Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Кто всех нужней? Занятие по речевому развитию". план-конспект занятия по развитию речи на тему игр для появления речи

Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Кто всех нужней? Занятие по речевому развитию

Контрольная работа

Конспект занятия по словарной работе «Дружба и друзья» (вторая младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.

Демонстрационный материал: паровоз, сундучок, рукавички, заяц, лиса.

Методические приемы: игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы, рефлексия.

Словарная работа: друзья, грустный, веселый.

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи:

1. образовательные - формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. развивающие - развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3. воспитательные - воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Ход занятия.

Дети зашли в группу, поздоровались с гостями. Воспитатель:

Дети, какое у вас сегодня настроение?

Покажите (улыбаются).

А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).

Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).

Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.

Песня «Паровозик».

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали.

Воспитатель:

Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.

Ой, кто это? (зайчик).

Давайте поздороваемся (здороваются).

Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

Почему вы так решили? (не улыбается).

Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).

Давайте у него спросим?

Какая лиса?

Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).

Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

Почему? (обидела, забрала рукавички).

Кто такие друзья?

Друзья - это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

А можно нас назвать друзьями? (да).

Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

Игра «Хорошо - плохо».

Обижать друг друга - плохо

Делиться игрушками - хорошо

Играть вместе - хорошо

Ссориться - плохо.

Воспитатель:

Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).

Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она нас приведет?

Физминутка.

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает сундучок).

Воспитатель:

Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.

Игра «найди пару» (дети находят пары разные по размеру, цвету, одни для зайца сделанные из белого меха).

«Найди дружка».

Воспитатель:

Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.

Нужно зайчика с лисичкой помирить.

Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

Ребята, а как мы их будем мирить?

А может, мы им танец станцуем?

Танец «Помиримся»

Воспитатель:

Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями).

А мы с вами тоже друзья? (да).

Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Дети прощаются и уходят.

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)

Тема: Подготовка к обучению грамоте. «Знакомство с согласными звуками [с],[с’], буквой С».

Цель: продолжить знакомство с согласными звуками [c], и буквой С; закреплять с детьми звуки [а], [у], [о], [м], а также буквы. Задачи:

1.Обучающие - учить детей делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове; закреплять обобщающее понятие «дикие животные и домашние животные»; учить подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему; познакомить детей с ударным гласным звуком; учить детей читать и составлять слова.

2.Развивающие - развивать умение анализировать правильное написание буквы; развивать любознательность, внимательность, сообразительность, мышление.

3.Воспитывающие - воспитывать у детей интерес к животным; воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

Материал к занятию. Полотно с буквами, домики с гласными и согласными буквами, указка, иллюстрации с изображениями животных, схемы слов, рабочие тетради Астафьевой Е.О. «Играем, читаем, пишем» простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом)

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить - тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды. Как называют такие звуки? (Гласные [а], [о], [у]).

Как называют звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (согласные [м], [х], [с]).

Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [c], и буквой С, которая обозначает эти звуки.

Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук [c], то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком.

Покажите, где живет глухой согласный? Он может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, Василек).

Придумайте слова со звуком [c] и .

А сейчас послушайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь везет только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.

Чтение слова «сани».

Какой первый звук в слове «сани»?

Это гласный или согласный?

Докажите. (Когда мы произносим, во рту мешают зубы и язык, но нельзя произнести громко).

Сколько слогов в слове? Как вы догадались? (В слове «сани» два гласных звука [а], [и], значит и два слога).

Какой первый слог в слове «сани»?

Составьте предложение с этим словом.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре -

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре -

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире -

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Пять, шесть - за столы тихо сесть

(Дети сели за столы).

Каких животных называют домашними? Каких вы знаете?

Каких животных называют дикими?

Какие дикие животные живут в нашей республике РБ?

Давайте поиграем в игру «Кто лишний». (свинья, кошка, лиса, собака).

(Лиса лишняя, так как она - дикое животное, все остальные - домашние).

