Художественное своеобразие повестей белкина. Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина. Своеобразие повествования в "Повестях Белкина"

Художественное своеобразие повестей белкина. Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина. Своеобразие повествования в

Нам, как и некоторым другим исследователям, представляется, что мир повестей Белкина отнюдь не идилличен и человечен. Некоторые его герои также приходят к внутреннему краху, тупику, например Самсон Вырин. И так ли уж «человечен» этот «маленький человек», погибший от тоски по любимой и покинувшей его дочери? Не есть ли эта тоска проявление крайней степени эгоизма родительской любви? Ведь Дуня и Минский любят друг друга.

Заверяя Вырина: «...не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово», — Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести — рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца — неоспоримо свидетельствует об этом: «Прекрасная барыня... ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською» — такой появляется Дуня в конце повести.

Родительский эгоизм Вырина по контрасту подчеркнут искусно введенной в повествование притчей о блудном сыне, «история» которого изображена на картинках, «украшавших... смиренную, но опрятную обитель» станционного смотрителя. Отметим попутно, что эти «картинки» перекочевали в повесть из хроники Шекспира «Генрих IV», где они украшают стены таверны — постоянного места безобразных кутежей беспутного принца Гарри, впоследствии прощенного отцом и ставшего идеальнейшим королем Англии.

Весьма сомнительна и «человечность» мира русского гробовщика. В отличие от своих западных предшественников, «гробокопателей», которых Шекспир и Вальтер Скотт «представили людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностью сильнее поразить наше воображение», «нрав нашего гробовщика, — подчеркивает Пушкин, — совершенно соответствовал мрачному его ремеслу.

Адриан Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив». Мрачное ремесло не всегда честного Адриана заставляет его с нетерпением ожидать смерти старой купчихи в надежде «выместить» на ней «убытки», причиненные дождем «запасу гробовых снарядов».

Горькая и неприглядная правда неловкой шутки собутыльников Адриана, оскорбившая его, возбуждает в нем желание в отместку обидчикам созвать «на пир» «мертвецов православных», на которых он «работает»,и порождает мрачную фантасмагорию его пьяного сна — этой пляски мертвых, вступающихся «за честь своего товарища», отставного сержанта гвардии Курилкина, которому Адриан «продал первый свой гроб — и еще сосновый, за дубовый».

Никак не подтверждает «стихии добродушия, сердечности, простоты» и герой повести «Выстрел» — Сильвио. Подобно героям маленьких трагедий он одержим гипертрофированной и не слишком возвышенной страстью мести, продиктованной уязвленным самолюбием, в конечном счете завистью к своему счастливому сопернику в борьбе за «первенство» в полку.

Несмотря на обилие и разноречивость всех предложенных интерпретаций первого прозаического цикла Пушкина ни одна из них не имеет под собой достаточного основания, так как не объясняет главного: почему «эпическое» или «народное» начало русского мира в том или ином его обличьи выступает в «Повестях Белкина» в явно ироническом освещении.

Непонятной остается и читательская реакция Баратынского на «Повести», засвидетельствованная Пушкиным и вполне, по-видимому, отвечавшая творческому замыслу его повестей.

9 декабря 1830 г. Пушкин сообщает П. А. Плетневу: «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Спрашивается, над чем? Не над «эпическим» же или «народным» началом русской жизни! Очевидно, над тем, что было ему ясно и за давностью времени ускользает от внимания исследователей. Баратынского привела в восторг тонкость литературной пародии, в форме которой были написаны «Повести Белкина».

Суть пародии, как всегда у Пушкина, весьма серьезной, раскрыта им самим, но не в «Повестях Белкина», а в непосредственно предваряющем их неоконченном «Романе в письмах» (1829).

«Роман в письмах» — связующее звено между «Евгением Онегиным» и «Повестями Белкина», первый, пробный шаг к переходу от стихотворного романа к прозаическому. Упоминаемая в «Романе» «уездная барышня» Машенька во многом продолжает юную Татьяну Ларину, некоторые черты которой и ее взаимоотношений с Онегиным приписаны другой героине того же «Романа» — Лизе.

В 5-м письме Лизы к Саше говорится о «замечаниях», оставленных на полях излюбленных «старинных», т. е. сентименталистских, романов Машеньки ее родственником, тогда еще ребенком: «Его поражали мысли и чувства, над которыми конечно стал бы он теперь смеяться; по крайней мере видна душа свежая, чувствительная».

Здесь, как и в «Евгении Онегине», литературные вкусы героя характеризуют его нравственный облик — «душа свежая и чувствительная», подобная душе Татьяны, увлекавшейся теми же сентиментальными романами. Но в свою очередь и сами эти романы получают оценку,выраженную их созвучием чистоте и свежести душ увлекающихся ими героев.

В свете этой соотносительной оценки, ощутимой уже в «Евгении Онегине», уясняется истинный смысл несомненной и давно уже отмеченной связи повестей Белкина с нижеследующим рассуждением Лизы в том же 5-м письме: «Ты не можешь вообразить, как странно читать в 1829 году роман писанный <в> 775-м.

Кажется, будто вдруг из своей гостинной входим мы в старинную залу обитую штофом, садимся в атласные пуховые креслы, видим около себя странные платья, однакож знакомые лица, и узнаем в них наших дядюшек, бабушек, но помолодевшими. Большею частию эти романы не имеют другого достоинства.

Происшествие занимательно, положение хорошо запутано, — но Белькур говорит косо, но Шарлотта отвечает криво. Умный человек мог бы взять готовый план, готовые характеры, исправить слог и бессмыслицы, дополнить недомолвки — и вышел бы прекрасный, оригинальный роман. Скажи это от меня моему неблагодарному Р.... Пусть он по старой канве вышьет новые узоры и представит нам в маленькой раме картину света и людей, которых он так хорошо знает».

Такой «картиной» и стал демонстративно антиромантический цикл повестей Пушкина, положивший начало русской реалистической прозе. Новое, антиромантическое начало цикла выражается прежде всего в том, что он посвящен России уездной, низовой, мелкопоместной, впервые представшей в повестях Белкина подлинной действительностью национального бытия Российской империи, т. е. того, что скрывалось, в том числе и от глаз романтиков, за ее парадным фасадом и тонким, поверхностным слоем «просвещенности» дворянского «света».

«Старая канва» сентиментальных повестей, по которой вышиты сугубо национальные узоры российской современности, несет в белкинском цикле двойную функцию. С одной стороны, она эстетический знак того, что глубины национального бытия в «1829 году» (сначала стояло «1825-м»!) остаются по существу теми же, какими они были в «<1>775-м» (год казни Пугачева), что подчеркнуто заглавным эпиграфом к циклу:

Г-жа Простакова

То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин

Митрофан по мне.

Недоросль.

Смысл эпиграфа разъясняется строками «Романа в письмах», где о «мелкопоместных дворянах», «которые сами занимаются управлением своих деревушек», сказано: «Какая дикость! Для них непрошли еще времена Фонвизина. Между ними процветают еще Простаковы и Скотинины».

Неприглядная реальность крепостного сельского быта современной Пушкину «уездной» России остается в «Повестях Белкина» за кадром, но предстоит во всей своей «дикости» в примыкающей к ним «Истории села Горюхина», «написанной» тем же Иваном Петровичем Белкиным и являющейся по форме также пародией, но несколько иной.

