Исцеление тела силой ума (Праническое целительство и боевые искусства). Анатомия для исцеления и боевых искусств

Исцеление тела силой ума (Праническое целительство и боевые искусства). Анатомия для исцеления и боевых искусств

На человеческое тело, как на любое другое, действуют физические силы , влияющие на производимые им действия, в том числе и в сфере боевых искусств:

o Сила земного притяжения

o Сила реакции опоры

o Внешние силы

o Сила внутреннего напряжения .

Действие данных сил приводит к определённым двигательным действиям человеческого тела, знание о которых позволяет прогнозировать возможные реакции на заданное воздействие. Но реагирование на воздействие зависит от того, в каком состоянии находилась сложная система человеческого тела. Для описания чаще всего используют два состояния, определяемых как крайние: статика и динамика .

Статическое состояние тела (статика ) - состояние относительного покоя, при котором движение отсутствует . Учитывая то, что в реальном мире полное отсутствие движения невозможно, под отсутствием движения мы понимаем невозможность различить его глазом.

Динамическое состояние тела (динамика ) – состояние, при котором существует четко различимое движение и тело начинает испытывать действие сил инерции.

Основой понимания сложной системы взаимодействия человеческого тела с действующими силами является понятие «структуры человеческого тела». Структурность человека заданна анатомическими возможностями и механическими факторами.

Для удобства обращения человеческое тело (Тай ) представляется в биомеханике боевых искусств в виде геометрических фигур – как правило, пирамиды и шара . Данное разделение связанно с идеей представленного движения. Рассматривая механику человеческого тела, предполагают двойственную природу движения – в статическихпроявлениях структуры, как правило, присутствуют более прямолинейные, ломаные действия, а динамическим проявлениям присущи круговые, плавные.

При статике человек настроен на сохранение неподвижности (или частичной неподвижности) и равновесия , при динамике – на самосохранение . Высокая (скоростная) динамика (падение, столкновение, быстрое сложное координационное перемещение) – явление для человеческого тела, несомненно, негативное, поскольку предполагает возможное нанесение увечий. Сохранение равновесия в физиологическом плане достигается за счёт уподобления тела пирамиде (как правило, речь идёт о четырёхгранной пирамиде с прямоугольником в основании), а сохранение анатомической целостности при динамическом движении за счёт уподобления тела шару или сфере .

В айкидо, построенном на одних динамических взаимодействиях, в обучении молодого состава серьёзно относятся к изучению реакции тела в состоянии статики, так как это состояние определяется как начальное или промежуточное во время воздействия. Последовательная техника айкидо, на многих этапах изучаемая путём разложения на элементы, наглядно демонстрирует присутствие в динамике моментов относительной статики (к которой применимы те же формы воздействий, что и к статическому состоянию тела, но движение в ней выражено).


Санкакутай

Тело как треугольник

Санкаку-тай – «тело как треугольник», принцип стабильности, равновесия и согласованности относительно горизонтали .

Идея представления человеческого тела как треугольника в восточной философии занимает одно из ключевых позиций – это принцип направленности воли и стремления души и разума к основополагающим стихиям – Земле и Небу. С точки зрения духовности треугольник – фигура строго ориентированная к одному из начал и равновесно укоренившаяся на другом.

В восточной философии земля геометрически представлена квадратом, небо – кругом, а человек - треугольником. При этом направленность к земле предполагает соответствующие духовные качества – качества неба, а направленность к небу – качества земли . В этом заключается принцип согласованности человеческого внутреннего мира : имея в своём основании одни качества, человек устремляется к познанию своей противоположности.

Путь духовного развития человека также определяется равновесным треугольником: основанием являются фундаментальные качества личности, вершина – это конечная фаза достижений духа (или конечная цель существования), а стороны представляют суть диаметрально противоположных выборов, которые происходят в жизни человека. Поскольку дух, разум и тело связанны в единый системный комплекс, то, в связи с сознательной устремлённостью человека, его тело также представлено треугольником .

Физиологически человеческое тело представляется, исходя из принципа санкаку-тай, равносторонним треугольником в зависимости от свойств анатомического каркаса, развития мускулатуры и внутреннего устремления человека. При этом, если анатомическое сложение человека наиболее подходит под европейский тип: развитая грудная клетка, широкие плечи и узкая талия, особо сильное развитие плечевого пояса, - то его треугольник, скорее всего, направлен вниз. Соответственно, его проявления относительно горизонтали близки к слабой устойчивости, подвижности и завышенному местонахождению центра тяжести. Если анатомическое строение человека близко к восточному типу сложению: сильно развитые бёдра, узкая грудная клетка, широкая талия (или склонность к полноте), - то ему соответствуют – повышенная устойчивость, слабая подвижность и заниженное местонахождение центра тяжести. Данная методика рассмотрения человеческого тела в виде треугольника действительна для обоих полов, любого возраста или других параметров. Но, опираясь лишь на анатомическое строение, невозможно с точностью определить положение треугольника развития духовности, хотя, как правило, они совпадают.

