Развитие творческого мышления дошкольном возрасте. Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста. Чтобы было креативненько

Развитие творческого мышления дошкольном возрасте. Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста. Чтобы было креативненько

Все взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в другое сажать рассаду, в третье - пропалывать земельный участок, очищая его от сорняков, и поливая растение. Есть также время сбора спелых и сочных плодов. Ни у кого, ни вызывает сомнения, что 5 дней назад посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в «сад жизни» ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью, надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у которого ствол-то еще не крепок.

Некоторые «заботливые» родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.

Конечно, все дети счастливы, когда получают знание (правда, пока они не начали учиться в школе), но взрослым необходима мудрость, чтобы точно определить, какие именно знания нужны ребенку. Среди знаний есть много ненужных, лишних, есть знания несвоевременные, а есть просто вредные. А знаете, что произойдет с ребенком, если попытаться «ускорить» его рост, постоянно подтягивая за верхушку? Правильно, через некоторое время корешки повиснут в воздухе. В возрасте 2 - 3 лет ребенок только начинает познавать жизнь. Всем детям свойственно наблюдать, узнавать и делать собственные выводы о том, как устроен мир. Конечно, ребенку в это необходима помощь взрослого. Но часто эта помощь превращается в «медвежью услугу». Известно, что возраст с 3 до 6 - это возраст «почемучек». Дети занимают родителей вопросами о том, как все устроено и почему именно так .

Если до наступления этого возраста научить ребенка читать, значит, он не задаст многих из этих вопросов, прочитав готовый ответ в книге.

У ребенка, который научился читать раньше, чем думать мышление формализируется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию. Такой ребенок уже не будет думать и размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а станет поглощать да не знания, а готовую информацию из книг. Еще страшнее, что так убивается в детях способность к удивлению, то есть снова творчества. Такой ребенок никогда уже не будет искренне восхищаться трелями серой пташки и никогда не будет удивляться сказочному волшебству весенних превращений. Еще абсурднее ситуация станет в школе. Шестилетний ребенок совсем недавно теребил маму и папу за рукав, требуя объяснений: почему, зачем и для чего? Но как только он переступит порог школы, вопросы начнет задавать уже не он, а взрослая тетенька - учительница .

Что может ответить учителю ребенок? Только то, что услышал от этого учителя или прочтя учебник. Куда же исчезают вопросы ребенка? Увы, им уже нет места в его жизни. Потом взрослые скажут: «Его (ее) ничем не удивишь». Но откуда же взяться удивлению если его изгнали? А где желание познавать, так свойственное детям? И оно изгнано. А вы говорите: где творчество? В конечном итоге, может быть убито и оно.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Мы можем не мешать и даже помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и стараниям он станет гением, по меньшей мере самонадеянно. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Но о какой бережности мы говорим, если весьма привычно для взрослых неуважительное отношение к детям! Иначе откуда берутся такие слова: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказал (ла)!», «Вот я до тебя доберусь!» .

Поэтому надо строить, таким образом, отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт - выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:

Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;

Остановить развитие его уникальных способностей;

Заглушить проявление индивидуальности;

Привести к неправильному выбору в жизни .

В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:

Первый путь - приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству.

Второй путь - ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен .

Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое подменяться частным и мелочным.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

Второй этап - индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило .

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

Третий - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый - этап мастерства. На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы .

Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

На первом этапе ребенок тянется за родителями;

На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;

На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов - рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих .

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действительное. Мышление рождается из действия. В младенчестве и в раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы - представления. Чаще всего дети представляют наглядный зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действительным .

Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

Четкое и ясное представление образов предметов;

Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов .

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку дошкольного возраста рассказать сказку о докторе, который, уходя в больницу, попросил чернильницу посторожить его дом, то ребенок с этим согласится, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соответствует с реальными свойствами чернильницы. Часто дети предлагают более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.п.

Причинное мышление. Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д.

Наглядно-действительное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложные осмыслить причинно-следственные связи.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить нужно, отвлечься от второстепенного случайного. Поэтому причинное мышление связано с выпадом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. К примеру, дошкольники объясняют окончание дня наступлением ночи, то есть воспроизводят временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени суток вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели Солнечной системы .

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этом этапе выдвижение гипотезы может показаться глупым, нереальным и будет отброшено. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.

Чтобы стимулировать творческую активность, и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Эвристическое мышление. По мере взросления, дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. .

Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучения мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию.

В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки не сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя это может привести к «застряванию» на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые эвристическими .