Пародия была для Пушкина испытанной формой творческого эксперимента, прежде всего стилевого. «Сей род шуток, — писал Пушкин в том же 1830 г., — требует редкой гибкости слога; хороший пародист обладает всеми слогами».

Чтобы ощутить пародический подтекст повестей Белкина, нужно знать перелицованные в них на современный и русский лад расхожие мотивы сентиментальной прозы (иноземной и русской) столь же хорошо, как они были известны Баратынскому и другим современникам Пушкина.

И не только мотивы. Д. М. Шарыпкиным бесспорно установлено, что «старой канвой» для значительнейшей повести белкинского цикла — «Станционный смотритель» — послужила одна из «нравоучительных» и лучших, по мнению исследователя, повестей Мармонтеля — «Лоретта».37 Пародийно-иронический, новый и «гибкий» слог повестей Пушкина подчеркивает дерзновенность и неожиданность совмещения в них устарелых, наивных сентиментальных сюжетов, ситуаций, характеров с типическими обстоятельствами и характерами захолустного быта современной поэту уездной России.

Проникающая повествование мягкая, добродушная ирония призвана вызвать ощущение дистанции, отделяющей его собственные реалистические «узоры», их новое идейно-эстетическое качество от старой сентименталистской «канвы», по которой они вышиты.

Но в то же время ее пародийное использование и самый факт возможности такого использования демонстрируют непреходящую ценность уравнительных идеалов сентиментализма, их созвучие здоровым национальным устремлениям русской жизни и нравственное превосходство этих гуманистических идеалов над индивидуалистическими ценностями романтического сознания.

Оставшаяся незаконченной «История села Горюхина» непосредственно примыкает к повестям Белкина и отличается от них только тем, что в ней идет речь уже об исторических судьбах все той же уездной, деревенской России, кратко и выразительно охарактеризованной в авторских планах так: «Была богатая вольная деревня.

Обеднела от тиранства. Поправилась стро(гостью). Пришла в упадок от нерадения». Помещичье «нерадение» — общая причина и крестьянского разорения, и упадка, обеднениястаринных дворянских родов (тема, развернутая уже в «Романе в письмах») — венчается крестьянским «бунтом». Таков сложный комплекс идей и представлений, охватываемых замыслом белкинского цикла и не до конца в нем реализованных.

Национальное искони предстояло сознанию Пушкина одной из ипостасей общечеловеческого. Именно в таком философско-историческом аспекте «Повести Белкина» тесно связаны с маленькими трагедиями.

Обращает на себя внимание, что современному русскому миру «Повестей» противостоит в драматургическом цикле отнюдь не современный западный мир, а его далекое средневековое и возрожденческое прошлое. И это так потому, что в этой эпохе Пушкин ищет и обнаруживает исторические корни буржуазной цивилизации западных стран, чужеродные русской истории.

Движущей силой истории остаются в драматургическом и повествовательном циклах Пушкина общечеловеческие страсти. Но уже не в метафизическом понимании, возлагающем ответственность за их роковое действие на человеческую природу, как это имеет место в трагедиях Шекспира и Расина, а в своих различных национально-исторических проявлениях, далеко не однозначных по нравственно-психологическому качеству и историческому результату.

В этом плане Самсон Вырин оказывается сопоставим с королем Лиром, а Дуня — с жестокосердными дочерями Лира; Сильвио — с Сальери, а в какой-то мере и с Гамлетом (Гамлет наоборот); Адриан Прохоров, как это и подчеркнуто Пушкиным, — с «гробокопателями» Шекспира и Вальтера Скотта; исходная сюжетная ситуация «Барышни крестьянки» — семейная вражда Берестова и Муромцева — с родовой враждой Монтекки и Капуллетти, что отмечено Б. В. Томашевским.

Соответственно общечеловеческое выступает в обоих болдинских циклах измерением национально-исторического, а последнее — тем или другим конкретным проявлением первого.

В этой диалектической связи русский мир при всей его захолустности и крепостнической косности в большей мере приближается к общечеловеческому, избежав в своих национальных глубинах разрушительного, анархического действия общечеловеческих же страстей, обусловленного, по реалистической логике исторического мышления Пушкина, отнюдь не их «естественной» природой, а эгоистическим началом и индивидуалистической стихией западноевропейской цивилизации, ее феодальными истоками и буржуазной природой. Отсюда обобщающая реплика:

Ужасный век, ужасные сердца!

— заключающая трагедию «Скупой рыцарь», не случайно самую первую и самую «историчную» из всех маленьких трагедий Пушкина.

Не менее «ужасно» — и по тем же причинам — сердце Сальери, отравленное индивидуалистической жаждой славы, а отсюда и завистью. Но Сальери принадлежит уже другой эпохе западного мира. Он старший современник пушкинского Сильвио, его во многом психологический двойник, а вместе и национальный антипод.

Общечеловеческое одерживает в Сильвио победу над личным, эгоистическим, заставляя его под благовидным для его самолюбия предлогом добровольно отказаться от кровавой мести былому сопернику в ту самую минуту, мечта о которой много лет безраздельно владела его душой и составляла единственный смысл его мрачной, отъединенной от людей жизни.

По-своему ужасен, но в то же время и прекрасен Дон-Жуан: ужасен своим цинизмом, издевательством над прахом убитого им мужа доны Анны, прекрасен — силой охватившей его любви, самой благой и возвышенной из всех человеческих страстей. И это сближает Дон-Жуана с Моцартом, столь же беспечно и бескорыстно преданным искусству, как Дон-Жуан любви.

Таким образом, западный мир маленьких трагедий дан как бы в его развитии от эпохи позднего феодализма («Скупой рыцарь»), к эпохе Возрождения («Каменный гость») и «веку Просвещения» («Моцарт и Сальери»). И обрисован он отнюдь не одной черной краской, а в драматическом «противуречии» его светлых и темных сторон, доминирующих в каждую эпоху страстей.

Русский мир «Повестей Белкина» тоже драматичен и противоречив, а в примыкающей к ним «Истории села Горюхина» — и трагедиен, но в отличие от западного мира маленьких трагедий не столь индивидуалистичен и потому более человечен и перспективен.

Его общечеловеческий потенциал и проверяется на прочность перевыражением на русский лад западноевропейских «характеров» и «планов» (сюжетов) сентиментально-просветительской прозы, той самой прозы, наивная, но возвышенная «поэзия» и нравоучительность которой была так созвучна «свежей и чувствительной» душе русской «уездной барышни» Татьяны Лариной. В беловом тексте «Романа в письмах» эта проза представлена Ричардсоном, в черновиках — сверх того Жанлис и Коттен.

В «Повестях Белкина» сентименталистские сюжеты и характеры французской прозы конца XVIII — начала XIX в. вместе с их русским перевыражением получают и свою реалистическую деталировку. То и другое осуществляется посредством нового для русской литературы повествовательного слога, чуждого литературной условности, манерности, «чувствительности».

Он имитирует языковую «действительность» внутреннего мира героев повестей, самых обыкновенных, заурядных русских людей разных общественных состояний, которые устами столь же заурядного Ивана Петровича Белкина, а точнее (за исключением «Истории села Горюхина») его столь же заурядных «рассказчиков» — титулярного советника А. Г. Н. («Станционный смотритель»), полковникаИ. Л. П. («Выстрел»), приказчика Б. В. («Гробовщик») и девицы К. И. Т. («Метель» и «Барышня крестьянка») как бы сами повествуют о себе и о своей жизни так, как видят и понимают ее и себя.

