Полковые храмы. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка

Полковые храмы.  Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка

Есть в Петербурге два собора, Троице-Измайловский и Спасо-Преображенский, наверняка их видел каждый. Да и сам я не раз гулял в их окрестностях. Наверняка многие так же знают, что являлись они полковыми церквями Измайловского и Преображенского гвардейских полков соответственно. И вот я как-то задумался, а ведь в Петербурге дислоцировались и иные полки, и наверное у них тоже должны быть свои церкви, тем более парочку я уже знал, правда они не сохранились до наших дней. Собственно результатом этого вопроса и является этот пост. Нашёл я в интернете перечень гвардейских соединений по состоянию на начало XX века и пошло-поехало!

И вправду, недаром русская армия в императорской России сражалась «За веру, Царя и Отечество» и называлась «Христолюбивым воинством». Богослужение всегда сопровождало воинскую жизнь и храмы действовали во всех полках, крепостях, на кораблях, в военных учебных заведениях.

В Петербурге, являвшемся на тот момент столицей Российской Империи, были расположены преимущественно лейб-гвардейские воинские подразделения, совмещавшие совместно с традиционными боевыми задачами церимониально-караульные функции.

Собор Преображения Господня всей гвардии

Преображенская площадь, 1

Главным собором всей гвардии был Преображенский храм одноимённого полка, старейшего в России. Первое здание было заложено в 1743 году по проекту архитектора М.Г. Земцова, однако строительство он закончить не успел и после его смерти руководство работами возглавил П.А. Трезини, изменив первоначальный проект. В 1754 году возведённый в стиле барокко собор был освящён.

В 1825 году при ремонте кровли вспыхнул пожар, уничтоживший собор, оставив только стены, на основании которых к 1829 году архитектор В.П. Стасов возвёл новое здание в стиле позднего классицизма, известное нам сегодня.
Собор никогда не закрывался, хотя после революции многие воинские реликвии полка, хранившиеся в нём, были изъяты и помещены в музеи.

Собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка

Загородный проспект, 45

В период с 1837 года по 1842 год, напротив Витебского вокзала архитектор К.А. Тон возвёл каменный пятиглавый храм в византийском стиле, вместо старой деревянной полковой церкви Семёновского полка возведёной ещё во времена Елизаветы Петровны.

В 1932 году по решению Леноблисполкома собор был закрыт, а спустя год, несмотря на то, что являлся памятником архитектуры был снесён. В настоящее время в сквере на месте собора возвышается памятный знак, установленный в 2003 году.

Церковь во имя святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка

Набережная Обводного канала, 99

В день поминовения мученика Мирония в 1813 году во время войны с французами лейб-гвардии Егерский полк отличился в сражении под Кульмом, желая оставить в памяти егерей этот день, император Николай I повелел считать этот день полковым праздником, а в расположении полка возвести церковь. Проект храма в неорусском стиле принадлежал зодчему К.А. Тону, работы по строительству велись с 1849 года по 1855 год.

Церковь закрыта в марте 1930 года, в ней оборудовали картофелехранилище. Весной 1934 года храм был взорван. Сейчас на этом месте - пустырь, занятый временными постройками авторемонтной мастерской.


Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Измайловский проспект, 7А

В Измайловской слободе, где был расквартирован одноимённый полк в правление Елизаветы Петровны был заложен деревянный собор. В 1756 году церковь была закончена, став полковым храмом измайловцев. После знаменитого наводнения 1824 года и без того обветшавший собор сильно пострадал. Архитектору В.П. Стасову было предложено разработать новый проект каменного храма, и уже к 1835 году новый Троицкий собор был освящён.

В 1938 году собор был закрыт. Рассматривались проекты его сноса, но так и не были реализованы. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но позже было отреставрировано и в нём разместилось овощехранилище.

Собор вернули верующим в 1990 году. В 2006 году в ходе ремонтных работ случился пожар, уничтоживший главный купол и нанёсший значительный вред боковым. К настоящему времени купола востановлены, продолжаются реставрационные работы.

Церковь Михаила Архангела (Архистратига Михаила)лейб-гвардии Московского полка

Большой Сампсониевский проспект, 61

В 1906 году большая красивая пятиглавая церковь в русском стиле с шатровой колокольней по проекту архитектора А.Г. Успенского была выстроена для лейб-гвардии Московского полка. В 1915 году к храму с правой стороны была пристроена усыпальница для погибших в первую мировую войну солдат и офицеров полка.
В 1918 году церковь стала приходской, а в ноябре 1923 года была закрыта. В 1924 году здание церкви было приспособлено под клуб, а через несколько лет капитально переделано в столовую. В настоящее время на этом месте находится бизнес-центр.

Храм Спаса Преображения лейб-гвардии Гренадерского полка

Инструментальная улица, 2А

Преображенская церковь, возведена в русско-византийском стиле с 1840 года по 1845 год по проекту архитектора К.А. Тона, единственная из шести храмов, построенных им в Петербурге, так или иначе сохранившаяся до наши дней.

Церковь была закрыта в 1923 году. По свидетельствам современников, после закрытия церкви она стала местом обитания беспризорников. В 1930 году здание церкви было переделано под лабораторию электрофизической акустики ЛЭТИ; купола храма снесены, иконостас уничтожен, росписи закрашены, останки погибших офицеров были выброшены, а на месте их захоронения устроен бассейн для опытов.

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался штаб командующего Балтийским военно-морским флотом адмирала В.Ф. Трибуца.

С 2006 года здание передано Санкт-Петербургской епархии, но в настоящее время внутренняя планировка не имеет ничего общего с церковной.

Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского в казармах лейб-гвардии Павловского полка

Марсово поле, 1

При строительстве казарм Павловского полка, архитектор В.П. Стасов разместил во втором этаже домовую церовь, освящённую в 1820 году во имя князя Александра Невского.

В 1918 году церковь была закрыта, а после того, как в 1929 году в казармах разместился Ленэнерго, церковный зал был перестроен архитектором О.Р. Мунцем под клуб. Иконостас и росписи были уничтожены, отделка помещения значительно изменена. В алтарной части расположили сцену.

В настоящее время здание Павловских казарм пустует.

Церковь Спиридона Тримифунтского при казармах лейб-гвардии Финляндского полка

Большой проспект В.О, 65

В 1820 году архитектор А.Е. Штауберт построил госпиталь лейб-гвардии Финляндского полка, где во втором этаже была освящена полковая церковь, перенесённая сюда из казарм. Её интерьер был украшен коринфскими пилястрами и росписью под лепку.

В 1919 году церковь была закрыта. Ампирный иконостас вывезли в Музей отжившего культа, а остальное убранство - в Смоленскую кладбищенскую церковь. В настоящее время в помещении церкви расположен концертный зал Дом молодежи Василеостровского района.