В боевых искусствах существует строгое разделение на типы единоборств, исходя из физиологического строения тела. Айкидо предполагается для людей восточного типа сложения, так как в нём главную роль играют возможность занижения центра тяжести и высокая вертикальная устойчивость при исполнении техник высокой динамики.


Тело как пирамида

Стереометрически человеческое тело представляют в виде пирамиды с основанием – правильным четырёхугольником. При этом, два угла основания заданы местоположением стоп, а два других именуются «несуществующими точками опоры» (в других источниках – «3-я точка опоры» ) и определяются в зависимости от высоты пирамиды и направленности центра тяжести. Вершина пирамиды совпадает с макушкой головы (или иной наиболее высокой точкой тела), а вертикаль проходит через центр тяжести человека .

Для данной конструкции разработаны соответствующие правила сохранения целостности структуры :

  • Равновесие
  • Подвижность
  • Координирование

Равновесие и подвижность

Равновесие , являясь основным качеством пирамидального представления структуры человека, определяется в системе физических способностей как одна из категорий ловкости, задаваемая параметрами возможностей конкретной ЦНС к управлению двигательными реакциями и осознанию местоположения в пространстве и положения (позиции) тела.

Для пирамиды наиболее важен один из аспектов равновесия – устойчивость, определяемый в биомеханике боевых искусств через понятия опоры и центра тяжести.

Правила Устойчивости:

1. Чем больше опора и ниже центр тяжести, тем более устойчива пирамида.

1.1 Чем меньше опора и выше центр тяжести, тем менее устойчива пирамида.

2. При малой опоре и низком центре пирамида наименее подвижна.

2.1 При малой опоре и высоком центре пирамида наиболее подвижна.

3. Наибольшая устойчивость в пирамиде достигается при положении, в котором централь, проходящая через центр тяжести, совпадает с вертикалью человека.

4. Малая устойчивость предполагает высокую подвижность, и, наоборот, при высокой устойчивости хорошая подвижность достигается с трудом.

5. Правило 3-й точки опоры : Если проекция центра тяжести смещается в сторону одной из несуществующих опор, человек теряет равновесие, а пирамида – устойчивость, принуждаясь к подвижности или разрушению структуры (падению).

6. Вообще, если проекция центра смещается за пределы площади опоры, то человек теряет равновесие, а пирамида – устойчивость, принуждаясь к подвижности или разрушению структуры (падению).

Именно на этих правилах построено наибольшее количество техник опрокидывания (отоси) в айкидо и других боевых искусствах.


Подвижность , напрямую зависящая от равновесия и связанная с ней критериями устойчивости, основана на координационных способностях человека :

o Дифференцировании параметров движения

o Реагировании

o Согласовании

o Ориентировании в пространстве и других.

Координирование

Координирование , как основное качество среди физиологических способностей человека, основано на согласованных действиях ЦНС и сети нервных клеток и опорно-двигательного аппарата.

Анатомическая картина действия основана на возбуждении периферийных нервных клеток, посредством сохранения и передачи в ЦНС информационного импульса, обработки полученной информации в головном мозге на сознательном или бессознательном уровне и возбуждении нервных волокон, передающих импульс для активизации определённых групп мышц в опорно-двигательную систему.

Нервный импульс, отвечающий требованиям момента, зарождается в особых периферийных нервных клетках – рецепторах, имеющих строгое разделение на виды – каждый рецептор воспринимает только те сигналы, к которым он приспособлен. В рецепторах, реагирующих на действительность окружающей или внутренней среды, происходит генерирование сигнала в виде электрического импульса. В дальнейшем, рецептор передаёт этот сигнал по сложной конструкции нервных клеток в сенсорную структуру головного мозга или вегетативную нервную (симпатическую) систему, где сигнал подвергается декодированию для произведения соответствующих действий. В координировании участвуют все пять видов рецепторов.

Для координирования существуют постоянно действующие рецепторы – проприорецепторы (к которым относится часть вышеперечисленных), которые отвечают за определение местоположения в пространстве и положении тела, передавая сигналы раздражения от суставов, сухожилий и мышц.

Передаваемый по нейронам импульс является, кроме всего прочего, основой рефлекса ответной реакции организма на внешние или внутренние раздражители, осуществляемой под постоянным контролем ЦНС . Рефлексы подразделяются на условные (вырабатываемые путём опыта) и безусловные (врождённые ). И для тех, и для других характерен один пятиступенчатый путь разрешения , который также имеет место и при других видах реагирования.

Так нервная система реагирует на происходящее и передаёт соответствующие сигналы к действию в опорно-двигательную систему, где происходят дальнейшие действия по изменению или сохранению положения.

Система координат

Координирование как специфическое качество комплекса подготовки в боевых искусствах напрямую связанно с ориентированием в пространстве . Оно же напрямую зависит от выстроенной системы координат .

