Выделение ударного слога в слове. Коррекционная работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей дошкольного возраста. Построение и употребление обиходных словосочетаний

Выделение ударного слога в слове. Коррекционная работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей дошкольного возраста. Построение и употребление обиходных словосочетаний

Раздел: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (тесты)

1.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо?

б) устная речь является основой для освоения чтения и письма ;

2.Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе?

а) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания ;

3.Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это…

б) речевая рефлексия ;

4.Какие показатели характеризуют готовность ребенка к обучению грамоте?

в) умение сосредоточивать внимание на вербальной задаче, произвольно строить свои высказывания, выбирать подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, подбирать варианты ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи .

5.Как рассматриваются в современной психологии механизмы чтения и письма?

а) механизмы кодирования и декодирования устной речи ;

6. Перевод буквенного кода в звучание слов называется …

в) чтением .

7.В чем суть психологического механизма чтения?

б) процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической, буквенной модели ;

8.В чем суть звукового аналитико-синтетического метода обучения детей грамоте?

в) в основе метода лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи .

9.Какой механизм обеспечивает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи?

а) фонематический слух ;

10. Что понимается под фонематическим слухом?

в) способность воспринимать и дифференцировать звуки речи .

11.Какой механизм направлен на освоение чтения и письма?

б) фонематическое восприятие ;

12. Что такое фонематическое восприятие?

а) умение производить анализ звуковой структуры слов ;

13. Как относится фонематический слух к фонематическому восприятию?

в) предпосылка к развитию фонематического восприятия .

14.Что включает специальная подготовка детей к обучению грамоте?

б) формирование фонематического слуха, широкой звуковой ориентировки детей в речи, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи ;

15.В какой возрастной группе начинают знакомить детей с терминами «слово» и «звук»?

а) во 2 младшей группе ;

16. В какой возрастной группе детей обучают методу интонирования звуков?

в) средней группе .

17. В какой возрастной группе учат выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова?

б) старшей группе ;

18. Укажите задачи обучения детей в подготовительной к школе группе?

в) анализ словесного состава предложения, знакомство с отдельными гласными и согласными буквами, составление слов из букв разрезной азбуки,

развитие графомоторных навыков .

19.Сколько этапов в формировании умственного действия выделил П. Я. Гальперин?

а) четыре ;

20.Как называется метод изображения звуковой структуры слов с помощью абстрактных единиц (фишек)?

б) моделирование ;

21.Назовите методы и приемы ознакомления со словом:

в) речевые упражнения, использование художественной литературы, игры и игровые действия со словами, словарные упражнения и упражнения на словообразование .

22.Перечислите методы и приемы ознакомления с предложением:

а) составление рассказа по картине (игрушке, предмету) и выделение в нем предложений, графическое изображение предложения, придумывание предложения с заданным словом; предложения, которое начинается с определенного слова, по двум картинкам, по «живым сценкам» ;

23.Какие методы и приемы обеспечивают обучение анализу словесного состава предложения?

в) выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (полосок, квадратиков, табло, счетной линейки), графическое изображение количества слов, дидактические игры, упражнения на анализ и синтез слов в предложениях .

24.В чем особенность обучения частичному звуковому анализу слов в средней группе?

б) особое произнесение слов с интонационным выделением звука, сравнение звуков с песенками, произнесение изолированного звука и выделение первого звука, дифференциация твердых и мягких согласных, использование кукол в синем и зеленом костюмчике ;

25.Кто из психологов разработал методику обучения звуковому анализу?

а) Д.Б. Эльконин ;

26.Каковы особенности обучения полному звуковому анализу слов в старшей группе?

а) интонационное выделение звуков, моделирование звуковой структуры слова, определение места каждого звука в слове, характеристика всех звуков, выделение ударного гласного и ударного слога, подбор слов к предложенным моделям ;

27.Каковы методы и приемы ознакомления со слоговым строением слов?

в) создание речевых ситуаций с протяжным произнесением слогов в слове, обучение приемам выделения слогов (слогов столько, сколько раз откроется рот, сколько раз подбородок коснется ладони), графическое изображение слогоделения, дидактические игры, подсчет слогов в слове, «Живые слоги».

28. Каковы способы выделения ударного слога в словах?

а) хоровое и индивидуальное произнесение двухсложного слова с ударением на первом слоге, графическое изображение ударного слога, нахождение ударного слога в слове с опорой на схему, прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов в слове, показ ударения на слоговой линейке;

29.Что предусматривает подготовка детей к письму?

б) интеллектуальное и речевое развитие, формирование фонематического восприятия речи, развитие способности к осознанию явлений языка и речи, подготовка к овладению техникой письма ;

30.Каковы задачи подготовки к письму, связанные с точностью зрительного восприятия детей?

а) развитие глазомера, умения вычленять элементы из целого и объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки, ориентировки в пространстве по разным направлениям ;

31.Какие задачи обучения ориентированы на ознакомление с правилами письма?

в) писать слева направо и сверху вниз, последовательно заполнять страницу, сохранять одинаковую величину элементов и равное расстояние между ними .

32. Каковы специальные гигиенические требования к обучению письму?

б) освещенность места, мебель соответственно росту, расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила удерживания ручки, карандаша, фломастера ;

33. В чем состоит подготовка руки ребенка к письму?

а) тренировка мелкой мускулатуры рук, выработка умения управлять своими движениями соответственно задаче, овладение различными графическими приемами (штриховкой, обводкой контуров, рисованием бордюров и орнаментов), упражнения в написании элементов букв ;

34.Какие элементы рисования связаны с освоением письма?

в) рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажков, кружков, огурцов, удочек), бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых и изогнутых линий с соблюдением границ строки или клеточки.

35.С каким ближайшим разделом по развитию речи связана подготовка к обучению грамоте?

б) воспитанием звуковой культуры речи ;

теория сонорности О. Есперсена показала, что гласные, осо­бенно открытые, являются самыми звучными сегментами речи, а потому они составляют вершину слога, его ядро, в то время как согласные группируются вокруг гласного по мере убывания «со­норности» (звучности) и тем самым определяют границы слогов.

в теории мускульного напряжения, которую развивал вслед за французским лингвистом М. Граммоном, слог рассмат­ривается как дуга мускульного напряжения с гласной на вершине этой дуги. Эта теория помогает объяснить фонетическую природу согласных на стыке слогов: согласный сильнее там, где он примы­кает к гласному, особенно к ударному, и слабее на границе слога. Например, в английских словах an aim [эn "eim] и а пате [э "neim] последовательность сегментов одинакова, но характер произно­шения пограничного [n] меняется: в первом случае он сильный в начале и слабый в конце, а во втором - он слабый в начале и силь­ный в конце. Сильноконечный [n] во втором примере, примыкаю­щий к ударному гласному, втрое превышает слабоконечный [n] в первом примере по длительности: в а пате - 90 мс, в an aim - 30 мс. При этом на границе слогов происходит спад интенсивности.

Такой же спад интенсивности был обнаружен внутри двойных согласных на границе слогов (эти согласные называются геминаты (geminate), т. е. двойные): penknife ["pennaif]. Здесь граница прохо­дит внутри удвоенного звука [n] (его можно рассматривать как один двухвершинный звук с границей слога внутри); следовательно, в различении ядра и границы слога участвует акустический признак интенсивности, и эта теория может быть названа динамической теорией;


И наконец, теория громкости , который рас­сматривал слог с точки зрения восприятия как дугу громкости; действительно, собственное качество гласных обеспечивает звуча­ние речи, потому гласный и составляет обязательный элемент слога, его ядро, а количество слогов соответствует волнообразному нара­станию и затуханию звучности с гласным на пике каждой волны.

Специфика слогообразования в английском и русском языках

При сопоставлении английского слогосложения с русским, необходимо отметить, что в английском и русском языках существуют все типы слогов и ко­личество возможных структур (подтипов) слогов практически со­впадает: 19 в английском и 18 в русском, но из всех моделей каж­дый язык «выбирает» одну или несколько наиболее частотных. Так, для русского языка более характерны модели открытого типа сло­га (СГ), а для английского - модели закрытого типа слога (СГС, СГСС и др.).

