В развитии цивилизации три стадии выделял. Возникновение цивилизации. Этапы развития цивилизации. Этапы развития цивилизаций

В развитии цивилизации три стадии выделял. Возникновение цивилизации. Этапы развития цивилизации. Этапы развития цивилизаций

Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере.

Безусловно, любая цивилизация – динамичное явление. Она постоянно развивается, проходя при этом определенные этапы. Любая цивилизация с течением времени либо видоизменяется, порождая новую, отличную от предыдущей цивилизацию, либо становится реликтовой – то есть погибает.

В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую, раннеклассовую, античную, средневековую, индустриальную и, наконец, постиндустриальную цивилизации.

Условия формирования античной цивилизации

Античная цивилизация приходится на пик первой цивилизационной волны развития человечества. Она зародилась на периферии влияния двух локальных раннеклассовых цивилизаций – египетской и месопотамской. Безусловно, их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации, тем не менее, античный период в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим, политическим и духовным институтам. Это обусловлено сочетанием следующих факторов.

Во-первых, географический фактор . Формирование античной цивилизации проходило в рамках равнинной, плоскогорной местности, разделенной горными хребтами (Древняя Греция), и в непосредственной близости к океану - на территории Балканского (Древняя Греция) и Апенинского (Древнеримская Империя) полуостровов, в рамках средиземноморского бассейна. Во-вторых, немаловажную роль сыграл экономический фактор. Состоялся переход к железному веку , что в определенной мере можно назвать технологической революцией. Это привело к окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, что породило дальнейшее разделение труда и специализации отраслей производства.

Основные этапы развития античной цивилизации.

Хронологические рамки античной цивилизации охватывают действительно внушительный временной период – тринадцать веков, с VIII века до н.э. вплоть до V века н.э. В рамках античной цивилизации выделяют две локальных – цивилизацию древней Греции и древнего Рима, а также сравнительно недолго просуществовавшую империю Александра Македонского.

    Зарождение античной цивилизации.

Для этого периода характерно формирование автономных городских гражданских общин путем превращения объединений сельских и родовых общин в однотипные гражданские коллективы. Этот сложный и длительный процесс растянулся на VIII-VI вв. до н.э. и приходится на Архаический период древней Греции. В это время происходит:

- формирование основ товарного производства;

- распространение элементов частной собственности;

- переход от аристократического строя общества (так называемой раннегреческой тирании) к демократии (полисной республике);

- великая греческая колонизация, вызванная демографическим ростом, развитием торговли и обострением социально-политической борьбы.

    Первый подъем античной цивилизации.

Первый подъем приходится на Классический период истории древней Греции . Его временные рамки V IV вв. до н.э. В это время происходит:

- окончательное формирование и укоренение древнегреческого полиса;

- победа греков в греко-персидских войнах (500 – 449 гг. до н.э.) и, как следствие, возвышение Афин;

Наблюдается общий подъем экономики, стабилизация политического устройства и небывалый расцвет культуры (особенно ярко это заметно во время правления Перикла с 443 по 429 гг. до н.э.).

    Первый кризис античной цивилизации.

Первый кризис вызван кризисом полисной системы древней Греции и утратой ею независимости . Это связано с резким контрастом вызванным развитием товарно-денежных отношений и, как следствие, резкой социальной дифференциацией . Это приводит:

К междоусобной Пелопонесской войне (431 – 404 гг. до н.э.), нанесшей огромный ущерб сельскому хозяйству, истощившей финансы и вызвавшей кризис политической системы;

К общему спаду культуры;

К усилению раздробленности полисов и, как следствие , невозможность унификации внутреннего устройства и создания единого государства;

К потере независимости под властью Александра Македонского.

    Второй подъем и период зрелости античной цивилизации.

Рамки этого периода можно обозначить следующим образом: IVв. до н.э. – I в. н.э.

В 334 г. начинаются завоевания Александра Македонского (высадка его войск в Малой Азии). Постепенно Александр подчиняет себе всю Малую Азию, завоевывает державу Ахеменидов и подчиняет себе все территории вплоть до западных областей Индии, при этом под его властью оказываются весь бассейн Эгейского моря и значительная часть Балканского полуострова.

Несмотря на то, что в организации управления империи смешиваются элементы восточной деспотии с элементами политического строя греческих государств-полисов, его империя оказывается заведомо нежизнеспособной. После его смерти начинаются междоусобные войны, которые приводят к распаду империи.

