Алекси́й, Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец Митрополит всея руси алексий

Алекси́й, Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец Митрополит всея руси алексий

Святой Алексей (родился в 1292 или 1300 – умер 12 февраля 1378) – митрополит всероссийский (1354-1378). Отец его, черниговский боярин Фёодор Бяконт, переселился в Москву со своей разорённой родины при князе Данииле Александровиче . (Боковыми ветвями рода Бяконта стали потом знатные семьи Плещеевых, Игнатьевых и Жеребцовых). Старшего сына боярина Фёдора звали Елевферием, крёстным его отцом стал сын князя Даниила, Иван (впоследствии – князь Иван Калита). В юности Елевферий проявил большие способности в учении и склонность к уединенно-созерцательной жизни. На 20-м году жизни Елевферий постригся в московском Богоявленском монастыре под именем Алексея (Алексия) и поступил здесь под руководство опытного старца Геронтия. Через 20 лет монашеской жизни и книжной подготовки инок Алексей выступил на общественное поприще. Тогдашний митрополит Феогност , вероятно, по совету его друга Стефана , брата Сергия Радонежского и княжеского духовника, поручил Алексею заведовать судебными делами церкви. Эту должность он исполнял 12 лет, изучив за это время греческий язык. 6 декабря 1352 г. Феогност посвятил Алексея во епископа Владимирского. В следующем 1353 г. скончались от моровой язвы («чёрной смерти», ходившей тогда по всей Европе) митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый , заповедав перед смертью передать митрополичью кафедру Алексею.

Алексею пришлось вынести борьбу за митрополичий престол с другими кандидатами: Феодоритом, рукоположенным в этот сан болгарским патриархом, и Романом, посвященным в Константинополе по проискам некоторых удельных князей, не желавших возвышения Москвы . Вследствие этого Алексею пришлось два раза ездить в Константинополь, где патриарх Калласт утвердил его «архиепископом Киева и великой России с титлом всечестного митрополита и экзарха». Устроив в России церковные дела, пришедшие вследствие моровой язвы и удельных распрей в крайнее запущение, Алексей принял горячее участие в политическом благоустройстве своей родины, страдавшей от татарского ига и усобиц. С опасностью для жизни он два раза ездил в Золотую Орду . В первый раз, в августе 1357 г., митрополит излечил там слепую Тайдулу – жену хана Джанибека . Во второй раз он был в Орде в 1358, когда «добрый хан» Джанибек скончался, и его место занял свирепый Бердибек, убивший при воцарении 12 своих братьев. По словам летописи, «многу истому приим святитель Алексей от татар в это время» и только «с Божиею помощию и пречистою его Матере молитвою цел и здоров от насилья поганых возвратился на Русь». Однако митрополиту удалось не только умилостивить свирепого Бердибека, собиравшегося снова опустошить Россию, но и выхлопотать от него ярлык для охраны русского духовенства и его освобождения от сборов и налогов.

Митрополит Алексей (Алексий) Московский, икона. Ок. 1690-х гг.

С января 1358 по июнь 1360 г. Алексей прожил в разоренном Киеве, занимаясь восстановлением церквей и монастырей. С 1359 г., со смертью великого князя Ивана II Красного , святитель сделался опекуном его 9-летнего сына Дмитрия (потом названного Донским). Митрополит помог мальчику-Дмитрию получить в 1362 г. ярлык на великое княжение вместо суздальского князя Дмитрия Константиновича , который в 1359 на три года завладел этим титулом, отняв его у Москвы. Митрополит Алексей всячески содействовал укреплению московского главенства над Северо-Восточной Русью. Смиряя в пользу Москвы строптивость удельных князей, он не останавливался перед решительными мерами, вплоть до закрытия церквей, как это сделал по его поручению Сергий Радонежский в Нижнем Новгороде во время распри тамошних князей с москвичами. Вместе с тем митрополит деятельно занимался постройкой монастырей. В 1361 г. он основал в Москве женский Алексеевский монастырь; в том же году на берегу Яузы – монастырь во имя нерукотворенного образа Спасителя, где первым настоятелем был ученик преподобного Сергия - Андроник, отчего монастырь получил название «Спасоандрониевского». В 1362 г. митрополитом был основан Владычний монастырь в трёх верстах от Серпухова, в 1365 г. – восстановлены два древних монастыря – Благовещенский в Нижнем Новгороде и Константино-Еленский во Владимире.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.

Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей". С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского . Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха". На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов - в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители - Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).

Святитель Алексий достиг глубокой старости - 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

Святитель АЛЕКСИЙ, митрополит Московский и всея России, чудотворец (†1378)

Митрополит Алекси́й (в миру Елевферий Фёдорович Бяко́нт) родился между 1292—1305 годами в Москве в знатной семье Фёдора (по прозвищу Бяко́нт) и его жены Марии, выходцев из Черниговских бояр Колычевых. Боярами были его младшие братья — Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых, и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича - княжич Иоанн, будущий великий князь Московский, носивший постоянно с собой мешочек с деньгами для раздачи милостыни, за что и был прозван Калита (т. е. “мешок с деньгами”).

На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей" . С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком.

Примерно до 40 лет Алексий вёл монашескую жизнь. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, старший брат преподобного Сергия Радонежского, с которым они вместе пели на кли?росе и духовно любили друг друга.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского, в то же время святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах. Митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. При занятиях судебными делами святитель коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году.

Митрополит Феогност и великий князь Иоанн Иоаннович положили, на общем совещании, быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной». В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха".

На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. По этому обету был создан Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени первого игумена монастыря). Святитель, обращаясь к преподобному Сергию, говорил: «Хочу, чтобы ты уступил мне одного из учеников твоих» . И преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители.

Святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду.

Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил Тайдулу, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно, не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры".


Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу. Капков Я. (1816-54).

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра, и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя возгорелась сама собой. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее, и отправился в Орду. Еще до его прибытия Тайдула видела святителя во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную им от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой ханшу, и та тотчас прозрела. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно нему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. Ханша Тайдула пожаловала также святителю земельный участок в Московском Кремле, на котором в 1365 году святитель Алексий заложил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех и основал при нем . Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день празднования чуду в Колоссах (6/19 сентября). Святитель со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию.



Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии Донском, которого взял под свою опеку. Много пришлось святому владыке потрудиться в деле примирения строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Возможностью нового подъема Московское княжество и его династия во многом обязаны святителю Алексию. Он был первым руководителем и помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. В итоге, благодаря усилиям святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского и благоверного великого князя Димитрия Донского вокруг Москвы сплотилось большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

Святитель Алексий способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области: Спасо-Андроникова (1357), Чудова (около 1365) и Симонова (между 1375 и 1377) монастырей ; по его благословению в 1360—1362 гг. был основан Введенский Владычный в Серпухове монастырь , возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский. Монастырское предание приписывает ему также создание Алексеевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (около 1358). Он же подал совет великому князю Дмитрию Иоанновичу построить на Москве каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятеля.

Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть своим преемником преподобного Сергия, игумена Радонежского, которого нередко посещал и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел.


Он вызвал к себе в Москву Преподобного и среди беседы приказал принести золотой «парамандный» крест, украшенный драгоценными каменьями. Своими руками святитель возложил на Сергия золотой крест, «как бы в знак обручения святительского сана», однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви преподобного Сергия как «игумена всей Русской земли», и отпустил его с миром в обитель.

Перед смертью заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарём собора в Чудове монастыре. Скончался 12 февраля 1378 года «в заутренюю годину». По настоянию великого князя Димитрия Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря. Сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича.

Местное почитание святителя Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни великого князя Димитрия Иоанновича. Свидетельством этого служит воздух сшитый в 1389 году княгиней Марией, вдовой великого князя Симеона Иоанновича Гордого, изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе которых четыре русских митрополита: Максим, Петр, Феогност и Алексий.

Митрополит Алексий был канонизирован в лике святителя через 50 лет после смерти. Его м ощи были открыты 20 мая 1431 года, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного. При раке святителя Алексия в Чудовом монастыре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу святителя Алексия в Чудовом монастыре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы.

В XVI веке, когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, святитель Алексий начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей.