А теперь поиграем по-другому. Лишним будет животное, в названии которого нет звука [c] (кошка).

Эти схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два три.

К какой схеме относится название каждого животного?

Откройте рабочие тетради.

Посмотрите, как правильно пишется слово собака. Расставьте гласные над слоговой схемой этого слова, поставьте ударение.

Напишите над схемой для двухсложного слова гласные О, А (либо И,А) и определите к какому слову будет относится эта схема: кошка или лиса. Поставить ударение.

В игру «Кто лишний?» можно поиграть еще и по-другому: учитывать количество слогов в слове. (Лишним будет слово собака, т.к в нем три слога, а в остальных по два).

Физминутка

А теперь следующая игра «Путешествие с буквой С».

Стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие надо тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве).

Найдите схему, соответствующую звуковому составу этого слова, запишите над схемой соответствующее слово, закрасьте схему. (ус, оса, сам, сом, суп, соки).

Подвести итог занятия

Конспект занятия по связной речи «В гостях у сказки» (подготовительная группа)

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек. Задачи:

1 обучающие - учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок; закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги; продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

2 развивающие - развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.

3.Воспитательные - воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок; участие в интернет-конкурсе «Моя любимая сказка».

Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка - Снегурочка.

На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился - Колобок.

Всех излечит, излечит, добрый доктор - Айболит.

Она красива и мила, а имя её от слова зола? - Золушка.

Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше - Карлсон.

В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой - Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

С

К

А

З

К

И

Звучит музыка. Воспитатель:

Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (показ слайдов)

Кто живёт в сказках?

Как начинается сказка?

Какими словами заканчивается?

Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)

Ребята, а какие присказки вы знаете? (показ слайдов)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;

«Сказано-сделано».

Воспитатель:

А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (показ слайдов)

Загадывание загадок детьми.

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

А дорога далека, а корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

Колотил, да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель:

Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется иллюстрация (показ слайдов)

«Сказочная избушка»

Воспитатель:

У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Ребёнок по иллюстрации составляет сказку.

Воспитатель:

Молодец, хорошую придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка - дети шагают

Стоит задом наперед - дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка - Грозят пальцем

Бабушка Яга живет - грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие - показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! - бег на месте

Дыбом волосы стоят -руки вверх

Воспитатель:

Выставляется иллюстрация леса (показ слайдов) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:

Надо придумать сказку по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко

Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.

Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.

Воспитатель:

Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку

Содержание:

  • Что такое общение и из чего оно состоит
  • 3 главные составляющие общения
  • Есть контакт! Что дальше?
  • 9 игр для появления речи у ребенка
  • Что делать, если ребенок отказывается от занятий?
  • Лицо и движения — это центр работы над речью.

Что такое общение и из чего оно состоит

Если говорить академическим языком, общение представляет собой взаимодействие людей, во время которого происходит передача информации, выражение чувств, эмоций и оценочных суждений.

Кроме того, во время общения люди выражают свое отношение, как к собеседникам, так и к предмету речи. Научно доказано, что человек испытывает необходимость в общении. Во время этого процесса происходит реализация потребности в общественном признании.

Под средствами общения понимаются способы кодирования и расшифровки информации, то есть ее передачи и получения. Так как все общение можно разделить на вербальное и невербальное, то и средства общения также подчиняются этой классификации.

При вербальном, то есть речевом общении, основным средством, с помощью которого осуществляется коммуникация, является слово. Звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения являются речевыми средствами, которые используются при вербальном общении.

Второй тип общения – невербальный. В этом случае средствами общения являются:

  • мимика и жесты – отражающие эмоциональные реакции человека;
  • действия и движения;
  • особенности произношения, громкость и тембр голоса, темп речи.

Во время общения задействуют все средства (как вербальные, так и невербальные). Невербальные средства являются вспомогательными, но при этом они играют важную роль в процессе коммуникации.

