Курсовая работа по педагогике развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя. Критерии сформированности профессионально-педагогической культуры Уровни проявления педагогической культуры педагога

Курсовая работа по педагогике развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя. Критерии сформированности профессионально-педагогической культуры Уровни проявления педагогической культуры педагога

Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, суждение.

Критерии профессионально-педагогической культуры определяются исходя из системного понимания культуры, выделения ее структурных и функциональных компонентов, толковании культуры как процесса и результата творческого освоения и создания педагогических ценностей, технологий при профессионально-творческой самореализации личности педагога.

И.Ф. Исаев выделяет четыре уровня сформированности профессионально-педагогической культуры: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Адаптивный уровень профессионально-педагогической культуры характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности. Цели и задачи педагогической деятельности им определены в общем виде. К психолого-педагогическим знаниям педагог безразличен, отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных педагогических ситуациях. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества. Преподаватели, находящиеся на этом уровне, не проявляют активности в плане профессионально-педагогического самосовершенствования, повышение квалификации осуществляют по необходимости, либо вообще отвергает.

Репродуктивный уровень предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль психолого-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ему присущ более высокий индекс удовлетворенности педагогической деятельностью. При данном уровне развития профессионально-педагогической культуры педагогом успешно решаются конструктивно-прогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование профессиональных действий.

Творческая активность ограничивается производящей деятельностью, но уже возникают элементы поиска новых решений в стандартных педагогических ситуациях. Формируется педагогическая направленность потребностей, интересов и склонностей. Педагог осознает необходимость повышения квалификации.

Эвристический уровень проявления профессионально-педагогической культуры характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью путей и способов профессиональной деятельности. На данном уровне профессионально-педагогической культуры происходят изменения в структуре технологического компонента; на высоком уровне сформированное находятся умения решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Деятельность педагогов связана с постоянным поиском; они выделяют новые технологии обучения и воспитания, готовы передавать свой опыт другим. К предлагаемым формам повышения квалификации относятся избирательно, овладевают основными методами познания и анализа собственной личности и деятельности.



Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогической деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества со студентами и коллегами. Положительно-эмоциональная направленность деятельности педагога стимулирует устойчиво преобразующую, активно созидательную и самосозидательную активность личности. Аналитико-рефлексивные умения имеют первостепенное значение. Технологическая готовность находится на высоком уровне, и все компоненты технологической готовности тесно коррелируют. Педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение в деятельности педагога занимают важное место и способствуют решению педагогических задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности. Преподаватели заинтересованно относятся к различным способам повышения педагогического мастерства и педагогической культуры. Нередко они сами оказываются инициаторами повышения квалификации, охотно делятся своим опытом и активно перенимают опыт коллег, их отличает стремление совершенствоваться.

Педагогическая этика - относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий.

Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Процесс формирования личности связан с преодолением сложных противоречий, порождающих многочисленные конфликты, поэтому в ходе этого процесса возникает объективная необходимость регулировать взаимоотношения и участников педагогической деятельности. Так возникают требования педагогической морали, часть которых адресована от имени общества учителю, а часть - от имени учительства обществу, ученическому коллективу и родительской общественности.

Моральные обязанности учителя складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знании. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знании, поступает безнравственно» (К. А. Гельвеций). Он должен систематически обновлять и пополнять свои знания.

Ключевые слова

КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ-МУЗЫКАНТЫ / FUTURE TEACHERS-MUSICIANS / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ФУНКЦИИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / FUNCTIONS OF EXTERNAL AND INTERNAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Наседкина Анна Владимировна

Формирование будущих педагогов-музыкантов одна из важнейших целей современного музыкального образования, поскольку от уровня профессионально-педагогической культуры специалиста зависит успешность профессиональной деятельности, его конкурентоспособность и профессионализм. В статье рассматриваются функции профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, успешное осуществление которых является важным фактором развития профессионально-личностных качеств и достижения качественной подготовки специалистов. Выделены следующие функции : коммуникативная, информационно-познавательная, творческая, оценочная, гуманистическая, мотивационная, нравственная, воспитательная, рефлексивная, эстетическая. Главное внимание в статье уделено характеристикам данных функций . Результаты исследования расширяют знания о методологическом потенциале профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов в образовательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Наседкина Анна Владимировна

