Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Презентация на тему «Культура» - презентация Развитие современной культуры

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Презентация на тему «Культура» - презентация Развитие современной культуры


Литература В литературе ведущую роль играли писатели, посвящавшие книги событиям Великой Отечественной Войны. Симонов завершает свою величественную эпопею “Живые и Мёртвые”. В творчестве писателей Бакланова, Бондарева, Быкова, Васильева нашла отражение тема антигуманного характера войны, ломающей судьбы и жизни людей. Расцвет переживает так называемая “деревенская” проза. Писатели этого направления (Абрамов, Астафьев, Белов, Солоухин и др.) в яркой форме показывали трагедию коллективизации, раскрестьянивая села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью пользовались рассказы Шукшина. В них впервые в советской литературе появился образ “чудика” – человека, обострённо и с детской искренностью воспринимающего окружающий мир.


Продолжается тенденция, наметившаяся в годы хрущёвской “оттепели”, - осторожное, строго дозированное партийными идеологами возвращение читателям книг писателей и поэтов, ранее замалчиваемых: Ремизова, Пильняка, Цветаевой и др. Подолинное потрясение в обществе вызвала первая публикация в середине 70-х гг. великого романа Булгакова “Мастер и Маргарита”


Одновременно резкое противодействие властей встречала любая попытка творческой интеллигенции вырваться из узкого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 был самодеятельно издан литературно-художественный альманах “Метрополь” с участием Аксёнова, Битова, Искандера, Ерофеева и др. Альманах носил подчёркнуто аполитичный характер, однако власти восприняли его как вызывающую антисоветскую акцию. Раплатой для авторов альманах стал многолетний запрет на публикации в СССР.


Кинематограф Выходят в прокат фильмы режиссёров Бондарчука (“Война и Мир”), Пырьева (“Братья Кармазовы”),Зархи (“Анна Каренина”),Кулиджанова (“Преступление и наказание”), Козинцева (“Гамлет”,” Король Лир”). Появляются новые талантливые киноленты, посвященные великому подвигу народа в годы Великой Отечественной Войны (“А зори здесь тихие” режиссёра Ростоцкого, “Восхождение” Шепитько, “Двадцать лет без войны” Германа)


Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии Гайдая (“Операция Ы”, “Кавказская пленница”, “Бриллиантовая рука”,”Иван Васильевич меняет профессию”) и Рязанова (“Ирония судьбы…”,”Служебный роман”, “Гараж”, “О бедном гусаре замолвите слово”), сохранившие свою популярность до наших дней. Также любимы сегодня созданные в те годы фильмы мелодраматические, посвящённые жизненным коллизиям обычных людей (фильм “Москва слезам не верит” режиссёра Меньшова, получивший престижную премию “Оскар”, “Осенний марафон” Данелии),фильмы остросюжетные (“Семнадцать мгновений весны” Лиозновой, “Место встречи изменить нельзя” Говорухина, “Белое солнце пустыни” Мотыля, “Мёртвый сезон” Кулиша)


Театральное искусство На авансцену выходит плеяда драматургов: Володин, Гельман, Горин, Рощин, Шатров и др.Особо востребованными временем оказались пьесы Вампилова “Старший сын”,”Утиная охота”,”Прошлым летом в Чулимске”. Их отличал напряженный поиск высоких нравственных начал в жизни “маленького”, обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия.


Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссёров Ефремова и Волчек в театре “Современник”, Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Любимова в Театре на Таганке, Эфрос в Театре на Малой Бронной, Товстоногова в Лениниградском Большом драматическом театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры встречали запретительные меры властей.


Понятие культуры Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).






Ценности Элементы языка: Ценности Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений; Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать; Различают ценности: - терминальные (ценности цели) - инструментальные (ценности средства)






Коммуникативная Функции культуры: Коммуникативная - Связана с накоплением и трансляцией социального опыта; - Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности; - Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.




