый шаг Себе навстречу, и ваше Внутреннее Существо с радостью преодолело десять шагов, чтобы ваше соединение стало возможным.
Возможно, вам придётся встретиться с предательством, страхом, местью или ещё чем-нибудь, универсальных «проблем» не существует, они индивидуальны и касаются только вашей личности и вашего эгоизма, самости.

Чтобы ни случилось, человеку, идущему путём революции сознания, рано или поздно придётся столкнуться с тёмной стороной своей личности, постараться понять, принять и изменить её. И тогда ему потребуется знание для проникновения в этом направлении, чтобы покорить, поглотить его самость. Именно в этот период вам может показаться, что все те духовные знания, к которым вы так стремились, теперь теряют всякий смысл, человеку кажется, что весь его труд напрасен и все, что в этот момент остаётся это всего лишь одна слабая нить – надежда. И только пройдя путём многократных проверок и испытаний, она может стать для вас несокрушимой опорой – верой, в основании которой будут вплетены ваши твёрдые убеждения, основанные и проверенные на личном опыте. Вера это инструмент Интуиции, который создаётся и закаляется жизненным опытом.

* Энергия, движущая четвертым уровнем сознания
Четвертый центр сознания отвечает за гармоничное взаимодействие энергий трех высших и трех низших центров сознания, соединяя в себе их энергии. Этот центр расположен на их границе расположен в зоне сердце, его энергия имеет зеленоватый оттенок.
Если центр хорошо развит, то человек посвящает свою жизнь служению другим людям. Он понимает,что может быть счастлив только помогая быть счастливыми людям. Этот центр, как правило, развит у глубоко религиозных людей, такой человек уже не эгоистичен,как мы видели на протяжение рассмотрения низших центров. Он мягок, н может быть и жестким; он податлив, но может и настоять на своем; сострадателен и сострадание его выражается в конкретной помощи решать их трудности.
Если центр закрыт, то человек черств, сух. Страдания других людей не вызывают в нем эмоций.

* Главная движущая сила центра - устремление к любви.
Путь сердца наполняет человека теплом чистой радости. Такая жизнь создается верой, который исключает всякие страхи жизни, кроме страха Божия, - нежелания огорчить Его неисполнением заповеди. Но этот страх не тревожит душу, а прибавляет осторожности при выборе цели и методов ее достижения, которым он следует в жизни, в отличие от третьего уровня сознания,для которого все средства хороши. Этот единственный в его мыслях страх, по мере понимания благотворности выполнения заповеданного тоже вскоре исчезает, переходя в любовь к Богу. Человек осознает личную вечность, вечность себя как души.
Раскрытие этого центра ожидает веры, потому что у людей часто есть привычка думать, что жизнь – это борьба, в которой необходимо выработать план самообороны, защиты и самообеспечения. Эта точка зрения подпитывается привычным,а подчас и устаревшим страхом лишений, потому что еще нет знания и опыта, что при последовательном раскрытии центров, человек находится в пространстве магнетической привлекательности, даруемой раскрытием предыдущего центра, а это само по себе обеспечивает счастливую и обеспеченную жизнь.
Для пробуждения сердца, требуется вера во вселенскую Любовь правящую во вселенной. Эта вера рождается от личной встречи с Богом. которая позволит вам снять всю защиту, чтобы поток светлой энергии жизни свободно омывал вас. Раскрытие четвертого центра подготавливается стремлением человека встретиться самим собой лицом к лицу и увидеть, что он собою представляет во вселенной.
Каждый из нас рождается на земле в одиночку, и уходит один, сколько бы ни было рядом друзей. При рождении на земле вечная душа обретаем физическое тело, через которое затем и проявляются в материальном мире ее склонности и черты характера, которые определяет нас как отдельную личность, отличную от других. Если три первых центра связаны именно с сохранением этой уникальности и отделенности, то с раскрытием четвертого мы уже готовы отстраниться от своей уникальности и ощутить единство Жизни, а себя частью вселенной, движущая сила которой есть чувство Любви, - независимо от того, дарите вы или получаете ее.