По ним можно понять настроение собеседника, его эмоции и мысли, через невербальные средства коммуникации часто проявляется то, что человек скрывает на словах.

3 главные составляющие общения

Общение происходит поэтапно и включает в себя три главных компонента:

  • Контакт — между собеседниками должен появиться интерес или же заинтересованность в общении, желание получить информацию/мнение/совет. Находятся точки соприкосновения, которые и становятся крепким фундаментом для дальнейшего общения.
  • Понимание речи как с одной, так и с другой стороны. Когда происходит общение при помощи речевых средств, то без понимания не обойтись. В противном случае собеседники не поймут друг друга или поймут неверно, и это может привести к разногласиям в дальнейшем. Второй вариант развития событий – общение не будет выполнять свои функции.
  • Активная речь – позволяет полноценно выражать свои мысли, формулируя их в соответствии с обстановкой и участниками общения.

Контакт, понимание речи и активная речь – это составляющие общения, которые обеспечивают его полноценность и эффективность.

Про контакт и понимание речи я писал в одной из своих предыдущих статей« ».

Поэтому в этой стать предлагаю сделать следующий шаг и подробнее остановиться на вопросе, как увеличить количество звуков и слов.

Есть контакт! Что дальше?

Когда контакт между ребенком и родителем есть. Инициатива в игре переходит к родителю, и ребенок эту инициативу поддерживает, долго и с удовольствием играет. Время переходить от контакта к пониманию речи и развитию активной речи.

Основная задача на этом этапе — создать условия, в которых ребенок самостоятельно использует слова и предложения для взаимодействия в игре. Для этого необходимо найти совместную точку контакта, в которой обоим хочется находиться вместе, чаще всего это игра.

Совместные игры детей и родителей, либо сами занятия по развитию речи, организованные в игровой форме. Например, многие упражнения могут подойти для этой цели.

Второй момент, это очередность в игре и повторяемость. Интересные игры должны повторяться. В них можно начинать играть по несколько раз, и ребенок начинает ждать эти игры. Если игры начинают нравиться, то даже просто их повторяемость может позволить начать усложнять эти игры.

Повторяя одни и те же игры, можно вносить в них вариации. Это придаст элемент неожиданности, сюрприза. Позволить поддерживать интерес к игре и вызывать яркие эмоции! Все вместе позволяет значительно продвинуться в плане усложнения содержания игр.

Например, вы можете играть в постройку домика из одеяла из стола/стульев. Потом можно развить игру — забраться внутрь и устроить чаепитие, настоящее или вымышленное. Конечно через некоторое в домике станет скучно и захочется внести разнообразие.

Тогда можно сходить в «магазин» ли пригласить друзей – мягких игрушек. Они могут приходить в домик, стучаться спрашивать, кто в домике живет и т.д.. Это очень хороший способ пообщаться и установить контакт.

Установлен совместный контакт, найдены увлекательные игры с предметами или с сюжетами. Теперь занятия по развитию речи проходят весело и задорно. Родителям и ребенку хочется играть вместе, радоваться вместе, веселиться вместе.

Здесь идеальные условия для развития активной речи, есть все необходимые компоненты – взаимный интерес участников, физическая активность ребенка, динамика, включенность органов чувств, яркие эмоции, неожиданные повороты в игре.

Важен каждый компонент. Если контакта нет – то взаимодействие будет впустую. Родитель будет обращаться к ребенку, а тот просто его не услышит или проигнорирует. Если нет интереса или нет эмоций, то будет привычное, стандартное взаимодействие, без мотивации ребенка осваивать и применять что-то новое.

Это очень легко распознать — в этом случае он просто отбывает время на занятии, и ждет, когда его оставят в покое. Ему скучно на занятии. В такой ситуации какого-то развития речи или движения вперед сложно ожидать. Здесь и приходится применять смекалку, хитрость, творчество в игре.

При чем тут неожиданность и любопытство?

