Городская агломерация – что это такое: происхождение формирований. Причины возникновения и пути формирования агломераций Признаки агломерации

Городская агломерация – что это такое: происхождение формирований. Причины возникновения и пути формирования агломераций Признаки агломерации

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.

к. геогр. н., доцент, зав. кафедрой Сыктывкарского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ И МЕГАЛОПОЛИСОВ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Характерной особенностью современной урбанизации является формирование агломерированных форм городского расселения, концентрирующих управленческие, финансовые и человеческие ресурсы. Процесс городского агломерирования развёртывается там, где складываются наиболее благоприятные условия для формирования групповых форм городского расселения. Суть городского агломерирования состоит в получении синергетического эффекта от объединения возможностей и имеющегося потенциала вовлечённых в этот процесс городских и сельских населённых пунктов, расширения границ рынка сбыта продукции и совместного планирования развития инфраструктуры.

Роль агломерированных форм городского расселения существенно возрастает в условиях России с её обширными пространствами и расстояниями. В условиях дефицита центральных поселений процесс агломерирования происходит не только вокруг больших городов, но и на основе средних и «полусредних» городов. О том, что формирование агломерации не зависит от величины города-ядра, свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт экономически развитых стран, где новые городские агломерации создают на основе разработки совместного плана развития и функционирования входящих в их состав поселений. Это позволяет объединить общие усилия и конкурентные преимущества небольших поселений по формированию ареала интенсивного развития и полюсов экономического роста.


Экономическая и социальная структура городских агломераций формируется под влиянием исторических, административных, экономико-географических, экономических, организационно-управленческих и институциональных факторов . В процессе перехода к рыночной модели экономики городские агломерации превращаются в специфические экономические субъекты, самостоятельно выполняющие функции управления довольно обширными территориями, обеспечивая решение проблем социально-экономического развития не только окружающих сельских территорий, но и региона в целом. В новых экономических условиях целенаправленное формирование городских агломераций должно рассматриваться в качестве ведущего фактора модернизации российского пространства.

Важным фактором развития городских агломераций, задающим их лидирующие позиции в системе городского расселения, является сочетание в них ведущих отраслей хозяйства и прогрессивных видов экономической деятельности. Присущая им расширенная сфера приложения труда способствует концентрации экономически активного населения, диверсификации экономики и интенсификации городского образа жизни. Благодаря этому городские агломерации становятся средоточием важнейших экономических и транспортно-распределительных связей, фокусными точками регионов и узлами опорного каркаса территории страны.

В формировании городских агломераций в России ведущую роль играют большие города, в которых концентрируется подавляющая часть демографического, трудового, социального, экономического, промышленного, инновационного, научного, образовательного, историко-культурного и рекреационного потенциалов страны. По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в границах современной России было всего 7 городов людностью более 100 тыс. человек, в которых проживало 29,5 % всего городского населения. С 1926 по 1991 г. число больших городов увеличилось с 20 до 168, или в 8,4 раза, а их удельный вес в общем количестве российских городов – с 4,3 % до 15,9 %. В постсоветское время численность проживающих в городах возрастала главным образом за счёт административно-территориальных преобразований и реализации муниципальной реформы. В период между переписями населения 2002 и 2010 гг. удельный вес проживающих в городах в общей численности городского населения России увеличился с 90,1 % до 92,6 %. При этом в урбанистической структуре городов возросло значение больших городов, в которых ныне концентрируется 72,0 % горожан (табл. 1).

Таблица 1. Большие города в городской сети Российской Федерации в гг. (по данным всеобщих переписей и текущего учёта населения).

Число городов

Численность населения городов,

тыс. человек

Средний размер,

тыс. человек

больших, %

больших, %

По данным Росстата. Полужирным шрифтом выделены данные всеобщих переписей населения.

Несмотря на то, что в период между переписями 2002 и 2010 г., число городов этой категории людности сократилось с 167 до 164, численность проживающих в больших городах в абсолютном выражении увеличилось с 68,2 млн. до 70,2 млн. человек, а в относительном выражении – с 71,1 % до 72,0 %. При этом наиболее существенно повысилась роль крупнейших городов, представленных городами-полумиллионниками и миллионниками. В рассматриваемый межпереписной период общее число городов этих групп людности увеличилось с 33 до 37, численность проживающих в них горожан – с 39,9 млн. до 44,0 млн. человек, а удельный вес в населении городов – с 41,5 % до 45,1 %. Одновременно с этим с 2005 г. наметилась устойчивая тенденция увеличения среднего размера городов всех категорий людности и особенно больших городов.


Предпосылки городского агломерирования начали складываться в России во второй половине ХIХ века в ходе развития и углубления капиталистических отношений, которые способствовали ускорению индустриализации, бурному железнодорожному строительству, расширению городской сети и динамичному росту больших городов. В эти годы зародилась и обрела характерные признаки единственная в дореволюционной России Петербургская агломерация, сформировавшаяся вокруг тогдашней столицы Российской империи. По мере роста и укрепления столичного статуса Санкт-Петербург обрастал городами-спутниками. Среди них выделялись царские резиденции Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина и Ораниенбаум, промышленные центры Колпино и Сестрорецк, города-крепости Кронштадт и Шлиссельбург.