* Восприятие жизни, создаваемое на четвертом уровне сознания.
Признак развитого сердца - понимание вселенской Любви, способность разделять свою радость с окружающими и деятельность в соответствии с этим мировосприятием. Человек способен принять людей такими как есть, со всеми их достоинствами и недостатками.
Есть также способность заботиться о других, не ожидая ничего взамен. Он с благодарностью принимает проявления любви к нему других людей, но не ожидает ее от других, понимая, что способность любить - это великий дар и не всем это удается. Он знает, что нет ничего вечного на земле, и все мимолетно в наших чувствах. Состояние его не колеблется от того, любят его или не любят другие. Он свободен от их любви или нелюбви. Его любовь никого не сковывает. Он остается свободен от своей любви, даря ее всем сердцем, и ничего не ожидая взамен. Приходит ли ответная любовь - он не слишком радуется, безответная любовь его не печалит. Он навсегда наполнен богатством вселенской любви, которая не оставляет места ни для чего другого.
Признак пробужденного четвертого центра сознания тот, что приоритетом жизни человека становится счастье других.
* Использование способностей четвертого уровня в повседневной жизни.
Ощущение в себе Любви – это естественное состояние человека с открытым центром сердца. Подобно любви матери к своему ребенку, эта любовь совершенно бескорыстна – в ней нет скрытых мотивов, кроме самой любви. Так мать, посвятившая свою жизнь детям, заботясь о них, испытывает возвышенные чувства материнской любви и самопожертвования. Такие люди легко становятся утешителем для несчастных мира сего, душой компании, ее совестью. Первое пробуждение центра ощущается в редкие мимолетные мгновения как желание совершать добрые дела, когда вы чувствуете внутри себя полную гармонию, все находится в равновесии, и вам не о чем беспокоиться. Если низшие центры уравновешены, - вы ощутите радость внутри себя, а маленькие радости жизни наполнятся смыслом, как события огромного значения. Вы способны задумываться о том, чтобы воспринимать мир не только с точки зрения соревнования в нем с другими, но чувствовать мелодию жизни вселенной, прислушиваться к собственному сердцу. Постепенно такая гармония с миром становится преобладающим восприятием себя самого и его, становится привычной.
Во взаимоотношениях с людьми на этом уровне тоже появляются перемены: исчезает желание обороняться от них и состязаться с ними. Сердце желает сотрудничества с людьми, а не принуждения, хотя желание быть всегда правым порой может низводить снова к низшим центрам с их соревновательными тенденциями. Но чаще всего радость жизни переполняет вас, и как сказал Ошо: «Радость – это проявление полного приятия», поэтому в сердце уже нет места для обороны.