В линейных боевых системах, там, где предпочтение отдаётся дискретным, возвратно-поступательным действиям (например, каратэ-до, бокс, тайквондо и др.), систему координат организуют на плоскости горизонтального движения.

Проекция центра тяжести в этом случае является центром системы координат, а проекции плоскостей возможного движения – направлениями координатной плоскости. При введении данной системы координат в пространстве используют девять направлений движения: четыре на плоскости как основные, четыре как второстепенные (или созданные объединением) и одну вертикаль.

В боевых искусствах кругового боя, там, где более часто задействуются сферические действия с вращением корпуса, чаще центром системы координат задают центр тяжести.

В этом случае подразумевается не лучевая, а плоскостная система отчёта (т.е. введение дополнительных координатных плоскостей), где вводятся для координирования семь плоскостей: две основные вертикальные, одна горизонтальная и четыре дополнительных диагональных. В этой же системе действует и айкидо.

Существует небольшая прослойка в системе боевых искусств единоборств, где используются альтернативные методы организации централизации ориентирования в пространстве. Например, одна из систем предполагает наличие связанных в единую сеть разрозненных центров, совпадающих по местоположению с суставами действующих в данный момент времени конечностей. Другая форма моделирует виртуальный центр координационной сетки, как «плавающее» в структуре человека сосредоточение энергии, имеющее возможность менять своё местонахождение в зависимости от того, к чему направленно внимание сознания или куда идёт посыл импульса движения.

Центр тяжести, исходя из представлений о централизации, в естественном состоянии совпадает с координационным центром и центром силы (Нижний Дань-тянь). Таким образом, в данной сетке координации объединяется несколько представлений, создавая новую универсальную форму координирования, в которой элементы могут действовать как разрозненные друг от друга или организованно как единое целое – Центр Танден.

Центр силы Танден, представляя собой сосредоточение энергии, не является неподвижной точкой, стационарно закреплённой за центр тяжести, напротив, движение или мысль, принуждающие его к смене местоположения, могут отклонить его относительно основных осей (вертикали и горизонталь) на незначительное (до 1,5 – 2 см) расстояние. Поскольку подобные отклонения действуют на физическом плане (изменения массы тела или его положения), то они культивируются и нарабатываются в айкидо с помощью мыслеобразов сосредоточения мысли в низу живота. Для айкидо наиболее ценны «занижения центра силы», а с ним и центра тяжести, для исполнения более высококоординационных действий с наибольшей площадью опоры и связью с землёй. «Завышения центра силы» исключение, применяемое для техник скоростного перемещения.

Сферы воина

Человек как шар

Адепты круговых систем боя, как правило, подразумевают строение человека в виде шара, с центром, находящемся в Тандене, и сферой, ограниченной периферийными точками действующих конечностей .

Рассматривая человека как сферу, предполагают его динамическое движение. Сфера является формой сохранения целостности структуры при большой разрушительной динамике движения. Например, при падении с горы максимально сохраняемой целостность физического тела формой является шар, для получения которого человек поджимает ноги, приводит руки к корпусу и несколько «горбатит» спину для достижения эффекта покатости туловища – подобная конструкция является оптимальной для динамики вращательного падения. Ещё одним примером вращательного движения, сохранение в котором основано на применении конструкции сферы, можно указать гимнастические (акробатические) упражнения: сальто, «колесо», фляг и т.д.

Для конструкции«Человек как шар» важными понятиями являются :

o Центр и централизация

o Зоны внимания и взаимодействия

o Направление вращения/Сферы воина

o Связь «Центр – периферия»

Данные качества отражают основное свойство структуры «Человек как шар» - Сферичность .

Результаты научного исследования, в котором приняли участие свыше 2,2 тысяч испытуемых из 10 стран мира, показали, что занятия тайцзицюань и другими видами китайских боевых искусств снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют давление крови и даже способствуют очистке сосудов от холестерина и прочих вредных жировых отложений. С ними также связывают снижение депрессии и общее улучшение качества жизни у пациентов отделения кардиологии.

По данным, опубликованным в журнале Американской ассоциации кардиологов, китайские упражнения не оказывают ярко выраженного влияния на здоровье сердечной мышцы, частоту ее сокращений и насыщение ее клеток кислородом. Однако физические и психологические преимущества занятий боевыми видами искусства должны определяться на основе научных исследований. На данный момент полученных данных недостаточно для объективной оценки.

Особенности боевых искусств

Занятия боевыми искусствами пользуются большой популярностью среди жителей различных стран. В большинстве случаев эти виды спорта выбирают не как средство самозащиты, а именно для укрепления физического и эмоционального здоровья. Но следует иметь ввиду, что первоначальной целью улучшение физического здоровья не являлось. Кроме того, эти занятия выбирали для себя люди с отличными физическими данными и незаурядными возможностями организма, поскольку начинающим приходится сталкиваться с множеством трудностей на пути освоения техники.