  • Сущность и содержание интегративного подхода в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта

    2016 / Наседкина Анна Владимировна, Корнилова Ольга Алексеевна
  • Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов - музыкантов на основе интегративного подхода

    2015 / Наседкина Анна Владимировна
  • Методологические подходы к формированию профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

    2018 / Клинов Владимир Владимирович, Тарасова Любовь Викторовна, Долматова Тамара Владимировна
  • 2017 / Дыганова Е.А., Явгильдина З.М.
  • Методические аспекты профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к просветительской работе

    2018 / Поронок С.А.
  • Народная художественная культура как средство развития профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта

    2016 / Кириченко Тд., Ефремова И.В., Пиджоян Л.А., Климов В.И., Дубровский В.В.
  • Педагогический потенциал дирижерско- хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта

    2016 / Дыганова Е.А., Явгильдина З.М.
  • Моделирование процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе этнопевческих традиций

    2013 / Нургаянова Неля Хабибулловна
  • Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта

    2019 / Шинтяпина И.В.
  • Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта на основе парадигмы педагогической поддержки

    2011 / Макарова Светлана Викторовна

FUNCTIONS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS

Formation of professional and pedagogical culture of the future teachers-musicians is one of the most important goals of modern music education because of the level of professional and pedagogical culture specialist depends on the success of professional activity, competitiveness and professionalism. The article discusses the functions of professional and pedagogical culture of the future teachers-musicians , the success of which is an important factor in the development of professional and personal qualities and achievements of high quality training. The following functions are identified: communication, information and cognitive, creative, evaluation, humanistic, motivation, moral, educational, reflective, aesthetic. The main attention is given to the characteristics of these functions . The results of this study extend the knowledge about the methodological potential of professional pedagogical culture of the future teachers-musicians in the educational process.

Текст научной работы на тему «Функции профессионально-педагогической культуры в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)

А. В. Наседкина

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов - одна из важнейших целей современного музыкального образования, поскольку от уровня профессионально-педагогической культуры специалиста зависит успешность профессиональной деятельности, его конкурентоспособность и профессионализм. В статье рассматриваются функции профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, успешное осуществление которых является важным фактором развития профессионально-личностных качеств и достижения качественной подготовки специалистов. Выделены следующие функции: коммуникативная, информационно-познавательная, творческая, оценочная, гуманистическая, моти-вационная, нравственная, воспитательная, рефлексивная, эстетическая. Главное внимание в статье уделено характеристикам данных функций.

Результаты исследования расширяют знания о методологическом потенциале профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов в образовательном процессе.

Ключевые слова: культура, профессионально-педагогическая культура, будущие педагоги-музыканты, функции, функции внешней и внутренней направленности.

Быстро изменяющаяся социальная действительность и новые социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке педагогов. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах, готовых к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности. Профессионализм кадров предполагает не только прочную основу специальных знаний, умений и навыков, но и овладение высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Данное понятие аккумулирует в себе процессы личностного развития, творческой самореализации, культурологического становления и многое другое. В связи с этим в сфере образования возрастает роль формирования профессионально-педагогической культуры как определяющего фактора профессионального становления личности студента.

Формирование профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта является ключевой проблемой в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат.

В настоящее время существует множество определений культуры. Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет культуру, с одной стороны, как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, а с другой - как высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение (производственная культура, культура речи, профессиональная культура и пр.) . По мнению В. Л. Бенина: «Культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, а потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Усложнение и диффе-

ренциация этой деятельности ведут за собой развитие и дифференциацию культуры, выделение в ней новых самостоятельных элементов и подсистем» .

Понятие «профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта» определяется с помощью множества характеристик и тесно связано с различными видами профессиональной деятельности педагога-музыканта: педагогической, исполнительской, методической и воспитательной работой, научно-исследовательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельностью. В связи с этим под профессионально-педагогической культурой будущего педагога-музыканта понимается многогранное понятие, которое включает в себя несколько подсистем (общая культура личности, исполнительская культура, методологическая культура и др.), и выражается в определенном уровне профессионально-педагогической деятельности.

Системное видение профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта предполагает рассмотрение ее функций как важного методологического элемента.

