Анализ пьесы "вишневый сад" и ее композиция. Сочинения Вишневый сад идея

Анализ пьесы

Какая главная тема пьесы "Вишневый сад" Антона Чехова? Это произведение достойно серьезного внимания современного читателя и его широко изучают, и чтобы разобраться в теме пьесы, кратко рассмотрим, какие события произошли в жизни Чехова несколько ранее. У семьи Чехова было неплохое имущество, они владели домом, а кроме того у отца была своя лавка, однако в 80-х годах 19 века семья порядком обеднела и накопила долги, поэтому дом и лавку пришлось продать. Для Чехова это стало трагедией и сильно повлияло на его судьбу, оставив глубокий след в памяти.

С размышлений об этих событиях и началась работа Чехова над новым произведением, поэтому главная тема пьесы "Вишневый сад" - это продажа на аукционе родового дворянского имения, чему послужило обеднение семьи. Ближе к 20 веку в России такое повторялось все чаще и чаще.

Композиция пьесы "Вишневый сад"

В пьесе четыре действия, рассмотрим композицию пьесы "Вишневый сад" по порядку, с первого действия по четвертое. Сделаем небольшой анализ действий "Вишневого сада".

  • Действие первое. Читатель знакомится со всеми персонажами, с их характером. Интересно, что по тому, как относятся герои пьесы к вишневому саду, можно судить об их душевном настрое. И тут раскрывается первый конфликт произведения, заключенный в противоборстве того что было и настоящего времени. Например, сестра и брат Гаевы, а также Раневская представляют прошлое. Это богатые аристократы - они раньше владели большим имуществом, и теперь вишневый сад и дом напоминают о былых временах. А Лопахин, стоящий в этом конфликте с другой стороны, думает о прибыли. Он считает, что если Раневская согласится стать его женой, они спасут поместье. Это анализ первого действия "Вишневого сада".
  • Действие второе. В этой части пьесы Чехов показывает, что раз хозяева со своими слугами прогуливаются по полю, а не по саду, значит, сад полностью запустили, что даже ходить по нему невозможно. Здесь хорошо видно, как Петя Трофимов представляет свое будущее.
  • Действие третье. В этом действии происходит кульминационный момент. После продажи поместья Лопахин стал новым владельцем. Он чувствует себя удовлетворенно, потому что сделка прошла успешно, однако печалится, что теперь ответственность за судьбу сада несет он. Получается, придется сад уничтожить.
  • Действие четвертое. В родовом гнезде пусто, теперь здесь нет пристанища единой и дружной семье. Сад вырублен под самый корень, и фамилии больше нет.

Таким образом, мы рассмотрели композицию пьесы "Вишневый сад". Со стороны читателя видно в происходящем трагедию. Однако сам Антон Чехов не сочувствовал своим героям, считая их недальновидными и бессильными, не способными глубоко переживать.

В этой пьесе Чехов философски подходит к вопросу о том, каково ближайшее будущее России.

В пьесе нет классической завязки, кульминации и драматического действия в классическом понимании этих понятий. «Вишневый сад», как и все пьесы Чехова, отличается от привычных драматических произведений. Он лишен эффектных сцен и внешнего разнообразия.

Главное событие — продажа имения с вишнёвым садом — совершается не на глазах зрителей, а за сценой. На сцене зритель видит сцены будничной жизни (люди говорят о бытовых мелочах, ссорятся и мирятся, радуются встрече, грустят о предстоящей разлуке).

В комедии 4 действия, которые не делятся на явления. Временные границы действия пьесы — с мая по октябрь. Композиция кольцевая — пьеса начинается приездом Раневской из Парижа и заканчивается её отъездом в Париж.

В самой композиции отражена бессодержательная, унылая и бедная событиями жизнь дворян. Чтобы понять отношение автора к происходящему и персонажам, надо обратить пристальное внимание на тщательно продуманную систему образов, расстановку действующих лиц, чередование мизансцен, сцепление монологов и диалогов, на отдельные реплики и авторские ремарки.