Подавляющее большинство ныне существующих российских агломераций возникло и сформировалось в 30-е – 80-е гг. ХХ века. Мощным импульсом развития агломерационных процессов стала ускоренная индустриализация страны, начавшаяся в середине 1920-х гг. Индустриализация вывела на первый план бывшие губернские центры и многие старые города, крупные фабрично-заводские посёлки, порты и другие поселения с выгодным транспортно-географическим положением. Их динамичный экономический и демографический рост, сопровождавшийся усилением многофункциональности, предопределил расширение ареала их влияния и потребность в появлении новых поселений-спутников.

Процесс городского агломерирования, прерванный в годы Великой Отечественной войны, вновь активизировался в послевоенный период в связи с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства в западных регионах страны и ускоренным развитием тыловых районов Урало-Поволжья и юга Сибири, куда были эвакуированы промышленные предприятия и жители оккупированных территорий европейской части страны. Между тем период наиболее динамичного развития городских агломераций и интенсификации урбанизационных процессов пришёлся на 60-80-е гг. ХХ века, когда на фоне устойчивого роста экономики началось широкомасштабное хозяйственное освоение районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Рост сети городских агломераций и субцентров в периферийной зоне сопровождался формированием пригородов, интенсификацией связей между городом-ядром и поселениями-спутниками, расширением территориальных границ площадей урбанизированных и субурбанизированных территорий.

Многие города, вокруг которых в советское время сформировались городские агломерации, превратились в признанные центры производства и расселения окружающих их территорий. Их ускоренное развитие в качестве городов-центров агломераций происходило за счёт использования выгод экономико-географического положения и преимущественного социально-экономического развития в ходе развёртывания промышленных узлов, локальных и программно-целевых территориально-производственных комплексов. К концу ХХ века агломерация стала ведущей формой городского расселения в России. Её востребованность в российских условиях объясняется тем, что углубление урбанизации и дальнейшее развитие транспортных магистралей является одним из эффективных средств преодоления специфических для России обширных пространств и расстояний между населёнными пунктами.

В 1990-е гг. интенсивность процесса городского агломерирования существенно снизилась в результате смены вектора экономического развития под влиянием рыночных преобразований и постиндустриальной трансформации экономики, сопровождавшейся спадом промышленного производства и кризисом городов. Вследствие этих и других причин практически прекратился процесс формирования новых агломераций, который усугубили депопуляция городского населения и сокращение притока сельских жителей. Одновременно с этим в постсоветский период наметились новые тенденции развития городов и городских агломераций, обусловленные главным образом постиндустриальной трансформацией городского хозяйства и административно-территориальными преобразованиями в рамках муниципальной реформы. Влияние этих двух факторов городского агломерирования отразилось в стягивании населения в крупнейшие города и агломерации (главным образом за счёт жителей малых городов и посёлков городского типа), расширении зоны тяготения городов-ядер на фоне интенсификации связей с пригородами и поселениями-спутниками, включения городов, посёлков городского типа и сельских населённых пунктов в городскую черту крупных городов. Несмотря на ухудшение условий для развёртывания новых городских агломераций, в постсоветское время наметились некоторые положительные тенденции городского агломерирования, связанные с укреплением существующих агломераций. Среди них следует отметить активизацию процесса субурбанизации в связи с резко возросшими темпами коттеджной застройки субурбанизированных территорий и создания несельскохозяйственных поселений-спутников, автомобилизации и транспортной мобильности населения.

В последние годы в рамках зарождающихся тенденций предпринимаются меры по углублению агломерационных процессов на всех уровнях управления, включая федеральный, местный и муниципальный. Федеральное правительство регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ планирует поддержку агломерационных процессов в рамках реализации программ и проектов создания мегалополисов, «опорных городов» и городов-спутников. Местные и муниципальные власти Алтайского (Барнаульская агломерация в составе города Барнаула, Новоалтайского и Первомайского районов), Красноярского (Красноярская агломерация в составе городов Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Берёзовского, Емельяновского, Манского и Сухобузимского районов) и Приморского (Владивостокская агломерация в составе городов Владивостока, Артёма и Уссурийска) краёв, Вологодской (Вологодско-Череповецкая агломерация в составе городов Вологды, Череповца, Грязовца, Сокола, Кадникова, посёлков городского типа Шексна и Чебсара), Иркутской (Иркутская агломерация в составе городов Иркутска, Ангарска и Шелехова), Новосибирской (Новосибирская агломерация в составе городов Новосибирска, Бердска, Оби, посёлков городского типа Кольцово и Краснообск, Новосибирского района), Ростовской (Ростовская агломерация в составе городов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога, Аксая, Батайска и Азова) и Томской (Томская агломерация в составе городов Томска и Северска, Томского и Шегарского районов) областей планируют добиться официального признания статуса агломераций формирующимся на их территориях системам городского расселения. В ряде регионов предпринимаются попытки сформировать укрупнённые муниципальные образования по подобию статистических метрополитенских округов, объединяющие в своём составе большую часть поселений формирующейся агломерации.