После уничтожения в 1929 году всего комплекса построек Чудова монастыря мощи святителя Алексия находились в музеях Московского Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы Русской Православной Церкви и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове , где и покоятся до настоящего времени.

Рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святителю Алексию:
О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. А минь.

Тропарь, глас 8-й:
Яко апостолам сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений и граду твоему великое утверждение.

Кондак, глас той же:
Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, новаго чудотворца Алексия, верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, служителя же и учителя премудра земли Российстей. Днесь в память его притекше, радостно возопиим песнь богоносному: яко имея дерзновение к Богу,

На фото: Святитель Алексий, митрополит Московский. Фрагмент росписи .

В пребывают мощи святителя Алексия, митрополита Московского, великого .
Святитель Алексий митрополит Московский , весьма почитают этого , сыгравшего важнейшую роль в древней истории России.

Митрополит Алексий Московский родился в Москве на рубеже XIII—XIV веков в видной боярской семье и в крещении получил имя Симеон. Крестным отцом его стал молодой княжич Иоанн, будущий . Впоследствии крестному отцу и его крестнику суждено вывести родной город на первые роли на Руси, сформировав именно здесь объединительный центр раздробленной страны, стонавшей под чужеземным игом.

Во сне будущий Митрополит Алексий Московский услышал голос, молвивший, что тратит отрок время на труды пустые, ловя птиц, в то время как его предназначение — «ловить людей». С тех пор и стал Елевферий часто бывать в церкви.

Святитель Алексий уже в 19 лет принял монашеский постриг от старшего брата преподобного игумена Стефана. Произошло это в Богоявленском монастыре, тогда являвшемся загородным, а ныне находящемся в самом центре столицы, на территории Китай-города.

Монах Алексий отличался прекрасными способностями, и, достигнув сорокалетнего возраста, он стал считаться официальным преемником престарелого митрополита Киевского Феогноста. Надо заметить, что титул «Киевский» к тому времени носил уже чисто номинальный характер, а митрополиты с 1325 года жили в Москве.

Святитель Алексий отправляется в Константинополь

В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь, где в те времена русские первосвятители проходили процедуру их утверждения. Вселенский Патриарх одобрил его выдвижение в митрополиты в виде исключения — тогда еще большинство русских предстоятелей Церкви выбирались из греков. Патриарх Константинопольский Филарет возвел Алексия в сан митрополита Киевского и всея Руси.

На обратном пути из своего второго путешествия в Константинополь (предпринятого для разрешения спора с отделившейся от Киевской митрополии Литовской митрополией) святитель Алексий попал в сильную бурю и дал обет в случае спасения основать в Москве обитель. Так в столице появился прославленный впоследствии Спасо-Андроников монастырь.

Вернувшись на Русь, митрополит Алексий действовал энергично — ставил новых епископов, боролся с внутрицерковными нестроениями, собственными деяниями показывал пастве пример христианской жизни. Именно при нем резиденция русских митрополитов была перенесена из Киева на северо-восток страны.

Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу


В Москве к тому времени митрополит Алексий пользовался огромным влиянием и фактически был соправителем государства. Именно по его почину в 60-е годы XIV века началось строительство , бывшего до той поры деревянным. Помимо Спасо-Андроникова, святитель благословил основание знаменитых Чудова и Симонова монастырей в Москве, а также Введенского Владычного монастыря в Серпухове, способствовал введению практики общежительных обителей, которые в эту эпоху в разных точках страны основывали ученики преподобного Сергия Радонежского.

После смерти князя московского Ивана II

После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.

Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.

В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:

«О владыко! Ты даровал нам житие мирное, чем изъявим тебе свою признательность?»

Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель

Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом. Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями. Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.

В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в , бывший до восстановления кафедральным собором Москвы.

Большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия

Есть сведения о том, что большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия. Через два года после революции верующие из Братства святителя Алексия обратились к председателю Совнаркома с просьбой отдать им мощи митрополита из Чудова монастыря:

«Молю святителя Алексия — этого святителя любви — чтобы он коснулся Вашего сердца, и Вы, исполнив нашу просьбу, сделаете 3 тысячи человек, членов нашего братства, бесконечно счастливыми»

— говорилось в обращении, написанном членом Братства, сотрудницей отдела здравоохранения Московского губернского совета депутатов Марией Ивановной Свет. На обращении имеется резолюция:

«Т. Курский! Прошу не разрешать вывоза, а назначить вскрытие без свидетелей. Ленин».