Церковь во имя святых преподобных Зосимы и Саватия Соловецких лейб-гвардии 1-го Стрелкового Е.И.В. полка

г. Пушкин, Павловское шоссе, 23

Полковая церковь располагалась в деревянных казармах, перестроенных из манежа в 1862 году архитектором А.Ф. Видовым. Купол на церкви отсутствовал, а вместо колокольни была построена отдельно стоящая звонница с 9 колоколами. Внутреннее убранство было скромным, деревянный иконостас был вырезан из дуба.

В 1922 году церковь была закрыта, а её помещение передано для культурно-просветительских целей.

После Великой Отечественной войны на месте казарм, в которых помещалась церковь, построен четырёхэтажный жилой дом.

Церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежского лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка

г. Пушкин, Фуражный переулок, 4

Церковь, построенная в 1889 году, располагалась в здании, где вместе с ней помещались учебный зал и цейхгауз. Рядом была возведена деревянная звонница. В 1903 году по проекту архитектора А.Г. Успенского возведена высокая каменная колокольня.

В 1921 году церковь была закрыта. В годы Великой Отечественной войны здание церкви было сильно разрушено, остались стены без перекрытий и крыши.

В 1980 году здание поступило на баланс автошколы. Помещение храма подверглось капитальной перестройке. Колокольня была снесена, внутри было сделано двухэтажное перекрытие. Убранство храма уничтожено.

Помимо автошколы, на втором этаже находилось кафе, а в храмовой части - склад.

В 2012 году храм официально возвращён Русской православно церкви. Ведутся реставрационные работы.

Церковь святителя Николая Чудотворца при лейб-гвардии 3-м Стрелковом Е.И.В. полку

Казанская улица, 37

Церковь при казармах полка была устроена в 1897 - 1899 годах по проекту военного инженера Н.И. Полешко в здании, находившемся во дворе казарм, и освящена в январе 1899 года. Со стороны Казанской улицы над воротами была устроена колокольня. С 1918 года церковь стала приходской, а в 1922 году была закрыта, располагавшаяся над воротами колокольня - разрушена, а освободившееся помещение преспособлено под спортшколу.

Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка

г. Пушкин, Парковая улица, 28-36

Церковь располагалась в перестроенном в 1820 году В.П Стасовым под казармы здании во втором этаже главного корпуса по Парковой улице

В 1909 г. в церкви был произведен капитальный ремонт, стены и потолок были расписаны древнегреческими орнаментами.

Церковь была закрыта в 1919 году, а в казармах располагались различные военные и учебные части Красной Армии.

Помещение бывшей полковой церкви сохранилось, в ней устроен актовый зал.

2 Мая 1913 г. в Высочайшем присутствии во дворе казарм лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка была заложена новая полковая церковь. Сооружался храм в память 300-летия Дома Романовых. Проект церкви был выполнен в традициях Костромских храмов XVI-XVII веков архитектором Е.И. Константиновичем. Однако полностью церковь так и не была достроена, к 1917 году она была возведена только до куполов, сохраняясь в таком виде вплоть до Великой Отечественной войны.В начале 1944 года, во время контрнаступления советских войск, она вместе с несколькими корпусами зданий бывших полковых казарм была частично разрушена. Её остатки были окончательно снесены в начале 1950-х годов.

Церковь святых Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона

Кирочная улица, 28А

Первая церковь, возведенная в 1759 году была деревянной и принадлежала Артиллерийскому батальону. В 1847 году ее передали Саперному батальону. Из-за недостатка средств строительство каменной церкви по проекту архитектора М.Е. Месмахера началось лишь в 1876 году; освящение состоялось в 1879 году. Церковь была облицована белым и отделана красным кирпичом. Спустя десять лет при ремонте базилика была увенчана невысоким куполом.

В 1933 году церковь была закрыта и передана под библиотеку. Разобрана в конце 1940-х годов при постройке шахты станции метро. Ныне на месте церкви находится здание школы № 183.

Собор преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии

Литейный проспект, 6

В состав гвардейских корпусов входили лейб-гвардии артиллерийские бригады и дивизионы, а так же лейб-гварди конная артиллерия, в Петербурге ранее существовал белоснежный храм Сергия Радонежского с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик с 1832 года являвшийся полковых храмом артиллерийстов. Церковь в 1796-1800 годах перестроил архитектор Ф.И. Демерцов из ранее существовавшего храма работы архитектора И.Я. Шумахера, который на месте деревянной церкви существовавшей с 1731 года построил в 1746 году каменный храм.

В 1932 г. собор был закрыти разобран. Несущие стены храма были использовании при строительстве административного здания ОГПУ-НКВД.

Феодоровский Государев собор собственного Е.И.В. Конвоя и Сводного пехотного полка

г. Пушкин, Аккадемический проспект, 34

Храм с января 1928 года был одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничнства из других иосифлянских храмов Ленинграда.

В 1933 году собор был закрыт. Верхний храм был приспособлен под кинозал, экран располагался на месте алтаря. В нижнем - был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки.

В Великую Отечественную войну здание сильно пострадало от обстрелов. Архив, находившийся в храме, сгорел.

В 1991 году собор был передан верующим. К 1995 году были закончены основные работы по восстановлению, начавшиеся ещё в 1985 году.


Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления
Никольская площадь, 3А

Крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко был построен по проекту архитектора С.И. Чевакинского в 1753 - 1762 года, как морская полковая церковь.

После Октябрской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941-1999 годах был кафедральным.

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии конного полка

Площадь Труда, 5

Благовещенская церковь трёхпрестольный величественный храм в русско-византийском стиле был построен по проекту архитектора К.А. Тона в 1844-1849 годах.

Архитектурное решение с навершием из пяти шатров было нетипично для своего времени, после постройки церкви возникла мода на многошатровые храмы, его повторения появились во многих городах и весях.

В 1929 году церковь была закрыта и снесена, как якобы мешавшая трамвайному движению. Ныне её место пустует. При проведении в середине 1990-х годов работ по строительству подземного перехода под площадью были окончательно разрушены фундаменты, пещерный храм и некрополь Благовещенского храма.

Церковь во имя святого Цареградского патриарха Евтихия лейб-гвардии Сводного Казачьего полка

Манежная площадь, 2

Здание, в котором с 1908 года разместили церковь лейб-гвардии Сводного Казачьего полка, было построено в 1825-1826 годах по проекту архитектора К. И. Росси.

В 1918 году храм закрыли, помещение перестроили. Ныне здание занято различными организациями.

Церковь во имя правоверных Захария и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Финансируемые Евросоюзом археологические раскопки поставили власти приграничного города перед нелегкой дилеммой


SPUTNIK / ЕВГЕНИЙ АШИХМИН

Во время крупномасштабных работ по реконструкции Нарвского замка под слоем земли был найден фундамент православного храма, построенного более полутора веков назад для одного из полков Российской императорской гвардии.