Многие стили и школы не располагают специальными тренировочными упражнениями, которые позволяют улучшить физическую форму. Часто изучаемая техника боя несет потенциальную опасность для самого бойца, поскольку определенные части тела испытывают сильную нагрузку. В некоторых боевых искусствах есть приемы, из-за которых могут пострадать внутренние органы, поэтому для их выполнения носят специальную защитную одежду.

Если ваша основная цель – укрепление здоровья, следует внимательно подходить к выбору школы. Специалисты рекомендуют специфические стили, содержащие приемы для улучшения техники дыхания и координации движений.

Какие стили и техники подходят лучше всего

Лучшими практиками являются некоторые стили ушу и тайцзицюань . Для выполнения их упражнений требуются концентрация и ловкость. Большая часть движений выполняются плавно, относительно медленно, большое внимание уделяется технике дыхания.

Люди, у которых имеются заболевания костей, мышц, органов дыхания, сердца и крови делают выбор в пользу тайцзицюань . Движения, используемые в этой технике, оказывают благоприятный эффект на деятельность вегетативной и центральной НС, позволяют избавиться от мигреней и справиться с бессонницей. Занятия этим боевым искусством подходят даже пожилым людям не зависимо от возраста.

Еще одна техника, известная под названием айкидо , ценится за отсутствие резких движений и ударов. Но начинающим следует быть готовым к кувыркам и падениям, без которых невозможно изучение остальных приемов.

Также существуют различные японские школы, учащие управляться с оружием. От бойцов требуются высокая концентрация внимания, координация и ловкость. Все эти показатели развиваются во время тренировок и благотворно влияют на многие органы и системы.

Тайна боевого искусства скрывается и в легендарном монастыре Шаолинь. Монастырь — колыбель чань-буддизма, символ мастерства владения человеческим телом. Секрет популярности монастыря в Китае, как и в мировой культуре, конечно в поражающих воображение способностях его послушников: невероятная ловкость и гибкость, мастерство рукопашного боя, а также прокалывание иголкой листа толстого стекла не оставляют равнодушными публику.

Но не одни лишь элементы шоу и трюков, используемых в боевиках, привлекают людей в боевом искусстве Шаолиня. Монастырь Шаолинь, скрывает за всеми этими удивительными возможностями некую тайну боевого искусства или «внутреннее искусство», раскрывающееся монахам во время изучения философии чань-буддизма и многочисленных медитаций.

«Внутреннее искусство» (нэй гун) опытного шаолиньского монаха заключалось в умении наносить удары не силой, а энергией. Например, мистические смертельные удары и приемы мастеров психологического и бесконтактного воздействия на противника.

Известно, что вслед за ростом популярности боевого искусства Шаолиня в кино в конце XX века в монастырь поступило необычайно большое количество молодых послушников, серьезно увлеченных буддизмом и единоборствами. И это притом, что правила монастыря славятся особой строгостью – это режим дня и воздержание, изнурительные тренировки и медитации, которые вовсе не являются атрибутами лучшей жизни.

Однако, секрет популярности боевого искусства Шаолиня оказывается достаточно легко объясним с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Тайна боевого искусства. Особенные звуковики Шаолиня.

Познание себя, поиск метафизических причин своего существования в философии, религии, духовных практиках, призванных раскрыть глубины внутреннего потенциала человека – все это создано людьми со звуковым вектором. Звуковики замкнутые и вдумчивые, любители одиночества, размышлений о смысле жизни и смерти. Звуковой вектор наделяет человека особыми способностями, (которые он может развить, а может и не развить) – тончайший музыкальный слух, абстрактное мышление, способное складывать из абсолютных и относительных понятий модель мироздания, что необходимо в физике и математике. Способность понимать иностранную речь и говорить без акцента на многих языках, литературные и поэтические способности – все это относится к сублимации звукового желания в рамках запросов вчерашнего дня.

У той части звуковых людей, для которых реализации в подходящей профессии оказывается достаточно, внутренний поиск смысла жизни уходит на второй план – во всем остальном это такие же люди с некоторыми бытовыми чудачествами. А тех звуковиков, что не смогли найти себе реализацию по свойствам, поиск ответов на внутренние вопросы о своей природе приводит то в религию, то в эзотерические практики, разочарование в которых вызывает депрессию и отчаяние. Порой в депрессии звуковик только и желает удалиться подальше от людей, в добровольное отшельничество. Погружение в тайну боевых искусств или одиночество и покой, которому так мешает необходимость выживать среди людей, кажется звуковику наилучшим способом ухода от страданий.