Действие первое

Экспозиция. Персонажи в ожидании приезда Раневской из Парижа. Зритель видит обстановку в доме, где каждый говорит и думает о своём, где царит атмосфера отчуждённости и разобщённости.

Завязка. Появляется Раневская с дочерью. Выясняется, что имение выставлено на торги. Лопахин предлагает отдать его под дачи, но Гаев и Раневская не в состоянии принять такое решение.

Это начало конфликта, но не столько между людьми, сколько между поколениями, прошлым и настоящим. Вишнёвый сад — метафора красивого прошлого дворян, которые не в состоянии сохранить его. Само время несёт в себе конфликт.

Действие второе

Развитие действия. Решается судьба вишнёвого сада и имения Раневской.

Действие третье

Кульминация. Где-то за сценой идёт продажа имения и вишнёвого сада, а на
сцене — нелепый бал, устроенный Раневской на последние деньги.

Действие четвёртое

Развязка. После разрешения проблемы все успокаиваются и устремляются в будущее — разъезжаются. Слышны удары топора — это вырубают вишнёвый сад. В заключительной сцене старый слуга Фирс остаётся в заколоченном доме.

Своеобразие композиции — в естественности развития действия, осложненного параллельными линиями, отступлениями, бытовыми мелочами, внесюжетными мотивами, в характере диалогов. Диалоги разнообразны по содержанию (бытовые, комические, лирические, драматические).

События в пьесе можно назвать лишь репетицией конфликта, который случится в будущем. Неизвестно, что будет с персонажами пьесы дальше и как сложится их жизнь.

Драматичность «Вишнёвого сада» заключается в том, что трагические события произойдут после окончания пьесы. Автор не раскрывает, что ждёт персонажей в будущем, как таковой нет развязки. Поэтому первый акт выглядит как эпилог, а последний – как пролог драмы.


А.И.Ревякин. "Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова"
Сборник статей "Творчество А.П.Чехова", Учпедгиз, Москва, 1956 г.
OCR сайт