Необходимым условием для перехода от понимания речи к активной речи является неожиданность. Она порождает удивление, эмоции, пробуждает интерес и желание сделать неожиданный шаг самому.

Вспомните себя в первой поездке на море или в какую-нибудь другую страну. Первое впечатление всегда самое яркое, самое захватывающее.

Любопытство и интерес - это то, что подталкивает нас к исследованию, к экспериментам. Нам любопытно, и хочется потрогать, понюхать, попробовать самому… Это именно то, чего и нужно добиваться от ребенка. Мотивации, чтобы ему захотелось самому, чтобы он попробовал сам сделать или сказать!

Как только появляется активность от ребенка нужно ее сразу поддержать либо вызвать ее повторение. Сказал один раз ребенок новое слово – значит он умеет его произносить, и понимает ситуацию, в которой оно применимо.

Значит в следующей аналогичной ситуации родитель уже зная, о новых возможностях будет создавать аналогичную ситуацию и стимулировать ребенка произнести это слово опять.

Повторение звуков или слов важно получить не за счет того, что у ребенка получается. А за счет того, что сама деятельность ребенку интересна, сама ситуация его подталкивает к этому. Речь должна быть спонтанной, произнесенной не по просьбе, а по ситуации.

Ребенку интересно с вами вместе заниматься игрой. В этом случае цель – развитие речи, она как бы не в фокусе. В фокусе – вам интересно играть с ребенком, и сделать так, чтобы и ему было интересно приходить на занятия по развитию речи и играть там. Желание ребенка повторить игру, взаимодействие в игре, вызывает коммуникацию.

Речь в этом процессе не главное, а главное – играть с ребенком. Сделать так, чтобы игра с вами стала для него ценностью, важной частью его жизни. Тогда к этому будет приложено его внимание. И он сам будет стараться процесс игры продлить и усложнить.

А для этого нужна речь, без нее никак. И поскольку нет акцента именно на активной речи, ребенок начинает ей пользоваться, осваивать ее, как инструмент для игры, как любой другой атрибут игры.

Это схоже на ситуацию, когда ребенок играет в баскетбол или футбол, но одновременно учится владеть своим телом, чувствовать его, приобретает ловкость и скорость. Умение быстро разгоняться и останавливаться, менять направления движения, делать обманные финты.

Ребенок хочет научиться хорошо играть в футбол, а по ходу тренировок обучается быстро бегать, высоко прыгать, играть в команде – взаимодействовать с другими людьми. Цель за пределами деятельности. В этом случае два момента: речь для ребенка - это не муштра, а элемент игры, значит это позитивно окрашенная часть его жизни.

А второй момент — в игре стимулируются работа сенсорных систем и ребенок учится ими пользоваться, и реагировать на внешние изменения своевременно и быстро. Таким образом восстанавливается нормальная работа сенсорных систем ребенка.

9 игр для появления речи у ребенка

Ребенку важно оценить свой успех и услышать собственную речь. В буквальном смысле услышать! Для этого на занятия по развитию речи можно принести и использовать разные звуковые устройства — аудиозапись на телефоне и т.п.

Важно – родители должны реагировать на речь ребенка, чтобы он понял, что это удобный инструмент, и им можно пользоваться. Тогда дальнейшее развитие речи будет под контролем ребенка. Дальше он будет ее развивать сам, и качество речи будет улучшаться само.

Ребенок оценил успех и услышал свою речь, можно радоваться. Критерий успеха — появление потребности общаться с помощью звуков, за счет увеличение количества звуков и умения слышать собственную речь.

Ниже приведен список некоторых сенсорных игр для развития речи у ребенка.

  1. Логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика

Прекрасный способ понять и почувствовать свои ощущения, свое тело. Многие боятся массажем навредить, но на предыдущих шагах вы уже все сделали, чтобы все было лучшим образом. Если контакт теряется, ребенку не нравится это, то сделайте шаг назад.

  1. Сенсорные игры

Щекотки и веселые игры, позволят увеличить активность. В этой игре появляется много эмоций и много звуков.

