Творчество а толстого поурочный план. Методическая разработка урока по литературе на тему «А.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К. Список использованной литературы

Творчество а толстого поурочный план. Методическая разработка урока по литературе на тему «А.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К. Список использованной литературы

Урок литературы в 10-б классе на тему:

« « Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого ».

(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения...» и другие)

« И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

А.К.Толстой

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой А.К.Толстого, показав красоту и искренность человеческих отношений на примере стихотворений, их анализа.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос сегодняшнего урока: «Что такое любовь?»

/Ответы учащихся./

Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь- это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

А для кого-то, например, А. К. Толстого любовь – вся жизнь:

« И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

Слово учителю. (слайд 1)

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

Какова идея данного стихотворения

Как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»

-- В своей борьбе за правду Т. отстаивает независимость поэта, его право на спор с разными направлениями и лагерями, право вольно воспевать красоту и любовь.

О красоте и любви и будем мы с вами говорить сегодня на уроке.

Итак, запишем тему урока:

«Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого» (слайд 2)

Какова будет цель нашей работы??? (слайд 3)

Домашним заданием было подготовить сообщение о жизни и творчестве А. К. Толстого.

  1. Провер ка домашней работы. Рассказ уч-ся о жизни и творчестве А. К. Толстого. (Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого . (слайд 4, 5, 6)

3. Изучение нового материала (анализ стихотворений. Работа в группах) Как мы уже узнали, с 1950-ых г. вся любовная лирика А. К. Толстого посвящена только Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметевой), женщине незаурядной, умной, волевой, прекрасно образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы. Он страстно влюбился, любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не могли - она была замужем, пусть и неудачно. Спустя 13 лет они смогли наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой всегда скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках.)

Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

«Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа - быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»

Любовная лирика А.К.Толстого.

«Средь шумного бала, случайно…» (слайд 9,10)

Обсуждение стихотворения.

  • Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну? (в ней была тайна, загадка)
  • Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь;

смех твой, и грустный, и звонкий)

синтаксический параллелизм, анафора.

(Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд - всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость. Лирический герой ещё сам полон неопределённых чувств - ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он ещё сам в этом окончательно не уверен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами (недаром в стихотворении возникает параллель с пушкинским к «Я помню чудное мгновенье...»; у Толстого - «В тревоге мирской суеты», у Пушкина - «В тревогах шумной суеты»).

Ощущение недосказанности возникает и потому, что в описании лирической героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном голосе слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий»... Тайна, покрывающая черты незнакомки, - не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыносимая жизнь в семье, где её считали виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с любимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий...» - писал поэт в том же 1851 г. Судьба свела их случайно средь шумного бала и на всю жизнь.

Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: веселая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос - то «как звук отдаленной свирели», то «как моря играющий вал». За этими противоречиями скрывается, конечно, загадка душевного облика женщины, но ведь они характеризуют еще и смятенность чувств лирического героя, пребывающего в напряженном колебании между отстраненным наблюдением и неожиданными приливами чувства, предвещающего любовную страсть. Прилив чередуется с отливом.

Контрастен не только женский образ, все стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал - и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы - и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Сама неопределенность чувства позволяет поэту скользить на грани прозы и поэзии, спада и подъема. В зыбкой психологической атмосфере закономерно и художественно оправдано допускаемое поэтом стилистическое многоголосие. Будничное («люблю я усталый прилечь») соединяется с возвышенно-поэтическим («печальные очи», «моря играющий вал»), романтические «грезы неведомые» - с прозаическим «грустно я так засыпаю». Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни).

  1. Анализ стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье» (слайд 11)

Какова идея стихотворения?

Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.

Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?

Найдите примеры звукописи, её значение.

В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

Природа становится не просто фоном, но фактом, субъектом творческого процесса, а художественное творчество - органичным продолжением природных процессов, воплощающих Божественный замысел.

Главной трагедией человека считал А.Толстой дробность вдохновения, отсутствие душевного синтеза, внутреннюю нецельность, частичность, невозможность объединить "отдельно взятые черты всецельно дышащей природы" .

Вопросы и задания к стихотворению « Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» (слайд 12)

3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»? Найдите поэтические тропы, их значение…
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Красота природы и сила любви имеют в поэтическом вдохновении А.Толстого один и тот же голос, они одинаково говорят "нездешние речи" и как два крыла поднимают душу над землею. Чувство огромной любви и неизменно сопровождающее его чувство наслаждения красотой мира, позволяет человеку выйти из времени в вечность. Образ Любви в творчестве А.Толстого - воплощение божественного всеобъемлющего начала, торжество вечной жизни - окончательный смысл бытия.

  1. Анализ стихотворения «Коль любить, так без рассудку…» (слайд 11)
  • Каким предстает лирический герой? Черты характера (вырисован русский менталитет).
  • Определите стих. размер и рифму (хорей, парная)
  • Как портрет Брюллова помогает раскрыть характер А.К.Толстого?

Работа с афоризмами. (слайд 12)

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой,

пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко

продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах

нашего сердца.

