Буквы о и а на конце наречий. Особенности правописания о а на конце наречий. Формирование психологического настроя

Буквы о и а на конце наречий. Особенности правописания о а на конце наречий. Формирование психологического настроя

Познакомить с правописанием -а и -о на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Практические:

Научить детей обозначать орфограмму в словах;

Вспомнить способы словообразования.

Оборудование: сигнальные карты, светофоры, теоретическая тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала по орфографии.

Ход урока.

У. Здравствуйте, дети. Садитесь.

Записываем в тетрадь: «Тринадцатое февраля, суббота. Классная работа.»

Давайте повторим способы словообразования. Какие вы способы знаете? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, слияние, переход из одной части речи в другую)

Посмотрите на слово «КЛАССНАЯ». Каким способом образовано это слово? (Это слово образовано суффиксальным способом.)

А каким способом образовано слово «РАБОТА»? (Бессуфиксным)

Сейчас один человек будет выполнять задание по карточке у доски, а с остальными будем проверять домашнее задание.

Карточка №1.

Одеваться изыска(н, нн)о, ещ… не пришел, подул свеж…, далеко (не) просто, (н…)откуда почерпнуть, море взволнова(н,нн)о, готовить (не)вкус(н, нн)о, прыгнуть (с) разбегу, выполнить (в)миг, замуж(?) невтерпеж(?), бить наотмаш(?).

Один человек вставляет пропущенные буквы у доски:

зимнЕе солнце, встретИл ребятишек, прошЁл (не)заметно, пятно на плАще, молодЕнькое деревцо, возрАжение (не)убЕдительно, оправдЫвался (не)убЕдительно, потерпеть порАжение.

Остальным детям учитель задает вопросы по домашнему упражнению.

У. Какой частью речи являются сказуемые в данных предложениях? (Сказуемые в этих предложениях являются краткими прилагательными .)

У. А каким членом предложения являются слова с приставкой НЕ- в остальных предложениях? (Они являются обстоятельством .)

У. Какой частью речи являются эти слова? (Они являются наречиями .)

У. Все верно. А как определить какой частью речи является слово на -о? (Чтобы определить, к какой части речи относится слово на -о, нужно узнать, каким членом предложения оно является: краткое прилагательное может быть только сказуемым, а наречие - обстоятельством.)

Проверяем учеников у доски.

У. Молодцы, ребята. Ответили все верно. Посмотрите на доску. Прочитайте слова в обоих столбиках.

издавна изнеженно

досуха доверчиво

справа связно

влево вдумчиво

наглухо наклонно

засветло заманчиво

У. Какая часть речи перед нами? (Наречие)

У. Верно. Сегодня мы продолжаем изучать с вами наречие. А какая орфограмма присутствует в этих словах? (В данных словах орфограмма О и А на конце наречий.)

У. Вы правы, а теперь записываем тему урока: «Буквы О и А на конце наречий» . Какой опознавательный признак у этой орфограммы? (Безударность.)

У. В какой морфеме расположена орфограмма? (Орфограмма расположена в суффиксе.)

У. Посмотрите внимательно на слова. По какому признаку они сгруппированы? (В первом столбике наречия с суффиксами -а- и -о- на конце, а во втором столбике только с суффиксом -о- на конце.)

У. Посмотрите, что есть общего в составе слов первого и второго столбика? (Учитель читает слова парами) (В этих словах общие приставки.)

У. Какие это приставки? (ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-.)

У. Верно. А каким способом образованы слова первого столбика? (Приставочно-суффиксальным.) (учитель выделяет производящую основу, приставку и суффикс)

У. А как образованы слова второго столбика? (Суффиксальным способом)

У. Итак, если наречие образовано суффиксальным способом, то на конце наречий всегда пишется -о. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом, то на конце может писаться как -а, так и -о. От чего это зависит? Как мы можем узнать, когда писать А, а когда О? (С приставками ИЗ-, ДО-, С- пишется А, а с приставками В-, НА-, ЗА- пишется О.)