  1. Игры — провокации

Игры с провокациями неожиданными звуками, например, играть в мяч и спрятать его под футболку.Или играть с игрушками и спрятать игрушку, в игре дом играть с животными и т.д. Новые повороты в игре, это всегда эмоции, всегда переход к речи.

  1. Необычные звуковые игрушки

Эхо-микрофон, игрушки-повторюшки — возможность для ребенка услышать свой голос со стороны, возможность много экспериментировать с ним.

  1. Природа и окружающая обстановка

Покричать во дворе-колодце, в лесу, в горах, на озере. Услышать свое эхо, услышать звук своего голоса.

  1. Пение

Совместное пение детских песен, любимых песен из мультиков. Это всегда приятно, весело и вызывает положительные эмоции. Кроме того, позволяет лучше научиться обращаться со своим голосом – пение это вам не просто так))) Тем более детских песен!

  1. Подвижные игры

Подвижные игры со сменой направления и неожиданными поворотами – прыгалки, догонялки, стройка шалаша, боулинг, штурм игровой крепости, бои на подушках и т.д.

  1. Игры с продуктами

Игры с продуктами с разными вкусами и текстурами. Можно любимые продукты нарезать необычным способом, можно перетереть их в пасту и пробовать отгадывать, можно спрятать кусочки фруктов в комнате – находить их и съедать, если ребенок любит фрукты

  1. Звуки раннего онтогенеза

В приоритете развития — которые получаются лучше всего «а» , «о», «у», «и», «э», «ы», «м», «в»(«ф»), «т»(«д»), «н», «п»(«б»), «к»(«г»), «х»

Что делать, если ребенок отказывается от занятий?

Не всегда все проходит гладко, иногда ребенок отказывается от просьбы. Отказ ребенка от изначальной просьбы, в том числе от занятий по развитию речи, происходит по двум причинам. Первая причина заключается в том, что задача очень сложная, и ребенок ее решить не может.

Что это значит? Ему на данный момент сочетания звуков, которые мы проси повторить и сказать самостоятельно очень сложны. Поэтому, что бы ему эту задачу не решать, он просто-напросто от нее отказывается и переходит на другую. Это одна из причин.

Вторая причина заключается в том, что ребенку сложно удерживать ситуацию общения долгое время. Что это значит? Если брать вот этот пример: когда вы просите слово «кАнфета», — «ка» и ждете, что ребенок повторит «ка», — в этом случае ему на это нужно время. Если ребенку это удерживать сложно, в этом случае он просто отказывается от этой задачи и переключается на другое.

Первая задача решается проработкой артикуляционного аппарата. Вы включаете в занятия по развитию речи игру со звуками, которые выделили. Вы ведь знаете, звуки которые он умеет произносить. Сами специально стимулируете увеличение количества произношения этих звуков.

Это приводит к тренировке артикуляционного аппарата, с одной стороны. С другой стороны, это радует ребенка, когда он начинает произносить их, и радует вас. И тем самым решается вопрос: у него начинает получаться, и он перестает отказываться.

Вторая задача заключается в том, чтобы во время подвижных игр можно придумывать разные варианты. Например, «догонялки на улице», «дома рисовать красками» и т.д.…

Если сознательно играть в игры дольше, чем обычно вы играете. То тем самым вы увеличите время удержания внимания. В этом случае создается коммуникативная ситуация, ребенок сможет пройти дальше в удержании времени, чем обычно.

Попробуйте в любимые игры играть дольше, чем обычно, то есть вы специально растягиваете время. Нужно пройти ситуацию интереса и уйти в ситуацию некоторого утомления, тогда время контакта начнет увеличиваться.

Увеличится время контакта в игре и увеличится время контакта во время общения. Соответственно появится возможность сказать свою просьбу в тот момент времени, когда нужно. И тогда в тот момент времени, когда нужно, есть шанс, что он не откажется от неё, а повторит то, что вы хотели.