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

«Развитие креативного мышления у дошкольников

средствами игры»

Абсурд" href="/text/category/absurd/" rel="bookmark">абсурдными или невероятными.

Что такое творческое (креативное) мышление ?

Психологические составляющие творческой деятельности в свете современных научных исследований:

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ его разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.


Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника

Возраст детей: 5-7 лет.

Задача, стоящая перед родителями:

Сформировать у детей следующие умения:

– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

– составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.

Основной принцип для родителей в воспитании ребёнка:

– поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

Великан" href="/text/category/velikan/" rel="bookmark">великана , чем бы ты стал отмерять следующие продукты:

– мука для оладий,

– молоко для питья,

– масло для оладий,

– яйца, соль, перец.

Сколько бы ты взял каждого продукта?

11. Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).

12. Игра «Вывод»

– Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?

– Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?

Это надо знать родителям:

Отличительные черты одарённых детей:

1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.

7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.

8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

9. Обладают отличным чувством юмора.

10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

1.2 Особенности творческого мышления дошкольников

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [Годфруа, 1992: 435–442.]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [Лук, 1978: 125.]

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [Кудрявцев, Синельников, 1995 №9: 52–59, №10:.54–55].

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [Ефремов, Уникон-ТРИЗ.].

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

1.3 Условия развития творческого мышления дошкольников

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита [Дьяченко, 1994:.123] и Л. Кэррола [Ефремов, Уникон-ТРИЗ: 38–39], мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программа направлена на развитие творческого мышления и воображения у старших дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры. Игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. В своих играх дети старшего дошкольного возраста учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Воображение старших дошкольников - это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

Программа разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л.С. Выготского, научных идей С.Л.Рубинштейна, ТРИЗ, РТВ Г.С. Альтшуллера, концепции развития креативности Гилфорда, Торренса.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

В течение ряда лет в дошкольном учреждении имеется постоянный запрос от родителей на проведение таких развивающих занятий.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Образовательная цель курса: развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.

  • Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.
  • Развитие воображения и фантазии.
  • Развитие качеств творческого мышления старших дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

Ожидаемые результаты: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Концептуальные компоненты программы

С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о “строительстве человека”. Именно в творчестве находится источник для самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.

Л.С.Выготский сформулировал три закона РТВ.

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. РТВ разрешает все - быть всемогущим волшебником, пренебречь любым законом природы, создать новый закон, распрямить радугу - кроме безнравственного.

Изучению различных вопросов теории изобретательства посвящены исследования Г.С. Альтшуллера, И.М. ,Мурашковской, Ю.С. Мурашковсого, А.А.Нестеренко, М.С. Сидорчук, СВ., Н.Н. Хоменко и др Большие возможности открывает использование теории решения изобретательских задач, которая предоставляет для этого определенный инструментарий.

Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление.

Гилфорд предложил рассматривать три основные характеристики творческой личности - оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.. Креативные дети - фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях.

Гилфорд различает дивергентное и конвергентное мышление:

  • дивергентная продукция - поиск и генерирование новых информационных объектов;
  • конвергентная продукция - поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.

При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

2. Принцип открытости.

Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.

3. Принцип деятельности.

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.

4. Принцип обратной связи.

Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.

5. Принцип интеграции.

Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.

6. Принцип личностной ориентации.

Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.

Формы, методы работы

Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий. Позиция педагога-психолога – недириктивная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.

Основные формы работы с воспитанниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм. Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Импровизации дают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний.

Критерии и показатели эффективности психолого-педагогических воздействий

В нашей программе мы опираемся на критерии, установленные в исследованиях Гилфорда.

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Формы, методы, сроки диагностики (Приложение 3)

Диагностика проводится два раза: входящая и итоговая. Процедура диагностики проходит в виде игровых упражнений.

Тесты проводятся в группе. Для того чтобы избежать беспокойства детей и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Эти занятия проводятся в игровой форме.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим детей предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Данная батарея тестов составлена на основе батареи, предложенной Е.Туник несколько сокращена для реализации данной программы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С помощью данных субтестов изучается:

  • вербальное творческое мышление (1, 2, 3)
  • образное творческое мышление (5, 6, 7)

Организационно-педагогические условия

Программа реализуется в условиях дошкольного учреждения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 0,5 часа. Для проведения занятий должна быть создана необходимая материально-техническая база: отдельное помещение для группы детей 6-8 человек, методическое оборудование (игрушки, наглядные пособия и картинки, фланелеграф), принадлежности для творчества (цветная бумага, картон, краски, пластилин, клей, различные природные и бросовые материалы), шаблоны, картинки для раскрашивания, книги об окружающем мире, сказки

Программа рассчитана на весь учебный год, 68 часов.