А еще через три года серебряную раку с мощами святителя вообще разобрали на части. Гроб со святыми останками митрополита Алексия Московского после разрушения Чудова монастыря перенесли в , а уже после Великой Отечественной войны — в Богоявленский собор в Елохове.

Мощи святителя Алексия пребывают там и сейчас — случайно или нет, но стоит храм как раз на дороге из Кремля, где находился , в Черкизово и Измайлово.

При жизни митрополит Алексий Московский был очень .


Саша Митрахович 02.05.2017 18:32


Митрополит Алексий Московский - Святитель и дипломат

Митрополит Алексий чудесным образом исцелил слепую мать татарского хана Джанибека — Тайдулу

Нередко на митрополита Алексия возлагались и дипломатические функции. Время от времени он ездил в Золотую Орду и однажды чудесным образом исцелил слепую мать татарского хана Джанибека — Тайдулу. В благодарность за это святителю пожаловали землю в , где располагался постоялый двор для ордынских послов. Здесь Алексий основал

Будучи крестным сыном другого великого князя, знаменитого Ивана Калиты, будущий святитель Алексий в 19 лет принял монашеский постриг от игумена Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского, в Богоявленской обители на Китай-городе. С тех пор с монастырями была связана вся его жизнь.

Попав однажды в сильную бурю по дороге из Константинополя, он дал обет в случае спасения основать в Москве Спасо-Андроникову обитель и сдержал свое слово. Перенеся резиденцию митрополитов из Киева на северо-восток Руси, Алексий в 1357 году отправился в Орду, где излечил от глазной болезни мать татарского хана Джанибека, ханшу Тайдулу, тем самым освободив Церковь от непомерных поборов. За это он был одарен землею в Московском Кремле, где прежде был постоялый двор ордынских послов, и основал на этом месте Чудов монастырь.

Также святитель благословил основание в стольном граде Симонова монастыря, Введенского Владычного - в Серпухове, Константино-Еленинского во Владимире и Успенского в Угличе - в 1439 году тот будет переименован в честь самого Алексия. Также святитель учредил благую практику обустройства общежительных обителей по всей стране, опираясь на подвижничество учеников преподобного Сергия Радонежского.

Завершив свой земной путь в 1378 году, митрополит Алексий был погребен у алтаря главного из храмов Чудова монастыря. Полвека спустя радетель за землю Русскую и благословитель ее монастырей был канонизирован. Его нетленные мощи пребывали в покое Чудова монастыря вплоть до революционных потрясений XX века.


Саша Митрахович 08.10.2019 10:01

(1304–1378)

На пути к иночеству

Алексий Московский принадлежал к знатной боярской фамилии Бяконтов. В своё время его отец, боярин Феодор, переселился из разорённого татарским нашествием Чернигова в Москву. Здесь его супруга, Мария, родила ему сына, будущего святителя Алексия.

Точная дата его рождения сокрыта временем. С большой долей условности это событие определяется концом XIII — началом XIV столетия.

По одним историческим данным, во Святом Крещении будущему Алексию Московскому был дано имя Симеон, а по другим — Елевферий. Между тем ряд источников упоминают оба имени. Вполне вероятно, что одно из них (если их действительно было два) принадлежало святителю от рождения, а второе он получил при Крещении.

После того, как Симеону-Елевферию исполнилось 12 лет, его отдали для обучения грамоте. Кто именно был его учителем и духовным руководителем, не ясно. Но по всему видно, что он получил надлежащее христианское воспитание.

К 15 годам Елевферий уже не стремился ни к суете мира, ни к светским удовольствиям, которые ему сулило знатное происхождение и положение в обществе. К этому времени, широкому и извилистому пути развлечений он предпочитал строгий монашеский путь.