Виктор Гюго, французский писатель (1802-1885)

Любить - это находить в счастье другого

своё собственное счастье.

Готфрид Лейбниц, немецкий философ, математик (1645-1716)

Любовь стоит ровно столько, сколько человек,

который её испытывает.

Ромен Роллан, французский писатель (1866-1944)

Быть любимым – это больше, чем быть богатым,

ибо быть любимым – значит быть счастливым.

Клод Тилье, французский писатель (1801-1844)

Итог урока.

В чем философский смысл понятия "любовь" в лирике Толстого?

Светом, дарующим жизнь и воплощающим божественное всеединство в творчестве А.Толстого является Любовь.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

Единое звено,

И выше восходить в сияньи правды вечной

Нам врозь не суждено.

То было в утро наших лет -

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

("То было раннею весной")

Любовь не только открывает в человеке духовное зрение, поднимает его над земным бытием, проясняя его смысл, но и приближает к миру людей, пробуждает в нем любовь к ближнему, сострадание и понимание

Любовь воскрешает человека к новой жизни, рождает великолепные порывы вдохновенья, пробуждает высшие творческие стремления. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Самое главное - когда души любящих звучат в унисон, когда даже в разлуке чувствуется нерушимая связь, помогающая преодолеть жизненные невзгоды.

Любовь, усиливая ощущение чуда жизни, окружающей человека красоты, в то же время вызывает тоску по чему-то большему, чем окружающая действительность. Эта тоска по бесконечному, по чему-то таинственно великому - загадочное качество любви.

6. Домашнее задание.

  • Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.)
  • Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого и выучить наизусть.

Средь шумного бала, случайно...

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Ответьте на вопросы

  • Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну?
  • Какие поэтические тропы раскрывают переживания и чувства лирического героя?
  • Для чего используются союзы «но», «а», «и»?
  • Какова роль многоточия, восклицательного предложения?
  • Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (найдите примеры оксюморона, синтаксического параллелизма )
  • С каким стихотворением А. С. Пушкина созвучно и почему?

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -

О, не грусти, ты всё мне дорога!

Но я любить могу лишь на просторе -

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила

Толпы миров воззвала из ночи,

Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила

Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струею хладной

И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,

И милой девы взор, на нас склоненный,

И звездный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,

Пожди еще - неволя недолга,-

В одну любовь мы все сольемся вскоре,

В одну любовь, широкую как море,

Что не вместят земные берега!

Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»
1. Как отразилась в стихотворении понятие любви?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

4.Какие средства выразительности помогают понять чувства лирического героя? Найдите сравнения, метафоры,эпитеты…
5. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
6. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
- Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты;
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?

  1. Какова идея стихотворения?
  2. Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.
  3. Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?
  4. Найдите примеры звукописи, её значение.
  5. В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Конспект урока. Литература. 7 класс.

14.12.2017 г.

Урок № 27

Тема. А. К. Толстой. Поэма «Василий Шибанов»

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели и :

    познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

    познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий Шибанов»;

    выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;

    развивать умение выразительного чтения произведения;

    развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

    закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;

    развивать коммуникативные и информационные компетентности;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, связную речь

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

    воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

    предметные:

    знать: историческую основу баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов»;

    уметь: правильно понимать и выражать ее главную мысль, давать оценку прочитанному, выразительно читать балладу «Василий Шибанов».

    личностные:

    уважительное отношение к слову, воспитание интереса к историческому прошлому, чувств патриотизма и самопожертвования.

    метапредметные:

    умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, умение слушать других,логически рассуждать, высказывать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные знания на уроке в жизни.

Ход урока

1.Психологический настрой

Добрый день!

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2. Актуализация знаний

1). Опрос домашнего задания.

Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. С шести лет он начал писать стихи. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности.

В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.

Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году повесть «Упырь». Позднее (после 1854 года) появились знаменитые стихи «Колокольчики мои …», «Средь шумного бала …» и другие. В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. Появились исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.

&Работа со словарём:

Опричник - дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV .

Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.

Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

2). Постановка учебной цели.

Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

Вспомните определение баллады.

Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.

Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.

С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

3.Анализ произведения

1). Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера

2). Исторический комментарий .

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

3). Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов».

4). Беседа по вопросам

Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).

Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

Назовите героев произведения (Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).

Лексическая работа

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за лошадью господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).

Как литовцы встретили князя?

Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).

В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).

Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).
- Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).

Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста . (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:

преданность, верность своему господину:

1).« Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдает воеводе коня …»;

2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;

«А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки!».

стойкость:

1). «И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского, князя Андрея!»;

2). «Пытают и мучат гонца палачи,

Друг к другу приходят на смену …».

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

Назвал ли он вора друзей наконец?»

- «Царь, слово его всё едино:

Он славит свого господина!».

Шибанов вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Шибанов не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя).

Как царь относится к Шибанову ? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).

4. Рефлексия деятельности.

Восстановление текста

Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

Мне было интересно __________

Актуальность сюжета баллады заключается в __________

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

5. Домашнее задание.

Выразительное чтение баллады, вопросы и задания.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

учителя русского языка и литературы 1 категории МБОУ- Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области

Гореловой Веры Васильевны.