Проводимые археологические раскопки являются составной частью проекта стоимостью более четырех миллионов евро, финансируемого Евросоюзом. Проект предполагает подготовку ряда пустующих помещений замка Германа под новые музейные экспозиции, а также сооружение противопожарного резервуара из бетона. При подготовке котлована для этого резервуара были обнаружены фундаменты полковой церкви, а также еще одного здания, предназначенного для обучения расквартированных в царское время в Нарве военнослужащих.

Печорский полк ушел в историю

По данным Нарвского музея, деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1859 году для расквартированного в то время в Нарвском гарнизоне Санкт-Петербургского гренадерского полка. Последней воинской частью Нарвского гарнизона, военнослужащие которой были прихожанами церкви Александра Невского, стал Печорский 92-й пехотный полк, который с началом Первой мировой войны, в августе 1914 года, покинул Нарву и ушел на фронт.

Можно предположить, что перед отправкой в бой русские воины в последний раз посетили в этом храме богослужение и получили напутствие от полкового священника.

О пребывании Печорского полка в Нарве свидетельствует не только фундамент церкви, но и сохранившееся в окрестностях города гарнизонное кладбище, на котором похоронены десятки печорцев.

SPUTNIK / ЕВГЕНИЙ АШИХМИН

Историки называют этот Нарвский военный некрополь уникальным, поскольку на территориях бывших республик Советского Союза сохранились единицы таких военных погостов, посвященных воинам царской армии.

По данным Нарвского музея, иконостас и церковная утварь полкового храма Александра Невского в 1925 году, во время независимой Эстонии, были переданы для нужд монастырской церкви в Ивангороде, в то время являвшемся частью Нарвы. Само же церковное здание было разрушено во время военных действий в 1944 году.

Научный руководитель Нарвского музея Иво Пости сообщил Sputnik Эстония , что подземные резервуары для противопожарной системы будут готовы в феврале будущего года, а в целом окончание финансируемого Евросоюзом проекта намечено на июль 2019 года.

SPUTNIK / ЕВГЕНИЙ АШИХМИН

Как поясняет Пости, представляющий историческую ценность фундамент полковой церкви будет сохранен. Научный руководитель также говорит, что есть еще один из вариантов — засыпать фундамент землей и с помощью маркировки обозначить место, где была обнаружена находка. Сохранят и фундамент учебного здания.

Пости также заверяет, что проводимые в рамках европейского проекта работы не помешают проведению будущим летом на территории Нарвского замка праздников.

А в соседнем Ивангороде возродили два храма

Историк, член совета Целевого учреждения (ЦУ) Нарвский музей Эльдар Эфендиев считает значимыми для музея и для города новые находки. "Всё, что связано с замком и гарнизоном, представляет культурно-исторический пласт колоссальной важности", — сказал Эфендиев журналисту Sputnik Эстония .

Старший инспектор по охране объектов старины Департамента архитектуры и планирования Нарвской горуправы Мадис Туудер сообщил Sputnik Эстония , что церковь Александра Невского ранее представляла архитектурную ценность, но восстанавливать ее не будут, поскольку, продолжил он, в Нарве уже построены новые церкви. Он напомнил, что и в советское время, когда велась масштабная реконструкция пострадавшего в 1944 году замка, тоже не было планов восстановить полковой храм.

Один из авторов изданного городским музеем культурно-исторического справочника о Нарве Галина Синякова сказала Sputnik Эстония , что было бы уместно поставить памятный знак там, где находился полковой храм, — в память о гарнизоне и его воинах. По ее словам, ставить вопрос о восстановлении когда-то действовавшего в Нарвской крепости храма в нынешнее время сложно, поскольку музей сделал упор на развлекательные мероприятия для привлечения туристов.

В то же время она говорит, что соседи Нарвы бережно отнеслись к прошлому и восстановили в Ивангородской крепости, основанной в конце XV века, две каменные православные церкви — Никольскую и Уcпенскую. Посещающие приграничный Ивангород туристы восхищаются шедеврами русской архитектуры, созданными зодчими в XV-XVI веках.

Директор Нарвского музея Андрес Тооде сообщил журналисту Sputnik Эстония , что интереса к восстановлению храма Александра Невского никто не проявляет. Он также подтвердил, что обнаруженные фундаменты будут законсервированы.

Евгений Ашихмин

Церкви Семеновской слободы в Москве. - Походная церковь. - Постоянныя полковыя церкви в Петербурге. - Заведывание ими. - О полковом празднике.

Церкви Семеновской слободы в Москве.

Из статьи о помещении полка видно, что церкви его находились в разных местах Москвы и Петербурга; по этому и описание их разделяем на две части, и скажем сначала о церквах московских.

В начале описываемаго периода существовала еще церковь, построенная в московской Семеновской слободе, в самом начале царствования Петра Великаго, но в 1725 г. пришедшая уже в ветхость. Полагая, что Император Петр II оставит полк навсегда в Москве, начальство его в 1727 г. ходатайствовало о возобновлении старой церкви, а потом, когда увидели, что перестройка обойдется слишком дорого, - о построении новой. Вскоре последовало на это Высочайшее разрешение, с тем, чтобы выстроить новую церковь на счет сборов и экономических средств полка. Но так как накопление этих сумм требовало времени, то работы могли начаться только в 1730 году. План и размеры новаго храма были теже, как и в прежней церкви, но место выбрано другое. Полуверстою ближе к Преображенской слободе, был холм, возвышавшийся над всею городскою частию за р. Яузою; на нем-то и заложили каменную церковь во имя того же праздника - Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, с пределом Св. Иоанна Воинственника. Два года продолжалась постройка, под надзором начальника московской команды, и наконец, в 1732 г., церковь, к общей радости жителей слободы, была освящена в присутствии остававшагося в то время в Москве командира полка, подполковника Ушакова. Получив донесение об окончании постройки и освящении, Императрица повелела полковому священнику Алексию Соколову, во внимание к отличной службе и старанию его при сборах на сооружение храма, производить ежегодно, покуда он будет при Семеновском полку, по 100 рублей добавочнаго содержания, из следуемаго Ея Величеству, по званию полковника, жалованья . В тоже время Императрице угодно было Всемилостивейше даровать в новую церковь несколько риз и сосудов (Приложение 54) . К сожалению время истребило это драгоценное достояние полковой церкви, и свидетельство о нем сохранилось только на бумаге. Самыя же вещи, будучи без надписей, вошли со временем в разряд других старых вещей; сначала оне были переделаны, а потом, по незнанию кем пожертвованы, вероятно и проданы .

