Тема любви в творчестве С.А. Есенина. Я выбрала эту тему, потому что мне нравятся стихи Есенина, особенно его песни. Они мелодичные, задумчивые. Презентация на тему "любовная лирика есенина" Любовная лирика в творчестве есенина презентация

Тема любви в творчестве С.А. Есенина. Я выбрала эту тему, потому что мне нравятся стихи Есенина, особенно его песни. Они мелодичные, задумчивые. Презентация на тему

Проект подготовили
учащиеся 11 «Л» класса:
Мирзаева М.,Зокирова Н.,
Мирзаохунова С

Актуализация темы:

Любовная лирика Есенина
Народно-песенные
истоки ранней
лирики
Адресаты
любовной лирики
Философичность
любовной лирики

Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была

Тема любви в творчестве С.Есенина
развивается не последовательно, а с пропусками
и ретроспективными возвращениями в прошлое.
Вначале была сказочно далёкая девушка в белом,
неясная для читателя, но, безусловно,
возвышенная для поэта
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт

О любви Есенин пишет уже в самых ранних
своих стихах, истоки которых в песенном
русском фольклоре.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское
«Я» неизбежно воспринимается как традиционное
«Я» народной лирической песни.

Айседора
Дункан
Августа
Миклашевская
Шаганэ

Осенью 1921 г. в Москву
приехала известная
танцовщица Айседора
Дункан, одинокая, уже
немолодая женщина. Есенина
захватило необычайное
искусство танцовщицы, её
темперамент, обаяние её
личности. Вскоре они стали
мужем и женой. Весной 1922 г.
супруги улетели в свадебное
путешествие, сначала в
Европу, а потом в США.

Августа Миклашевская

В 1923-м году, когда поэт вернется изза границы, именно любовь к женщине
исцелит страдающую душу поэта,
прольется осенью того же года циклом
стихотворений «Любовь хулигана».
Рождение этого произведения
связано с именем актрисы Камерного
театра – Августой Миклашевской.

Мечта о «чистой» любви – один из
сквозных мотивов лирики Есенина.
В 1924-1925 годах на Кавказе
Есенин написал изумительный
цикл лирических
стихотворений «Персидские
мотивы». Стихи этого цикла попытка обрести согласие с самим
собой, с миром. В есенинском цикле
слышатся отзвуки
древнеперсидской поэзии, в нем
видятся очертания благодатной
сказочной страны.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Философичность любовной лирики.

Стихи о любви,
написанные в
последние годы
жизни, проникнуты
ненавистью и
презрением ко
всяческого рода
неправде в
человеческих
отношениях, к
расчетливому
женскому лукавству,
к любви без тепла,
без верности, без
чести.

Стихи о любви последних лет Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою п

Стихи о любви последних лет
Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не
приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с
тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных
дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о
чистой и возвышенной любви, в последние годы эта
мечта трансформировалась в идеал первозданного,
радостного, животворящего чувства.
Философские размышления о жизни, о любви, о Родине
отмечаются в лирике последних лет жизни поэта

Заключение
«Жажда человеческой нежности» явление непреходящее, а только
изменяющее свои формы. И стихи о
любви, написанные С.Есениным, находят
свой отзвук в душе читателя. Чувство,
излитое поэтом,
принадлежит
уже не ему одному – оно
становится достоянием
многих…

Цели урока:

Выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество Есенина.
Исследовать цветоизображения в любовной лирике Есенина.
Отработать навыки выразительного чтения наизусть.

Оборудование:

Выставка книг С. Есенина, портрет поэта.
Компьютер, проектор, экран.
Презентация «Какие женщины вдохновляли С. Есенина».

Ход урока

Организационный момент (Слайды 1-2).

Повторение сведений о С. Есенине, определение ключевого слова в теме урока (ЛЮБОВЬ).

Реализация домашнего задания: «Великие о любви».

Сначала учитель знакомит учащихся с подборкой высказываний известных людей о любви (Слайд 3):

Любовь - восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти. Стендаль
Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов
Любовь - это все, и она воздействует на все - космическая сила, которая делает человека непобедимым. Дж. Бруно

Затем учащиеся зачитывают высказывания, которые подобрали они.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей. (Ф.И. Тютчев)

Я Вас любил. Любовь еще,

быть может,

В душе моей угасла не совсем.

