Цель беседы осенняя пора очей очарованье. «Унылая пора! Очей очарованье!» Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы. Творческие виды деятельности

Цель беседы осенняя пора очей очарованье. «Унылая пора! Очей очарованье!» Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы. Творческие
 виды деятельности

Учитель русского языка и литературы

Галиханова Гульнара Фаритовна,

МБОУ СОШ им.Р.Гареева

г. Янаул Республика Башкортостан

Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки в 5 классе.

Унылая пора! Очей очарованье!

показать особенности изображения осенней природы в лирике А.С.Пушкина, в музыке П.И.Чайковского и в картине И.И.Левитана «Золотая осень»;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок.

Оборудование: сборник стихотворений А.С.Пушкина, презентация «Унылая пора! Очей очарованье!».

Предварительное задание: выучить наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина об осени.

Ход урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев.

Каждый человек на земле ощущает красоту природы, его «язык» и «душу», как выразился великий поэт Ф.И.Тютчев. Но особенно тонко это чувствуют люди творческие - поэты, художники и композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, И.Левитана и К.Коровина, а также многих других прекрасных пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева и А.Фета. И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского.

Начнем урок со стихотворения нашего любимого поэта А.С.Пушкина. Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно.

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Беседа по вопросам.

Какое время года изобразил А.С.Пушкин в этом стихотворении?

В какие цвета окрашена природа? Какими словами они переданы?

Какие ощущения вы испытывали, когда читали это стихотворение?

Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для создания картины?

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Это и начало осени, и поздние, осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

Учитель музыки.

Беседа по вопросам:

1.Вспомните фамилию композитора, который в своем музыкальном цикле отразил все 12 месяцев? (П.И.Чайковский)

2. Как называется этот цикл? («Времена года»)

Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С.Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений.

Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Вслушайтесь в характер музыки и в небольшой зарисовке отразите музыкальные образы, а также настроение, которое рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).

Учитель русского языка и литературы.

А теперь давайте послушаем ваши работы. Что же услышали вы? (Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры, выступают с отзывами).

Учитель ИЗО.

Один из самых любимых пейзажистов России - И.И.Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти. «Живопись Левитана подобна звукам золотой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе, - писал другой замечательный живописец К.Ф.Юон,- только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли». Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника. Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана и сравните его осень с пушкинской.

Беседа по вопросам.

Что изображено на картине?

Как художник показывает приближение осени?

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

Какие мысли и чувства хотел выразить художник?

Какое впечатление производит картина?

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Ответьте на вопросы.

1.Что вас окружает?

2.Чем вы любуетесь?

3.Чем вам особенно нравится картина?

4.Что вас заставляет грустить?

Учитель русского языка и литературы.

И снова А.С.Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. (Ребята читают выразительно наизусть заранее подготовленные стихи А.С.Пушкина).

Вывод по уроку . Сегодня на уроке мы увидели пушкинскую осень и сравнили ее с осенью И.П.Чайковского и И.Левитана. Выяснили, что осень у каждого своя. Но объединяет творчество этих великих людей одно - любовь к родной природе.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали во время урока?

Над чем задумались?

Для чего нужны подобные уроки?

Задание на дом. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина, И.П.Чайковского.

Использованные источники

Презентация

Файл (Унылая пора! Очей очарованье!)

1. Поурочные разработки по литературе.5 класс. М., «Вако», 2011.

2.Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»,№3,2007.

4. https://infourok.ru Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

5. https://nsportal. А.С.Пушкин «Осень».

Стихотворение в октавах «Осень» А. С. Пушкина написано осенью в 1833 году во время второго приезда поэта в с. Болдино, по возращению с Урала.

Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов.

Поэт неспроста был рад осени и считал ее временем своего расцвета: вторая осень А. С. Пушкина в имении Болдино протяженностью в полтора месяца оказалась не менее плодотворной и богатой на произведения, чем первая, эпохальная, Болдинская осень 1830 года.