Утверждается, что к столь серьёзному выбору, помимо воспитания, Елевферия подтолкнуло необычайное сновидение. Однажды, занимаясь ловлей птиц, он прервал это дело и уснул, а уснув, услышал таинственный голос, возвестивший, что в будущем он сделается ловцом человеков.

Отложившись от мира, Елевферий удалился в Богоявленскую Московскую обитель. Выполняя монастырские работы, внимая наставникам, предаваясь молитве, бдению, постам, он проходил испытание послушанием, смирением и самодисциплиной.

В возрасте 20 лет он был пострижен в ангельский образ. Тогда же ему было дано новое имя — Алексий.

Святительская деятельность

Год за годом Алексий возрастал духом, прирастал мудростью. Братия его любили. Церковное начальство усматривало в нём потенциального пастыря. В сороковых годах XIV века (более точная датировка не согласуется с разнящимися источниками) он был удостоен должности наместника правящего митрополита Феогноста. В данной связи обосновался на митрополичьем подворье и уже там продолжал совершать монашеские подвиги. Предполагают, что именно в этот период он выучил греческий язык.

В 1352 году митрополит Феогност счёл уместным возвести его на епископскую кафедру во Владимире. Эту идею целиком разделял великий князь Симеон Иоаннович. К тому времени Алексий слыл духовно опытным подвижником и ему было доверено исполнять роль советника младших княжеских братьев: Иоанна и Андрея.

Вскоре митрополит Феогност почил о Господе. Но ещё при жизни он избрал себе в преемника Алексия. Для посвящения в митрополита святитель вынужден был отправиться в Константинополь, к Патриарху Филофею. Он отбыл туда летом 1353 года.

Константинопольский Патриарх не особенно радовался тому обстоятельству, что на митрополичью кафедру будет поставлен не грек, а русский епископ. Святитель Алексий жил в Константинополе на испытании в продолжении целого года. Летом 1354 года Патриарх всё же возвёл святителя в митрополита Киевского и Всея Руси (в виде исключения — за высокую добродетельность).

По возвращении из Византийской столицы, митрополит Алексий столкнулся с претензией на митрополичью деятельность со стороны самозванца Феодорита. В свое время тот искал посвящения в митрополита у Константинопольского Патриарха, но последний ему отказал. Между тем инок Феодорит, хитрым путём, добился митрополичьей кафедры у Патриарха Болгарского, Феодосия. Поставление противоречило Православным канонам и было признано незаконным, но в Киеве его приняли.

В другой раз на Киевскую паству претендовал ставленник Ольгерда, великого князя Литовского, Роман, человек знатный, обладавший серьёзными политическими связями и поддержкой. Хотя он и был поставлен митрополитом, но под его пастырское руководство подпали Литва и Волынь. Несмотря на это, Роман смотрел в сторону Киева, но святитель Алексий Киев отстоял.

Преемник Симеона, великий князь Иоанн Иоаннович, изначально проникся к митрополиту Алексию высоким доверием и неподдельной любовью. Исполняя обязанности Всероссийского пастыря, святитель учил народ добрым архиерейским словом и личным примером, способствовал возведению храмов, ратовал за распространение веры.

Со временем слава о его праведности перешла далеко за пределы Русской земли.

Чудо, совершённое в Орде

О величии митрополита Алексия было известно даже среди татарских улусов. Когда жена татарского хана Джанибека, Тайдула, утратив зрение и пребывая в болезни три года, лишилась надежды на исцеление известными средствами, и ей оставалось надеяться только на чудо, она обратилась к супругу и тот направил к великому князю, в Москву, своё посольство. Прибыв на место послы вручили князю письмо от Джанибека, в котором тот настоятельно рекомендовал прислать к нему святителя Алексия.

Хан желал (и по-видимому, не без надежды), чтобы Русский святитель, исцелил его болящую жену. В случае удачного исхода он обещал мир, а в случае пренебрежения его волей грозил опустошением Русской земли.

Получив письмо, князь, естественно, озадачился, а когда сообщил о требовании хана митрополиту Алексию, озадачился и он. Понимая, что это требование превосходит человеческие силы, митрополит созвал клир и организовал в храме напутственный молебен. Собравшиеся взывали к Богу перед иконой Небесной Царицы и при раке святителя Петра. Во время моления при мощах чудотворца сама собою зажглась свеча.