То есть решение в двух вариантах. Это тренировка фонематического восприятия, специально создавая игры с теми звуками, которые ребенок произносит. И второе, это увеличение времени контакта с помощью подвижных, сенсорных игр, увеличивая время игры. Это все требует времени и включения, но, тем не менее, это оправданно и даст свой эффект.

Лицо и движения — это центр работы над речью.

Последний момент, на котором хотел остановиться — концентрация внимания в процессе работы не на речи, а на ощущениях. Лицо и движения – это центр работы над речью. Умение ребенком использовать информацию с лица, как решающий вид деятельности.

Это значит, нам нужно научиться делать таким образом, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо и по лицу мог понимать, в каком вы состоянии. Готовы ли играть дальше, или вы сейчас остановитесь, или вы уже сердиты.

Если это сделать и научить ребенка это делать, тогда возникает меньше проблем и с поведением, и гораздо проще удерживать контакт. Поэтому нужно сделать так, чтобы лицо было центром внимания.

Как это сделать…? Начните с того, что просто смотрите на ребенка и улыбайтесь ему. Возможно вначале ему будет сложно и он будет отворачиваться и смущаться. Но постепенно он начнет улыбаться в ответ и возникнет контакт глазами. Теперь можно начать говорить с помощью глаз. Показывая эмоции, и мысли с помощью своего лица. Занятия по развитию речи – это немного игрового искусства, немного озорства, немного фантазии и много терпения и усердия, и ваш ребенок обязательно заговорит!

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

Конспект занятия

по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

«Кто всех нужней?»

Жильцова Евгения Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2017 год

г.Вытегра

Пояснительная записка:

Данный конспект занятия направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Занятие может проводиться как с детьми с нарушением речи в рамках лексической темы: «Домашние животные», так и в массовых дошкольных группах. Конспект составлен с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (принцип комплексного интегративного подхода). В основе занятия лежит использование м етода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью, внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».

Задачи

Образовательные:

Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные.

Формировать навык анализа предложения.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность.

Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным.

Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания.

Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных.

Оборудование и материалы : ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц -, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент. Дети с логопедом встают в круг.

Речевое упражнение-разминка: «Назови домашнее животное или детеныша со звуком [Р]. (кролик, корова, баран, поросёнок, жеребёнок)

Дети садятся на ковёр по мере называния.

Звучит аудиозапись сказочной мелодии.

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку, где поговорим о домашних животных. Путешествие будет необычным - из игр и упражнений, которые загаданы условными обозначениями (показывает слайд).

2 часть. Игры и упражнения

Логопед. Наше путешествие начинается! Первое задание - загадать загадки-описания , которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях (отвечает 2-3 ребенка).

Например, она большая, лохматая, черная. У нее острые уши, хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это? (собака)

Логопед. А сейчас послушайте, стихотворение «Подарок» (рассказывает ребенок):

Раскрывается корзинка,

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам…

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам.

Логопед. Дети, о ком это стихотворение? (о щенке). Вы хотите, чтобы вам подарили щенка? А может другого домашнего животного? Почему? Кто лучше? Кто нужнее? (ответы детей)

3. Логопед. Я вам предлагаю послушать сказку «Как щенок

узнал, кто всех важнее» . (иллюстрирует с помощью плоскостных фигурок для настольного театра).

«Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот, что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку: (звучит запись лая собаки) «Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

А какая у тебя работа?- спросил щенок.

Самая важная, - ответила Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись мяуканья кошки) Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись мычания коровы)

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, сметанка? Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись меканья козы) Между прочим, мое молоко полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух,- возмутилась коза. - Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись фырканья кролика) Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетились кролики в клетке. - А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись блеянья овцы и барана) Мы тоже мясо даем, и шкуру, и много шерсти, -заблеяли овца и баран. - Мы - самые нужные домашние животные.

