Как соотносятся понятия биогеоценоз и экосистема. Конспект урока по биологии на тему "биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема" обеспечение пищей

Как соотносятся понятия биогеоценоз и экосистема. Конспект урока по биологии на тему

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Концепция экосистемы

Синэкология -раздел экологии, изучающий ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов (биоценозов), пути их формирования и их взаимодействие с окружающей средой. В отдельное научное направление синэкология выделена на Международном ботаническом конгрессе 1910 г.Термин «синэкология» предложил швейцарский ботаник К. Шретер (1902 г.).

В природе популяции разных видов объединяются в макросистемы более высокого ранга - так называемые сообщества, или биоценозы.

Биоценоз - это совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды. Понятие «биоценоз» было предложено в 1877 г. немецким зоологом К. Мебиусом (1825-1908 гг.), который,
изучая устричные банки*, пришел к выводу, что каждая из них
представляет собой сообщество живых существ, все члены которого находятся в тесной взаимосвязи.

Никакой биоценоз не может развиваться сам по себе, независимо от среды и вне ее. В результате в природе складываются определенные комплексы, совокупности живых
и неживых компонентов, где сложные взаимодействия их отдельных частей поддерживаются на основе взаимной неопределенности. Чтобы понять отличие синэкологического подхода к изучению живых систем от аутэкологического, приведем следующее сравнение. Так, если, скажем, изучается отношение ели сибирской (одного дерева или вида в целом) к среде или лисицы обыкновенной (одной особи или вида в целом) к среде, то эти исследования являются по сво-ему характеру аутэкологическими.

Если же изучается лес, в котором растет эта ель и живет ли-сица, то подход будет синэкологическим. В первом случае все внимание сосредоточено на отдельно взятом организме, и цель состоит в том, чтобы увидеть, как он вписывается в общую эко-логическую картину, подобно тому, как, рассматривая произведе-ние живописи, можно сконцентрировать внимание на каком-то отдельном фрагменте. Во втором случае рассматривается картина в целом (т. е., если продолжить аналогию с живописью, изучается композиция).

Пространство с более или менее однородными условиями, за-селенное тем или иным сообществом организмов (биоценозом), называется биотопом. Если определить биотоп как место существования биоценоза, то биоценоз можно рассматривать как
исторически сложившийся комплекс организмов, характерный для данного, конкретного биотопа.

Любой биоценоз образует с биотопом целостность, единство, биологическую систему еще более высокого ранга - биогеоценоз. Термин «биогеоценоз» предложил в 1940 г. В. Н. Сукачев.

По определению В. Н. Сукачева (1880-1967 гг.), биогеоценоз - «это совокупность
на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (ат-мосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов,
почвы и гидрологических условий), имеющая свою, особую специфику взаимодейс твий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

Термин «биогеоценоз» очень близок (хотя и не тождестве-нен) к широко распространенному за рубежом термину «экосистема», который был предложен в 1935 г. А. Тенсли. Эко-система - это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды, функционирующая как единое це-лое за счет обмена веществом, энергией и информацией.

Существует мнение, что содержание термина «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характери-стики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается прежде всего ее функциональная сущность.

Экосистемами являются , например, муравейник, участок леса и лес в целом, кабина космического корабля, ландшафт и даже вся биосфера. В целом биогеоценоз выступает по отношению к экосистеме, как частное к общему.

Экосистема есть основная функциональная единица живой
природы, включающая и организм, и абиотическую среду, причем
каждая часть влияет на другую и обе необходимы для поддержа-
ния жизни в том виде, в каком она существует на Земле.

Таким образом, организация является ис-точником информации. Организмы получают из неорганической среды информацию об особенностях химических элементов и соединений и об их распределении. Неорганическая среда полу-чает информацию от живых организмов о продуктах их метабо-лизма (обмена веществ). Живые существа также обмениваются между собой информацией: это могут быть сигналы об опасно-сти, наличии пищи, обращение к половому партнеру, агрессия (предупреждение сопернику) и т. д. Информационные связи в природе ограничены в пространстве и во времени. Информаци-онная ценность предмета или явления зависит не от количества заключенной в нем информации (оно бесконечно!), а от того, кто или что этой информацией пользуется.

Предположим, вы - талантливый математик и написали ин-тереснейшую научную статью по высшей математике. Попытаем-ся проанализировать, как информация зависит от того, кто этой информацией пользуется.

Естественно, что информация, заложенная в статье, для вас равна нулю, коль скоро вы сами ее написали, а значит, ничего нового из ее содержания не получите. Если вашу статью прочтет человек с образованием на уровне начальной школы, он также не получит 1щя себя никакой информации (поскольку не знаком с элементарными сведениями из высшей математики), т. е. в обоих случаях информация равна нулю, хотя ее потребители имеют разный уровень информированности об изучаемом предмете.