В литературной гостиной

« И всё земное я люблю…»

(к 200-летию А.К.Толстого)

Оформление.

Портреты А.К.Толстого.

2.Магнитофонные записи стихотворений поэта.

3. Романсы на стихи А.К.Толстого.

4. Высказывания великих людей об А.К.Толстом.

5. Репродукции картин, помогающие увидеть красоту природы.

6.Презентация по биографии А.К.Толстого.

Эпиграфы:

Это хорошее и спокойное место, где славно пишется.

А.К.Толстой

И всё земное я люблю…

А.К.Толстой

Какая это была душа, честная и правдивая, доступная

всяким добрым чувствам готовая на жертвы,

преданная до нежности, неизменно верная и живая.

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя.

Добрый день всем тем, кто посетил нашу литературную гостиную, кто любит свой родной Брянский край, кто хочет припасть к чистому роднику поэзии нашего земляка Алексея Константиновича Толстого. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог Почепского района. Здесь многие годы жил, творил, здесь умер и похоронен Алексей Константинович.(Слайд 2)

Теперь это место известно не только жителям Брянской области. Ежегодно в начале сентября сюда съезжаются гости со всей России. Здесь проходят поэтические праздники, звучат стихи А.К.Толстого и стихи, посвящённые ему. Следующий 2017 год-юбилейный. Исполнится 200 лет со дня рождения А.К.Толстого.

Ведущий 1 . (Слайд 3) Родился Алексей Константинович 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге, но его родители (Слайд 4) (отец-граф Константин Петрович Толстой (Слайд 5) , мать- Анна Алексеевна Перовская) (Слайд 6) после рождения сына разошлись, и мать увезла 6-недельного Алёшу в Черниговскую губернию. Самые ранние годы Толстого прошли в селе Блистове, имении матери, и в расположенном поблизости имении Погорельцы, принадлежавшем брату матери А.А.Перовскому. После смерти А.К.Разумовского в апреле 1822 года Толстая с сыном переехала в Красный Рог, который по наследству достался её брату.(Слайд 7)

Ведущий 2. Красный Рог именует Толстой «родным краем» в письме к Б.Маркевичу (в декабре 1871 года) и в письме А.Губернатису: «Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне».

Ведущий 3. Мать и дядя безмерно заботились о воспитании и обучении Алёши. В шесть лет он уже говорил и писал на французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6-летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов». Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать бумагу и писать стихи». Занятия поэзией поощрял Перовский.

Ведущий 4. (Слайд 8) В 1826 году Алёша Толстой был выбран товарищем для игр с наследником престола, будущим Александром Вторым. Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом. В этом же году мать определяет сына «студентом» на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, а уже через год он сдаёт экзамены в Московском университете на право служить чиновником первого разряда.

Ведущий 5. После смерти в 1836 году А.А.Перовского, заменявшего ему отца, Толстой становится наследником его имений (Слайд 9). Весну и осень следующего года он с матерью прожил в Красном Рогу. Свою первую фантастическую повесть «Упырь» он подписал псевдонимом «Краснорогский». (Слайд 10) В течение двух лет (1838-1839) Толстой числился при дипломатической миссии за границей. После возвращения из-за границы был зачислен в канцелярию императора и прослужил в ней много лет. Во время Крымской войны Толстой поступает на военную службу и отправляется в Крым, но участвовать в боевых действиях не смог: тяжело заболел тифом. В 1856 году Александр Второй, вступивший на русский престол, назначает его флигель-адъютантом, но Толстой добивается «бессрочного отпуска» и на время поселяется в Погорельцах.

Ведущий 1. В 1861 году Толстой несколько месяцев живёт в Красном Роге. Сам читает крестьянам Манифест об отмене крепостного права. С лета 1868 года Толстой постоянно живёт в Красном Роге, выезжает оттуда лишь для лечения или по делам Давайте представим себе Толстого, слушая стихотворение А.Якушенко «Вечер ».

…А как в ту пору пенились деревья!

Весна вступила в добрые права.

Далёкая дебрянская деревня.

Поляны. Перелески. Синева.

Подъехал он.

С коляски спрыгнул тяжко-

Высокий, бородатый, как мужик.

Ты знаешь край…-вдруг он сказал протяжно-

А как сады сегодня хороши…

Что Петербург?

Там тягостно и душно.

А в Красном Роге -кипенный разлив.

И соловьи утрами шпарят дружно,

И на Рожке купавы зацвели.

Да разве можно статься тут опальным?

«Ты знаешь край…»

Да вот он,этот край!

И тонут хаты в рощицах недальних,

И эти воды-чище серебра».

…Он в дом вошёл.

Скорей к столу, скорее,

Пока душа дорогою полна.

Он взял перо.

Над Красным Рогом реял

Весенний вечер.

Поднялась луна.

Писал поэт свои слова святые,

Чтобы они остались на века…

А за окном ешё спала Россия, И утренняя зорька-далека…

Ведущий2. С помощью краеведа Валерии Даниловны Захаровой совершим «заочное путешествие» по дому А.К.Толстого.