В России отсутствует официальный статистический учёт агломераций под эгидой Росстата. Поэтому оценки состава и численности агломерации являются экспертными и авторскими. Различие критериев и методик выделения городских агломераций делают данные об их величине и составе малопригодными для сопоставлений и объективного анализа. По нашим расчётам, на территории России сформировались или находятся в стадии формирования 12 крупнейших (на базе городов-миллионников), 24 крупные (на базе крупнейших городов), 55 средних (на базе больших городов) и 7 малых (на базе средних городов) городских агломераций. В городах-ядрах 98 крупнейших, крупных, средних и малых агломераций сосредоточено 60,3 млн. горожан, а с учётом всего урбанизированного и субурбанизированного населения – около 90 млн. человек, что составляет 63,1% всего населения России (табл. 2).

В настоящее время в России насчитывается 23 городские агломерации с численностью населения свыше 1 млн. человек. Их ядрами выступают 12 городов-миллионников и 11 городов-субмиллионеров. В числе последних – Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти, Владивосток, Иркутск, Новокузнецк, Ижевск и Тула. Совокупная численность урбанизированного и субурбанизированного населения крупнейших агломераций России достигает 54,7 млн. человек, из которых 67,6% (около 37 млн. человек) приходится на города-ядра. Только 6 российских агломераций имеют людность не менее 2 млн. человек. К агломерациям-мультимиллионникам относятся Московская, Санкт-Петербургская, Ростовско-Шахтинская, Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Екатеринбургская и Нижегородская агломерации. В городах-ядрах агломераций-мультимиллионников сосредоточено 21,9 млн. человек, а с учётом всего населения, проживающего в границах агломерационных ареалов, их численность увеличивается до 33 млн. человек.

Таблица 2. Группировка агломераций России в зависимости людности городов-ядер (по данным переписи населения 2010 г.).

агломераций

в зависимости

от людности

города-ядра

агломераций

данной группы людности

Суммарная

численность

населения

городов-ядер

данной группы,

млн. человек

численности

населения

агломераций

данной группы,

млн. человек

городов-ядер

в численности

населения

агломерации

данной группы, %

Крупнейшие

Подавляющее большинство российских агломераций являются моноцентрическими. К немногочисленным конурбациям относятся Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Ростовско-Шахтинская, Новокузнецкая, Иркутско-Черемховская, Набережночелнинская, Тульско-Новомосковская, Владивостокско-Находкинская, Ижевская, Ярославско-Рыбинская, Кавминводская, Южно-Башкортостанская, Южно-Татарстанская, Абаканско-Минусинская, Сургутско-Нефтеюганская, Псковско-Великолукская и Апатитско-Мончегорская полицентрические агломерации.

Крупнейшей российской агломерацией является Московская агломерация, распространившая своё влияние в радиусе 60-70 км от Москвы. Общая площадь Московской агломерации достигает 13,6 тыс. кв. км, а численность населения по разным оценкам варьирует от 14,7 до 17,3 млн. человек . В границах Московской агломерации сосредоточено более 50 городов, из них 14, по данным всеобщей переписи населения 2010 г., имели людность свыше 100 тыс. человек. В их числе – Балашиха (215,4 тыс.), Химки (207,1 тыс.), Подольск (188,0 тыс.), Королёв (183,5 тыс.), Мытищи (173,3 тыс.), Люберцы (172,0 тыс.), Электросталь (155,3 тыс.), Одинцово (139,0 тыс.), Железнодорожный (131,7 тыс.), Красногорск (116,7 тыс.), Сергиев Посад (110,9 тыс.), Щёлково (110,4 тыс.), Пушкино (102,8 тыс.), Жуковский (102,7 тыс.). В населении Московской агломерации абсолютно доминирует ядро, людность которого в 53,4 раза превышает численность постоянного населения второго по величине города агломерации - Балашихи.

Вокруг второго в России города-мультимиллионника сформировалась Санкт-Петербургская агломерация. Она простирается вокруг Санкт-Петербурга в радиусе 50 км и занимает около 11,6 тыс. кв. км. По разным оценкам численность населения Санкт-Петербургской агломерации варьирует от 5,4 до 6,2 млн. человек, что почти в 3 раза меньше величины Московской агломерации. Между тем Санкт-Петербургская агломерация является не только признанным межрегиональным центром социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, но и России в целом.

В своём развитии городские агломерации проходят 4 этапа. Возникновение агломерированных форм городского расселения связано с этапом индустриализации. По мере углубления внутриагломерационных связей и формирования единого рынка труда индустриальная агломерация перерастает в сформировавшуюся. Появление единого функционально связанного пространства на фоне углубления процесса субурбанизации и развития пригородной зоны, образование рынка агломерации и превращение её в важный узел в территориальной структуре национальной экономики являются основными признаками развитой агломерации. Высший этап формирования городской агломерации связан с превращением её в постиндустриальный центр, встроенный в глобальные экономические процессы и максимально интегрированный в мировую экономику. На этом этапе агломерация черпает ресурсы и возможности развития за счёт взаимодействия с глобальной сетью мировых городов.