Таким образом, за исключением моделей из четырех согласных в зачине в русском языке и из пяти согласных - в английском, мы имеем дело с полным совпадением фонологического инвентаря сло­гов в двух языках. Но частотность, а значит, и функциональная нагрузка различных моделей слогов не совпадают.

Таким образом, фонетическая форма слога в английском и рус­ском языках значительно отличается по следующим параметрам:

1) по наиболее частотному типу слога (СГ и СГС);

2) по характеру связи согласного с последующим гласным (силь­ное примыкание русского согласного к последующему гласному и слабое примыкание английского согласного в этой же позиции, влияние качества английских сильных (глухих) согласных на дли­тельность гласных в английском языке);

3) по способности некоторых согласных, а именно сонантов, в английском языке выполнять слогообразующую функцию в пози­ции после согласного;

4) по наличию редких типов слогов (ССССГ в русском и ГCCCCC в английском) и количеству допустимых сочетаний со­гласных, характерных только для одного из двух языков, в целом определяющих тенденцию к большей свободе сочетаний соглас­ных для русского языка в зачине и для английского языка - в коде (конце слога);

5) по противопоставлению тяжелых (сильных) и легких (сла­бых) слогов в английском языке, которые определяют характери­стику «ударный/безударный».

Таким образом, в слоге проявляются все характерные для дан­ного языка особенности произношения как сегментного (гласные и согласные, их связь), так и сверхсегментного состава (истори­ческая и позиционная долгота гласных в английском языке).

Слогоделение в английском и русском языках

Большая часть знаний о фонетике слога получена эксперимен­тальным путем. Так, например, установлено, что 78 % слогов в русском языке - открытые, что большинство слогов в англий­ском языке - закрытые, если за гласным следует сильный, т. е. глухой, согласный. Экспериментально были проверены средства слогоделения: установлена роль просодических признаков длитель­ности и интенсивности. Длительность согласного участвует в рас­познавании слов типа an aim [эп "eim] и а пате [э "neim] или фраз типа 1 saw them eat , I saw the meat , а в keep sticking и keeps ticking отмечается участие аспирации [t] (во втором случае) как акус­тический сигнал принадлежности s к первому слогу. Во фразах / scream, "I love it! " и Ice cream, I love it! ведущая роль также при­надлежит просодии, т. е. ударению и мелодике. Вместе с тем, не­смотря на эти примеры различения смысла слов, словосочетаний и предложений посредством слогоделения, эксперименты по вос­приятию выявили, что вероятность распознавания таких словосо­четаний вне контекста, т. е. при изолированном чтении, очень не­высока, около 30 %. В реальной беглой речи слушающий опирается на вербальный и невербальный контекст ситуации, который по­могает опознавать слова и уточнять, о чем идет речь в случаях типа: peace talks , pea stalks ; I saw the meat , 1 saw them eat ; an ice house , a nice house .


Кроме экспериментально установленных данных тип слогоде­ления, отраженный в орфоэпических словарях, зависит от фоно­логических взглядов составителя словаря. Так два принципа, отражены в словарях издательства Лонгман (Дж. Уэллса) (максимум со­гласных в ударном слоге): lady ["leid-i] и в словаре издательства Кембридж (Д. Джоунз) (максимум согласных в начале слога): ["lei-di].

Задача экспериментальной фонетики - проверять фонологи­ческие теории. Например, было установлено, что, судя по харак­теру интенсивности, который проявился в ее падении в конце долгих гласных, граница слога, как правило, проходит после дол­гого гласного (включая дифтонг, как тип долгого гласного), поэтому мы поддерживаем позицию редакторов Кембриджского словаря в том, что слогоделение в случае с долгими гласными должно быть представлено следующим образом: lady ["lei-di].

В обоих словарях совпадают:

Отнесение одиночного согласного на границе двух слогов к ударному краткому гласному, т. е. к первому слогу: pit-y, Kitt-y, bett-er;

деление сложных слов по морфологическому составу: hard­ware.

Можно ли считать, что, когда мы имеем дело с кратким глас­ным в закрытом слоге, универсальный принцип максимального начала слога не действует? Как было установлено эксперимен­тально, краткие ударные гласные действительно оказываются в закрытом слоге: city ["sit-i], но при этом смыкание органов речи относится к первому слогу, в то время как взрыв смычного согласного [t] - ко второму слогу, и он обретает необ­ходимое звучание с согласным в зачине. Следовательно, граница слога - внутри [t]: ["sit-ti].

Проверьте себя

1. Заполните пропуски, используя предложенные термины (не­которые термины повторяются). Поставьте их в нужном падеже.

фонологический, фонетический, ядро, пограничные элементы, глас­ный, гласные, согласные, кода, зачин, открытый, открытые, при­крытые, закрытые, неприкрытые, легкие, тяжелые, сонорность

Слог - минимальная единица произношения и восприятия на

(1)_______ уровне и минимальная группа фонем на (2)______

уровне ментальной репрезентации.

Слог состоит из ядра и пограничных элементов. Ядро слога -

это (3)______, его слогообразующий элемент, к ней примыкают

(4)______, которые не являются слогоносителями. Согласные в

начале слога образуют (5)______, согласные в конце слога назы­ваются (6)______.

Акустически важен характер перехода от согласного к гласно­му, например для проявления твердости/мягкости согласных в русском языке. Характер согласного, следующего за гласным, опреде­ляет длительность гласного в английском языке.

Слоги бывают (7)______, если оканчиваются на гласный (Г,

СГ), и (8)______, если оканчиваются на согласный (СГС, СГСС),

(9)______, если начинаются с согласного (СГ, СГС), и (10)______, если начинаются с гласного (Г, ГС).

Слог - универсальная для всех языков единица, где слогообра­зующие - это (11)______. Базовой формой слога можно считать

(12)______слог: сочетание «согласный + гласный» (СГ). Также

универсален принцип (13)______, или звучности, организующий

все звуки речи по степени открытости и связанной с ней слого­образующей функцией.

2. Русский и английский языки имеют много общего в фоноло­гическом инвентаре слоговых моделей, но отличаются по некоторым существенным фонетическим характеристикам. Назовите их.

3. Назовите основные теории слога, с помощью которых можно объяснить строение слога и слогоделение в английском и русском языках. Приведите примеры.

Практические задания

1. Определите количество слогов и найдите их границы в следую­щих словах. Английские слова запишите в транскрипции. Обозначьте слогораздел дефисом. Объясните свое решение.

catfish melt carpet nature

eagle metal announced mileage

funny proper syllable mile

2. Напишите, из каких элементов состоят следующие слоги. За­пишите их структуру с помощью обозначений С и Г. Определите тип слога.

mean oaths

east sixths

fifths strew

7

Topic: The Accentual Structure of English Words

The Outline

(2 часа)

1. The nature of word stress.

2. Types of word stress.

3. Functions of English word stress.

5. Sentence stress.

6. Особенности слогораздела и места ударения в английском языке (доклад). Плоткин английского языка. – М., 1989, 239 с. (с. 197-199).

Обязательная литература

1.Соколова фонетика английского языка. – М., 1996

2.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

2.Зиндер фонетика. – Л., 1979

3. Лебедева фразовой акцентуации английского языка. – М., 2000

5.Торсуев акцентологии современного английского языка. – М., 1966

6. Трубецкой фонологии. – М., 2000.

7. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

Понятие и природа ударения

В наиболее общем плане ударение можно определить как боль­шую выделенность некоторых элементов речевой цепи по отноше­нию к остальным. В зависимости от того, в какой единице - слове или фразе - реализуется ударение, в отечественной лингвистике принято различать словесное и фразовое ударение. Под словесным ударением традиционно понимается большая степень выделенности одного или нескольких слогов в слове по сравнению с осталь­ными слогами. Фразовое ударение есть большая степень выделен­ности одного или нескольких слов во фразе по сравнению с ос­тальными словами.

В западной лингвистической традиции различение этих двух понятий последовательно не проводится, что имеет определенные основания: даже тогда, когда мы произносим отдельное слово, на него накладывается просодическая сетка, присущая фразе, т. е. в ударном слоге слова происходит определенное мелодическое из­менение - повышение уровня, восходящее или нисходящее дви­жение (тон). Мелодическое изменение может служить средством достижения как словесного, так и фразового ударения.