Понятие «функция» (от лат. Адпсйо - исполнение, осуществление) имеет много значений в различных науках. Для данного исследования наиболее точным будет понимание функции, используемое в социологии. Функция - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому . Применительно к процессу формирования профессионально-педагогической культуры педагогов-музыкантов функция характеризует проявление ее свойств и возможностей в преобразовании личности, представляет собой способ действия при ее взаимосвязи с внешней средой и внутренними потребностями специалиста.

А. В. Наседкина. Функции профессионально-педагогической культуры в профессиональной подготовке.

Проблеме формирования профессионально-педагогической культуры посвящено значительное количество научных исследований в отечественной науке (И. Ф. Исаев, В. Л. Бенин, Е. В. Бонда-ревская и др.). Большинство исследователей выделяют функции профессионально-педагогической культуры из содержания ее структурных компонентов. И. Ф. Исаев под функциональными компонентами понимает «базовые связи между исходным состоянием структурных элементов педагогической системы и конечным искомым результатом» и выделяет следующие основные функции: гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, информационная, нормативная, обучающая и воспитывающая .

В. Л. Бенин рассматривает следующие функции педагогической культуры: функция трансляции социального опыта, регулятивная (регуляция поведения обучающегося в процессе трансляции социального опыта и регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования), семиотическая или знаковая, аксиологическая и творческая. Автор приходит к выводу, что все функции педагогической культуры реализуются во всех формах трансляции социального опыта и не могут быть «закрыты» только в школьных стенах .

По мнению Е. В. Бондаревской, педагогическая культура является «универсальным феноменом, присущим всем общественным субъектам на разных уровнях их жизнедеятельности и отношений». Функцией педагогической культуры, по ее мнению, являются сохранение, передача, стимулирование, развитие человеческой культуры в целом .

Представленные выше классификации отражают основную сущность функций профессионально-педагогической культуры и обусловлены ее структурными компонентами. Однако основные функции профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта могут быть понятны глубже, если исходить из специфики и многогранности профессиональной деятельности специалиста. Основываясь на этих особенностях и научных работах исследователей, выделяем следующие функции профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта: коммуникативная, информационно-познавательная, творческая, оценочная, гуманистическая, мотивационная, нравственная, воспитательная, рефлексивная, эстетическая.

Функционирование профессионально-педагогической культуры связано с достижением определенных целей в личностном развитии специалиста. Важными факторами профессионально-педагогического и личностного развития педагога-музыканта являются: внешние - социокультурная и образовательная среда и внутренние - будущая профес-

сиональная деятельность, самообразование и самовоспитание. В соответствии с этим можно выделить две группы функций профессионально-педагогической культуры - внешней и внутренней направленности.

Функции внешней направленности связаны с реализацией личностных потребностей в профессиональном становлении педагога-музыканта в условиях социума и образовательной среды. Во внешних связях проявляется социальная роль профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта. К данным функциям относим коммуникативную, нравственную, эстетическую.

Коммуникативная функция обеспечивает содержательно-образовательное информационное взаимодействие, организуемое в педагогических целях. В ее основе лежит потребность в общении с другими людьми для передачи или получения информации, установления и налаживания взаимоотношений педагога с коллегами, учениками, родителями и общественностью. Поскольку профессионально-педагогическая культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей, то в процессе лич-ностно-профессионального становления специалиста данная функция будет определяющей.

Нравственная функция предполагает соблюдение определенных норм и правил, которые сложились в социуме в отношении профессиональной деятельности педагога-музыканта и отражает трудолюбие, доброту, активность, целеустремленность.

Эстетическая функция профессионально-педагогической культуры проявляется в эстетической и воспитательной деятельности педагога-музыканта и заключается в развитии эстетического вкуса, стремлении создавать эстетические ценности. Развитие личности педагога-музыканта тесно связано с эстетическим воспитанием, которое призвано формировать все стороны духовной жизни личности, позволяет правильно понимать и оценивать прекрасное в деятельности педагога-музыканта и обусловлено эстетическим воздействием на человека.

Функции внутренней направленности отражают ценностный потенциал в преобразовании личностных качеств студента и характерны для каждого из структурных компонентов профессионально-педагогической культуры. Функциями внутренней направленности являются информационно-познавательная, творческая, оценочная, гуманистическая, мотивационная, воспитательная, рефлексивная.