- (Звучит запись хрюканья свиньи) Какое свинство! - послышалось хрюканье из глубины хлева. - Я даю больше всех мяса и сала. Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись ржания коня) Из конюшни вышел красавец-конь.

Ну что, скажешь, что ты самое нужное домашнее животное? - спросила кошка.

Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать

4.Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» с мячом. Дети встают в круг.

Логопед. Рога быка - чьи рога? (бросает ребенку мяч) - бычьи

Голова собаки - чья голова? (собачья)

Вымя коровы - чье вымя? (коровье)

Хвост кошки - чей хвост? (кошачий)

Копыто коровы - чье копыто? (коровье)

Словесная игра «Есть - нет»

Логопед. У меня есть коровы. (бросает мяч ребенку, а он обратно: «У меня нет коров»)

У меня нет кроликов (У меня есть кролики)

У меня есть бараны (У меня нет баранов)

У меня нет коз (У меня есть козы).

Дети садятся за столы парами.

5 . Упражнение в парах «Составь схему предложения» : один ребёнок - составляет предложение с названием домашнего животного из прослушанной сказки, а другой - составляет схему. Затем наоборот. Дети друг другу задают вопросы: «Сколько слов в предложении?, «Назови третье или первое слово», «Есть ли предлог в твоем предложении?».

6. Подвижная игра «Тузик»

Вот он кружится волчком

Кружатся на месте. Руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор,

Двигаются по кругу, совершая подскоки

То дежурит у ворот -

Словом, дел невпроворот.

Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

7. Беседа по сказке . Выборочный пересказ по ролям.

Логопед. Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что услышала однажды утром Ариша? (спор домашних животных)

О чем они спорили? (кто нужнее человеку?)

Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все домашние животные нужны человеку, потому что все они приносят пользу.

Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают спор животных.

8. Упражнение «Повтори за мной скороговорку».

Логопед. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Теперь расскажем скороговорку про щенят:

У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка дочка.

У щенков как бочки щечки,

У сыночков и у дочки.

Повторение скороговорки по условным обозначениям: месяц - тихо, плачущая девочка - громко, черепаха - медленно, заяц - быстро, дельфин - громко-тихо, птичка - сначала тихо, а потом громко.

9. Создание коллажа «На зеленом на лугу».

Дети подходят к столу, на котором лежит лист ватмана, приготовлены гуашь, фигурки животных, клей-карандаши

Логопед. Я предлагаю вам создать коллаж «На зеленом на лугу», где разместим всех животных, про которых мы сегодня говорили. С чего начнем, как вы думаете? (изобразить луч, используя технику «набрызг» или «тычок», подсушить фон феном). И затем каждый из вас возьмет фигурку своего домашнего животного и найдет ему место на лугу (приклеивают фигурки).

10. Пение песни.

«Мой щенок»

В моей комнате с утра переполох,

Что случилось? Это кто же сделать мог?

Из коробки, вижу я, белеет шерсть.

Мама с папой объясните, кто там есть.

Припев: Мокрый нос, пушистый комочек.

Это он, любимый щеночек.

Здравствуй чудо лучший друг.

Изменил ты мир мой вдруг.

Целый день играли мы с ним во дворе,

Неуклюжий и смешной он лаял мне.

Молоком парным пушистика кормлю,

Очень, очень сильно я его люблю.

Припев.

Пятнышко за ухом, кисточка и хвост,

сегодня первый раз разгрыз он кость.

Будет он защитником, но, а пока

Подождать мне надо чуточку едва.

Припев.

3 часть. Окончание занятия.

Логопед. Спасибо щенку из сказки, который помог нам разобраться, что все животные нужны и важны!

Детям предлагается высказать свои впечатления от занятия, какое задание понравилось, какое - было сложным, каким было настроение? Дети выбирают условные обозначения: солнышко или тучка, соответственно.

Использованная литература:

М. Стремин, стихотворение «Подарок»;

Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Конспект занятия по речевому развитию по теме
«Весна пришла»

Воспитатель Хорольская О.Н

(подготовительная группа)

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

творческих способностей, воображение.