Но пусть она вас больше не

тревожит,

Я не хочу печалить Вас ничем… (А.С. Пушкин)

…Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться… Такая любовь бывает раз в тысячу лет. (А.И. Куприн)

Я встретил Вас - и все былое

В отжившем сердце ожило,

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло… (Ф.И. Тютчев)

Учащиеся зачитывают строки о любви из произведений, которые изучали на уроках литературы, а одноклассники называют автора и произведение.

Слово учителя.

Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Есенина. Многое из того, что пережил поэт, может вызвать недоумение и прямое осуждение. Не торопясь осуждать, попробуем вглядеться в сложную, противоречивую, но по-своему единую историю есенинской любви.

Любовь приносит человеку блаженство, наивысшее счастье, но она же бросает его в бездонную пропасть. В чем причина такого парадоксального убеждения поэта? Разгадку, ответ надо искать в личной судьбе поэта, отраженной в его лирике.

Лидия Ивановна Кашина, Анна Романовна Изряднова,

Зинаида Николаевна Райх, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая…

Он искал в этих женщинах счастья… (Слайды 9-10)

Презентация «Какие женщины вдохновляли С. Есенина».

Анна Александровна Сардановская (Слайд 11)

К вершинам поэтического творчества Сергей Есенин поднялся из глубин российской деревни. Детские годы провел в селе Константиново Рязанского уезда.

Приезжая летом в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища - Анной Сардановской.

Однажды вечером Анна и Сергей, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили монашку разнять их, говоря:

«Мы любим, друг друга и даем слово жениться. Разнимите нас. Пусть кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом.

Первой нарушила слово Анна. Сергей был в Москве. Узнав о замужестве Анны, Сергей прислал письмо монашенке и просил «взять пук хвороста бить Анну, сколько сил хватит». Есенин посвятил ей стихотворение:

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок.

И звенит придорожными травами

От озер травяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь моя бедная странница,

Поклонится любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшею душу мою.

Мария Парменова Бальзамова (Слайд 12)

Август 1912 года… Сергей познакомился с Марией Бальзамовой. Он называет её «тургеневской Лизой», он убежден, что она не изгладится из его памяти при встрече с другой женщиной». Надежды поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но его чувства нашли воплощение в реальных стихах, адресованных Бальзамовой. Это стихотворения «Ты плакала в вечерней тишине…» и «…»

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер.

Что была ты песня и мечта,

Все ж кто выдумал твой гибкий стан и

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Анна Романовна Изряднова (Слайд 13)

В 1913 году Сергей Есенин поступил на службу в типографию помощником корректора. В 1914 году Анна вступила в гражданский брак с Есениным. У них родился сын Юра. Анна обладала чувством юмора, много читала. Все связанное с Сергеем Есениным было для неё свято, его поступков она не осуждала. Когда им пришлось расстаться, Есенин навещал сына. Юрий был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Анна Романовна умерла в 1946 году, так и не дождавшись вестей от сына.

Лидия Ивановна Кашина (Слайд 14)

Лидии Ивановне Кашиной-30, она единственная наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем за профессором Н.П.Кашиным.

Молодой поэт получает приглашение прийти в гости. Визит произвел большое впечатление на обоих… Лидия Ивановна сыграла большую роль в творчестве поэта, с её именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зелёная прическа».

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы - ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

«О, любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияла зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Лидия Кашина пережила поэта на 12 лет.

Зинаида Николаевна Райх (Слайд 15)

Весной 1917 года Сергей Есенин познакомился 22- летней красавицей Зинаидой Николаевной Райх. Через три месяца они обвенчались. Денег ни у кого не было. В ответ на телеграмму «Вышли сто, венчаюсь», отец Зинаиды выслал деньги, не требуя объяснения. Купили обручальные кольца, нарядили невесту. На букет … денег уже не хватало. Есенин нарвал букет полевых цветов по пути в церковь…

Взаимное узнавание сопровождалось потрясениями. Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что в конце концов привело к разводу. Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь - ненависть к женщине, которую «легко отдал другому».

Всё это нашло отражение в стихотворении «Письмо к женщине»:

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму-

Куда несет нас рок событий.

«Рок событий» привел Зинаиду Райх к трагической гибели. Она была зверски убита сотрудниками НКВД.

Айседора Дункан (Слайд 16)

Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Она родилась в Сан-Франциско, мать её преподавала музыку, отец - древние языки.