Тем не менее, Александр Македонский заложил основные экономические, политические и культурные черты эллинистических государств:

Создание укрепленных, сравнительно автономных городских центров, которые не обладали независимостью;

- эксплуатация земледельческих цивилизаций, находящихся вне города;

Постепенное внедрение царского культа;

Проведение программ, направленных на экономическое, сельскохозяйственное развитие.

Раздробленные эллинистические государства не оказали достойного сопротивления новому игроку на античной арене – Римской империи.

753 г. до н.э. считается годом основания Рима. Древний Рим проходит эпоху Республики, характеризующуюся:

Военными завоеваниями, широкой экспансией (установление римского господства в Средиземноморье в результате Пунических войн – 246 – 146 гг. до н.э.);

Формированием гражданской общины, называемой цивитас , ориентированной на использование рабов-иноплеменников.

В 27 г. до н.э. Рим провозглашается империей и на смену периоду республики приходит эпоха Империи. Во время периода Ранней Империи или Принципиата (30 г. до н.э. – II в. н.э.) древнеримская локальная цивилизация достигает своего наивысшего расцвета и этот же период, как мне кажется, можно считать пиком развития античной цивилизации. Этот этап характеризуется:

Всесторонним, то есть не только территориальным, но и духовным объединением древнего Рима, что подтверждается ассимиляцией завоевателей и покоренных ;

Прецедентом создания государственной администрации , что позволяло эффективно распределять ресурсы между центром и провинциями, и, как следствие, привело к экономическому развитию;

- формирование римского гражданства и системы римского права.

    Период дряхления античной цивилизации, второй кризис и постепенный переход к Средневековью.

Кризис намечается уже во время правления Диоклетиана (с 284 г. н.э.) , который вводит тетрархию (четверовластие), и, несмотря на то, что император Константин отменяет ее в 324 году, это дает первые предпосылки к делению Римской империи на западную и восточную, к сепаратистским, центробежным течениям. Империя окончательно делится на две части после смерти Феодосия между двумя его сыновьями . Кризис достигает своего пика 4 сентября 476 года, когда командующий имперской армией свергает малолетнего императора . Именно это событие считается рубежом, отделяющим античный мир от средневековой эпохи. Восточная Римская империя продолжает существовать еще на протяжении тысячи лет, ее главной отличительной чертой можно назвать преобладание греческого наследия.

Основные достижения античной цивилизации.

    В экономической сфере – формирование многоукладной экономики , при которой удельный вес каждого из укладов меняется со временем и в зависимости от особенностей локальной цивилизации.

    В политической сфере – формирование демократии (безусловно не в нашем современном понимании, а демократии для избранных, исключая женщин, рабов,чужеземцев), отработка в Риме сложного механизма функционирования государственного строя, который в тех или иных модификациях дошел до нашего времени.

    В духовной сфере – приоритетность человеческой личности , ее раскрепощение, формирование абстрактных наук (таких как философия, история, право), появление теоретической основы естественных наук, развитие искусства в сфере ваяния и зодчества, поэзии, драматургии, развитие духовной сферы, упорядочение идеологической сферы, переход от политеизма к монотеизму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античная цивилизация – один из самых ярких периодов истории человечества. Как мне кажется, из всех достижений этой глобальной цивилизации самыми значимыми являются достижения духовной сферы , так как духовный мир (или общественное сознание) находится на самой вершине структурной пирамиды цивилизации. Экономическое развитие и появление прибавочного продукта дало сильнейший толчок к развитию духовного мира людей той эпохи. Влияние античного искусства и философии в той или иной степени ощущается на всех этапах дальнейшей истории человечества. Многие идеи дошли до нас, пусть и в измененном виде, и легли в основу современной культуры.

Цивилизация – многозначное понятие, приобретающее многообразные оттенки в различных контекстах. Здесь мы рассмотрим собственно социологические подходы.

1) Американский антрополог Л.Г. Морган подразделял всю историю человечества (любого общества) на три этапа:

Дикость – своеобразное “детство человеческого рода”. Этот этап делится на три ступени – низшая , средняя и высшая . Каждая из последующих ступеней короче по продолжительности в сравнении с предыдущей.