Информационно-познавательная функция непосредственно связана с исследовательской деятельностью студента и его обучением. Она заключается в передаче знаний и обеспечивает овладение студентом системой исполнительских, психолого-педагогических, музыкально-теоретических знаний, умений и навыков как основ профессиональной де-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)

ятельности. Действенность реализации данной функции выражается в применении научных знаний в конкретных условиях профессиональной деятельности. Также будущий педагог-музыкант должен ориентироваться в многообразном потоке информации, владеть средствами информационных технологий, уметь работать с информацией с помощью этих средств.

Творческая функция состоит в том, что профессионально-педагогическая культура представляет большие возможности будущим педагогам-музыкантам для развития и совершенствования у них творческих способностей, мышления и самостоятельности. Так как специфика профессии педагога-музыканта связана с творчеством, современный педагог-музыкант должен быть подготовленным к педагогической деятельности как творческому процессу, обладать значительным творческим потенциалом. В основе данной функции - создание условий для реализации творческого проявления личности в процессе профессиональной подготовки.

Оценочная функция профессионально-педагогической культуры связана с ее ценностными ори-ентациями, педагогическими и художественными ценностями, эстетическим отношением к музыке как виду искусства и средству воспитания, она обеспечивает осознание ценностей мировой художественной культуры. Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта является единством процесса создания профессионально-педагогических ценностей и процесса освоения этих ценностей. Данная функция предусматривает вовлечение студента в процесс освоения гуманистических ценностей педагогики и музыкального искусства, теорий и технологий ценностного взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса.

Гуманистическая функция связана с развитием личности преподавателя, его творческой индивидуальности. В профессии педагога всегда содержится гуманистическое начало, реализуемое в стремлении воспитывать в обучающихся человеческое и создании условий для их гармоничного личностного развития. Гуманистическая направленность личности педагога-музыканта является одним из показателей высокого уровня сформирован-ности профессионально-педагогической культуры. По мнению И. Ф. Исаева, «гуманистическая функция педагогической культуры преподавателя вуза утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничеству равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности» . Сущность данной функции заключается в определении гуманистических ценностей как ориентира развития профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта.

Важное значение имеет мотивационная функция профессионально-педагогической культуры,

состоящая в том, что она формирует профессиональную мотивацию будущих педагогов-музыкантов, которая побуждает и направляет их деятельность к освоению профессии. Мотивация имеет определяющее значение для учебной деятельности. По мнению А. К. Макаровой, «мотивационная сфера учения - это то, что определяет, побуждает активность учащегося, что в целом детерминирует его учебное поведение» . Мотивация придает деятельности личностный смысл, обусловливает направленность личности и способствует ее самоутверждению. Поэтому в образовательной организации высшего образования необходимо создать условия для того, чтобы областью успешного самоутверждения оказалась профессионально-учебная деятельность.

Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта отражает область воспитательной деятельности. Студент на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе мотивы, убеждения, нормы поведения. Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта связана со способностью человека к саморазвитию. В качестве высшей формы саморазвития некоторые педагоги рассматривают самовоспитание. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных . Поэтому профессионально-педагогическая культура реализует воспитательную функцию через формирование качеств личности, через образ жизни педагога и стремление к профессионально-личностному росту и самовоспитанию.

Рефлексивная функция связана с пониманием собственной профессиональной деятельности, а также оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций. Педагогическая рефлексия -это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Будущий педагог-музыкант должен понимать и анализировать причины ошибок и затруднений в образовательном процессе, чтобы добиться лучших результатов. Именно рефлексия выступает фактором самосовершенствования видов учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов: исполнительской, методической, коммуникативной, творческой, научно-исследовательской .

Таким образом, в содержании профессионального музыкального образования на современном этапе особое место принадлежит формированию профессионально-педагогической культуры, являющейся определяющим фактором становления будущего педагога-музыканта. Представленные функции профессионально-педагогической культуры определяют многоаспектность содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта и разнообразие форм ее реализации.

А. В. Наседкина. Функции профессионально-педагогической культуры в профессиональной подготовке...

Список литературы

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 939 с.

2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. 144 с.

3. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 432 с.

4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 208 с.

