Март – апрель – май. Календарно-тематический план по развитию речи в средней группе (январь-май) Развитие речи ср гр

Март – апрель – май. Календарно-тематический план по развитию речи в средней группе (январь-май) Развитие речи ср гр

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

Воробей. - Ворона.

Пчела. - Стрекоза.

Божья коровка. - Собака.

Слон. - Кошка.

Ракета. - Стол.

Змея. - Облака.

Орел. И т. д.

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры : я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Дай действия словам

Цель : активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры : я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры : я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Где Петрушка?

Наглядный материал : кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

Тарелка, стакан, корова, чашка

Чашка, стакан, тарелка, кружка

С мишкой

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой

Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

Дай нам работу

А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

Дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

Голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Кто у кого?

Цель : практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры : сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

    В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

    В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

    дети объясняют свой выбор

    роль водящего выполняет ребенок

Угадай звук

    поднимите правую руку, если услышите в словах звук :

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

    хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук .

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

Отгадай-ка

Цель :

    упражнять детей в составлении описательных рассказов

    развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

Используй каждое мгновение

Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка раза два не надолго прикрывается, ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.

Вкус и запах

    представь ЛИМОН

    каков он на вкус?

    Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи

    Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    нарисуй лимон

    представь АПЕЛЬСИН

    каков на вкус?

    Как пахнет?

    Какого цвета?

    Что чувствуешь?

    нарисуй апельсин

    расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

    Описать предмет, которого не стало

    рассказать о месте, где он стоял

    на какой звук начиналось название этого предмет

    в названии каких еще предметов есть этот звук?

Подбери овощи и фрукты по цвету

Цель: развитие сенсорики

Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету

Измени предложение

Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

Лена поливает цветы, Лена и Коля …

Что у вас?

Материал : на каждом столе 1 картинка

Ход игры : воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»

Дети отвечают:

У нас флаг

У нас флаги

У нас дом

У нас дома

Один и много

Материал:

Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

У меня окно

У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

Магазин

Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом А

Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

У меня мяч, а в магазине мячи

Я начну, а ты закончи

Цель : активизировать в речи предлога У

Ход игры:

    Красивое платье у кого?

  • Синий флажок у кого?

Кто как кричит

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

    Хрю – хрю

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

Угадай дерево по листу

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

Этот лист березы

Этот лист клена

Кто с кем?

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

Где мишка искала свой мяч?

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

    Что делает мишка? (спит)

    Где спит мишка? (на кровати)

    Что сейчас делает мишка? (встал)

    Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

    Где он сидит? (на кровати)

    Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

На чем дети катаются

Цель активизировать в речи предлога НА

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

Мальчик катается на самокате

Вера едет на машине. И т.д.

Угадай, кто сказал

Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например: Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть

Или: Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму.

Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет.

У зайки день рождения

Ход игры:

В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?

Д: орехи – белке

Рыбку – лисе

Мед - мишке

Доскажи словечко

Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.

Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил)

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит - Это доктор... (Айболит)

Доскажи словечко

У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино)

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин,

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник, И на мед - особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух)

Доскажи словечко

Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж)

И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)

Доскажи словечко

Вместо носа - пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок)

Птица черная кружится,

"Кар! Кар! Кар!» - кричит и злится

Всем известная персона.

А зовут ее... (Ворона)

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь)

Что за предмет?

Цель : учить называть предмет и его описывать.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку

Цель : формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание : сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Сорока

Цель : соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Дети : Сорока, сорока, отдай нам мыльце

Сорока: Не дам, не отдам,возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети : Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока : Не дам, не отдам, возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку. 1

Дети : Сорока, сорока, отдай нам очки

Сорока : Не дам, не отдам, я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети : Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Сорока : Не дам, не отдам, возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель : Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси и все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель :

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель :

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

Разноцветный сундучок

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Олины помощники

Цель : образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги)

Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Скажи, какой?