К настоящему времени в России сформировались только 3 постиндустриальные агломерации – Московская, Санкт-Петербургская и Екатеринбургская. Остальные агломерации, возглавляемые городами-миллионниками, могут быть отнесены к числу развитых агломераций. Между тем подавляющее большинство российских агломераций задержалось на этапе сформировавшейся и индустриальной агломерации. Свыше 2/3 (68 из 98, или 69,4%) городских агломераций и все постиндустриальные агломерации России находятся в европейской части страны. Среди 11 развитых агломераций в этой части страны расположены 8 (72,7%), среди 66 сформировавшихся –,2%), среди 21 индустриальной агломераций –,7%) (табл. 3).

Темпы роста городских агломераций тесно связаны с характером адаптации их хозяйства к постиндустриальному укладу экономики. Являясь во многом самодостаточными территориальными социально-экономическими системами, они в значительной мере определяют территориально-хозяйственную структуру страны и играют ведущую роль в российской экономике. Переход к агломерационному этапу эволюции городского расселения вызвал появление многочисленных городов-спутников и новых видов пригородных поселений, ориентирующихся на разнообразное обслуживание центрального поселения. Процесс городского агломерирования сопровождается расширением городских территорий и распространением городского образа жизни, повышением общего уровня урбанизации и степени урбанизированности территории. Между тем стягивание населения в наиболее крупные города-центры сопровождается постепенным обезлюдением окружающей сельской местности и расширением ареалов межселенных пространств с крайне низкой плотностью сельского населения и редкой сетью населённых пунктов.

Таблица 3. Группировка городских агломераций России в зависимости от этапа формирования.

Название этапа

Агломерации

I. Индустриальная

агломерация

Альметьевская, Апатитско-Мончегорская, Ачинско-Назаровская, Белогорско-Свободненская, Воркутинская, Дербентская, Златоустовская, Котласская, Лесосибирско-Енисейская, Магнитогорская, Нерюнгринская, Нижневартовская, Нижнетагильская, Новороссийская, Орская, Старооскольско-Губкинская, Стерлитамакская, Сургутско-Нефтеюганская, Ухтинская, Череповецкая, Юргинская.

II. Сформировавшаяся агломерация

Абаканско-Минусинская, Архангельская, Астраханская, Барнаульская, Белгородская, Бийско-Горно-Алтайская, Благовещенская, Брянско-Людиновская, Владикавказская, Владимирская, Владивостокско-Находкинская, Вологодская, Воронежская, Грозненская, Ивановская, Ижевская, Иркутско-Черемховская, Йошкар-Олинская, Кавказские Минеральные Воды, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Комсомольская-на-Амуре, Костромская, Краснодарская, Курганская, Курская, Кызылская, Липецкая, Магаданская, Махачкалинская, Мурманская, Набережночелнинская, Нальчикская, Новгородская, Новокузнецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Петрозаводская, Псковско-Великолукская, Рязанская, Саранская, Саратовская, Смоленская, Ставропольская, Сыктывкарская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульско-Новомосковская, Тюменская, Улан-Удинская, Ульяновская, Хабаровская, Чебоксарская, Читинская, Южно-Сахалинская, Якутская, Ярославско-Рыбинская.

III. Развитая

агломерация

Волгоградская, Казанская, Красноярская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Ростовская, Самарско-Тольяттинская, Уфимская, Челябинская.

IV. Постиндустриальная агломерация

Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская.

Агломерация не является пределом территориальной концентрации городского населения и может принимать различные стихийно складывающиеся надагломерационные формы, среди которых выделяются урбанизированные районы и зоны, а также их высшая форма – мегалополис. Являясь наиболее крупной формой городского расселения, мегалополис образуется в результате срастания нескольких близко расположенных агломераций. Мегалополис - это конгломерат агломераций, слившихся в единое высокоурбанизированное образование. Для мегалополисов характерна полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием нескольких близко расположенных друг к другу городов – центров агломераций, формирующих состав и границы мегалополиса. Основные черты мегалополисов задаются линейным характером градостроительных структур, вытянутых вдоль ведущих транспортных магистралей – железных и автомобильных дорог, а также судоходных путей.

В отличие от США, Японии и некоторых развитых европейских государств, в которых уже давно сформировались надагломерационные образования мегалополисов, в России данный процесс находится лишь в начальной стадии. Контуры будущих мегалополисов наметились в ряде регионов Центральной России, Урала и Сибири. Самый обширный по площади и наиболее значительный по населению Центрально-Русский мегалополис формируется по оси Москва – Владимир – Нижний Новгород. Он включает столичный мегагород Москву и поселения Московской, Владимирской и Нижегородской областей , а также тяготеющие к ним поселения Волжско-Окского междуречья. Его основой являются крупнейшая в стране Московская суперагломерация и шестая по людности Нижегородская мультиагломерация, а также полумиллионная Владимирская агломерация. В северо-западной части Уральского федерального округа обозначился Уральский мегалополис, формирующийся по оси Екатеринбург – Челябинск. В будущем просматривается возможность его территориального расширения в направлении Перми и Магнитогорска. В начальной стадии становления находится единственный за Уралом Обско-Томский мегалополис. В него входят Новосибирская, Новокузнецкая, Барнаульская, Томская, Кемеровская, Бийско-Горно-Алтайская и Юргинская агломерации. В состав Обско-Томского мегалополиса входит более 60% населения Республики Алтай, Алтайского края , Кемеровской, Новосибирской и Томской областей .

