Художественный стиль речи. Художественный стиль речи презентация, доклад создание художественных, поэтических образов

Художественный стиль речи. Художественный стиль речи презентация, доклад создание художественных, поэтических образов

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

К. Паустовский


«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

А. Толстой


Язык, великолепный наш язык! Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.

К. Бальмонт



ЦЕЛЬ УРОКА:

выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.


Задачи:

  • повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме;
  • уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;
  • развивать логическое мышление, творческие способности;

- понимать содержание и проблематику прочитанного текста;

- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

- выражать и аргументировать собственное мнение;

- последовательно и логично излагать свои мысли.


Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

Название презентации



Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали .

Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нём Вечерняя Звезда

И есть отрада сладкая в сознанье,

И. Бунин


За все Тебя, Господь , благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда. И тает в нём Вечерняя Звезда Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю - с Тобой!

И. Бунин


За все Тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали , Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нём Вечерняя Звезда Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю - с Тобой!

И. Бунин


Гамлет

Что случится на моем веку.

***

И неотвратим конец пути.

Б. Пастернак


Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку .

***

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Б. Пастернак



Драчены

дежка

попелиц

ухват

махотка

скатые

кудлатые



Нами

лирика

в штыки

неоднократно атакована,

ищем речи

точной

и нагой.

Но поэзия -

Пресволочнейшая штуковина:

существует –

и ни в зуб ногой.

В. Маяковский «Юбилейное»


О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных –

смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно,

смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

В. Хлебников «Заклятие смехом»


«Рукописи не горят»

«Каждому будет дано по его вере»

«Все будет правильно, на этом построен мир»

«Злых людей на свете нет, есть люди несчастливые»

«Всякая власть является насилием над людьми…»

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» (Воланд)

«Правду говорить легко и приятно» (Иешуа)

«Факт - самая упрямая в мире вещь»


Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

Название презентации


И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю - с Тобой!


И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье…

И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»


«За все тебя, Господь, благодарю!»

И. Бунин


«Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

А. Островский «Гроза»



Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя - замолчи ! - У того, с которым Иаков стоял в ночи.

М. Цветаева «Я тебя отвоюю…»


- Отчего? Оттого, что красивы места,

Оттого, что вода родниково-чиста…

***

Мой товарищ спросил у меня без затей:

- Отчего в Междуреченске много детей?

Я плечами пожал, отмахнулся рукой:

- Отчего? Да, наверное, климат такой!...

В. Измайлов


Впрямь не город в тайге,

А сплошной детский сад !...

***

А черемуха!

Вся побелеет гора!...

И не спит молодежь,

И поет до утра.

***

А когда напоются , когда замолчат

В. Измайлов


« Любовь должна быть трагедией . Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

А.И. Куприн


«Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым».

«Теперь уже оба больные глаза смотрели на арестанта».

«Он смотрел мутными глазами на арестованного».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»


«А вы могли бы?»


Я сразу смазал карту будня ,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана .

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ .

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб ?


Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

Название презентации


1-я строфа

За все Тебя, Господь, благода р ю! Ты, после дня т р евоги и печали, Да р уешь мне вече р нюю за р ю, П р осто р полей и к р отость синей дали.

Последняя строфа

И сч а с тли в я пе ч альною с удьбой, И е с ть отрада с ладкая в с ознанье, Ч то я один в безмолвном с озер ц анье, Ч то вс ем я ч у ж д и говорю - с Тобой!

И. Бунин


М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

« В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».


Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

Название презентации


Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А. Фет



Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

Название презентации


Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Художественная литература.

Цель употребления:

Эмоциональное воздействие на читателя, эстетическое наслаждение, заставить сопереживать.

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, оксюморон и др.

Высокая лексика, просторечия, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, окказионализмы, афоризмы и крылатые выражения.

Фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, парцелляция, градация.

Фонетические:

Ключевые слова, рефрен, антитеза, диалогичность изложения, ряды однородных членов, многосоюзие.

Звукопись, звукоподражание, аллитерация, ассонанс. Ритмичность.