«С трепетным волнением входим в переднюю, из неё попадаем в диванную, затем в восьмиугольный зал. А вот и гостиная, направо от неё спальня и кабинет Софьи Андреевны, налево- спальня и кабинет Алексея Константиновича. Большие стеклянные двери гостиной ведут на балкон-террасу. Живо представляем отдыхающих здесь хозяев и их гостей. И по-особому воспринимаем слова графа: « Долго ещё мы сидели на террасе, глядя на эту благословенную ночь и слушая лягушек, выпь, соловья… Всё поёт, всё трепещет, всё звучит, а то, что не может петь,-нарциссы, сирень, простые берёзки-всё это наполняет ночь самым красноречивым благоуханием».

Ведущий 3. Неподалёку от главного здания помещался небольшой дом, в котором было по четыре комнаты слева и справа от входа. Здесь гостили целые семьи, иногда месяцами. Мимо четвёртого флигеля шла дорога к гумну и далее- в лес. Не от него ли шагал поэт, писавший, что любит «прогулки к мельнице иль к полному гумну, блеяние стадов, лесную тишину»?

Ведущий 4. Метрах в четырёх от стен между кабинетом и спальней графа росла ель; немного дальше, в сторону погреба, стояла берёза. Пространство между ними занимали кусты сирени и жасмина. Наискосок от торца дома возвышался серебристый тополь, а ближе к кухне- две-три липы. Можно было увидеть куст барбариса. За ним возвышались три огромных туи. На этой же линии красовалась старая раскидистая липа с обручем на стволе. За липой, ближе к концу дорожки, завершали линию две берёзы. Между туями и липой пейзаж украшала стройная лиственница. Второй план между липой и берёзой занимал куст барбариса, а за берёзами- ещё один.

На третьем плане между двумя кустами барбариса, отступив от них вглубь, раскинулся дуб в три обхвата. Напротив туй…одиноко возвышался редкий в этих краях сибирский гость- старый кедр…»

А.К.Толстой о Красном Роге говорил: «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется».

Ведущий 5. Приглашая Я.Полонского в Красный Рог, Толстой писал: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, лога и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью… не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слёзы навёртывались на глаза».

Письмо Маркевичу в сентябре- октябре 1871 года начинается словами: «Шесть часов утра. Я только что опять выходил на балкон, вернее- на террасу. Петухи поют так, как будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Всё это- хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь».

Ведущий 1. А.К.Толстой- автор многих лирических стихотворений, романа «Князь Серебряный», драматической поэмы «Дон Жуан», трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», и других замечательных произведений. (Слайд 11, 12 , 13)Вместе с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Ведущий 2 . А.К.Толстой- выдающийся поэт-пейзажист. Лирические картины природы, созданные им, полны любви к родному краю, тонкого ощущения красоты окружающего мира.

Звуки, краски, запахи природы словно оживают под пером А.К.Толстого, создавшего такие шедевры, как «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…», «Дождя отшумевшего капли», «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена берёза», и многие другие. Послушаем и мы замечательные стихи.

(Чтение учащимися стихотворений «Осень», «Острою секирой ранена берёза2, «Край ты мой, родимый край», «Вот уж снег последний в поле тает».)

Ведущий 3 . Сопоставление человека и природы станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.

В последнем стихотворении проглянули гастые, сочные, беспримесные тона красок: «кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам- синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости. (Прослушивание магнитофонной записи стихотворения «Колокольчики мои…».)

Ведущий4 . Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины. Затем даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, державшего речь к подводному царю: (Слайд 14)

Богатством своим ты меня не держи;

Все роскоши эти и неги

Я б отдал за крик перепёлки во ржи,

За скрып новгородской телеги!

Давно так не видно мне Божьего дня,

Мне запаху здесь только тина;

Хоть дёгтем повеяло б раз на меня,

Хоть дымом курного овина!

Ведущий 5 . Толстой не обрамляет свои ясные, неброские пейзажи «рамкою» картины. Он смотрит на природу, сознавая её стихийную целосообразность. Он перечисляет непритязательные детали привычного сельского пейзажа:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка, болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу.

Ведущий 1. Стихи А.К.Толстого- золотой фонд русской литературы. Они отличаются глубоким патриотизмом, гуманизмом. Его поэтические произведения утверждают любовь к Родине, показывают роль поэта и поэзии в общественной жизни.

В балладах А.К.Толстого талантливо воссоздаётся картина жизни Киевской Руси.

(Чтение учащимися стихотворений «Где гнутся над омутом лозы», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо».)

Ведущий 2. (Слайд 15)А.К.Толстым создан своеобразный и волнующий лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет и облагораживает душу человека. Любовная лирика поэта в основном посвящена Софье Андреевне Миллер, ставшей его женой в 1863 году. В одном из писем к Софье Андреевне А.К.Толстой признался, что всю свою жизнь его преследовало чувство творческого одиночества, что ему всегда не хватало «артистического эха». «Теперь я его нашёл, - писал Алексей Константинович, - это ТЫ».

Шедевром русской любовной лирики стало его стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором поэт удивительно тонко смог показать пробуждающееся чувство. П.И.Чайковский создал на текст этого стихотворения замечательный романс.