Тем не менее в последнее время и в западной литературе все чаще встречается разделение ударения на лексическое (потенци­альное) (stress) и акцент (accent) - ударение, воспринимаемое за счет мелодического изменения в ударном слоге слова, являю­щегося составной частью фразы. Дж. Уэллс, например, пишет, что реализация лексического ударения как акцента зависит от интона­ции, которая, в свою очередь, определяется тем смыслом, кото­рый хочет выразить говорящий.

"К сожалению, полного соответствия между противопоставлениями stress- accent, с одной стороны, и словесное - фразовое ударение - с другой, не суще­ствует, что приводит к путанице и неопределенности понятия ударения во многих работах зарубежных и отечественных лингвистов.

Природа ударения может изучаться с различных точек зрения - артикуляторной (физиологической), акустической (физической), перцептивной (психологической).

С артикуляторной точки зрения ударение связано со значитель­ным усилением мускульной энергии речевого аппарата. Сокраще­ние мышц грудной клетки вызывает усиление речевого выдоха и увеличение напряженности и силы вибрации голосовых связок.

Усиление воздушного толчка и усиление мускульной активно­сти органов речи на акустическом уровне приводят к росту интен­сивности, длительности и частоты основного тона на ударном слоге, что на уровне восприятия соответствует увеличению громкости, времени и повышению уровня произнесения. Понять этот процесс легче, если провести немудреный эксперимент: произнося на мо­нотоне звук [о:], резко нажмите ладонями обеих рук на нижнюю часть грудной клетки. Ее мышцы сократятся, и вы услышите, что в момент нажатия звук становится громче и выше.

В языках мира в основном представлены два способа выделения слога: силовое (динамическое) и музыкальное (тональное) ударе­ние. Силовое ударение достигается более интенсивным произнесе­нием ударного слога, чему сопутствует его удлинение и наличие нередуцированного гласного. Такой вид ударения наблюдается в тюркских и большинстве индоевропейских языков. Музыкальное ударение проявляется в том, что ударный слог выделяется интона­ционно (например, повышением основного тона). Разные интонации ударного слога исполь­зуются в китайском, вьетнамском языках. Очень редко наблюдает­ся количественное ударение, т. е. удлинение ударного слога без его усиления, например в индонезийском языке.

До сих пор не существует общепринятого понимания того, ка­кой акустический параметр играет ведущую роль в восприятии словесного ударения в английском языке. Человеческое ухо устро­ено таким образом, что без специально поставленной задачи мы не различаем, за счет чего тот или иной слог воспринимается как выделенный. Нам кажется, что он более громкий. Однако это не всегда верно. Доказано, что ударным считается не только слог, произнесенный с большей силой, но и тот, который имеет боль­шую длительность.

Экспериментальные исследования показали, что ударные сло­ги в русском языке стабильно имеют большую относительную дли­тельность.

Несмотря на то, что физиологическая природа ударения универсальна, сила речевого выдоха у говорящих на различных языках различна. Эксперименты пока­зывают, что сила экспирации у славян слабее, чем у носителей германских язы­ков, а у русских - сильнее, чем у поляков, чехов и украинцев. Русские воспринимают как ударные те слоги немецких слов, кото­рые содержат долгий гласный.

В тех языках, где ударный и безударный слоги противопостав­лены по признаку наличия/отсутствия редукции, важным, очевид­но, будет являться и качество звука. Поскольку в русском языке полный гласный может встречаться только под ударением, рус­ские, изучающие английский язык, допускают ошибки в произ­несении слов с нередуцированным безударным гласным, перенося ударение на него.

В классических работах российских фонетистов приоритет в формировании словесного ударения в английском языке отдается силовому компоненту - интенсивности. справедливо отмечает, что высотные различия между слогами слова не прису­щи акцентно-ритмической структуре слова как таковой. Слог мо­жет быть воспринят как выделенный и без участия голосового тона, например, при монотонном произнесении или произнесении ше­потом. Однако при произнесении слова высотные различия неиз­бежно присутствуют вследствие артикуляторного навыка интона­ционно оформлять предложение.

Признание одного из компонентов ударения ведущим не отри­цает значимости других. А. Гимсон отмечает, что громкость сама по себе не является надежным средством определения положения ударения в английском языке. Слова типа "import и im"port, не раз­личающиеся по сегментному составу, при произнесении на одном уровне без увеличения длительности ударного слога едва ли мож­но различить на основании только параметра громкости.

В настоящее время признается, что английское ударение пред­ставляет собой сложный комплекс взаимодействующих друг с дру­гом компонентов - динамического, высотного, временного и качественного. Выделение ведущего компонента весьма относительно. По мнению, компоненты ударения обладают способностью к взаимной компенсации. Удар­ный слог едва ли может оказаться одновременно и самым гром­ким, и самым долгим, и самым высоким: уменьшение одного из параметров обычно сопровождается ростом другого.

Второстепенными показателями ударности слога в англий­ском языке считаются наличие в нем нередуцированного гласно­го, твердого приступа, аспирированного взрывного согласного.

Типы словесного ударения

1. По расположению в слове. Словесное ударение может рассмат­риваться с точки зрения его положения в слове. Закономерности расположения словесного ударения - типологическая черта, на которой основана одна из классификаций языков.

Если ударный слог во всех словах языка занимает неизменное положение по отношению к другим слогам, т. е. является первым, вторым, последним и т. п., то ударение называется связанным или фиксированным (bound ). Например, в финском, венгерском, чеш­ском языках ударение, как правило, падает на первый слог; в ту­рецком, армянском и французском, а также в тюркских и иран­ских языках - на последний слог.

Сравнительно небольшое количество языков характеризуется свободным положением ударения, т. е. ударение может падать на любой слог слова. К таким языкам относятся английский, голланд­ский, греческий, итальянский, русский, румынский, испанский и ряд других (ср. английские " extract и ex " tract , русские промысел, столица, самовар)..

Свободное (разноместное) ударение может быть подвижным или неподвижным в зависимости от места ударения в различных слово­формах. В случае неподвижного ударения его положение сохраня­ется на одном и том же слоге во всех морфологических формах слова и его производных: важный - важно - важничать - важность - важностью - о важности", "wonder - "wondrous - "wonderful - "wonderfully.

Подвижное ударение меняет свое положение в различных фор­мах слова и его производных: поле - поля - полевой", "diplomat - diplomacy - ,diplo"matic.

Подвижность английского ударения выражается и в смене ме­ста главного ударения в сложных прилагательных, числительных, фразовых глаголах и словах с отделяемыми односложными при­ставками под влиянием ритма фразы, например: The de " vice is user - , friendly , но This is a " user - friendly device .

2. По степени выделенности слога. Слоги в слове обладают раз­личной степенью выделенности. Словесное ударение определяет облик слова: ударный слог, подчиняя себе безударные, как бы связывает все слоги в единое целое. Соотношение слогов слова, определяемое по степеням сло­весного ударения, называют акцентно-ритмической структурой слова, например, "- (mother }, - "- (police ).

В английском языке принято выделять главное (primary, strong, main, principal) и второстепенное (secondary, half-strong, medium) ударение. Представители американской фонетической школы Б. Блок (B. Bloch), Г. Трейгер (G. Trager), (Н. А. Gleason) выделяют большее количество степеней ударности. Они говорят о главном (primary, loud), второстепенном (secondary, reduced loud) и третичном (tertiary, medial) ударении.

Третичное ударение обладает приблизительно той же степенью выделенности, что и второстепенное, но отличается от последне­го своим расположением в слове. Оно занимает положение за глав-ноударным слогом, в то время как второстепенное ударение пред­шествует основному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суф­фиксами -аrу, - о r у, - опу предпоследний слог получает ослабленное ударение: dictionary , territory , ceremony . Существует точка зрения, что в английских словах типа "blackboard или "realize, где не происходит редукции гласного в последнем сло­ге, мы тоже имеем дело с третичным ударением.

Таким образом, по мнению американских дескриптивистов в английском языке можно выделить четыре значимые степени ударения, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1) главное ударение, маркированное изменением направления голосового тона;

2) второстепенное ударение, маркированное повышением уров­ня произнесения слога и/или громкости;

3) третичное ударение, не предполагающее мелодического из­менения и воспринимаемое за счет полного качества гласного;

4) слабое ударение (отсутствие ударения), не предполагающее мелодического изменения и характеризующееся редукцией глас­ного.