В буддийский монастырь Шаолинь за познанием себя идут особенные звуковики, с кожным вектором. Именно кожный вектор склонен к самоограничению, дисциплине, спортивным тренировкам, боевым искусствам. В отличие от анальных звуковиков, которые могут с удовольствием изучать труды философов и теологов прошлого, сидя на диване, кожным звуковикам важно именно преобразовать свое желание в действие.
В сочетании с асексуальным звуковым вектором невысокое либидо кожного вектора оказывается очень просто ограничить. Кожные звуковики, накладывая на себя целибат, не страдают, так как практически не испытывают сексуального желания. А всю жизненную энергию перенаправляют в сублимацию и развитие собственной идеи.

Освоение способностей человеческого тела монахами-буддистами – результат многовековой работы фанатично преданных тайному боевому искусству Шаолиня кожных звуковиков. Звуковое желание к познанию первопричин своего существования рационально переключается практичным кожным вектором в развитие выносливости, ловкости и силы – телесных свойств. Однако, приобретая невероятные физические данные, монахи Шаолиня так и остаются при этом отшельниками, оторванными от постоянно ускоряющегося в развитии социума.

И здесь же содержится самая главная промашка этих кожных звуковиков: познание своей природы на уровне тела достигло больших результатов в медицине и физиологии, но по-прежнему остается неизученным вторая составляющая природы каждого человека. Именно она толкает одних в отшельничество и поиски себя через овладение навыками тайного боевого искусства. Других заставляет заниматься бизнесом и строить карьеру, третьих увлекает в художественное творчество, например. Эта составляющая – психическое желание человека, которое задает ему предпочтения, привычки, судьбу, характер, способности и таланты. И именно в этой плоскости познания себя человечество сегодня сильно отстает. А ведь раскрытие знания о своих талантах, развитых свойствах, дает невероятные возможности для реализации своих желаний в самом лучшем и приемлемом виде – среди людей. Изучение своей психической природы может принести гораздо больше удовольствия от жизни, чем перенаправление этого поиска в тупиковое для социальной жизни человека отшельничество.

Психические желания человека, разделенные на 8 векторов, сегодня может научиться понимать и отличать каждый на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов

Интересен в данном аспекте широко известный в единоборствах тест, называемый тамэсивари - разбивание разными способами твердых предметов (досок, черепицы, кирпичей, бетонных блоков и т.п.), который не является лишь испытанием физической силы и техники, а основан на умении в состоянии кратковременного транса мгновенно концентрировать психическую энергию для создания энергетической «подушки» между поверхностью предмета и ударной поверхностью руки или ноги.

Когда рука каратиста приближается к стопке кирпичей, то кирпич крошит не физическая сила человека, а его сфокусированная направленная энергия. Этот феномен хорошо известен учителям школ боевых искусств и не раз демонстрировался при медленном просмотре видеозаписей.

Но есть объективные ограничения в выборе психотехники, зашифрованной в определенном языке. Чтобы успешно следовать рекомендациям, например, тибетских мистиков, нужно быть приобщенным к соответствующей культурной традиции, знать специальную символику, жить особыми представлениями. В монастырях Тибета «энергетическим» видам кунг-фу обучают с семилетнего возраста. Широко применяется кунг-фу и в тибетской медицине для отключения сознания больного на время проведения операции и приведения его потом в сознание путем нажатия на определенные биологически активные точки организма.

Однако, «энергетические» виды восточных единоборств не являются широко распространенными, т.к. такого рода «тайные» знания тщательно охраняются и зашифровываются, чтобы оградить непосвященных от неумелого и опасного экспериментирования со своей психикой. Кроме того, спекуляции на эзотерических знаниях не могут быть связаны с добрыми намерениями, и к их современным интерпретациям стоит подходить осторожно.

Опыт использования «энергетических» видов восточных единоборств велик, он запечатлен в многочисленных историях, легендах, притчах о выдающихся воинах-мудрецах, основателях школ боевых искусств. Так, Джон Стивенс пересказывает одну из таких историй об известном японском мастере фехтования XIX века Тэссю Ямаскэ, испытавшем «озарение» на пути боевого искусства, что наполнило новым смыслом всю его жизнь.

В молодости он вызвал на поединок знаменитого мастера меча Дзимэй Адзари и после долгой борьбы, используя свои физические преимущества, поверг противника на землю. Но за мгновение до этого Адзари молниеносным ударом сломал три бамбуковые полоски протектора у Ямаскэ. Когда Ямаскэ понял, что был побежден, то стал учеником победившего его мастера.

Адзари обладал колоссальной духовной силой и потому выходил победителем из единоборств. Но лишь через 17 лет упорных тренировок Ямаскэ наконец достиг «озарения» и тоже наполнился духовной силой. Один из учеников, собираясь вступить с ним в поединок, вдруг отбросил меч и воскликнул: «Сэнсей, пожалуйста остановитесь!» - «Почему?» - спросил Ямаскэ. «Я тренировался с вами много лет, - ответил ученик, - но никогда не ощущал такого ужасающего присутствия».