У. Сейчас я вам помогу и расскажу, как можно легко и просто определить, какая буква пишется на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. Если мы видим в наречии одну из этих приставок, то используем правило «окна». Как его использовать? Мы оставляем данную приставку, а вместо наречия подставляем слово «окно». Например, наречие ИЗДАВНА. Оно образовано приставочно-суффиксальным способом, в нем есть приставка ИЗ-, поэтому мы не знаем, что писать на конце. Оставляем приставку ИЗ- и подставляем слово ОКНО. Получается ИЗ ОКНА, на конце стоит А, следовательно в наречии тоже пишем А.

Открываем теоретические тетради на странице 87. Записываем алгоритм. Каким будет первый шаг? (Сначала определим, каким способом образовано наречие. Если суффиксальным, то пишем всегда О на конце. Если приставочно-суффиксальным, то делаем второй шаг.)

У. Каким будет второй шаг? (Смотрим, с помощью какой приставки образовано наречие. Если это приставки ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-, то применяем правило «окна». И это будет третий шаг.)

Алгоритм.

Каким способом образовано наречие?

Приставочно-суффиксальный Суффиксальный способ

С помощью какой приставки образовано О

ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Применяем правило «окна»

издавна (ср. из окна ) влево (ср. в окно )

У. Давайте применим алгоритм на практике. Слово ИЗНЕЖЕННО образовано суффиксальным способом, поэтому пишем О на конце. Слово ДОСУХА образовано приставочно-суффиксальным способом. Образовано с помощью приставки ДО-, поэтому применяем правило «окна»: ДО ОКНА - на конце А, поэтому в наречии тоже пишем А. (Дети делают орфографический разбор таких слов: ДОВЕРЧИВО, СПРАВА, СВЯЗНО, НАГЛУХО, ЗАСВЕТЛО, ЗАМАНЧИВО .)

У. Теперь переходим к закреплению нашей темы. Сначала поиграем в игру «Эрудит». Кто напомнит, кого мы называем эрудитом? (Эрудит - это человек обладающий глубокими познаниями в какой-либо области. )

У. Все верно. Эта игра позволит вам обогатить ваш словарный запас. Кроме того, мы будем учиться объяснять правописание О и А на конце наречий. Сейчас я читаю вам значение слова, вы записываете это слово, используя материал для справок, с помощью алгоритма выбираете, какую букву пишем на конце и подчеркиваете орфограмму. Например, ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА. Это слово ЗАТЕМНО . Оно образовано приставочно-суффиксальным способом, в нем есть приставка ЗА-. Применяем правило «окна»: ЗА ОКНО, на конце О, поэтому и в наречии пишем О. Продолжаем.

Игра «Эрудит».

Застегнуть пальто на все пуговицы, под подбородок. (НАГЛУХО)

Объяснить что-либо точно, понятно, просто. (ДОХОДЧИВО)

Выполнять действие нерегулярно, нечасто, иногда. (ИЗРЕДКА)

Вытереть так, чтобы не осталось ни капли. (ДОСУХА)

Стоять по левую руку. (СЛЕВА)

Быть наделенным чрезмерно, сполна, до крайности. (ИЗБЫТОЧНО)

Материал для справок:

Изредк…, затемн…, избыточн…, наглух…, досух…, доходчив…, слев… .

Коллективная письменная работа. По цепочке выходят к доске и объясняют по одному слову. Ответ дети проверяют светофорами.

У. Переходим к следующему упражнению. Мы с вами вспомним, как пишутся слова с чередующейся гласной в корне, и еще раз отработаем правописание А и О в конце наречий. Сейчас мы будем писать с вами распределительный диктант. Делим страницу на два столбика: первый столбик - наречия с суффиксом А, второй столбик - наречия с суффиксом О. Я буду диктовать вам словосочетания, вы поднимаете сигнальную карточку с той буквой, которую вы будете писать в конце данного наречия и записываете это словосочетание в соответствующий столбик. Всем все ясно? Например, вырастить заново: что пишем на конце наречия? Верно - О. записываем это словосочетание во второй столбик. Продолжаем.

Распределительный диктант.

Посмотреть искоса (не прямо, скосив глаза; перен. недоброжелательно), возвращаться засветло (пока еще светло, не стемнело), расположиться справа, начинать снова, запереть навечно, обращался запросто.