Сергей Есенин произвёл на Айседору незабываемое впечатление. В мае1922 года она вышла за него замуж, и они вместе уехали за границу. Она понимала, что ему тяжело, хотела помочь и не могла. В августе 1923-го Сергей Есенин расстается со знаменитой танцовщицей и возвращается в Россию….

Августа Леонидовна Миклашевская (Слайд 17)

Августа Леонидовна Миклашевская - красивая и талантливая актриса Московского Камерного театра. Встреча с Есениным произошла в конце лета 1923-года, вскоре после возвращения поэта из поездки за границу. В том же году состоялась и их помолвка.

Ей посвящено 7 стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь лёгкая, нежный стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цвета в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Шагандухт Нерсесовна Тальян (Тертерян) (Слайд 18)

Сергей Есенин всю свою жизнь мечтал побывать в Персии. Ему

удалось создать поэтический шедевр - «Персидские мотивы». В «Персидских мотивах» часто встречается женское имя - Шаганэ. Прототипом есенинской персиянки была преподавательница литературы Шагандухт Тальян он познакомился с ней в 1924 году в Батуми.

Руки милой - пара лебедей—

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко И теперь пою про то же снова, Потому и дышит глубоко Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна, Сердце станет глыбой золотою, Только тегеранская луна Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить: Догореть ли в ласках милой Шаги Иль под старость трепетно тужить О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть: Что приятно уху, что—для глаза. Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни

Говорите так среди людей:

Он бы пел нежнее и чудесней,

Да сгубила пара лебедей.

Софья Андреевна Толстая (Слайд 19)

Софья Андреевна Толстая-Есенина познакомилась с Есениным в марте 1925 года и вскоре стала его женой.

Софья Толстая - еще одна несбывшаяся надежда Есенина создать семью. Она очень высокомерная, гордая, требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.

Любовь поэта вылилась в строки стихотворения:

Видно так заведено навеки -

К тридцати годам переберясь,

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днем.

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая -

Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.

Сняв с руки, я дал его тебе,

И теперь, когда грустит шарманка,

Не могу не думать не робеть.

В голове болотной бродит омут,

И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому

Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,

Он тебя расспрашивает сам,

Как смешного глупого поэта

Привела ты к чувственным стихам.

Ну и что ж! пройдет и эта рана.

Только горько видеть жизни край.

В первый раз такого хулигана

Обманул проклятый попугай.

Галина Артуровна Бениславская (Слайд 20)

А 3 декабря 1926 года на могиле горячо любимого ею поэта, покончила жизнь самоубийством Галина Бениславская. Она была самым преданным другом Сергея Есенина. Галина Бениславская похоронена рядом с любимым ею человеком.

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина.

Реализация домашнего задания (Слайд 21).

Исследовательская работа учащихся «Цветоизображения в любовной лирике С. Есенина»:

Частеречная принадлежность цветоизображений.
Преобладающие цвета и их оттенки.
Выводы по исследованию.

Итог урока (Слайд 22).

Люди смертны, бессмертна только любовь и поэтические творения о любви.

Сергей Есенин! Этот поэт будет всегда читаем и любим народом, так как стихи его зовут к добру и свету.

«В этом имени - слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы и синь - рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: «Сергей Есенин»-

Всей России встают черты!»

Николай Браун

Разделы: Литература

  • Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
  • Развивающая:
  • формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал;
  • Воспитывающая:
  • пробудить интерес к лирическим стихотворениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели урока

II. Новый материал.

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
С.А.Есенин

2 слайд (тема)

3 слайд (цель)

1. Слово учителя.

Какое место занимала тема любви в творчестве Есенина?

Для Сергея Есенина тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни. Особенности этого яркого чувства индивидуальны и зависят от личности поэта. Но в то же время они обусловлены временными предпосылками. Философ Н.Бердяев считал: "Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии".

4 слайд.

Каков лирический герой Есенина?

Лирический герой отражает личные переживания поэта, связанные с теми или иными событиями его жизни. Он страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди.

Давайте попытаемся понять, как Есенин чувствует и как выражает в слове Любовь.

Он любил всегда, многих, по-разному.

2. Адресаты любовной лирики.

Сообщение ученика о Ш.Н.Тертерян

Замечателен цикл стихов "Персидские мотивы". В основе цикла - поездки Есенина по Азербайджану. Главная особенность стихотворений - поэтизация чувства любви, светлого и прекрасного. Стихи задушевны и лиричны, мелодичны и просты. В них тема любви сближается с основной темой лирики Есенина - темой Родины. Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян)- армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл "Персидские мотивы", который был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924-1925 гг.