В этой истории кроется ключ к пониманию, почему человек, ведущий порочный образ жизни и делающий зло, никогда не достигнет вершин мастерства. Он может закалить тело, отработать до автоматизма свою технику, но он никогда не сможет достичь озарения, дающего ключ к духовной силе, т.к. не сможет духовно слиться в своем сознании с природой и космосом. И потому будет неизбежно побежден мастером, достигшим этого.

Попробуем рассмотреть боевые искусства с точки зрения обычного человека. Информацию о боевых искусствах он получает в основном из двух источников: кино и спорт. O кино скажу сразу: главная цель экранных боев - зрелищность и эффектность (не путать с эффективностью) и поэтому то,что мы видим на экране, далеко от реальной жизни. В жизни все не так красиво и эффектно.

Спортивные единоборства ближе к жизни. Там все настоящее, а не постановочное, но правила и ограничения исключают из техники бойца травмотичные и опасные для жизни элементы. Даже на так называемых " боях без правил" существует очень много правил. Применение реальных "убийственных" систем, предназначенных для максимально быстрого выведения из строя или убийства человека, мало кто видел. Тут все покрыто тайной, что рождает множество слухов и легенд, часто далеких от реальности. Еще большей тайной являются знания, позволяющие человеку выйти за пределы своих физических возможностей.

Из этого следует, что человек о боевых искусствах имеет представление далеко не полное, и не всегда верное.

Для тех, кто поставил себе цель - спортивные достижения, все просто. Подойдет любая школа боевых искусств спортивного направления. Сложнее тем, у кого цель - самозащита. Многие думают, что научится самозащите просто. Достаточно записаться в какую-нибудь школу боевых искусств и походить пару - тройку месяцев. Так ли это?

Для начала нужно выбрать из двух направлений: спортивное и прикладное. Оба варианта имеют свои "плюсы" и "минусы", поэтому рассмотрим каждый в отдельности.

Спорт. Ранее уже упоминался основной недостаток этого направления - исключение опасных элементов из техники. Никто не хочет травм. Поэтому спортсмен не будет готов к "неправильным" действиями и не сможет сам их использовать. Также в уличном бою нет защитных приспособлений, судьи и своевременной медпомощи. Имеющие боевой и спортивный опыт знают: хороший спортсмен идет на ринг без страха, худшее, что может с ним произойти - получит травму, бой остановят. А если перед тобой человек с ножом или вооруженный огнестрельным оружием - все совсем по-другому. Но! Все, что спортсмен использует, он использует с максимальной эффективностью. Работает в полную силу. А главное - в бою он делает точно тоже, что и на тренировке. Это дает ему уверенность в собственных действиях. И зачастую, действия хорошего спортсмена настолько эффективны, что ему "на улице" этого вполне достаточно, пока ситуация похожа на отработанную в зале.

Прикладное направление. Если человек придет в такую школу, ему скажут, что для "улицы" это в самый раз. Действительно, техника не имеет ограничений, рассматриваются всевозможные способы воздействия, нет правил. Но! Никто не хочет травм. Нельзя работать на тренировке как в бою, ломать руки и выбивать глаза. Приходится работать медленно или моделировать. Поэтому многие полученные навыки нельзя проверить до возникновения боевой ситуации, а это уверенности в бою не прибавит.

Оказывается все очень непросто и существуют объективные проблемы. И еще. Многие боевые искусства уходят корнями в далекое прошлое или являются потомками древних боевых систем. Тогда, как говорится, время было другое. И менталитет и задачи, и ценности. Раньше было большой честью умереть "за правое дело". Сейчас же такая перспектива мало кого обрадует. В былые времена в частых войнах главная задача была - убить побольше своих врагов, бравирование опасностью считалось отвагой. Вся техника - уничтожения противника. Защита - считалась трусостью. В атаку в полный рост...

Оправдано ли это сегодня? В наше время убивать невыгодно. Правосудие может и не разобраться, что вы "только защищались" и придется загреметь за решетку на долгие годы. Разумно ли убивать соседа или товарища, который в подвыпившим состоянии слишком буйный?

Ценность жизни многократно выросла, изменились приоритеты и боевое искусство должно соответствовать сегодняшним требованиям.

Рассмотрим реальные условия и задачи для современного боевого искусства, цель которого - выживание и решение определенных задач в условиях повседневной жизни.

Во-первых, это не спорт. Нет весовых категорий. Количество и "качество" противников не ограничено. Боевая ситуация может возникнуть в любую минуту и умение правильно оценить обстановку очень важно. И самое главное. Наша задача не определить кто сильнее, не победить, а остаться живым и невредимым и при этом сохранить ясность мышления.

Во-вторых. Сила, скорость и выносливость, так почитаемые в спорте и имеющие решающее значение, "на улице" понятия относительные. Болезнь, усталость, погодные условия, неудобная одежда и т.д. могут существенно влиять на эти показатели. Но техника должна работать в любых условиях. Так что же остается?