В современных условиях агломерирование представляет собой объективный процесс регионального развития, обеспечивающий более равномерное и комплексное развитие территорий, формирование полюсов экономического роста и эффективное развитие инфраструктуры. Агломерационный путь развития позволяет создать благоприятные условия для проживания и работы населения, развития науки и инновационной деятельности , творческой самореализации и функционирования бизнеса. Основными условиями развития современных городских агломераций, сформировавшихся как функционально-пространственного ареалы концентрации городского населения и прогрессивных видов человеческой деятельности, является создание правовой базы их функционирования, формирование агломерационной инфраструктуры и реализация комплексных проектов городского развития.

Целенаправленное формирование городских агломераций способствует качественным улучшениям всех сторон их жизни и функционирования. По мере пространственного расширения агломерации происходит комплексное развитие всего агломерационного ареала на основе единых стандартов и с учётом конкурентных преимуществ каждого населённого пункта, входящего в состав агломерации. Среди ожидаемых положительных результатов по пути агломерационного развития:

Выгоды максимально возможной связности населённых пунктов в пространстве современной транспортной доступности;

Возможность регулирования производственной загрузки и занятости населения в пределах поселений агломерации;

Пространственное расширение рынка труда;

Структурирование и ускорение развития человеческого капитала;

Повышение надёжности и скорости осуществления трудовых и хозяйственных связей;

Переориентация кризисных, депрессивных и других неперспективных населённых пунктов на выполнение новых функций в интересах развития в рамках агломерации;

Создание в пригородной зоне комфортных и экологичных для проживания новых городских населённых пунктов;

Оптимизация управления развитием городов и агломераций на основе взаимоувязанной системы документов стратегического планирования субъектного и муниципального уровней.

Проводимые с начала 1990-х гг. рыночные преобразования и становление постиндустриального уклада наметили переход к локально-фрагментированной постиндустриальной урбанизации, которая происходит в условиях замедления темпов и незавершённости урбанизации, что вызвало запаздывание в процессе развёртывании очередных этапов его развития по сравнению со странами западного мира. В ходе постиндустриальной трансформации и диверсификации российской экономики возникла необходимость государственного регулирования процесса формирования групповых систем расселения и городских агломераций. В последние годы предпринимаются попытки придать стихийному процессу агломерирования более управляемый характер при поддержке всех уровней управления. Это позволит придать процессу формирования городской агломерации более целенаправленный характер и перевести его в плоскость практической реализации.

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап - этап развитой агломерации характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, причемосуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

Агломерация рынка труда

Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение, дороги)

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии - уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков - растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними - аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории.

Большинство российских агломераций - это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы - Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития

городской агломерация система развитие

Сегодня в мировой экономике городская агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт, объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода к экономике развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

  • - повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;
  • - вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации;
  • - модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;
  • - регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы;
  • - контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;
  • - прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающим высокое качество жизни населения, создающим комфортную среду для развития бизнеса и повышающим конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированным на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов - не дань моде, а объективная необходимость. При этом агломерация - это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни). Целенаправленное развитие агломерации - важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается как единое социально-экономическое, инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

  • · укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;
  • · увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;
  • · предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;
  • · возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов - энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;
  • · рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;
  • · возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;
  • · связь пространственного и экономического развития;
  • · возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;
  • · большая обоснованность запросов финансирования;
  • · уверенность инвесторов;
  • · более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

  • · высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
  • · концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;
  • · возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;
  • · широком выборе финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;
  • · максимально эффективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры.

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержкой, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект - снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т.д. Практически любые проекты (от национальных до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента для:

  • - сглаживания диспропорций в освоенности территории агломерации и укрепление агломерационных связей за счет создания новых производств на новых территориях, что создает более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни;
  • - преодоления ограниченности территориальных ресурсов и возможных направлений во внешней зоне агломерации. Зачастую города не имеют резервов территории для дальнейшего освоения без реорганизации промышленных зон. Закрытие части промышленных предприятий даст возможность для реструктуризации территории под новые возможности рынка (связанные с перенастройкой мировой экономики);
  • - реструктуризации и модернизации градообразующей базы города, развития его «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс. Ключевым проектом является создание делового центра города/агломерации;
  • - улучшения качества окружающей среды в городе за счет уменьшения концентрации промышленных производств, трансформации экономики в сторону постиндустриального экологически безопасного производства;
  • - развития сельскохозяйственного пояса агломерации и «импортозамещения» товарной линейки;
  • - решения проблем жилищного фонда, в т.ч. модернизации зон малоэтажной старой жилой застройки, ветхого/аварийного жилья, создания районов нового типа застройки;
  • - инфраструктурных проектов, транспортных, инженерных, которые становятся ключевыми факторами занятости населения на период кризиса.