Выстроенная в 1732 г, церковь существует доселе, и поныне хранятся в ней некоторые предметы, пожертвованные старыми Семеновцами, с обозначением имен их и времени прежняго служения в полку. С устройством слободы в Петербурге и особенной в ней церкви, церковь московская могла только в половину называться полковою. Хотя во время пребывания своего в древней столице, чины полка по прежнему усердно в ней молились, за то по уходе их в Петербург вновь делались главными прихожанами жители слободы, - люди большею частию бедные, немогшие поддерживать то благолепие, которое дано было при построении. Чрез несколько лет начальство нашло возможным пожертвовать в московскую церковь принадлежавшую полку землю по р. Хопиловке, с тем, чтобы земля эта отдавалась в аренду и доход употреблялся на украшение Храма Божия. Этот участок был единственною уцелевшею в Москве собственностию полка, после перехода земель его в посторонния ведомства и распродажи в частныя руки. По мере застроения слободы фабриками и заводами, средства церкви все более увеличивались, так что, сравнивая описи московской и петербургской церквей за 1762 г., видим, что первая была несравненно богаче. Вскоре, с уничтожением отставной роты и после продажи полковых строений, церковь московская совсем отошла от полка и сделалась обыкновенною приходскою церковью, которая существует доселе, уже зависит от местнаго духовнаго начальства .

Походная церковь.

Первая, устроенная в Петербурге в 1718 году, полковая церковь была походная. Неизвестно, из каких средств была она построена; но есть данныя, доказывающия, что иконостас этой церкви состоял из четырех отдельных рам, обтянутых белым атласом. Царския врата, равно как и боковые входы в алтарь, состояли также из натянутаго на планки атласа, на котором изображены были святыя иконы. Об утвари походной церкви знаем только то, что она была очень простая. Так наприм. паникадила и подсвечники были железные, крест над царскими вратами - деревянный. В 1737 году походная церковь значительно украсилась тем, что в нее было передано из Московской церкви несколько образов, сосудов и риз. Достойно замечания, что в числе этих образов два: Спаса Нерукотвореннаго и Знамения Божией Матери, были при полку под Лесным и Полтавой . Что касается до риз, то те из них, которыя пожалованы были церкви Анною Иоанновною, сделались с того времени постоянною ея принадлежностью. При Петре Великом походная церковь сопровождала полк в походах последних годов Северной Войны; но в турецкую кампанию при Анне Иоанновне не была взята, по неимению еще в то время другой церкви в Петербурге для остававшихся от похода чинов полка. Она была разбита на одном из дворов Морской улицы, и на этом месте, как ближайшем к расположению полковаго штаба (где ныне дворец Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Марии Николаевны), походная церковь оставалась до 1742 года, когда приступлено к заложению церкви в слободе. До этого времени священнодействие совершалось в походной церкви каждое воскресенье, сначала лицами приходскаго духовенства, по приглашению полковаго начальства, а с 1737 г. - священниками московскими, на том основании, что Духовное Правление уведомило канцелярию полка, что Святейший Правительствующий Синод разрешил: « приезжать в Петербург для исправления в полку Семеновском треб, из московской солдатской слободы священникам церкви Введения во Храм Богородицы, очередуясь погодно» . В последствии походная церковь разбивалась иногда во дворце , в лагере, и при ремонтировке постоянной церкви, в саду полковаго госпиталя. В 1788 году, по случаю выступления полка в шведскую кампанию, для походной церкви сделан был новый намет, большаго против прежняго размера.

Постоянныя полковыя церкви в Петербурге.

С приступлением к постройке слободы, начальствовавший полком, принц Люнебургский, предписал распорядителю работ капитану Полозову, прежде разбития улиц, иметь в виду, что посреди слободы предполагается устроить полковую церковь. В следствие этого, в 1741 г., место, где ныне пересекаются Средний Проспект и 3-я рота Семеновской слободки, было огорожено, выравнено и засеяно хлебом. За тем предварительно исходатайствовано позволение об открытии в обеих столицах подписки, на постройку полковой церкви (Приложение 55) . Хотя менее нежели в месяц собрали сумму достаточную для приступа к работам, но поездка Императрицы в Москву, а потом поход полка в Финляндию были причинами, что исполнение должны были отложить на три года. Между тем сбор денег постепенно возрастал, - частию от добровольных приношений, частию от того, что доходы с бань и полковаго моста, на время, назначены были в пользу церковной суммы, и при раздаче жалованья чины полка приглашены к пожертвованиям, по средствам и желанию каждаго. В начале 1745 г. план новой церкви был утвержден Императрицею Елисаветою Петровною, а вслед за тем последовало разрешение С. Петербургскаго Архиепископа - « на построение в Семеновской солдатской слободе деревянной церкви, на каменном фундаменте, в честь праздника Введения во Храм Пресвятыя Богородицы.» Июня 1-го происходила закладка. В тот же день приказом по полку объявлено, что все чины полка могут содействовать работам доставкою материалов и присылкою к строению собственных мастеровых и лошадей. Желающих явилось столько, что строитель церкви, капитан Полозов, донес г.г. полковым штабам о не надобности вызывать подрядчиков ни для каких работ, исключая живописных. От этого постройка шла так успешно, что в том же году, 19 ноября, в достопамятный день Нарвской битвы, водружен был крест. Следующие два года употреблены на внутреннюю отделку и приобретение новых образов, утвари и риз. Освящение церкви происходило в 1748 году, накануне полковаго праздника, в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны и Их Императорских Высочеств. По окончании священнаго обряда, Великий Князь Петр Федорович удостоил принять приглашение начальствовавшаго полком, графа Апраксина, к столу, вместе с знатнейшим духовенством и всеми офицерами полка .

С тех пор Семеновцы имели собственную свою церковь и ежедневно могли присутствовать при богослужении, в храме, воздвигнутом их усердием, во имя Пресвятой Охранительницы полка во дни мира и Заступницы его в тяжкия времена брани.

По перестройке слободы в 1764 г., полковая церковь была перенесена на новое место и во многом переделана. Ее поставили в передней улице слободы, называвшейся тогда Большою Загородною, на том месте, где ныне находится площадка перед станциею Царскосельской железной дороги. План и размеры церкви оставлены прежние, и переделка заключалась в увеличении числа окон и высоты колокольни, в уничтожении высокаго крыльца и наконец, в устройстве хор. В таком виде церковь существовала до 1843 года.

Заведывание ими.

Все описанныя церкви, не исключая и московских, состояли в непосредственном ведении полковаго начальства. Каждый раз, когда нужно было производить поправку, покупать книги, переделывать утварь, заказывать ризы и т. п., священники испрашивали разрешения г.г. полковых штабов. Даже самое назначение священников зависело большею частию от начальствовавшаго полком генерала, без представления котораго духовное ведомство не утверждало определения их к месту . Прислугу при церкви, кроме причетников, составляли: 1 унтер-офицер и 14 рядовых - люди испытанной честности, старослуживые, и по большей части участники битв при Лесной и Полтаве. Кроме того к церкви наряжался в будни унтер офицерский, а в большие праздники - офицерский караул. Церковныя суммы хранились в полковом казенном ящике. О приходе и расходе их старший священник ежемесячно представлял отчет, сначала г.г. полковым штабам, а в последствии командиру полка. Бывали такие случаи, что при недостатке денег, на какие либо предметы полковаго хозяйства, употребляли на это церковную сумму, которую потом возвращали с причитающимися процентами . В 1754 г. состоялось определение г.г. полковых штабов, чтобы непосредственное заведывание церковными суммами, надзор за прислугою, чистотою и порядком во время служения подчинить одному из фронтовых офицеров. Определение это утверждено было высшим начальством, и с тех пор постоянно до 1772 г., смотрителями церкви, по выбору всего общества, бывали офицеры, которые, подобно всем начальникам хозяйственных управлений, сменялись ежегодно. С 1772 года полковые командиры стали поручать надзор за церковью казначею или квартермистру. Но перемену эту нельзя назвать удачною; потому что лица эти, за сложностию своих обязанностей, обыкновенно не имели времени следить за церковным порядком так, как те, которые почти добровольно принимали на себя этот труд и были выбраны по известной офицерам любви к церковному благолепию.