Вот этот наконец обретенный Пушкиным повествовательный слог, сказ, живописующий русскую повседневную и низовую действительность как бы изнутри ее самой, воплощающий ее собственное самосознание, и явился важнейшим и перспективнейшим художественным достижением Пушкина — автора «Повестей» и дал основание Достоевскому назвать Белкина их «главным лицом».

Именно это достижение и обеспечило силу огромного воздействия, оказанного прозаическим циклом Пушкина на всю последующую русскую литературу, на демократический гуманизм ее реалистических принципов и общественно-нравственных идеалов.

«Истории села Горюхина» принадлежит в белкинском цикле особое место. Пушкин пародирует в ней уже не нейтральные в политическом отношении сюжеты сентиментальной прозы, а «высокую» торжественно-летописную тональность жанрово-стилистических традиций русской историографии на материале только что вышедших тогда первых томов «Истории русского народа» Полевого и уже общеизвестной в это время многотомной «Истории государства Российского» Карамзина.

Оба труда, несмотря на подчеркнутое Полевым принципиальное различие их названий, представляли собой повествование преимущественно о политической истории русской государственности и крупнейших ее исторических деятелях.

Парадному, государственному «фасаду» русской истории пародически противостоит в «Истории села Горюхина» условно историческое и остро сатирическое изображение деревенской России, России крестьянина и помещика, ее ужасающей нищеты, бесправия и бескультурья, не раз порождавших грозные крестьянские «бунты» и чреватых еще более грозными взрывами народного возмущения.

Будучи острой социально-политической и условно-исторической сатирой, «История села Горюхина» пролагает путь «Мертвым душам» Гоголя и сатире Щедрина, наиболее непосредственно — его «Истории одного города». Вместе с тем в «Истории села Горюхина» впервые заявляет о себе основная социально-политическая и историческая проблема последующего творчества Пушкина — проблема русской революции.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

    II.1. Повесть «Выстрел».

    II.2. Повесть «Метель».

    II.3. Повесть «Гробовщик».

    II.4. Повесть «Барышня – крестьянка».

    II.5.Повесть «Станционный смотритель»

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  2. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Менее чем за год до женитьбы Пушкин проводит в Болдине осень, которая вошла в историю литературы под именем «болдинской». Она ознаменовала собой самый плодотворный период в творческой жизни Пушкина.
В августе 1830 г. Пушкин отправился из Петербурга через Москву в Нижегородскую губернию, в родовое имение отца Болдино для принятия его в свое владение. Нельзя сказать, чтобы делам такого рода Пушкин не придавал значения, но практически он больше уклонялся от них, чем занимался ими. Это у него было даже помимо его желания. По-настоящему заниматься он умел только поэзией. Так было и в этот раз. 31 августа, в день отъезда в Болдино, он писал Плетневу: «Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает». Наряду с новыми трудами Пушкина в Болдине были написаны «Повести Белкина». Пушкин писал их не просто легко, но с наслаждением, весело, увлеченно, испытывая радость быстрого вдохновения. Говоря о Крылове, Пушкин однажды заметил: «...отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» (VI, 14). Это звучит и как его самохарактеристика. К автору «Повестей Белкина» она подходит самым непосредственным образом.
«Повести Белкина», написанные в сентябре-октябре 1830 г., были произведениями зрелого таланта, чувствующего свою силу и способного творить в условиях полной внутренней свободы. При этом характер поэтической свободы повестям как раз и придавало это народное, это пушкинское «веселое лукавство ума». Замечательно, что это качество повестей сразу же отметили читатели - современники Пушкина: и Баратынский, который, по словам Пушкина, «ржал и бился» при чтении повестей, и Кюхельбекер, который записал в своем дневнике под датой 20 мая 1833 г.: «Прочел я четыре повести Пушкина...- и, читая последнюю, уже мог от доброго сердца смеяться. Желал бы я, чтоб об этом узнал когда-нибудь мой товарищ; ему, верно, было бы приятно слышать, что произведения его игривого воображения иногда рассеивали хандру его несчастного друга» . Сам «белкинский» цикл задуман Пушкиным принципиально свободно, объединение повестей в нем не носит связывающего характера, это действительно разнообразные и разнотипные пушкинские опыты в прозе.

II. Идейно – художественное своеобразие

«Повестей Белкина»

„Повести Белкина" в октябре 1831 года вышли в свет. Пушкин издал их анонимно, приписав их авторство Ивану Петровичу Белкину, скромному, малообразованному человеку, владельцу нищего села Горюхина. Один из знакомых Пушкина, увидев на его столе только что вышедшие „Повести" и не подозревая, что автор их сам Александр Сергеевич, спросил его: кто этот Белкин? „Кто бы он там ни был,- отвечал Пушкин,- а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно". Так до Пушкина прозой еще никто не писал. Правда жизни в его повестях слилась с высоким поэтическим искусством, раскрылась в ощутимо реальных образах и картинах. Пушкин решительно отверг „чародейство красных вымыслов" сентиментальной прозы с ее приторно слащавой жеманностью.

Творцом реалистической прозы, ее гибкого, точного, прозрачно ясного языка явился сам Пушкин. В первую болдинскую осень он „Повестями Белкина" открыл новую эпоху в развитии нашей литературы. Белинский оценил „Повести" в целом ниже их достоинства, но он восторженно говорил о их поэтическом мастерстве: „эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия; это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать»…

По мастерству живого, увлекательного и в то же время простого и предельно сжатого рассказа „Повести" остались превосходным образцом для всех последующих русских писателей. Простота и сжатость - эти два слова выразительно определяют основные черты стиля „Повестей Белкина". Сюжетный рисунок каждой повести очерчен строго и ясно, развитие действия в них жизненно и логично. Пушкин искусно пользуется увлекающим читателя приемом недосказанности, умолчания, иногда придает загадочность изображаемым событиям, но нигде не нарушает правды жизни, не противоречит „истине страстей".
Пушкин устраняет всё, что может замедлить развитие действия, ослабить интерес читателя. При всей глубине и обширности своего содержания, порой исполненного острого драматизма, повести отличаются предельной сжатостью, поэтому действие развивается в них стремительно быстро, не утрачивая при этом естественности хода событий. Пушкин устраняет всё, что может замедлить развитие действия, ослабить интерес читателя. Отказываясь дать подробное изображение одежды Адриана и его дочерей, он не без иронии говорит, что в этом отступает „от обычая, принятого нынешними романистами". Он ограничивается лишь замечанием, что Адриан был одет в русский кафтан, а девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, и читатель ясно видит героев повести по этим лаконичным штрихам.
Набрасывая портрет героя или картину природы, Пушкин достигает яркости и полноты немногими, но смелыми и выразительными мазками. Картины природы занимают его не сами по себе, но в связи с действием повести и переживаниями героя. „Вращается весь мир вкруг человека", говорил Пушкин, и судьбы человеческие, прежде всего, привлекали его внимание. Изображая бушующую метель, он ни на минуту не отрывает взора читателя от героя повести, блуждающего в снежной мгле. Печальная картина осени, изображенная в эпилоге «Станционного смотрителя", усиливает щемящее чувство боли за судьбу одинокого, всеми брошенного старика.
Живо и зримо развертываются перед читателем картины жизни, и кажется, что исчезает словесная оболочка, и он видит живые фигуры, слышит их голоса. Этой ощутимости изображения Пушкин добивается тонкой и тщательной отделкой формы, взыскательно строгой работой над словом.