Однако, наиболее целесообразной и распространненной в методике преподавания английского языка как иностранного является британская концепция трехфазного словесного ударения, согласно которой принято выделять три значимые степени ударения: главное, второстепенное и слабое ударения.

Функции словесного ударения

Словесное ударение является средством формирования слова. Оно придает звуковой форме законченность и способствует рас­познаваемости слова в потоке речи. Эту функцию обычно назы­вают конститутивной (словообразовательной, словоформирующей). Как мы уже упомянули, ударением обладают даже односложные слова, поскольку качественные характеристики ударного слога от­личаются от качественных характеристик безударного. В много­сложных словах ударение задает специфическую модель взаимоот­ношения между слогами, подчиняя безударные слоги ударным и объединяя их в единое целое. Слог, несущий ударение, составляет ядро, «вершину» слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.

Главное ударение в английском языке обладает различительной функцией. Оно способно различать:

1) синтаксическую принадлежность слова, как в оппозициях an "overflow - to, over"flow; an "accent - to ac"cent, где существитель­ные имеют ударение на первом слоге, а глаголы - на последнем;

2) лексическое значение слов, например be"low и "billow;

3) сложное существительное и свободное словосочетание со структурой «прилагательное + существительное», например a "blue­bottle (василёк} - a "blue "bottle (бутылка голубого цвета); a "hot dog (вид пищи) - a "hot "dog (перегревшаяся собака);

4) сложное существительное и фразовый глагол: a "walkout - to "walk "out; a "pushover - to "push "over.

В сложном слове ударение падает на первый компонент, в сво­бодном словосочетании и фразовом глаголе - на оба компонента.

Проверьте себя

Для подготовки к лабораторно-практическому занятию студентам предлагается список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе занятия, которые могут быть использованы учащимися в качестве материала для самоконтроля.

1. Какое наиболее общее определение понятия ударения Вы знаете?

2. Какие термины употребляются в отечественной и зарубежной фонетике для разграничения понятий ударения, реализующегося в слове и фразе? В чем заключается практическая трудность разгра­ничения этих видов ударения?

3. Какова природа ударения с артикуляторной, акустической и перцептивной точек зрения?

4. Каковы основные способы выделения ударного слога в язы­ках мира?

5. Каким образом достигается выделенность ударного слога в английском языке?

6. Какое ударение называют фиксированным? свободным? Оха­рактеризуйте английский язык с точки зрения положения ударе­ния в слове; подтвердите свой вывод примерами.

7. Какова градация степеней ударения в английском языке?

8. Чем второстепенное ударение отличается от третичного?

9. Каковы основные тенденции постановки словесного ударе­ния в английском языке?

10. Какие функции выполняет словесное ударение в англий­ском языке?

11. В чем проявляется различительная функция словесного уда­рения?

Практические задания

На лабораторно-практических занятиях студентам предлагается комплекс упражнений для практического закрепления теоретических положений.

1. Назовите тенденции, определившие место ударения в следую­щих словах:

Despe"ration, "boxful, ac "centual, a, ccommo"dation, "bracket, a"ccumulator, "comedy, re"act, pro "priety,represen "tation, "doubletalk, "session,seven"teen, "nursery school,re"mold,over"value, con "duct, "smoking room

2. Проставьте ударение в следующих словах и обоснуйте свое решение:

AIDS patient, answering machine, air-sea, air-sea rescue, apple-green,

аirsick, agriculture, aquaculture, allergy, allergic, asocial, all-round, all-round athlete

3. Попытайтесь вывести правила постановки ударения в много­сложных глаголах, исходя из влияния фонетического фактора и основываясь на приведенных ниже примерах. Начните формули­ровку правила со слов: «Если последний слог содержит...».

determine entertain

develop remember

abandon represent

astonish appoint

prohibit connect

4. Проставьте ударение в подчеркнутых словах, обоснуйте свое решение:

а) The lack of proper housing made the post-war governments work out a programme of rapid apartment building.

б) Every new apartment building has underground parking.

в) The insurance was invalid for the invalid.

r) You will need a permit to fish here.

д) The bighorn can hardly be seen in European zoos.

е) The horseman was blowing a big horn.

ж) Another word for a strikebreaker is a blackleg.

з) Have you ever seen an all-white dog with a black leg?

Лабораторно-практическое занятие № 8, 9

Topic: The Concept of Intonation

The Outline

(4 hours)

1. Intonation, it’s definition. Intonation and prosody.

2. Main approaches to intonation in the UK and USA.

3. Functions of intonation.

4. Graphical representation of intonation in the line of text and on the staves.

ponents of intonation (pitch, loudness, tempo and pauses, timber).

6. Functional aspect of intonation (доклад ). Roach P. English Phonetics and Phonology. – Cambridge University Press, 2007, 283 с. (c. 183-201).

Обязательная литература

2.Соколова фонетика английского языка. – М., 2004

3.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1. Антипова система английской речи. – М., 1984.

2. Блохина характеристики речи и методы их анализа. – М., 1980.

3.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

4. Зиндер фонетика. – Л., 1979

5. Николаева интонация славянских языков. – М., 1977.

6. Цеплитис речевой интонации. – Рига, 1974.

7. К проблеме взаимосвязи гармонии и интонации в русской художественной речи // Синтаксис и интонация. – Уфа, 1973.

8. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

9. Wells J. C. English Intonation. – Cambridge University Press, 2011

На лабораторно-практических занятиях разбираются теорети­ческие вопросы, а также обсуждаются выводы, к которым студенты пришли в результате выполнения практического за­дания.

При подготовке к лабораторно-практическому занятию рекомендуется использовать следующий допол­нительный материал по учебнику, Шевченко современного английского языка. Теоретический курс. – М., 2005.

Просодия. Компоненты просодии

Речевой поток состоит не только из сегментных единиц - зву­ков, составляющих линейную последовательность. В любом его отрезке присутствуют и другие средства, которые принято назы­вать сверхсегментными или просодическими (от греческого слова prosodia - ударение, припев). Эти средства характеризуют не от­дельные звуки речи, а звуковую последовательность. Наименьшей такой последовательностью является слог, к последовательностям большей протяженности относятся слово, словосочетание, син­тагма (синтагма - минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов), фраза, сверхфразовое единство (сверхфразовое единство - отрезок речи в форме последовательности двух или более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки) и текст.

Сверхсегментные средства речи можно изучать с точки зрения их физических (акустических) свойств, а также с перцептивной точки зрения, т. е. в зависимости от воспринимаемых человече­ским ухом качеств.

Базовыми сверхсегментными средствами речи на уровне вос­приятия являются высотные характеристики (изменение направ­ления голосового тона, уровень и диапазон произнесения), сила (громкость) и долгота. На акустическом уровне им соответствуют частота основ­ного тона, интенсивность и длительность речевого сигнала.

Частота основного тона соответствует частоте колебания голо­совых связок. При производстве звука, составной частью которого является голос (гласные, звонкие согласные, сонанты), голосо­вые связки вибрируют не только всей своей массой, но и отдель­ными частями. Эта вибрация порождает образование множества звуковых волн различной частоты, которые и создают звук. Самая низкая частотная составляющая соответствует колебанию тела го­лосовых связок. Эту частоту и называют частотой основного тона,

ЧОТ (fundamental frequency). Частоту основного тона измеряют в количестве колебаний голосовых связок в секунду (герцах) или в полутонах, представляющих собой наименьший частотный интер­вал, воспринимаемый человеческим ухом.

Акустический коррелят громкости - интенсивность, или зву­ковая мощность, - определяется величиной звуковой энергии, проходящей за единицу времени через единицу площади. Диапа­зон интенсивности звуков, воспринимаемый человеческим ухом, очень велик. Интенсивность голоса певца превышает интенсивность шепота в 1000 раз. Поэтому для измерения интенсивности приме­няют логарифмические единицы - децибелы. Очень слабые зву­ки, не различимые человеческим ухом, акустически принимают за 0 дБ. Остальные звуки характеризуются тем, во сколько раз они превышают этот условный уровень.

Под длительностью речевого сигнала понимают количество вре­мени, затраченное на его произнесение. Длительность измеряется в милисекундах.