Варварство , которое также делится на три ступени по тому же принципу. При этом низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства, а высшая – освоением технологии производства металлов и изделий из них, а также строительства и архитектуры.

Цивилизация приходит на смену варварству после изобретения и введения в постоянное пользование письменности .

Можно попытаться сопоставить формационный подход с концепцией Моргана и убедиться, что они нисколько не противоречат друг другу. Давайте примем общую продолжительность развития человеческого общества как такового за 100 тысяч лет. Тогда, двигаясь от настоящего времени в прошлое, мы получим следующее соотношение периодов времени, приходящихся на различные общественно-экономические формации. Капитализм окончательно оформился как господствующий способ производства примерно четверть тысячелетия назад (1764 год). Феодализм имеет своим стартовым пунктом год Рождества Христова (в форме широкого распространения идеологии, признающей людьми всех человеческих существ, включая рабов), стало быть, длительность господства этой формации – менее двух тысяч лет. Если мы будем брать за точку отсчета рабства начало цивилизации в моргановском смысле, то придется вспомнить, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тысяч лет до н.э. Таким образом, около 90 тысяч лет приходится на первобытнообщинную формацию. Сопоставление аргументов Моргана и доводов марксистского подхода позволяет сопоставить их в том виде, как это представлено на рис.5.1.

Главная тенденция, которую можно увидеть из рис.5.1, каждый последующий период протекал быстрее, и главное – приводил к более значительным социальным изменениям в сравнении с предыдущими периодами. Здесь проявляется закон ускорения истории :

На каждую последующую историческую стадию уходит меньше времени, нежели на предыдущую, однако на каждой последующей стадии объем социальных изменений (не только в количественном, но и главное – в качественном смысле) оказывается больше и сильнее, нежели на предыдущей ступени общественного развития.




Временнáя шкала развития человеческого общества.

Р – рабовладельческая, Ф – феодальная, К – капиталистическая формации

Используемые на этом рисунке понятия примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ будут подробно рассмотрены ниже.

2) Концепции локальных цивилизаций .

Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” (1869 г.) предложил рассматривать и анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с “естественной историей”. При этом “естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития ”.

Эту идею плодотворно развивал немецкий философ Освальд Шпенглер. Он утверждал, что любая “локальная культура” может развиться со всеми ее характерными чертами лишь на почве строго ограниченной географической местности, к которой она остается привязанной наподобие растения; ее нельзя пересадить в другую почву – в результате такой трансплантации она неминуемо погибнет или утратит свои характерные особенности. Время жизни любой цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая – вершину, две последних образуют нисходящий этап.



Идеи Данилевского и Шпенглера развил и эмпирически обосновал английский историк Арнольд Тойнби. Опираясь на самые последние и полные достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории. Причем, сохранилось из них до настоящего времени лишь 8: западная, византийско-ортодоксальная, русско-ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа . Рост и прогресс цивилизации оценивается, во-первых, по возрастанию власти над окружающей природной средой , повышению степени независимости от ее изменчивости и капризов, во-вторых, по усилению власти над человеческим окружением .



3) Циклическая теория П. Сорокина .

Цивилизация (суперсистема), по Питириму Сорокину, представляет собою этап в развитии человеческого общества, в основе которого лежит определенный тип мировоззрения, присущий не какому-то отдельному человеку, классу или социальной группе, а господствующий в данный период в сознании огромных масс людей, общества в целом. Мировоззрение же есть не что иное, как сложившаяся система ценностей . Таких суперсистем, пронизанных тем или иным типом мировоззрения, Сорокин выделяет три:

(1) Религиозное мировоззрение, связанное с идеациональной суперсистемой.

(2) Сенситивная суперкультура, связанная, напротив, с доминантой материалистического мироощущения.

(3) Идеалистическая суперкультура, являющая собою состояние перехода от идеациональной суперкультуры к сенситивной, либо наоборот – от сенситивной к идеациональной.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр . В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» он зафиксировал первое появление термина в напечатанном виде в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.

    Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном варианте, а уже с существенной корректурой , внесённой бароном фон Гольбахом - известным в ту эпоху автором неологизмов . Авторство Гольбаха кажется Февру ещё более вероятным в свете того, что Буланже в своей работе упомянул термин единожды, Гольбах же неоднократно использовал понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии» .

    Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» () .

    Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социокультурного значения (как стадии развития культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение - судебное решение , которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских - которое со временем было утрачено.

    Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и в Англии, однако там в печатном издании оно появилось спустя пятнадцать лет после публикации книги Мирабо (). Тем не менее обстоятельства упоминания этого слова указывают на то, что слово ещё ранее вошло в обиход, что также объясняет быстроту его дальнейшего распространения как термина. Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова «civilization» (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В англоязычную научную терминологию его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон , автор сочинения «An Essay on the History of Civil Society» (в русс. пер. «Опыт истории гражданского общества») (), где уже на второй странице отметил :

    И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французской терминологии или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству . С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.

    Цивилизация как стадия общественного развития

    Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; ) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; ).

    Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение расхождений (вплоть до противоречий) между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека (или иного разумного существа), прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными .

    Также признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п . Философ востоковед Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства :

    1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
    2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта , изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
    3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
    4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

    Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

    Изучение локальных цивилизаций

    Впервые слово «цивилизация» было использовано в двух значениях в книге французского писателя и историка Пьера Симона Балланша «Старик и юноша» (). Позже такое же его употребление встречается в книге востоковедов Эжена Бюрнуфа и Христиана Лассена «Очерк о пали» (1826), в работах известного путешественника и исследователя Александра фон Гумбольдта и ряда других мыслителей и исследователей . Использованию второго значения слова «цивилизация» поспособствовал французский историк Франсуа Гизо , который неоднократно использовал термин в множественном числе, но тем не менее оставался верен линейно-стадиальной схеме исторического развития .

    Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (). Спустя несколько лет свет увидела книга французского писателя и историка Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855), в которой автор выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает.Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, - возвышение и падение аристократий . Поэтому его историософская концепция имеет косвенное отношение к теории локальных цивилизаций и прямое - к идеологии консерватизма .

    Идеи, созвучные работам Гобино, излагал и германский историк Генрих Рюккерт , который пришёл к выводу, что история человечества - это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Рюккерт впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных взаимоотношений внутри них. Вместе с тем Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы (то есть Европейской цивилизации как ведущей), что обусловило наличие в его концепции реликтов иерархического подхода к цивилизациям, отрицание их равноценности и самодостаточности.

    Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму неевропоцентрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевичу Данилевскому , который в своей книге «Россия и Европа» () противопоставил стареющей западноевропейской цивилизации молодую восточноевропейскую - славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.

    Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа германского философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы » (). Неизвестно доподлинно, был ли знаком Шпенглер с работой русского мыслителя, но тем не менее основные концептуальные положения этих учёных сходны во всех важнейших пунктах . Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур , проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Как и Данилевский, он выступает с критикой европоцентризма и исходит не из нужд исторического исследования, а из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур этот германский мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры. Книга Шпенглера содержала не так уж много теоретических новаций в сравнении с опубликованными ранее работами Рюккерта и Данилевского, однако она имела шумный успех, поскольку была написана ярким языком, изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны , вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис европоцентризма .

    Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби . В своём 12-томном труде «Постижение истории » (1934-1961 гг.) Тойнби подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие единую внутреннюю схему развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. У Тойнби же эти отношения хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Для него чрезвычайно важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим или наоборот обосабливаясь, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса .

    Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера , сформулировал концепцию «мировых цивилизаций» как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура» . История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.

    Критерии выделения цивилизаций, их количество

    Впрочем, попытки введения критериев для выделения цивилизаций предпринимались неоднократно. Российский историк Э. Д. Фролов в одной из своих работ перечислил их наиболее распространённый набор: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета. Вслед за Шпенглером и Тойнби учёный признавал, что «оригинальное качество цивилизации обусловлено оригинальным свойством каждого из структурообразующих элементов и их неповторимым единством» .

    Циклы цивилизаций

    На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание . Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация) .

    На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации , методы и цели политической борьбы . Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на вопрос: «если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?». Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот - социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс .

    На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

    Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса - качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

    На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

    Критика

    Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя их труды и считаются фундаментальными работами в области изучения истории цивилизаций, их теоретические разработки встретили серьёзную критику. Одним из наиболее последовательных критиков цивилизационной теории выступил русско-американский социолог Питирим Сорокин , который указал, что «самая серьезная ошибка этих теорий состоит в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название „цивилизация“ дается существенно различным социальным группам и их общим культурам - то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с присущими им совокупными культурами» , в результате чего ни Тойнби, ни его предшественники не смогли назвать главные критерии вычленения цивилизаций, ровно как и их точное количество.