Наиболее известен отрывок «Унылая пора! Очей очарованье!», являющийся VII октавой стихотворения «Осень», принадлежит к пейзажной лирике А. С. Пушкина. Строки отрывка являют собой законченную картину, реалистически точно передавшую пробуждение поэзии в душе вдохновленного любимой порой поэта.

Стихотворный размер отрывка – шестистопный ямб; строфа стихотворения – октава.

Унылая пора! очей очарованье!

Произведение «Осень», и в частности отрывок, не было опубликовано при жизни автора, впервые его издал В. А. Жуковский в посмертном собрании произведений А. С. Пушкина в 1841 году.

Предлагаем Вашему вниманию и текст стихотворения полностью:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

ЗА I КВАРТАЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Подготовлен воспитателем

ДОУ ясли - сад №395

Масалаб Н.Г.

Тема: “Унылая пора, очей очарованье “

Цели: Выявить представления детей о признаках осени.

Уточнить понимание связи между нарастанием холода и состоянием

растений, исчезновением насекомых, отлётом птиц, подготовкой

животных к зиме.

Воспитывать независимость в суждениях и мышлении, умение слушать

друг друга, не перебивая.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: аудиозаписи: “Пение птиц“,вальс из к/ф “Мой ласковый и нежный

зверь “; вальдорфская кукла-осень; корзинка с листиками разных деревьев

макеты; берлога с медведем, ёжик в сухих листьях; белочка на пенёчке с

орешками; зайчик; иллюстрации: “Сбор урожая “, “Ранняя осень“, “Золотая

осень“, “Поздняя осень“, “Осенний лес“.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слушание пения птиц (аудиозапись).

В: - А сейчас поют так весело птички?

В: - Почему?

(Потому что осень, холодно и птицы улетели в тёплые края).

В: - Какие птицы улетели в тёплые страны? (Ответы детей)

В: - А какие птицы остались зимовать? (Ответы детей)

Игровая мотивация: появляется вальдорфская кукла Осень с корзинкой. В которой

листики.

В. (читает загадку об осени)

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я - …(Осень).

В: - Осень послушай, как много дети знают о тебе.

(Закрепление осенних периодов, месяцев).

Игра “Когда это бывает?“ (с иллюстрациями).

Осень (загадывает загадку о листике): -

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падает – почернеет.

Игра “С какого дерева листик?“ .

Воспитатель раздаёт листики детям.

Психогимнастика “Я - листик“ (под музыку).

Игра “Найди себе пару“.

Осень приглашает отправиться в путешествие в осенний лес.

В: - На чём мы можем добраться до леса? (Варианты ответов детей).

Осень: - Не беда. Я – волшебница – Осень. Закройте глаза. (Звучит музыка).

Раз, два, три, деток в лес перенеси.

Воспитатель выставляет в коробках макеты: берлога с медведем, ёж в сухих

листьях, белка на пеньке, кладовка с орехами, зайчика.

Осень: - Дети, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей).

В. (Загадывает загадки о животных): - Чья это загадка?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

В: - Чем занята белочка осенью?

В: - Чья это загадка?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

Осень: - Дети, в лесу живут животные, которых называют “сонями “. Кто это?

Почему? (Ответы детей) .

В: - А чья это загадка?

Длинные ушки,

Короткий хвост,

Летом - серый,

Зимой – белый. (Зайчик).

В: - Почему зайчик летом серый, а зимой белый?

В: - Кто ещё к зиме меняет шубку? (Ответы детей) .

В: - А что зайчики любят кушать? (Ответы детей) . Осенью урожай собрали, поля

Стоят голые. Как же быть зайчикам? Чем им питаться?

(Подводит детей к выводу, что зайцы поздней осенью питаются корой,веточками

корешками молодых деревьев, кустиков).

Слышно рычание медведя. Медведь просит Осень разрешить ему перед зимней

Спячкой поиграть с детьми.

П/и “Шёл медведь по лесу “.

Осень: - Ой, дети, что-то я не вижу моих друзей насекомых. Вы знаете куда они

подевались?