Требования к квалификации педагога

Занятия может проводить педагог-психолог или педагог дополнительного образования, владеющий основными методиками ТРИЗ-педагогики, технологиями развития креативности, приемами развития фантазии и воображения.

  • Учебно-тематическое планирование (Приложение 1)
  • Содержание программы (Приложение 2)
  • Пакет диагностических методик (Приложение 3)

Литература

1. Альтшуллер Г. С. Изобретатель и рационализатор. 1981. № 1, 3, 4, 5, 9.// Патентное бюро фантастики.

2. Альтшуллер Г. С. К истории курса по РТВ. 1982.

3. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1989.

4. Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. Новосибирск, 1991.

5. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, т. 2.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

7. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.

8. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.

9. Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картинке /Мурашковска И.Н. "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm ;

10. Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm ;

11. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.

12. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.

13. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. “Проблемы общей психологии”. М., Педагогика, 1973.

14. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. "Обучение составлению творческих рассказов по картине" http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm

15. Сидорчук Т. А., Ардашева Н. И. Истории проЕ Пособие по РТВ для воспитателей и учителей начальных классов. Ульяновск, 1993.

16. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" http://www.trizminsk.org/e/23209.htm

17. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.

18. Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.

19. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. Московский психологический журнал. №10.

20. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.

21. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

22. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.

Литература для воспитателей и родителей

1. Альтов Г. И тут появился изобретатель... - М, 2000 г.

2. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - МН., Беларусь,1994 г.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Петрозаводск, 2003г.

5. Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих - http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02

6. Березина В. Г. Воспитание чудом - http://www.trizminsk.org/e/25021.htm

7. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель - СПб: Издательство Буковского, 1995 .

8. Сайфутдинов А.Ф. Открой в себе талант - http://www.trizminsk.org/e/2500700.htm

9. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (краткая справка)

Мы определили уровень развития «образной креативности» у детей старшего дошкольного возраста и показали необходимость развития отдельных её показателей индивидуально у каждого ребенка.

Для того, чтобы определить, влияет ли использование специальных игр, упражнений и создание определенной предметной среды на развитие креативности, был проведен формирующий эксперимент. В процессе эксперимента в микросреду вносили следующие изменения :

  • а). регламентацию поведения понижали путем консультативно - тренинговой работы с воспитателями и родителями;
  • б). информационную обогащенность микросреды повышали за счет преподавания педагогами - специалистами разных предметов, актуализирующих творческие способности.

Для формирующего эксперимента мы разработали игры и специальные упражнения, направленные на развитие креативности при ознакомлении с элементами геометрии на базе программы «Развитие» с парциальным применением технологии ТРИЗ.

Основные цели и задачи которых были следующие:

  • 1. Развивать творческое воображение
  • - пластичность
  • - подвижность
  • 2. Развивать образную креативность
  • - беглость
  • - оригинальность
  • - разработанность
  • - абстрактность названий
  • - замыкание
  • 3. Учить решать задачи творческого характера
  • 4. Развивать умение сочинять математические сказки, используя двигательную и наглядную модели.
  • 5. Разработать алгоритм создания новых развивающих игр, используя прогрессивные педагогические технологии (ТРИЗ, Никитина, Воскобовича, Михайловой).
  • 6. Воспитывать качества, необходимые творческой личности:
    • - целенаправленность
    • - смелость решения
    • - способность принимать нестандартные решения
    • - высокую работоспособность
    • - умение отстаивать свои решения
    • - коммуникабельность
    • - навыки общения в коллективе
    • - объективно оценивать свои и чужие решения

Для решения вышеназванных задач был разработан специальный комплекс игр и упражнений (приложение № 1) и рекомендации по организации развивающей среды (приложение № 2).

Мы использовали потребности детей в осмысленном движении при ознакомлении с элементами геометрии, развивая при этом творческое мышление. Обучение математике в раннем возрасте, по нашему мнению, надо начинать с геометрии, так как она развивает ассоциативное мышление, которое является основой творческого мышления (51,стр. 16).

На занятиях и в совместной деятельности дети знакомились с элементами геометрии и закрепляли знания о геометрических фигурах.

Дети знакомились с различными видами линий, точкой пересечения, учились различать контурную и силуэтную модели треугольников.

Такие занятия развивают пространственное воображение, творческое мышление, дети фантазировали, когда рисовали любые фигуры, которые замыкались в замкнутую линию.