Приход полковой церкви состоял из народонаселения всего пространства города, заключающагося ныне между Чернышевым переулком, Разъезжею улицею и Обуховским проспектом. Кроме собственных прихожан, Семеновская церковь посещаема была постоянно лицами, жившими в других частях города, что видно из списков вкладчиков. Причиною этому вероятно было то, что с 1750 г., при церкви постоянно были певчие, из детей нижних чинов, особенно известные в городе во время командования полком графа Шувалова. Тогда они имели отдельное помещение в одной из ближайших к церкви связей слободы, где и обучали их ежедневно. Граф иногда лично приезжал слушать певчих и на свой счет нанимал им учителей.

О полковом празднике.

В заключение еще заметим, что с устройством постоянной церкви в Петербурге, день полковаго праздника стали праздновать несравненно торжественнее прежняго. В царствования Императриц Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны, офицеры полка в 6 часов, накануне этого дня, обыкновенно собирались во дворец, и с вечера поздравляли Ея Величество, как полковника своего, с праздником. На утро Императрица слушала литургию в полковой церкви, и за тем офицеры удостоивались приглашения во дворец на бал. На другой день они приглашаемы были к обеду, а нижним чинам, по распоряжению Гофмаршала, приготовлялось в это время особое угощение. Императрица Екатерина II редко приезжала в полковую церковь в день самаго праздника, но чаще бывала накануне у всенощной, где и принимала поздравление офицеров.

Храмовое строительство велось на Русской земле на протяжении столетий, начиная с древнейших времен. При этом, будучи местом особого присутствия Божия и средоточием духовной жизни нашего народа, многие храмы на Руси издревле наделялись и еще одной, особенной функцией – функцией сохранения памяти о тех или иных выдающихся исторических событиях или лицах, иными словами – функцией мемориальной.

Если же говорить о памятном храмовом строительстве в России в XIX столетии, осуществляющемся в связи с событиями военного характера, нельзя не вспомнить и о такой категории церковных построек, как храмы при воинских подразделениях или, иными словами, полковые храмы. Дело в том, что со времени появления в России регулярной армии при Петре I каждое воинское подразделение обязано было иметь свою церковь. Первоначально это были походные церкви-палатки либо церкви, устраивавшиеся непосредственно в одном из казарменных помещений. Однако впоследствии для них стали возводиться отдельные церковные здания. Отечественная война 1812 года открыла новую страницу в истории полковых храмов. Именно после нее в России начинается процесс самого активного возведения полковых церквей наряду с наделением их мемориальной функцией, призванной увековечить память о славном боевом прошлом того воинского подразделения, к которому данный храм относился. И хотя первоначально многие полковые храмы строились не в память о каких-либо выдающихся событиях отечественной истории, а из чисто практических потребностей – для духовного окормления военнослужащих той или иной части, впоследствии они, будучи теснейшим образом связаны с жизнью данного воинского соединения, приобретали мемориальное значение и становились подлинными средоточиями и хранилищами исторической памяти. При этом многообразие средств мемориальной культуры, посредством которых отображался памятный характер этих храмов, роднит их с возникающим в описываемое время новым типом мемориальной церковной постройки – «храмом-памятником».

Так, памятный характер полковых церквей часто выражается традиционным, известным еще с глубокой древности способом – через характер посвящения их престолов. В качестве примера назовем здесь петербургские храмы: лейб-гвардии Егерского полка в честь святого мученика Мирона пресвитера (в день его памяти, 17 (30) августа 1813 года, произошло сражение при Кульме, в котором данный полк особо отличился) и лейб-гвардии Казачьих частей во имя священномученика Иерофея, епископа Афинского (в день его памяти 4 (17) октября 1813 года, произошла «битва народов» под Лейпцигом, в которой воины этого соединения проявили особый героизм). Упомянем также сохранившуюся до наших дней Преображенскую церковь лейб-гвардии Гренадерского полка на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, сооруженную по проекту К.А.Тона в 1840-1845 годах. Один из ее приделов был посвящен священномученику Артемону, пресвитеру Лаодикийскому (+303 г.), в день памяти которого – 13(26) апреля – в 1813 году полк был удостоен почетного наименования «Гвардейский».