Результаты формирования и функционирования агломераций за рубежом

Анализ результатов формирования и функционирования агломераций за рубежом позволяет сделать вывод о том, что этому процессу придается особое значение и выработаны достаточно эффективные в условиях других стран инструменты и механизмы государственной поддержки. Это обусловлено тем, что мировая экономическая система становится все менее устойчивой, а потому усиливается интерес к пространственным закономерностям экономической деятельности и новым механизмам использования пространства. Считается, что агломерации и формирование программно-целевых ТПК обладают значительным инновационным потенциалом. Этот потенциал может быть реализован при создании современных управляющих компаний, основанных на взаимодействии региональных (местных) органов власти и организаций с разными формами собственности, в т.ч. образованных на основе ГЧП.

Результаты формирования агломераций в России и перспективные проблемы

Россия - это «страна городов», которые являются узлами опорного каркаса страны, центрами системы расселения. В нашей стране импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людского материала.

В России имеется 11 городов с населением более 1 млн человек. Из числа российского городского населения свыше 50% живут по существу в агломерациях. В РСФСР (1989) насчитывалось 76 ядер агломерации.

Процесс создания агломераций в России также стал объективным эволюционным процессом городского развития. По мере роста города, нарастания разнообразия осуществляемой им деятельности расширялась зона его влияния на прилегающие территории. Город достигал некоего порога постгородского развития и становился агломерацией. По этому пути, в большинстве случаев, спонтанному, шло формирование многих российских агломераций.

К 2025 году в России останется 11 городов-миллионников, в 10 из них будут проживать от 1 до 5 миллионов жителей, а в Москве - 12-15 млн. человек. По различным оценкам, в России выделяют от 12 до 50 потенциальных городских агломераций. Сами гигантские пространства России нуждаются в агломерациях, так как благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. К этому вынуждают необходимость стимулирования развития крупных городских агломераций, где возможна реализация коллективных проектов развития, сложная экологическая ситуация и т.д. К этому вынуждает и современная борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), обеспечивающий устойчивость всей системы обеспечения жизнедеятельности.

В то же время для условий России:

  • - агломерация не является единственным путем развития крупных городов;
  • - агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать того, чего нет);
  • - агломерация «стягивает» на себя и без того ограниченные ресурсы: финансовые, людские, «обескровливая» периферию;
  • - агломерирование - это сложный процесс, когда его участники должны снять конфликт интересов и поставить общее выше частного (в России есть такая традиция);
  • - агломерация может иметь тяжелые последствия в плане ухудшения экологической ситуации в зонах расселения, если не придать этому процессу управляемый характер;
  • - агломерация может привести к упрощению системы расселения и ее сжатию.

Таким образом, риски формирования агломераций связаны с согласованием интересов и в основном затрагивают:

  • · снижение уровня бюджетной обеспеченности в городе-центре;
  • · усложнение решения социальных и бытовых проблем в «периферийных» городах;
  • · снижение (утрата) статуса локальных элит.

Среди ограничений на пути формирования агломераций в России можно назвать следующие:

  • - отсутствие специального правового регулирования. Законодательство не запрещает, но и не содействует этому процессу. А по отдельным вопросам заставляет изобретать «обходные пути» или действовать на основе коллективного соглашения;
  • - современный градостроительный кодекс вкупе с законом от 06.10.2003года № 131-ФЗ от создает преграды для городского развития: развитие города ограничено городской чертой и любое финансирование, выходящее за пределы города, рассматривается как нецелевое со всеми вытекающими правовыми последствиями;
  • - нет единства терминологии;
  • - отсутствует системный подход государства и стратегии в деле формирования агломераций и роли государства в их поддержке;
  • - нет институциональных условий: отсутствует эффективная, профессиональная инфраструктура поддержки и формирования агломераций как в национальном, так и региональном контекстах;
  • - агломерационная практика в России значительно опережает теорию; это происходит потому, что в стране (и это очень хорошо для формирования агломераций) присутствуют механизмы самоорганизации, используемые на практике вне зависимости от наличия методологической базы, а в силу действия объективных законов и на основе опыта работы и интуиции отдельных руководителей на местах.

Различные современные подходы к управлению социально-экономическими системами, применяемые в России, не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике. Такое разнообразие инструментов и рекомендаций требует нового осмысления и систематизации для выработки единой методологии управления. Содействие адекватному формированию агломераций как форме модернизации национальной экономики и комплексного инструмента развития должно стать важной государственной задачей на многие десятки лет. Тем более, что подверженность социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими как внешние, так и внутренние резервы и достигать намеченных целей в соответствии с национальными интересами.

Проблемы крупных российских городов определяются состоянием коммуникаций; жилья; транспорта; экологии; наличием земли для развития (ее отсутствием); правовыми ограничениями; дефицитом (или наличием) финансов для развития.

Сегодня города конкурируют за привлечение бизнеса, предлагая более благоприятные условия. При этом в некоторых из них уже возникают проблемы, связанные с тем, что возможные инвестиции не обеспечиваются имеющимся городским инфраструктурным потенциалом (дефицит энергоснабжения и водоснабжения, недостаток рабочей силы, отсутствие необходимых площадей для производственного и жилищного строительства, неразвитость транспортной сети).