(Прослушивание романса «Средь шумного бала, случайно…».)

Ведущий 3 . Лирический дневник поэта отличается многообразием оттенков и красок человеческих чувств, помогает понять не только душу человека, но и окружающий его мир. Стихотворения Толстого «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не распытывай» поражают ясностью и точностью чувств, гармонией мыслей и чувств. (Чтение стихотворений «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку».)

Ведущий 4. Известно, что граф А.К.Толстой обладал в молодости и в зрелые годы цветущим здоровьем и богатырской силой.

Он мог одной рукой поднять над головой человека, перебросить двухпудовую гирю одной рукой через флигель, вогнать большим пальцем руки в дерево пятак, согнуть двумя пальцами ложку и завязать в узел стальную кочергу. Он убил 50 медведей, побывал в пасти одного из них, чудом спасся, помогла шапка и подоспевшие охотники. Шкура этого медведя до сих пор хранится в Ленинградском музее. Купался он до поздней осени, пока корка льда не покрывала реку. Он был один из тех богатырей русских, о которых писал в своих произведениях. (Чтение былины «Илья Муромец».)

Ведущий 5. Поистине многогранен талант А.К.Толстого- поэта, драматурга, прозаика.

Непосредственность и глубина чувства, задушевный тон, поразительная безыскусственность и напевность составляют силу и обаяние поэзии А.К.Толстого. Более 130 стихотворений поэта положено на музыку.

Ведущий 1 . К текстам Толстого обращались такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Рубинштейн, Танеев, Рахманинов и многие другие.

По количеству произведений, которые зажглись второй жизнью в музыке с Толстым могут равняться лишь Пушкин, Лермонтов и ещё два-три поэта.

Ведущий 2. Высоко оценивали композиторы стихи А.К.Толстого. П.И.Чайковский сказал: «Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Кюи в одном из писем сообщил: «Читал я много эти дни А.Толстого, крупный оригинальный поэт… Никак я не предполагал, чтобы у него было такое множество стихотворений, пригодных для музыки».

Заключительное слово учителя .

А.К.Толстой- гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.

И.С.Тургенев вспоминал о нём: «Какая это была душа, честная и правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и живая. «Рыцарская натура» …Натура гуманная, глубоко гуманная!»

О себе А.К,Толстой мог бы сказать словами Садко:»Уж очень я к земле привязан». Гимном земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает, является отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» «Благословляю вас, леса…»:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю

И эту бедную суму.

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

Сам поэт утверждал: « И всё земное я люблю…»В правоте этих слов мы убедились.

(Просмотр слайдов и чтение за кадром стихотворения Михаила Хитрово.) (Слайд 16)

Как он любил свой мирный уголок,

Взрастивший в нём возвышенные чувства,

Где в тишине, от суеты далёк,

Он уходил в свой чудный мир искусства.

Как чутко он любил свои леса,

С их красотой, безмолвием и шумом,

Как осени последняя краса была мила его

Последним думам…

Урок 33. А.К. Толстой. Основные темы и мотивы творчества

Цели урока:

Обучающие: - знать важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества, тексты произведений;

Развивающие: - развивать у учащихся самостоятельность, познавательные и творческие способности, умение анализировать, сопоставлять лирические произведения;

Развивать умение выразительно и наизусть читать и анализировать поэтические тексты, определять изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательная: - воспитание мыслящего человека-творца, способного развивать себя.

Ход урока.

Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,

В полуденных лучах следы недавней стужи

Дымятся. Теплый ветр повеял нам в лицо

И морщит на полях синеющие лужи.

Еще трещит камин, отливами огня

Минувший тесный мир зимы напоминая.

Но жаворонок там, над озимью звеня,

Сегодня возвестил, что жизнь пришла иная.

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья.

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

    Проверка домашнего задания.

    Лекция о биографии А.К. Толстого с элементами конспектирования.

А.К. Толстой – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист. Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

Толстой Алексей Константинович (24 августа 1817 г. Санкт-Петербург - 28 сентября 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)

По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом).

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

К 1826 году (9 лет) мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые дружеские отношения). Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого (писал с 6 лет), отдавал их на суд
В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 (17 лет) Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.

На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).

В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь». В.Г.Белинский отметил это произведение, как творение еще очень молодого, но очень перспективного писателя. Фантастикой проникнуты и другие повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман «Князь Серебряный» (1862). Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей.

В 1854 (37 лет) Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет). При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)

В 60-е годы Толстой увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

Служба у А.Толстого вызывает отвращение. А.Толстой ставил "искусство как пользу в сто раз выше службы".

В 1861 году А.Толстой в официальном письме Александру II попросил об отставке: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор". Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.

Личность А.К.Толстого всегда отличало благородство, честность, прямота, нежелание кривить душой, идти на нравственные компромиссы. Поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, был противником социальных потрясений (рассорился с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным).

Толстой обладал огромной физической силой: гнул подковы, узлом завязывал серебряные ложки, пальцем загонял гвозди в стену.