Он всегда находит самое выразительное и меткое определение. Фразы его прозрачно ясны, закончены, каждое слово в них необходимо: „Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла",- ни из одной фразы, как из песни, не выкинешь слова. И впервые в истории русской прозы в „Повестях Белкина" так ярко засверкали самоцветы народного языка, зазвучала яркая, живописная, то лукаво насмешливая, то драматически напряженная, но всегда выразительная, меткая и простая народная речь. Крестьянин, ремесленник, солдат, крепостная девушка - все заговорили своим языком. Речь каждого из них неповторимо своеобразна, ни одна фальшивая нота не нарушает ее естественного, правдивого колорита.

Очевидно также, что „Повести" были написаны как самостоятельные произведения, не связанные авторством Белкина, вот почему иногда рассказчик в повести говорит о себе, как ее сочинителе, например: „намерен я теперь побеседовать с любезными читателями". Эти слова произносит титулярный советник А. Г. Н., от имени которого ведется рассказ в повести „Станционный смотритель". Понятно, что при этом роль Белкина как автора устраняется. Но, желая издать повести анонимно, Пушкин воспользовался именем и биографией скромного горюхинского летописца, образ которого, по всей вероятности, возник уже после того, как повести были написаны.

«Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой. По всем канонам романтической литературы история должна непременно закончится трагически. Пушкин следует этой трагедии практически до самого конца, нагнетая трагизм. Но в самом конце оказывается, что Дуня счастлива, у нее дети и любящий муж. В «Барышне-крестьянке» взят другой расхожий сюжет – вражда двух семейств. Ситуация нагнетается, но затем также разрешается совершенно не романтическим способом – все оказывается как нельзя лучше. В «Повестях Белкина» романтическому взгляду на действительность противопоставляются реальная жизнь и здравый смысл. Пушкин высмеивает «романтические наклонности» своих героев,противопоставляет им нормальную жизнь, в которой есть радость, приятные житейские мелочи, и «богатое имение», и «связи», что для нормальной, полноценной жизни не так уж мало.

II.1. Повесть «Выстрел»

В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина. Но ему приходится служить в армейском гусарском полку в скучной провинции, по-русски тяжело буянить, пить, играть в карты с не очень умными и образованными офицерами, стреляться на дуэлях, пока не встретился и вступил в неравную борьбу гордый Сильвио с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем – службе, чинах, деньгах, картах, любви, даже на смертельном поединке. А у нищего и незнатного храбреца Сильвио было только великое, но мало для обычной жизни приспособленное искусство меткой стрельбы из пистолета. Вот оно, неравенство, приводящее к несчастью.

И вот великий стрелок всю жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять свое первенство и достоинство. Он – одинокий романтик, и все его средства и методы эффектные, роковые, романтические: месть, отложенная дуэль, внезапное явление с пистолетами к счастливцу-графу, новый смертельный поединок и двойной выстрел в картину, красиво ставящий точку в этой истории. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага.

Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная.

II.2. Повесть «Метель»

В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов и немецких баллад. Но всюду реальность побеждает романтическую книжную схему и просвечивает сквозь нее: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве; замечательно описание современником этой великой русской победы и возвращения наших героических войск, радостных русских женщин, кипения новой жизни и любви. Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады, все время ее дополняет и поправляет. Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.

II.3. Повесть «Гробовщик».

В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан не с любовными приключениями, а с его мрачным ремеслом, приводящим к повседневному общению со смертью и мертвецами. То есть Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков.

Но все эти романтические ужасы приземлены, стали обычным петербургским бытом, частью профессии и коммерции. Настолько огрубела в печальных занятиях кулацко-купеческая душа гробовщика, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Адриан вспоминает только, по какому разряду и в каких гробах он их хоронил, какова была его прибыль. И явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он лишь обрадовался, узнав, что то был пьяный тяжелый сон, и спокойно стал жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.

II.4. Повесть «Барышня – крестьянка».

Барышня-крестьянка» - маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Ибо два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой медвежеватый поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники. По всей житейской мудрости им следует пожениться и объединить состояния и земли отцов.

Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через затейливую комедию и маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит не от этого увлекательного деревенского романа, а от пугливости куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружились и решили все за молодых. Не нужно было всех этих водевильных переодеваний, переписки, тайных любовных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

II. 5. Повесть «Станционный смотритель»

В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина – «Станционный смотритель» . В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства. Знаменитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-отца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя вполне реальная логика, противоречащая плоской житейской мудрости и библейскому нравоучению.

Вышеупомянутые повести были... первым

Его опытом. Они... большею частию

Справедливы и слышаны им от разных особ.

А. Пушкин. Повести Белкина

"Повести покойного Ивана Петровича Белкина" написаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени и включают пять повестей: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель" и "Барышня-крестьянка". Предваряет этот цикл предисловие "От издателя", из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали "разные особы".

На самом же деле "Повести Белкина" были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны, сложившиеся в романтической литературе. Посмеявшись, писатель выбирает самые расхожие романтические сюжеты, тщательно выстраивает их, а в конце обескураживает читателя совершенно неожиданной концовкой. Так в повестях "Выстрел" и "Барышня-крестьянка" в финале мы, стараниями Пушкина, ожидаем настоящую трагедию, которая должна послужить логической развязкой нагнетаемых в ходе сюжета событий, но на самом деле все заканчивается удивительно счастливо.

Совершенно в духе сентиментальных романов развивается сюжет повести "Станционный смотритель": гусар завоевывает доверие смотрителя и обманом увозит с собой в столицу его юную красавицу дочь. Последующие за этим переживания, болезнь, поиски и смерть старика, несомненно, трагичны. Думая, что угадали замысел автора, мы ожидаем, что и Дуня в конце концов окажется на столичной улице, брошенная своим бывшим возлюбленным, никому не нужная, но все складывается иначе. Только на последней странице мы узнаем, что девушка счастлива, богата, у нее есть любящий муж и трое чудесных детей.

Повесть "Гробовщик" - это пародия на расхожие сюжетные штампы романов, полных мистики и тайн загробного мира. Гробовщик Адриян Прохоров, обиженный намеком на нечистоплотность своей работы, сгоряча решает позвать на новоселье не соседей-ремесленников, а "мертвецов православных". Естественно, приглашенные приняли предложение, и Адрияну пришлось несладко среди мертвых. которых он когда-то хоронил, - уж очень они самолюбивы и обидчивы. И опять писатель смеется над читателем (или с читателем?), попавшимся на удочку своих ожиданий. Все произошедшее с Адрияном оказывается сном.

Поступки героинь повестей "Метель" и "Барышня - крестьянка" определены во многом чтением французских романов, этим же объясняются и их устремления, надежды. В "Повестях Белкина" Пушкин противопоставляет реальную жизнь и здравый смысл романтическому взгляду на действительность. Никакие книги не могут заменить яркость и многообразие настоящей жизни: ее радости и печали, житейские мелочи и глобальные конфликты, закономерности и неожиданности. Писатель утверждает, что жизнь не только непостижима до конца, но и безумно интересна, но понять это сможет лишь тот, кто доверится ей, а не будет пытаться построить свое существование согласно штампам и клише романтической литературы.