  • Вес тела .
  • Законы физики и механики . Человеческое тело тоже механическая конструкция, и подчиняется тем же законам (сила тяжести, инерция...)

И это еще не все. Человек ограничено опасен, ограничено защищен, ограничено силен и ограничено устойчив . Любой. Независимо от силы и веса. Это можно легко доказать с помощью тех же законов физики и механики: Наносящий удар рукой в голову, опасен в данный момент только в точке вероятного попадания. Если меня не будет в этой точке - значит я вне опасности. Совершающий агрессию, должен пожертвовать защитой, отвлекая внимание и силы на удар или захват. В момент реального удара он может только бить, так как на него воздействуют силы инерции и гравитации. Человек может "работать силой" только имея опору, и конструкция человеческого тела имеет разные силовые возможности в разных направлениях и точках приложения. Конструкция тела имеет ограниченную площадь опоры, два устойчивых и два неустойчивых направления. Все это нужно использовать. Своевременно, обходя сильные стороны и воздействуя на слабые.

Еще один закон. Чтобы избежать силового противостояния, нужно знать, что с человеком можно производить какие-либо действия (удар, бросок...) только когда он не контролирует ситуацию. В спорте это решается превосходством в силе, скорости, выносливости и тактике (непредсказуемости). Если силовое противостояние нам не выгодно, то из вышеперечисленных способов подойдет только последний.

Когда не существует запретов и ограничений, то можно вычислить такие дополнительные условия потери контроля:

    а) потеря зрительного восприятия
    б) боль и страх
    в) психологическая неустойчивость
    г) физическая неустойчивость
    д) момент атаки.

Конструкция человеческого тела имеет много уязвимых мест, для поражения которых не нужно много силы (глаза, горло, пах...). Зачем тогда в боевых системах нарабатываются очень сильные и быстрые удары? Зачем разбивать кирпичи и доски? Ладно - ногами, а головой?

Все просто - никто безнаказанно не позволит себя травмировать. И получается: мои действия противостоят действиям противника и наоборот. А если противостояния нет?

Учитывая все вышесказанное, составим список требований к боевому искусству и методике подготовки:

  • Готовность к боевой ситуации в любой момент времени.
    Психологическая готовность.
  • Универсальность техники, простота . Освоение сложной системы займет очень много времени, а боевая ситуация может возникнуть уже завтра.
  • Эффективность в любой ситуации, в любых условиях.
  • Действия на тренировке должны максимально соответствовать боевой ситуации , но без ущерба для здоровья (можно, конечно, постоянно проводить реальные бои в полный контакт, но при этом потерять здоровье раньше, чем научиться его защищать).

Особенности техники и методика подготовки русского P. Б.

Готовность . В первую очередь нужно избавиться от жесткости и научится вписываться. Вся техника на этом построена и, так как все подчиняется одним и тем же законам, то вписываться можно не только в агрессивного противника, но и в сложившуюся ситуацию, а в более широком смысле - и в реальную сегодняшнюю жизнь.

Психологическая готовность к бою не менее важна, чем физическая. Очень много внимания уделяется именно этому.

Bo-первых. Противник воспринимается не как личность, а как механическая конструкция (в этом случае его угрозы не давят на психику).

Удар - это воздействие определенной силы по определенному вектору с определенной скоростью. Боевая ситуация всего лишь механизм сложной конструкции.

Bo-вторых. Основа техники - несопротивление. Не имеет значения, насколько силен противник, потому что никто не собирается ему противостоять. Меня не беспокоит, смогу ли я выдержать удар. Я не сопротивляюсь. Здравомыслящего человека не может не беспокоить тот факт, что реальный бой - это очень опасно, любой пропущенный удар может стать последним. Поэтому основная задача - максимально обезопасить этот процесс. Для этого защита ставится на первое место. Намного важнее выжить, чем победить .

Любое воздействие не воспринимается прямо, а пропускается, сглаживается, амортизируется.

В-третьих. Страх перед реальной боевой ситуацией возникает из-за того, что ее исход невозможно предугадать. А человек боится того, чего не знает . Значит, нужно сделать боевую ситуацию явлением как можно более знакомым и привычным, быть готовым к самым худшим вариантам, потому как безвыходных ситуаций вообще быть не должно . Что же происходит в худшем случае? Вас будут бить. Один или несколько противников, с оружием или без. Если сделать это привычным явлением и научиться выживать в такой ситуации - страх отступает.

И все же не нужно забывать, что рукопашный бой - это самый последний аргумент, когда остальные уже исчерпаны.

Универсальность техники намного упрощает подготовку и раскрепощает в бою. Например. Техника освобождения от захватов и защиты от ударов основана на одних и тех же принципах. Одно и то же действие может быть защитой и контратакой. Все элементы имеют общую основу, поэтому, изучая, допустим, специальную акробатику, совершенствуется техника защиты и наоборот. Техника не зависит от того, вооружен или невооружен противник. Она вообще не должна зависеть от того, какой противник, как он стоит, как двигается. Потому что вариантов великое множество. И если в спорте более-менее знаешь чего ожидать от противника, можно провести разведку, определить его сильные и слабые стороны, то "на улице" на это нет ни времени, ни возможности.