У. Какую букву написали в корне слова «вырастить»? Какая буква пишется в корне слова «расположиться»? Какую букву пишем в слове «запереть»? Почему пишем Е? (После корня нет суффикса А, поэтому пишем Е .)

Полусамостоятельная письменная работа. Проверяем сигнальными картами.

У. Молодцы. Теперь мы запишем с вами несколько предложений под диктовку. Вспомним знаки препинания в сложноподчиненном предложении, снова повторим чередующиеся гласные в корне и закрепим правописание О и А на конце наречий.

Диктант.

Знаешь ли ты, что издавна используют мяту в лечебных целях. Сызмала

помнишь, как приятно заварить с ней чай, особенно в зимнюю пору. Людям,

собирающимся закаливать свой организм, тоже рекомендуется сначала пить

настой мяты.

Самостоятельная письменная работа. Проверка с помощью контрольной карты.

У. Молодцы, дети. Сегодня мы с вами изучили правописание О и А на конце наречий с приставками, повторили все, что мы уже прошли по наречию, вспомнили способы словообразования, правописание корней с чередующимися гласными, постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Одним словом, за сегодняшний урок мы успели очень многое.

У. За активную работу на уроке оценки получают…

У. А теперь открыли дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку вы должны будете написать сочинение-миниатюру на тему «Самый запоминающийся поход в…»(магазин, театр, библиотеку, на прогулку). На карточках у вас есть материал для справок, который вы должны использовать для своего сочинения. Не обязательно брать все слова. Вы должны использовать этот материал так, чтобы не испортить содержание вашего сочинения. Помните, что у вас должен получится рассказ, а не набор отдельно взятых предложений.

Материал для справок.

Задешево купить, задолго до начала, застыть (упасть) замертво, запросто найти, засветло (затемно) вернуться, изредка появляться, увидеть издалека, издавна желать, накормить досыта, вытереть досуха, гулять дотемна, сжечь дотла, свернуть влево (направо, вправо, налево), собрать воедино, смотреть искоса, запомнил навечно (надолго), закрыта наглухо (накрепко), пойти назло, пришить намертво, сделать наскоро, наказать настрого, убраться начисто, оказался слева (справа), отправиться снова, сначала выполнить уроки.

«Самый запоминающийся поход в…» (магазин, театр, библиотеку, на прогулку)

Цели:

  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся.

Ход урока

1. Формирование психологического настроя.

– Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о правописании наречий, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 8-го класса, они составили специально для вас вопросы по теме “Правописание наречий”.

2. Повторение изученного по теме: “Правописание наречий”.

Слайд 1. Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?

Слайд 2. С вами играет Киселёва Алёна. Внимание вопрос:

– Какие слова являются наречиями?

Слайд 3. С вами играет Суразаков Василий. Внимание вопрос:

– Существительные склоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 4. С вами играет Шадрина Юлия. Внимание вопрос:

– Расскажите о правописании не с наречиями.

– Дополните ответ своими примерами.

Слайд 5. С вами играет Рее Оксана. Соревнования с компьютером.

Слайд 6. Нужно заменить фразеологические обороты на наречия. Кто быстрее?

Слайд 7. С вами играет Шадрин Иван. Внимание вопрос:

– Какие степени сравнения есть у наречий?

Слайд 8. С вами играет Казанцев Алексей. Внимание вопрос:

– Какие группы наречий по значению вы знаете?

Слайд 9. С вами играет Казанцев Иван. Внимание вопрос:Когда в наречиях пишется суффикс -А, а когда -О?

3. Новый материал. Слайд 10.

– На вопрос Вани мы пока ответить не сможем, оставим его на потом.

А сейчас, ребята, послушайте сказку.

– Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:
–Как тебя зовут?
– Издос, – ответил он.
– Какое странное имя!
– Это де ибя. Бедя дазывают Издос, потобу что у бедя все вребя ИЗ ДОСа течет.
– Что-что?
– Он сказал: “Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет”, – перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

– А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, – сказал Издос.
– А почему его так зовут?

– Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: – ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.

Ребята, я вам рассказываю эту сказку для того, чтобы вы лучше запомнили приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу.