Цель : Учить детей выделять признаки предмета.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал : кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры . Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

5-6 играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы. 1

«Садовник и фруктовые деревья»,

«Лесовик и лесные ягоды»,

«Дрессировщик и его звери»

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

Воспитатель : зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Воспитатель : Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали… И т.д.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал . Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Ветерок»

Цель . Развитие фонематического слуха.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

Зевают, отдыхают, спят…

Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят…

Одеваются, прощаются…

Лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал . Мелкие игрушки.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом

(Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Буквы вокруг меня

Цель : закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.

Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.

Например: А – арбуз, Б – банка, В – вешалка, Г – гардины и т.д.

Картины

Цель: закрепление знаний о буквах, расширение словарного запаса; развитие зрительной памяти; ознакомление с художниками и картинами

Возьмите картину художника, который Вам нравится. Прочтите название картины и имя автора ребёнку. Попросите найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И.Е.Репина «Не ждали». Пусть ребёнок найдёт все предметы на определённую букву П (пол, портрет, пальто, передник и т.д.)

Попросите его запомнить все слова на эту букву. Закройте картину и предложите ребёнку вспомнить все эти предметы.

Всё из «О»

Цель : закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.

По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению.

Цель : развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

Что ты делаешь? (Народная игра)

Цель . Активизир-ть употребление глаголов и глагольных форм, обознач-х проф. действия. Ход. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, и т. д. Каждый выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», - и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д.

В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.

Король (Народная игра)

Цель . Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

Здравствуй, Король!

Здравствуйте! - отвечает он.

Нужны вам работники?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.

Назови слово

Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.

Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению.

Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,

б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика… .

Приставки. Задание: подобрать слову подходящее «начало» (приставку). Пример: рвать-сорвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,

б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный… 2

Отвечай быстро!

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый... (мяч)

высокий, прочный, кирпичный... (дом)

рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)

зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например, мяч. (круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый)

Задание детям

1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.

Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

Угадай, кто мой друг.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

Найди и подчеркни

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать заданную букву. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз букву можно зачеркивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку...

При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их подчеркивать, а наиболее сложный вариант упражнения - находить две буквы одновременно, но отмечать их разными знаками (например, Н - зачеркнуть, И - обвести в кружочек).

Задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как еще и тренирует внимательность.

От какой буквы деталь?

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать .

Какие буквы спрятались?

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.

Задание развивает зрительное восприятие.

Какая буква выглянула в окошко?

Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".

Игра развивает пространственное мышление и внимание.

Магазин

Цель - выделение в словах определенных звуков.

Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".

Перестановка ударений

Цель: помочь ребенку усвоить принцип слогослияния.


Поэкспериментируйте с ударениями в словах, при ответе на вопросы воспитателя
- Как тебя зовут?
- ПашА. ПАша.
- Что это такое?
- ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевизОр.

Запретные звуки

Цель - развивать умение выделять звуки в слове и учить работать по правилу.

Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить "3" или "К". Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

Кто ползет и шипит?
- .мея.
- Кто мурлыкает и все время умывается?
- .от.
- Кто пятится назад?
- Ра.

Тим и Том

Цель: учить различать твердые и мягкие звуки.

Нарисуйте двух человечков. Том "твердый" - он угловатый, тощий, а Тим "мягкий" - он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:
- Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак. Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ?

Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заблудились в лесу


Цель: помочь ребенку научиться выделять в слове ударный звук.

Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове

Ми-и-ишка!

Маши-и-инка!

Сло-о-он!

Звуковое лото


Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает:

У кого есть слово на эту букву?

Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

«Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами, фишки. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.

Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Кто здесь живет?

Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.

Прикрепите к доске домик и в пустые окошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут в этом домике.

Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел.

Бросаемся слогами.

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.

Са - …молёт; …поги; … мовар.

Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

Летела корова

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – “т”, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит:"Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

Составь слово из слогов

Цель : обучение осмысленному чтению

Разрежьте двусложное слово на слоги, например: РЕ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРЕ, и РЕКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание.

То же в дальнейшем интересно сделать с трехсложными словами, например: МО-ЛО-КО (у ребенка могут получиться варианты: КОЛОМО, КОМОЛО, ЛОКОМО, ЛОМОКО, МОКОЛО), или ДО-РО-ГИ (могут получиться "слова": ГИРОДО, ГИДОРО, РОГИДО, РОДОГИ, ДОГИРО).

"Кто кем был или что чем было"

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Кем или чем раньше был:

    цыплёнок (яйцом),

    лошадь (жеребёнком),

    лягушка (головастиком),

    бабочка (гусеницей),

    ботинки (кожей),

    рубашка (тканью),

    рыба (икринкой),

    шкаф (доской),

    хлеб (мукой),

    велосипед (железом),

    свитер (шерстью) и т.д.?

"КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА"

Цель игры . Учить детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда? зачем?) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать).

Ход : Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Ку рочке на голову надевают шапку. По сигналу водящего начинается диалог. - Курочка-Рябушечка, Куда идешь? - На речку.

Курочка-Рябушечка, Зачем идешь? - За водой.

Курочка-Рябушечка, Зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - Пи-пи-пи!

На слова "На всю улицу пищат" дети- цыплята убегают от курочки и пищат: "Пи-пи-пи". Если курочка ловит кого-то, то она произносит: "Иди к колодцу пить водицу". Пойманные дети выходят из игры.

"ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ"

Цель игры : Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим.

"Назови как можно больше предметов"

Цель : активизация словаря, развитие внимания

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму"

Цель : развивать фонематический слух

Восп-ль объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

"Назови части предмета"

Цель : обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

"Закончи предложение"

Цель : употребление сложноподчинённых предложений

· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Кому угощение?"

Цель : употребление трудных форм существительных

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова"

Цель : активизация словаря

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

"Кто кем хочет стать?"

Цель : употребление трудных форм глагола

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк"

Цель : развитие связной речи

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Цель: формировать представления о здоровом образе жизни

  1. Активизировать и расширять словарный запас детей посредством участия в словесно-речевых играх.
  2. Развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы.
  3. Учить понимать смысл загадок, отгадывать их.
  4. Вызвать у детей положительные эмоции от чтения стихов.
  5. Способствовать развитию любознательности

План НОД:

Воспитатель

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со здоровым образом жизни, что же это такое? Кто мне может ответить? (Ответы детей)

Вы всё говорите верно, чтобы быть здоровым нужно есть полезную пищу, а еще мыть руки, чистить зубы, много двигаться на свежем воздухе, заниматься спортом.

Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» о видах спорта и спортивных принадлежностях.

  1. Просыпаясь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку)

  1. Не обижен, а надут.

Его по полю ведут.

А ударят – нипочём!

Не угнаться за … (мячом) .

  1. На ледяной площадке крик,

К воротам рвётся ученик –

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей! »

Весёлая игра… (хоккей) .

  1. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги,

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой … (велосипед)

  1. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие … (коньки) .

  1. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы … (санки) .

  1. Я атлетом стать хочу,

Прихожу я к силачу:

— Расскажите вот о чём,

Как вы стали силачом.

Улыбнулся он в ответ:

— Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я … (гантели)

Какие виды спорта вы знаете? (ответы детей)

Всё верно! А вы знаете спорт начинается с физкультуры, вставайте на ножки, мы с вами немножко разомнемся (Физкультминутка)

Что такое физкультура?

«Физ» и «куль» и «ту» и «ра».

Руки вверх, руки вниз.

Это «физ».

Крутим шею словно руль.

Это «куль».

Ловко прыгай в высоту.

Это «ту».

Бегай полчаса с утра.

Это «ра».

Повторяйте все за мной (показываю движения: повороты в стороны, наклоны в стороны, локоть –колено, вертолет, приседание, хлопок под коленом)

Занимаясь этим делом, будешь сильным, ловким, смелым.