(Ответы детей из предварительной беседы. В ответах должно прозвучать,

что с наступлением холодов все насекомые прячутся под кору деревьев,кустов,

в щели, трещины деревьев, под сухие листья) .

Игра “Пожелания друзьям-животным “ (кому из лесных жителей ты хотел бы

подарить улыбку и пожелать хорошей зимовки?) .

Белочка угощает орешками всех детей.

Возвращение в детский сад: дети закрывают глаза и волшебница - Осень

переносит их в группу детского сада.

Интегрированное занятие в подготовительных группах

Тема «Осенняя пора – очей очарование…»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

    Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой, воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме;

    Вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов;

    Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух;

    Закрепить знание народных примет;

    Учить детей самостоятельно и выразительно исполнять знакомые песни, танцы.

    Закреплять умение изображать характерные особенности растений, животных и птиц, делающие образ выразительным;

    Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям и животным.

Материал и оборудование:

Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр.

Репертуар:

Песня «Осень – грустная пора» муз. О. Девочкиной, сл. Г. Якуниной;

Песня «Журавушка» муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского

карточки с явлениями природы по временам года; осенние листья, карточки с птицами.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть красивые осенние пейзажи.

В. Ребята, обратите внимание какие краски использовала художник- Осень при разукрашивании осеннего леса?

Д. желтые, красные, зеленые, багряные, золотые….

В. А как называется картина на которой изображена природа?

Д. пейзаж

В. А как называются художники, которые рисуют пейзажи?

Д. пейзажисты

В. Каких художников – пейзажистов вы знаете?

Д. Левитан, Шишкин, Крылов

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

П. здравствуйте, ребята. Я почтальон тутошний – Печкин. Получите письмецо. Заказное.

В. Спасибо, Печкин. До свидания.

Печкин уходит.

В. Ребята, посмотрите какое красивое письмо! И украшено все осенними листочками. Кто же мог прислать нам такое письмо?

В. (читает) дорогие ребята, приглашаю вас ко мне в гости в волшебный музыкальный лес. Осень.

А вам хотелось бы пойти в гости к Осени?

Д. хотелось бы.

Но ведь по правилам хорошего тона в гости ходят с подарком. А что мы могли бы подарить Осени?

Дети высказывают свои предположения.

В. Самый лучший подарок – это то что вы могли бы сделать сами. Я предлагаю вам сделать красивое панно «Лес, точно терем расписной…» и подарить его Осени. Посмотрите, основа композиции у нас готова. Какие растения растут в лесу?

Д. деревья, ели, сосны, кустарники…

В. Кто хотел бы сделать деревья для нашей композиции?

Выбирают несколько человек, которые будут украшать композицию деревьями

В. А кто живет в осеннем лесу?

Д. животные

В. Кто хочет заселить в наш осенний лес животных?

Выбирают несколько человек

В. Как вы считаете, кто является украшением осеннего неба?

Д. перелетные птицы.

Выбирают несколько человек, которые будут вырезать лебедей.

В. Я предлагаю вам вырезать и поместить на панно всех обитателей осеннего леса.

Дети выполняют работу, наклеивая на панно деревья, животных и птиц.

В. Какое красивое панно у нас получилось! Теперь можно и в гости отправляться.

Дети по листьям идут в музыкальный зал.

В музыкальном осеннем лесу детей встречает Осень.

Осень (поет): Доброе утро!

Дети: Доброе утро!

Осень: Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение – посетить мой волшебный лес. Без вас мне скучно, песен никто не поет.

Д. А мы к тебе с подарком.

Осень. Спасибо. Какое красивое панно. Повешу его. Пусть украшает мой волшебный лес. А вы рассаживайтесь, дорогие гости.

А стихи обо мне вы знаете?

Дети читают стихи об осени.

В. А. С. Пушкин написал об осени много стихов. Какое стихотворение А.С.Пушкина вы знаете?

Д. «Уж небо осенью дышало…»

В. Кто прочтет это стихотворение?

Дети читают осенние стихи. А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

В: Какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или тревожное?

Дети: Красивое, немного грустное.

В: Почему это стихотворение грустное?