5. Акопян А. В. Концепция педагогической культуры // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2013. № 1. С. 67-75.

6. Макарова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.

7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М., 2004. 384 с.

8. Ланкина Е. Е. Аспекты подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып.9 (137). С. 83-89.

Наседкина А. В., аспирант.

Самарский государственный институт культуры.

Ул. Фрунзе, 167, Самара, Россия, 443010. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 14.04.2015.

FUNCTIONS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE IN THE PROFESSIONAL TRAINING

OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS

Formation of professional and pedagogical culture of the future teachers-musicians is one of the most important goals of modern music education because of the level of professional and pedagogical culture specialist depends on the success of professional activity, competitiveness and professionalism. The article discusses the functions of professional and pedagogical culture of the future teachers-musicians, the success of which is an important factor in the development of professional and personal qualities and achievements of high quality training. The following functions are identified: communication, information and cognitive, creative, evaluation, humanistic, motivation, moral, educational, reflective, aesthetic. The main attention is given to the characteristics of these functions.

The results of this study extend the knowledge about the methodological potential of professional pedagogical culture of the future teachers-musicians in the educational process.

Key words: culture; professional and pedagogical culture; future teachers-musicians; functions; functions of external and internal orientation.

1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyyslovar"russkogo yazika . Moscow, 1999. 939 p. (in Russian).

2. Benin V. L. Pedagogicheskaya kul"tura: filosofsko-sotsiologicheskyy analiz . Ufa, BGPI Publ., 1997. 144 p. (in Russian).

3. Kravchenko A. I., Anurin V. F. Sotsiologiya: uchebnik dlya vuzov . St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 432 p. (in Russian).

4. Isaev I. F. Professional"no-pedagogicheskaya kul"turaprepodavatelya . Moscow, Akademia Publ., 2004. 208 p. (in Russian).

5. Akopyan A. V. Kontseptsiya pedagogicheskoy kul"tury . Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy-Scientific problems of humanitarian researches, 2013, no. 1, pp. 67-75 (in Russian).

6. Makarova A. K., Orlov A. B., Fridman L. M. Motivatsiya ucheniya i eye vospitaniye u shkol"nikov. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 64 p. (in Russian).

7. Roykov M. I., Bayborodova L. V. Teoriya imetodika vospitaniya . Moscow, 2004. 384 p. (in Russian).

8. Lankina Ye. Ye. Aspekty podgotovki pedagogov-muzyikantov k nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti v usloviyakh vuza . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 9 (137), pp. 83-99 (in Russian).

Samara State Institute of Culture.

(сл. 11 ) Педагоги, как и другие специалисты, различаются поуровню педагогической культуры – разной степени соответствия требованиям педагогической деятельности. А.М.Столяренко выделяет четыре уровня педагогической культуры:

- высший профессиональный – свидетельствует о том, что педагог достиг значительных успехов в своей профессиональной деятельности. Он умеет грамотно, логично и доходчиво донести знания и воспитательные идеи до молодежи, способен вызвать у обучающихся интерес к учебной и социально-значимой деятельности, может увязать содержание учебной и воспитательной работы с окружающей действительностью, с актуальными для взрослеющего человека проблемами. Вместе с тем, педагог, достигший высшего уровня, умеет управлять познавательной активностью детей, успешно организует их самостоятельную работу, мастерски владеет современными технологиями обучения и воспитания, побуждает обучающихся мыслить, делать осознанный выбор нравственных и культурных ценностей;

- средний профессиональный – показатели культуры приближены к свойственным высшему уровню, но все же во многом еще отличаются от него;

- низкий (начальный) профессиональный – характерен для начинающих педагогов, получивших предварительную педагогическую подготовку (образование); этот уровень наблюдается обычно в первые три года работы;

- допрофессиональный характерен наличием у занимающегося педагогической работой только почерпнутых в личном опыте обучения в средней и высшей школе представлений о том, что такое урок, как его проводить. Это знания эмпирические, несистематизированные, обывательские, имеющие многочисленные пробелы, неточности и даже ошибки; они подобны знаниям современного любителя детективных фильмов, который полагает, что знает, как работает следователь, оперативник, судья, адвокат, и считает, что мог бы уже и сам поработать на их месте. Но с такими знаниями (они характерны для практиков, переходящих на работу в школы без педагогической переподготовки) невозможно осуществлять полноценную педагогическую деятельность и зачастую достигнуть высот педагогической культуры даже за 10 – 20 лет преподавания.