Культурные универсалии и многообразие культурных форм - Культурные универсалии - Культурные универсалии - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: - совместный труд - спорт - образование - наличие ритуалов - системы родства - правила взаимодействия полов - язык



Культура

Слайдов: 19 Слов: 1445 Звуков: 0 Эффектов: 8

Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура - возделывание души человека (Цицерон). Определения понятия «культура». Сорокин); Культура. В отечественной культурологии основными являются следующие определения: Итак, культура -. Основные культурологические школы. Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс. Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Функции культуры. 1.Аккумуляция родового опыта. 2. Функция гносеологическая, познавательная. Средством общения выступает прежде всего выступает язык. 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. - Культура.ppt

Культура народа

Слайдов: 15 Слов: 395 Звуков: 0 Эффектов: 2

Мораль и культура. Правда и ложь. Моральные нормы передаются от поколения к поколению. На Кавказе. Один – рыбак с рожденья, другой - оленевод. В степной станице. Российская семья. Норма и правила поведения человека. Пословицы и поговорки. Список литературы. - Культура народа.ppt

Понятие культуры

Слайдов: 56 Слов: 2570 Звуков: 0 Эффектов: 0

Теория культуры. 1. Культурология как наука и учебная дисциплина 2 . 6. Языки и символы культуры 7. Культурные нормы 8. Культура и религия 9. Социокультурная динамика. Культурология как наука. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез. Культура. Основные задачи культурологии: Междисциплинарный характер культурологии: Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира. Структура культурологии. Понятие культуры и многообразие подходов к определению. Структура культуры. Определение понятия. - Понятие культуры.ppt

Понятие культуры общества

Слайдов: 25 Слов: 582 Звуков: 0 Эффектов: 159

Понятие и круг проблем философии культуры. План. Понятие культуры. Культура – одно из сложнейших и многомерных явлений. С.Пуфендорф о культуре. И.Г.Гердер о культуре. Ж.Ж.Руссо о культуре. И.В.Гёте о культуре. Д.Лукач о культуре. А.Шютц о культуре. Л.А. Уайт о культуре. Н.К. и Е.И. Рерихи о культуре. Философские подходы к определению сущности культуры. Формы и виды культуры. Формы духовной культуры. Формы материальной культуры. Виды культуры. Функции культуры. Понятие цивилизации. Цивилизованное общество. Значения понятия «цивилизация». Цивилизация – это антипод культуры. - Понятие культуры общества.ppt

Сущность культуры

Слайдов: 14 Слов: 340 Звуков: 0 Эффектов: 10

Сущность культуры. Древний Рим. Совокупность проявлений жизни. Культура. Классическое определение. Определенные черты. Определение. Значения культуры. Многовариантность общественного развития. Разнообразие социальных структур. Черта развития человечества. Культурное многообразие. Отличия в культурах. - Сущность культуры.pptx

Сущность и структура культуры

Слайдов: 52 Слов: 2171 Звуков: 3 Эффектов: 4

Сущность и структура культуры. Культура как объект познания. Многозначность понятия "культура". Современный подход. Специальные значения термина. Физическая культура. Структура культуры. Смысл культурного творчества человека. Природа и культура. Типы соматического сознания. Значимость физической культуры. Культура. Виды языков. Культура и символ. Виды Египетской письменности. Специфика художественной культуры. Составляющие художественной культуры. Искусство. Роль искусства в развитии культуры. Предпосылка художественной деятельности. Основания эстетического отношения. - Сущность и структура культуры.ppt

Категория культуры

Слайдов: 12 Слов: 342 Звуков: 0 Эффектов: 0

Категория культуры. Этимология слова. Культура. Культура и мир ценностей. Культура и человек. Культура и общество. Универсальный язык общения. Социальная реальность. Культура и техника. Проблема. Культура и смысл. Познание. - Категория культуры.ppt

Философия культуры

Слайдов: 17 Слов: 456 Звуков: 0 Эффектов: 0

ТЕМА: ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. Подходы к определению культуры: Ценностный. Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Семиотический подход. Данный подход определяет культуру как совокупность знаков, текстов. Психологический подход. Социологический. Культурология наука междисциплинарная, интегративная. Этапы становления культурологии как области научного знания: Этнографический (1800 - 1860) Эволюционистский (1860 - 1895) Исторический (1895 - 1925). Основные задачи культурологии: Античная философия. Древнегреческая традиция. - Философия культуры.ppt