Слайд 12.

– Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается Само Окно! Слайд 13. Например, мы не знаем, “О” или “А” пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево. Слайд 14,15.

4. Чтение орфограммы № 61 на стр. 115 (хором).

5. Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук “О” усиливает кровоснабжение сердца, звук “А” благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

6. Тренировочные упражнения: Слайд 16.

2. Придумать рассказ на тему “Я лечу простуду”, используя наречия: справа, засветло, снова, налево, изредка, докрасна, издавна, сначала.

3. Данные словосочетания заменить наречиями с -О или -А на конце, объяснить выбор орфограммы:

Идти в правую сторону (идти вправо);

Расстаться на долгое время (расстаться надолго);

Наесться до полной сытости (наесться досыта);

Переписать окончательно (переписать начисто или набело).

Слайд 17. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Казанцева Ивана. Внимание вопрос:

– Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

Слайд 18. Домашнее задание:

1. § 41, упр. 246 (по образцу).

Слайд 19. Рефлексия.

“Недописанное предложение”:
– Я не напрасно провел этот час, потому что….
– Всем спасибо. До свидания.

«Буквы о , а на конце наречий"

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

Цели урока:

развивающая:

Развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

Учить работать самостоятельно;

образовательная:

Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

Развивать чувство коллективизма, ответственности;

Воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи урока:

1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

4. Помочь каждому поверить в себя

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

Умение составлять алгоритм по теме, осознанно применять его при написании текста.

Ресурсы : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

Литература:

Учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

Видеоуроки и тесты для 7 класса

Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: литература

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
свЁкла – ФЁкла
ель – щавЕ"ль
вЕра – афЕ"ра
удивИт – алфавИ"т
истерИя – ассиметрИ"я
сидИшь - звонИ"шь
достАл – квартА"л
столЯр – малЯ"р

II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

1. Объяснение эпиграфа.

2.Просмотр видеоурока №30

3. Составление алгоритма

Применяя данное правило, рассуждаем так:

Алгоритм

Наречие образовано

от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

в на за из до с

Пишем

III. Закрепление изученной темы.

1.-Работа в парах(рассуждение по алгоритму) :

Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

3.Работа по вариантам: упражнение 271

4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

5.Экспресс-тест по изученной теме

1.

1) засветл...

2) издавн...

3) вдохновенн...

4) досыт...

2. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Упражнение было переписано занов... .

2) Герой сызнов... вернулся в родные края.

3) Дверь была закрыла наглух... .

4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.

4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

1) занов...

2) набел...

3) насух...

4) дочерн..

5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

2) Засветло найди пристанище на ночь.

3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.

6. Вопрос:

В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

Изображение:

Запишите ответ:

7. Отметьте предложения с ошибками

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) И слева, и справа были стены.

2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

3) Таня насуха вытерла мячик.

4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) заново

2) изысканно

3) изменчиво

4) изнеженно

9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .

Изображение:

Запишите число:

10.Отметьте предложения без ошибок

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

4) В армии солдат бреют наголо.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

Нет;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (3 б.) Верные ответы: 3;

6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!" о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

Словарная работа на доске:

Бе--молвие

(Не)рукотворный хр-м

Ц-рит г-рмония

Оч-рованная душа

Поэтическая нап-вность

Л-сная ска-ка

Хр-м пр-роды

(По)истине тр-гическое звуч-ние

Слыш-т?ся в ответ

Ра-рушенный

Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

внешности

II. Беседа по вопросам учебника

Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

III. Вопросы и задания, составленные учениками

За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

IV. Словарный диктант

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

V. Работа по развитию речи

1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр-тихший лес

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.

4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.

6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

Алгоритм

Наречие образовано

От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

2000 предложений

4 уровня сложности

автоматическая проверка

300 рублей

Запомни!

Пиши с двумя НН:

Стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, безымянн ый, желанн ый, священн ый, медленн ый, невиданн ый, неслыханн ый, нежданн ый, негаданн ый, нечаянн ый, отчаянн ый, окаянн ый, чванн ый, чеканн ый, жеманн ый, доморощенн ый, данн ый, решённ ый, купленн ый, казённ ый, пленённ ый, брошенн ый, лишённ ый, обиженн ый, смущённ ый, казнённ ый, конченн ое дело, побеждённ ый, рождённ ый, пеклеванный, недреманн ый, пущенн ый, окаянн ый.