Переход от уровня третьего центра к четвертому является особенно важным, потому что требует коренного пересмотра всего восприятия жизни. Отбросив соперничество и заменив его сотрудничеством со всеми, общаясь с людьми через раскрывающийся центр сердца, - вы начинаете понимать, что в мире достаточно места для всего и всех. От осознания того, что мы все неразделимы и связаны между собою изначально, пробуждается сострадание, потому что вам становится ясно, что для каждого хорошо лишь то, что полезно всем.
По мере развития центра человек обретает чувство всеобъемлющего спокойствия, понимая, что гармония – это естественное состояние, а не редкие счастливые минуты, которые испытывались им и раньше. Теперь уже в случае мимолетного нарушения гармонии можно легко восстановить ее, потому что осознан путь. Поняв, что сконцентрированная жизнь приносит гораздо больше радости, вы спокойно устремляетесь к достижению равновесия на всех уровнях. Постепенно вы становитесь все менее чувствительны к тому, что раньше проводило к дисгармонии и способны ощущать радость как таковую постоянно, - без особых на то причин, - она становится вашим достоянием и присущим вам ощущением жизни. И, как всегда, события следуют за энергией, - поэтому, чем больше времени вы проводите в гармонии с собой, - тем более гармоничные ситуации возникают вокруг вас.
Гармоничность состяния появляется как следствие восприятия жизни через сердечный центр, поэтому вы излучаете покой и радость, вызывая те же ощущения у окружающих и становитесь притягательны для людей. Чем больше вы способны почерпнуть из вселенского источника, тем сильнее люди желают оставаться в вашем обществе, и тем больше вы посылаете им вселенскую энергию, пропуская ее через себя как ее проводник. Но здесь нужна и осторожность, чтобы не растрачивать своей энергии. Нужно научится восстанавливать свои силы, если вы собираетесь отдавать. Личность ограничена, вселенная – нет, поэтому, если вы истощены и обессилены – прикоснитесь к природе, ощутите и впитайте красоту вечного источника. Хорошо, когда на природу регулярно выезжают всей семьей, это позволяет больше помнить,что источник красоты и силы - это вселенская гармония, а не личные отношения. Нам, действительно, дан в виде природы – вечный источник обновления наших жизненных сил.
Пребывая на четвертом уровне сознания, вы начинаете смотреть на жизнь сквозь призму просветленной любви, которая всегда во имя любви, тогда как низших трех уровнях любовь всегда несет в себе скрытый корыстный мотив: безопасность, секс или власть. Цели низших уровней сами по себе таковы, и она окрашивается целью уровня, на котором находится человек, автоматически. Но, по сути, единственное, что вам нужно, - любовь, даруемая сердцем, а не волей, удовольствием или защитой, ибо она - высшая. Сердце не ищет ничего взамен своей любви, - даже ответных чувств или удовлетворения своих желаний и потребностей, - здесь наоборот, - чувство любви, испытываемое вами, настолько переполняет ваше сердце, что вы не вмещаете его делясь его красотой с окружающими. В свете просветленной любви секс видится жалкой карикатурой и пародией на нее и теряет всякую значимость, потому что любящие и любимые взаимодействуют на более высоких уровнях – духовном, ментальном и эмоциональном. Такая любовь невозможна на основе трех низших центров. В сердце все силы вселенной переполняют вас миром и гармонией.

* Проявления неуравновешенного состояния, пробуждающие центр сознания четвертого уровня. Средства, восстанавливающие здоровье этого уровня.

Сентиментальность – главная болезнь неуравновешенного четвертого центра. Неуравновешенное сердце неспособно отделить свои проблемы от проблем окружающих, поэтому связь такого человека с другими является нездоровой: стремление делать что-то для окружающих произрастает из ожидания хорошего отношения с их стороны, а если его нет, то появляется обида. Такие люди говорят кому-то о своей любви, вместо того, чтобы сказать, «Я нуждаюсь в тебе». Они нуждаются больше в безопасности, наслаждениях или власти – трех основных потребностях низших центров. На четвертом уровне неуравновешенность трех низших центров проявляется таким образом. Любовь хотя и возникает в сердце, но ее окрашивает в мутные тона недостаток равновесия низших центров, не позволяя проявиться подлинной свободе, свойственной истинной любви.

Вторая проблема неуравновешенного сердца – это преувеличенное желание отдавать. Щедрость четвертого центра известна, и она бывает не в меру, если не уравновешен третий центр. Часто взаимная щедрость к вам окружающих вознаграждает вас, но вам хорошо не когда вы получаете что-то взамен, а когда отдаете. Может возникнуть ложная мораль: «Лучше отдавать, чем получать», которая побуждает вас отказываться от помощи, услуг и подарков других людей. Но после того, как вы отклоните их предложения люди почувствуют себя неоцененными, это создает неловкость и омрачает их радость, не лучшим образом служа проявлению сердца. Поэтому существует правило с благодарностью принимать то, что другие хотят вам дать, позволяя им, в свою очередь, ощутить радость от того, что они сделали что-то приятное для вас, даже если вы не нуждаетесь в их подарках. Их всегда можно передарить тем, кому они нужны больше, ведь хозяин вещи теперь вы сами. Вопрос ненужности лишних вещей тоже решается здесь просто.