Благодаря хлопотам А.Толстого в 1853 году возвращается из ссылки Тургенев. В середине 50-х годов он помог вернуться из ссылки Тарасу Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День". В 1863 году он вновь заступается за арестованного Тургенева. В 1864 году А.Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, отправленного на каторгу. На вопрос царя, что делается в русской литературе, А.Толстой ответил, что она "надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского", но Александр II холодно оборвал его: " Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском". Этот эпизод особенно наглядно демонстрирует, насколько глубоки и непоколебимы были убеждения А.Толстого о чести, законе, справедливости. Ведь ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности А.Толстой никогда не испытывал симпатий, но он был возмущен теми незаконными методами расправы, которые не могут быть допустимы даже по отношению к врагу.

3. Основные темы творчества А.К. Толстого (записи в тетрадь).

А. К. Толстой - поэт своеобразный. Его стихи нельзя не выделить из массы других. Они музыкальны, пластичны, написаны богатым, образным языком; изображение в них всегда строго подчинено внутренней логике, и каждая деталь в этом изображении оправдана и необходима. Точность и жи­вописность языка в сочетании с мастерской отделкой стиха сделали поэзию Толстого образцовой. Время не властно над большими поэтами.

Неослабевающую притягательную силу поэзии Толстого со­ставляют глубокий патриотизм, гуманизм и совершенство ху­дожественной формы. Тематически его поэзия разнообразна. В ней можно выделить темы родины, свободы и борьбы про­тив светского общества, правящей верхушки, тему ухода дво­рянского класса с исторической арены, темы любви, роли по­эта и поэзии в общественной жизни. Стихи поэта своеобразно отражают общественную борьбу своего времени. Утвержде­ние любви к родине, осуждение деспотизма в любой форме, провозглашение идеала свободной личности, служение красо­те, возвышающей человека, - вот в чем состоит пафос луч­ших из них.

Сложность и противоречивость мировоззрения писателя. / Толстой был идейным противником революционной демократии 60-х годов XIX века. В то же время он отрицательно относился и к правящей верхушке, и к полицейскому государству.

Тема родины.

Важнейшей темой лирики Толстого является тема Роди­ны. Поэт писал о Родине всегда с глубокой любовью, взвол­нованно, часто с грустью. Его патриотизм можно в известной мере сравнить с патриотизмом Лермонтова.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Певец природы родного края.

Глубокая любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма

Сатира и юмор.

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Любовная лирика Толстого .

Почти вся любовная лирика Толстого посвящена Софье Ан­дреевне, ставшей его

женой, его вдохновительницей и критиком. Стихи Толстого о любви -

своеобразный лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет

душу сильного че­ловека.

В большинстве любовных стихотворений Толстого два героя: «я» и «ты» (любимая), и что об­раз любимой проникнут чистотой нравственного чувства, подлин­ной человечностью.

    Чтение и анализ стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…».

Вопросы для анализа:

1.Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.

3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Итог: Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Любовь - это всеобъединяющая и всетворящая сила, но на земле и природа, и другие вечные начала бытия «раздроблены», нецелостны и не могут слиться в одну красоту. Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли и силы земного человека. Это говорит о сильной романтической традиции в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.

    Чтение и анализ стихотворения «Против течения».

Вопросы для анализа:

    Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?

    В чем его метафорический смысл?

    Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?

    Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?

Итог. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота - это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.

6.Чтение и анализ стихотворения «Государь ты наш батюшка».

Вопросы для анализа:

    Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?

    Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?

    Докажите, что песня Толстого - символическое выражение всяких преобразований в России.

    В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?

    Подтвердите примерами мысль поэта, что народ - стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?

    За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?

Итог: Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов. В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

7.Итог урока.

Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого прежде всего в непосредственности чувства, задушевности тона, в умении раскрыть «диалектику души». В его стихах ярко выраженное соседствует со смутными переживаниями, полутонами и намеками.

Сегодняшний наш разговор касался Толстого-поэта. Я преследовала цель раскрыть ваше сердце для восприятия духовного наследия нашего земляка, заключенного в его стихах. И если ваша рука потянется к томику Толстого, чтобы перечитать понравившиеся строки или открыть для себя что-то новое, значит я, как учитель, выполнила свою миссию.

Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: "Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра - исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора - и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" - это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой - прекрасный и в данном случае самый уместный - эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! - вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал".

    Домашнее задание.

(238,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд









































































Назад Вперёд

Цель: приобщение к духовно-нравственным ценностям через художественный текст.

Оборудование:

  • Библия (любое каноническое издание);
  • вопросы опережающего характера;
  • раздаточный материал;
  • “Приложение”;
  • компьютер; мультимедийный проектор.

Примечание: учащимся даётся опережающее задание (подготовить сообщения, выразительное чтениестихотворений указанных поэтов, выучить стихотворение наизусть; подготовить презентации “Малиновый звон” , “Благовест” , используя возможности Интернета, фотографии из семейных альбомов). Раздаточным материалом является Приложение 2 . “Ученикам на заметку”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя. Эмоциональный настрой . Краткий комментарий оборудования .

Учитель. Наш урок – своеобразный подарок Неба . И мы, ребята, этим подарком поделимся. Правда? Приглашаем всех принять живое участие в предстоящем разговоре. Пусть он станет добрым для Вас и Ваших близких!