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Правописание наречий

Гласные а и о на конце наречий

Наречия с приставками в-, за-, на-, имеют на конце букву о , а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а . Например: вправо, засветло, накрепко; досыта, изредка, снова .

Такие наречия образованы от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, и их нужно отличать от наречий, имеющих такие же приставки, но образованных суффиксальным способом: изустно (изустный), дословно (дословный), исправно (исправный) .

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется ь.

Например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж .

Всего в русском языке существует 9 наречий на это правило : настежь, напрочь, сплошь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, вскачь, точь-в-точь. Можете просто выучить эти слова. Но если добавится какое-то новое слово с шипящим на конце, оно должно будет писаться по приведённому правилу.

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения - ни, в обоих случаях это приставки и пишутся они слитно: негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, неоткуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, незачем (бесцельно); также нимало, ничуть.

Например: не"когда заниматься пустяками – никогда" не занимался пустяками; летом не"где было играть – дети нигде" не играли; не"откуда ждать известий – ниотку"да не приходили известия. Смотри также Употребление частицы НЕ и Употребление частицы НИ

Буквы н и нн в наречиях

Слитное написание наречий

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с наречием, например: донельзя, навсегда, насквозь, позавчера, извне, навряд ли, послезавтра .

Примечание 1. От таких наречий следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных. Ср.: Назавтра больной почувствовал себя лучше (почувствовал когда?, в значении наречия). - Заседание назначено на завтра (назначено на какое время? на когда?, в значении существительного).

2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо, надвое (но: по двое), натрое (но: по трое, также по одному ).

3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: влево, задолго, намертво, докрасна, издавна, справа, подолгу, попусту, неподалеку .

Примечание. Различается слитное написание некоторых наречий этого типа и раздельное написание предложно-именных сочетаний. Ср.: Народу помногу ежедневно здесь бывает. - Он не бывает здесь по многу месяцев (наличие управляемого слова).

4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вплотную (подойти), врассыпную (броситься), вручную (сделать), вслепую (бродить), втёмную (играть), вчистую (получить отставку), вничью (сыграть), вовсю (размахнуться), напропалую, наудалую, наверное, впервые.

Примечание. Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и прилагательного, начинающегося с гласной, например: в открытую, в общем .

5. Слитно пишутся наречия, образованные соединением предлогов с существительными, например: вперед, сбоку, подчас, воочию, встарь, взапуски, наугад, вдобавок, наоборот, поневоле, всмятку, вприсядку .

К наречиям этого типа принадлежат:

а) Слова с различными наречными значениями, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются: вблизи, вдоволь, вдогонку, вдребезги, взаймы, взамен, взаперти, взапуски, взасос, взашей, вкось, вкривь, внаймы, внутри, внутрь, воочию, восвояси, вперевалку, вперегонки, впереди, вперемежку, вперемешку, вплавь, вповалку, впопыхах, вприглядку, впроголодь, впросак, впросонках, вразвалку, врасплох, врозь, всерьез, вскачь, вскользь, всмятку, встарь, втихомолку, второпях, втридорога, вчуже, дотла, замуж (от старой формы вин. пад.), запанибрата, изнутри, искони, исповедь, исподлобья, исподтишка, испокон, ucnoлу, исстари, набекрень, наперекор, навзничь, навзрыд, навыворот, назади, наземь, наизусть, наискосок, наискось, наобум, наотмашь, наперегонки, наперекор, наперерез, наперечет, наповал, напрямик, нарасхват, наружу, насмарку, настежь, настороже, натощак, наугад, наутек, начеку, наяву, невдомек, невзначай, невмоготу, невпопад, оземь, поделом, позади, понаслышке, пooдаль, поперек, пополам, пополудни, сдуру, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, спросонья, чересчур и т. п .

