Что такое душа и дух в православии и в чем их разница. Триединство человека. Предназначение тела, души и духа Взаимодействие души, тела, ума и духа в человеческой жизни

Что такое душа и дух в православии и в чем их разница. Триединство человека. Предназначение тела, души и духа Взаимодействие души, тела, ума и духа в человеческой жизни

Как найти предназначение? Как понять на своем ли жизненном пути я нахожусь? Как сделать правильный выбор? Ключ к нахождению ответов на эти вопросы, понимаю и осознанности — это триединство человека : дух, душа и тело.

Очень часто в среде эзотериков можно услышать о важности души. Сторонники здорового образа жизни делают акцент на состоянии физического тела.

При этом даже говоря о духовном развитии, чаще всего подразумевается путь развития души. На самом деле правы все, нужно просто объединить все три понятия и правильно их расшифровать.

Всё о предназначении тела, души и духа в одном месте☟

Важно помнить о том, что тело — это не скафандр и не одежда на одну жизнь, и даже не храм, его предназначение намного глубже.

Душа — это не эфемерное, белое и пушистое создание, которое все знает, все понимает и все прощает. И уж точно не душа простраивает цели и задачи на жизнь, как утверждают многие регрессологи. Предназначение души более многогранно и гораздо интереснее.

А теперь о самом непонятном и неизведанном — о Духе. Дух — это не состояние блаженного покоя и вечной нирваны, не умение медитировать и управлять чувствами. Его задачи и цели проявляются совсем по-другому.

Так что же на самом деле скрывается в понятиях дух, душа и тело? Предлагаем свое видение с точки зрения славяно-русской традиции.

Триединство человека

Расшифровка слова «Человек».
Предназначение тела.
Предназначение души.
Предназначение духа.
Может ли человек жить без тела, души или духа.
Как найти свое предназначение, и каким образом определяется предназначение человека.
Как в связке работают тело, душа и дух. Что бывает, если эта взаимосвязь нарушается.

Предназначение тела, души и духа


П.С.

Человек – чрезвычайно сложное существо, противоречивое, трудно постижимое. Существует наука, пытающаяся понять человеческую душу, однако и в психологии постоянно появляются новые теории, отвергающие старые, для того, чтобы в свою очередь быть отвергнутыми еще более новыми.

Не противопоставляя учение Библии о человеке современной психологии, я бы хотел отметить важное преимущество библейской антропологии перед современными теориями. Она проверена тысячелетней практикой, выдерживает не прекращающуюся критику, и что очень важно – хорошо объясняет поведение человека.

В христианском богословии утвердились две точки зрения на природу человека: дихотомическая (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление»), утверждающая, что у человека только две части – духовная и материальная, и трихотомическая, которая духовную часть дополнительно делит на дух и душу. Я полагаю, что обе точки зрения уместны, потому что дихотомия не отрицает наличие духа, а трихотомия признает, что существует только две природы человека, физическая и духовная.

Прежде всего, Библия говорит о том, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Быт. 2:7

Тело
Функции тела описать проще всего. Они очевидны практически для всех – пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Душа
Что касается души и духа, то здесь гораздо сложнее разобраться. Первоначальное употребление слова «душа» – нефеш (נפֶש), можно перевести, как «живое существо». Это же самое слово употребляется, когда описывается творение животных в первой главе Бытия (1:20, 21, 24, 30).
Дальнейшее описание человека, показывает, что его душа – нефеш не то же самое, что душа животных. Душа, по Библии, является средоточием духовного и эмоционального опыта человека.
Эмоции
Именно к свойствам души относятся эмоциональные переживания человека:
«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» Пс. 41:6, 12, 42:5.
Способность сочувствовать (Иов 30:25), огорчаться (4 Цар. 4:27), радоваться (Пс. 34:9, Ис. 61:10), любить (П.П. 3:1-4), ненавидеть (2 Цар. 5:8). Иов (14:22) ясно указывает на то, что тело испытывает физическую боль, а душа – эмоциональное страдание.
Воля
1 Царств 20:4 говорит о желаниях души Ионафана. Душа Иова (7:15) страстно желает умереть, только бы прекратились мучения. Давид убеждает народ: «Расположите сердце ваше и душу вашу», т.е. решите поддержать строительство храма в Иерусалиме (1 Пар. 22:19). Автор 76 псалма Асаф отказывается от утешения в день скорби и предпочитает искать Бога, а не успокаиваться. Пророк Михей обличает вельмож за злые желания их душ (7:3), апостол Петр говорит о страстных желаниях (похотях), восстающих на душу христианина (1 Петр. 2:11).
Ум
Соломон говорит, что знание приятно для души (Пр. 2:10), здравомыслие и рассудительность являются жизнью для души (3:22), в своих стихах он использует душу и разум как синонимы (15:32). «Нехорошо душе без знания», настаивает Соломон (19:2), душе человека важно помнить заповеди Божьи (19:16). Наконец, «каковы мысли в душе его, таков и он» (Пр. 23:7). Познание, мудрость для души так же приятны, как вкусный мед для тела (24:14).