    В настоящее время (2014 год) свою деятельность продолжает «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций », которое проводит ежегодные конференции и осуществляет выпуск журнала «Comparative Civilizations Review».

    Примечания

    Источники

    1. , с. 28.
    2. , с. 114-115.
    3. , с. 152.
    4. , с. 239-247.
    5. Жан Старобинский . Слово «цивилизация» // Поэзия и знание. История литературы и культуры. В 2 томах / Старобинский, Жан, Васильева, Е.П., Дубин, Б.В. , Зенкин, С.Н. , Мильчина, В.А. . - М. : Языки славянской культуры, 2002. - Т. 1. - С. 110-149. - 496 с. - (Язык. Семиотика. Культура). - ISBN 5-94457-002-4 .
    6. Бенвенист Э. Глава XXXI. Цивилизация. К истории слова = Civilization. Contribution à l"histoire du mot // Общая лингвистика. - М. : URSS , 2010.
    7. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества = An Essay on the History of Civil Society / Фергюсон, Адам, Мюрберг, И.И., Абрамов, М.А. . - М. : РОССПЭН, 2000. - 391 с. - (Университетская б-ка: Политология). - 1 000 экз. - ISBN 5-8243-0124-7 .
    8. Д.Ф. ТЕРИН. «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» ПРОТИВ «ВАРВАРСТВА»:К ИСТОРИОГРАФИИ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ
    9. , с. 55.
    10. Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Появление термина

    2. Цивилизация как стадия общественного развития

    3. Типы цивилизации

    4. Циклы цивилизаций

    Заключение

    Список литература

    цивилизация общество социум развитие

    Введение

    Цивилизация включает в себя системообразующие компоненты общественной жизни: технико-технологический, социально-экономический, политический, материально-бытовой.

    Цивилизация - это материально-техническая, технологическая, материально-бытовая основа общества и его культуры, степень сложности, совершенства, качественное своеобразие экономических, социальных, политических (государственно-правовых) институтов данного общества.

    Слово «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, принадлежащий гражданину) в словаре В. Даля интерпретируется как «общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ - обратить из дикого, грубого быта в гражданственный».

    Одним из первых понятие "цивилизация" в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.

    Целью данной работы является характеристика понятия «цивилизация».

    1. Появление термина

    Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе «Древность, разоблаченная в своих обычаях» французского инженера Буланже.

    Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном варианте, а уже с существенной корректурой, внесённой бароном Гольбахом -- известным в ту эпоху автором неологизмов. Авторство Гольбаха кажется Февру ещё более вероятным в свете того, что Буланже в своей работе упомянул термин единожды, Гольбах же неоднократно использовал понятия «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии».

    Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества».

    Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социально-культурного значения (как стадии культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение -- судебное решение, которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских -- которое со временем было утрачено.

    Французский лингвист Эмиль Бенвенист также отдал пальму первенства в использовании термина маркизу де Мирабо и вслед за Февром обратил внимание, что существительное civilisation появилось относительно поздно, в то время как глагол civiliser («смягчать нравы, просвещать») и прилагательное от причастия civilisй («благовоспитанный, просвещённый») употреблялись к тому времени уже давно. Подобное явление учёный объяснил слабой (на то время) продуктивностью класса абстрактных существительных технического характера: слова с окончанием на -isation были мало распространены и их количество возрастало медленно (существовали только слова fertilisation «удобрение почвы», thйsaurisation «накопление денег», temporisation «выжидание, выгадывание времени», organisation «организация». Из этого небольшого количества лишь у слов organisation и civilisation произошёл переход к значению «состояния», тогда как остальные сохранили значение исключительно «действия»).

    Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова civilization (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В научный оборот его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон, где уже на второй странице отметил:

    И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французского лексикона или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству. С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.

    2. Цивилизация как стадия общественного развития

    Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество») и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

    Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.

    Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства

    1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном (профессиональная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).

    2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.

    3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.

    4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

    3. Типы цивилизаций

    Следует различать современные и исторические типы цивилизаций, не отрывая их друг от друга.