Мемориальная функция полковых церквей отображается также в выборе сюжетов их настенных росписей, в посвятительных надписях, в подборе икон в их иконостасах и пристенных киотах, в самом характере их внутреннего и внешнего убранства. Помимо этого, полковые храмы становятся местом хранения различных памятных предметов, реликвий, военных трофеев, имеющих отношение к истории полка и формирующих подобие музейной экспозиции. Так, сюда помещаются полковые знамена и штандарты, парадные мундиры Высочайших шефов полка – императоров и великих князей, наградное оружие, ордена, медали и памятные знаки, боевые трофеи, взятые у неприятеля в ходе победоносных военных операций – ключи и замки от покоренных городов и крепостей, знамена, жезлы, а также иконы и утварь из походных церквей, сопровождавших полк во время тех или иных военных кампаний. Здесь же хранятся различные документы и раритеты, связанные с историей данного воинского подразделения (так, например, в полковом храме 104-го пехотного Устюжского полка в раме не стене висела копия рапорта от 14 сентября 1812 года о смерти князя П.И.Багратиона, в уже упомянутой ранее церкви святого мученика Мирона в Санкт-Петербурге хранились серебряные Георгиевские трубы, которыми лейб-гвардии Егерский полк был награжден за участие в сражении при Кульме в 1813 году, а в Знаменской церкви лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка в Петергофе находилась даже столь необычная реликвия, как ящик с пулями и картечью, вынутыми из тел убитых и раненых военнослужащих полка в 1812-1814 годах). Все это сообщает полковым храмам характер полковых музеев, что позволяет рассматривать их не просто как храмы-памятники, но и как храмы-музеи. При этом часто музейная функция той или иной полковой церкви формируется постепенно, на протяжении десятилетий, по мере поступления памятных вещей и военных трофеев. Однако нередки случаи, когда эта функция бывает предусмотрена уже самим проектом строящегося полкового храма. В качестве одного из первых и наиболее характерных примеров такого рода можно назвать уже рассматривавшийся ранее Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Выстроенный в 1743-1754 годах по указу императрицы Елизаветы Петровны в память о ее восшествии на престол, храм этот, согласно Указу императора Павла I от 12 ноября 1796 года, был наименован Собором всей Гвардии. Практически полностью уничтоженный страшным пожаром, случившимся 8 августа 1825 года, он был восстановлен (а фактически выстроен заново) по проекту архитектора В.П. Стасова и освящен 5 августа 1829 года. При этом составленный В.П.Стасовым проект воссоздания Преображенского собора уже изначально предусматривал размещение в его интерьере мемориальных досок, различных реликвий, памятных предметов, боевых наград и военных трофеев, что определялось статусом собора как главного храма всей российской Гвардии. И практически сразу же в восстановленный храм поступили трофеи русско-турецкой войны 1828-1829 годов, победоносное окончание которой совпало с торжеством его освящения. Впоследствии сюда же поступали многочисленные реликвии военного характера, а также памятные предметы, связанные с историей Преображенского гвардейского полка. Так, здесь хранились девять знамен лейб-гвардии Преображенского полка и три знамени лейб-гвардии Преображенского резервного полка, многочисленные трофеи, взятые у неприятеля (в том числе и в ходе войны с Турцией): 488 знамен, 16 флагов, 10 бунчуков, одна булава, два жезла, 12 замков и 65 ключей от крепостей. В особых шкафах-витринах размещались парадные мундиры императоров Александра I, Николая I и Александра III, Великого князя Михаила Павловича, а также мундир и сабля императора Александра II с памятной надписью: «Сабля, в злосчастный день 1 марта 1881 года обагренная мученической кровью в Бозе почившего Государя….». Здесь же хранились: образ Преображения Господня, подаренный собору командиром лейб-гвардии Преображенского полка Великим князем Константином Константиновичем Романовым, икона Божией Матери, торжественно врученная фельдмаршалу М.И.Кутузову гражданами города Курска в день битвы за Малоярославец – 25 октября 1812 года, серебряный кубок, поднесенный графу Остерману-Толстому в память о сражении под Кульмом 1813 года (в котором граф потерял руку) с выгравированными на нем фамилиями полковых командиров – участников битвы, а на видном месте размещалась большая бронзовая вызолоченная доска с именами штаб-офицеров и обер-офицеров Преображенского полка, павших в боях за Отчизну, начиная с 1702 года и заканчивая сражениями русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Сооруженная в 1830-1833 года по проекту В.П.Стасова ограда собора состояла из трофейных турецких пушек, поставленных вертикально и соединенных цепями; еще двенадцать пушек, отбитых в 1831 году у польских повстанцев, были размещены на лафетах около собора. К этому необходимо также добавить, что лепные украшения фасадов храма, выполненные выдающимся скульптором П.К.Клодтом, представляли собой, наряду с изображениями священных предметов и символов, своеобразные панно, составленные из воинских доспехов и различных видов оружия. Следует сказать, что приведенное описание петербургского Спасо-Преображенского собора весьма характерно и типично для полковых храмов русской армии XIX — начала XX века, наделенных мемориально-музейной функцией. Примечательно, что иногда эта функция мыслилась шире, чем отображение истории только того подразделения, к которому данный храм относился. Так, в приделе церкви во имя святых праведных Захарии и Елисаветы (I век, память 5/18 сентября) лейб-гвардии Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге хранился иконостас и несколько образов из походной церкви царя Иоанна Грозного, бывшей под Казанью в 1552 году (в 1844 году переданы в Оружейную палату Московского Кремля).

Особо следует отметить почти повсеместное наличие в полковых храмах мемориальных досок с именами офицеров (а иногда и нижних чинов полка), отдавших свои жизни в боях с неприятелем, а также героев и участников тех или иных сражений и военных операций. Основанием для этого послужил вышедший в 1848 году Высочайший Указ, который, в частности, гласил: «… Поставить (во всех полковых церквах)… бронзовые доски, на которых вырезать имена офицеров, служащих в полку и убитых в сражениях противу неприятеля и погибших от ран».

Начиная приблизительно с середины XIX столетия и в последующее время в полковых храмах, а также на прилегающей к ним территории осуществляются захоронения наиболее выдающихся военачальников и офицеров полка, а также создаются братские могилы нижних чинов и рядового состава. Храм-памятник обретает при этом значение храма-усыпальницы, где покоятся останки героев минувших войн. В качестве одного из самых ранних примеров подобного рода можно рассматривать погребение праха фельдмаршала князя М.И.Кутузова в петербургском Казанском соборе, обретшем значение мемориала Отечественной войны 1812 года. В Князь-Владимирском соборе Севастополя были захоронены адмиралы — участники героической обороны этого города во время Крымской войны – В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин и М.П.Лазарев. В крипте Введенского собора в Санкт-Петербурге, являвшегося полковым храмом лейб-гвардии Семеновского полка, были погребены убиенные при подавлении восстания 1905 года командир полка генерал-майор Г.А.Мин и еще трое офицеров-семеновцев, а также другой командир полка – граф В.П.Клейнмихель. Примеры подобного рода весьма многочисленны.

Также со второй половины XIX века возникает традиция сооружения при полковых храмах часовен, скульптурных монументов, колонн, обелисков и других памятников, посвященных героическому прошлому данного воинского соединения. Так, на площади перед Свято-Троицким собором – полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка – в Санкт-Петербурге в память о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 годов в 1886 году был воздвигнут величественный памятник, представляющий собой колонну, составленную из 140 трофейных пушек, отбитых у неприятеля, и увенчанную крылатой фигурой, олицетворяющей Славу (не сохранился). На его гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечнем наиболее значительных сражений этой войны и тех полков и соединений русской армии, которые в них участвовали. Памятник воинам-саперам был открыт в 1899 году перед петербургской церковью святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана лейб-гвардии Саперного полка (также не сохранился). А перед зданием Спиридониевской церкви лейб-гвардии Финляндского полка на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в 1903-1904 годах была выстроена часовня – в ознаменование столетия со дня образования данного воинского соединения. Подобного рода примеров можно привести еще немало.

Таким образом, можно констатировать, что на протяжении XIX столетия полковые храмы приобретают мемориальный характер и становятся храмами-памятниками русской воинской славы. Более того, к концу столетия они превращаются в центры возникающих при них храмово-мемориальных комплексов, сочетающих функции собственно храма, полкового музея и усыпальницы (понятно, что сам храм занимает в подобном мемориальном комплексе центральное место, являясь его смысловым и композиционным ядром). При этом сама мемориальная функция не ограничивается только стенами памятного храма, но, раскрываясь вовне, определяет организацию и художественное оформление всего окружающего пространства, где сооружаются памятные часовни, а также колонны, обелиски, стелы, скульптурные памятники, осуществляются почетные захоронения, организуются музейные экспозиции, выставляются трофейные орудия, создаются садово-парковые ансамбли. Такие мемориальные комплексы появляются в России, начиная со второй половины XIX столетия.