Социология культуры

Слайдов: 50 Слов: 1938 Звуков: 0 Эффектов: 0

Социология культуры. Культура. Социология выделяет три основные сферы проявления культуры. Функции культуры. Элементы культуры. Система ценностей. Россия vs Америка. Запад vs Восток. Элементы культуры. Основные формы распространения культуры. Аккультурация. Культурная диффузия. Культурная ассимиляция. Динамика культуры. Интеграция культуры. Культурная депривация. Классификация культуры. Народная культура. Элитарная культура. Массовая культура. Доминирующая культура. Контркультура. Субкультура. Примеры субкультур. Молодежная субкультура. Функции сленга. Рок-музыка. Этноцентризм. - Социология культуры.ppt

Развитие сферы культуры

Слайдов: 39 Слов: 1317 Звуков: 0 Эффектов: 9

Изменения в отраслях социальной сферы. Указы президента Российской Федерации. Указ президента. Повышение оплаты труда. Прозрачный механизм оплаты труда. Формирование независимой системы. Создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития. Обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек. Предоставление грантов. Количество выставочных проектов. Количество государственных стипендий. Комплекс мер. Распоряжение. Дорожная карта. План мероприятий. Увеличение средней суммы одного гранта. Увеличение объема передвижного фонда. Увеличение количества виртуальных музеев. - Развитие сферы культуры.pptx

Развитие современной культуры

Слайдов: 12 Слов: 1001 Звуков: 12 Эффектов: 29

Основные направления в развитии современной культуры. Направления культуры. Закончился ХХ век. Ускоренный прогресс. Элитарная культура. Ослабление связей поколений. Народная культура. Массовая культура. Причины кризиса культуры. Позитивное влияние. Пассивное потребление. Разновидности культуры. - Развитие современной культуры.ppsx

Типология и функции культуры

Слайдов: 21 Слов: 1253 Звуков: 0 Эффектов: 0

Динамика, типология, функции культуры. Понятие «культурная динамика» означает изменения. Исторические этапы развития культуры человечества. Центром истории человечества является «осевое время». Один из видов культурной динамики – культурогенез. Социокультурные изменения (процессы) можно разделить на три группы. Типология культуры. Традиционные культуры. Современные культуры. Социальная типология культур. Субкультура. Социальной базой субкультур являются возрастные группы. Контркультура – совокупность мировоззренческих программ. Основные функции культуры. Релаксационная – позволяет человеку абстрагироваться. - Типология и функции культуры.ppt

Культурная глобализация

Слайдов: 38 Слов: 1715 Звуков: 0 Эффектов: 7

Глобализация в сфере культуры. Олвин Тоффлер. Социальные пороки. Индустриальная цивилизация. Волна технологических и социальных трансформаций. Когнитариат. Герберт Маркузе. Формирование. Слияние рациональности и угнетения. Маршалл Маклюэн. Этапы развития. Галактика Маклюэна. Национальное государство. Глобальный культурный рынок. Мегакомпании. Триада. Рыночная экономика. Государства. Высокая культура. Pax Americana. Великобритания. Франция. Европейский Союз. Страны Юга. Китай. Самуэль Хантингтон. Человеческая история. Расширение зоны влияния. Формирование альтернативного знаково-символического пространства. - Культурная глобализация.ppt

Язык и культура

Слайдов: 19 Слов: 944 Звуков: 0 Эффектов: 12

Диалог культур как постижение мира. Язык – это история народа. Высокая культура устной и письменной речи. Главное свойство человеческого общества. В основе культуры лежит язык. Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система. Язык каждого народа создан самим народом. История языка тесно связана с историей народа. Славянские племена расселились на огромной территории. Английский язык. История английского языка неотрывно связана с историей Англии. В шестом веке миссионеры принесли христианство в Англию. С распространением грамотности русский язык замедлил свое изменение. - Язык и культура.ppt

Исчезающие языки

Слайдов: 12 Слов: 381 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культурное многоголосие. Культурное многоголосие и исчезающие языки. Центральная Сибирь. Язык является частью культуры. Средство общения. Гибель языка. Почему исчезают культуры. Традиции. Сколько иностранных языков существует в мире. Исчезновение языков. Участие в процессе сохранения языков. - Исчезающие языки.ppt