Третий этап русского освободительного движения, характеризовавшийся усложнением социальных отношений и противоречий, обусловил новый, более высокий уровень развития прогрессивной художественной литературы.
На этом этапе освободительного движения русский критический реализм вступил в завершающую стадию своего развития.
Достижения критического реализма этой поры выразились в дальнейшем углублении его лучших традиций, т. е. еще большим приближением к жизни, ещё большей правдивостью художественного изображения действительности.
А. П. Чехов подчёркивал необходимость органической, предельной связи литературы с жизнью. «Художественная литература, - утверждал он, - потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле» (А. П. Ч е х о в, Полное собрание сочинений и писем, т. 13, Гослитиздат, М., 1949, стр. 262).
Показ жизни «такою, какова она есть на самом деле» является основополагающим художественным принципом Чехова. Этот принцип нашёл яркое выражение как в содержании, так и в форме «Вишневого сада».
В пору появления комедии «Вишневый сад» тема гибели старых дворянских усадеб и переход их в руки буржуазии, капиталистических предпринимателей, не была новой и оригинальной. На эту тему откликались многие писатели XIX века, в частности М. Е. Салтыков-Щедрин («Убежище Монрепо») и А. Н. Островский («Горячее сердце», «Волки и овцы», «Светит, да не греет»). Особенно широкое распространение эта тема получила в самом конце ХIХ и в начале ХХ века.
Среди многочисленных пьес, воплощавших эту тему, наиболее щего внимания заслуживают «Закат» А. И. Сумбатова (1899), «Дело жизни» Н. И. Тимковского (поставлена в Московском Малом театре в 1903 году) и «Искупление» И. Н. Потапенко (1903).
Но в сравнении с комедией «Вишневый сад» всем этим пьесам не хватает ни тематической широты, ни идейно-психологической глубины, ни художественного мастерства.
В пьесе «Закат» А. И. Сумбатова изображается экономическое и моральное оскудение дворянства, нагло-циническое хищничество буржуазии, но не показывается никакого просвета, выхода из создавшегося положения, если не считать приезд в губернию видного петербургского чиновника для выяснения мер по предотвращению бедственного положения населения.
В пьесе «Дело жизни» Н. И. Тимковского бесстыдному хищничеству дворянства и буржуазии противопоставляется благородная деятельность землевладельца Черемисова и земского врача Корягина, охваченных народническими идеями и стремяшихся облегчить жизнь крестьян путем земских и благотворительных мероприятий.
Характеризуя жизнь крестьян, Корягин говорит: «Живут в тесноте, в грязи, спят все вместе» (д. 1-е, явл. 10), а Черемисов добавляет: «Почва бедная, народ темный, из года в год неурожаи, разорение хозяйств» (д. 1-е, явл. 11).
Черемисов и Корягин работают на благо народа не покладая рук, но их труды не улучшают его положения. И Черемисова охватывают сомнения, которые он и высказывает своей дочери: «Мы ждем, что вот-вот взойдет какое-то солнце и все озарит кругом, мы верим в это. А взойдет ли оно? Озарит ли? А если попрежнему будет все моросить и конца не будет этой беспросветной мути? Устал я... (Подходит к Тане.) И ты, я вижу, голубка моя, устала... или душа у тебя болит?.. (Кладёт ей на голову руку.) Не пора ли нам с тобой, Танюша, взяться за ум, а? Перестать надрываться, пожить хоть год спокойно, беззаботно? Ведь жизнь уплывает, уплывает...» (д. 4-е, явл. 9).
Эти пессимистические раздумья прерываются криками о пожаре в соседнем селе, где «полная беспомощность» и может сгореть «последнее». Черемисовы едут на пожар помогать крестьянам.
Черемисовы не оставят своей общественной деятельности, они не изменят народу - таков смысл их выезда на пожар. Но это не снимает ощущения полной бесперспективности в состоянии крестьян, находившихся в кабале у помещиков и купцов.
В пьесе «Искупление» И. Н. Потапенко рисуется экономическое оскудение и духовное вырождение когда-то знатного и богатого дворянского рода Сандаловых.
Сандаловы, моральные уроды, дегенераты, размотали свое огромное имение, уже назначенное к торгам за долги, и требуют от опекуна, честного труженика Валежникова, бывшего мужа их сестры, чтобы он заложил их второе, маленькое, имение. Опекун пытается сохранить имение, часть которого принадлежит его несовершеннолетнему сыну. Но Сандаловы доводят Валежникова угрозами, инсинуациями и шантажом почти до безумия. Выведенный из терпения подлостью своей бывшей жены, он стреляет в нее из случайно подвернувшегося револьвера.
Перед выстрелом он говорит ей: «Вы развратили и изуродовали душу моего сына... Вы врываетесь в мой дом, оскорбляете мою семью, топчете вашими грязными ногами моё святое... Вы отняли у меня способность здоровой жизни, вы отравили мой мозг, я больше уже не разумное существо, отвечающее за каждый свой шаг»...