    Современные типы цивилизаций. К числу современных типов цивилизаций относятся национальные и общенациональные, региональные и суперрегиональные, а также мировая цивилизация, имеющая богатый опыт исторического развития. Последняя складывается в областях взаимопересечения локальных цивилизаций. Она представляет общие достижения, стандарты разномасштабных локальных цивилизаций, а также охватывающие эти цивилизации процессы уравновешенной глобализации (технико-технологической, социально-экономической, институционально-политической).

    Основными факторами самосохранения той или иной национальной либо общенациональной цивилизации являются соответственно: сохранение и корректировка характера титульной нации; обогащение национального либо межнационального социально-экономического и политического менталитетов; упрочение целостности общенациональной культуры; преемственность и модернизация исторически сложившегося стиля (объединяющего слагаемые культуры и цивилизации); рациональное использование энергии; положительная динамика экономического развития; рост качества потребления; совершенствование национально определенного социально-экономического, государственно-политического строя на базе социально сплачивающей ментальности и поливариантной стратегии системного развития. Согласно точке зрения одного из представителей исторической школы «Анналы» А. Буро, ментальность обеспечивает оптимум (иногда только минимум) социальной солидарности в конкретном обществе, формируя совместные «диагональные» ценности, общие консолидирующие убеждения этносоциальных слоев, предупреждающие антагонистические дискурсы.

    Перефразируя известное высказывание К. Маркса, можно сказать, что уровень благосостояния и общей культуры конкретного общества определяется степенью возможности участия женщин в его прогрессивных преобразованиях; гуманность общества зависит от торжества в нем женского начала, традиционно чтимого в славянском мире.

    Исторические типы цивилизаций. Среди исторических типов цивилизаций можно выделить:

    а) сохранившиеся, внутренне трансформировавшиеся цивилизации (Индии, Китая, Западной Европы, России и др.);

    б) погребенные историей ассимилированные цивилизации (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и др.).

    А. Дж. Тойнби делит цивилизации на независимые и связанные.

    а) Независимые цивилизации: египетская, шумерская, минойская, китайская, майянская, андская.

    б) Связанные цивилизации имеют (весьма условные) подразделения:

    Связанные внешним пролетариатом: индская, хеттская, сирийская, эллинская (сильнейший отпечаток на ход их развития и процессы распада оказали завоеватели и разрушительные войны);

    Аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник: дальневосточная (основная), дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христианская (основная), православно-христианская (в России);

    Аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник: индуистская, иранская, арабская;

    Связанные господствующим меньшинством (авторитарно правящей квазиэлитой): вавилонская, юкатанская, мексиканская.

    Любые классификации исторических типов цивилизаций носят ограниченный характер. Важно фиксировать внимание на признаках живучести одних цивилизаций (их историческое время практически не ограничено) и причинах угасания других. Культура и цивилизация выживают, если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое», «общую конфигурацию и взаимоотношение отдельных частей» (А. Крёбер). Преемственность и прогрессивное развитие стиля творческого традиционализма составляют важнейшее условие самосохранения отечественной культуры и цивилизации. Умирают культуры и цивилизации, которые утрачивают способность к проявлению подобных стремлений, тогда, когда процесс разложения становится необратимым.

    Приоритеты духовно сплоченных и стилистически единых общенациональных культур и цивилизаций при возрастании значения растущих международных органов в регулировании отношений между государствами и союзами государств сохранятся и никогда не будут переданы искусственно образованному вненациональному «сверхгосударству», как бы красиво оно ни называлось. В частности, досужие разговоры о грядущих «Соединенных штатах Европы» ведут люди, недостаточно проштудировавшие страницы истории (Древнего Рима и Священной Римской империи) и игнорирующие выводы культурологии, гуманитарной антропологии и ментологии.

    4. Циклы цивилизаций

    На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация).

    На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации, методы и цели политической борьбы. Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на вопрос: «если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?». Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот -- социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс.

    На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

    Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса - качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

    На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

    Заключение

    Подведем итоги. Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.

    Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности был уже совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

    В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

    Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть материально-техническая, материально-бытовая основа общества и его культуры, качественное своеобразие экономических, социальных, политических институтов данного общества.

    Список литературы

    1. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т.. М.: Институт экономических стратегий, 2006. с. 47-48.

    2. Пономарёв М. В., Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. с. 28.

    3. Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. 2-ое. М.: Дрофа, 2006. с. 219-220.

    4. Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003. с. 114-115.