"Сергей Александрович познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком" (из воспоминаний Л. И. Повицкого).

Первая учебная ситуация

Карточка №1

1. Прослушайте стихотворение

7 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ!" в исполнении актёра Юрия Богатырёва

2. Как обращается поэт к Шаганэ? Каково настроение лирического героя?

3. Приведите примеры яркой образности, метафоричности языка поэта.

4. Выпишите из стихотворения эпитеты, сравнения, метафоры.

5. Попытайтесь раскрыть смысл понравившейся фразы.

6. В чём своеобразие стихотворения? Что изменилось в настроении лирического героя? Какие строки помогли вам это понять?

Шаганэ Тертерян (Тальян) увлекалась поэзией Есенина. Известно, что поэт часто читал ей новые произведения, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал из её домашней библиотеки книги (например, "Армянскую антологию" в переводе В. Брюсова), а, расставаясь, подарил ей свой поэтический сборник "Москва кабацкая" (1924), сопроводив дарственной надписью: "Дорогая моя Шаганэ, // Вы приятны и милы мне. С. Ееенин". Отголоски всего этого можно найти в "Персидских мотивах", посвященных Шаганэ ("Спой мне песню, моя дорогая, // Ту, которую пел Хайям" и др.).

В одном из стихотворений, посвященных ей, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ:

Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

"На тебя она страшно похожа..." Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли образ девушки, "страшно похожей" на Шаганэ, связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение "Собаке Качалова"? Не о той ли, "что всех безмолвней и грустней", вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла "Персидские мотивы"-"Никогда я не был на Босфоре..."?

Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар.
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.

Продолжая поиск, изучим письма Есенина, написанные в период создания "Персидских мотивов". Может быть, они прольют свет на загадку и помогут выяснить, о ком "думал" и "скучал" поэт.

Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Г. А. Бениславской.

Сообщение ученика о Г.А.Бениславской

Изучение мемуарной литературы, связанной с жизнью и творчеством поэта, позволяет установить, что Галина Артуровна Бениславская (1897-1926) - журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти, работала в московской газете "Беднота". Интересна её родословная: по матери - грузинка, по отцу - француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ.

Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письмо за
письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи.

Галя милая! Очень болен и потому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуми. Только просьбы и просьбы. Перепечатайте эти стихи и сдайте куда хотите... Продавать мои книги можете, не спрашивая меня. Надеюсь на ваш вкус в составлении..."

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало... Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не
не этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха, Я понял, что такое поэзия..." "

В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она и решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нем и его "близких, что, безусловно, позволило поэту" сосредоточиться исключительно на творчестве. Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему "ангелу-хранителю".

Друг Есенина, поэт-имажинист Вольф Эрлих вспоминает, как восторженно произносил поэт в то время имя Бениславской: "Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая!.. Ну так вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя - мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне!"

"Там, на севере, девушка тоже, // На тебя;она страшно похожа..."

Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из "Персидских мотивов" идёт о Галине Бениславской. Но вернёмся к стихотворению "Собаке Качалова". "Ты за меня лизни ей нежно pyкy // За все в чём был и не был виноват..."

Наверняка найдутся ребята, которые засомневаются в том, что и эти строки имеют прямое отношение к Галине Бениславской.

"Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством".

И только известие о женитьбе Есенина на внучке Толстого -

С. А. Толстой - заставило разорвать отношения с ним. Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина. Были сломаны "вешки", о которых писал Вольф Эрлих, а новые найти было далеко не просто.

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя довелось.

("Я помню, любимая, помню...", 1925).

Брак с С. А. Толстой не был для Есенина счастливым.

В декабре 1923 г. произошла трагедия в гостинице "Англетер". За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья".

Почему Есенин вручил своё последнее поэтическое откровение Эрлиху? Не потому_ ли, что был уверен, что он покажет его Галине Бениславской.

Быть может, именно ей и посвятил он это стихотворение.

Через год после смерти поэта (3 декабря Л 1926 г.) Галина Бёниславская застрелилась на его могиле, оставив записку: "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."

По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.

Вторая учебная ситуация

Карточка №2

9 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Я помню, любимая, помню...", в исполнении актёра Сергея Никоненко

1. Прослушайте стихотворение

2. Какие интонации преобладают?

3. Отметьте особенности поэтического языка.

4. Какие слова повторяются чаще всего и несут в себе основную идею написанного?