Плюс хорошая фигура.

Вот что значит физкультура!

Какие вы молодцы! Настоящие спортсмены!

Присаживайтесь

А сейчас мы побеседуем с вами о вас и ваших родителях. Какими видами спорта они занимаются? (Ответы детей) А вы занимаетесь вместе с ними? (Ответы детей) Молодцы!

Мы с вами уже говорили, что одни занятия спортом не сделают человека здоровым, мы говорили о здоровом питании. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Нужно есть много фруктов, пить натуральные соки, отказаться от газировки, гамбургеров, сендвичей и картошки-фри. Кушать кашу и пить молоко.

И есть еще одно очень важное условие для здоровья. Что мы с вами делаем каждый раз перед едой? (Ответы детей) Правильно! Моем руки. А для чего мы это делаем (Ответы детей). Что может случиться, если что-то грязное попадет нам в рот? (Ответы детей). Заболит живот, в нем даже могут завестись червяки.

А теперь, давайте подумаем, какие несъедобные предметы можно брать в рот? (Ответы детей) Это зубная щетка, ложка и вилка.

Итак, наше занятие подошло к концу, что вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Нужно больше двигаться и играть на свежем воздухе, заниматься спортом

есть полезную пищу

мыть руки и чистить зубы.

Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий Гербова Валентина Викторовна

Март – апрель – май

Март – апрель – май

В весенние месяцы при каждом удобном случае следует, используя заклички, предлагать дошкольникам звать весну («Иди, весна, иди, красна…»), просить выглянуть солнышко («Солнышко-ведрышко…»).

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит.

Перед выходом на прогулку в самый раз напомнить детям стихотворение Д. Хармса «Очень страшная история»:

Все окончилось прекрасно,

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою… (булку) .

После самостоятельной деятельности детей в группе иногда полезно прочитать «Разгром» Э. Успенского, а после коллективного труда нерадивому ребенку подарить татарскую народную песенку «Мешок» (перевод Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина).

Перед сном можно прочитать детям сказку «Бременские музыканты» (бр. Гримм, пер. с немец. В. Введенского, под ред. С. Маршака), рассказы «Подкидыш» В. Бианки и «Неслух» Н. Сладкова, главы из книги Э. Хогарта «Мафин и его веселые друзья» (пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько), а также произведения из литературного репертуара для детей 3–4 лет.

Для того чтобы создать хорошее настроение у проснувшихся детей, полезно прочитать им потешку «Идет лисичка по мосту…» (из русского народного фольклора).

Необходимо продолжать периодически рассматривать с дошкольниками иллюстрированные издания программных произведений. Интересоваться, кому какой рисунок понравился и почему. Рассказывать о том важном, на что дети не обратили внимание. (Например: «Одинаковое ли выражения лица у героя сказки на этих рисунках?»)

Следует очень доброжелательно относиться к детским фантазиям.

Нужно выделять время для работы с теми детьми, у которых проблемы со звукопроизношением или с фонематическим слухом. (Приемы работы и дополнительный речевой материал представлены в конспектах занятий.)

В весенние и летние месяцы, вне занятий следует начинать учить детей работать с картиной-матрицей. Методика описана в разделе «Развитие связной речи».

Для работы с картиной-матрицей можно использовать пособие для детей среднего дошкольного возраста «Учусь говорить». – М., Просвещение (любой год издания.)