Кроме того, все движения естественны и максимально просты, и на их освоение требуется немного времени.

Как уже упоминалось раньше: не должно быть безвыходных ситуаций, поэтому техника адаптируется к любым условиям. Основа основ техники - отсутствие статической опоры. Это позволяет уверенно себя чувствовать и на скользкой поверхности, и в сложных условиях ограниченного пространства. А техника "липкого тела" эффективна при ограниченной видимости и т.д.

И еще. Сколько нужно тренироваться хрупкой девушке, чтобы победить мужика с комплекцией и подготовкой M. Тайсона.

Что может противопоставить обычный человек, имеющий семью, зарабатывающий на ее содержание, профессиональному спортсмену, который сутками тренируется и проводит по несколько боев в день? Имеет ли смысл соревноваться с ним в силе, в скорости и выносливости? Действуя по его правилам, вы не оставляете себе ни единого шанса. В спорте более слабый не может победить более сильного, так как цель спорта - определить кто сильнее, и все на этом построено. В "уличном варианте" нападают в основном более сильные и нужно уметь сохранить жизнь в таком бою. Но наша задача не победить, а выжить. Для этого все средства хороши. Выстоять в таком бою можно только действуя вовремя, так как любой боец ограничено силен, быстр, устойчив.

"Вовремя" нельзя просчитать и проанализировать. Нельзя сказать, что нужно работать, допустим, во время удара, или на разных уровнях, или....бить или бросать... и т.д. Это в первую очередь чувствование момента. Ты должен быть непредсказуем даже для самого себя.

Очень большое значение имеет медленная работа, так как все движения должны быть осознанны в период обучения. Ситуация меняется мгновенно, и только осознанное движение можно изменить в любой фазе, перенаправить или не довести до логического завершения.

Каждое реальное боевое искусство должно давать возможность бойцу постоянно проверять свои знания. Для боксера - это соревнования. Спортсмен тренируется, выступает на соревнованиях, делает выводы и тренируется дальше с учетом выявленных ошибок. Для воинов, в былые времена, войны были таким же экзаменом. Оставшись в живых, боец тоже делал выводы.

Быть уверенным в своих действиях можно только тогда, когда бой - это обычное явление, частое и повседневное.Привычное дело. Лучше всего человек делает то, что он делает ежедневно и постоянно . И тогда он спокоен.

К состоянию мира и спокойствия Уэшибы нельзя прийти, минуя боевой опыт, как предлагают у нас в школах Айкидо. Уэшиба сам дрался и тренировался всю жизнь, владел многими другими стилями и пришел к "состоянию мира" имея огромный боевой опыт. 3a основу техники нужно брать элементы, которые можно многократно проверять. А "убийственные" техники использовать или не использовать по собственному усмотрению или в зависимости от серьезности ситуации.

B условиях мирного времени, если собственная жизнь и здоровье имеют значение, "убийственные" навыки нельзя проверить. В спецподразделениях это делалось на "куклах", на трупах... Мы не имеем такой возможности, да это и нецелесообразно. Значит до возникновения боевой ситуации боец, чья техника построена на элементах, которые нельзя отработать реально, не будет на 100% уверен в эффективности своих действий, а это опасно. Ученик принимает активное творческое участие в собственном обучении.

Боевое ИСКУССТВО. Это в первую очередь творчество, а не слепое повторение кем-то придуманных техник. Искусство! Ксерокопия не может быть искусством. B итоге, достигнув мастерства, каждый создает свой стиль.

Еще раз повторюсь - рукопашный бой - это очень опасно. Не может быть неопасным процесс, основная цель которого - навредить, травмировать, покалечить или убить, с помощью физического воздействия. Но тем не менее, Вы хотите уметь защищать себя и родных. Умение это может пригодиться каждому, а то жизнь - коварная штука и, хотя кажется такой размеренной и спокойной, иногда преподносит очень неприятные сюрпризы. И в такие моменты (есть много примеров) человек задумывается: " А почему я ничего не сумел, почему ничему не научился?! " Есть такая восточная мудрость: "Если меч может пригодиться один раз в жизни, нужно носить его всегда".

Значит, боевое искусство имеет место в повседневной жизни. Так что же делать? Как правильно поступить, учитывая все вышесказанное?

Мы считаем, что нужно изучать боевое искусство безопасно для здоровья и, что очень важно - это не должно отразиться на качестве полученных знаний. Главная задача - безопасно получить реальный боевой опыт. И это возможно...


Самое обсуждаемое
Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото) Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото)
Как найти молекулярную массу Как найти молекулярную массу
Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства


top