Описанные акустические характеристики являются лишь непо­средственными коррелятами того, что слышит человеческое ухо. Иными словами, слыша повышение или понижение мелодиче­ского уровня, мы воспринимаем его как результат непосредствен­ного изменения ЧОТ. На самом деле эффект мелодического изме­нения достигается путем сложного взаимодействия высоты, силы, долготы и даже тембра звука. Подобно этому эффект громкости возникает на основе взаимодействия силы с высотой и долготой.

Сверхсегментные средства формируют направление изменения голосового тона, уровень и диапазон фразы, ее громкость, темп, противопоставление ударных и безударных элементов, ритм, т. е. то, что принято называть просодией фразы.

К просодии фразы относят также и паузу, которая представля­ет собой отсутствие речевого сигнала. Часто элементом просодии считают и тембр (качество голоса). Качество голоса зависит от спектральных характеристик, тесно связанных с просодическими, и в первую очередь с уровневыми показателями (ЧОТ). Просодический тембр (качество голоса) принад­лежит не звуку, а фразе или ее отрезку и определяется в терминах «шепот», «хриплость», «фальцет» и т. д.

Просодия является строительным материалом звучащей речи, выполняя функции ее целостного формообразова­ния и разделения на сегменты. Характеризуя просодию речевой единицы, мы оперируем абсолютными показателями ЧОТ, ин­тенсивности и длительности, ничего не говорящими о смыслоразличительных возможностях этой единицы. В самом деле, ничего во фразе не меняется в зависимости от того, произнесена она высо­ким или низким голосом, громко или тихо, быстро или медленно. Один из виднейших исследователей в области экспериментальной фонетики и психологии речи называл просодию «кан­вой, по которой вышиваются интонации и слова».

Просодия - это комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, вре­менных, включая паузу), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фра­за, сверхфразовое единство, текст) и выполняющих функцию орга­низации и сегментации потока речи.

Сверхсегментные просодические средства служат материалом для образования трех взаимозависимых и взаимодействующих функ­циональных систем: интонации, ударения и ритма. Интонация яв­ляется системой единиц, обладающих планом содержания, а сле­довательно, смыслоразличительной функцией. Ударение выполняет функцию выделения одних слогов (словесное ударение) или слов (фразовое ударение) по отношению к другим. Ритм накладывает на синтагму, фразу, сверхфразовое единство и текст структурную сетку, организуя их.

Одно и то же просодическое средство может одновременно являться строительным элементом всех трех систем. Так, измене­ние направления тона в последнем значимом слове фразы выде­ляет его среди других слов (ударение), передает значение коммуникативного типа, или целеустановки (интонация), а повторяе­мость аналогичных тональных изменений создает ритмический эффект.

Краткосрочное планирование

Тема: Как найти ударный слог? Выделение силой голоса ударного слога при произношении слова. Написание элемента «длинная прямая линия с закруглением внизу»

УРОК 1.Приветствие

Школа: 7

Дата: 19.09.16

Ф.И.О. преподавателя: Овчаренко Т.А

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Развитие навыков:

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на

вопросы по содержанию прочитанного.

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя).

1.1 Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово).

2.1 Использование видов чтения.

2.5 Формулирование вопросов и ответов.

3.3 Составление плана текста.

Цели урока

Языковая цель

Все учащиеся смогут:

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.

Контролировать свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога. Определять на слух ударный слог в словах. Различать понятия «ударный» и «безударный» слоги.

Большинство учащихся смогут:

Составлять предложения по схеме с соответствующей интонацией.

Классифицировать слова по группам.

Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

Оценивать свою работу на уроке.

Некоторые учащиеся смогут (для сильных)

Формулировать вопрос по содержанию текста.

Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.

Называть способы выделения ударного слога в слове («позвать» слово, «спросить» слово).

Трехьязычие: тэртш, порядок, order . Основные термины и словосочетания:

Речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение. Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что твои вещи могут рассказать о тебе?

Как ты помогаешь маме?

Предшествующие знания

Посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение.

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока.

0-1 мин

3-5 мин

Середина урока.

6-10 мин

Конец урока

5 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Аутотренинг. Для настроя на работу учитель просит детей произнести

следующие предложения:

«Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(-а) к работе.

Работаю!»

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (Г) Дифференцированная работа.

    Для нечитающих детей: распределить предметные картинки по группам.

    Для читающих детей: прочитать на карточках слова и распределить по группам.

    Для хорошо читающих детей: прочитать и отгадать загадки и распределить слова по группам.

Читающие дети читают загадку, 2 группа показывает карточку со словом, 1 группа - картинку. Учащиеся объясняют, в какую группу поместили слово.

Группы слов: одежда, посуда, обувь(по 5 слов в группу).

    Как одним словом назвать все эти предметы? (вещи, необходимые человеку)

    Для чего эти предметы нужны человеку?

Могут ли эти предметы рассказать о хозяине?

Работа над новой темой.

Учитель читает отрывок из произведения К. Чуковского «Федорино горе».

    Какая речь сейчас прозвучала?

    Задайте вопрос по сказке. (О чем говорится в сказке? Что произошло с Федорой?)

    Какой речью мы пользуемся, когда рассказываем сказку?

    Работа по учебнику.

(К) Выделение ударного слога голосЬм.

Задание № 1. Учащиеся помогают Федоре позвать посуду. Идет Федора по лесу и зовет свою посуду. Почему?

    Позови посуду и ты. Подбор схем к словам.

Задание № 2. Произнеси слова, выделяя голосом ударные слоги. Какой по счету ударный слог?

    Какая схема подходит к этому слову?

    Что мама дома делает, ухаживая за посудой? Как вы помогаете маме? (Г)

Дифференцированная работа. «В гостях у бабушки Федоры».

    1. группа: Назови, какой посуды на кухне у Федоры много. (У Федоры много голубых чашек, красных сахарниц и т.д.)

      группа: Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (От Федоры убежал чайник. Чайник без носика.)

Згруппа: Посчитай, сколько предметов посуды вернулось. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок.) Трехъязычие: тэртш, порядок, order.

Заяц видит красную вкусную морковку.

Динамическая разминка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Работа в прописи.

Задание № 1. Упражнение «Помощники». Раскрашивание и письмо элементов.

Задание № 2. Прописывание элемента «прямая линия с закруглением внизу вправо».

Работа по учебнику.

(К, Г) Задание № 3. Разноуровневые задания.

    группа - меняет местами слоги, образуя новые слова (кабан - банка.) Составляет схемы, определяет ударный и безударный слоги.

    группа - меняет слоги местами (камыш - мышка, сосна - насос) и составляет предложения с этими словами.

(П) Задание № 5. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Каждому ученику учитель предлагает навести порядок на картинке и объяснить, почему он так сделал. Составление предложений по схеме.

Пальчиковая гимнастика. «Помощник». Посуду моет наш Антошка. (Потереть ладони друг об друга) Моет вилку, чашку, ложку.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)

Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно? Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом. (Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руку. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.)

Работа в прописи.

Задание № З.Раскрашивание «Где чья чашка?»

Детям предлагается образец. Нужно закрасить соответствующим

цветом.

На свободных линиях можно прописать изучаемые элементы или составить и записать план-схему к тексту «Помощники» (читает учитель или составляют дети).

Итог урока. Рефлексия.

Мы изучали сегодня... Мы хорошо поработали над... Первая группа хорошо справилась с... Вторая группа правильно сделала... Третья группа работала... Мы хотим узнать о..

Предметные картинки, карточки со словами, карточки с загадками.

Отрывок из книги К. Чуковского «Федорино горе» или отрывок мультфильма

Карточки для групповой работы

Учебник

Пропись


Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддержать учащихся

Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся

Межпредметные связи соблюдение СанПиП

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

Работа по группам. Разноуровневые задания.

Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Задавая вопросы во время просмотра мультфильма. Анализируя результаты ученической рефлексии. (Ступеньки успеха).

математика

познание

самопознание

казахский язык

английский язык

Рефлексия

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока

Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Были ли цели обучения реалистичными

Что учащиеся сегодня изучили

На что было направлено обучение

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация

Выдерживалось ли время обучения

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо с учётом преподавания и учения

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок с учётом преподавания и учения

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте особую сложность для коррекции представляет собой такое проявление речевой патологии, как нарушение звукослоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление слогов и звуков).