Некоторые исследователи пытались применить метод матема-тической теории информации для оценки организованности жи-вых систем, однако пока без особого успеха. К сожалению, как справедливо отметил академик В. А. Энгельгардт, «математичес-кие аспекты теории информации еще не находят отчетливых приложений к анализу элементарных основ жизненных явле-ний, хотя имеются основания предполагать, что благодаря уни-версальности принципов этой теории дальнейшее ее развитие откроет возможности для такого рода приложений, которые будут все расширяться и углубляться».

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Все объекты и процессы во Вселенной, как и сама Вселен-ная, представляют собой тройственное единство вещества, энер-гии и информации;

В процессе взаимодействия объекты обмениваются между собой веществом, энергией и информацией. В информации нахо-дят отражение особенности организации взаимодействующих объектов;

При взаимодействии объектов и процессов специфичность обмена информацией обусловлена особенностями организации взаимодействующих объектов: более организованные объекты способны извлекать из окружения большую информацию, чем менее организованные, одновременно они сами служат источни-ком большей информации;

Поскольку каждая организация может быть охарактеризо-вана бесконечным количеством свойств, постольку бесконечно и количество информации, которое в принципе может быть из нее извлечено. Отдельные аспекты информации поддаются математи-ческой обработке, и это вселяет надежду на то, что не только вещество и энергия, но и степень организованности в конце кон-цов получит удовлетворительную количественную оценку.

Вопросы и задания

1.Что изучает синэкология?

2.Что называется биоценозом, биотопом, биогеоценозом, экосистемой?

3.Почему обмен веществом, энергией, информацией явля-ется основным принципом функционирования экоси-стемы?

YouTube : https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

10 кл, Пономарева

ТЕМА 3. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (8 ч.)
Урок 16 . Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

Цель: сформировать понятие о биогеоценозе как надорганизменной биосистеме.

Задачи

Образовательная:

Расширить и углубить знания учащихся о надорганизменных уровнях организации материи.

Сформировать понятие о биосистеме и экосистеме

Объяснить основные условия возникновения биогеоценозов

Познакомить учащихся с учениями о биогеоценозе и экосистеме

Развивающая, учить:

Давать характеристику биогеоценозам

Объяснять значение биогеоценозов
Тип урока:

Комбинирован­ный урок


Форма проведения
Требования к ученику:

Знать

Ключевые понятия

Биоценоз , биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз, продуценты, консументы, редуценты.

Объекты

Компоненты биогеоценоза – биотоп, биоценоз

Экосистема, биоценоз , биогеоценоз.

Биогеоценозы: дубравы, пруда, березовой рощи

Факты

Организация и процессы биогеоценоза

Значение биогеоценотического уровня

Факты

Учения о биогеоценозе и экосистеме

Уметь

Давать определения ключевым понятиям.

Называть биогеоценозы

Характеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни

Характеризовать

биологический круговорот веществ как главное условие возникновения экосистем,

видовую структуру биогеоценоза

Давать характеристику биогеоценозам

Объяснять значение биогеоценозов
Обеспечение занятия:

Текст учебника

§ 16, 17

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пруда», «Строение экосистемы», диафильм «Природные сообщества»


Ход урока.

Мотивационный этап.

Глобальной биологической системой на Земле является БИОСФЕРА. Биосфера проникает во все оболочки земного шара , т.к.состоит из живого материала (вещества).

Компонентами биосферы являются БИОГЕОЦЕНОЗЫ.

Цель урока: сформировать понятие о биогеоценозе как надорганизменной биосистеме
Вам уже известно, что виды тесно взаимосвязаны между собой и факторами неживой природы. Они объединяются в природные сообщества – биогеоценозы. Наряду с понятием «биогеоценоз» часто употребляется термин «экосистема». В чем же различие между этими понятиями? Что собой представляет структура сообщества? Какова в нем роль растений, животных , грибов и бактерий?


    Биогеоценоз

  1. Признаки биогеоценоза как биосистемы

  2. Сравнение понятий: биогеоценоз и экосистема

  3. Видовая структура

  4. Характеристика биогеоценоза как особого уровня организации жизни

1. Понятие «биогеоценоз».
Биогеоценоз (био – жизнь, гео – Земля, ценоз – общий, совместный) – это открытая живая система (биосистема).

Любая система характеризуется компонентами, процессами, связями, особой организацией.

Примерами биогеоценозов могут служить: биогеоценоз дубравы, ельник, разнотравная степь, пихтовый лес, тропический дождевой лес , тундра. Обычно биогеоценозами называют сухопутные природные сообщества.

Биогеоценоз – природный комплекс живых организмов и условий среды конкретного участка земной поверхности, границы которого можно даже нанести на карту.


Свойства биогеоценоза как биосистемы :

Целостность

Саморегуляция процессов
2. Самостоятельное овладение материалом

2. Устно объясните термины: биоценоз , биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз

3. Определить компоненты биогеоценоза

4. Общее и отличие в понятиях биогеоценоз и экосистема

Ответы:

Процессы



  1. продуцирование биомассы;


Организация характеризуется:

Роль биогеоценозов – создание благоприятных условий для существования взаимодействующих видов и поддержание непрерывного биологического круговорота.