    5. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю / Февр, Люсьен, Бобович, А.А., Гуревич, А.Я., АН СССР. М.: Наука, 1991. с. 239-249.

    6. http://www.istorya.ru/referat/referat2/25601.php.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Пути понимания природы общества. Роль рациональности в развитии общественного организма, его системно-структурных образований. Философское исследование исторического процесса: многообразия культур, цивилизаций. Философские проблемы современной России.

      реферат , добавлен 28.01.2010

      Характеристика архаических и исторических обществ. Причины роста структурной дифференциации и выделения центра. Цивилизация, как основная структурная единица процесса развития общества. Цикл культур в развитии западноевропейского общества (П. Сорокин).

      контрольная работа , добавлен 24.11.2010

      Предмет социальной философии, законы жизни и развития общества, существенные связи между людьми, определяющие структуру общества. Главные условия, тенденции и перспективы общественного развития. Проблемы теории познания, ценности духовной культуры.

      реферат , добавлен 30.10.2011

      Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

      контрольная работа , добавлен 17.01.2012

      Главные теории разделения общества на типы. Теория общественно-экономических формаций. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Теория цивилизаций советского философа и социолога М.Н. Руткевича. Экономические отношения в обществе.

      реферат , добавлен 16.04.2014

      Западная и Восточная Цивилизация. Россия между двух цивилизаций. Понятие цивилизации и её признаки. Виды цивилизаций. Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать?

      реферат , добавлен 26.08.2004

      Исследование сущности и особенностей развития цивилизации и культуры. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру. Сопоставление понятий "культура" и "цивилизация" Н.А. Бердяевым. Анализ степени качества культуры в современном индустриальном обществе.

      реферат , добавлен 04.05.2014

      Эволюция философских представления о взаимосвязи общества и природы. Рассмотрение природы как естественной основы жизнедеятельности. Содержание теории Мальтуса о принудительном регулировании народонаселения. Анализ современной экологической проблемы.

      реферат , добавлен 30.08.2010

      Исследование природы общества в его истории и сути при анализе различных сфер общественной жизни общества: экономика, политика, духовенство. Характеристика экономической сферы и развития общества. Нравственные устои и проблемы экономической философии.

      реферат , добавлен 06.02.2011

      Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

    Всякая цивилизация в своем развитии последовательно проходит через пять основных этапов, или стадий - рождение, рост, перелом, разложение, гибель. Соответственно, каждая стадия характеризуется вполне определенной политической ситуацией в обществе.
    Рождение (генезис) цивилизации вызывается факторами расы, природной среды или человеческого окружения. Расовый фактор есть проявление ярко выраженных психических или духовных качеств людей. Если рассматривать термин «раса» как цвет кожи, то, по подсчетам А. Тойнби, средиземноморская белая раса создала 10 цивилизаций, альпийская белая - 9, красная и нордическая белая - по 4, желтая - 3, коричневая - 2, полинезийская белая - 1, черная раса - ни одной. Если термин «раса» понимать как этнос, то арии (индоевропейцы) создали 9 цивилизаций, семиты и индейцы - по 4, китайцы и дравиды - по 2, японцы и корейцы - по одной.
    Слишком хорошие природные условия поощряют возврат к природе и прекращение всякого роста; эту закономерность прекрасно иллюстрирует история тропических поясов Земли. В противоположность «бесплодная», «суровая» или «новая» земля стимулируют активность и творческое развитие. Слишком суровая природная среда (например, в арктическом поясе) заставляет тратить все силы на добычу питания и топлива; здесь не до интеллектуальных «упражнений».
    Факторы человеческого окружения - это внешние удары (чем тяжелее удар, тем сильнее стимул), политическое, культурное или экономическое давление, ущемление прав (рабство, неравноправие, всякого рода дискриминация,) иммиграция (как правило, приезжие более активны, чем местные жители), демографическая ситуация и тому подобное. Действие рождает противодействие - именно в среде угнетенных множатся сторонники новой идеологии.
    На стадии рождения распространяется учение нового пророка при одновременном разрушении старой религии. В обществе идет борьба между новаторами (футуризмом) и консерваторами (архаизмом). «Новатором» может оказаться определенная социальная группа, какой-то народ или отдельное государство региона, а консерваторами - все остальные. Обычное следствие - «холодные» или «горячие» войны в одном или нескольких государствах данной цивилизации.
    Отличительная черта растущей цивилизации - ее единое социальное целое, в котором экономика, политика и культура объединены внутренней гармонией. Такая цивилизация привлекательна, интенсивно передает свои достижения соседям, что выражается в добровольном распространении идеологии, языка, моды, музыки, техники и т.п. Культурные границы растущей цивилизации воспринимаются как гостеприимно распахнутые двери -она не боится внешних влияний. Страны-носители растущей цивилизации объединяются друг с другом, образуются добровольные союзы государств. Войны, предпринимаемые ими, обычно вызваны необходимостью поддержки своих сторонников, составляющих большинство у соседей, или ведутся против другой, консервативной или агрессивной цивилизации. Географические границы цивилизации расширяются. Для государственного строя характерно непрямое (косвенное) управление территориями и народами. Увы, но географическая экспансия влечет последующее замедление роста духовного и экономического, а по мере роста экономической мощи идет потеря нравственной силы общества.