Вопрос об усвоении звукослоговой структуры слов в условиях задержанного речевого развития является очень важным. Затруднения воспроизведения звукослоговой структуры слов препятствуют усвоению словарного запаса и грамматического строя речи. Нарушение звукослоговой структуры слов сопутствует детям с патологий речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребёнок сталкивается с новой звукослоговой и морфологической структурой слова. Это нарушение, существенно затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, вызывающее появление вторичных психических наслоений, является достаточно стойким и преодолевается с трудом.

Анализируя сведения, имеющиеся в литературных источниках, мы пришли к выводу, что нарушение звукослоговой структуры слова является характерной особенностью речи детей с её общим недоразвитием. Нарушение звукослоговой структуры по-разному изменяет звукослоговой состав слова.

Прежде чем говорить о характере искажений звукослоговой структуры слова, необходимо уточнить, что, употребляя термин «структура слова», мы вкладываем в это понятие вслед за языковедами следующие признаки: количество слогов в слове и ударность, последовательность слогов в слове, строение отдельных слогов (прямой и обратный, открытый и закрытый, слог со стечением согласных и без него).

При нормальном речевом развитии широко распространены искажения слов , сводящиеся к их упрощению (сокращение и уподобление слогов, сокращение стечений согласных). Добавления слогов , наблюдающиеся при общем недоразвитии речи, в норме единичны.

Трудности при воспроизведении другого признака слогового состава – ударения – малохарактерны для детей с общим недоразвитием речи.

Особое место занимают такие искажения, как перестановка слогов , что необычайно типично для детей с недоразвитием речи (потенатик – полотенце, типыхата – черепаха, рижебёнок – жеребёнок ). В результате перестановок слогов дети нередко усложняют структуру слова (читиртга – кочерга ), что не позволяет считать причиной перестановок артикуляционные затруднения. Анализ ошибок показывает также, что из всех слогов слова дети более чем в половине всех случаев переставляли ударный слог, стремясь как бы поставить его ближе к началу слова или начать с него произнесение слова (патенатик – полотенце, выгланат – виноград, чепенье – печенье ).

Необходимо упомянуть ещё об одном виде слоговых искажений – уподоблении слогов внутри слова (тутурар – тротуар, билиблитека – библиотека, яширшир – ящерица ).

Существенно искажают слово сокращение стечений согласных , которые считаются едва ли не самыми распространёнными дефектами произносительной стороны речи детей с её общим недоразвитием, и которые в ряде случаев затрудняют понимание и употребление речи. Под сокращением стечений согласных принято понимать такое явление, когда звуки, доступные произношению ребёнка и употребляемые им в ряде слов, в местах стечений согласных пропускаются (катит – скатерть, оно – окно, веда – звезда ).

Нарушая звукослоговой состав слова или строение отдельного слога, все названные выше искажения в той или иной мере распространяются и на ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА. Что в свою очередь может привести к различным нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии.

Затруднения в произношении звукослоговой структуры слов оказываются очень стойкими. Они, например, возобновляются в усвоенном уже и правильно произносимом слове, если это слово включается во фразу. Чаще всего эти искажения сводятся к сокращению звукослоговой структуры отдельных слов.

Структурные искажения, устранённые из устной речи, нередко вновь обнаруживаются в письме. Так, ребёнок может допускать искажения слов, которые в устной речи произносит верно: кростра, кострюра – кастрюля, зезда – звезда, кузечк – кузнечик, гртусик – градусник, мил, мили, милизанер – милиционер. Здесь мы опять встречаем сокращение числа слогов, их перестановки, сокращение стечений согласных, то есть ошибки, уже устранённые из устной речи. Это подчеркивает важность усвоения слогового состава слова для овладения грамотой.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов

Наша методика состоит из нескольких блоков, причём работа должна вестись параллельно над каждым из блоков. Так как конечная цель логопедической работы будет заключаться в правильном оформлении слова с точки зрения его произношения у детей с общим недоразвитием речи, то, очевидно, при создании единой комплексной методики следует работать над фонетической системой в целом. Вся логопедическая работа над фонетической стороной речи представляет собой работу над словом, но она варьируется на разных этапах развития речи. Необходимо целенаправленно воздействовать на все стороны речи, в том числе на звуковую, слоговую, на грамматический строй, работу над фразой, развитием фонематических, а также психических функций.

Итак, при овладении детьми правильным произношением каждой группы слов нового звукослогового состава выделяется несколько взаимообусловленных разделов коррекционной работы:

  1. Формирование слогового контура слова.
  2. Усвоение звукового строения слогов и их определённой последовательности.
  3. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.
  4. Преодоление трудности стечений согласных.
  5. Устранение перестановки слогов.

1. Формирование слогового контура слова.

На первом этапе, как и на всех последующих занятиях, работа по овладению звукослоговой структуры слова включала в себя упражнения, способствующие различению, и упражнения, направленные на воспроизведение слова. Другими словами, задача этого раздела работы состоит в том, чтобы научить детей чёткомувосприятию и воспроизведению нужного количества слогов.

Для этого детям предлагаются упражнения, направленные на развитие слухового восприятия.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?» ).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ :

  1. сравнение ритмов: / //, //…..// /;
  2. узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
  3. воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  4. задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка ///; ////;
  5. произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами;
  6. воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ –) и коротких (барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: – – +, ++-, и т.д.;
  7. формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, ходьба, легкий бег. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения;
  8. упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь;
  9. упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т.д.

Одновременно с описанными упражнениями проводится работа по различению и воспроизведению слогового контура слов. Внимание ребёнка привлекается, прежде всего, к разнице между словами по слоговому размеру, то есть по количеству слогов. Так, проводится игра «Длинные и короткие слова» . Логопед объясняет детям, что слова бывают «большие, длинные, которые мы говорим долго», и «маленькие, короткие которые мы произносим быстро», и приводим примеры их (паутина, комната и мак, пух); затем логопед называет ряд слов (мак, пух, ком, кот, паутина) и просит детей поднять руку, когда он назовёт самое длинное слово. При этом в такт произнесению логопед отстукивает (или прохлопывает) число слогов слова, чтобы сделать рельефной разницу в длине этих слов. Затем это упражнение проводится в другом варианте: дети должны узнать самое короткое слово из предъявленных.

Для сравнения лучше брать слова более контрастные, затем менее контрастные. Так, вначале используются слова одно- и четырёх-, пятисложные; затем одно- и трёхсложные; одно- и двусложные; двух- и трёхсложные и, наконец, наиболее трудные для сравнения трёх- и четырёхсложные. Постепенно для таких упражнений подбирается материал более сложного состава. Даются слова с обратными и закрытыми слогами, а в дальнейшем слова сходного звукового состава: арбуз – абрикос; парта – перчатка.

Сравнение слов производится попарно, затем задания можно менять. Например, можно предложить детям из слов, называемых логопедом, выбрать такие, которые состоят из одной части, двух частей и т.д. Такие упражнения проводятся параллельно с работой над усвоением звукового состава слова и являются подготовкой к произнесению слов, состоящих из определённого количества слогов.

Логопедом могут быть использованы следующие приёмы работы :

1) Логопед выставляет ряд картинок, на которых изображены слова различной звукослоговой структуры. Сначала дети произносят слова пройденной ими звукослоговой структуры и определяют, из какого количества слогов они состоят. Количество слогов в остальных словах определяется с помощью отхлопывания или дирижирования вслед за произнесением их логопедом. Затем картинки распределяются по количеству слогов в словах.

2) В дальнейшем применяются такие приёмы, как нахождение среди ряда предметных картинок таких, названия которых состоят из заданного количества слогов.

3) Нахождение на сюжетной картинке предметов, обозначаемых словами, содержащими заданное количество слогов.

4) Запоминание и самостоятельное называние слов, содержащих нужное количество слогов (без наглядной опоры).

5) Одним из упражнений может быть игра в лото. Детям раздаются карточки с изображением нескольких предметов. Дети закрывают картинки, название которых содержит указываемое логопедом количество частей (на начальном этапе работы над слоговым составом слов понятие «слог» следует заменять на «часть» ). Выигрывает тот, кто первым безошибочно выполняет задание.