Эти пьесы, как и другие, например «Пустоцвет» Н. Л. Персияниновой (1903) или «Вопрос» А. С. Суворина (1903), раскрывали интересующую нас тему по преимуществу в морально-психологическом, интимно-бытовом плане и не давали ей необходимого социального разворота. Их конфликты носили узко личный характер.
Иначе подошёл к той же теме Чехов. Он увидел в ней сложный конфликт большого социального значения.
Пьеса «Вишнёвый сад» отличается широтой и глубиной содержания. Это пьеса о прошлом, настоящем и будущем России, как оно представлялось Чехову в самом начале ХХ века.
Основная тема «Вишневого сада» - ликвидация дворянских гнёзд и утрата их владельцами (Раневской и Гаевым) экономического и общественного влияния, торжество сменяющей дворянство буржуазии (Лопахин), рост в жизни новой социальной силы, противостоящей и дворянству, и буржуазии (Трофимов и Аня).
В пьесе «Вишнёвый сад» основной конфликт, отражая глубинные общественные противоречия конца XIX - начала XX века, состоит в борьбе за вишневый сад, назначенный к торгам.
Владельцы вишневого сада Раневская и Гаев желают сохранить за собой вишнёвый сад, являющийся символом старых, феодально-крепостнических устоев жизни, в том его виде, в каком он находится. Лопахин же считает необходимым превратить вишнёвый сад в промышленно-капиталистическое предприятие.
Лопахин не является врагом Раневской и Гаева. Он их друг и союзник. Предлагая превратить вишнёвый сад в промышленное предприятие, Лопахин имел в виду экономические интересы Раневской и Гаева. Его предложение являлось единственным средством сохранить вишневый сад за старыми владельцами.
Раневская и Гаев не послушались делового совета Лопахина. Не найдя необходимых средств для уплаты процентов за свои долги, они лишились имения. На торгах вишневый сад был куплен Лопахиным.
Конфликт между Раневской - Гаевым, с одной стороны, и Лопахиным, с другой, не исчерпывает содержания пьесы. Он органически объединяет другие конфликты, раскрывающиеся в пьесе.
Углубляя достижения своих предшественников, стремясь к наиболее полному, многостороннему отображению жизненного процесса, Чехов осложнил основной сюжетный конфликт пьесы «Вишневый сад» (борьба за имение) параллельными конфликтамя (Трофимов - Раневская, Гаев и Лопахин; Варя - Лопахин; Дуняша - Яша; Епиходов - Яша), мотивами (Пищик - Раневская - Гаев; Раневская - Шарлотта) и эпизодами (встреча с Прохожим).
Наряду с изображением смены дворянства буржуазией и формирования новых, демократических сил, неудовлетворенных капиталистическими порядками, Чехов ставит в этой пьесе проблемы труда и положения трудящихся, подлинного счастья, истинной красоты, настоящей любви и действенного патриотизма.
Основной идейный пафос «Вишневого сада» проявляется в отрицании остатков барско-поместного, самодержавно-крепостнического строя, уже давно изжившего себя, связанного с беспросветно тяжелым положением трудового люда, с бескультурьем; в пьесе признается роль буржуазии как относительно прогрессивной, временно необходимой силы, способной внести в жизнь частичные улучшения; здесь утверждается и тот неоспоримый факт, что в жизни формируется новая социальная сила, противостоящая не только дворянству, но и буржуазии.
Чехов верил, что эта новая общественная сила призвана перестроить жизнь на началах подлинной человечности, гуманности и справедливости.
Обличая прошлую и современную ему жизнь, писатель приветствовал в лице Пети Трофимова и Ани Россию будущего.
Трофимов, призывая всех к труду на общее благо, к участию в переустройстве жизни, говорит: «у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... Мы отстали, по крайней мере, лет на двести...».
Важно отметить, что в этой пьесе критика общественных условий ведется не только Трофимовым, но и другими действующими лицами, разумеется, с иных позиций.
На дурацкую жизнь жалуется Лопахин, на неудовлетворительные порядки ворчит Гаев, на серость быта указывает Раневская.
Всей совокупностью образов пьесы Чехов убеждает своих читателей и зрителей, что нелепа вся тогдашняя жизнь, основанная на ложных социальных принципах.
В пьесе нет ни одного персонажа, довольного своим существованием, окружающей его действительностью. Нескладна жизнь всех лиц, населяющих пьесу. Здесь все люди разобщены, разъединены. Их жизнь в той или иной мере изломана, несчастна.
Дуняша и Яша испорчены дурным влиянием своих господ. Судьба Дуняши верно раскрыта словами Фирса: «Закрутишься ты». Глубоко несчастна и одинока Шарлотта: «Откуда я и кто я, - не знаю, - говорит она. - ... Так хочется поговорить, а не с кем... Никого у меня нет».
Окружающая жизнь не дала Епиходову верного направления, и он даже не знает, чего ему хочется: «Жить... али застрелиться».
Варя, уставшая от нескладной жизни, мечтает о монастыре.
О всеобщей жизненной неурядице той поры очень хорошо сказал Фирс: «Теперь все враздробь, не поймешь ничего».