Иисус Христос ясно говорит о том, что в отличие от тела, душу невозможно убить (Мф. 10:28), она нематериальна. Ее можно погубить, но в этом случае речь идет о духовном негативном воздействии на человека, что приводит не к смерти или исчезновению души, а к ее испорченности, осквернении в глазах Бога нечистыми мыслями и желаниями.
Смерть тела наступает, если душа покидает его (Быт.35:18), поэтому апостол Павел успокаивал людей по поводу юного Евтиха, выпавшего из окна третьего этажа: «Не тревожьтесь, ибо душа его в нем». (Деян.20:10). Мальчик, о котором молился Илья, вернулся к жизни, когда душа вернулась в тело (3 Цар. 17:22).
В то время, как тело без души – мертво, душа может жить без тела. Откровение Иоанна говорит о душах людей, убитых за верность Божьему Слову, которые и без тела имели сознание и способность общаться с Богом (6:9).

Дух
Еще сложнее разобраться с духом человека. Еврейское слово «руах» – дух (רוּחַ), в отличие от слова «нефеш», никогда не обозначает просто человека или живое существо, а только нематериальную часть живого существа. Нельзя сказать, что человек – это дух, но нет человека без духа.
Создается впечатление, что дух – это часто синоним души. Дух как и душа испытывает эмоции, возмущение, восторг, тесноту, угнетение.
Быт 41:8 говорит о том, что у фараона смутился дух.
3 Цар. 21:5 – у Ахава встревожился дух, когда Навуфей отказался продать ему свою землю.
Пс. 42:4 говорит об унынии духа.
Мария, встретившись с Елизаветой, сказала: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем”. (Лк. 1:47).
И все же, Новый Завет, в основном, послания апостолов, дают достаточно оснований думать, что дух и душа (по греч. «πνευμα» и «ψυχη») – это не одно и то же. Точнее, можно попытаться изобразить это так, что как душа обитает в теле, так и дух обитает в душе. Это не одно и то же, но тесно взаимосвязано.
Такое впечатление, что смерть и воскресение Христа, сделали возможным прояснить разницу между душой и духом.
Подобным образом, в Ветхом Завете почти ничего не сказано о всеобщем воскресении из мертвых, только немного у Даниила и образно у Иова. Новый же Завет переполнен этой идеей. Я полагаю, что подвиг Христа сделал возможным для людей рождение свыше, от Духа Святого, и таким образом, сделал актуальным учение о духе, как отдельной части человеческого существа.
Евр. 4:12 доказывает, что есть различие между духом и душой, что слово Божье «проникает до разделения души и духа». Павел перечисляет дух, душу и тело, как части человеческой природы, в 1 Фес. 5:23.
Самая главная функция духа человека, которая яснее всего отражена в Новом Завете – это общение с Богом. Поскольку Бог есть дух, то и общение с Ним, поклонение Ему совершается в духе (Ин. 4:24).
Апостолы призывают молиться духом или в духе (Еф.6:18, Иуд. 20), потому что в этом случае человек говорит тайны Богу, не доступные даже его собственному уму (1 Кор. 14:2, 14).
Павел проводит параллель между сексуальным совокуплением тел и соединением в духе: «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею… А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:16-17). В подлиннике «совокупляющийся» и «соединяющийся» – одно греч. слово «κολλωμενοσ».
Общение с Богом в духе приносит духовное знание – откровения, внутреннее свидетельство, уверенность, необъяснимая умом: «Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии” (Рим.8:16).
Сердце
Еще один очень важный термин, который имеет отношение к душе и духу – сердце. Он встречается в Библии 900 раз, лишь изредка в смысле физического органа тела. Судя по тому, что говорит о функциях человеческого сердца (не органа тела) Священное Писание, термин сердце объединяет душу и дух.
1. Сердце включает в себя интеллект и волю: оно рассуждает (Втор. 8:5), получает знание (Пс. 118:11), является источником мыслей и пожеланий (Мф. 15:19), помышлений и намерений (Евр. 4:12).
2. Сердце является эмоциональным центром человека. Оно любит (Втор. 6:5), ненавидит (Пс. 104:25), радуется (Пс. 103:15), скорбит (Иер. 4:19), мучается (Рим. 9:2), осуждает или оправдывает человека (1 Ин. 3:20-21, Рим. 2:15) – т.е. это совпадает с функциями души.
3. Но сердце является также средоточием и духовной жизни. Вера – это способность сердца (Рим. 10:9), сердце в момент духовного рождения становится новым (Иез. 36:26), оно становится местом пребывания Духа Святого в человеке (Рим. 5:5, 2 Кор. 1:22, Гал. 4:6), сам Христос поселяется в сердце верующего (Еф. 3:17), поклонение Богу совершается в сердце (Еф. 5:19, Кол. 3:16).