В соответствии со степенью осознанности, структурированности, устойчивости профессиональной позиции педагога Н. М. Борытко выделяет пять уровней сформированности педагогической культуры.

Первый уровень – «внегуманитарный». Педагог главной своей функцией считает передачу знаний, умений, навыков, профессии и т.д. Воспитательный ее эффект он не создает и не проектирует. Во взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ро­левых функциях.

Второй уровень – «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре его позиции преобладают нормы педагогической деятельности, которые он принимает к исполнению, не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом взаимодействии с детьми скорее обусловлены собственными человеческими качествами, которые он воспринимает как проявление своей некомпетентно­сти, необученности в области педагогической деятельности. Даже будучи приверженным гуманитарным взглядам в принципе, такой педагог может быть авторитарным в профессиональной дея­тельности.

Третий уровень – «технологический». Это педагог, который увлечен поиском педагогических технологий, а по сути – новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность общения, в самоанализе часто звучат фразы «де­тям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску «но­вых разработок». Гуманитаризация мыслится им на уровне от­дельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины.

Четвертый уровень – «системный». На этом уровне педагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с воспитанниками. Здесь анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Фор­мы учебно-воспитательной работы воспринимаются лишь как «за­готовки», «строительный материал» для установления оптималь­ных взаимоотношений с детьми на основе педагогических целей. Для педагога становится важным не только разнообразие позиций детей, но также разные смыслы их участия в педагогическом взаимодействии. Признание разнообразия служит отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагога.

Пятый уровень – «концептуальный». Педагог включает учебно-воспитательные взаимодействия в сферу не только профессионального, но и своего жизненного развития. Он испытыва­ет осознанную потребность в дискуссионных формах работы, при­знавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в пе­дагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой. Основным стилем его деятельности является взаимное уважение и взаиморазвитие позиций.

Профессиональная культура педагога в процессе своего ста­новления и развития проходит закономерную последовательность качественно различных состояний (уровней), которые определя­ют стиль профессиональной деятельности, поведения и общения.

Последовательность этих уровней как качественных состояний профессионального бытия педагога выявляет логику процесса становления его профессиональной культуры.

В качестве основного механизма ее становления у педагога многие исследователи называют профессиональное самоопределение педагога, выбор им собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах профессиональной деятельности; как основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Самоопределение в профессии – это поиск и нахождение в ней своего смысла, своей меры бытия, своего отношения к истине, которые в итоге воплощаются в педагогических деяниях; обретение профессиональной свободы и достоинства говорит о сформированной профессиональной культуре. Ощущение профессиональной свободы при воплощении в жизнь концептуальных замыслов приходит с возможностью выбора определённого плана действий, построения оригинальной структуры методов, своей системы воспитательной работы, разработки индивидуальной формы воплощения воспитательных отношений, логики педагогического процесса.

Г ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАЦИИ, у

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЛАБАНОВА Т.В.,

первый заместитель управления образования и науки Белгородской области,кандидат педагогических наук

В системе среднего профессионального образования (СПО) происходят существенные изменения в содержании, формах и методах обучения и воспитания студентов, в финансировании и развитии материальной базы. Учебные заведения среднего профессионального образования являются типовым образовательным учреждением данной системы, основное предназначение которого - развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству, реализация образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Но совершенно очевидно, что успех всех этих преобразований определяется характером личности и деятельности преподавателей.

В этой связи особую актуальность приобретает сегодня проблема повышения профессионально-педагогической культуры преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения как меры и способа реализации сущностных, личностных сил в профессиональной деятельности. От личностной профессиональной позиции педагога во многом зависит процесс расширения духовной сферы детей. Именно поэтому современная педагогика свое внимание сосредотачивает на развитии профессионально-педагогической культуры специалиста и в первую очередь таких его качеств, как высокий нравственный и эстетический облик, широкая профессио-

нальная эрудиция, готовность к творческой самореализации.