Отличительные черты стихотворения:

  • углубление психологического анализа чувства;
  • звучание мотива разлуки и потери;
  • постижение жизни

12 слайд, 13 слайд

Сообщение ученика о Миклашевской

Августа Леонидовна Миклашевская актриса Камерного театра

По мнению исследователей поэзии Есенина, именно ей посвящён цикл его стихов "Любовь хулигана".

Читаем в её воспоминаниях: "Есенин дорог душой своей щедрой. Щедрый на дары был. Мне вот бессмертие он подарил: Самое лучшее качество Есенина - искренность. У него в стихах душа живая бьётся, плачет, радуется, смеётся, озорничает: Как в жизни, так и в стихи выплеснулось:"

"Как-то Есенин позвонил мне и ждал с номером журнала, в котором были стихи. Так было и со следующими публикациями.

В кафе вошёл Сергей. Увидел нас, сразу вышел. А через несколько минут сразу вошёл, подошёл к нам и положил передо мной огромный букет цветов. Молча положил. И удалился. Букет на коленях моих лежал:"

Видеофрагмент из музея С.Есенина (Русская литература. Мультимедийная энциклопедия)

Аудиокнига. Звучит стихотворение "Заметался пожар голубой..." в исполнении актёра Юрия Богатырёва.

Третья учебная ситуация

Карточка №3

1. Прослушайте стихотворение

2. Какой основной мотив стихотворения?

3. Как умеет любить хулиган?

4. Отметьте особенности поэтического языка.

Зарубежные маршруты С.Есенина

Ещё одна страница в жизни Сергея Есенина - Айседора Дункан.

Увидев на концерте танец Айседоры, Есенин мечтал о знакомстве. Их знакомство произошло на литературном вечере у художника Камерного театра Якулова: ":Она приехала в красном шелковом хитоне и, войдя в зал, усталым взором обвела присутствующих. В углу, на низкой софе, она увидела кудрявую голову блондина, юноши поразительной красоты, смотревшего на нее странными, блистающими желтоватым отливом глазами.

Сообщение ученика об Айседоре Дункан

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Подумай и ответь:

Какие лики любви открывает читателям поэт?

Каков собирательный образ любимой женщины в творчестве С.Есенина?

16 слайд

Вывод: любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.

17 слайд

Выберите наиболее понравившееся стихотворение.

Обоснуйте свой выбор. Подготовьте анализ стихотворения.

Темы рефератов:

1) Роль деталей в стихотворениях о любви у Есенина

2) Что помогло Есенину сформироваться как поэту?

3) Московская жизнь поэта. Встреча с А.Блоком.

19 слайд

Тест по лирике любви С.Есенина

Определите жанр стихотворения "Письмо к женщине"

а) мадригал

б) элегия

г) послание

2. Кто является адресатом стихотворения "Я помню, любимая, помню..."?

а) Айседора Дункан

б) Шаганэ Нерсесовне Тальян

в) Галина Бениславская

г) Августа Миклашевская

3. Кому посвящён поэтический цикл "Любовь хулигана"?

а) Галине Бениславской

б) Августе Миклашевской

в) Зинаиде Райх

г) Айседоре Дункан

Сколько стихотворений о любви вошло в цикл "Персидские мотивы"?

Определите художественный приём в выделенной строке.

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синей.

а) олицетворение

б) аллегория

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Учитель русского языка и литературы Урясьева И.В. МОУ СОШ №21

1. Обзорное ознакомление с любовной лирикой поэта; проследить эволюцию чувств лирического героя и богатство выражения этих чувств. 2. Формирование правильной монологической речи; формирование умений сравнивать, систематизировать и обобщать; 3.Формирование бережного отношения к классической русской поэзии. Цели и задачи урока:

1. Раннее творчество. Любовь лирического героя - не конкретное психологическое переживание, а пьянящее предчувствие счастья. «Выткался на озере алый свет зари». 1910г. 2. Середина 1910 года. Образ лирического героя становится более конкретизированным, появляются мотивы разлуки, потерь. «Не бродить, не мять в кустах багряных». 3. Конец 10-начало 20 годов. Основное чувство лирического героя - разочарование в любви. «Я усталым таким еще не был» 4 . Середина 20 х годов. Любовь лирического героя - чувство многогранное, в основе которого благородство, искренность и тонкое понимание красоты. «Шаганэ, ты моя, Шаганэ». ЭВОЛЮЦИЯ ЧУВСТВ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

Эпиграф Мы с тобою любим в этом мире Одинаково со всеми, дорогая. С. Есенин

Анна Сардановская «Ты ушла и ко мне не вернешься…» Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок, И теперь ты другому смеешься, Укрываяся в белый платок. .