Таким образом, в соответствии с учением Ветхого и Нового заветов, можно сделать вывод, что человек имеет тело, душу и дух. Сердце является понятием, объединяющим в себе дух и душу.

Нужно иметь ввиду, что любая классификация условна. Недаром в христианстве существует многообразие мнений о природе человека. Две, три части, а может четыре? Например, Иисус так сформулировал наибольшую заповедь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мр. 12:30).
И все же, несмотря на всю условность, классификация помогает лучше понять поведение человека, его противоречивость, суть духовной борьбы, рождения свыше, освящения, победы над искушениями и грехами и т.д.

По истине святая троица. Но если с телом более не менее понятно, его уже давно разобрали на запчасти, изучили и обследовали, измерили и взвесили, то вот душу и тем более дух там так и не нашли. И путаница очень сильная, многие так и не поняли разницу между духом и душой. Но давайте разберёмся вместе. Мы знаем (слышали, читали) что, Тот, кто всё это создал, есть Дух и Его частичка есть в каждом из нас, сотворённого из материи, но при этом по Его образу и подобию. Это аксиома, с которой просто глупо спорить. Ибо как только дух покидает тело (костюм), человек признаётся мёртвым и от его физической оболочки избавляются.

Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело — это лишь часть души, наделенная пятью чувствами

Дух есть во всём и везде, когда дерево сгорает в огне что остаётся? пепел, прах, а треск костра, который так завораживает и есть момент выхода духа из древесины. Дух фактически оживотворяет всё вокруг. Он есть в минералах, растениях, животных. Но вот именно душа нас так сильно от всех этих низших царств природы и отличает. Она начинает формироваться, по-видимому, очень давно, наверно ещё в минеральном царстве. Какое то время она находиться в латентном состоянии, потом начинает развиваться, наполняясь опытом окружающего мира. И уже к состоянию человека она сформирована достаточно хорошо, но далеко не совершенна. И вот находясь в состоянии человеческого царства, душа продолжает свой поистине бесконечный Путь. Она является фактической прослойкой между духом и телом.

Для духа, тело есть инструмент познания окружающего его мира. Сам дух, напрямую до определённого времени, не может управлять телом, ибо это есть конечная цель воплощения человека. Тела, в которых дух напрямую проявляется, нам известны под именами Будда, Иисус, Магомет, Серафим Саровский, и многие другие известные и ещё не меньше безызвестные святые. Смотрите, как интересно получается. Дух, заточённый в теле действуя напрямую, уже есть конечный результат, значит, ему нужен какой-то промежуточный инструмент, начинает формироваться душа представительница сил добра. Но и у тела есть мозг — представитель сил зла (материи). Про эти . Эти две силы постоянно оказывают влияние и давление.

Сила материи воздействует на мозг, заставляя человека повиноваться своей низшей природе, своим животным инстинктам, оставшимися ещё в человеке от его пребывания в животном царстве. Если кто не знает, то человек как таковой, начинает своё путешествие издалека. Когда Он отделил от себя часть, то, что называется искрой божьей, эта частичка начала свою эволюцию, проходя по очереди все царства природы. Минеральное, растительное, животное и, наконец, становится человеком. Именно поэтому в нашем организме есть все виды и наследия этих царств. В нас есть как минералы, так и растительность, так и животные инстинкты.