б) Слова с различными наречными значениями, если между предлогом (приставкой) и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: вдобавок, вброд, влет, вволю, вволюшку (наесться), взатяжку (курить), вконец (измучиться), вместе, вмиг, внакидку (носить пальто), внакладе, вновь, воистину, вокруг, вослед, вперебой, вперегиб, вплоть, впору (костюм), вовремя (приехать), впоследствии, вполовину, вправду, вправе (поступить так), впрок, вразбивку, вразброд, вразнобой, вразрез, вразрядку, врастяжку, вряд ли, вскорости, вслух, всухомятку, втайне, въявь, задаром, замужем, зараз, кряду, кстати, набок (надеть шляпу), навстречу, навыкат, навылет, навынос, навыпуск, навырез, навытяжку, наголову (разбить), назло, назубок (выучить), наизнанку, накануне, наконец, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наперевес, наполовину, наперерыв, наперехват, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, напролом, нараспашку, нараспев, наряду, насилу, насмерть (стоять; но: не на жизнь, а на смерть), наудачу, наутро (вернуться), начистоту, невмочь, обок (жить), отроду, отчасти, побоку, подряд, подчас, поневоле, поодиночке, поутру, сбоку, слишком, сплеча (рубить), сразу, сроду, сряду .

Примечание 1 . Многие из указанных слов в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно. Ср.: перейти вброд - вступить в брод; быть вправду (на самом деле) счастливым - верить в правду; вправе действовать именно так - не сомневаться в праве поступать так; разбить наголову - надеть на голову; действовать втайне (тайно) - хранить в тайне (в секрете); выучить назубок - подарить на зубок; сделать назло - жаловаться на зло и несправедливость; говорить врастяжку (растягивая слова) - отдать сапоги в растяжку (ср.: в повторную растяжку), склониться набок - повернуться на бок (ср.: на правый бок), сбоку припека - с боку на бок; жить обок - жить бок о бок; стоять насмерть - идти на смерть; вернуться наутро (утром) - перенести на утро; не видеть отроду - тридцать лет от роду; слишком много - три метра с лишком; вразрез с чужим мнением - попасть в разрез на руке.

в) Слова с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, век, начало, несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова: вверх, вверху, кверху, доверху, наверх, сверху; вниз, внизу, книзу, донизу, снизу; вперед, наперед; назад; ввысь; вдаль, вдали, издали; ввек, вовек, вовеки, навек, навеки; вначале, сначала; но при наличии пояснительных слов к соответствующим существительным указанные слова пишутся раздельно, например: на верх горы, в высь поднебесную, в даль степей, в дали голубой, во веки веков, на веки вечные, в начале жизни, с начала учебного года .

Примечание 1 . Возможность вставки определяющего слова (ср.: вверх - в самый верх) не обозначает их раздельного написания. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу платья, в глубь океана, в даль туманную, в начале осени, во веки веков, на веки вечные, повторить урок с начала (т.е. «от начала», а не «сперва» ). Ср.: Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала (пословица). Но: Нужно начать все сначала (в значении «заново, опять, еще раз»).

Примечание 2. Многие из приведенных в данном пункте слов могут употребляться в функции предлогов при управляемом существительном, и в этих случаях сохраняется слитное написание, например: Внизу двери виден был свет (т.е. свет шел из-под двери, а не освещал низ двери). Вверху письма стояла дата (воспринимается значение наречного предлога, а не предметное значение «верх письма»). Ср. также: быть наверху блаженства, чувствовать себя наверху благополучия (с переносным значением слова наверху), остановиться посередине дороги и т.д.

6. Слитно пишутся многие наречия профессионального характера и разговорного стиля с приставкой в- и конечным слогом -ку, например: вдогонку, взатяжку, внакатку, внакидку, внакладку, вперебежку, вперебивку, вперевалку, вперевертку, вперегонку, вперемежку, вперемешку, вповалку, вподборку, впригвоздку, впригибку, вприглядку, впридрайку, вприжимку, вприкатку, вприклейку, вприключку, вприковку, вприкормку, вприкрышку, вприкуску, вприпрыжку, вприрезку, вприскочку, впристружку, вприсядку, впритворку, впритирку, впритычку, вприхватку, вприхлебку, вприхрустку, вприщурку, вразбивку, вразброску, вразвалку, вразмашку, вразрядку, враскачку, враскрутку, враструску .