Другой проблемой является оптимизация расселения жителей. Пока оно в значительной степени стихийно, а соответствующие разрозненные меры не приводят к должному результату.

Развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей города для размещения производства, инфраструктуры и т.п., и необходимостью его развития на более широкой территориальной базе. Эти вопросы должны решаться комплексно с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий, в формате агломерации.

Другая «острая» проблема: сегодня происходит уменьшение людности средних и малых городов, а значит сокращение их экономического потенциала. Учитывая динамику оттока молодежи, эти города рискуют превратиться в поселения пенсионеров, а их трудовой потенциал будет представлен преимущественно малоквалифицированной рабочей силой. Соответственно, в этих городах сократятся и возможности для размещения современных производств.

Избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Города стали задыхаться в пробках, резко обострилась проблема подключения к коммунальным ресурсам новых предприятий и жилых домов, миграционная волна с трудом поддается управлению и т.д. Таким образом, существенным ограничителем для развития областных столиц стала недоразвитость или даже истощенность периферии. Стихийное, варварски дикое высасывание ресурсов из периферии должно уступить место целенаправленному и культурному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия городов по цивилизованному восстановлению и развитию периферии должна приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством (вернее, элитой) крупных городов и районов совместно с бизнесом при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций) с населением 1 млн человек и более, еще 2 пороговые агломерации. Крупные групповые системы расселения (агломерации) отличаются динамичностью экономического развития, высокой концентрацией человеческих, производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой инфраструктурой, обеспечивающей связь с национальным и глобальным рынками. Значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния.

Рис. 1. Городские агломерации России


Крупные агломерации, располагаясь на значительной территории, способны организовать экономическую и социальную жизнь на большом пространстве вокруг себя. Предъявляя многократно возросший потребительский спрос к окружающим их территориям, агломерации превращаются в центры освоения и управления экономическим развитием регионов. Востребованность агломераций в России также связана с необходимостью повышения инвестиционной привлекательности территорий, созданием центров притяжения производств и инновационных технологий.

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Таблица 1

Численность городского населения агломераций России Состав агломераций определен экспертным путем

Название агломерации

Численность населения

Название агломерации

Численность населения

Московская:

города - 81

  • 17,315,765
  • 15,386,703
  • 636,035

Саратовская:

города - 2

  • 1,117,188
  • 1,036,353
  • 33,818

Санкт-Петербургская:

города - 32

  • 6,229,871
  • 5,511,269
  • 170,208

Пермская:

города - 2

  • 1,143,832
  • 1,039,129
  • 4,523

Самарско-Тольяттинская:

города - 11

  • 3,170,141
  • 2,428,871
  • 125,902

Уфимская:

города - 2

  • 1,235,459
  • 1,064,705
  • 22,358

Екатеринбургская:

города - 11

  • 2,053,610
  • 1,914,926
  • 138,684

Красноярская:

города - 3

  • 1,155,477
  • 1,024,412
  • 36,985

Нижегородская:

города - 11

  • 2,097,222
  • 1,892,048
  • 36,106

Новокузнецкая (Кузбасская):

города - 7

  • 1,205,805
  • 1,096,395

Ростовская:

города - 6

  • 2,095,551
  • 1,703,226
  • 10.619

Краснодарская:

города - 3

  • 1,343,964
  • 976,675
  • 69,476

Новосибирская

города - 5

  • 1,997,313
  • 1,616,792
  • 119,323

Иркутская

города - 6

  • 1,081,386
  • 1,024,598
  • 16,447

Волгоградская:

города - 4

  • 1,517,398
  • 1,313,518
  • 102,237

Воронежская:

города - 3

  • 1,174,824
  • 906,206
  • 70,008

Казанская:

города - 5

  • 1,560,459
  • 1,311,748
  • 39,571

Владивостокская:

города - 7

  • 1,199,063
  • 1,102,210
  • 23,116

Челябинская:

города - 4

  • 1,534,763
  • 1,300,246
  • 22,174

города - 2

  • 1,260,889
  • 1.150 ,910
  • 31,203

Общее число городского населения в агломерациях? 44,562,960

Общее число городов в агломерациях - 201

Общее число пгт в агломерациях? 197

Доля агломераций в городском населении России? 42%. За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар), еще в трех численность жителей существенно не изменилась (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план - эффективный инструмент содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе 2009 ?2010 гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» (КИП). Это обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, сочетание интересов государства и бизнеса и т.п. Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик, кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (2009?2010 гг.) указывает на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые можно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т.п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона России в этом деле по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализовать крупные межрегиональные инфраструктурные проекты и решать проблемы поддержания единого правового пространства в РФ весьма сложно. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничением полномочий и механизмами совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т.п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, таких, как система правил оптимального сочетания целеполагающего и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы, государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, по созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект, после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Закрепление за содействием формированию городских агломераций приоритетного значения и определение ответственного координатора (в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) вытекает из Стратегии 2020 и пяти задач, выдвинутых президентом России для осуществления модернизации экономики страны.