«Повести Белкина» - совершенно новое явление в творчестве Пушкина. Это первый завершенный прозаический замысел поэта. В цикл вошли 5 новелл: стационный смотритель, выстрел, барышня крестьянка, метель, гробовщик. Созданы были повести в течении сентября – октября 1830 года. Повествование ведется от имени Ивана Петровича Белкина, это лицо вымышленное. Из предисловия От издатели и Истории села Горюхина, становится известно, что Белкин кроткий и смирный человек, пересказывает в своих повестях истории, слышанные им от разных лиц: полковника, петербургского советника, приказчика, девицы. Поэтому в повествовании взаимодействуют голоса авторов историй, Белкина и самого Пушкина, вторгающегося в текст, по средством отступлений, ремарок, эпиграфов. При внешней безыскусственности и простоте стиля пушкинское произведение – явление художественно сложное. Это сказывается в выборе проблем, сюжетов и героев. С повестей Белкина начинает свою родословную в русской литературе маленький человек. Повести Белкина двуязычный в жанровом отношении текст, и предполагает прочтение как на языке анекдота, так и на языке притчи. Художественная биполярность “Повестей Белкина” объясняется прежде всего наличием двух глубинных жанровых истоков циклического образования, положившего начало классической русской прозе. Этими истоками видятся долитературные жанры, притча и анекдот. Немаловажно отметить, что в пушкинском тексте притча названа “историей блудного сына”, что ставит ее в один ряд со всеми прочими “историями” книги – вплоть до “историй” старой ключницы Белкина.

Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Эпиграф ко всем повестям из фонвизинского «Недоросля» подчеркивает эту народность и простоту (если не сказать – простоватость) Ивана Петровича. Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков, обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям. Тема его повестей, всего их цикла – счастье человека в народном его понимании. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно. И тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».



20. Жизнь и смерть в «Маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина». В Болдине поэт создаёт шедевры своей драматургии – «Маленькие трагедии». П. выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. И жизнь, и смерть – все нах-ся в гармонии и дополняет друг друга. Высокие герои на краю роковой бездны. В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. Турниры, замки, культ прекрасной дамы, ростовщик, разоряющий рыцарей и сам от них терпящий насилия и обиды, оруженосцы и замковая челядь – всё нашло своё отражение в сценах, диалогах и репликах немногих действующих лиц трагедии. В создании характеров П. стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика, присущих им национально-исторических черт. В сравнении с Шекспиром П. осложнил свои задачи драматурга, сведя трагедию всего лишь к нескольким сценам, что потребовало от него большей концентрации содержания, тщательного отбора деталей, лаконичности и чётк4ости в раскрытии отношений между персонажами снизу доверху. Центральным эпизодом в сценах, показывающих Барона, и основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается ещё в высказываниях их друг о друге. В феодально-рыцарское общество проникает новая сила – власть золота и денег. Именно эта тема развита в образе скупого рыцаря. С изумительной глубиной П. раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, кот. владеет скупой рыцарь. Всё своё счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определённой исторической эпохи. Золото господствует в трагедии. В «СР» почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Трагизм образа Барона в том, что его всемогущество эфемерно, оно воплощено в облике хилого, полубезумного старика, часы жизни которого сочтены. И ничего уже не оставляет он в сердцах других, кроме вражды и ужаса. В основу сюжета трагедии «Моцарт и Сальери» лег распространенный тогда слух о том, что в ранней гибели знаменитого немецкого композитора Моцарта виноват другой композитор - Сальери. Комментарий сюжета трагедии раскрывает роль труда и вдохновения в создании произведений искусства. Основной проблемой пушк. Трагедии Белинский считал «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения».В образе Моцарта П. подчёркивает могучую силу гения художника. Белинский находил, что в лице Моцарта п. представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, нисколько не подозревая своего величия. Моцарт – настоящий гений, он как бы олицетворяет радость и свет, он противостоит тёмному и злобному в своей зависти и коварстве Сальери. Подлинно великое искусство несовместимо со злодейством, в преступлением. В этой трагедии раскрыта и психология зависти. Рисуя образ Моцарта, П. защищал свободу своего творчества в условиях николаевского режима. В этом плане трагедия переплетается со стихотворением П. о поэте. Проблемы вдохновения, творческого акта, роли искусства всегда волновали П. В трагедии «Каменный гость», которой особенно восхищался Белинский, П. по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысливается П. в сценах с Донной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею П. о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной. Гибель Дон Гуана необходимо завершает драму. 2 типа женской любви представлены в образах Лауры (любовь- наслаждение) и Доны Анны (любовь – страдание). А в целом трагедия – гимн любви. Трагедия «Пир во время чумы» - оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. П. провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего вызов всему, «Что гибелью грозит». Городецкий справедливо указывает на «метод резкого контрастирования», используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, что приводит в «М.ТР.» к крайней напряжённости и драматизму положений. Повести Белкина(1830) - первые законченные прозаические произведения Пушкина, состоящие из пяти: «Выстрел», « Станционный смотритель», « Метель», « Гробовщик», « Барышня – крестьянка». В предисловии Пушкин взял на себя роль публикатора и издателя « Повестей», подписавшись своими инициалами « А.П.».ПБ-наиболее реалистич.произведение рус.прозы до Гоголя.Они явись откликом Пушкина на все проблемы современной ему рус.прозы.Своей правдивостью,глубоким проникновением в характер человека,отсутствием всякого мелодраматизма повесть «Станц.смотритель»положила конец влинию сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке»,ведущей начало от «Бедной Лизы»Карамзина.Идеализированные образы сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметых,но всем хорошо знакомых уголков рус.действительности.Такова почтовая станция,где писатель находит неподдельные радости и горести жизни.Манерный,впадающий в мелодраматическую риторику язык уступает место простому и бесхитростному,опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика-смотрител о его Дуне.Реаизм приходит на смену сентиментализму в рус.прозе.В ПБ Пушкин опирается на традиции повеств.прозы конца 20-х годов. Повествование ведется от имени Ивана Петровича Белкина, это лицо вымышленное. Из предисловия От издатели и Истории села Горюхина, становится известно, что Белкин кроткий и смирный человек, пересказывает в своих повестях истории, слышанные им от разных лиц: полковника, петербургского советника, приказчика, девицы. Поэтому в повествовании взаимодействуют голоса авторов историй, Белкина и самого Пушкина, вторгающегося в текст, по средством отступлений, ремарок, эпиграфов. Сквозь легкую пушкинскую иронию смотрит читатель на все происходящее и на самого Белкина, хотя формально автору принадлежит лишь роль издателя.Как справедливо заметил Чернышевский, Пушкин первый стал описывать русские нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью.При внешней безыскусственности и простоте стиля пушкинское произведение – явление художественно сложное. Это сказывается в выборе проблем, сюжетов и героев.С повестей Белкина начинает свою родословную в русской литературе маленький человек. Вследствие того, что в повестях обнаруживается присутствие и Пушкина и Белкина, отчётливо проступает их многообразие. Повести можно считать «белкинским» циклом, потому что читать их, не учитывая фигуры Белкина, невозможно. Это позволило Тюпе, вслед за Бахтиным, выдвинуть идею о «двойном авторстве». Эта идея проскальзывает и в самом произведении « Повести Белкина, изданные А.П.».

21. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Пушкина 26-37 гг. Преддуэльная лирика. Здесь следует рассматривать два периода – это болдинская осень 30 года и более поздняя, столичная лирика 1831-36 годов. Для первой характерна необычайная плодотворность в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. В этот период Пушкин создаёт совершенно разноплановые произведения – и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические « Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре – октябре. Параллельно шла работа над последними главами « Евгения Онегина» и шуточной поэмой « Домик в Коломне». В конце октября – начале ноября одна за другой появляются « маленькие трагедии». Вместе с этим происходит работа над « Историей села Горюхина» и «Сказкой о попе и работнике его Балде». Фон пушкинского « пира воображения» - лирическая поэзия, а это около 30 стихотворений, среди которых « Элегия» (воспоминания о юности, от которой осталось лишь « смутное похмелье», и взгляд в будущее – « Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), « Бесы» (Угроза непонимания мира равноценна угрозе сойти с ума), « Герой» и « Заклинание». Значение Болдинской Осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений – реализация более ранних замыслов поэта. И в то же время своеобразный пролог к его творчеству 30х. Если же брать период 1831-36 годов, то общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина, были напротив исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 31года состоялась свадьба поэта на Наталье Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу – для работы над « Историей Петра». В конце 33 года царь пожаловал Пушкину звание камер-юнкера, которое сам первый поэт России счёл для себя оскорбительным. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Мрачное пророчество высказанное в болдинской « Элегии» (« Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море»), сбылось. Неблагоприятной стала для Пушкина и литературная обстановка 30х, когда гражданские стихотворения его вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха (« Борис Годунов», « Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась компания травли Пушкина, инспирированная его б давним недугом, журналистом и писателем Булгариным. Философская лирика 34-36 годов – стихотворения « Пора, мой друг, пора!», « Вновь я посетил…», « Когда за городом, задумчив я брожу», « Была пора: наш праздник молодой». Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История, в контексте Пушкинских раздумий, предстаёт как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает за собой человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой. Итог жизни для человека, который искал счастья, душевного успокоения и творческого уединения вне себя – безрадостен. « На свете счастья нет, но есть покой и воля». Семейные радости, душевный покой, личная свобода – вот истинные ценности, о которых теперь мечтает Пушкин. (« Пора, мой друг, пора…») .Итогом долгой и трудной жизни, « Сквозь жестокий век», стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выражает эти мысли в стихотворении « Я Памятник воздвиг себе нерукотворный». Идеал его лиры – человеколюбие, гуманность, уважение власти к личности, поэт же – посланник Божьей тропы, задача – не свернуть.

22. Тема мести и милосердия в прозе Пушкина. Дубровский Пушкин начинает писать в 1832г.В романе среди других проблем с боьшой остротой ставится вопрос о взаимоотношении крестьян и дворян. . В основу сюжета «Д» лег рассказ П.В. Нащокина. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.Время действия романа относится к 10-м годам 19 в.Д.замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени.Белинский:старинный быт рус.дворянства,в ице Троекурова,изображен с ужасающей верностью.Противопоставляя богатому Троекурову бедного,но гордого старика Дубровского.П раскрывает в романе судьбу родовитого.но обедневшего дворянства,к которому по рождению принадлежал он сам.Новое поколение провинц.поместной аристократии представлено образом «европейца»Верейского,у которого внешняя культурность,лоск сочетаются с феодаьными нравами:он добивается брака с девушкой,которая любит другого.Пушкин критикует нравственный облик дворянского аристократического общества.Сатирическими красками в романе обрисовано 2чернильное племя»продажных чиновников-крючкотворов,ненавистных крепостным крестьянам. Реальные факты соответствовали намерению Пушкина поставить во главе взбунтовавшихся крестьян обедневшего и лишенного земли дворянина. Однолинейность первоначального плана была преодолена в ходе работы над романом. Первоначально намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя. В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Судьба героя определяется социальным бытом, эпохой, которая дана разветвленно и многопланово. Д. и его крестьяне, как и в жизни Островский, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа, ведь в Екатерининское время выигрыш в социальном положении и материальном плане оплачивался изменой и моральным падением человека, а проигрыш - верностью долгу и нравственной незапятнанностью. Дубровский-бунтарь. Пушкин связывает его с бунтарски настроенными крепостными крестьянами.Однако поэт не делает Д вождём крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства.Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским,Д покидает своих товарищей,заявляя им: вы все мошенники.Крепостной массе он остаётся чужим.Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместную оппозицию правительству. Капитанская дочка.бала впервые напечатана в Современнике ещё при жизни поэта.Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава,которую Пушкин назвал «Пропущенная глава»В КД Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстании.Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию,Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий,которое и привело к массовому крест.восстанию в 1774-1775г.В образах белогородских казаков,изувеченного башкирца,татарина,чуваша,крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социаьной базе движения.Народ в КД не безликая масса.Пушкин стремится изобразить крепостное крестьянство,участников всстания в различных проявлениях их сознания.Крестьяне показаны как люди хорошо понимавшие антикрепостнический, антипомещичий смысл и направленность Пугачевсого восстания. Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого,смелогоруководителя крест.восстания, отмечает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева.Для Пушкина он выражал ациональный характер русского народа.Пушкин глубоко раскрыл личность Пугачева.Так же как и рядовому крестьянину,Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину.Добродушие и простосердечие П-так же свойства характера народного.Для Пушкина Пугачев-не только вождь крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство,но и простой казак Емелька ПугачевОднако существенное,ведущее в его образе-величие,героизм.Это выражено символическим образом орла,о котором говорит пугачевская сказка.Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.Сущ.дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства явл. Савельич. образ Савельича, преданного своим господам,бы так же необходим для реалистического изображения исторической действительности того времени,как и образы ревлюционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.Белинский:КД-нечто вроде Онегина в прозе.Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины.Многие картины по верности,истине содержания и мастерству изложения-чудо совершенства.В КД Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа.Жизнь народа освещается П в её национально-историч.своеобразии,в её соц-сословных противоречиях. Рисуя деятельность выдающихся историч.ичностей,П показывает в ней отражение духа времени. КД положила начало рус.историч.роману. Бесспорно,что опыт историч.романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистич.историч.романа на русскую тему. В этом романе Пушкин осущ.давний замысел:пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства.И история как бы сама врывается в частную,мирную жизнь.создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.История раскрывается «домашним бразм», и в центре её оказываются обыкновенные,ничем не выдающиеся люди.Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.Пушкин вслед за Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу,которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе.