Морфологические:

Безглагольность, насыщенность текста глаголами, личные местоимения, личные глаголы.

Название презентации


Подведем итоги:

  • Какие факторы влияют на правильное понимание содержания художественного произведения?
  • Какие языковые особенности нужно учитывать при анализе художественного произведения?
  • Чем отличаются тропы и синтаксические фигуры?
  • Для чего нужно уметь анализировать художественный текст?
  • Где вам пригодятся знания, умения и навыки, приобретенные в ходе данного урока?

Точность. Императивность. Стилевые черты и языковые средства их выражения. Официально-деловой стиль. Цель и основная функция. Сфера бытового общения в неофициальной обстановке. Стили речи. Цель. Главная форма мысли. Все типы текста. Основная функция. Законы. Художественный стиль. Логичность. Публицистический стиль. Языковые средства. Разговорный стиль. Неофициальность. Типы текста. Художественно-образная речевая конкретизация (стилистические фигуры).

«Стили речи» - Изображение и воздействие на читателя. Образность, эмоциональность, конкретность речи. Публицистический стиль. Цель стиля художественной литературы. Речевые жанры. Проверим свои знания. Сфера употребления. Точность. Стилевые черты. Жанры научного стиля. Группы лексики. Черты публицистического стиля речи. Языковые средства выражения. Цель публицистического стиля. Жанры художественного стиля. Официально-деловой стиль.

«Тип речи и стиль текста» - Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога. Официально – деловой стиль. Прочитайте диалог, учитывая окраску голоса. Содержание. Особенности публицистического стиля речи. Повествование и его структура. Артисты говорят в гримёрной, твой друг беседует с тобой. Типы речи. Письменная речь и её разновидности. Для чего нужна человеку речь. Повествование. Выбор стиля речи. Характеристики устной речи.

«Функциональные стили речи» - Система речевых средств. Литературный язык. Разговорный язык. Свойства разговорного языка. Слова-термины. Существует 5 функциональных стилей. Профессионализмы. Деловая информация. Разговорный стиль. Диалектология. Жаргоны. Применение разговорного языка. Территориальные диалекты. Использование разговорного языка. Художественный стиль. Средство художественной выразительности. Разновидности употребления языка.

«Публицистический и художественный стили речи» - Слово. Богат русский язык. Единоначатие. Основные проблемы. Словом можно убить. Ржавеет золото. Стиль художественной литературы. Русский язык. Фигуры речи. Необычайное волнение. Эпитет. Стихи. Гоголь. Разговор о стихотворении. Тропы. Список книг. Публицистический и художественный стили речи. Удивительная память.

«Научная речь» - Репатриация - возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев, переселенцев. Иммиграция - въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства. Научный стиль речи. - Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Словарная работа. Какие подстили вы знаете? Научно-популярный стиль. 1. Анализ текста, записанного на доске. Время появления научного стиля разное в разных странах.

Художественный стиль речи, который применяется в художественной
литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя,
передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики,
возможности разных стилей, характеризуется образностью,
эмоциональностью речи.
В художественном произведении слово не только несет определенную
информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при
помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он
воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова
и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные
слова.
Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от
эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Она
выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает
предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются
все языковые средства. Отличительной особенностью художественного стиля
речи можно назвать употребление особых фигур речи, придающих
повествованию красочность, силу изображения действительности.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
СТИЛЬ
Агафонова Е.Е.
РЕЧИ
Сфера употребления – язык художественной литературы.
Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.
Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.
Языковые средства:
1.Эпитеты, сравнения, метафоры,
гипербола и т. д.
2.Стилистические фигуры (фигуры
речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация,
инверсия,параллелизм,риторический вопрос,обращение,умолчание,эллипсис, эпифора.

Агафонова Е.Е.
Художественный стиль речи
1 .Предназначен
для создания
художественных,
поэтических образов, эмоционально – эстетического
воздействия, и все языковые средства, включаемые
в художественное произведение, подчиняются задачам
данного стиля.
2.Основная функция – эстетическая.
3.К средствам художественной выразительности
относятся РИТМ,РИФМА,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ
.
4.Характерная особенность – соединение различных
стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких»,
присутствие разговорной лексики,иногда – просторечий, диалектизмов,профессионализмов.
5.Тип речи – рассуждение,рассуждение с элементами
описания, описание.