Животная природа человека в виде инстинктов заставляет человека размножаться, добывать пищу и зачастую совершать далеко не нравственные поступки. На начальном уровне развития человек большую свою часть живёт тем, что удовлетворяет свою низшую, животную природу. Это ещё называется низшим я человека. В то время как у него есть и высшее Я, его дух. Вот именно это высшее Я и воздействует на душу, заставляя человека задумываться и совершать совершенно другие поступки. Часто можно услышать да и каждый из вас нет нет да и ощутит некую борьбу внутри себя. Это и есть борьба этих двух сил, чёрного (мозг) и белого (душа) волков. Иногда человек чувствует, что его просто разрывает какая то сила, одна тянущая в одну сторону другая в другую. Эта борьба вечна и бесконечна, ибо это и есть сам процесс эволюции. Но если человек не в состоянии отказаться от искушений, и своей низшей природы он становится на путь инволюции. Судьба таких людей весьма печальна и незавидна. Хотя таких и мало.

Дух для тела является фактически атомным реактором, бесперебойным поставщиком жизненной энергии. Потому что, материальная пища служит всего лишь топливом для развития клеток организма, но именно силы творческие, даются самим духом. Помните, когда вы хорошо покушаете, вам ничего уже не хочется, именно поэтому: художник должен быть голодным. И вы также наверно не раз слышали, что про какого-то человека говорят: он духом святым питается, мол, долго может не есть. Эти все приметы и поговорки ничто иное, как олицетворение работы этих структур. Мозг также эволюционирует вместе с телом, в нём появляется интеллект, который, к слову сказать, на определённом уровне развития становится опасным. И мозгу постоянно нужна энергия. Кто много занимается умственной деятельность прекрасно знает, что проголодаться можно во много раз быстрее, чем, если бы вы просто копали землю. Да и учёные уже знаю, что работа мозга поглощает неимоверное количество энергии. А тут рядом такой источник! Целый атомный реактор, но как мозгу добраться к духу?! Когда между ними душа? Вот тут мозг и начинает свою зловещую игру, под названием «духовный рост». Человек кидается во все тяжкие, куда только может, кто в церковь, кто в секту, кто в буддизм (модно ведь), кто начинает ходить на разные пикапы, курсы, тренинги самосовершенствования, духовного развития и пошло и поехало! Главное что сам мозг и нашёптывает человеку, что он уже духовно развит и держит бога за бороду. Печальное зрелище конечно, но человек и через это тоже должен пройти.

Но как же мозгу удаётся обмануть душу? Очень просто. Только тогда, когда душа ещё совсем молодая, и без жизненного опыта. Дело в том, что эволюция духа и материи не идёт параллельно, произошёл сдвиг. Вы только посмотрите, как материя довела до совершенства тела человеческие? Какие красивые мужчины и женщины рождаются на Земле, а духовность сильно отстаёт. Представьте себе на секундочку, каким бы стал мир, если бы при внешней красоте тела внутренняя красота души была бы такой же?! Возможно, это и было бы то совершенство, к которому все так упорно стремятся.

Вот мозг и увлёкся интеллектом и начал находить разного рода оправдания своим низменным поступкам, оправдания нарушениям законов божьих, тем самым сотворяя затычки для совести. А совесть это подступы к сердцу. Но каждый раз, подпадая под законы справедливости, законы воздаяния, кармические законы, получая каждый раз по заслугам, толи мозгу надоедает хитрить и лукавить, толи душа становиться постарше, но так или иначе, человек перестаёт служить силам тьмы и становиться на путь света и добра.

И вот когда душа, пройдя через все мытарства материи, набравшись опыта, став мудрой, воссоединяется с самим Духом, человек и достигает уровня святости, уровня сознания Христа и Будды. Он понимает и знает разницу между добром и злом, знает, где правда и где ложь. Урок можно считать оконченным, человеку более не надо возвращаться в класс Земля, и его душа и высшее Я идут совершенствоваться далее. Ибо как сказано: в доме Отца Моего обителей много.