23. Ранняя лирика Лермонтова. Бунтарские мотивы. Белинский о Лермонтове. Творчество Лермонтова можно разделить на три периода. Основные темы юношеских стихов: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, человек и мироздание. Его лирический герой, мятущийся, совмещает в себе «Священное с порочным». Он всегда противопоставлен окружающей среде. Большое место занимает и любовь «страсть сильнейшая» , пламенная, но чеще всего неудовлетворенная. Английский Байрон оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Но Лермонтов скоро осознал свою индивидуальность: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Свой талант он воспринимал как ответственность перед человечеством (Молитва) Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Лермонтова ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец В слезах угасла мать моя; 1831 г. Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Тоска, неверие в возможность истинного чувства, взаимопонимания придают драматический колорит всей лермонтовской поэзии. В ней нет светлых, радостных настроений. Одной из причин того, что мотив грусти и одиночества занимает большое место в поэзии Лермонтова, явилось отношение к обществу. (Монолог) Раннее творчество поэта заканчивается стихотворением "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год). Основные статьи о Лермонтове (о «Герое нашего времени» и о «Стихотворениях М. Лермонтова») написаны Белинским на рубеже второго периода его деятельности. Прекрасными стихотворениями» Белинский счел «Ветку Палестины» и «Не верь себе». Он отмечал, что «первое поражает художественностию своей формы, а второе глубокостию своего содержания и могучестию формы: дело идет, кажется, о тех непризванных поэтах, которые могут вдохновляться только своими страданиями, за отсутствием истинного поэтического призвания». Приведя далее стихотворение «Не верь себе», Белинский заключал: «Заметьте, что здесь поэт говорит не о бездарных и ничтожных людях, обладаемых метроманиею, но о людях, которым часто удается выстрадать и то и другое стихотворение, и которые вопли души своей, или кипение крови и избыток сил, принимают за дар вдохновения. Глубокая мысль!.. Сколько есть на белом свете таких мнимых поэтов! И как глубоко истинный поэт разгадал их!.. » (IV, 280). Характерны в той же статье оценки центральных стихотворений Лермонтова «Дума» и «Поэт». «Думу» Белинский выделил» как «энергическое, могучее по форме, хотя и прекраснодушное несколько по содержанию стихотворение». О «Поэте» Белинский упоминал, как о произведении, «примечательном многими прекрасными стихами и также прекраснодушном по содержанию» (IV, 278-279)

24. Зрелая лирика Лермонтова. Проблема эволюции. Лермонтов в критике. Перелом в мироощущении происходит на границе 36-37 годов.Перелом происходит тогда.когда жажда жизни выражается в любви к людям.Переход от романтизма к реализму.Кризис ром-зма рождает стремление найти в мире радости.Новый идеал для Лермонтова связан с действительностью.Дмитр.Евг.Максимов -переход к поэзии действит-ти:1)ром.герой Л.утрачивает свою исключительность,актуализируется земное начало,устанавливается моральный контроль,2)связан со стремлением поэта выйти за пределы авт.личности.Ссылка Л.на Кавказ за стихи на смерть Пушкина ознаменовала крутой перелом в его судьбе и творчестве.В последние 4г.поэтом созданы произведения,вошедшие в сокровищницу русской и мировой лит-ры.Стих-е Смерть поэта-первый и самый глубокий поэтический отклик на гибель Пушкина,созданный под непоср.впечатлением от трагической вести в конце января-первых числах февраля 1837.С него началась известность Л как поэта преемника великого Пушкина.Смерть поэта-этапное произв-е Л.Образ погибшего поэта-одинокий и бесстрашный борец,вступивший в столкновение с мнениями света,с обществом-> трагически гибнет в неравной схватке.Л. вскрывает глубинные связи трагедии Пушкина с последекабристской действительностью. Большое место занимает мотивы мщения,рока.судьбы,довременного конца.Образ Пушкина-центральный в стихотворении.Л поставил вопрос о трагической судьбе поэта в условиях самодержавной России.Поначалу речь идет остолкновении поэта со светом,изобр.как безликая масса.Затем из неё выхватывается фигура Дантеса-слепого орудия света в расправе с поэтом.В закючительных 16 строках поэт клеймит стоявшую за спиной Дантеса и света правящую верхушку.Исп.образные формулы Божий суд,в которых вера не только в высшую небесную справедливость,но и в справдивость историческую.Тема поэта,его назначения и судьбы получила продолжение в лирике 37-41г.В Поэте с особой наглядностью проявляетс характерная для лерм.лирики связь времен.Своего рода диалог настоящего с прошлым и будущим придает Поэту черты исторической масштабности и эпичности.Эволюция лерм.лирического героя,сознающего свою неразрывную связь с другими людьми,особенно отчетливо проявляетсяв пристальном внимании поэта к простым людям,близким народу.Тема свободы предстает в лирике Л как тема её безнадежной утраты и одновременно-неискоренимости устремлений рк ней.Наряду с образом лирич.героя крупным планом показывается образ простого человека,томящегося,как и главный герой в неволе.Общность страданий сбижает их,дает доп.силы в узнической судьбе.Но стремление к единению с другими людьми непрестанно наталкивалось на многочисленные барьеры и перегородки,в условиях сословно-иерахического государства почти непреодолимые.Тема одиночества остается одной из главных в зреой лирике поэта.Искреннее глубокое страдание от невозможности преодолеть внужденное одиночество,стремление вырваться из его трагического круга,жажда обретения души родной.Проблема метода и стиля в зрелой ирике Л-одна из сложнейших.Движение поэта к реализму далеко не просто и не однолинейно.В лерм.лирике последних лет романтизм и реализм нередно сосуществуют даже в пределах одного произведения(Как часто пестрою толпою,Нет,не тебя) Белинский: в лерм.поэзии преоблад.субъективизма,заключ. в недовольстве действит-ю.Здесь царит разгул жизни. Творч.путь Лермонтова - это движение от романтизма к реализму, что с особенной силой сказалось в последние годы жизни, когда поэт сознательно становится на позиции реалистического иск-ва.Выделяют 2 периода тв-ва:-ром-ий,граница с 35по37,-реалистич.Романтизм был интересен,когда преодолевал классицизм. Далее же он исчерпывал себя->реализм.

25. Романтические поэмы Лермонтова. Белинский о Лермонтове. “Мцыри”. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он - сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,- это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:Увы! - за несколько минут. Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл,Я б рай и вечность променял... Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя. Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является поэмой, написанной в народном духе. Лермонтов воссоздает стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Поэт вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, возвышались и поэтизировались. Калашников - это мятежный, борющийся романтический герой. В “Песне...”, как и в “Мцыри”, вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Автор любуется Степаном Парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду. Основные статьи о Лермонтове (о «Герое нашего времени» и о «Стихотворениях М. Лермонтова») написаны Белинским на рубеже второго периода его деятельности Демон. Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею 10лет(1829-39), поэма имеет 8редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла.Лермонтовский Демон воплощает в себе и мощь свободного разума и разрушительную силу-страсть.Противоречивое единство этих начал,напряж.жизнь духа,неискоренимое стремление к восстановлению гармонии-и невозможность его осущ.сообщают этому образу не только трагизм.но и динамичность.Сюжетно-фабульный конфликт складывается из отношений Демона и Тамары.Однако в его развитие властно вмешивается 3 сила-Бог. Конфликт,развивающийся на втором плане(между ДиТ – Б)наполняет сод-е поэмы филос.смыслом. С момента встречи Т с Д начин.мотив новой жизни.В Д.идёт борьба м/у зарожд.чувством любви и укорениш.привычкой к злу.Но такова гуманистич.сила любви,что Д.готов отказаться от умысла жестокого.Появл.Бога подогревает в Д желание любой ценой удержать Т,не уступив её Б.В Д противоборствуют любовь к Т и яд старинной ненависти к Богу.Тамара оказалась в эпицентре столкновения.Едва вступив в царство юбви и гармонии,Д разрушает его.умертвив Т первым поцелуем.Смысл этого поцелуя: 1)безмерная,испепеляющая страсть Д оказалась гибельной для простой смертной, 2)смертельный яд поцелуя настоян на ненависти и злобе,отравляющей даже такое животворное чувство,как любовь.В любви Д почудился выход из гнетущего одиночества и бесцельности существования. Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком перключала сюж-псих и нравств-фил сод-е поэмы в иную поскость, связанную с проблемами соц,конкретно историческими.Рабство и свобода-одна из главных антиномий поэмы Л и русской действит-ти 30-х годов.Трагический исход борьбы Д был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. Лерм.Демон - символико-фил. отражение глубинной сущности человеческого духа, чел.рода в процессе его бесконечного и трудового познания мира с целью его пересоздания и очеловечивания.