Анна Романовна Изряднова « Не бродить, не мять в кустах багряных…» Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста.

Лидия Ивановна Кашина «Зеленая прическа…» Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

Зинаида Андреевна Райх «Не жалею, не зову, не плачу…» Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым, Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Айседора Дункан «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг!

Августа Миклашевская Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. «Заметался пожар голубой…»

Шаганэ Тальян-Тертарьян Шагане, ты моя, Шагане! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ, ты моя, Шагане. « Шаганэ, ты моя, Шаганэ! »

Закрепление: Анализ стихотворения С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» Тест по творчеству С. Есенина.

Какова главная тема стихотворения? Почему лирический герой «готов рассказать поле», а не «рассказать о поле» ? На чем основано сравнение «волосы – рожь»? Найдите гиперболу. Чем оправдан этот поэтический прием? Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается « что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения? Определите размер стихотворения?

1. Лирический герой – это а) автор б) рассказчик в) образ героя, чьи переживания, мысли, чувства отражены в стихотворении г) образ героя, наиболее симпатичного рассказчику 2. Каковы основные мотивы ранней лирики С.А. Есенина? а) философская лирика б) любовная лирика в) тема крестьянской России г) пейзажная лирика 3. К какой литературной группе принадлежал С.А. Есенин в начале 20-х годов? а) символизм б) модернизм в) футуризм г) акмеизм д) иманженизм

4. Какой традиционный мотив русской классической лирики часто появляется в стихах С.А. Есенина? а) свободолюбивая лирика б) мотив одиночества в) предназначение поэта и поэзии г) мотив дороги, изгнанничества 5. Какие ключевые образы использовал С.А. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая?» Каков смысл этих образов (роща, дом, странник, журавли)? а) символ судьбы б) символ краткости земной жизни в) символ недостижимости гармонии 6. Какую общую черту можно выделить, анализируя любовную лирику С.А. Есенина? а) гармоничность, безмятежность б) печаль, грусть в) радость бытия г) конфликтность, безответность

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой….



  • Ввести учащихся в поэтический мир Есенина, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути;
  • Помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твердой жизненной позиции в судьбе человека.

  • Портрет – рисунок С. Есенина Ю. Аникушина;
  • Аудиозапись песен на стихи С. Есенина;
  • Фотографии Ш. Тальян и Галины Бениславской

Эпиграф:

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения «неисчерпаемой печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного заслужено человеком…

А.М. Горький


Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая Уж не жалеют больше не о ком Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.


Лебеды и не искать следа. Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.


Собаке Кочалова

Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.


«Милая Галя! Вы мне близки как друг…» Галина Артуровна Бениславская (1897-1926 гг.)

"Что желать под житейскою ношею?

Проклиная удел свой и дом,

Я хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она

Васильковыми,

Только мне -

Не кому-нибудь -

И словами, и чувствами

новыми

Успокоила сердце и грудь".

Сергей Есенин


Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

"Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда"

И сердце, остыть не готовясь,

И грустно другую любя.

Как будто любимую повесть,

С другой вспоминает тебя.

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь .


  • Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру.


Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени - Россия –

Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки –

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою веселую страну.

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

И хотя я не был на Босфоре –

Я тебе придумаю о нем.

Все равно - глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем.


Шаганэ, ты моя, Шаганэ Шаганэ Нерсесовна Тальян (1900-1976 гг.)

« Шаганэ ты моя, Шаганэ

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ…»


Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь

Из любви к родимому мне краю?

Мне пора обратно ехать в Русь

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

И зачем? Кому мне песни петь?-

Если стала неревнивой Шага,

Коль дверей не смог я отпереть,

Ни к чему в любви моей отвага.

До свиданья , пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери , до свиданья




«За то, что девочкой неловкой

предстала ты мне на пути моём»

Зинаида Николаевна Райх 1894-1939

«Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска в глазах усталых:

Что перед вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах…»

«Письмо к женщине»


До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.





Самое обсуждаемое
Сознательное и бессознательное Сознательное и бессознательное
Концлагеря на территории польши Концлагеря на территории польши
Акафист за единоумершую когда и как читать? Акафист за единоумершую когда и как читать?


top