Подытожим, дух извечен, бессмертен, от Него он пришёл, к Нему он и вернётся. Душа формируется в ходе эволюции, но может и пойти в обратную сторону, тем самым погибнуть. То есть все записи ваших жизней, воспоминания и всех воплощениях, весь опыт сотрётся, все личности сотрутся, не успев стать индивидуальностью. Есть опасность смерти души. Если в лесу срубить одно дерево или даже десяток, от этого лес не перестанет быть лесом. Так и Он не перестанет Им быть, Он отделит от Себя ещё искру, которая начнёт весь путь эволюции с самого начала. Когда говорят о бессмертии души её просто путают с духом. Хотя количество погибших душ за отведённый промежуток времени ничтожно мал, всё равно есть риск её потерять. И в тоже время, когда душа воссоединяется с духом, она воистину становится бессмертной. Также не стоит путать духовного человека с душевным.

«Помните, что душа всегда добра; ей может не хватать Знаний в трёх мирах, поэтому она может быть несовершенной, но зла в ней нет»

«Дух Мой уже среди вас и учит живых, мёртвых не замечая»

2) Образ и подобие

Человек создан Богом по Своему образу и подобию ().

Образ Божий

Подобие Божие

Человек сотворён по образу Бога.

Уподобление человека Божественному совершенству.

Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др.

Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви,мудрости, добре,чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему.

Человек, как образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю.
Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность).

Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати.

3) Структура человека .

Существуют две точки зрения: (человек состоит из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа). В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма.

Дихотомия

Трихотомия

Аппарат души для общения с внешним миром.

Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент.

Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию.

Потребности : самосохранение, продолжение рода.

Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий.
Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.

Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения

Тело

Душа

Дух

Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.

Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным.

Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей.

4) Три состояния человека в истории мира.

1. Естественное

2. Нижеестественное (падшее)

3. Сверхъестественное

От сотворения до грехопадения.

После грехопадения, современное состояние человека.

Возможность восстановления дана искупительным подвигом Спасителя.

Непричастность ко злу, целостность, целомудрие.

Разрыв связи с Богом. Извращается иерархия структуры: дух подчиняется душе, а душа телу. С грехопадения начинается самообожествление и духовная слепота.

Является плодом аскетического подвига и предполагает свободу воли. Задача человека – восстановление утраченной цельности, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу.

5) Три состояния души.

Человек соединяет, сочетает в себе жизнь растений, животных и Ангелов.

Три основные части или силы души .

Если использовать метафору всадника и коня, то ум (разум) – это всадник, воля – это вожжи, а чувства – это конь.

Части, силы души

Чувствующая, раздражительная (яростная)

Желательная (вожделевательная)

Мыслительная, разумная (словесная)

Просвещаются через

Искушения

Своеволие

Мечтания

Средство борьбы

Трезвение

Смирение

Внимание

Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли..." /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/

Стремление знать успокаивается светом истины – внутренним свидетельством о Боге. Стремление наслаждаться – чувством красоты, созерцанием Божественной красоты. Стремление действовать почивает в силе добра – укреплении воли в борьбе со злом.

Основные силы души до и после грехопадения. Путь исцеления

Чувства

Воля

Ум

До грехопадения – «понимать – чувствовать – действовать» было единым актом.

До грехопадения чувства подчинялись разуму действием Божественной благодати.

Воля является проявлением свободы, дарованной человеку Богом и управляет желаниями человека, направляя их к добру.

До грехопадения гармония познания заключалась в единстве логического и эстетического компонентов.
Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога.

После грехопадения чувства автономизировались (обособились) от разума и стали подвержены страстям.

После грехопадения добровольное подчинение преблагой и премудрой воле Божией изменилось в человеке на рабство греху.

После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. Падшее естество человека поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, но жестоко судит и осуждает грехи ближних. С грехопадения начинается генезис самости.

Чувства необходимо возвысить обращённостью к духовным предметам и подчинить разуму.

Необходимо употреблять волю на борьбу со страстями и стяжание (приобретение) добродетелей.
Требуется отречение от греховной воли и подчинение её воле Божьей.

Ум необходимо очистить и просветить Богооткровенными истинами.
"Те умны, которые могут различать добро от зла", – говорил св. Антоний Великий. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен.

6) Иерархия человеческих потребностей

7) Сенсорная гигиена. Органы чувств – преображение через освящение.