Человек и культура

Слайдов: 29 Слов: 4405 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психологическое изучение культур (II): 1. Направление "Культура-и-личность" 2. Когнитивная антропология 3. Психоантропология. «Культура-и-личность»: проблема взаимодействия культуры и личности. М. Мид: типология культур «Культура и мир детства». Феномены-«паттерны», составляющие культуру (по Хонигману). Понятия/образы, которые являются результатом когнитивной организации: «роль», «я», «другой», «генерализированный другой» (Дж. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. «Экспериментатор: Однажды паук пошел на праздничный обед. - Человек и культура.ppt

Личность и культура

Слайдов: 13 Слов: 301 Звуков: 0 Эффектов: 0

Человек и культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется. Культура - это совокупность всех достижений общества. Структура культуры. Функции культуры. Законы функционирования культуры. Социализация и инкультурация. Понятие инкультурации. Личность и культура. Культурные ценности. Культура формирует внутренний мир человека. - Личность и культура.pptx

Культура и общество

Слайдов: 8 Слов: 170 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура и духовная жизнь общества. Духовная жизнь. Духовно-теоретическая. Духовно-практическая. Мысли, идеи, теории, образы. Сохранение, воспроизведение, распределение и др. Культура. Функции культуры. Многообразие культур. Интернациональная культура и народная культура Массовая и элитарная культура. Пабло Пикассо. Массовая культура. Элитарная культура. Марк Шагал. Над городом. Слайд разделитель. - Культура и общество.ppt

Культура и цивилизация

Слайдов: 18 Слов: 849 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура и цивилизация. Научные подходы к пониманию цивилизации. Цивилизация. Существование единой общечеловеческой культуры. Локально-исторический подход. Три типа цивилизаций. Понятия «цивилизация» и «культура». Отношение к культуре. Свойства культуры. Культура имеет три аспекта. Типы культур. Различия исторических путей. Национальные культуры. Массовая культура. Уровень развития общества. Дайте определение цивилизации. - Культура и цивилизация.ppt

Культура и духовная жизнь

Слайдов: 14 Слов: 500 Звуков: 0 Эффектов: 74

Тема: Культура и духовная жизнь общества. Цель: Ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры. Показать роль культуры в духовной жизни общества. Г. П. Федотов(1886-1951),русский религиозный мыслитель и историк. Духовная жизнь общества охватывает: - Науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения. - Учреждения культуры - религиозные организации - соответствующую деятельность людей. Духовно-теоретическая (производство духовных благ и ценностей). Духовно-практическая (сохранение, воспроизводство, распределение, распространение, потребление, т. е. деятельность). - Культура и духовная жизнь.ppsx

Культурная гегемония

Слайдов: 17 Слов: 1146 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гегемония и культурная политика. Гегемония. Основные источники в обучении. Культурная гегемония Италии. Новаторство итальянских школ. Возвышение Голландии. Культурная гегемония Голландии. Голландские стили. Культурная политика. Третий Британский цикл. Американская гегемония. Американский образ жизни. Динамика циклов гегемонии. Культура сегодня: Япония или Россия. Основные проблемы и перспективы. - Культурная гегемония.ppt

Культурная идентичность

Слайдов: 13 Слов: 1282 Звуков: 0 Эффектов: 0

Категоризация культур. Культурная идентичность. Конфликт культур. Понятия «свой» и «чужой» в культуре. Культурная дистанция. Ряд ключевых элементов. Время как категория. Пространство. Контекст. Информационные потоки. Ментальные программы. Теория культурной грамотности Э. Хирша. Пример исторических или современных явлений. - Культурная идентичность.pptx

Культурология

Слайдов: 51 Слов: 1780 Звуков: 0 Эффектов: 157

ИТОГО – 68 человек. Кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета. Кафедра культурологии и дизайна Уральского государственного технического университета. Кафедра культурологии Уральского государственного технического университета. Межвузовский центр по преподаванию культурологии в технических вузах. Основные направления деятельности Уральского Культурологического Общества. Теоретико-методологическая и методическая работа с молодыми учеными- культурологами. Участие в издании культурологического журнала. Создание регионального электронного приложения к журналу. -




