Авторская пьеса «Вишневый сад» знаменитого писателя Антона Павловича Чехова написана в смешении двух стилей. Антон Павлович писал пьесу, более склоняясь к комедийному жанру, пытаясь раскрыть тему родовых поместий, прибегнуть к столь ценимому понятию, как «имение», развить мысль о будущем населения своей страны. Однако литературные критики отмечают принадлежность данного произведения к трагедии и драме. Благодаря таким расхождениям в жанре, каждый читатель может наблюдать, как драма вытекает в трагикомедию.

В сюжете «Вишневого сада» лежат различные истории людей, которые в те времена попадали в кризис собственных финансов, лишались собственных родовых поместий.

Центральным образом пьесы собственно и является вишневый сад. Хозяйкой такого владения является Любовь Раневская, которую один из героев склоняет к продаже родового имения. Сам вишневый сад является лейтмотивом всех сцен, соединяя в себе различные временные планы. Для Раневской сад – это нечто такое трепетное из светлого детства, которое дает теплые воспоминания, это место, где душа питается положительной энергетикой. Вокруг судьбы родового поместья строится сюжет пьесы. В первом действии строится план по спасению заложенного имения от торгов, в третьем – имение продается и четвертое действие раскрывает читателю лирическую ноту расставания с прошлым.

Характерной чертой для данного произведения является то, что Чехов не подразделяет героев на хороших или плохих и главных и второстепенных. Он делит их на три группы, выделяя их по временным рамкам. Первая группа включает в себя представителей прошлого поколения – это сама Любовь Раневская, Гаев, лакей Фирс. Во вторую группу попадают люди настоящего времени, в сюжете пьесы это единственный герой в лице предприимчивого купца Лопахина. И, наконец, третья группа собирает в себе прогрессивную молодежь того времени Петра Трофимова и Ани.

В центре сюжета лежит судьба вишневого сада, продажа родового имения, в которой разворачиваются противоборство новой и старой эпохи. Кульминация сюжетной линии таится в третьем действии пьесы, где родовое имение продается и финальная развязка раскрывается в финальной четвертой сцене. На смену старой привычной дворянствующей России приходит молодежь и начинающие предприниматели. Главной причиной к возникновению конфликта является не социальное противоборство, а борьба самих персонажей с окружающими их условиями. Такой конфликт во времени раскрывается только через познание будущих изменений в жизни народа.

Чехов в произведении «Вишневый сад» хотел побудить своего читателя философски мыслить о предстоящем будущем, о новой эпохе, которая возрождается вокруг, прибегая к самоанализу.

Вариант 2

Произведение представляет собой лирическую комедию, ключевой темой которой становятся авторские размышления о будущем страны и ее населения. В основе пьесы лежит история о вынужденной аукционной продаже родового имения обедневшим дворянским семейством.

Своеобразием произведения является его жанровое изложение, которое с точки зрения писателя представляется комедией, а с точки зрения литературоведческого общества и театралов демонстрирует драматические элементы. Таким образом, чередуя драматические и комические сцены писатель достигает художественную реальность пьесы.

Отличительной особенностью произведения признается новаторство автора, выразившееся в отсутствии разделения героев пьесы в качестве либо отрицательных, либо положительных персонажей, разбив их лишь на три категории, первая из которых представляет людей прошлого поколения в лице дворян-аристократов Раневской, Гаева и лакея Фирса, ко второй группе причисляются люди настоящего времени в ярком представлении предприимчивого купца Лопахина, а в третью категорию автор относит людей будущего в лице прогрессивной молодежи того периода Петра Трофимова и Ани.

Структурная композиция пьесы состоит из четырех действий, которые не разделяются на самостоятельные сцены, при этом временной промежуток произведения составляет около полугода, начинаясь весной и заканчиваясь серединой осени. В первом действии представляется мизансцена завязки сюжетной линии, которая возрастает с напряжением во втором действии, третье действие характеризуется кульминацией сюжета в виде продажи родового имени, а четвертом наступает финальная развязка. Художественное содержание пьесы развивает эмоционально-психологический фон, заключающийся в описании внутренних переживаний персонажей.