Обоняние

Вкус

Осязание

Слух

Зрение
(90% всей информации)

Освяща-ется

Каждением, благово-ниями.

Святой водой, просфорой, Причаще-нием в Таинстве.

Целованием священных предметов, окропле-нием св. водой, колено-прекло-нением, несением икон на крестных ходах.

Колоко-льным звоном, псалмо-пением, душе-спасите-льными беседами

Иконами, лампадами, бого-служени-ями, убранством храмов.

Гигиена ума. Категории страстных помыслов и их преодоление.

Помыслы

Грех против

Разрушение

Источник

Методы борьбы

Цель борьбы

Плотские помыслы

челове-ческой природы

устоев природной жизни личности

Чувстве-нное вожделение

испытание помыслов, не допустить чувстве-нного услаждения

чистота и достоинство личности

Злые помыслы

ближнего

нравстве-нной жизни и обесце-нивают религиозную жизнь

злая воля, питаемая чувствами мести, превосходства, тщеславия

состра-дание к ближним и осознание собстве-нного несоверше-нства

преодо-ление вражде-бности, способность радоваться чужим успехам

Богоху-льные помыслы

религиозной жизни

омраченный разум

игнорировать, не вступать в диалог, не унывать

чистота ума и любовь к Богу

Многие врачи утверждают, что тело и душу человека необходимо рассматривать и лечить как одно целое. По собственному опыту мы знаем, что тяжелые душевные переживания могут привести к болезни. Между тем многие физические нарушения мы воспринимаем как плату за стрессовый образ жизни, наносящий вред нашему телу. Мы не «слышим» собственного тела, не чувствуем, как на него действуют подобные конфликты и нагрузки. Не прилагая никаких усилий, мы полагаем, что выздороветь можно только с помощью средств современной медицины или психотерапии. Различные психологические состояния вызывают физические реакции, например, волнение, вызванное страхом выступать перед аудиторией, сопровождается нарушением деятельности желудка, поносом; ссора с близкими людьми часто заканчивается головной болью. Если подобные ситуации и состояния возникают регулярно, то это может привести к таким недомоганиям, как сыпь на коже, астма, гипертония.

Почему стресс вызывает болезнь?

Психоиммунология занимается изучением влияния эмоционального напряжения на защитные силы организма. Ученые пытаются выяснить, при каких условиях у человека резко снижается сопротивляемость болезням. Ганс Селье, изучавший стресс 40 лет, доказал, что «общий синдром адаптации» после перенесения эмоциональной или физической травмы имеет три фазы. Сначала активизируется симпатическая нервная система, наступает шок, усиливается сердечная деятельность и приток крови к мышцам, мобилизуются защитные силы организма. Затем повышается температура тела, кровяное давление, учащается дыхание, повышается уровень гормонов. Третья стадия - истощение. Силы организма исчерпываются, в результате чего возникает коллапс - опасное для жизни состояние. Главным открытием в этой области было то, что стресс не вызывает болезней у тех людей, которые способны его контролировать. Неконтролируемый стресс ослабляет защитную систему организма, делает его более подверженным болезням. В настоящее время появляется все больше доказательств того, что от реакции на стресс зависит также сопротивляемость организма болезням, в том числе и онкологическим.

Что такое психосоматика?

Психосоматические нарушения - это соматические болезни, обусловленные психоэмоциональным стрессом. Чувства человека и то, что происходит в его теле, тесно взаимосвязаны: человек плачет, когда ему грустно; краснеет, когда стыдно; дрожит, когда страшно.

Возникновение психосоматических болезней

Психосоматические болезни могут быть обусловлены стрессовыми ситуациями - катастрофами, повседневными проблемами и неурядицами. Психосоматические болезни возникают под действием постоянной психоэмоциональной нагрузки, из-за которой вегетативная нервная система длительное время находится в возбужденном состоянии. В этом случае организм не получает необходимой разрядки. Возбужденное состояние вегетативной нервной системы - это следствие внутренних душевных конфликтов. Обычно эта возбужденность быстро спадает. Однако при соматической болезни данные изменения сохраняются более длительное время и вызывают необратимые поражения тканей и внутренних органов.