6) В дальнейшем задача упражнений постепенно усложняется: логопед предлагает детям показать или назвать слова, в которых столько же слогов, сколько в слове дом, пила, малина и т.д.

Кроме того, работая над звукослоговой структурой слова, можно одновременно обучать детей отдельным грамматическим формам слова, а также построению фразы. В речевой материал для занятий необходимо включать притяжательные прилагательные – мамина, Вовина и т.д., слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -очк- в сопоставлении с основной формой именительного падежа единственного числа: Вова – Вовочка, лодка – лодочка и т.д. (при этом отрабатывались понятия «большой – маленький»); сопоставление единственного – множественного числа: белка – белки, сопоставление существительных в разных падежах: вот белка, нет белки, дай белку и т.д. Внимание детей обращалось на правильное произношение окончаний слов, на изменение значения слова в зависимости от изменения окончания.

От общего задания – отличить длинное слово от короткого – подводим ребёнка к следующему заданию, более конкретному и трудному – отличить ряд из двух слогов от одного слога. Желательно сделать это в игровой ситуации. При этом важно учитывать следующее: игра будет обучающей в том случае, если выполнение или невыполнение речевого задания будет непосредственно связана с выигрышем или проигрышем в игре.

Наше исследование показало, что для детей с общим недоразвитием речи характерны нарушения ритмической организации не только на уровне предложений, но также и на уровне отдельных слов, поэтому для воспитания представлений о ритмических структурах слов целесообразно использовать упражнения на отстукивание ритма хорошо известных детских песен (в доступной форме, на доступном материале). При этом логопед несколько раз напевает, и отхлопывал ритм этих песен, затем дети узнают эти песни только по их мелодии и ритму и сами подключаются к его воспроизведению.

В правильной организации контура слова большое значение имеет выделение ударного слога. Поэтому можно использовать виды работ, направленные на развитие этого умения, например, когда логопед читает детям несложное стихотворение, а дети при произнесении ударного слога выполняют совместно с логопедом какое-либо условное движение.

После того как дети научатся различать разные ритмы и слова различного слогового размера, а также воспроизводить неречевые ритмы (число отстукиваний), можно переходить к воспроизведению слоговых рядов.

2. Усвоение звукового строения слогов и их определённой последовательности.

Упражнения должны чередоваться с тренировкой чёткого произношения рядов гласных, которые в начальном периоде обучения выполняют роль скороговорок: произносятся сначала в обычном, а затем в ускоренном темпе, плавно и отрывисто (ауиауиауи).

Л.Б. Есечко подчёркивает необходимость уделения большого внимания на всём протяжении обучения на работу над гласными звуками в плане, как восприятия, так и произношения. Умение слышать и чётко артикулировать гласные является основой правильного воспроизведения количества слогов в слове. Одновременно упражнения в воспроизведении звукового ряда, тренирующие чёткое переключение от звука к звуку, предупреждают многочисленные ошибки уподобления и перестановок гласных звуков, отмечающиеся в речи детей с общим недоразвитием речи: «висилёк», «виласок» – василёк, «голоби» – голуби и т.д.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Виды работ, способы предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребёнка:

  1. сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  2. назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  3. наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со…);
  4. уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су…);
  5. чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са;
  6. чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы, о-са, о-со, о-су, о-сы, у-са, у-со, у-су, у-сы;
  7. запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, си-са-со, ca co -си, (аналогично - с ударением на каком-то слоге);
  8. повторение, чтение слогов со стечением согласных:
    ста, сто, сту, сты;
    аст, ост, уст, ист;
    а-ста, а-сто, а-сту, а-сты и т.п.
  9. «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;
  10. придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  11. «скажи наоборот» (игра с мячом): са-«ас»;
  12. беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных.

Во всех этих упражнениях на данном этапе обучения широко используются: отстукивание, ритмическое помахивание логопедом рукой в такт произношению, кивки головой, ибо всё это фиксирует внимание детей на количество слогов ряда.

На протяжении всего периода обучения проводятся упражнения, направленные на различение слов по их звуковому составу. При этом внимание детей обращают на то, как изменяется смысл слова при опускании отдельных слогов или изменении их последовательности. Для упражнений подбираются слова, отличающиеся одним слогом или его местом в слове: сок – песок, чай – чайка, насос – сосна и т.д.

3. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.

Следующей задачей в отработке звукослоговой структуры слова является устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.

Как отмечала Л.Б. Есечко, усвоению правильного произношения очень помогает звуковой анализ и синтез. Работа над воспитанием навыка расчленения слов на слоги и выделения ударного слога может быть начата только после того, как дети научатся определять место фонемы в слове по признакам «в начале слова», «в середине», «в конце». Наиболее широко этот приём применяется при усвоении правильного произношения закрытых слогов, слогов со стеченьями согласных. Такие упражнения опираются на навыки, которые формируются у детей в процессе подготовки к обучению письму и чтению.

Таким образом, конечным этапом этого отрезка работы является заучивание двусложных и трёхсложных слов из открытых слогов, отличающихся как разными гласными, так и разными согласными. Опорой в упражнениях на переключение является зрительное восприятие артикуляции логопеда.

Вначале логопед просит ребёнка сказать всё слово вместе с ним, по слогам. При этом он чётко артикулирует каждый слог и показывает ребёнку положение языка, губ для каждого из них. Это даётся для того, чтобы ребёнок мог потом лучше следить за артикуляцией логопеда. Затем то же повторяется с зеркалом. Ребёнок смотрит в зеркало и ставит язык, губы так, как объясняет ему логопед.

После этих предварительных объяснений начинаем, сопряжено с ребёнком, произносить всё слово, чётко артикулируя слоги. Затем (без перерыва) логопед переходит на беззвучное артикулирование слова, обращая и теперь внимание ребёнка на свою артикуляцию. Затем помогает ребёнку только взмахом руки в такт произнесению, что после многократного повторения оказывается достаточной опорой для произнесения слова.

Случается, что трудности переключения с одного слога на другой вызывает сокращение слова . Тогда бывает достаточно повторить с ребёнком такой же сложности звукослоговой контур из одинаковых слогов (например, при заучивании слова панама – мамама) и на фоне этого контура дать зрительный образ артикуляции заучиваемого слова.

В упражнениях на переключение артикуляционной позиции от слога к слогу мы применяем послоговое (расчленённое) произнесение слов.

4. Преодоление трудности стечений согласных.

После овладения ребёнком этими умениями – воспроизведение контура слова и переключение с одного слога на другой – становится возможным перейти к преодолению следующей трудности – стечении согласных.

Стечения согласных берутся вначале в середине слова , ибо в этом случае возможно распределение стечения между двумя слогами. Основная роль принадлежит артикуляционным упражнениям.

Для заучивания берутся слова: тыква, папка, утка, лента, ветка, туфли, кофта, тапки, нитка, копна, вафли, пальто, камни. Вначале надо проверить умение ребёнка произносить закрытые слоги и обучить их этому на словах (кот, мак, пух, ком).

Затем применяем тот же приём: послоговое произнесение двух слогов слова, при этом первый слог произносится логопедом (тык), а второй – ребёнком (ва).

При работе над стечением согласных также широко используется объяснение правильной артикуляции стечении и зрительная опора на артикуляцию учителя и свою в зеркале. Потом это упражнение можно провести с детьми: первый слог произносит более сильный ребёнок, другой заканчивает, а логопед указывает порядок произнесения, касаясь рукой то одного, то другого.

При отборе слов со стеченьями согласных в середине слова надо стараться, прежде всего, брать слова, где в стечении оба звука или второй является смычным (п, т, к ), ибо наличие такого звука позволяет резко разграничить один слог от другого: пап-ка, тап-ки, нит-ка, вет-ка.

При отработке стечении согласных в начале слова важно учитывать особенности последних. Так, например, сонорные звуки являются наиболее благоприятными в качестве второго компонента стечения, ибо они по артикуляции имеют сходство с гласными звуками и приближают стечение согласных к более лёгкой для ребёнка структуре прямого слога. Таковы некоторые этапы и приёмы, которые намечены нами при работе над стеченьями согласных.

5. Устранение перестановки слогов.