Дети: Солнышко уже реже светит, день становится короче, птицы улетают в теплые края.

В: А вот сейчас мы узнаем, действительно ли осень грустная пора.

Дети исполняют песню «Осень грустная пора»

В: Ребята, а какие времена года вы знаете.

Дети…

В: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Времена года». Я покажу вам карточки, а вы мне скажите, какому времени года соответствует данное явление.

Проводится дидактическая игра «Времена года» 3-4 мин.

В: Скажите пожалуйста, девочки и мальчики, сколько месяцев в году?

Дети:…

В: Правильно, все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети:…

В: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети: Златоцветом, рябинником, птичья стая.

В: Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле, в огороде?

Дети: Собирают урожай овощей, вспахивают поля, сажают озимые хлеба.

В: Все мы рады осени – времени сбора урожая!

Дети исполняют хоровод «Здравствуй осень»

В. А чем занимаются в сентябре животные?

Дети. Готовят норки к зиме. Делают запасы.

В: Ушел сентябрь, а вслед за ним какой пришел месяц?

Дети:…

В: Как в народе называют октябрь?

Дети: Листопадником.

Девочки исполняют танец «Листопад»

В: Октябрь капризный месяц. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко светит, то дождик надоедливый заморосит. Все приметы осени были когда – то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Дети: Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Появление комаров к поздней осени – к мягкой зиме.

Если сухие листья шуршат на деревьях, то это к теплой зиме.

В: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? Почему?

Дети: Ласточки и стрижи. Потому что питаются комарами и мошками, а они рано прячутся

В: Какие чуть попозже?

Д: Журавли, грачи, кукушки. Потому что могут питаться не только насекомыми, но и зернами и ягодами

В: А какие птицы улетают последними?

Дети: Гуси, утки, лебеди.

В: Все птицы улетают по - разному. Как летят утки?

Дети: Друг за другом.

В: А гуси?

Дети: Косяком.

В: Как улетают журавли?

Дети: Клином.

В: Попрощаемся с ними и скажем им спасибо за песни красивые и радостные, за то, что деревья защищали от вредителей, за то, что поднимаясь в небо, помогают нам мечтать о полете.

Дети исполняют песню «Журавушка» А. Зарицкой.

В: Как называют птиц, улетающих в теплые края?

Дети: Перелетные.

В: А как называют птиц, которые зимуют у нас?

Дети: Зимующие.

В: Скажите, как мы можем позаботиться о зимующих птицах?

Дети: Сделать кормушки и подкармливать их.

В: Чем занимаются в октябре люди?

Дети: Собирают грибы, утепляют дома, засаливают капусту….

В. Правильно. В народе говорят- в сентябре пахнет яблоками, а в октябре – капустой.

Проводится пальчиковая гимнастика «Засоли капусту»

В: Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия – соединить осень с зимой. Как называется в народе ноябрь?

Дети:….предзимник, ворота зимы.

В: Чем занимаются наши лесные жители в ноябре?

Дети: Спрятались в свои норки и кушают припасы, зайцы меняют шубку с серой на белую и дрожат от страха, медведи и ежи впадают в спячку.

В: Какие работы у людей в ноябре?

Дети: Собираются на посиделки, пьют чай, поют песни, женщины вяжут теплые вещи, бабушки рассказывают сказки.

В: Какие же посиделки без веселых казачьих игр…..?

Проводится подвижная игра « Ленты голубые»

В: Если раннюю осень называли «золотой», то позднюю – «серебряной». Почему?

Дети: В ноябре на лужах появляется лед, звенят на ветру ветви деревьев и часто одеваются веточки тонким серебряным инеем.

В: Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню – Зиму.

Осень. а я для вас ребята угощенье припасла. Урожай сняла богатый: все гостинцы получайте да и осень вспоминайте.

Д. спасибо, осень за угощение. До свидания.


Самое обсуждаемое
Стихотворение «энергия планетарного мышления Стихотворение «энергия планетарного мышления
Возникновение цивилизации Возникновение цивилизации
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь


top