Каждый стилхарактеризуется следующими признаками:

КАЖДЫЙ СТИЛХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ:
Формы
(жанры),
в которых
существует
Цель общения
Набор языковых
средств

Стиль
речи
Сфера
общения
Цель
общения
Набор
языков
ых
средств
Формы
(жанры)
языковых
средств
Основные
стилевые
черты
Художест
венный
стиль
речи
Словеснохудожествен
ное
творчество
Воздейство
вать с
помощью
созданных
образов на
чувства и
мысли
читателей
и
слушателей
Все
языковые
средства
трагедия,
комедия,
драма,
роман,
новелла,
повесть,
рассказ,
стихотворе
ние, басня,
поэма,
романс
Образность,
конкретность,
эмоционально
сть,
оценочный
характер речи

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
СЛЕДУЮЩИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Тропы
Фигуры речи
(риторическая,
стилистическая)
Это оборот
речи, в котором
слово или
выражение
употреблено в
переносном
значении в
целях
достижения
большей худ-ой
выразительност
и.
Это оборот
речи,
синтаксическое
построение,
используемые
для усиления
выразительност
и
высказывания.
Звуковые
средства
выразительности
Базируются на
необычных
созвучиях,
нагнетении
звука или его
отсутствии.
Изобразительн
ые возможности
лексики
Изобразительные
возможности
синтаксиса
Помогают обеспечить сильное и
яркое раскрытие произведения

Тропы
Фигуры речи
Звуковые
средства
выразительности
Изобразительные
возможности
лексики
Изобразительные
возможности
синтаксиса
аллегория,
аллитерация,
гротеск,
гипербола,
ирония,
литота,
метафора,
метонимия,
олицетворение,
перифраза,
синекдоха,
сравнение,
эпитет.
анафора,
антитеза,
бессоюзие,
градация,
инверсия,
многосоюзие,
параллелизм,
риторический
вопрос,
риторическое
обращение,
умолчание,
элипсис,
эпифора.
Звукопись,
звукоподражание,
аллитерация,
ассонанс.
Антонимы,
контекстные
антонимы,
диалектизмы,
жаргонизмы,
заимств.
слова,
книжная
лексика,
неологизмы,
окказионализмы,
омонимы,
просторечия,
синонимы,
контекстные
синонимы,
фразеологизмы,
устаревшие слова,
термины,
экспрессивная
разговорная
лексика.
Ряды
однородных
членов
предложения,
предложения с
вводными
словами,
многосоюзие,
бессоюзие,
диалогичность
изложения,
парцеляция.

Тропы

Троп (от др.-греч. τρόπος -
оборот) - в художественном
произведении слова и
выражения, используемые в
переносном значении с целью
усилить образность языка,
художественную выразительность
речи.

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) - троп, присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто

ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ (ПЕРСОНИФИКА́ЦИЯ, ПРОЗОПОПЕЯ) - ТРОП,
ПРИСВОЕНИЕ СВОЙСТВ ОДУШЕВЛЁННЫХ ПРЕДМЕТОВ
НЕОДУШЕВЛЁННЫМ. ВЕСЬМА ЧАСТО ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ПРИРОДЫ, КОТОРАЯ
НАДЕЛЯЕТСЯ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ.
НАПРИМЕР:
А И ГОРЕ, ГОРЕ, ГОРЕВАНЬИЦЕ!
А И ЛЫКОМ ГОРЕ ПОДПОЯСАЛОСЬ,
МОЧАЛАМИ НОГИ ИЗОПУТАНЫ.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά -
«перенос», «переносное значение») - троп,
слово или выражение, употребляемое в
переносном значении, в основе которого
лежит неназванное сравнение предмета с
каким-либо другим на основании их общего
признака. («Природой здесь нам суждено в
Европу прорубить окно»). Любая часть речи в
переносном значении.