Лекарства и психотерапия

Соматические болезни проявляются физическими недомоганиями, поэтому их лечат с помощью лекарств. Наряду с медикаментозным лечением применяется психотерапия, ее цель - уменьшить страх. Поведенческая терапия используется для коррекции поведения пациентов. Применение различных методов позволяет пациенту расслабиться, преодолеть стресс, контролировать определенные функции вегетативной нервной системы.

Душа и тело

Одни люди по поводу болезни лишь немного нервничают, а у других начинается настоящая паника. У кого-то от страха возникает сухость во рту, «пропадает» голос или затрудняется дыхание. Это указывает на взаимосвязь душевных переживаний и соматических реакций. Установлено, что вследствие нарушения деятельности коры больших полушарий головного мозга изменяются и некоторые внутренние органы человека.

Интеллект и эмоции человека

В современном обществе слишком большое значение отводится интеллекту человека, на эмоции же практически никто не обращает внимания. Однако если бы у человека не было эмоций, то он стал бы бездушным созданием, возможно, что тогда бы все люди были бы похожи друг на друга. Для нормального развития личности очень важна гармония между интеллектом и эмоциями, их необходимо стимулировать в равной мере.

Влияние духа на тело и душу

Наше поведение очень сильно зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем то или иное неблагоприятное событие. Наше отношение к нему может не только предопределить поведение, но и оказать отрицательное влияние на тело и душу человека. Не всегда неудачи вызывают депрессию и ощущение безвыходности - ведь каждый человек задается вопросом, почему случилось так, а не иначе. От ответа на этот вопрос и умения его обосновать и зависит будущее состояние человека, например, степень депрессии . Причины неудач могут быть самыми разными. Каждый человек их воспринимает по-своему, часто это зависит от характера. С учетом этого определяются зависящие и независящие от нашей воли причины неблагоприятных событий; мы ищем их в себе либо в других. Отношение людей к той или иной проблеме связано с функционированием иммунной системы. Во время исследования людей, склонных к депрессии, было установлено, что в их крови содержится избыточное количество супрессоров - клеток, подавляющих функции иммунной системы. Предполагается, что эти клетки ослабляют защитные функции организма. Следовательно, душевное и физическое состояние человека взаимосвязаны. Оптимистично настроенные люди в среднем живут дольше, чем те, которые пессимистично смотрят на жизнь.

Взаимодействие тела, духа и души можно увидеть после анализа особенностей характера пациентов, перенесших инфаркт миокарда. Развитие болезни может быть обусловлено предрасположенностью к ней, а также условиями жизни. В наибольшей степени инфаркту миокарда подвержены люди, долго и упорно стремящиеся к успеху, намеченной цели. Они жаждут славы, самореализации и признания. Они все время стараются быть активными, стремятся сделать карьеру.

Воспитание духа и болезни тела

Инфаркт миокарда чаще случается у тех мужчин, которые в детстве получили строгое воспитание, на которых постоянно оказывалось давление, от которых требовалось абсолютное послушание. Им запрещалось быть самими собой, они должны были подавлять свои внутренние желания, скрывать их от окружающих. Они стыдились показывать свои чувства, эмоции, а особенно чувствительность и слабость, так как в семье это считалось позором для настоящего мужчины.

По данным современных психологических исследований, импульсивные, нетерпеливые, агрессивные и злые люди особенно подвержены болезням сердечно-сосудистой системы. К группе риска относятся также курильщики и люди, страдающие хронической бессонницей. При нормальном жизненном темпе они адекватно реагируют на происходящее, однако при возникновении серьезных проблем становятся психически реактивными. Во время стресса в их организме усиливается секреция гормонов, повышается кровяное давление и содержание холестерина в крови, что способствует развитию атеросклероза. Противоположность этой группе - это люди, умеющие расслабляться. Однако такие люди склонны к депрессии, у них часто возникают отрицательные эмоции, что способствует развитию болезней внутренних органов.

Депрессия

У некоторых людей развитие депрессии обусловлено особенностями характера. Наиболее частая причина - неправильное мышление. Любое негативное событие кажется им настоящей катастрофой. Для одних повседневные неудачи - лишь маленькая неприятность, вызывающая определенные неудобства, для людей, склонных к депрессии - настоящая трагедия.


Самое обсуждаемое
Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь
Что нужно было чарли чаплину для фильма Что нужно было чарли чаплину для фильма
Гоголь очень краткая биография для детей Гоголь очень краткая биография для детей


top