Третье предостережение неуравновешенного сердца заключается в том, чтобы не приписывать окружающим тех качеств, которыми они не обладают, потому что сердце склонно видеть в людях больше хорошего, чем есть на самом деле, - такими, какими оно хотело бы их видеть. И проблема возникает всякий раз, когда такой человек обманывается в духовном потенциале других. В этом случае восстановить равновесие легко честностью по отношению к себе, спросив себя: «Я люблю этого человека за то, кем он может стать, если изменится, или за то, что он вносит в мою жизнь своими усилиями?» если справедливо первое, то вы любите только свое собственное представление о нем, и ваша жизненная сила постоянно перетекает в партнера, стремясь сделать его более адекватным вашему восприятию. Это, на самом деле бывает часто, но проблема возникает острая, если ваше восприятие не совпадает с его собственным представлением о себе. Он не может достичь того, чего вы от него хотите, поскольку это не соответствует его собственной воле, которая выстраивает его жизнь и характер, а вы постоянно лишаетесь жизненной энергии. Он возвращается к старому образу, и, хотя ваше восприятие может подкрепить его волю в достижении его собственного идеала, но он не сможет соответствовать вашему идеалу, если он отличается от его собственного.

Четвертая проблема неуравновешенного центра сердца тоже возникает, поскольку сердечный центр повышает чувствительность не только к любви, но и к страданиям других людей в мире, и можно попасть в ловушку страданий мира. Ошибка здесь в том, что неуравновешенное сердце воспринимает страдания других так, словно в них есть его вина. Корень этого - личностное отношение, идущее от неуравновешенности низших центров. Часто страдания – это часть нашего жизненного пути, и они учат нас больше, чем радость или счастье, а это означает, что они полезны тоже и нужно относиться к ним спокойно.. Ни одна жизнь не проходит без страданий. Поэтому нужно научиться не придавать им излишнего значения. Страдания проходят и уходят, нужно терпение и осознание уроков жизни. Пропуская же через себя страдания мира, вы разрушаете себя. тем не менее, этот жизненный опыт вам тоже нужен: он пролагает ваш путь к новой жизни.
Есть и более частные проблемы неуравновешенности четвертого центра. Если вы чувствуете, что не достигли равновесия в этой области, - вернитесь снова к трем низшим центрам и проверьте их состояние, ответив себе на следующие вопросы:
По равновесию первого центра: «Уравновешена ли моя материальная природа? Живу ли я так, как мне следует жить?»
Второй Центр: «Способен ли я в полной мере наслаждаться каждым моментом жизни?»
Третий центр: «Хватает ли у меня храбрости вступиться за собственные убеждения?»