1 из 19

Презентация на тему: Культура

№ слайда 1

Описание слайда:

Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура - это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности. Культура - возделывание души человека (Цицерон). КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи Человек не может жить вне культуры массовая, элитарная культура, субкультура

№ слайда 2

Описание слайда:

Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

№ слайда 3

Описание слайда:

комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор); комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор); "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс); "социальное наследование" (Б. Малиновский); "культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);

№ слайда 4

Описание слайда:

"организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт); "организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт); "то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд); "процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер); "совокупность интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

№ слайда 5

Описание слайда:

культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский); культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский); культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей"; "способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян); "знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

№ слайда 6

Описание слайда:

"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе); "воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе); "состояние духовной жизни общества" (М. Ким); "культура в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов); "система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов); "культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).

№ слайда 7

Описание слайда:

это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемый из поколения в поколение. это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемый из поколения в поколение.

№ слайда 8

Описание слайда:

а) символическая школа а) символическая школа Главным, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.

№ слайда 9

Описание слайда:

б) натуралистическая школа б) натуралистическая школа Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

№ слайда 10

Описание слайда:

в) психологическая школа в) психологическая школа С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.

№ слайда 11

Описание слайда:

г) социологическая школа г) социологическая школа Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

№ слайда 12

Описание слайда:

г) аксиологическая школа г) аксиологическая школа Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

№ слайда 13

Описание слайда:

1.Аккумуляция родового опыта. 1.Аккумуляция родового опыта. 2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

№ слайда 14

Описание слайда:

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

№ слайда 15

Описание слайда:

5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

№ слайда 16

Описание слайда:

7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы. 7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

Описание слайда:

1) Культура как поступательное движение, обусловленное накоплением традиций, обновляющихся творческим импульсом (Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. С. Библер, Л. Н. Баткин, Н. С. Злобин) 1) Культура как поступательное движение, обусловленное накоплением традиций, обновляющихся творческим импульсом (Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. С. Библер, Л. Н. Баткин, Н. С. Злобин)

№ слайда 19

Описание слайда:

Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н. А. Бердяев, Ф. Майор, К. Ясперс). Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н. А. Бердяев, Ф. Майор, К. Ясперс). При всей несводимости 1 и 2 концепций – общий центр: человек субъект культуры, ее центр.

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: гуманистическая; познавательная; социализирующая; коммуникативная; гедонистическая. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: материальная и духовная; элитарная, народная, массовая, экранная. доминирующая, субкультура, контркультура. ФОРМЫ (СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ) КУЛЬТУРЫ: искусство; религия; наука; мораль; образование. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Слайд 3

Как вы понимаете определение П.Сорокина? КУЛЬТУРА - духовные и материальные ценности, созданные человеком. П.Сорокин назвал культуру «ВТОРОЙ ПРИРОДОЙ». Питирим Сорокин (1889 – 1968), русский и американский социолог, один из основоположников современной социологии. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта и т.п) ДУХОВНАЯ (религия, искусство, наука, мораль)

Слайд 4

Приведите примеры проявлений каждой функции культуры. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Слайд 5

ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПИСЬМЕННОСТЬ (позволила сохранять знания и обмениваться ими) КНИГОПЕЧАТАНИЕ (резко увеличило объем культурной продукции и удешевило её) ТV и ИНТЕРНЕТ (мгновенное распространение информации)

Слайд 6

ДУХОВНАЯ (религия, искусство, наука, мораль) ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (первый вариант) КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта и т.п) то, что остается в своей исторической эпохе то, что передается последующим поколениям (цивилизационное наследие) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ВСЕГДА ОБЛЕЧЕНА В МАТЕРИАЛЬНУЮ ФОРМУ

Слайд 7

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (второй вариант) сложная для восприятия (культура избранных) авторская до середины ХIХ века была доступна только элите общества КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР (ОПЕРА, БАЛЕТ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ) НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ТАНЦЫ, СКАЗКИ, ПРЕДАНИЯ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ и т.п. легкая для восприятия анонимная (автор – народ) существует в устной форме до середины ХIХ века потреблялась только социальными низами (народом) КИНО, ПОП-МУЗЫКА, ПОП-АРТ, ТВ, РАДИО, СПОРТ, АНТРЕПРИЗА, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (бульварный роман, детектив, фэнтези и пр.), МОДА ориентация на коммерческий успех и массовый спрос (развлекательность) отсутствие индивидуальности и эксклюзивности масса вытесняет личность