Уразумев в этом событии Божье знамение, святитель вдохновился и разделил свечу на несколько частей. Одну из них он оставил при себе и взял в дорогу. Другие раздал в знак благословения. 18 августа 1357 года митрополит Алексий отправился в Орду.

Пока архипастырь добирался до места назначения, подкрепил веру ханской жены, Тайдулы, особым видением: она увидела посетившего её человека в святительском облачении; при нём были и другие люди в ризах.

Прибыв в Орду, митрополит был принят с большими почестями. Он отслужил над болящей Тайдулой молебен с водоосвящением. При этом была задействована чудотворная свеча. По окроплении Тайдулы освящённой водой, она чудесным образом прозрела.

Дальнейшее служение. Блаженная кончина

Изумленный случившимся, хан, в знак признательности, пожаловал святителю дорогой перстень (впоследствии он был сдан на хранение в патриаршую ризницу).

Чудо в Орде ещё больше прославило святого Алексия перед людьми, он же призывал людей славить Бога, как единственного всесовершенного Чудотворца.

Через некоторое время по возвращении из Орды он возвёл в память о чуде Архангела Михаила в Хонех каменный храм и устроил монашескую обитель — Чудов монастырь. Этой обители суждено было стать его усыпальницей. В ней святитель заблаговременно определил место для своего (будущего) погребения.

О приближении смерти он знал заранее. Готовясь предстать перед Праведным Судьей, совершил Божественную Литургию, приобщился Тела и Крови Христовых, дал необходимые напутствия, благословил свою паству и мирно почил 12 февраля 1378 года.

Из его наставлений на сегодняшний день пользуется известностью: .

Тропарь святителю Алексию Московскому , глас 8

Яко апостолом сопрестольна, / и врача предобра, и служителя благоприятна, / к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, / сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем, / в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, / таковую благодать тебе даровавшаго исцелений // и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, глас 8

Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне, / верных озаряющи души и телеса, / и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши, / отче святителю Алексие, / темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна, / иже Христову Престолу предстояй, // о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.

Кондак святителю Алексию Московскому , глас 8

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, / новаго чудотворца Алексия, / верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, / служителя же и учителя премудра земли Российстей. / Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному: / яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: // радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь первый на обретение мощей святителя Алексия Московского, глас 2

Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное, / честныя мощи твоя обретошася чудоточащия, / всеблаженне отче святителю Алексие, / от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся / и Христа славословим, глаголюще: // слава прославляющему святыя Своя.

Тропарь второй на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, глас 4

Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, / России всея пастырю и учителю, / всеблаженне отче Алексие, / Владыце всех молися / мир пастве твоей даровати, / и спасение душам, // и велию милость.

Тропарь третий на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3

Свыше от Бога глас глаголющ услышав, / от юности подвизався, мудре, / в молитвах, и во умилении, и слезах, / во бдениих же и пощениих образ быв добродетели, / отонюдуже и дом Духу Пречистому явися. / Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв, / Христово стадо упасл еси добре, / еретическая нападения, не усумнеся, отрази / и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие, / иночествующих лики собра / и сих Христови привел еси. / Умре же, явися, яко спящ, / цел соблюден бысть пред многими леты, / подавая цельбы болящим. / Тем молим тя: / моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден // и страну и православный люди по велицей Его милости.

Кондак на обретение мощей святителя Алексия, глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам / от мног лет сокровены честныя твоя мощи нетленны, / святителю Алексие, / тобою благодать приемлем, / всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши, / действом благодати, да поем ти: // радуйся, отче, светило России.

Ин кондак на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3

Яко светоносная память святителя / всем разруши уныние / и свет облиста Небесных даров, / всех созывающи на веселие: / от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги / и вся человеки исцеляти, // и мнихом же степень показася.

Тропарь святителей Московских, глас 4

Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских, глас 3

Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, // яко ученицы Божия благодати.


Самое обсуждаемое
Стихотворение «энергия планетарного мышления Стихотворение «энергия планетарного мышления
Возникновение цивилизации Возникновение цивилизации
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь


top