Следует отметить, что традиция наделения мемориальным статусом полковых церквей продолжается и в начале XX столетия. Вынужденно прерванная впоследствии, в настоящее время она возрождается.

Источники и использованная литература.

  1. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести//Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11.
  2. Петкау Е.В. Храмы воинской славы // Ленинградская панорама. 1990. № 10.
  3. Хохлов И.В. Мемориальные функции полковых церквей русской армии (XIX-начало XX в.) // Традиции и современность. М., 2008. № 8.
  4. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1994-1996.
  5. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Храмы-памятники Санкт-Петербурга. Во славу и память российского воинства. СПб., 2008.
  6. Бицадзе Н.В. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009
  7. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860.
  8. Кириченко Е.И.Запечатленная история России. В 2-х книгах. М., 2001.
  9. Мухин В.В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб., 1994
  10. Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / Под ред.М.В.Шкаровского. СПб., 1994.


Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Кн.1. М., 2001. С.273, 275; Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести // Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11. С.41-42; Хохлов И.В. Мемориальные функции полковых церквей русской армии (XIX – начало XX в.) // Традиции и современность. М., 2008. № 8. С.125; Петкау Е.В. Храмы воинской славы. С.25.

Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / Под ред.М.В.Шкаровского. СПб., 1994. С.124; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Т.2. СПб., 1996. С.65; Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Кн.1. С.279-280; Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести. С.41-42; Петкау Е.В. Храмы воинской славы. С.24.

В XVII веке за Петровскими воротами Белого города столицы часть Москвы от Страстного бульвара до насыпного земляного вала (теперь на этом месте - Садовое кольцо), называлась Земляным городом. Здесь размещалась крупная стрелецкая слобода, в которой проживали стрельцы, "государевы люди". Полковой каменный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен ими вместо ранее существовавшего деревянного храма во имя святого священномученика Климента, папы Римского. Храм находился на берегу речки Неглинной неподалеку от Трубной площади, на границе стрелецкой слободы Земляного города. Этот храм со всеми иконами сгорел в 1676 году.

1 июня (по старому стилю) 1679 года при государе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова был заложен первый камень в основание будущей церкви во имя чудотворной иконы Матери Божией "Знамение". Этот образ Пресвятой Богородицы исстари почитался у православного воинства за его особое покровительство в ратном деле, за его "пленение ратников и покорение супостатов".

Изображение Божией Матери "Знамение" было принято на очень многих военных знаменах и иконах, которые несли в сражениях впереди войск. Иждивением стрельцов и непосредственно с их участием был построен полковой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом священномученика Климента.

Участие в становлении храма принимал сам государь Федор Алексеевич. Дело в том, что стрелецкий голова Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682), сын дъяка Стрелецкого приказа, в детские годы воспитывался вместе с царевичем Алексеем, отцом Федора Алексеевича. Имя Матвеева, более двадцати лет верой и правдой служившего Царю и Отечеству, всегда было на слуху при царском дворе, и государевы милости сыпались на него как из рога изобилия. Артамонову приказу Матвеева был присвоен почетный третий номер. Этот статус «головного» приказа давал большие привилегии здешним стрельцам.

Позднее в доме своего товарища полковника Артамона Матвеева вдовствующий император Алексей Михайлович познакомился со своей будущей женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, находившейся на воспитании в семье Матвеевых.

Сменились боевые командиры стрельцов, проживавших в стрелецкой слободе за Петровскими воротами. После окончания кампании 1679 г. (война против Турции), стрельцы тысячного приказа Никифора Ивановича Колобова по своему обещанию приступили к возведению нового полкового храма.

Не умея укрепить обрывистый берег Неглинки или по причине устройства нового кладбища, но каменную церковь стрельцы решили перенести на другое, более высокое место. Стрелецкая слобода за Петровскими воротами Белого города к этому времени насчитывала более 1000 дворов. Церковь, посвященная образу Матери Божией "Знамение", в 1681 году украсила собой не только деревянную стрелецкую слободу, но и древнюю столицу. В ней воплотилась вся красота величественных форм русского узорочья: уникальное даже для Москвы многоглавие в одиннадцать куполов, узорная шатровая колокольня, кованые кресты, кокошники, наличники, резные порталы.

Строительство каменной церкви обошлось в 1300 рублей, по тем временам сумму огромную. Поиздержавшись, стрельцы обратились за помощью к государю. Вот подлинные строки "челобитной" грамоты:

«Царю государю и великому князю Федору Алексеевичу всея Великия и Малая и Белая России самодержцу бьют челом холопы твои стольника и полковника Никифора Ивановича Колобова пятидесятники и десятники и рядовые всего приказу стрельцы. Твоим великого государя жалованием, а нашим холопей твоих обещанием построена у нас церковь каменная во имя Знамения Пресвятой Богородицы да в приделе священномученика Климента папы Римского, а Божия милосердия образов построить нам холопем твоим нечем (...)".

Через пятнадцать дней после подачи прошения по приказу царя Фёдора Алексеевича из казны Оружейной палаты в Знаменскую церковь были переданы 41 святая икона праотцев, пророков и апостолов, а также южная дверь иконостаса. Позднее главный купол храма был увенчан крестом с короной, что свидетельствовало о присутствии царственных особ за Божественной литургией в храме и их особого благорасположения к этой святыне.

В честь храма переулки, окружавшие его, стали называться Знаменскими.

Полковой храм стал духовной осью, объединяющей место - стрелецкую слободу и стрельцов - "государевых людей".

В 1754 году был устроен ещё один придел во имя Всех Святых. Во время страшного пожара 1812 года храм пострадал меньше, чем другие московские святыни: сгорела только крыша, были повреждены двери и окна. По желанию прихожан в 1819 году Климентовский придел храма был переосвящён во имя преподобного Сергия Радонежского - игумена Земли Русской.

После подавления стрелецкого восстания и уничтожения самого сословия по указу Петра I стрелецкие полки были расформированы. Но храм Знамения Пресвятой Богородицы продолжал жить и служить "людям государевым". На месте стрелецкой слободы позднее размещались Петровские казармы, а еще позже обосновалась Московская жандармерия. Здесь же после революции обосновалось и Центральное Управление Московской милиции.

В годы гонений Знаменский храм чудом сохранился и не был взорван, как, например, близстоящий храм Преображения Спаса на Песках в Большом Каретном переулке. Храмовые земельные владения, на которых находились богадельня, дом притча и несколько доходных домов, были национализированы. Богоборческая власть изъяла всё церковное имущество: редкие богослужебные книги XVII-XVIII веков, старинную церковную утварь, богослужебные сосуды, бесценные иконы с частицами мощей и другие святыни. 16 января 1932 года постановлением Президиума Мособлисполкома храм Знамения Пресвятой Богородицы был закрыт "в связи с острой необходимостью в помещении" под архив Управления Московской милиции.