    Стадия перелома характеризуется прекращением качественного развития. Общество испытывает какие-то серьезные идеологические, политические или хозяйственные проблемы, теряет внутреннюю силу культурного развития.
    Немедленно начинается впитывание элементов чужой социальной системы, обозначается деление народа на футуристов и архаистов. Такой «вызов» требует принятия творческого решения, и от того - правильным или неправильным будет «ответ» творческого меньшинства - зависит дальнейшая судьба цивилизации, пойдет ли она снова в рост, или же надломится.
    Признаками надлома является разделение культурных, экономических и политических элементов общества, утрата их гармоничной целостности. Именно в этот период создается «универсальное государство» (империя) -как попытка предотвратить падение в пропасть, взять социальный распад под контроль, чтобы установить и затем поддерживать всеобщее согласие. Правящее меньшинство, потерявшее свою былую привлекательность, обычно старается направить энергию народа на агрессивные войны Непрямое правление заменяется централизацией и администрированием, разрастаются охранные структуры, местные власти превращаются в инструмент обеспечения сбора налогов. Создание империи воспринимается подданными (инертным большинством) как прогресс и спасение от бед смутного времени, но в действительности есть свидетельство начало конца.
    В дальнейшем «универсальное государство», считая себя «высшим достижением» цивилизации вообще, изо всех сил старается продолжить свое «вечное» существование. Таковы судьбы Римской и Византийской империй, Арабского халифата, Маньчжурской и Османской империй, империи Великих моголов, Священной Римской империи, «Третьего Рима».
    В стадии разложения идет распад цивилизации. Энергия общества направляется в чисто экономическое развитие, на материальные проекты гигантского размаха, в то время как у людей рушатся моральные ориентиры, возникает чувство всесмешения в религии (синкретизм). Этот раскол в душах людей сопровождается либо отказом от местного стиля жизни и увлечением чужими и новыми идеологиями (футуризм, модернизм), либо ревностным соблюдением традиций (архаизм, традиционализм, фундаментализм). Раскол в социальной системе ведет к тому, что правящая элита, творческое меньшинство и пролетариат становятся враждебными друг другу и борьба с инакомыслящими делается «нормальным» явлением. Характерна эскалация внутренних войн - классовых, межнациональных, между центром и окраинами. Милитаризация общества достигает экономически возможного максимума. Военные границы распадающейся цивилизации превращаются в забор, наглухо перекрывающий входы и выходы. Распад идет ритмами: «спад - оживление», причем оживление обычно связано с заимствованием технических достижений у конкурирующей цивилизации.
    Гибель цивилизации заключается не в гибели народа, а в смене религии и образа жизни. Например, жители языческой Римской империи сделались христианами, а жители зороастрийской Парфянской империи - мусульманами. Массовое культурное и религиозное отступничество византийских крестьян в XIV-XVI веках показало их полное отчуждение от православия, и сегодня потомки анатолийских греков и армян являются не только мусульманами в религии, но и турками по языку и самосознанию. Похожая участь постигла ацтеков и инков, ранее создавших свои независимые центрально - американскую и андскую цивилизации. В XX в. массовым религиозным и культурным отступничеством прославилось население Российской империи.


Самое обсуждаемое
История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
Военно-морской флот накануне второй мировой войны Военно-морской флот накануне второй мировой войны
Двойник Петра I: «Самая страшная тайна русской истории» Двойник Петра I: «Самая страшная тайна русской истории»


top