Произведение также отличается полным отсутствием выраженных внешних конфликтов, а также динамизмом и непредсказуемыми сюжетными поворотами, которые подчеркиваются ремарками автора, монологами, паузами, создающими впечатление особой недосказанности и придающие произведению неповторимую изысканную лиричность.

Анализ 3

Знаменитому писателю Антону Павловичу Чехову удавалось сочинять не только рассказы, но и оригинальные пьесы. Известная на сегодняшний день его пьеса – это «Вишневый сад», которая писалась с 1903 по 1904 год. Усердствуя над своим творением, Чехов ясно показал смену социальных укладов.

Знакомясь с произведением, становится понятно, что в центре пьесы находится сам Вишневый сад. Его владелицей является Любовь Раневская, которую Лопахин подговаривает продать прекрасную красоту, дабы сдавать в аренду и получать приличную сумму доходов. Но в чем же проблема? Незадача кроется в том, что для Раневской сад – это, прежде всего, детство, это светлые воспоминания, что овевают при одном лишь представлении о чудесных просторах родного места. Это радость, это счастье, это её родственная душа. Она не может вообразить собственную жизнь без него! Для героини, так же как и для её брата, Вишневый сад – это ни недвижимость, ни средство к существованию, как мыслит Лопахин. Нет, это не так. Сад – это дом, где их сердце, дом, в котором чувствуешь себя в своей тарелке, дом, где ты свободен, душа получает эстетическое удовольствие!

Антон Павлович не только анализировал состояние российского общества, его поведение, но и отражал в своих героях анализ прошлого России, размышления о её будущем. Любой из персонажей Чехова связан с темой прошлого, либо темой настоящего, либо будущего.

За олицетворение прошлого нашей страны отвечают старые хозяева, руководствующие садом. Это Любовь Раневская и, соответственно, её брат Леонид Гаев. Основное, что их выдает – это неприспособленность к трудовой деятельности.

Стоит понимать, что судьбы персонажей зависят от участи Вишневого сада. Но решение Раневской оставляет желать лучшего, ибо она продает сад, который являлся душевным достоянием, лучшим лекарством от невзгод. Вместе с ним уходит тысячелетняя культура дворянства. Те, кто владеет Вишневый садом, являются нерешительными, слабохарактерными в трудных ситуациях. И от своей трусости эти люди терпят неудачу, ибо время их прошло… Получается, что место героини Раневской занимает Лопахин, это новое поколение, жадное, ищущее во всем выгоду для себя. И это трагично, так как пополнение мира подобными поведенческими людьми отрицательно сказывается на жизнях окружающих.

Во время прочтения книги Чехова ощущается одиночество, веет конец, обрыв во тьму, откуда нет выхода. Этим и показывается, что решение, которое принимает Раневская по поводу сада, является ошибочным, ибо вместе с Вишневым садом продается её детство, душа…

Поэтому произведение Антона Павловича настолько поразительно по своему содержанию и необычно. В пьесе поставлено множество проблем, которые Чехов в свое время видел, он воспринимал каждую деталь всерьез. Он изобразил, тем самым, то, что его тревожило и волновало: подчинение, трусость человека перед серьезным решением. Никогда не следует отдавать то, что принадлежит именно тебе, то, что приносит счастье и неимоверную радость. Не стоит с этим прощаться легко! Важно стоять за своё до конца! Нужно быть сильным и смелым, иметь твердый характер, стойкую силу воли, дабы не сломаться под очередной проблемой. Чехов тем и удивителен: настолько пишет проникновенно, что мысли после прочтения его рассказов не оставляют в покое! Так и должно быть!

Вишневый сад - анализ для 10 класса

Сюжет пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» основан на многочисленных историях, связанных с продажей родовых поместий дворянами. В то время многие из них лишались имущества, терпели серьезные финансовые трудности и в том числе нередко были вынуждены продавать с аукциона свои родовые гнезда. Интересно, что подобная ситуация произошла и с самим автором, когда его отцу из-за долгов пришлось продать лавку и дом. Все это сильно повлияло на жизнь Чехова и его будущую писательскую деятельность. В пьесе «Вишневый сад» Чехов рассматривает аналогичную проблему, анализирует психологическое состояние людей, которым суждено было лишиться собственного дома.