Слайд 8

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающая группу от остального общества. Культура какой-либо социальной группы (молодежная, профессиональная, спортивная, интернет-сообщество и пр.). Отличия субкультуры от доминирующей культуры: специфические ценности; правила поведения; стиль одежды; язык (жаргон). БАЙКЕРЫ ХАКЕРЫ НЕ КОНФЛИКТУЮТ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ

Слайд 9

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА КОНТРКУЛЬТУРА - специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей культуры, противопоставляющий себя доминирующей культуре. Контркультура преступного мира – одна из старейших контркультур Стиляги в СССР КОНФЛИКТУЮТ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ

Слайд 10

ФОРМЫ (СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ) КУЛЬТУРЫ МОРАЛЬ ОБРАЗОВАНИЕ ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ НАУКА Вспомните, что такое социальный институт?

Слайд 11

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Какие элементы национальной культуры вы можете назвать? национальная мифология, фольклор, историческая память; национальная литература, произведения искусства, достижения науки; национальное самосознание (национальная идентичность); национальный менталитет (традиции и стереотипы мышления и поведения).

Слайд 12

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы? Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли? Есть ли объективные показатели того, что считать великим искусством, великой литературой, великой культурой? Если в художественном произведении заложена ошибочная идея, т.е. «плохое» содержание, само произведение по форме хорошее или плохое?

Слайд 13

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ повышение уровня образованности общества; стремительное развитие науки и НТП; глобализация культуры, появление мировых культурных универсалий; появление виртуальной культуры информационного общества (экранная культура); феномен массового сознания, массовой культуры, коммерциализация культуры; избыточность информации; ПОСТМОДЕРНИЗМ - исторически новый тип культуры, который проявляется в философии, науке, искусстве. Его основополагающим принципом является свободное сочетание выразительных средств, наглядное цитирование из истории искусства, а также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм. Картина современного французского художника ПатрисаМурчиано. 2012 год. Нана. Художник Ники де Сен-Фалль. Ганновер. 1974 год.

Слайд 14

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О КУЛЬТУРЕ «Илиада» Гомера состоит из 15 000 строф. У арабов 28 различных стихотворных размеров, а у нас - всего 5. Части Библии переведены на 2212 языков. Библия целиком напечатана на 366 языках; еще на 928 языках напечатан только Новый Завет, а еще на 918 - хотя бы по одной части Библии. Когда папа Римский предложил Микеланджело «прикрыть» нагие тела во фреске «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, тот ответил: «Пусть папа исправит мир, а я исправлю картину за пять минут». Самым большим в мире музеем является Американский музей естественной истории. У Радищева есть книга «Путешествие из Петербурга в Москву», а у Пушкина – «Путешествие из Москвы в Петербург». Прототипом главной героини романа «Анна Каренина» Льва Толстого послужила М.А.Гартунг - дочь А.С. Пушкина. Как показал pентген, под известной нам «Моной Лизой» есть еще тpи ее пеpвоначальныхваpианта.

Слайд 15

ТЕРМИНОЛОГИЯ: КУЛЬТУРА - духовные и материальные ценности, созданные человеком (вторая природа). ГЕДОНИЗМ - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающая группу от остального общества. Культура какой-либо социальной группы (молодежная, профессиональная и пр.). КОНТРКУЛЬТУРА - специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей культуры, противопоставляющий себя доминирующей культуре. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ - совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности.

Слайд 16

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html- текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://school-collection.edu.ru http://ru.wikipedia.org ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания. http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/deyatelnost?seconds=0 - ИнтернетУрок «Культура и духовная жизнь». http://egewin.ru/ege-po-obshhestvoznaniyu/kultura.html - сайт Коцарь Евгения Сергеевича для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Тема «Культура, формы и разновидности».

Посмотреть все слайды


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top