Метони́мия (др.-греч. μετονυμία - «переименование», от μετά -
«над» и ὄνομα/ὄνυμα - «имя») - вид тропа, словосочетание, в
котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет
(явление), находящийся в той или иной (пространственной,
временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается
замещаемым словом. Замещающее слово при этом
употребляется в переносном значении. Метонимию следует
отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем
как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть
вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или
наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.),
а метафора - «по сходству». Частным случаем метонимии
является синекдоха. («Все флаги в гости будут к нам», где флаги
замещают страны.)

Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток;
преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного
преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания
сказанной мысли. («Я говорил это тысячу раз»; «Нам еды на полгода
хватит».)
Литота - образное выражение, приуменьшающее размеры, силу, значение
описываемого. Литоту называют обратной гиперболой. («Ваш шпиц,
прелестный шпиц, не более наперстка»).

Перифра́з (перефра́з, перифра́за; от др.-греч.
περίφρασις - «описательное выражение»,
«иносказание»: περί - «вокруг», «около» и
φράσις - «высказывание») - это троп,
описательно выражающий одно понятие с
помощью нескольких.
Перифраз - косвенное упоминание объекта путем
не называния, а описания. («Ночное светило» =
«луна»; «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю
тебя, Санкт-Петербург!»).

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») -
определение при слове, влияющее на его
выразительность. Выражается преимущественно именем
прилагательным, но также наречием («горячо любить»),
именем существительным («веселья шум»), числительным
(«вторая жизнь»).
Сине́кдоха (др.-греч. συνεκδοχή) - троп, разновидность
метонимии, основанная на перенесении значения с
одного явления на другое по признаку количественного
отношения между ними. («Всё спит - и человек, и зверь,
и птица»; «Мы все глядим в Наполеоны»; «В крыше для
моего семейства»; «Ну что ж, садись, светило»; «Пуще
всего береги копейку».)

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп, в котором истинный смысл
скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт
ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. («Где уж нам,
дуракам, чай пить».)
Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]») - один из
видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии,
основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого,
но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.
Сарказм - это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в
целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека,
предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Пример:
Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим.
Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно
первой из них у меня имеются сомнения.
Жанры художественной речи: эпический (античная литература);
повествовательный (романы, повести, рассказы); лирический (стихи, поэмы);

Жанры художественной речи:
эпический (античная литература);
повествовательный (романы, повести, рассказы);
лирический (стихи, поэмы);
драматический (комедия, трагедия).

Возложу на тетиву тугую,
послушный лук согну в дугу.
(А. Пушкин)
Город грабил, грёб, грабастал.
(В.Маяковский)
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела…
(А.Фет)
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем…
(М.Лермонтов)
Завыл, запел, взлетел на небо камень,
И заволокся дымом весь карьер…
(Заболоцкий)

Использованные материалы
1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому
языку: планирование занятий, организация урока, система
упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2007.
2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.
Львова. - М.: Эксмо, 2008.
3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные
экзамены. - Р/Д: Легион, 2006.
4. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001.
5. Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, 2004.
6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский
язык. Комплексная подготовка к Единому государственному
экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.
7. В.И. Капинос и др. развитие речи: теория и практика
обучения: 5-7 кл.: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
8. Е.И.Никитина. Русская речь: учеб. Пособие по развитию
связной речи для 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1992.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ИСКУССТВО ОБРАЗНОЙ РЕЧИ»