Верю, что всё будет так, как должно быть, ведь речь пойдёт о Вечном .

Вам в помощь, ребята, – раздаточный материал. Готовы? Тогда – с Богом!

Итак, поэзия... Век 19-й... А.К. Толстой, автор известных “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...”, “Средь шумного бала, случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой, родимый край...”... И наша задача – соединить день сегодняшний с далёким 19 - м веком. Давайте для начала настроим своё сердце...

Мы уже не раз отмечали музыкальность стихов А. К. Толстого. Необыкновенно музыкален и его “Благовест” . Само название – “Благовест”, храмовый звон в один колокол, – говорит об этом. И то, как звучит стихотворение, напоминает удары колокола.

Произносишь слово “благовест”, и чувствуешь: это – русское . Действительно, каждая строчка дышит любовью к родной земле! И кажется , что всё – предельно ясно! И всё-таки попробуем вернуться к этому произведению, посмотрев на него “взрослыми” глазами.

Но сначала попытайтесь сформулировать тему урока, соединив “Благовест” Толстогоипонятие “Родина”, о чём мы уже говорили.

(Выслушать мнения учащихся)

Предлагаю назвать наш урок так: “Русь колокольная” в стихотворении А. К. Толстого “Благовест”. Презентация 1 (Слайд 5) (Запишите, пожалуйста!)

Характерной чертой лирики Толстого является не только склонность кгустым, ярким краскам, но и присутствие полутонов и намёков. В одном из писем А. К. писал: “Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому её пополнить по-своему” .

Давайте воспользуемся советом Толстого, взяв эти слова в качестве эпиграфа . Презентация 1 (Слайд 6) .(Запишем это!)

Итак, что же нам предстоит сделать? (Увидеть в стихотворении “новое”)

5. Выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест”

Презентация 2 “Благовест”

А. К. Толстой

БЛАГОВЕСТ (Слайд 1)

Среди дубравы (Слайд 2)
Блестит крестами (Слайд 3)
Храм пятиглавый (Слайд 4)
С колоколами. (Слайд 5)

Их звон призывный (Слайд 6)
Через могилы (Слайд 7)
Гудит так дивно (Слайд 8)
И так уныло! (Слайд 9)

К себе он тянет
Неодолимо, (Слайд 10)
Зовет и манит (Слайд 11)
Он в край родимый, (Слайд 12)
В край благодатный, (Слайд 13)
Забытый мною, – (Слайд 14)
И, непонятной
Томим тоскою, (Слайд 15)
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова, (Слайд 16)
И отрекаюсь я
От дела злого; (Слайд 17)
Далёко странствуя
Мечтой чудесною, (Слайд 18)
Через пространства я
Лечу небесные, (Слайд 19 )
И сердце (Слайд 20 ) радостно (Слайд 21 )
Дрожит и тает, (Слайд 22 )
Пока звон благостный
Не замирает... (Слайд 23 )

6. Аналитическое чтение стихотворения.

Учитель. Итак, помня о совете Толстого (эпиграф ) Презентация 1 (Слайд 6) попытаемся понять, что же “не договорил” поэт , или, другими словами, какой символический смысл заключён в стихотворении?Презентация 1 (Слайд 7)

Чтобы не “сбиться с пути”, пойдём вслед за автором : “вижу”, “слышу”, “чувствую” (реалии внешнего мира и внутреннее состояние человека).

Какие образы в стихотворении можно выделить?

Зрительный ряд: ... дубрава, кресты, храм, колокола, могилы = “край родимый”, “благодатный”, “забытый мною”... (Родина )Презентация 1 (Слайд 8)

Звук: ...“звон призывный, благостный”, “гудит так дивно, и так уныло”, “тянет неодолимо”, “зовёт, манит”... Презентация 1 (Слайд 9)

Лирический герой (“я”) : “томим непонятной тоской...”, “молюсь, и каюсь, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого...”, “далёко странствуя мечтой чудесною...”, “лечу” “через пространства небесные...”, “сердце радостно дрожит и тает” (в динамике ).

Презентация 1 (Слайд 10)

Какие образы , по-вашему, имеют символическое значение ? Есть ли здесь образы времени и памяти , то, что характерно для творчества поэта?

(“Могилы”, “кресты” – символичны; это историческая память. “Храм пятиглавый”, “колокола”, “кресты” – символ веры русского народа. “Дубрава” – не только пейзаж, но и символ России.)

Действительно, слова имеют значимость, со словом мы связываем определённый смысл. Приложение 2 (Глоссарий)

Помните? Нашазадача – “пополнить” то, что лежит на поверхности.

Какое слово в стихотворении, по-вашему, является ключевым? (“Мечта”, явная примета романтизма)

О чём мечтает лирический герой? (О Родине, т.к. находится далеко от неё )

Знакомый мотив: “Родина – Чужбина” Приложение 2 (Некрасов )

Тогда почему лирический герой “томим непонятной тоской”, и почему он “снова ” (читай: “и снова, и снова...”, т.е. “постоянно ”) “плачет”, “кается”, от какого “злого дела” “отрекается”, ведь Родину-Россию он не предавал? (?.. )

Попробуем проследить направление мыслей и чувств Толстого в стихотворении “Благовест”, изобразить это графически .