Классический подход к анализу пьесы Чехова заключается в следующем. Героев произведения делят на три группы по временному критерию. К первой из них относят аристократов Гаева, Раневскую и лакея Фирса – представителей старой эпохи. Вторую категорию времени настоящего представляет один-единственный персонаж - купец Лопахин. Третья группа – это люди будущего, к числу которых относятся Петя Трофимов и Аня. При этом в пьесе отсутствует разделение героев на «хороших» и «плохих», главных и второстепенных. Такая подача сюжета стала характерной чертой авторского почерка Чехова, которая в дальнейшем прослеживалась в его будущих пьесах.

В центре сюжета – история продажи родового имения с вишневым садом, при этом какой-либо открытый конфликт в пьесе отсутствует. Если здесь и есть какое-то противостояние, то выражается оно в неком противоречии двух разных эпох – новой и старой. Разорившиеся дворяне категорически не хотят расставаться со своей собственностью, при этом сдавать в аренду участок земли и получать за это коммерческую прибыль они также не готовы. Для них это слишком ново и непонятно. ВременнОй конфликт в пьесе раскрывается через осознание будущих перемен в жизни общества, так четко ощущаемых самим автором. Своим произведением Чехов хотел показать данную ситуацию со стороны, чтобы заставить читателя задуматься о своем месте и роли в этой жизни.

Авторская позиция здесь неоднозначна. Несмотря на всю трагичность происходящего, герои пьесы не вызывают жалости или сочувствия. Чехов изобразил их людьми недалекими, неспособными к самоанализу и глубоким переживаниям. Произведение скорее представляет собой философское рассуждение автора о будущем, о той новой эпохе, в которую в скором времени войдет русское общество.

Несколько интересных сочинений

    Каникулы. Это слово вызывает столько положительных эмоций, воспоминаний и новых планов. Мы всегда с нетерпением ждем их, с улыбкой зачеркиваем в календаре оставшиеся дни

  • Гринев и Швабрин сравнительная характеристика сочинение 8 класс

    Главными героями произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», являются двое совершенно противоположных по человеческим качествам офицера Гринёв и Швабрин.

  • Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

    В рассказе Максима Горького Старуха Изергиль ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора

  • История любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой

    История романтических отношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой - это пример истинной, бескорыстной любви, для которой не существует никаких препятствий в виде разных сословий. Молодые люди влюбляются

  • Школа! Как много значит для меня это слово. Сколько в нем таится сокровенного трепета. Я очень люблю, и всегда буду любить это место, в котором мы проводим всё своё детство и юность

Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематика, проблематика, идея пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

  1. Основные темы

Можно определить несколько основных тем пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Главная тема: гибель «дворянских гнезд», разрушение старого уклада жизни; смена дворянского мира с его обветшавшими ценностями; нарастание революционных идей о глобальном переустройстве жизни.

Самой актуальной темой является тема гибели красоты в жизни людей, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада.

  1. Проблематика пьесы

Центральный образ пьесы – вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад – это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ – символ красоты русской природы, Россия. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.

В пьесе мы не видим яркого конфликта. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего.

Основной конфликт пьесы в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.

Старшее поколение – это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице Лопахина. Самое молодое поколение, судьба которого в будущем, представлено Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым – разночинцем, учителем сына Раневской.

Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.

  1. Основная идея пьесы.

Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов оставляет открытым.

Глубокое идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад – символ уходящей жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, роскошнее этого. «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.

Литература

  1. Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002.
  2. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк., 2004.
  3. Чехов А.П. Вишневый сад: пьеса. – М.: Детская литература, 1980.


Самое обсуждаемое
Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь
Что нужно было чарли чаплину для фильма Что нужно было чарли чаплину для фильма
Гоголь очень краткая биография для детей Гоголь очень краткая биография для детей


top