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку ; также в диковинку (другого образования) и разные сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы (в обтяжку и др.).

Дефисное написание наречий

1. Пишутся через дефис наречия с приставкой по- оканчивающиеся на -ому, -ему, -ки, -ни, -ьи, например: работать по-новому, пусть будет по-вашему, советовать по-дружески, говорить по-французски, хитрить по-лисьи; по-видимому, пo-пустому, по-прежнему, а также пo-латыни.

Примечание 1. Приставка по- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на у (подолгу, помаленьку), с суффиксом -еньку, -оньку (помаленьку, потихоньку) или сравнительная степень (побольше, почаще).

Примечание 2. В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис пишется только после приставки, например: по-социалдемократически, по-унтерофицерски.

Постарайтесь не перепутать наречие и прилагательное. Сравните: оделся по-осеннему. По осеннему льду ходить опасно.

2. Пишутся через дефис наречия на -ых, -их с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых, в-седьмых, в-последних (последнее написание – по аналогии с такими, как предыдущие).

3. Пишутся через дефис неопределенные наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, например: когда-то, откуда-либо, как-нибудь, кое-где, все-таки .

4. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов.

Вот наиболее полный список этих слов:

шиворот-навыворот, полным-полно, светлым-светло, любо-дорого, волей-неволей, сильно-сильно, всего-навсего, худо-бедно, мало-мальски, давным-давно, точь-в-точь, еле-еле, едва-едва, крест-накрест, подобру-поздорову, как-никак, чуть-чуть, туго-натуго, мало-помалу, не сегодня-завтра, шито-крыто, с бухты-барахты, тихо-смирно

5. Пишется через дефис технический термин на-гора .

Раздельное написание наречных сочетаний

1. Раздельно пишутся наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними: бок о бок, с глазу на глаз (по аналогии: один на один).

2. Раздельно пишутся наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое - в творительном, например: дело делом, честь честью, чудак чудаком .

3. Раздельно пишутся употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами:

  • без: без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;
  • в: в дым, в лоск, в стельку (пьяный), в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике;
  • до: до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду ;
  • за: за полночь ;
  • на: на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу; на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех;
  • от: от силы (три килограмма и т.п.);
  • по: по старинке;
  • под: под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;
  • с: с ведома, с кондачка, с маху, с наскока, с панталыку (сбиться), с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу.

Так же пишутся наречные сочетания предлогов в и на с существительными во множественном числе, обозначающие местонахождение, время, состояние (физическое и душевное): в головах, в ногах, на днях, на радостях, на рысях, на сносях, на часах (стоять).

Раздельно пишутся сочетания предлога на с неизменяемыми частями речи (частицами, междометиями), если они выступают в функции наречий: на авось, на нет (свести на нет), на ура, на фуфу .

4. Пишутся раздельно наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы: в обмен, в обрез, в обхват, в упор, в одиночку, в открытую .

5. Пишутся раздельно употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы.

Например: в насмешку, с насмешкой; за границу, за границей, из-за границы (но: торговля с заграницей - от существительного заграница), на дом, на дому; на карачки, на карачках; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; на запятки, на запятках; на поруки, на поруках; на память, по памяти; на руку, не с руки; на совесть, по совести; под мышку, под мышкой, под мышки, под мышками, из-под мышек (но: подмышки); под спуд, под спудом.

То же, если существительное употреблено в переносном значении, например: крикнуть в сердцах (в гневе), ругать за глаза (заочно) .

6. Раздельно пишутся сочетания отрицаний не и ни с предложными формами существительных, например: не в меру, не в зачет, не под силу, не по вкусу, не к добру, ни на йоту, ни за грош, не к спеху .

В случаях затруднений в правописании наречий, образованных соединением предлога с именами существительными, следует обращаться к орфографическому словарю.

В курсе «Орфография по правилам» вы найдёте интерактивные упражнения на правописание наречий. >>>


Самое обсуждаемое
Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото) Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото)
Как найти молекулярную массу Как найти молекулярную массу
Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства


top