* Признаки людей, остановившихся в развитии на четвертом уровне сознания: юноши

* Возраст: Не имеет значения
* Мировоззрение: взрослые люди, остановившиеся в развитии своего сознания на уровне сознания юноши, - очень восприимчивы к чувствам окружающих. Они эмоционально отождествляют себя с другими людьми, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Тем не менее, их взаимоотношения нередко осложняются, поскольку они не способны определить степень искренности и истинность направленности питающих их чувств. Их точка зрения как правило такова: «В мире столько несправедливости. Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется на первый взгляд. Меня никто не понимает, - может, я, действительно, ненормальный, раз никто не способен принять меня и мою точку зрения? Но я буду искать ответы на эти вопросы, пока не найду, - ведь где-то они должны быть». У этих взрослых юношей часто возникают сложности с самоуважением, поскольку они не знают своего места в этом мире.
* Способности: Эти люди обладают высокоразвитыми индивидуальными способностями, которые позволяют достичь им заметных высот во многих областях жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Проявление ими своих способностей облегчается их обостренным восприятием окружающего мира и чувством личной ответственности за проведение в жизнь прогрессивных мероприятий и реформ. Они не боятся выражать свое несогласие с политикой их правительства, компании или основами их религий. Их не страшит большая арена действий, и они готовы для вступления в политическую борьбу или к разрешению проблем мирового масштаба. Они, как правило, упорно трудятся во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное вознаграждение. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.
* Мысли и эмоции: Эти люди очень идеалистичны в своих мыслях и нередко выступают основателями новейших философских и идеологических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Предлагаемые ими социальные реформы зачастую очень тщательно продуманы, но содержат изъяны, которые по ходу дела необходимо корректировать, чтобы реформы приносили желаемый результат. Творцы и созидатели, эти взрослые юноши очень привязаны к своим идеям и не жалеют ради них своей жизни. Тем не менее, они остаются открытыми для восприятия и пони-мания идей окружающих. Их эмоциональная жизнь очень интенсивна и они обращаются за помощью к психотерапевтическим и иным методам, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы. В их жизни часто царит беспорядок, что затрудняет окружающим их понимание. Людям, остановившимся на младенческой или подростковой стадиях развития, - понять их вообще невозможно.
* Акцентирование внимания: Внимание направлено на понимание себя и окружающих, они сориентированы на развитие отношений и наполнение их эмоциональным содержанием. Они не сориентированы на славу и богатство, хотя на них каким-то образом может свалиться и то, и другое. Подобные вещи стимулом для них не являются. Они ориентированы на поиск ответов на свои действительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.
* Деятельность: Могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные результаты во всем, за что берутся. Их интересы часто уводят их в сферу искусств или служения людям, где они, действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Такие люди - большие экспериментаторы и авантюристы, ведущие, как кажется, жизнь на грани риска. Они экспериментируют во всем, что попадается им на пути, от приготовления пищи до выполнения любых действий и постоянно подвергают сомнению традиционные методы и подходы к изучению мира. Это понуждает их к исследованию различных философских взглядов, культур и религий. Таких людей можно повсюду видеть с плакатами в руках на демонстрациях против того, что вызывает всплеск их возмущения: ведение войны или дальнейшая разработка ядерного оружия.
* Ценности: Эти взрослые юноши ценят одиночество, время, когда они могут восстановить свои силы после очередного стресса, вызванного сложностями мира. Они ценят произведения искусства, философию, свободу самовыражения и свободу исследования жизни во всех ее проявлениях, особенно без излишнего к ним внимания со стороны окружающих. Они дорожат своими новыми идеями и открытиями, им нравится находиться рядом с теми, кто стремится к внутреннему развитию. Эти люди высоко ценят чувство личной ответственности за изменение мира. Их ценности включают в себя экологию и права животных. В духовном плане взрослые юноши часто обращаются к религиям, направленным на общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывать в тишине, одиночестве и медитации. Они ищут в религии ответы на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы они проводили в жизнь принципы, которые они проповедуют. Часто они остаются агностиками, потому что не понимают, почему Господь одобряет земные страдания. Взрослые юноши проявляют большее спокойствие в восприятии смерти, чем люди, остановившиеся на более ранних стадиях развития. Они обеспокоены лишь тем, что смерть настигнет их раньше, чем они успеют все выполнить и внести свой вклад в развитие человечества. Они часто страдают из-за неудовлетворенности своим телом и часто отказывают себе в физическом совершенстве. Однако с течением лет, они воспринимают себя со все большей терпимостью.
* Отношения: Если взрослые юноши не испытывают сильного внутреннего напряжения или порывов самоуничижения, они поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. С окружающими способны поддерживать глубокие прочные отношения, способные продолжаться длительный период времени. Они не склонны перекладывать свои беды на плечи окружающих, понимают страдания и чаяния людей, но воспринимают их отдельными от себя. Они способны эмоционально идентифицировать себя с животными и испытывать привязанность к ним. Они без труда могут установить контакт и со страусом, и попугаем, и часто держат домашних животных, уютнее себя чувствуют на лоне природы, нежели в толпе людей. Осквернение лесов и рек вызывает у них глубокое расстройство.
* Примеры: Это реформаторы, терапевты; люди, живущие напряженной эмоциональной жизнью; учителя, исследователи. Это люди, интересующиеся мировыми религиозными учениями, ищущие возможности усовершенствования мира; интересующиеся метафизикой, астрологией, спелеологией и тому подобными вещами. Это участники антивоенных демонстраций и выступлений за гражданские права; активисты, артисты, музыканты и художники, ощущающие себя общественным рупором; либералы. Здесь можно назвать Бетховена, Эрнста Хемингуэя, Моцарта и других.
* Страны со значительным количеством людей этого уровня сознания: Италия, Канада, Россия, Польша, Англия, скандинавские страны, северо-запад и юго-запад США. Эти народы составляют примерно 1/3 часть от общего населения земного шара. Они также тяготеют к организациям и сообществам, где они смогли бы найти взаимопонимание.