Затем наступает следующий этап в работе – устранение перестановки слогов. Этот вид ошибки появляется у детей лишь на определённом уровне овладения звукослоговой структурой слова. Поэтому и работа над последовательностью слогов возможна лишь на определённом этапе. Если ребёнка затрудняет даже переключение с одного слога на другой, то, конечно, не может быть и речи об установлении нужной их последовательности, пока это задание недоступно.

В работе над последовательностью слогов главный упор делается на слуховые упражнения, ибо в случае перестановок ребёнка затрудняет не произношение слогов, а именно порядок их воспроизведения.

Мы обращаем внимание ребёнка на то, что смысл слова меняется, если слоги меняются местами. Можно привести примеры таких слов, как гора – рога, лопата – палата, банка – кабан, сосна – насос, и показать соответствующие картинки. Объяснить, что если в слове сосна сказать сначала слог на, а потом слог сос, то получится совсем другое слово; следует показать, как перестановка слогов делает слово бессмысленным. «Так не говорят» – дети это хорошо воспринимают.

На этом этапе дети могут узнать, есть ли определённый слог в том или ином слове: «Ребята, послушайте, в каких словах есть му, поднимите руку, когда услышите му».

После того, как дети могут различить наличие и место слогов в слове, мы переходим к выделению их из слова и осознанному определению места слогов в слове. Сначала учим детей практически овладеть слогоделением. Логопед произносит всё слово по слогам, отхлопывая каждый слог, четко отделяя эти хлопки друг от друга. При этом говорит: «Вот мы разделили слово на части». Затем дети вместе с логопедом повторяют слово и также отхлопывают количество слогов. Если они не могут этого сделать, то логопед берёт их руки в свои и отхлопывает вместе с ними.

Деление слов на слоги можно облегчить ребёнку, если одну часть слова будет выделять педагог, а другую – ребёнок. Когда ребёнок научится подсчитывать число слогов в слове и выделять их последовательно, можно давать более сложные упражнения:

  • игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов);
  • игры на деление слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
  • деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;
  • ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);
  • разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;
  • разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;
  • «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;
  • «рассели животных по домам»: одноэтажный - кот, двухэтажный - лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома);
  • игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;
  • Придумать слова со слогом (па, ва, му и т.д.).
  • Придумать слова, состоящие из 1 (2, 3) слога.
  • Сложить слово из слогов, данных в нарушенной последовательности: ха, му; в качестве опоры предъявляется картинка.
  • Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (полено – колено, нитки – тапки, кофта – муфта).
  • Добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением
  • смысла слова (по показанной картинке).
  • объяснить значение слова пароход’, из каких 2 слов оно образовано;
  • исправить ошибку в словах: макало а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;
  • назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;
  • что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;
  • ребёнку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;
  • логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;
  • анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ - вниз, шил – сшил;
  • чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аорикадаора);
  • какие слова рифмуются, а какие - нет? Анализ количества слогов в них (рак - бак, зайка - зазнайка) и т.п.

В дальнейшем звукослоговая структура слов отрабатывается на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы:

  • заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах): Ша – ша – ша наша Маша хороша; Аш – аш – аш - дайте карандаш. Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи);
  • придумать чистоговорку самому: са-са-са-…;
  • заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи;
  • чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым, и т.п.

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию звукослоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии.

Вся работа над овладением звукослоговой структурой слова увязывается с усвоением отдельных звуков. Это выражается в том, что вся первоначальная работа по воспроизведению структуры слова ведётся только на сохранных звуках.

Одновременно с этой работой начинается и постановка звуков. При этом соблюдается строгая последовательность слоговых рядов и слов, которые используются для автоматизации звука. Так, нельзя давать для автоматизации нового звука слова со стечением согласных, если они не усвоены ребёнком на сохранных звуках.

Упражнениям по произнесению различных элементов слова всегда предшествует различение этих элементов. Кроме того, на разных этапах работы делается упор то на слуховые, то на артикуляционные упражнения. Если слуховой контроль у ребёнка необходимо развивать в случае перестановки и добавления слогов, то все случаи упрощения структуры слова требуют, прежде всего, артикуляционных упражнений.

Все этапы работы тесно переплетаются между собой. Так, если на трёхсложных словах мы ещё отрабатываем контур слова, то на двусложных словах уже начинаем работать над стечением согласных.

Все вышеприведённые упражнения направлены на то, чтобы максимально расчленить для ребёнка стоящие перед ним трудности. Так, последовательно отрабатываются все те элементы, которые вызывают у ребёнка затруднения (воспроизведение контура слова, переключение с одного слога на другой, произнесение стечении согласных и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агранович З.Е. Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей.// Проблемы патологии развития и распада речевой функции. Сборник статей. – СПб., 1999.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников. – М., 1990.
  3. Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе. // Дефектология, 1974 – №3.
  4. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. СПб., 1994.
  5. Логопедия / Л.С. Волковой -М., 1995.
  6. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов // Развитие мышления и речи у аномальных детей. –Л., 1963. С. 271-294.
  7. Ткаченко Т.Д. Логопедическая тетрадь. -СПб., 1998.
  8. Тумакова Г.А. Методы и приёмы работы при ознакомлении со слоговым составом слова // Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991. С. 62-80.
  9. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. -М., 1989.

Учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Голубева Елена Викторовна

Способы выделения ударного слога в разных языках раз­личны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей силой, длительностью и тембром - особым качеством входящих в него звуков.

При этом су­ществует сложная зависимость силы (интенсивности) и дли­тельности ударного слога главным образом от следующих двух факторов.

1. Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в сло­воформах пила, пиле, пилой или в словах вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но эксперименталь­но установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако мы безоши­бочно узнаем ударный слог, выделяя его как более силь­ный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести слово громче или тише. Но у каж­дого гласного есть собственная сила (интенсивность) и свя­занная с нею громкость. Она зависит от объема ротового и глоточного резонатора при артикуляции гласного, а сам этот объем связан со степенью раствора рта, т. е. с подъемом глас­ного, и с его рядом. Гласные узкие (верхнего подъема) [и], [ы], [у] обладают меньшей силой и громкостью, чем гласные со средним раствором рта (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый сильный и громкий. Гласные переднего ряда менее громкие, чем гласные заднего ряда, поэтому [у] громче [и], а [о] громче [э]. Таким образом, по нарастающей собственной силе, громкости гласные мож­но выстроить в ряд: [и]-[ы]-[у]-[э]-[о]-[а].

У каждого гласного есть и свой порог громкости, ударно­сти. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспри­нимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше этого порога удар­ности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимает­ся [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

2. Порог ударности у каждого гласного не постоянная величина, он меняется в зависимости от места ударения в слове. Существует следующая зависимость интенсивности (і) и долготы (t) гласного от места ударного слога в изоли­рованном слове: чем ближе место ударения к началу сло­ва, тем больше интенсивность гласного и меньше его долго­та; чем ближе место ударения к концу слова, тем меньше интенсивность гласного и больше его долгота.

На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, после и перед паузами начало и

конец фразы и фонетической синтагмы (независимо от того, какой там гласный, безударный или ударный) выделяются особенно сильно: начало - особенно высокой интенсивно­стью, конец - особенно большой длительностью.

Таким образом, при общем правиле: ударный гласный сильнее и длительнее безударных - конкретные ударные гласные в конкретных положениях в слове и фразе могут оказаться слабее и короче безударных. Но совокупность ука­занных выше закономерностей все равно покажет слушаю­щим, где в слове ударный слог.

Выделяет ударный слог еще одна особенность ударных гласных: они характеризуются особым тембром. Напри­мер, в предложении Вот брат взял нож ударение воспри­нимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясня­ется это, в частности, тем, что [о] в словах вот, нож и [-а] после мягкого согласного в слове взял [вз’ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных сло­гов, а у [а] в слове брат отсутствует редукция.

Ударность и безударность - это свойство не только глас­ного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние (коартикуляция) гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в без­ударных слогах.


Самое обсуждаемое
Основные направления совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности предприятия Основные направления совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности предприятия
Культура славянской древности Культура славянской древности
Токарь - это кто? Профессия токарь. Токарь Перспективы и карьера Токарь - это кто? Профессия токарь. Токарь Перспективы и карьера


top