Восьмого марта следует поздравить педагогов, с которыми дети общаются постоянно, закрепляя умения, полученные на занятиях. Желательно вручить взрослым коллективную детскую работу – рисунок, аппликацию, поделку из природного материала и т.п.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

Я. Аким

Вот подснежник, на полянке

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

Перевод с молдав. Я. Акима Т. Виеру

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Март – апрель – май Весной целесообразно предложить детям новые игры, ориентируясь на программные произведения художественной литературы. Например, можно вместе с детьми прочитать закличку «Солнышко-ведрышко », радуясь, если повезет, его появлению. Или поиграть в

Из книги Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий автора Комарова Тамара Семеновна

Март Занятие 61. Рисование «Расцвели красивые цветы»Программное содержание. Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Апрель Занятие 71. Рисование «Сказочный домик-теремок»Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Март Занятие 61. Рисование «Расцвели красивые цветы»Программное содержание. Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет Из книги автора

Март – апрель – май В весенние месяцы при каждом удобном случае следует, используя заклички, предлагать дошкольникам звать весну («Иди, весна, иди, красна…»), просить выглянуть солнышко («Солнышко-ведрышко…»).Нужно продолжать ежедневно читать ребятам художественные

В весенние месяцы при каждом удобном случае следует, используя заклички, предлагать дошкольникам звать весну («Иди, весна, иди, красна…»), просить выглянуть солнышко («Солнышко-ведрышко…»).

Перед выходом на прогулку в самый раз напомнить детям стихотворение Д. Хармса «Очень страшная история»:

После самостоятельной деятельности детей в группе иногда полезно прочитать «Разгром» Э. Успенского, а после коллективного труда нерадивому ребенку подарить татарскую народную песенку «Мешок» (перевод Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина).

Перед сном можно прочитать детям сказку «Бременские музыканты» (бр. Гримм, пер. с немец. В. Введенского, под ред. С. Маршака), рассказы «Подкидыш» В. Бианки и «Неслух» Н. Сладкова, главы из книги Э. Хогарта «Мафин и его веселые друзья» (пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько), а также произведения из литературного репертуара для детей 3–4 лет.

Для того чтобы создать хорошее настроение у проснувшихся детей, полезно прочитать им потешку «Идет лисичка по мосту…» (из русского народного фольклора).

Необходимо продолжать периодически рассматривать с дошкольниками иллюстрированные издания программных произведений. Интересоваться, кому какой рисунок понравился и почему. Рассказывать о том важном, на что дети не обратили внимание. (Например: «Одинаковое ли выражения лица у героя сказки на этих рисунках?»)

Следует очень доброжелательно относиться к детским фантазиям.

Нужно выделять время для работы с теми детьми, у которых проблемы со звукопроизношением или с фонематическим слухом. (Приемы работы и дополнительный речевой материал представлены в конспектах занятий.)

В весенние и летние месяцы, вне занятий следует начинать учить детей работать с картиной-матрицей. Методика описана в разделе «Развитие связной речи».

Для работы с картиной-матрицей можно использовать пособие для детей среднего дошкольного возраста «Учусь говорить». – М., Просвещение (любой год издания.)

Восьмого марта следует поздравить педагогов, с которыми дети общаются постоянно, закрепляя умения, полученные на занятиях. Желательно вручить взрослым коллективную детскую работу – рисунок, аппликацию, поделку из природного материала и т.п.

Вот подснежник, на полянке

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

Перевод с молдав. Я. Акима Т. Виеру

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: Мультимедиапроектор, компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

Ход занятия:

1. Организационный момент . Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки лисы.

Ребята, посмотрите, что это?

Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост)

3. Беседа. - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.

Анечка, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

Хорошо, Алеша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодец, Алеша. А Саша расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

Алиса, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодец, Алиса. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Слайд программа.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Физминутка.

Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки. -Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Алиса, расскажи, с чего начинается сказка.

Правильно, а Аня выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису. Аня, что отличает лису от других животных?

Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

Аня, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Ирина.

Аня, а что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Чем же, Лера, заканчивается сказка?

Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток.

Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста - круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

8. Подведение итогов.

Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять


Самое обсуждаемое
История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
Военно-морской флот накануне второй мировой войны Военно-морской флот накануне второй мировой войны
Двойник Петра I: «Самая страшная тайна русской истории» Двойник Петра I: «Самая страшная тайна русской истории»


top