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

  • · развитие экономических преимуществ агломераций;
  • · создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;
  • · обеспечение прав собственности;
  • · развитие транспорта и получение доходов от транспорта;
  • · обеспечение правильной структуры поселений;
  • · четкое определение роли городских центров в рамках агломерации;
  • · компетенция и полномочия различных институтов;
  • · развитие глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Для формирования современной агломерации имеются важные предпосылки, оно происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного воздействия (пока оно не выстроено). Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами формирования и развития современных городских агломераций - центров постиндустриальной экономики. Агломерация - это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра - содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающие политическую стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т.п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях? не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это прежде всего проблема реализации внятной социальной политики, системно осуществляемой на корпоративном и региональном уровнях.

Я училась в Москве, которая является ядром Московской агломерации. Я знала, что вокруг Москвы скучковались другие города, но почему они вдруг стали частью агломерации, понятия не имела.

Понятие «агломерация»

Под агломерацией стоит понимать некий тип урбанизации, при котором скапливаются населённые пункты, близкие территориально, имеющие экономические связи, общую инженерную инфраструктуру, транспортную сеть, техническую и социальную базы, культурные и производственные отношения.


Структура агломерации

В таком масштабном образование как агломерация различаются принципиально отличающиеся зоны. Скромная по размерам территория, являющаяся административным, деловым и культурным центром образования, является историческим ядром города. Оно с близлежащими интенсивно застроенными территориями представляет центральную зону. Территория старого пригорода, которая превращается в деловые кварталы, именуется внешней зоной города. Спальные районы, промышленные зоны объединяются в многоэтажные массовые застройки. Пригородными считаются развивающиеся территории, отдалённые от ядра.


Этапы формирования агломераций

Формирование подобных образований происходит в 4 этапа:

1. Агломерация - конгломерат урбанизированных территорий, которые располагаются близко и объединены производственными связями. Отсутствует единый рынок земли, труда, недвижимости. Такие не до конца сформировавшиеся объединения можно называть «индустриальными».

2. Усиливаются маятниковые миграции в сторону центра агломерации. Появляется единый рынок труда.

3. Этап развитой агломерации. Появляется функционально связанное пространство, образуется единый рынок, и теперь ряд функций ядра образования перемещается на периферию, города-спутники. На этом этапе развиваются пригороды. Агломерация трансформируется в важную единицу в территориальной структуре экономики на национальном уровне.

4. Этап встраивания в глобальные экономические процессы. Это стадия постиндустриальной агломерации. Развивается интеллектуальная городская инфраструктура.

Известно, что развитие городов влечёт за собой формирование и рост близлежащих территориальных поселений, которые формируют пригородную зону. В совокупности крупный город (например, в Российской Федерации - административный центр субъекта РФ) и пригородная зона образуют значительный по численности населения, объёмам производства и потребления элемент системы расселения и хозяйственной деятельности любого региона. Для крупных городов пригородные зоны имеют особое значение, т.к. их взаимодействие между собой с течением времени становится всё более тесным и разнообразным, а усиление этого взаимодействия способствует превращению города в агломерацию.

Агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, накоплять) - компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

Определение, данное понятию «городская агломерация» В.Г. Давидовичем, звучит следующим образом: «наиболее развитая локальная группа городов и посёлков… со сложным переплетением тесных экономических, трудовых и культурно-бытовых взаимосвязей, с тенденцией срастания близко расположенных поселений».

Комплексное определение этому понятию дал Ю.Л. Пивоваров: «Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала».

К основным элементам агломерации относятся центр, или ядро (обычно крупный город), и пригородная (периферийная) зона. Хотя по отношению к ядру пригородная зона выполняет вспомогательные и обслуживающие функции, они являются определяющими в формировании самой агломерации. А.?Н. Поносов так трактует понятие «пригородная зона» - это «территориальная зона, примыкающая к городской черте, являющаяся неотъемлемой частью города, установленная в соответствии с экономическими, пространственными, трудовыми, рекреационными связями и закрепленная комплексом административных, градостроительных документов».

Современный мир - пространство давно обжитое городскими агломерациями, и агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По данным ООН в начале ХХI в. в различных странах мира насчитывалось более тысячи таких агломераций, и в них сконцентрировалось более половины всего городского населения планеты. Кроме того, по мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.

Основными признаками современных городских агломераций являются:

Компактность? компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;

Наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;

Доступность (1,5-часовая), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

Концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов, что на территории городской агломерации обязательно;

Высокая плотность населения? концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;

Тесные экономические связи? комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

Тесные трудовые связи: часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

Тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

Тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы

Высокий уровень функциональной связанности? сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, а и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

Целостность рынков труда, недвижимости, земли;

Правовая самостоятельность поселений? нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих;

Многокомпонентность? населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

Динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

Наличие городов-центров, городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру - «ядру»; при этом город-лидер имеет административные функции высокого уровня, способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации);

Территориально-отраслевой интерес? наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны? город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, с меньшим вниманием к территориальным интересам).


Самое обсуждаемое
Как зайти в школьный портал московской области на электронный дневник Как зайти в школьный портал московской области на электронный дневник
Основные направления совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности предприятия Основные направления совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности предприятия
Культура славянской древности Культура славянской древности


top