* Поддержание состояния сознания на четвертом уровне.
Поддержание четвертого центра в уравновешенном состоянии требует от человека полной самоотдачи, наполняя его жизнь глубочайшим смыслом. Очень легко поддаться зову сердца и окунуться в океан эмоций, свернув с пути. Но чем чаще вы прислушиваетесь к сердцу, тем реже происходят испытания, способные отвлечь вас от цели и сокращается время, которое требуется на возвращение. Лучше вынырнуть навсегда из этого океана эмоций и переключить свое внимание на деятельность и осознание, которые удержат вас на нужной волне. Всегда помните, что просветленная любовь – это самая мощная сила во вселенной, которая меняет жизнь кардинальным образом, дарит только радость, уводит с уровня борьбы, совершенно естественной с точки зрения трех низших центров. Все события жизни на плане сердца связаны теперь с озарениями благодатью, - они связаны с тончайшими уровнями, хотя жизнь идет своим чередом. Сострадание к мучениям мира перерастает в действие, и появляется стремление сделать все, что по силам, чтобы облегчить боль других.
Переход с третьего уровня сознания на четвертый кардинален и поэтому всегда очень долог и труден, ведь в течение него требуется полностью изменить свое отношение к жизни, в частности, – отказаться от чувства соперничества и борьбы за первенство, должно преобразоваться ощущение своей отделенности и уникальности в чувство единого целого всего живущего на земле. И награда будет велика: придет сказочное ощущение единства со всеми людьми, причастными к единению – чувство истинной жизни. Вслед за этим естественным путем изменится подход к жизни и отношение к окружающим.

Есть три вида любви, порожденной четвертым центром: личная, сострадательная и вселенская.
* Личная любовь – это невообразимое наслаждение от любви к близким. Это истинное чувство, побуждающее вас разделить свою радость с близкими вам людьми. Когда ваш четвертый центр открыт, вы хотите, чтобы и ваша романтическая влюбленность тоже была вечной. Но личная любовь, тем не менее, еще сильно связана с тремя первыми личными центрами, поэтому из-за привязанности есть страх потерять объект любви. По мере перехода на другие стадии эти страхи ослабевают и исчезают совсем при достижении уровня любви вселенской.
* Сострадательная любовь
– это чувство возникает и к самым близким людям, и к тем, кого вы никогда не встречали. Здесь вы полностью уходите от любви личной. Это безличное чувство. По мере того, как вы способны охватить душой всю планету, это ощущение теплой любви пронизывает все ваше существо. Сострадание появляется от осознания, что все страдания людей происходят из-за их чувства отделенности друг от друга, причиной чего является в пребывания их сознания на низших трех ступенях, и вы ищете пути их просвещения. Сердце не судит тех, кто еще барахтается в низших ступенях развития, а, наоборот, излучает доброту. Вы стремитесь помочь страдающим обрести ту радость, которой наполнило вас пребывание на уровне сердца. Сострадающее сердце ощущает красоту каждой души, стремящейся к более высокому уровню сознания, оно не лишает других права на ошибки, вы часто говорите себе, видя их ошибки что-нибудь типа: «Конь о четырех ногах, и тот спотыкается», - и есть способность прощать безгранично. Но чтобы сострадательная любовь не причинила вам вреда, три ваших низших центра должны быть абсолютно здоровы, - у вас не должно быть погружения в их страдания или желания жертвоприношений. Если вы помогаете, то с чувством врача, лечащего болезнь, но не принимающего ее в себя,- есть отрешенность от болезни. Само собой разумеется, вы не должны увеличивать подобными страданиями, воспринятыми от других людей копилку страданий мира. Любовь должна оставаться любовью, и облегчать страдания других вы можете, только когда найдете Божественную опору и защиту в своем собственном сердце.
* Вселенская любовь.
Пребывая на четвертом уровне, вы находитесь всего в нескольких шагах от ощущения небес на земле. Три первых низших центра принадлежат земле, три высших центра принадлежат небу. Высшие и низшие энергии сливаются в четвертом центре, и в результате их соединения рождается любовь. Это любовь ничем не обусловлена, она не имеет ни причины, ни объекта, - она просто живет в вас и от переизбытка проливается на все, с чем бы вы не соприкасались. Она ничем связанная, не имеющая причины, не стремится к обладанию, она бескорыстна. Когда мистики и отшельники говорят, что любовь пронизывает все их существо, мы понимаем, что они говорят именно об этом аспекте просветленной любви – любви «пробудившегося сердца». При гармоничном сердечном центре вы, действительно, способны погрузиться в океан любви и ощущать поток вселенской любви пронизывающий все ваши проявления. Если это чувство постоянно, - многие люди устремятся к вам, и вы сможете щедро делиться с другими сокровищами своего духа. Источник вашей энергии неисчерпаем, хотя к концу дня вы можете слегка утомиться. Если же есть упадок сил, значит, какие-то действия были неправильные, и следует тут же обратиться к сердечному центру, проверить личностные уровни сознания, - возможно, где-то были ошибки, которые можно исправить. Вы уже умеете читать энергетические сигналы и сможете наполниться силой Источника. Восстановив силы, вы опять готовы встречаться с окружающими. Вселенская любовь безгранична и позволяет быть благодарным и щедрым, осознав неисчерпаемость жизненного опыта. Найдя Царство Божие внутри себя, вы уже понимаете, что «все остальное приложится к вам» и не слишком тревожите себя бытовыми вопросами, они и на самом деле, решаются как бы сами по себе, естественно и мимоходом, пока вы занимаетесь вопросами более высокого порядка.
На уровне вселенской любви исчезают все привязанности, проистекающие от страхов низших уровней. На этом уровне исчезает всякий страх. Страх и любовь – это вещи несовместимые, поэтому внимание должно быть всегда на том, что укрепляет любовь и веру. Внимание здесь важная вещь. Когда вы заняты развитием в себе любви и созидания, то эти свойство придают вашей жизни новый смысл.