Проведенное исследование теоретических основ развития профессионально-педагогической культуры преподавателя учебного заведения СПО позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры личности и выражается через деятельность субъекта и создаваемые им ценности. Профессионально-педагогическая культура преподавателя учебного заведения СПО строится на диалогической сущности профессиональной и педагогической культур, включая в себя специфическую и общую профессионально-педагогическую культуру.

2. Профессионально-педагогическая культура преподавателя учебного заведения СПО включает в себя аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты, обеспечивающие овладение профессионально-педагогическими ценностями, технологиями и творческую самореализацию преподавателя в педагогической деятельности.

3. Профессионально-педагогическая культура преподавателя учебного заведения СПО характеризуется двумя группами особенностей: процессуально-содержательными, отражающими содержание наполняемости компонентов и социально-педагоги-

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.

ИННОВАЦИИ

ческими, отражающими социально-инфраструктурное деление учебного заведения СПО, базовое образование преподавателей и стаж работы.

4. Система критериев оценки уровней сформированности профессионально-педагогической культуры вытекает из понимания сущности образовательно-педагогической деятельности и личностной характеристики преподавателя учебного заведения СПО, включает в себя: ценностное отношение к образовательно-педагогической деятельности, технолого-педагогическую готовность, творческую активность личности преподавателя, степень развития образовательно-педагогического мышления, стремление к самосовершенствованию в процессе практической деятельности.

5. В ходе исследования выделено три уровня сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателя учебного заведения СПО: уровень творческого владения, уровень достаточной сфор-мированности с элементами творчества, уровень профессиональной адаптации, которые в достаточной степени зависят от процессуально-содержательных и социально-педагогических особенностей.

6. Анализ сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателей учебного заведения СПО позволил сформулировать несколько групп противоречий, характерных для современного состояния общества:

Первую группу составляют противоречия между социальными и профессиональными аспектами деятельности. Тяготы «смутного времени» переживают все учителя. Всех в

той или иной степени волнуют житейские проблемы, стихия рынка, коммерциализация общественной жизни, и т.д. Часть педагогов не только остро воспринимает жизненные и профессиональные невзгоды. Они ставят под сомнение свою профессиональную деятельность, свои возможности научить чему-либо подрастающее поколение;

Вторая группа противоречий - внутренние и внешние противоречия субъекта деятельности, так называемый творческий поиск. Внутренние - связаны с несоответствием между стремлениями и собственными профессиональными возможностями преподавателя. Они становятся источником творческой неудовлетворенности, постоянного поиска, новых требований к себе, к своей подготовке, качествам личности и т.д. Внешние - отражают рассогласование между творческими устремлениями педагога и необходимостью их согласования с педагогическим коллективом, его руководителями, органами управления, родителями;

Третья группа противоречий проявляется в средствах деятельности. Они отражают рассогласование между деятельностью педагога и существующими нормативами, требованиями;

Четвертая группа включает противоречия в оценке результатов деятельности, которые проявляются в рассогласовании между желанием педагога и достижениями в подготовке учащихся. Противоречия в оценке результатов, несоответствие между стремлениями и ожиданиями преподавателя, с одной стороны, и результатами труда, с другой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Особенность современного этапа развития системы дошкольного образования. Овладение основами инновационной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности. Анализ функциональных компонентов профессионально-педагогической культуры воспитателя.

    доклад , добавлен 08.10.2009

    Ознакомление с новыми направлениями деятельности учителя начальной школы. Приобретение мотивационной готовности к педагогической деятельности. Формирование навыков профессиональной коммуникации, профессионально значимых качеств будущего учителя.

    отчет по практике , добавлен 18.06.2015

    Рассмотрение профессионально-личностных качеств педагога. Профессионально-педагогическая компетентность и культура учителя. Педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, описание ведущих свойств.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Сущность профессионально-педагогической культуры. Направленность личности педагога. Процесс и пути профессионального становления личности будущего учителя. Обобщение опыта практической работы учителя немецкого языка общеобразовательной школы г. Суража.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Характеристика профессиональных качеств современного педагога. Выявление специфики профессионально-педагогической культуры учителя литературы и определение роли творческих способностей и эмоционально-коммуникативных качеств в работе учителя-филолога.


Самое обсуждаемое
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь
Физики открыли новое состояние материи Физики открыли новое состояние материи
История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны


top