  • 1. Конспект № 1 «Линии пересекаются. Точки пересечения».
  • 2. Конспект № 2 «Штриховка горизонтальными линиями».
  • 3. Конспект № 3 «Веселое путешествие».
  • 4. Конспект № 4 «Наклонная линия».

Мы постарались привлечь к работе родителей. Например, для родителей с низким уровнем образной креативности провели консультацию «Геометрические фигуры для развития творческого мышления» (Приложение № 3), которая посвящена играм, развивающим воображение. Родители поняли, что творческие способности ребенка раскрываются благодаря работе над развитием воображения с раннего возраста.

В группе также была оформлена папка - передвижка «Линии пересекаются. Точка пересечения» (Приложение № 4). Совместно с детьми были придуманы тетради «Сказки из теремка» с блоками - рамочками для составления наглядных моделей.

Сначала дети сочиняли сказку, используя двигательную модель, затем составляли наглядные модели.

«Сказка про точку, которая жила в стране Геометрии» (Марина Я.).

Жила была точка в стране Геометрии. Пошла она гулять и встретила ещё одну точку, они подружились и пошли гулять. По дороге им встретился круг, и они стали жить в нем, превратившись в глазки. Но им не хватало точки - ротика и линии - носика. Встретить им их помог волшебник и получился человечек.

«Сказка про линию» (Настя К.).

Жила была прямая линия, пошла она гулять, но на пути стоял лес, линия стала пробираться через лес и зацепилась за ветки, изогнулась и стала волнистой. Вдруг она увидела ёжика, испугалась, свернулась в клубок, и превратилась в спираль.

Дети с низким уровнем образной креативности вначале отказывались сочинять сказки, с ними провели серию занятий и игр на развитие творческого воображения. «Дорисуй круг так, чтобы получился какой либо предмет» (Таблица № 5), «Дорисуй картинку» (Таблица № 6), «Подумай, на что похожи фигурки? Дорисуй» (Таблица № 7), «Преврати фигуры в интересные предметы» (Таблица № 8), «Придумай узор для ковриков» (Таблица № 9), «Найди фигуры, изображенные в квадратах» (Таблица № 10).

Дидактическая игра «Собери бусы» (Таблица № 11) формирует у детей умение видеть закономерность и продолжать её, развивая системность мышления.

Очень нравиться детям решать математические сказки:

  • - «Торбочка - самобранка» (Таблица № 12),
  • - «Старик и волк» (Таблица № 13),
  • - «Кот - серый лоб, козел да баран» (Таблица № 14),
  • - «Череп - терем» (Таблица № 15).

У детей со средним и низким уровнем развития образной креативности вызывало затруднение решение задач творческого характера и решение геометрических задач (Таблица № 16), так как у них развита шаблонность мышления. Целью таких занятий было помочь в развитии не шаблонности мышления, умении решать задачи творческого характера на сказочном материале.

Очень часто мы играли с детьми в игру «Да - нетку», автор игры Лучо Ломбардо Родиче писал: «это одна из самых плодотворных игр с точки зрения интеллекта и культурного багажа». В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащать речевую практику.

Сначала дети познакомились с алгоритмом отгадывания, затем мы загадывали какой-нибудь предмет, или геометрическую фигуру, а дети, используя схему вопросов, отгадывали её.

Дети низкого уровня испытывали трудности, задавали неточные вопросы, с ними занимались дополнительно.

Главное правило в нашей работе: «Ни какой критики!», это позволяло застенчивым детям (Арсению, Маше) проявлять инициативу. Применение на занятиях «мозгового штурма» дает детям возможность говорить, что только придет в голову, и всегда, чей то ответ служит ключевым к решению проблемы.

Используя этот метод, нам легко было поддерживать малоактивных детей, обратив внимание на их ответы.

Дети учатся кратко и четко выражать свои мысли, не повторять ответы товарища, а это развивает творческий стиль мышления.

Нам очень нравиться использовать на занятиях и в совместной деятельности фантастические гипотезы:

«Что было бы, если бы …?»

«Гипотеза » - писал Новалисс - «подобна сети, забросишь её, и рано или поздно что - нибудь, да выловишь». Например: «Что было бы, если бы ты попал в страну Геометрию», или «Что было бы, если бы на земле все стало круглым, квадратным?»

С детьми высокого и среднего уровня проводили упражнения «Точка» (Таблица № 17), «Комбинирование» (Таблица № 18), дети придумывали различные предметы, проявляя творчество.

Используя прием «синектики » предлагали детям отождествлять себя с различными предметами (например игра «Пантомима», игры на эмпатию). Дети изображали различные геометрические фигуры, разные виды линий: прямая, дуга, волнообразная, спираль, окружность.