В 1950-х годах здание храма было передано Институту химической физики Академии наук СССР. Здесь, в закрытых цехах и лабораториях, трудились десятки научных сотрудников, изготовляя и испытывая силикатный кирпич, кирпич будущего. Вся эта деятельность привела к тому, что церковная колокольня наклонилась и оказалась в аварийном состоянии, на фасадах появились множественные трещины. Разделенный железобетонными перекрытиями на три этажа и под самый купол заполненный сплетениями проводов, силовых кабелей, трансформаторами, испытательными стендами, аппаратурой химического анализа, храм полностью утратил внутренний интерьер. Многотонные токарные и фрезерные станки, прессы заняли придел преподобного Сергия Радонежского, муфельные печи - придел Всех Святых. В Знаменском приделе располагались испытательные лаборатории, здесь же хранились огромные емкости с химическими реактивами и растворами. Алтари были отведены под кабинеты руководства и туалет.

На протяжении трех столетий храм почти не изменил свой внешний облик. Даже во времена государыни Екатерины, увлекавшейся западными эталонами красоты, русская архитектура Знаменской церкви осталась нетронутой. Прежним осталось и предназначение храма - служить людям воинским, "государевым". Здесь, на этом месте, и сейчас находится знаменитая Петровка, 38 - Главное управление Министерства внутренних дел России по городу Москве (ГУ МВД России по г.Москве). И сегодня местность эта, пересеченная Колобовскими переулками, названными в честь стрелецкого полковника Никифора Колобова, богата учреждениями правоохранительных органов. Как и три века назад, здесь служит много "государевых" (читай: государственных) людей.

Современная история гарнизонного храма

В 1991 году была предпринята попытка передать Знаменскую церковь Русской Православной Церкви. Однако этот процесс затянулся на три долгих года. 4 декабря 1994 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, клирику храма Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение") священнику Александру Трепыхалину был вручен Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на настоятельство "вновь открываемого храма Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами г. Москвы с поручением ему попечения о скорейшем возвращении Церкви ранее принадлежавшего ей храма и возобновления в нем богослужений". Открылась новая страница в истории Знаменской церкви, началось ее "восстание из небытия".

В приделе Всех Святых начались регулярные богослужения. 10 декабря 1997 года в день Знамения Пресвятой Богородицы в храме возобновились регулярные богослужения, состоялась первая после закрытия храма Божественная литургия. К освящению придела Всех святых была отреставрирована икона Божией Матери "Знамение", подарена огромная икона Всех Святых и написана икона святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Позднее появились и другие святыни.

Храм ожил, стал наполняться молящимися. И, несмотря на то, что Знаменская церковь была передана Русской Православной Церкви одной из последних, что центр столицы стал почти нежилым и на незначительном расстоянии друг от друга расположено пять уже действующих храмов и три монастыря, появились свои прихожане, и сформировалась дружная церковная община. Нечаянной радостью для нее явилось посещение храма Святейшим Патриархом Алексием в Великую Субботу 2001 года! Это историческое событие - первое после долгих лет забвения - вошло в современную летопись храма.

Знаменский храм за Петровскими воротами оказался единственным храмом в Москве, сохранившим свое историческое предназначение: служить «государевым людям» - современным потомкам московских стрельцов, воинам правопорядка.

Заботой о стрелецком храме и верностью традиционным ценностям было продиктовано обращение начальника московской милиции Владимира Васильевича Пронина к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о придании Знаменскому храму статуса гарнизонного.

Резолюция от 21 ноября (день Архистратига Божия Михаила - покровителя воинства) 2002 г. Его Святейшества гласит: "Радует желание ГУВД возродить веками существовавшую взаимосвязь Армии и Церкви, а через то и историческую преемственность между храмом и воинскими гарнизонами, размещавшимися на месте бывшей стрелецкой слободы. Благословение и помощь Божия да сопутствуют всем труждающимся на данном поприще. Храму Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами Нами усваивается статус храма при Главном управлении внутренних дел по городу Москве".

Большую помощь по восстановлению гарнизонного храма оказал начальник ГУ МВД России по г.Москве Владимир Александрович Колокольцев. При его участии на спонсорские средства в полном объеме начались ремонтно-реставрационные работы, которые продолжаются по сей день.

В 2007 г. основные работы по реставрации шли в приделе преподобного Сергия Радонежского, был изготовлен иконостас для Сергиева придела, который установили в декабре 2008 г.

В феврале 2008 г. Филатовскими реставрационными мастерскими (г. Москва) началось восстановление уникальной живописи в Сергиевом приделе, проводившееся по сохранившейся фотофиксации. В приделе преподобного Сергия Радонежского в 1914 г. в стиле раннего русского модерна по эскизам и при участии М.В. Нестерова придел расписал его ученик Е.П. Пашков. Известное всем "Явление отроку Варфоломею" (фрагмент из жития преподобного Сергия Радонежского) заняло свое место на южной стене придела, в алтаре на Горнем месте находится "Сыне Единородный" В.М. Васнецова. Церковный модерн, прекративший свое развитие в связи с революцией 1917 года, встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет огромное значение не только для прихожан храма, но и для специалистов: художников, реставраторов, искусствоведов. В марте 2009 г. работы по восстановлению живописи завершились, а в октябре 2010 г. были подняты хоросы и повешены светильники, изготовленные по специальной технологии для этого придела.

В 2011 году отреставрированы колокольня и крыши над алтарем Знаменского придела и над приделом Всех Святых. В начале мая 2012 г. были привезены большие колокола (от 3 т 400 кг), а в середине октября 2012 г. доставлены все остальные, всего 14 колоколов.

В Великую Субботу 2012 г. случилось еще одно знаменательное для нашей общины событие - посещение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он вошел в алтарь Всехсвятского придела, затем осмотрел всю церковь, по достоинству оценил уникальную роспись Сергиева придела, побеседовал с настоятелем храма и прихожанами. На встрече со Святейшим Патриархом присутствовали: зам.начальника ГУ МВД России по г. Москве - начальник полиции, генерал-майор полиции Голованов В.В., начальник Управления охраны общественного порядка, генерал-майор полиции Козлов В.А., начальник управления уголовного розыска, полковник полиции Баранов О.А., начальник Правового управления, полковник полиции Пантелеева Л.В. и другие сотрудники ГУ МВД. В это же время здесь находились и бойцы СОБР - Специального отряда быстрого реагирования, духовником которого является настоятель храма.

Святейший Патриарх поблагодарил протоиерея Александра за окормление и заботу о сотрудниках московской полиции, вручил ему памятное пасхальное яйцо и благословил всех присутствующих Патриаршим благословением.


Самое обсуждаемое
Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото) Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото)
Как найти молекулярную массу Как найти молекулярную массу
Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства


top