  • Язык неистощим в соединении слов.
  • А. Пушкин.
  • Выполнила: преподаватель русского языка и литературы «ВТЖТиК Якубовская Л.И.
Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
  • Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в
  • Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в
  • этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
  • Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
  • Произведения Пушкина гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.
  • Зима!..Крестьянин, торжествуя
  • На дровнях обновляет путь…
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
  • Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
  • Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
  • В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
  • метафора
  • ирония
  • эпитет
  • Аллего-
  • синекдоха
  • Олицет-
  • ворение
  • литота
  • гипербола
  • сравне-ние
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
  • Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
  • Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
  • В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
Использование различных выразительных средств в конкретных предложениях
  • Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.
  • Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)
Словарный диктант
  • Метафора - употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений
  • Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, что бы пояснить одно из них при помощи другого.
  • Эпитет - образное определение.
  • Метонимия - троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.
  • Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления.
  • Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления.
  • Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному
  • Аллегория - выражения отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе
  • Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
  • Перифаза - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого – либо предмета описательным выражением
  • Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения
  • Эпифора – повторение слов или выражения в конце соседних, смежных предложений
  • Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.
  • Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.
Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.
  • Метафоры
  • … ветренное племя
  • Растёт, волнуется, кипит
  • И к гробу прадедов теснит.
  • (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
  • Сравнение.
  • И вы подобно так падёте,
  • Как с древ упавший лист падёт!
  • И вы подобно так умрёте,
  • Как ваш последний раб умрёт.
  • (Г.Р. Державин, «Властителям и судиям»)
  • Эпитеты
  • Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
  • А там лазури тающая нежность…
  • Как будто из действительности чудной
  • Уносишься в волшебную безбрежность.
  • (А,А. Фет, «Горное ущелье»)
  • Метонимии
  • Такой нам надобен язык, как был у греков
  • Какой у римлян был и, следуя в том им,
  • Как ныне говорит Италии и Рим.
  • (А. Сумароков)
  • Синекдоха.
  • И слышно было до рассвета,
  • Как ликовал француз…
  • (М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
  • Гипербола
  • «В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал, вздулась и на десять вёрст разлилась».
  • (М.Е Салтыков – Щедрин «Самоотверженный заяц»).
  • Аллегория
  • В те дни, в таинственных долинах,
  • Весной при криках лебединых,
  • Близ вод, сиявших в тишине,
  • Являться муза стала мне.
  • (А,С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
  • Анафора
  • Ты и убогая,
  • Ты и обильная,
  • Ты и могучая,
  • Ты и бессильная…
  • (Н,А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
  • Градация
  • Пусть громы небо потрясают,
  • Злодеи слабых угнетают,
  • Безумцы хвалят разум свой!
  • Мой друг! Мы не тому виной.
  • (Н.М. Карамзин)
Инверсии
  • Инверсии
  • Ни полный гордого доверия покой,
  • Ни тёмной старины заветные преданья
  • Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
  • (М.Ю. Лермонтов, «Родина»)
  • Рефрен
  • Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок,
  • Пред скамьей ты чертила блестящий песок,
  • Я мечтам золотым отдавался вполне, -
  • Ничего ты на все не ответила.
  • Я давно угадал, что мы сердцем родня,
  • Что ты счастье своё отдал за меня,
  • Я рвался, я твердил не нашей вине, -
  • Ничего ты на все не ответил мне.
  • (А.А. Фет, «Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок…)
  • Антитеза
  • И невозможное возможно,
  • Дорога долгая легка,
  • Куда блеснет в дали дорожной
  • Мгновенный взор издалека…
  • (А. Блок, «Россия»)
2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
  • 2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
  • Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
  • - Нет, нет, я одна. Туды я одна.
  • Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)
3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
  • 3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
  • Бурлит река вся в кружеве белой пены.
  • На бархате лугов алеют маки.
  • На рассвете родился мороз.
  • (М. Пришвин).
4. Воплощение образной мысли автора
  • 4. Воплощение образной мысли автора
  • Я мечтою ловил уходящие тени,
  • Уходящие тени погасавшего дня.
  • Я на башню всходил. И дрожали ступени.
  • И дрожали ступени под ногой у меня
  • (К. Бальмонт)
5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
  • 5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
  • Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
  • Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.
6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
  • 6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
  • Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).
  • В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)
7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).
  • 7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).
  • Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)
  • Спасибо за внимание!

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в

Слайд 4

Описание слайда:

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. 5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:


Самое обсуждаемое
Сознательное и бессознательное Сознательное и бессознательное
Концлагеря на территории польши Концлагеря на территории польши
Акафист за единоумершую когда и как читать? Акафист за единоумершую когда и как читать?


top