Любовь к Родине, к памяти предков, к дорогим, близким людям, оставшимся в России, к человеку вообще направляет мысли и чувства (“мечта”, “сердце”) лирического героя, находящегося на чужбине, по горизонтали . Состояние лирического “я” очень близко к библейской заповеди: “...возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матф.22:39).

Презентация 1 (Слайд 11)

Но ощущать это он начинает толькотогда, когда слышит колокольный звон. “Призывный звон” колоколов, что “тянет неодолимо”, звучит как сигнал к молитве (“молюсь , и каюсь...”).

К кому обращена эта молитва ? – к Богу . Поэтому слова: “далёко странствуя”, “через пространства я лечу небесные”, разговор о “благодатном крае”, крае “родимом”, “забытом”, как мечта о “потерянном рае”, – вполне могут относиться к вертикали : от “я” – к Богу. И тогда объяснима “тоска”, потому что вызвана она угрызениями совести: человек забыл о Боге . А первая заповедь гласит: “...возлюби Господа Бога твоего” (Матф.22:37). И только потом идут: “Не убий” и “Не укради”!

Презентация 1 (Слайд 12)

Учитель. Вспомните, пожалуйста, у Александра Блока :

Поэт в изгнаньи и в сомненьи
На перепутьи двух дорог . (...)
Остановился на пути.
Но уж в очах горят надежды ,
Едва доступные уму ,
Что день проснётся, вскроет вежды,
И даль привидится ему . (“Поэт в изгнаньи и в сомненьи...” )

Ещё ближе по мировосприятию состояние лирического “я” в “Благовесте” и в стихотворениях М.Ю. Лермонтова (“Молитва ”, “Когда волнуется желтеющая нива ...”: “Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе... ”) и в поэме Н.А. Некрасова (“Тишина ”)

Причём, точно так же: когда “я” обращается к Богу, тогда и появляются в душе радостные, светлые чувства. Одно не существует без другого: мечта о Небе (Бог) и мечта о Земле (Родина-Россия) существуют одновременно , т.е. пересекаются. В результате – КРЕСТ (Спаситель Иисус Христос). Презентация 1 (Слайд 13)

А теперь – к названию стихотворения “Благовест”.

Почему стихотворение А.К. Толстого названо именно так?

“Благовест” – это не только колокольный звон перед началом церковной службы , это не только радостная весть о спасении ,– это “весть”, “новость” о том, что Спаситель, Иисус Христос, обязательно придёт на Землю во второй раз , но уже как Судья , за тем, что Ему принадлежит.

? Что это или кто это? – Это все мы: и живые, и мёртвые. “Кладбище” – “клад” Божий, Его достояние. “Погост” – “гости”, пришедшие на время, “складываются” Богом, а потом воскрешается душа (а не “кости”). “Усопший” – “уснувший”, “только на время успокоившийся”. Вот почему так важно быть всегда готовым к этой встрече, вот почему молитва лирического героя повторяется “снова”. Здесь находит своё воплощение концепция Толстого о связи времён.

Стихи А.К. Толстого так часто звучали (и звучат сегодня) в музыке, что будет уместно послушать стихотворение Анатолия Поперечного , поэта 20века, в музыкальном оформлении . Сейчас прозвучит песня Александра Морозова “Малиновый звон” .

Что означает выражение “малиновый звон”?

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

Приложение 2 (Малиновый звон)

“Малиновый звон” и “Благовест” – разделяют века.... Но общее – щемящее чувство любви к родной земле , к России. Через года – связь душ человеческих!.. И ваших, дорогие ребята, – тоже! Ведь сегодня вы – соавторы.

Презентация 3“Малиновый звон”

Учитель (на фоне проигрыша ). Ребята, конечно, вы знаете строчки стихотворения поэта Ю. Левитанского : “Каждый выбирает по себе...” . Выбор остаётся за вами . Но если когда-нибудь вам станет трудно, вспомните, пожалуйста, Псалом 41 .

Учитель. Была ли вам интересна и близка тема нашего урока? – это сказали ваши глаза. Благодарю Бога за возможность общения с шедеврами русской литературы и, конечно же, за возможность общения со всеми вами! Спасибо! Пусть хранит вас Господь!

Презентация 1 (Слайд 18 )

А это – напоминание о том, что школьный звонок – частичка большого Небесного колокола – обязательно прозвенит.

Звучит музыка колоколов.


Самое обсуждаемое
Тайны совхоза имени ленина в подмосковье (руководитель павел николаевич грудинин - новый кандидат в президенты от кпрф) Грудинин павел николаевич состояние Тайны совхоза имени ленина в подмосковье (руководитель павел николаевич грудинин - новый кандидат в президенты от кпрф) Грудинин павел николаевич состояние
Советский космос: неизвестные факты о космической программе ссср Советский космос: неизвестные факты о космической программе ссср
Князь Владимир Мономах: биография и интересные факты Князь Владимир Мономах: биография и интересные факты


top