* Цель, достигаемая человеком на четвертом уровне сознания.
Цель сердечного центра – ощущение всеобщей любви. Даже любовь к близким людям обретает черты всеобъемлющей любви ко всем существам и не несет в себе никакой привязанности, даруя свободу волеизъявления близкому человеку. Чувство гармонии стирает отделенность между человеком сердца и другими людьми, поэтому именно здесь достигается коллективный уровень деятельности, в отличие от первых трех личностных уровней, отделяющих людей друг от друга соперничеством. Заметим, что три центра выше сердца являют собой высшие коллективные аспекты человеческого «я», усиливающие связь со вселенской энергией. Центр сердца, находясь между ними, есть место, где встречаются коллективный и персональный аспекты внутреннего «я», здесь эти энергии соединяются и разделяются друг от друга одновременно. Сердце связывает жизнь личную и духовную, связывает в себе личное эго и дух. Здесь ощущается жизненная сила низших центров вместе с благодатью и вдохновением, приносимыми из последующих трех. Целостный сердечный центр уравновешен вертикально и горизонтально, часто именно здесь находится невидимо душа, управляющая всеми силами человека.
Пробуждение энергий коллективных центров всегда влечет за собой ответственность. Это качество приходит со временем, и когда оно полностью осознано, то приносит глубокое удовлетворение. Те, чье сознание пребывает на уровнях высших центров, никогда не задаются вопросом, в чем цель жизни, - они это знают. Это знание рождается с открытием высших центров.
Кода вы переходите на уровень сердца и живете на нем, то естественным образом стремитесь помочь другим обрести это знание, ощутить любовь. Вы обращаете внимание людей на любовь и красоту, и они чувствуют атмосферу покоя, окутывающую вас, понимают, что вы никого не судите, спокойно раскрывают свои проблемы. Ваше присутствие создает для них безопасную поддерживающую среду. Сердце, открытое всем, вдохновляет людей не судить других, и вы ощутите осмысленность своего существования, когда увидите, что сердца других тоже раскрываются навстречу любви и состраданию. Вы подводите и других людей к состраданию. В состоянии пробужденного центра сердца жизнь удивительно наполнена. Здесь проявляется вера в действии, а те качества, которые окружающие видят в вашей жизни, подводят их к раскрытию собственного сердца.


Самое обсуждаемое
Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь
Что нужно было чарли чаплину для фильма Что нужно было чарли чаплину для фильма
Гоголь очень краткая биография для детей Гоголь очень краткая биография для детей


top