Оборудование:

Предметные картинки (солнышко, ручей, проталина, травка, почки, насекомые, птицы), картины из серии «Птицы» (кукушка, соловей, грач, скворец, ласточка, дятел, снегирь), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, ветреница), кукла Снеговичок, аудиозаписи: П. Чайковский «Времена года. Весна», «Голоса птиц», картина «Ранняя весна».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. А поговорим мы сегодня о прекрасном времени года – о весне.

(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Весна».)

2. Беседа.

Посмотрите, а у нас гость – Снеговичок. Ребята, он ни разу не видел весны. Расскажем ему, что же это такое?

Какая в наших краях весна? (Холодная и теплая, дождливая, солнечная, веселая и т.д.)

Весной хочется говорить только ласковые слова.

Игра «Скажи ласково».

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка -…, дерево -…, лист -…, ручей - …, лужа - …, туча -…, трава -…. Молодцы!

А сейчас давайте отправимся в весеннее путешествие. На каком бы нам поехать транспорте, чтобы все хорошо рассмотреть? Ответы детей . Конечно же, на поезде.

Итак, отправляемся. И нашего гостя зовем с собой.

Пока мы едем с помощью язычка вспомним некоторые приметы весны.

Артикуляционная гимнастика:

солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»).

Первая станция - «Хорошая погода».

Выйдем погулять. Нас встречает весеннее солнышко. А какое солнце весной? (Круглое, желтое, золотое, ласковое, теплое…)

Скажите, ребята, а кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.

Игра «Что за чем?»

Первая картинка - «солнышко».

Дети выкладывают на полу картинки: солнышко-проталина-травка- почки-насекомые-птицы . Дети составляют рассказ : Солнышко пригреет – снежок растает - побегут ручьи - появятся первые проталины - вырастет молодая травка - набухнут почки – появятся насекомые – прилетят птицы.

Вы хорошо справились, молодцы! А ты, Снеговичок, всё запомнил?

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Правильно, умываетесь. Земля, растения, травка тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымоет и напоит всех.

Пальчиковая игра «Дождик» :

Кап-кап, кап-кап,

Кто по улице идет?

Кап-кап, кап-кап,

Эту песенку поет?

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Умываются сады,

Улыбаются цветы.

Будем рады я и ты.

Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.

Следующая станция - «Лесная».

Мы, ребята, попали в весенний лес. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.

Дети выполняют задание.

Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья, почувствуйте, как ласково греет солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные листочки и молодые хвоинки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали? Ответы детей.

На одной ножке покрутись и в себя ты превратись.

А вот и первые цветы! (На доске – картинки с изображением первоцветов.) Назовите их. Ответы детей.

Дыхательная гимнастика:

Давайте с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы». (Повторить еще раз.)

Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)

В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых краев? Ответы детей. Выберите картинки с изображением перелетных птиц.

Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей и объясняют свой выбор.

Сколько гнезд появилось! Давайте посчитаем.

Игра «Посчитай».

Одно – гнездо, два – гнезда, три – гнезда, четыре – гнезда, пять – гнезд.

Почему люди любят птиц? Как мы можем помочь птицам весной? Ответы детей.

А почему же не видно животных? Все они очень заняты. Как вы думаете, чем? Ответы детей.

Возвращаемся в город, садимся в поезд.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

Следующая станция «Детский сад».

Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

Беседа по картине «Ранняя весна».

Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

Какое настроение у детей?

Какое у вас вызывает настроение эта картина?

Заключение .

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались, где побывали?

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наш гость Снеговичок доволен, он теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А он для вас приготовил небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о его любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь. А с нашим гостем мы прощаемся до будущей зимы.


Самое обсуждаемое
Стихотворение «энергия планетарного мышления Стихотворение «энергия планетарного мышления
Возникновение цивилизации Возникновение цивилизации
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь


top