Закреплять знания о линиях и развивать воображение помогали такие упражнения: «Назови линии, изображенные в квадратах» (Таблица № 19), «На какие геометрические фигуры разделены квадраты» (Таблица № 20).

Развивать творческое мышление, логику и пространственное воображение помогают игры: «Колумбово яйцо» (Таблица № 21), «Монгольская игра» (Таблица № 22). Затем в самостоятельной деятельности дети придумывали различные предметы и фигуры (Таблица № 23). Дети с низким уровнем сначала с трудом придумывали предметы, но после предварительной работы стали лучше справляться с заданием.

Игра «Поиск девятого» хорошо развивает внимание, мышление, пространственное воображение (Таблица № 24).

Используя алгоритм подбора и создания развивающих игр (Таблица № 25), который был нами составлен, мы разработали ряд игр, используя педагогическую технологию ТРИЗ.

  • 1. «Учимся моделировать » - развивающая игра, метод - «Моделирование маленькими человечками» (Таблица № 26).
  • 2. «Юный изобретатель » - развивающая игра, метод - «Морфологический ящик» (Таблица № 27).
  • 3. «Страна Фантазия » - развивающая игра, метод - «Произвольный префекс» (Таблица № 28). Игра учит детей словотворчеству, исследованию возможностей слов, стимулирует речевую свободу (например «Замкруг - кто это?» или «Биотреугольник», «Полуквадрат»).
  • 4. «Найди родню квадрату » (Таблица № 29) - развивающая игра, помогающая расширить словарный запас, развивать творческое воображение, фантазию, учит находить сравнения и моделировать свойства объекта. Дети находили родню квадрату - это подушка, стол, кубик.
  • 5. «Придумывание новых геометрических фигур » - развивающая игра, метод - «Фокальные объекты» (Таблица № 30). Дети придумывали, какой это мягкий треугольник, лысый треугольник и т.д. Дети пытались найти объяснение, смеялись, удивлялись неожиданным свойствам треугольника.

Дети с высоким уровнем образной креативности с удовольствием сочиняли сказки методом «Каталога»

Сочинение математической сказки методом «каталога».

«Как шар подружился с окружностью»

Цель:

  • 1. Учить детей связывать в одну сюжетную линию наугад выбранных героев и действия;
  • 2. Развивать креативное мышление и творческое воображение;
  • 3. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Методы и приемы:

Метод каталога, мозговой штурм, поощрение.

Материал:

Книга В.Г. Житомирской, Л.Н. Шеврин, «Путешествие по стране геометрии», М. 1996., лист бумаги, ручка.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре кто где хочет или на мягких геометрических фигурах. Педагог должен использовать правила, союзы, местоимения или слова, которые невозможно связать, можно отступить на одно, два слова вправо, влево, вверх, вниз. Сегодня мы будим сочинять сказку, героев которой мы пока не знаем. Попробуем узнать о них с помощью этой книги. Каждый из вас поочередно будет указывать пальчиком на любое слово. Итак…

  • - Жил - был кто? «Шар»
  • - Какой он был? «Лучей»… «У него было много лучей, то есть он был похож на «морского ежа» или на «Солнышко»»
  • - Жил был кто, плохой герой? «Окружность»
  • - Какая она была? «Оригинальная»… «То есть необычная, она вся сверкала и была похожа на радугу. И так, сверкая, она ослепляла всё вокруг, в том числе и шар, который был похож на морского ежа»
  • - Кто помог ему? «Карандаш»… «Он разделил окружность, и у неё стало два конца, то есть она превратилась в скакалку. И шар стал скакать на скакалке».

Дети пересказывают сказку и придумывают название («Как шар подружился с окружностью»).

Почти все задания давались детям в продуманной игровой мотивации, широко использовались пальчиковые игры из сборника «Через игру к творчеству» (Т.В. Ляшко, Е.И. Синициной).

Описанная выше работа способствовала развитию творческого воображения, креативного мышления, целенаправленного творчества. Для точности нашего предположения о том, что разработанные специальные игры и упражнения способствуют развитию креативного мышления, было произведено контрольное обследование детей.


Самое обсуждаемое
Омар Хайям: И лучше будь один, чем вместе с кем попало Омар Хайям: И лучше будь один, чем вместе с кем попало
Сочинение на тему: «Как я провел(а) весенние каникулы Как я проведу весенние каникулы Сочинение на тему: «Как я провел(а) весенние каникулы Как я проведу весенние каникулы
Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века Форма офицеров русской армии начала 18 века Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века Форма офицеров русской армии начала 18 века


top