Домашнее задание.

1. Текст учебника

2. Дать характеристику биогеоценоза как особого уровня организации жизни (§ 16 )

3. Вопросы: стр.78, 81
Подготовиться к семинару (§18):

1 ряд – Трофические структура биогеоценоза, правило 10%

2 ряд – Пространственные связи в биогеоценозе

3 ряд – Экологическая ниша

Проверка Д/З
1) Письменная характеристика биогеоценоза как особого уровня организации жизни (§ 16 )
Структурные компоненты : биотоп, биоценоз

Процессы , характеризующие биогеоценоз:


  1. круговорот веществ и поток энергии (обеспечивают саморегуляцию и устойчивость биосистемы);

  2. продуцирование биомассы;

  3. распределение популяций в пространстве;

  4. регулирование численности видов (обеспечивает устойчивость биосистемы).
Организация характеризуется:

Сложностью структуры биогеоценоза (из-за разнообразия видов);

Устойчивостью связей между видами и со средой.

Роль биогеоценозов – создание благоприятных условий для существования взаимодействующих видов и поддержание непрерывного биологического круговорота.

2) Термины:

1. Биогеоценоз – совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий окружающей их среды на какой-то конкретной территории.

2. Биоценоз – комплекс живых организмов

3.Биотоп – комплекс условий внешней среды, созданных живыми организмами.

4. Фитоциноз – совокупность зеленых растений.

5. Зооценоз – комплекс различных животных.

6. Микробиоценоз – совокупность микроорганизмов

7. Экосистема

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Фадеева Людмила Афанасьевна

МБОУ СШ5, г. Кстово


Цель и задачи

Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Конспект урока Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна


Актуализация знаний

-Фронтальная беседа:

1) Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2) В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

  • Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

- Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

БИОТОП

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)


Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Биоценоз

Фитоценоз Микробиоценоз

Зооценоз


Изучение нового материала Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Результаты взаимодействия организмов сводятся к ……?

- обеспечение пищей;

- изменение среды обитания;

- расселение видов в пространстве.


В результате сложности и переплетенности связей между видами

обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза,

контроль за ростом численности организмов.

Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.


Характеристика экосистемы

(учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию).

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.


Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.


На устойчивость экосистем влияют:

1) жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2) богатство видового состава;

3) взаимодействие видов;

4) средообразующие свойства видов;

5) антропогенное воздействие.


Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Домашнее задание

Изучить §17,

ответить на вопросы после параграфа

Урок «Биогеоценоз как биосистема и экосистема»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: самостоятельная работа по инструктивным карточкам

Задачи:

- сформировать знания о природных сообществах – биосистемах, понятие о биоценозе и экосистеме;

- продолжить развитие понятия о биогеоценотическом уровне организации жизни;

Материально-техническое обеспечение урока: инструктивные карточки, карточки с заданиями «третий лишний», CD «Биологический энциклопедический словарь», дополнительная литература, компьютер, проектор, таблицы по теме.

План урока:

1. Мотивация и стимулирование. Целевая установка.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1 . Организация класса.

На прошлом уроке мы изучили особенности биогеоценотического уровня, его структурные элементы и основные процессы. Сегодня вы познакомитесь с взаимосвязями организмов и окружающей среды, больше узнаете о биогеоценозе, познакомитесь с учеными. Все это вы сегодня будете делать самостоятельно. Сегодня вы – исследователи. А чтобы вы не сбились с правильного пути, я раздам вам инструктивные карточки.

2. Актуализация знаний учащихся.

Для начала проведем разминку.

1) Игра «Третий лишний»:

- яснотка – бронзовка – мокрица

- липа – лисичка – клен

- долгоносик – утконос – мухоловка

- липа – божья коровка – сокол

2) Изобразите в виде схемы или уравнения зависимость между такими понятиями, как биотоп, биоценоз, биогеоценоз (выполняет один ученик у доски).

3) Возможно ли существование экосистем, в которых живая часть представлена только двумя группами – продуцентами и редуцентами?

3. Изучение нового материала .

Учащиеся получают инструктивные карточки и начинают работать.

Инструктивная карточка

1. Прочитайте текст учебника о природных сообществах на странице 79.

1.1. Сравните понятия природное сообщество и биогеоценоз

1.2. Что обеспечивает стабильный характер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?

2. Прочитайте текст учебника об учении о биогеоценозе на страницах 79-80.

2.1. Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?

2.2. Заполните схему «Круговорот веществ»

2.3. Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?

3. Прочитайте текст учебника об учении об экосистеме на страницах 80-81.

3.1. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема.

4. Составьте небольшое сообщение об ученых В.Н.Сукачеве и А.Тенсли используя предоставленную дополнительную литературу.

4. Закрепление изученного материала.

Опрос результатам работы

5. Домашнее задание. Параграф 17. Вопросы 2-4.


Самое обсуждаемое
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография
Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь


top