26. «Маскарад». Проблема и художественное своеобразие. Проблема героя. .1835-1836-Лермонтов напрядено трудится над М.Это первое произведение,предназначавшееся поэтом к опубликованию.В «Маскараде» отражено широко распространенное в среде русского дворянства 1830-х годов увлечение карточной игрой. За картами завязывались знакомства, обсуждались партии, определялось продвижение по службе, игра в карты открывала доступ в свет людям даже непричастным к нему. Карточная игра являлась мерилом «нравственного достоинства человека. „Он приятный игрок“ - такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе» . Темы карточной игры и маскарада были широко представлены в русской и иностранной литературе того времени. «Маскарад» написан Лермонтовым с учетом творческих достижений русской литературы, в первую очередь опыта Грибоедова - создателя «Горя от ума». В жанровом отношении «Маскарад» близок к мелодраме и романтической драме (в частности, французской) 30-х годов; в сатирическом изображении общества Лермонтов во многом следует за Грибоедовым. Мотивы «игры» и «маскарада», организующие драму, - социальные символы высокого уровня обобщения. Образ маски-обозначение респектабельой кажимости чел-ка, за которой скрывается неадекватная ей сущность. Эти роли-маски прорастают внутрь и искажают личность. Однако наиболее значительное достижение Лермонтова - характер Арбенина. Ему претят лицемерие и ханжество света, благословляющео порок и зло, лишь бы они были прикрыты светскими приличиями.Отвергая условные законы общества, герой сознательно вступает на путь порока, становится проф.игроком. Но деньги не цель,а лишь средство.На избранном им пути Арбенина преследует не только отчуждение,но и самоотчуждение.Это был кризис романтического индивидуализма, следы которого обнаруживаются в ряде произведений Лермонтова 1836-1837 г. Б. М. Эйхенбаум и Д. Е. Максимов показали, что «Маскарад» - социально-философская драма, в которой получили свое развитие философские взгляды Шиллера и Шеллинга об антиномии добра и зла. Добавим, что идея добра и зла реализуется в драме и в простейшем преломлении: любое жизненное зло порождает зло (роль Арбенина в судьбе Неизвестного), и более сложно. Ближе всего к Шеллингу основная мысль драмы о бессилии добра в попытке противостоять злу, о единственной возможности борьбы с ним с позиций бунта, мятежа, разрушения, т.е. самого зла. Но Лермонтов дает этой проблеме свое осмысление, показывает трагические последствия такой позиции для человека, принявшего ее.Много в образ Арбенина Лермонтов внес и личного - это высокая грусть, величайшее презрение и ненависть к светскому обществу, горечь и страстность самопризнаний, протест против злой и позорной действительности.Драма «Маскарад» во многом близка к крупнейшему произведению Лермонтова «Демон». В воспоминаниях Арбенина о своем прошлом высказаны те же мысли, что и в «Демоне». Причина страданий Арбенина и Демона одна и та же: пустота и бесцельность одинокого существования, на которое они обречены силою обстоятельств. Для Арбенина, так же как и для Демона, любовь к женщине должна была явиться источником возрождения и обновления. Несомненное родство характеров Демона и Арбенина проявляется в независимости их взглядов, непримиримом отношении к уродству бытия, в силе протеста против мировой несправедливости. Родство Арбенина с Демоном хорошо видел и сам поэт, вложивший в уста Звездича вопрос, обращенный к Арбенину: «Вы человек иль демон?» Кроме того, Арбенин - предшественник Печорина. Он, как и главное действующее лицо «Героя нашего времени», на голову выше окружающего общества, человек острого аналитического ума, большого сердца, сильной воли, не способный равнодушно относиться к доб

Повести Белкина (1830) - первые законченные прозаические произведения Пушкина, цикл состоит из пяти произведений: «Выстрел», « Станционный смотритель», « Метель», « Гробовщик», « Барышня – крестьянка». Их предваряет предисловие «От издателя». В предисловии Пушкин взял на себя роль публикатора и издателя « Повестей», подписавшись своими инициалами « А.П.». Авторство идей повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Белкин, в свою очередь, переложил на бумагу истории, которые рассказали ему иные лица – «Смотритель» был рассказан ему титулярным советником, «Выстрел» - подполковником, « Гробовщик» - приказчиком, ну а « Метель» и « Крестьянка» - девицею К.И.Т. Пушкин создаёт иллюзию реальности происходящих событий, документально подтверждая, что повести – не плод выдумки самого Белкина, а на самом деле произошедшие истории. Обозначив связь между рассказчиками и содержанием повестей (девица рассказала две любовные истории, подполковник – о военной жизни), Пушкин мотивировал характер повествования и его стиль. Однако, фигура Белкина, объединяющая все повести, объединяет всех их. Сам Белкин когда-то был военным, ушёл в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта. Кругозор Ивана Петровича ограничен, по натуре он человек кроткий и нелюдимый. Как и всякий деревенский старожил, Белкин развивает скуку, слушая о происшествиях, которые вносят нечто поэтическое в его однообразно-прозаическое существование. Именно поэтому события, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно-романтическими – в них есть всё: дуэли, тайная любовь, страсти. Белкина привлекает яркая, неоднообразная жизнь. В судьбах героев произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал ничего подобного, но это не отменяет его стремление к романтике. Доверяя, однако, роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, не устраняется из повествования. Вследствие того, что в повестях обнаруживается присутствие и Пушкина и Белкина, отчётливо проступает их многообразие. Повести можно считать «белкинским» циклом, потому что читать их, не учитывая фигуры Белкина, невозможно. Однако, Пушкин как бы «прикрывается» фигурой Белкина, но слова ему так и не даёт. Роль Белкина состоит в романтизации персонажей и ситуаций, а автор, напротив, выявляет реальное содержание и двойственный смысл событий. Так Сильвио в устах одного – романтический дьявол, а для второго он – низкий мститель. Ради ничтожной цели, ради унижения другого и собственного самоутверждения, Сильвио губит и свою жизнь.

Лукаво отказываясь от авторства, Пушкин создал многоступенчатую стилевую структуру, два противостоящих друг другу стилистических слоя – восходящий к сентиментализму, нравоописанию, романтизму и опровергающий, пародирующий слой. При этом Пушкин остаётся сторонником объективизма – о герое известно с его слов, со слов его антагониста и от наблюдателя- повествователя.

В связи с объединением повестей в один цикл здесь возникает вопрос о жанровом своеобразии. Исследователи склоняются к тому, что жанр близок к роману, некоторые относят к жанру повести. Однако сами повести представляют собой 5 своеобразнейших новелл. Различие между пушкинской и традиционной западной новеллой в том, что в первой возобладала народно-эпическая тенденция, тогда как в последней - эпика и европейская новелла мало согласуемы друг с другом.


Самое обсуждаемое
Стихотворение «энергия планетарного мышления Стихотворение «энергия планетарного мышления
Возникновение цивилизации Возникновение цивилизации
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь


top